Михаил щетинин. Щетинин Михаил Петрович — создатель Русской родовой школы. А сколько стоит там гостиничное проживание в сутки

Педагог-новатор, заслуженный учитель РФ, профессор, академик РАО, основатель экспериментального лицея в пос. Текос Краснодарского края, автор уникальной системы обучения «методом погружения».

Новаторская методика М.П. Щетинина построена на создании комплексного образовательного пространства, который включает в сферу педагогического действия многие жизненные процессы, важные для становления творческой личности; атмосферу свободного познания и воплощения полученных знаний. Руководимый им «Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков» является идейным продолжением «школы-мастерской» А.С. Макаренко. В центре всего педагогического процесса – духовно-нравственное развитие. Задача школы нового типа – воспитание гармоничной самостоятельной личности, обладающей всеми необходимыми знаниями, навыками, умениями и активной социальной позицией. В рамках лицея М.П. Щетинина объединены несколько видов программ, последовательно раскрывающих творческий потенциал учащихся: собственно образовательная, художественная, музыкальная, хореографическая, спортивная и трудовая. Обучение предметным дисциплинам ведется методом «погружения» - концентрированного изучения каждого отдельного предмета в течение определенного срока. В течение года ученики совершают до четырех «погружений» в каждый предмет, усваивая знания по усложняющейся схеме: от ориентировочного представления до творческого. «Предметные» уроки чередуются с «образными» (музыка, живопись) и «двигательными» (хореография, спорт, труд). Успевающие ученики становятся помощниками педагога и помогают в проведении занятий. Взаимообучение и коллективная творческая деятельность одна из отличительных черт новой модели образования. Индивидуальный подход к ученику позволяет отказаться от классно-урочной системы в пользу разновозрастных групп, где каждый обучается в своем индивидуальном темпе, без принуждения и отметок. Поощряется самостоятельное проведение учениками научных исследований, раскрывающих междисциплинарные связи и формирующих целостное восприятие мира.

Амонашвили Шалва Александрович

Родился 8 марта 1931 года в Грузии. После окончания факультета востоковедения Тбилисского университета трудится на ниве педагогики. Авторская система Ш.А. Амонашвили «Школа жизни» взята за основу учебного процесса во многих школах России и зарубежья.

Шалва Александрович Амонашвили – один из знаменитой плеяды педагогов-новаторов, во времена господства авторитарной педагогики провозгласивших личностный подход к обучению. Продолжая идеи Сухомлинского, Вернадского, Макаренко Амонашвили призывает в каждом ребенке видеть воплощение высшего замысла творца. В противовес «понукательному» подходу к обучению гуманная педагогика стремится не к насаждению ограниченного объема знаний, а к совместному поиску решения в рамках сотворчества Ученика и Учителя. Отсутствие шаблонов, готовых «рецептов» вдохновляет педагога на постоянный, творческий поиск. Стимулом для ученика становится тонкая оценка педагога, направленная на поощрение его активности и самодеятельности. Задача педагога, по Амонашвили, это формирование вокруг ребенка особой среды, наполненной уважением к его личности, полным принятием ребенка, дающей опору для развития, взросления, самостоятельного мышления. Поэтому, по его мнению, главной целью реформ школьного образования должна быть не форма организации учебного процесса, а личность самого педагога. Перу Ш.А. Амонашвили принадлежат книги: «Педагогическая симфония», «Здравствуйте, дети», «В школу с 6 лет», «Как живете, дети?», «Обучение. Оценка. Отметка», «Школа жизни», «Исповедь отца сыну», «Единство цели», «Личностно-гуманная основа педагогического процесса», «Созидание человека» и др. Издательский Дом Амонашвили реализует проект по созданию 100 томов «Антологии гуманной педагогики».

Школа в переводе с латыни - лестница, это духовное восхождение человека. Мы строим здание и называем его школой только потому, что нет другого слова. На самом деле Школа в Учителе. А Учитель в переводе с санскрита означает «носитель света». *** Лучшие учителя – это ваши ученики. От них можно многому научиться, если принимать их как своих учителей. *** Меняются времена, и они зовут новые поколения детей. Время вызывает детей. Было время, которое вызывало детей-акселератов. Сейчас время зовёт детей Света. *** … Воспитание должно означать питание духовной оси, питание душ. То есть в школе через питание оси происходит восхождение, становление того самого главного в человеке, что и составляет всю суть его личности - души и духовности.

40) Государственная политика в области образования.

В Законе Российской Федерации "Об образовании" под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Достижение определенного образовательного ценза удостоверяется соответствующим документом.

Статья 43 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого гражданина на образование. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Фундаментальными основами государственной политики в области образования в Российской Федерации являются:

    Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.

    Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

    Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых законодательно образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном законами Российской Федерации.

    Общее образование является обязательным.

    Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

    • Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

    Граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

    • Вопросы изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации регулируются законодательством этих республик.

    Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

    Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

    • В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

    Проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования обеспечивает Правительство Российской Федерации.

    Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования (текущая Программа принята на период 2006-2010 годов).

    В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

    гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

    единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

    общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

    светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

    свобода и плюрализм в образовании;

    демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Михаил Петрович Щетинин родился в 1944 г. в с. Новый Бирюзяк (Кизлярский район Дагестана) в семье потомственного терского казака. С 1962 г. служил в армии.

Потом учился в музучилище, но не окончил из-за болезни рук. С 1966 г. начинает преподавать в музшколе, одновременно заочно учась в пединституте. Уже тогда Михаил начал педагогические эксперименты.

С 1972 г. работает директором музшколы в г. Кизляр (Дагестан), где создает первый лицей искусств, координируясь с обычной школой. Есть первый положительный опыт: активизировались способности отстающих учеников.

В 1973 г. заканчивает музыкально-педагогический факультет пединститута в Саратове и становится учителем музыки и пения (играет на баяне). Еще год работает в музшколе, заканчивая эксперимент.

В 1974 г. назначается директором школы-комплекса в пос. Ясные Зори (Белгородской обл.). К этому времени Щетинин понял, что воспитать самодостаточную личность можно только через синтез искусства, спорта, творчества и знания. Его новаторство было направлено на это: уделяя много внимания музыке, пению, хореографии и физкультуре, он не забывал о школьном самоуправлении, насыщенных коротких продуктивных уроках (35 мин.) по широкому перечню предметов; практиковал «кафедры», которые были прообразом метода погружения.

В 1979 г. Михаил Петрович становится научным сотрудником АПН. О странной школе становится известно в Москве, причем пресса о ней высказывается нелицеприятно. Комплекс закрывают, а Щетинину дают школу на Украине в село Зыбково (Кировоградская обл.), чтобы дискредитировать его идеи. Он назначен научным руководителем эксперимента по созданию учебно-трудового комплекса-интерната. Щетинин продолжает внедрять новаторские методики, впервые пробует метод «погружения». К 1986 г. об эксперименте заговорили по всей стране, но Минобразования СССР не увидело в нем положительных результатов, и школу закрыли.

Щетинину не дают учительствовать, и он уезжает в Москву по приглашению академика Петровского. Два года он работает старшим сотрудником НИИ АПН. За эти годы он обобщает свой опыт, расширяя педагогику сотрудничества, выпускает свою книгу «Объять необъятное», изучает Рерихов.

В 1988 г. некоторые люди из ЦК помогают Михаилу Петровичу устроиться директором школы в станице Азовская (Краснодарский край). Школа сразу реорганизуется, в ней вводятся новаторские методики, которые не всем по вкусу.

В 1990 г. родители настаивают на введении классического обучения, и школа делится на две. Щетинин становится гендиректором Центра комплексного формирования личности детей и подростков в ст. Азовская. Вокруг новатора формируется коллектив единомышленников, налаживаются связи институтами и университетами, отрабатывается методика погружения.

В 1991 г. учреждается РАО и Щетинин становится академиком.

В 1993 г. после Всероссийской конференции по национальной школе, в центре возникли противоречия. В 1994 г. Щетинин с педагогами-единомышленниками и некоторыми учениками перебирается в посёлок Текос под Геленджиком (Краснодарский край) для создания экспериментальной Русской родовой школы-лицея интернатного типа.

Под школу отдали старую армейскую казарму. Руками Щетинина, его единомышленников и детей была построена новая школа. К 2000 г. она стала широко известна в мире как школа будущего, признана ЮНЕСКО. Возглавляется Щетининым и сейчас.

Заслуги:

  • 1976 г. — грамота Минпросвещения РСФСР.
  • 1978 г. — Отличник нарпросвещения РСФСР и медаль "За трудовую доблесть".
  • 1981 г. — Отличник нарпросвещения УССР.
  • 1990 г. — заслуж. учитель России.
  • 1991 г. — академик РАО.

Педагогика сотрудничества как основа системы Щетинина

Образовательную систему Щетинина называют философской, ибо она призвана сотворить цельную, творческую, обладающую системным мышлением личность.

Главная идея его системы

  • Каждый человек обладает от рождения огромными возможностями саморазвития.
  • Воспитание должно дать максимум свободы для саморазвития.
  • Саморазвитие основано на природных склонностях учеников.
  • Каждый ученик развивается в свои индивидуальные сроки.

Другими словами, ребенок должен сам создавать свою систему образования.

Щетининская система является частью педагогики сотрудничества.

В ее основе лежит:

  • Развитие нравственности и духовности через образ жизни, а не через наставления.
  • Стремление к познанию.
  • Видение прекрасного во всем.
  • Любовь к любому труду.
  • Физподготовка каждого ученика через русский рукопашный бой для самозащиты.

Ребята, которые вырастают в атмосфере сотрудничества:

  • много и продуктивно думают;
  • изначально становятся учителями — легко могут объяснить материал другому;
  • коммуникабельны и организованы;
  • открыты для людей;
  • способны к любому творчеству;
  • обладают огромным чувством ответственности.

Дети в школе Щетинина получают системное образование: целостное мировоззрение глубоко связывается с фундаментальными знаниями. Это достигается созданием комплексного образовательного пространства.

Русская родовая школа

Все эксперименты Щетинина и его педагогика сотрудничества стали основой для итогового дела его жизни — создания школы нового типа. Для этого пришлось ответить на вопрос: «Школа должна давать только знания или формировать личность?». В своей системе Щетинин сделал акцент на духовно-нравственное развитие, т.е. воспитание гармоничной, самодостаточной, социально-активной личности с багажом необходимых знаний и умений.

Такие задачи можно было реализовать через школу-общину, которая опирается на:

  • организованность и дисциплину;
  • возвышенное чувствование Родины;
  • труд и творчество каждого;
  • уважение родителей, память о предках, любовь к ближнему;
  • полное отсутствие дурных пристрастий;
  • свободный выбор каждого ученика;
  • взаимоподдержку и взаимопомощь;
  • желание учиться;
  • стремление к цели;
  • общие интересы и энтузиазм;
  • преданность идеалам.

Тогда познавательная деятельность организуется так, чтобы ребенок не готовился жить, а жил. Педагоги-наставники помогают в становлении личности через умение работать и реализации себя.

Основным принципом родовой школы должно быть принятие единого целого каждым, кто составляет это целое. Отсюда вытекает суть Русской родовой школы: бытие человека как элемента космоса.

А почему школа родовая?

Да потому что мы все носим в себе память предков, память рода. Это сосредоточено в нас, стоит только открыть эту сокровищницу, и можно черпать оттуда бесконечный духовный потенциал.

Родовая школа воспитывает особое отношение к родителям: отца и мать можно только любить, их нельзя ни за что осуждать. Цель Родовой школы — связать детей с родителями любовью и верностью, чтобы ребенок с честью представлял свою фамилию, гордился ею.

Почему школа русская?

Залог будущего России — в воссоздании своей истории, соединении с памятью предков. Это положено в основу народности школы: воссоздание гордого образа славянина, бережно хранящего свою страну и историю. Такая модель взята за основу школы в Текосе — это «русская община», казачья станица, казачий круг, артель, одна большая духовная семья.

Методика обучения в школе Щетинина

В школе Щетинина синтезированы в единое целое несколько спецшкол:

  • обучающая (общеобразовательная);
  • искусств (художественная, музыкальная, хореографическая);
  • спортивная;
  • трудовая.

Это помогает всесторонне раскрыть потенциал ребенка. Обучение предметным дисциплинам ведется методом «погружения».

Методика погружения

Щетинин трактует ее как целостное концентрированное восприятие и понимание учеником всего годичного курса в короткий срок. За год дети четыре раза погружаются в каждый предмет. Они начинают с общих представлений о нем, постепенно углубляясь и творчески расширяя свои познания. Такие погружения обязательно перемежаются с «образными» занятиями (музыка, живопись) и «двигательными» (хореография, спорт, труд).

Ученики, которые усвоили предмет, и подошли к нему творчески, сами становятся учителями и проводят занятия с вышедшими из погружения товарищами. В школе приветствуется коллективное творчество и взаимопомощь.

Модель погружения в предмет

Погружения длятся не больше недели, завершаются экзаменом.

1. Погружение в предмет:

  • собирается группа по интересам;
  • выбирается направление изучения;
  • начитываются лекции известными специалистами.

2. Выход из погружения:

  • период самоподготовки;
  • группа разбивается на подгруппы из 2-5 человек;
  • к ним подключаются помощники (те, кто защитил право быть учителем);
  • они рекомендуют свои разработки и источники информации;
  • подгруппа уединяется и глубоко изучает предмет;
  • параллельно составляют свою наглядную информацию, завоевывая право быть учителем.

3. Итоги погружения:

  • зачет;
  • учительство по этому предмету среди подгрупп;
  • экзамен на уровне вузовских программ;
  • студент.

Базовое образование для всех — история. Второе и далее — по выбору. Уже к 14-15 годам ребята получают первое высшее образование.

Особенности преподавания в школе Щетинина

Это сельская школа-интернат, которая полностью выстроена детьми (взрослые лишь консультируют). В школе есть хореографический и конференцзалы, спортплощадка, кухня-столовая, пекарня, цех по производству соевого молока, баня, мастерские, скважины для забора воды, швейный цех и многое другое.

Учебный процесс построен на своих принципах:

  • группы из учеников разного возраста;
  • нет классов;
  • нет узаконенных тем уроков;
  • нет отдельных учебных кабинетов;
  • нет оценок;
  • нет стандартных учебников;
  • нет звонков;
  • нет домашних заданий;
  • нет педсоветов;
  • нет никаких нравоучений.

Уроки проводятся в любом удобном помещении или на улице. Ученики самостоятельно изучают научный материал. Важным предметом является история Отечества и слово (русский язык и литература). Учителя — это наставники. Уроки уплотнены и сокращены, поскольку для детей продуктивное время работы — 30 минут. Оставшееся время можно эффективно используется для саморазвития детей. Отсутствие домашних заданий позволяют учителям всматриваться в склонности учеников и развивать их. В школе нет учеников в чистом виде: все здесь сотрудники.

Структура школы будущего

Щетининский центр в Текосе поделен на НППО (научно-производственные педагогические объединения), которые подразделяются на лицеи и лаборатории. Главным является казачий лицей. Совокупность НППО, лицеев и лабораторий образуют ассоциацию. Обучение в центре полностью бесплатное.

Режим учебы напряженный:

  • подъем в 5.30 утра;
  • физподготовка до 9.00;
  • вегетарианский завтрак;
  • учебные занятия вперемешку с танцами и спортом;
  • обед;
  • свободный час;
  • работа;
  • ужин;
  • свободный час;
  • отбой в 21.30-22.00.

Выходных и каникул в учебном процессе нет. Встречи с родителями довольно редки — несколько раз в году. При поступлении в школу установлен адаптационный испытательный срок в две недели. Каждый выпускник получает базовое высшее историческое образование и 15 разных рабочих специальностей (швея, строитель, повар, отделочник и т.п.), а также владеет навыками самообороны.

Критика

Новаторские идеи и деятельность Щетинина в педагогике еще со времен СССР получали неоднозначную оценку у коллег и в прессе. За его склонность к идеям Рерихов и Агни-Йоги, текоскую школу даже называют тоталитарной сектой, самого Щетинина — Гуру, транслирующего «космическую информацию», а учеников — адептами.

Агрессия по отношению к Щетинину так велика, что на его семью было совершено несколько покушений, погиб сын брата. Сам Михаил Петрович о Русской школе говорит так: «Мы пока военный корабль, в который стреляют... Вы хотите стать его пассажиром, но здесь только матросы. А вы готовы стать матросом одной команды?»

Распространенность системы Щетинина

В настоящее время существует всего одна школа в Текосе, которая работает по методикам Щетинина. Разработанная им система обучения три раза признавалась ЮНЕСКО как самая лучшая в мире. А сам учитель признан величайшим человеком тысячелетия. В текоскую школу свозят детей со всей страны и из ближнего зарубежья. Его популярность выросла настолько, что на 300 мест в школе претендует более 4000 человек.

Желающих открыть такие же школы в разных областях России много. Но Щентинин осторожен — он не хочет навредить детям, ему не нужны простые обещания о стабильности потенциальной школы, ему нужны гарантии. Но их пока нет. Поэтому нет и подобных школ. Русская школа на государственных дотациях и опекается Минобразования. Но и здесь нет стабильности: экспериментальную отработку модели новой школы будущего уже не раз приостанавливали. И очень неясна ее будущность. Учебный центр тесно сотрудничает с центром Рерихов, который во всем его поддерживает. Щетининский центр получает поддержку и от Шалвы Амонашвили.

Библиография

М.П. Щетинин больше человек действия. По педагогике он написал всего одну книгу, отражающую его педагогические идеи:

  1. Объять необъятное: записки педагога. — М.: Педагогика, 1986.

В ней он размышляет:

  • о помощи детям в поисках себя и своего места в мире людей;
  • как помочь ребенку научиться жить и творчески работать;
  • какую создать среду, чтобы развить способности ребенка;
  • как взрослые должны содействовать становлению гармонической личности ребенка.

Книга полезна родителям и учителям. В планах есть написание еще одной книги о ребенке.

Контакты

Школа Щетинина в Текосе открыта для всех. Всегда можно позвонить в учительскую по всем вопросам. Телефоны учительской школы: 8-107-86141-260346, 8-107-86141-60062. Есть также контактное лицо: Елена Олеговна Крылова (

Школа академика Михаила Петровича Щетинина - школа общеобразовательная и экспериментальная, создана в её нынешнем виде в 1994 г. в посёлке Текос Краснодарского края. Создана вероятно потому, что академик он, да еще какой уважаемый. На самом деле методика преподавания предполагает использования принципов ведической культуры, о которых активно рассказывает в своих книгах и лекция упоминавшийся уже на нашем сайте Владимир Мегре. Мало кто уже не слышал о движении «Звенящие кедры России» — так вот это всё оттуда или во всяком случае, в ту же тему.

Анастасийцев официальные власти пока не сильно жалуют, хотя уже и законодательные акты они в Думу продвигать пытаются. Цервовь — так и вовсе сектантами называет. Ну и тому подобное. А Михаил Щетинин известен не только на всю Россию, известность у него в мировых масштабах. Щетинин использует новаторские методики в педагогике, способствующие раннему творческому развитию ребенка. А главная задача человека какая? — ТВОРИТЬ конечно, не на работу же ходить. Мы все рождаемся чтоб творить. Вот это Щетинин и стремится подчеркнуть в своей работе. Его ученики обычные дети, но фоне обычных общеобразовательных школ — вундеркинды. В 14 лет они заканчивают среднюю школу, а к двадцати годам многие имеют по два-три высших образования .

Опыт академика Щетинана и его находки в педагогике изучают в разных странах. Неоднократно получал «Человеком года» в сфере образования. ЮНЕСКО признавала разработанную им систему образования лучшей в мире и занесла имя М.П. Щетинина в список величайших людей ушедшего второго тысячелетия.

Главная цель школы Михаила Щетинина — это духовное возрождение России, служение Отечеству, служение людям.

Нам нужна иная школа

Осуществляя выбор частной школы задумайтесь, а не эту ли школу вы ищите для своего ребенка. Да, расположена она далеко и только одна, это не сеть школ. Очень многое там по-особенному. Комплекс школы поражает воображение, на южном солнце весело поблескивают разноцветной мозаикой здания, кругом горбатые мостики и сказочные дорожки во дворе, которые ведут к раскидистым деревьям. Дети поют полузабытые песни о Родине, долге и чести. После наших школ, зацикленных на конечный результат — тупое ЕГЭ — тут все ошеломляет новизной и непохожестью.

Первое, что стараются прививать в школе Щетинина – это не знание математики, а понимание того, что такое Род и Любовь. Здесь мало учебников, методика предполагает «живую» передачу информации.

Дети у Щетинина спокойные, как-то особенно приветливые, радушные и организованные. В их походке и манерах угадывается отточенность движений, почти танцевальная плавность. Танцы — одна из основных дисциплин, поют – тоже все.
В теории все дети рождаются талантливыми. Но в школе Щетинина это еще и подтверждено практикой. Дети не сразу стали такими. Просто попали в нужную среду.

Здесь уважительное отношение друг к другу независимо от возраста и заслуг – аксиома. В школе учат думать и высказывать свои мысли, не боясь осуждения. Быть образованными – это еще и уметь работать, рисовать, танцевать и владеть навыками самообороны. Детей учат помнить и честь предков, и осознавать, что они являются не просто мальчиками и девочками, а продолжателями славного рода своих предков. Потому и все – великие. Анастасия у Мегре в книгах говорит — все люди Боги. Богами их и воспитывают, но не высокомерными созданиями. оценки тут тоже редкость, есть конечно, но цель не в оценках, а в знаниях.

Особенности методики преподавания в школе Щетинина:

  • Разновозрастные группы учащихся
  • Отсутствие системы классов
  • Отсутствие чётко установленной системы проведения уроков
  • Отсутствие отдельных учебных кабинетов. Уроки проводятся в любом удобном помещении на территории школы либо вне их
  • Отсутствие дипломированных педагогов. Ученики самостоятельно изучают научный материал
  • Отсутствие балловой системы оценок

Школа была основана в 1994 году. Ученики в неё съезжаются со всех уголков России, и не только России. В первую очередь это читатели и последователи Владимира Мегре . Когда в начале 2000-х в России начали вводить ЕГЭ, школа упорно сопротивлялась новой системе экзаменов. Конфликт был нешуточный, начались статьи в прессе, выступления по телевидению. Оппоненты объявляли школу тоталитарной сектой, ну впрочем и как анастасийцев. Дошло по пожара в 2003 году, когда ночью каким-то образом загорелось сразу 5 зданий. Пожарные приехали с сильным опозданием, но пожар всё-таки потушили усилиями учеников и преподавателей.

Школа Щетинина не погибла даже в пожаре

Местные жители тех мест очень положительно очевидно воспринимают соседство со школой Щетинина. Об этом в частности свидетельствует тот факт, что после указанного пожара местные казаки (Геленджикского района) взяли школу свою охрану, патрулирование вокруг территории велось круглосуточно. Власти продолжили давление и в 2004 году школу сняли с государственного обеспечения. Школа выжила и в таких условиях на самообеспечении при сохранении бесплатной основы образования.

Ученики стали участвовать в строительных работах по заказам, в школьные мастерские принимали заказы на пошив и изготовление одежды. И не забывайте — они ж там все по.т и танцуют — в гастроли поехали. Были конечно и частные пожертвования. А где без них — сейчас во всех даже самых бесплатных школах есть такая практика.

Про школу Щетинина узнал Путин, в 2011 году по его поручению школу проинспектировали из министерства финансов РФ. Результат был зафиксирован положительный и с 2011 года школа вновь находится на гос. обеспечении, при этом за счет государства было построено дополнительное здание для проживания учителей.

Кроме это здания, все остальные строения в школе были построены руками самих учеников, включая внутреннюю отделку, роспись на стенах и многое другое — абсолютно все было сделано с любовью, детскими руками.

Вот такая школа есть на планете Земля. Никаких религиозных, этнических цензов для поступления нет, но желающих много, на всех мест не хватает.

Педагог-новатор, педагог-экспериментатор, академик РАО, в 70-е- 80-е годы организовал школы-комплексы в с. Ясные Зори (Белгородская область) и с. Зыбково (Кировоградская область), экспериментального учебного комплекса на ст. Азовская (Краснодарский край).

В чём сущность и нюансы эксперимента М.П. Щетинина

Эксперимент М.П. Щетинина был задуман широко, всеохватывающе и опирался на ряд ведущих идей.
Концептуальной основой дидактической (шире: учебно-воспитательной) системы М. П. Щетинина стала идея гармонического сочетания рационального и эмоционального в познавательной деятельности человека. Она находит подтверждение в учении академика И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, о художественном и абстрактном типе мышления. Говоря проще, в учебной (как и вообще в познавательной) деятельности человека должны быть задействованы равно как ум, так и живое восприятие и эмоции, разумеется, в их гармоническом сочетании. Без этого невозможно добиться и гармонического развития личности. И научно-педагогические эксперименты М.П. Щетинина проводятся с целью найти и обосновать такую учебно-воспитательную систему, которая наилучшим образом (оптимально) решала бы задачу гармонического развития интеллекта и чувств молодого человека.
Начнем с того, что в соответствии с этой концепцией и был учрежден новый тип учебного заведения: школа-комплекс на селе. Он объединял, по сути, 6 разнотипных школ: общеобразовательную, художественную, спортивную, хореографическую, музыкальную и учебно-производственный комбинат.
Анализируя типовые учебные планы общеобразовательных школ того времени, М.П. Щетинин пришел к выводу, что в них на 2/3 представлены учебные предметы для развития ума и только лишь 1/3 - для чувственного восприятия и двигательных действий учащихся. Парадокс!
Школьник на занятиях большею частью сидит, но мало двигается. Он мало занят художественным творчеством. В комплексе есть разнопрофильные школы. Но как сделать так, чтобы у учащихся без перегрузки было реальное время в них заниматься? Где его взять? И приходит гениально простое решение: сократить продолжительность каждого урока с 45 минут (так называемый академический час) до 35 и даже до 30 в младших классах!
Проведя специальное исследование о продуктивности 45-минутного урока в начале, середине и в конце его, М.П. Щетинин убедился, что самыми малопродуктивными, а иногда- нулевыми являются последние 10-12 минут. И если от них отказаться, то продуктивность каждого урока почти не пострадает. Но зато будет сэкономлено 10-12 минут только на одном. Из них складываются дополнительно почти 2 урока по 30-35 минут или, можно сказать, вместо 5-6 уроков по 45 минут в день можно заниматься 6-7 уроков по укороченному времени. Эти-то уроки и пойдут на занятия в художественной, спортивной и других школах. Кроме того, ведь занятия в общеобразовательной школе согласуются с внеурочными и внешкольными занятиями. Значит, и это время можно использовать для занятий в профильных школах.
Расписание уроков составляется так, чтобы занятия «речевого» цикла обязательно чередовались с занятиями «образного», т.е. по музыке, изобразительному искусству, а также с занятиями «двигательного» цикла (физическая культура, труд, хореография). Опыт подтвердил, что утомления у детей не наступает, интерес к занятиям по всем предметам даже возрастает. Домашние задания даются редко (например, чтение программной художественной литературы), потому что все общеобразовательные «словесные» предметы отрабатываются на уроке. Это в целом гарантирует и укрепление здоровья детей.
Педагог-новатор попробовал организовать занятия методом погружения в учебный предмет. В свое время эта идея была высказана Д.И.Писаревым (Россия, 1840-1868). В опыте М.П.Щетинина исходным положением метода была идея целостного восприятия и понимания учеником всего годичного курса в короткий срок. Организационно это достигается, во-первых, путем концентрированного изучения одного предмета в возможно короткий срок - это и есть погружение - и, во-вторых, путем четырехкратной повторяемости в течение учебного года подобного погружения на более высоком уровне - от ориентировочного до творческого. В реальном опыте в школе-комплексе у М. П. Щетинина это выглядело так.
При традиционной организации обучения в один день учащиеся класса занимаются по 5-6 предметам: по математике, географии, литературе и т.д. В течение всей недели общее количество учебных предметов, например, в средних и старших классах бывает 13-15. По всем предметам школьники продвигаются параллельно и равномерно. Обучаясь способом погружения в течение одной недели все 34-36 часов, учащиеся изучают только один предмет, например, математику. После каждых двух уроков проводятся занятия музыкой, физкультурой, хореографией.
При первом погружении (сентябрь) учащиеся схватывают основные понятия и идеи курса за весь учебный год. Считается, что это - погружение на ориентировочном уровне. Потом по этому же способу изучают всю следующую неделю другой учебный предмет, например, язык и др. Но вернемся к математике. Второе погружение проводится в ноябре. На этот раз конкретизируются понятия и идеи предмета, схваченные при первом погружении. Теоретические вопросы изучаются глубоко и всесторонне. Следующее, третье погружение по той же математике проводится уже в марте. Учащиеся воспроизводят теорию на новом уровне устно, письменно и, опираясь на наглядность. И, наконец, в апреле организуется еще одно, четвертое, заключительное погружение на новом витке усвоения. Учащиеся сами придумывают и решают задачи, проводят опыты, выполняют творческие задания. При этом методы проверки знаний остаются традиционными.
При занятиях способом погружения учителю надо добиться формирования у учащихся действенных мотивов учения: интереса к предмету, образования доминанты, что этот предмет ученику необходим, что он имеет невосполнимое прикладное значение и т.п.
Индивидуальные занятия чередуются с коллективными, репродуктивные с творческими. В различных видах деятельности участвуют все анализаторы человека, происходит гармоническое развитие органов чувств. Учитель на занятиях прибегает к помощи консультантов из хорошо успевающих учащихся.

Как была воспринята методика

Хотя результаты учебной деятельности способом погружения были обнадеживающими, но группой учителей и некоторыми сотрудниками органов образования они были оценены неоднозначно и даже негативно. И поэтому опыт обучения способом погружения дальнейшего развития не получил, хотя он бесспорно эффективен, например при изучении иностранных языков (интенсивное изучение языков в короткий срок), правил дорожного движения, при формировании навыков владения музыкальным инструментом и некоторых других занятиях. Для обучения рассматриваемым способом нужна серьезная подготовка и переподготовка учителей, причем, принципиально иная. А этого на практике пока нет.
М.П. Щетинин обращает внимание и на воспитательную работу, формирует у школьников чувство собственного достоинства, своей значимости среди людей. В школах М.П. Щетинина активно действуют органы школьного самоуправления. С 1988 г. М.П. Щетинин - генеральный директор Центра комплексного формирования личности в станице Азовская.

Щетинин Михаил Петрович известен своими громкими высказываниями о том, как правильно следует воспитывать будущее поколение. По его словам, важнее не подготавливать ребёнка к жизни, а дать ему возможность проживать это время в полной мере без каких-либо существенных ограничений

Щетинин считал, что дети должны сами выбирать какой деятельностью хотят заниматься. Свобода в принятии такого рода решений даёт право ребёнку чувствовать свою самостоятельность, определять дальнейшие пути развития. Ученики должны не поверхностно изучать предмет, а углубляться в основы, применять знания на практике.

Несмотря на критику, которой подвергалось его учение, Михаил Петрович был удостоен множеством наград, в том числе очень престижных для педагога. Начиная с 1976 года, ему были вручены многочисленные грамоты и медали. Значок Отличника народного просвещения он получал два раза в 1978-ом и 1981-ом годах. Стоит отметить, что Премия Ленинского комсомола, которую Щетинин получил за работу в области педагогики, в то время выдавалась за выдающиеся достижения и большой вклад в развитие науки и культуры.

Биография Щетинина Михаила Петровича практически вся основана на педагогической деятельности. В самом начале своего профессионального обучения у него уже наблюдалась склонность к преподаванию. Зарождение идеи о правильности системы образования происходило постепенно, накапливая опыт и знания из практической деятельности.

Щетинин родом из Дагестана, родился в небольшом селе Новый Бирюзяк. Отец был потомственным терским казаком, поэтому уже с малых лет Михаил Петрович знал, что такое воспитание и как правильно надо себя вести. Поэтому в 1962 году без колебаний отправился служить в армейских войсках.

Обучение Щетинин начинал в музыкальном училище, однако окончить его не получилось из-за внезапной болезни рук. Тем не менее, свою судьбу Михаил Петрович всё же хотел связать с музыкой, поэтому в последствие начал преподавать в музыкальной школе, успевая при этом учиться в педагогическом институте на заочном отделении. Считается, что именно тогда начались зарождаться идеи об экспериментах, связанных с обучением.

Первые опыты новой системы образования были начаты, когда Щетинин Михаил Петрович стал директором музыкальной школы в городе Кизляр. Тогда он создал первый в своём роде лицей искусств, при этом координируя свои действия с обычным общеобразовательным учреждением. В то время можно было говорить о первом удачном опыте, когда отстающие ученики начали улучшать свои показатели в обучаемости.

После того как эксперимент подошёл к концу, Щетинина назначили директором образовательного учреждения в поселке Ясные Зори. К тому времени он успел окончить обучение в музыкальном педагогическом училище и получить диплом преподавателя. Сам Михаил Петрович часто предпочитал в качестве музыкального инструмента баян.

Основываясь на своих практических наблюдениях, Щетинин Михаил Петрович определил, что изначально личность должна воспитываться на четырёх основах: наука, культура, созидание и физкультура. Новшество его идеи заключалось в том, чтобы при прочей занятости ученикам выделялось время на небольшие насыщенные уроки по различным направлениям. Таким образом, создавалась своеобразная атмосфера погружения в обучение.

Вскоре Щетинину присваивают звание научного сотрудника Академии педагогических наук (АПН), и о школе узнают в Москве. СМИ, выяснив о странных, по их мнению, подходах к обучению, применяемых в стенах учебного заведения, обрушились шквалом критики и высказывались о ней не лучшим образом. Это дало толчок к тому, чтобы было принято решение о закрытии центрального школьного комплекса.

После случившегося Щетинина направляют на Украину, где он должен возглавить научный отдел по основам продвижения своего эксперимента в условиях школы-интерната. В основном такая возможность была дана ему для того, чтобы власть могла удостовериться в провальности идеи и её бесполезности. Несмотря на это Михаил Петрович продолжает внедрять методику погружения в процессе обучения. Вскоре об этом эксперименте узнаёт всё больше людей, а вскоре весть разносится по всей стране. К сожалению, Министерство образования не нашло положительных моментов в данном эксперименте, и было принято решение о закрытии школы.

В связи с произошедшими событиями Щетинину не разрешают заниматься педагогической деятельностью. Он принимает решение отправиться в Москву, где устраивается на должность старшего сотрудника Научно-исследовательского института АПН. Годы, проведённые на этой работе, дали возможность Михаилу Петровичу обобщить результаты своего эксперимента, которые впоследствии были изданы в формате книги «Объять необъятное».

Скачать, которую в. pdf формате вы можете по ссылке: « »

Воодушевившись новыми идеями воспитания молодёжи, несколько членов Центрального комитета помогают Щетинину попасть на должность директора школы, расположенной в Краснодарском крае. После его прихода учреждение сразу реорганизуется, начинают внедряться новые методики. Со временем родители, не поддерживающие взгляды директора, настаивают на возвращении к классическому варианту обучения, после чего учреждение делится на две части.

Школа Щетинина помогла ему стать генеральным директором Центра всестороннего обучения молодёжи. Рядом с Михаилом Петровичем начинают появляться сторонники его теории, организуется коллектив единомышленников, возникают связи с высшими учебными учреждениями, оттачивается система обучения методом погружения. В 91-ом году Щетинину присваивается звание академика.

Однако, несмотря на большое развитие и продвижение идей Центра, некие противоречия периодически возникают. В связи с этим Щетинину со своими коллегами и парой учеников пришлось переехать в небольшой посёлок, расположенный рядом с городом Геленджик Краснодарского края. На месте разваленного заброшенного помещения для солдат была создана интернатная Русская родовая школа.

К началу 21-го века она приобрела широкую популярность и начала позиционироваться как образовательное учреждение современности. Данная школа была признана не только обычными гражданами, но и всемирно известной организацией ЮНЕСКО. В наше время этим лицеем до сих пор руководит Щетинин.

Основные принципы системы учения Щетинина Михаила Петровича

Поскольку основные принципы, методики Щетинина направлены на создание идеального ученика, его систему можно отнести к философской. Сотворение цельной, увлекающейся спортом, обладающей творческими способностями, к тому же умной личности – главная цель, к которой стремятся преподаватели в рамках системы Щетинина.

В чём основные идеи педагогики по данной методике:

Саморазвитие

Человек изначально с самого рождения имеет все возможности для того, чтобы успешно развиваться в любой сфере деятельности. При должном преподавании и правильно составленном учебном плане можно дать ребёнку максимум ресурсов как физических, так и умственных для реализации саморазвития.

Воспитание

Оно не должно ограничиваться или каким-либо образом ущемлять права ребёнка. Лучше, если воспитание будет проходить при максимально возможном уровне свободы. Это необходимо для того, чтобы личность могла успешно самореализоваться в будущем.

Природные данные

Следует учитывать все наклонности ученика, дарованные ему от природы. Если данные характеристики направить в нужное русло, то можно получить превосходный результат не только в обучении, но и в становлении личности в целом. Саморазвитие, основанное на природных данных, позволяет дать ребёнку возможность быть самим собой и при этом развиваться по собственному пути.

Индивидуальность

Каждый человек уникален, и способности к обучению у всех разные, это обязательно стоит учитывать в преподавании. Необходимо чётко понимать, что кто-то усваивает материал быстрее, кому-то на это стоит потратить больше времени. Индивидуальный подход к ученикам позволяет стимулировать в них способность к обучению.

Если дети будут сами способствовать созданию системы обучения, то смогут контролировать личностное саморазвитие. Школа Щетинина позволяет ребятам учиться в атмосфере полного сотрудничества и взаимопонимания. Её главные особенности заключаются в следующем:

Нравственность

Становление духовных начал в ребёнке закладывается не методом наставлений, а через созданный образ жизни. Т.е. человек воспитывается в атмосфере нравственности и взаимоуважения. Изначально созданная обстановка способствует развитию лучших личностных качеств для цельного саморазвития.

Познание

Человек не устаёт от получения знаний, а, наоборот, стремится узнавать каждый день что-то новое, потому что видит на собственном примере, как это положительно сказывается на общем развитии. Чередование занятий с использованием методики полного погружения позволяет максимально вовлечь ребёнка в процесс образования.

Духовность

Для достижения наибольших результатов необходимо с ранних лет приучать ребёнка к стремлению к прекрасному. Гармония души и тела позволяет детям чувствовать себя уверенно и не уставать во время обучения. Если видеть прекрасное даже в самом безобразном, то можно преодолеть практически любые проблемы, поскольку они больше не будут иметь власти над человеком.

Трудолюбие

Если любить только некоторые виды сфер деятельности, то можно чувствовать себя некомфортно при выполнении нелюбимой работы. В то время как любовь к любому труду даёт возможность выбрать среди широкого спектра деятельности. Такая тактика позволяет чувствовать себя комфортно в любой ситуации.

Физподготовка

Физическая активность играет большую роль для становления полноценной всесторонне развитой личности. Если регулярно заниматься борьбой в целях самозащиты, то можно быть уверенным, что ребёнок в будущем сможет постоять за себя и защитить свою честь. К тому же занятия физкультурой помогают расслабиться и немного отвлечься от основной учёбы.

Школа Щетинина даёт своим ученикам возможность получить комплексное образование, когда общность мировоззрения тесно сплетается с фундаментальной основой знания. Благодаря цельному образовательному пространству ученики:

— мыслят продуктивно и много размышляют обо всём, в чём они заинтересованы;

— имеют навыки преподавания, которые позволяют им без труда донести полученные знания до других;

— легко находят общий язык с окружающими людьми и способны правильно организовать своё время, чтобы быть наиболее продуктивными;

— ведут себя открыто с другими людьми, готовы всегда прийти на помощь в сложной ситуации;

— имеют наклонности с творческой деятельности, способны практически в любых новых начинаниях;

— понимают, что такое ответственность и соблюдают все нравственные и духовные правила поведения.

Главные особенности школы Щетинина

Открытие уникальной школы стало конечным итогом всех экспериментов, проводимых Щетининым. Основная суть его учений заключалась в том, что образовательное учреждение не должно лишь помогать учиться детям, лучше, если оно будет стимулировать к саморазвитию, воспитывать гармоничную и всесторонне развитую личность.

Когда Щетинин Михаил Петрович создавал Русскую родовую школу, в первую очередь он хотел сделать её своеобразной базой для подготовки детей к реальной жизни, чтобы они действовали здесь и сейчас. Основная суть этой школы – восприятие человека как частицы Вселенной, у каждого должно быть понимание и принятие единого целого в существующем бытие. Другими словами, начиная с собственного саморазвития, человек вносит вклад в общее дело.

В школе очень трепетно относятся к изучению истории Российского государства, давая понять детям, что основа народности базируется на знании предков. Именно поэтому школа называется Русской. Бережное хранение истории помогает воссоздать образ гордого славянина и лучше понять прошлое страны.

Родовой школа была названа потому, что духовное начало человек берёт из памяти о своих предках. Обращаясь к роду, он начинает воспитывать в себе чувство уважения к старшему поколению. Одна из целей школы – помочь детям укрепить связь с родителями любовью и преданностью. Ребёнок должен быть горд своим происхождением и с честью относиться к собственной фамилии, данной при рождении.

Важно понимать, что школа Щетинина базируется в основном на деятельности детей. Преподаватели выполняют здесь лишь консультирующую роль и направляющую. Можно сказать, что ученики предоставлены сами себе в том плане, что вольны определять самостоятельно уровень обучаемости. Однако они понимают, что если человек хочет успешно самореализоваться, то он должен приложить для этого максимум усилий. Для этих целей в школе предусмотрены различные помещения для занятия хореографией, спортом, кулинарией, производством молока, творчеством и многие другие.

Учебные занятия могут проводиться в любом удобном для этих целей помещении и даже на свежем воздухе. Дети самостоятельно изучают школьные предметы, обращаясь к преподавателям за консультацией и разъяснениями. Одними из главных учебных занятий являются история, русский язык и литература. В среднем урок длится около 30-ти минут, это время считается наиболее предпочтительным для того, чтобы отлично усвоить материал и при этом не устать. Домашних заданий нет, что даёт возможность преподавателям определять наклонности и желания детей, помогая развиваться им в разных направлениях.

Заключение

Школа Щетинина отзывы в основном получила положительные, однако нашлись недоброжелатели, которые считают этот учебный центр тоталитарной сектой, а учеников называют её адептами. Стоит понимать, что такая школа является чем-то новым и поэтому относиться к ней стоит с пониманием. Популярность лицея в настоящее время выросла настолько, что конкурс для желающих здесь обучаться очень большой – 13 человек на место.