Татьяна догилева - биография, информация, личная жизнь. Две любви татьяны догилевой Биография догилевой татьяны и личная жизнь

Татьяна Догилева родилась 27 февраля 1957 года в небольшом городке Текстильщики недалеко от Тамбова. Родители Тани были низкооплачиваемыми рабочими и жили бедно. Танечка росла очень впечатлительным ребенком - в 5 лет посмотрела франко-итальянский фильм «Три мушкетера», и влюбилась в героя на всю жизнь, и с тех пор играла только в Д`Артаньяна. Позже посмотрела «Гусарскую балладу» и влюбилась в образ Шурочки – ей хотелось быть гусаром и сражаться за Родину. В 11 лет - «Ромео и Джульетту» Франко Дзеффирелли и больная ходила месяц! У нее были идеологически выдержанные кумиры, которые очень сильно повлияли на девочку-подростка…Высокие образцы!

У родителей нашей героини всегда была идея фикс - дети должны получить высшее образование, все равно какое. Поэтому Таня с братом с детского сада были нацелены на поступление в ВУЗ. Училась Татьяна в московской школе при Академии педагогических наук, и о сцене мечтала еще со школьной скамьи, участвуя в самодеятельных спектаклях.

Татьяна Догилева всегда была отличницей, занималась хореографией, художественной гимнастикой. И наряду с этими занятиями, одним из кружков, посещаемых Таней, стала студия юного актера при Центральном телевидении, куда ее приняли в 14 лет. А артисткой ей хотелось быть, чтобы иметь экзотическую профессию, не похожую на окружающую ее жизнь.

Нет, жизнь ее не угнетала, у нее было прекрасное советское детство, но Татьяне очень хотелось романтики. Тем не менее, она училась в историко-литературном классе и собиралась поступать в какой-нибудь гуманитарный ВУЗ, например Институт стран Азии и Африки, потому что он тоже казался экзотическим. Но когда начались вступительные экзамены, она подала заявления сразу во все театральные учебные заведения Москвы - в Щепкинское, Щукинское, МХАТ, ГИТИС и ВГИК. В четырёх из пяти институтов ее «срезали» на первом же туре, а вот в пятый она поступила, правда, с пятой попытки, прочитав на вступительных экзаменах "Стрекозу и муравья", стихотворение Евтушенко «Отверженная» и очень распространенный среди девочек отрывок из "Мертвых душ" - разговор двух дам. Этим ВУЗом был ГИТИС.

Татьяна училась на одном курсе с известными ныне Виктором Сухоруковым и Юрием Стояновым, с которым, кстати, у нее был страстный, но непродолжительный роман. Будучи еще студенткой, она снималась в эпизодических ролях. Первой ее главной ролью стала Нинка в картине «Безбилетная пассажирка» (1978, реж. Ю.Победоносцев). Дипломной работой Татьяны Догилевой стала роль Беатриче в спектакле «Много шума из ничего».

Начало творческого пути

В актерской студии Татьяне не советовали поступать в театральный. Она считалась способной девочкой, была на хорошем счету, но ей всегда говорили, что уж слишком у нее тяжелая внешность.

Лучшие дня

«Раньше меня не знали куда девать, никто не понимал, что со мной делать в кино», - говорит актриса. Вроде не комедийная и не острохарактерная, а для героини недостаточно красивая. Куда она только не пробовалась! Один раз не утвердили, другой не утвердили. Порыдала-порыдала, а потом успокоилась и уже сама сообразила, что ей надо не героинь играть, а их подружек. И когда вызывали на пробы очередной героини, она сразу говорила: «Вы меня, наверное, на первую роль не возьмете, так давайте я попробуюсь на вторую». Тут дело и пошло.

На сцену Догилеву «вывел» Марк Захаров. Именно он увидел в ней темперамент яркой характерной актрисы. В спектакле «Ленкома» «Жестокие игры» она сыграла роль озорной и строптивой Нельки, а её партнёром по сцене был Александр Абдулов.

В последующие годы она активно снималась во многих картинах: «Василий и Василиса», «Частная жизнь», «Нежданно-негаданно», «Пчелка», «Отель «Эдем», «Одна на миллион», «Обещание любви», «Жених из Майами», «Покровские ворота». Одним из любимых зрителями образов, созданных актрисой, стала роль «пробивной», и в то же время наивной продавщицы из фильма «Блондинка за углом», где Догилева играла в дуэте с Андреем Мироновым.

Театр и кино

Татьяна Догилева предпочитает работу в театре ролям в кино, потому что, во-первых, у нее театральное образование, а во-вторых, актриса по природе своей – «бегунья на длинные дистанции», ей трудно раскрываться в эпизоде. «Я должна отработать весь спектакль, чтобы как-то прожить роль… Но сниматься в кино я хотела с самого начала, бралась за любые сценарии. Тут есть свой замкнутый круг: кого больше снимают, тому дают и лучшие сценические роли, потому что человека начинают узнавать. Мне в кино везло больше - в театре «под меня» никто ничего специально не ставил. Исключая, пожалуй, «Наш декамерон» Радзинского и Виктюка».

В какое-то время актриса на четыре года вообще исчезла из кино. Не потому, что не хотела, а потому что не звали. Как говорит сама Татьяна, она «нормально выглядела, не спилась, хорошо себя вела», но объяснить причину того, что не звали, не может. В тот «застойный» период у нее было всего два предложения. Одно она без раздумья сразу же «отмела», посчитав «белибердой», а второе предложение было сняться в ироничном фильме про войну в Афганистане. «Я же в «Афганском изломе» снималась (роль медсестры)…», – подумала Татьяна и отказалась.

Но у актрисы всегда оставался театр. Она играла в антрепризах и в 1998 году Татьяна Догилева попробовала себя в роли режиссёра - поставила спектакль «Лунный свет, медовый месяц» по пьесе английского драматурга Ноэля Кауарда «Частная жизнь». Потом ею были поставлены ещё два спектакля - «Не отрекаются любя…» и «Московские страсти» по пьесе Островского «Не все коту масленица».

Зрительски эти постановки все успешны и идут до сих пор с аншлагами, а вот критика… После разгромной, просто убойной критической статьи о первом спектакле Татьяна перестала читать критику, поэтому даже не знает, что написали про другие постановки. У актрисы даже появился страх перед газетными киосками - думала, вот возьмет газету, а там про нее опять какая-нибудь гадость написана. «Сейчас могу сказать всем своим критикам: спектакль «Лунный свет, медовый месяц» идет по сей день и всегда при полных залах!» - гордо заявляет актриса.

Орестея

Как-то великий немецкий режиссер Петер Штайн пригласил нашу героиню на роль Электры в трагедии Эсхила «Орестея». В то время, стоит заметить, Татьяна Догилева ощущала себя настоящей профессионалкой и вообще главной артисткой. Прочитав Эсхила в русском переводе, поняла, что это жуткая дрянь. И когда пришла к Штайну, так с порога и заявила: «Зачем вы эту дрянь ставите? Давайте лучше Чехова поставим!»

Это сейчас она думает, где были ее мозги, а тогда... «Пьеса мне не нравится, – сказала она Штайну. – А вот вы мне нравитесь, поэтому буду играть!». Уходя, за своей спиной она услышала: «Ищем другую актрису, я не хочу с ней работать». Вскоре Татьяна узнала, что на ее роль берут Лену Майорову и не очень расстроилась, потому что ей действительно не нравились ни роль, ни пьеса.

Татьяна быстро забыла этот случай и вообще про него не вспоминала и не жалела – в то время у нее была чрезвычайно насыщенная и бурная жизнь, всевозможные поездки и встречи с разными людьми. И вдруг через два месяца раздается звонок, и ей вновь предлагают играть. Она согласилась, и в итоге этот проект принес актрисе очень много творческой радости, она тесно подружилась с Игорем Костолевским, Еленой Майоровой. Кроме всего прочего, благодаря этому проекту Татьяна Догилева увидела много стран!

Люба, дети и завод

Некоторое время назад Татьяна блистала в ситкоме «Люба, дети и завод». Бешеный ритм работы на съемках сериала поверг актрису в настоящий шок – каждый день по 12 часов быть всё время в кадре! У нее менялись партнёры, а она всё время говорила, говорила, говорила…

Просыпаясь утром, Татьяна Догилева произносила сама себе: «Ни о чём не думай! Встань и иди!» Если же уговорить себя не удавалось, Татьяна начинала плакать… И это несмотря на то, что была отличная группа, хорошие отношения с режиссёром. И роль ей очень нравилась. Но сами ежедневные съёмки нон-стоп были просто абсолютным адом. Конечно, пришлось отказаться от всех остальных проектов. Актриса отменила театральные гастроли по стране, играя только в Москве да отдавая «долги» по «Участку-2».

«Я считаю, что «Люба, дети и завод» – очень правильный сериал и очень правильная роль. Ведь и об одиноких женщинах, которые воспитывают детей, давно никто не говорил. Может, в советском кино что-то затрагивалось, но как исключение. А ведь у нас всегда было очень много одиноких женщин. Мы хотим, чтобы этот сериал стал для них поддержкой. Посланием, что мы знаем о вас, знаем, как вам трудно» - говорит Татьяна Догилева.

Последний герой и Танцы со звездами

Как раз в то время, когда у актрисы был четырехгодичный простой, ей поступило предложение принять участие в проекте «Последний герой», и Татьяна, не задумываясь, выпалила: «Да!». Положив трубку, она заплакала от радости, потому что необитаемый остров, куда предстояло ехать, был как раз тем местом, куда ей хотелось убежать от всех своих неразрешенных проблем.

«Я очень благодарна этому проекту - невероятный шлейф блестящего мира, который был на острове, тянулся за мной очень долго! И ощущение небывалой силы и энергии, таящихся во мне, дало мне возможность измениться» - откровенно призналась Татьяна. Вспоминать все, произошедшее там, актриса будет всегда – настолько сильными были впечатления от этого проекта. Это была такая яркая жизнь, столько приключений, такой адреналин, что она целый год мучилась ностальгией, плакала, ей снился остров, и она даже писала стихи про него!

Я много видела красивых стран,

Я даже счастлива бывала там,

Меня любили, и любила я,

Земля большая, круглая земля.

Мне география далась легко,

Я забиралась в горы высоко,

Жила в пустыне и бродила по лесам,

Бывала там, куда не надо вам.

Но этот остров, этот остров золотой,

Он что-то сделал непонятное со мной,

Мираж зеленый в бесконечном океане,

Заколдовал, заворожил и одурманил.

Мне не нужны все знаменитые столицы,

Хочу туда, где в небе сказочные птицы,

Где ночь светла от электричества Луны,

И непонятно, ты жива, иль видишь сны…

Что же касается проекта «Танцы со звездами», то, когда Татьяна Догилева на поступившее предложение нерешительно ответила: «Не умею…», припомнили «Покровские ворота», где актриса действительно встала на коньки, правда, в первый раз. Тогда в сценарии фильма было написано: «Света лихо развернулась…»

Поэтому Татьяне и пришлось учиться прямо на съёмочной площадке, но каталась она неважно - передвигалась от скамейки до скамейки. И, тем не менее, актриса, вспомнив былые навыки, отлично смотрелась на льду в недавнем проекте!

Кинорежиссура

Попробовав себя, и весьма успешно, в роли театрального режиссера, Татьяна Догилева решила снять кинофильм. Она всё время хотела крикнуть слово: «Мотор!» - эта безумная идея преследовала актрису долго. По словам самой Татьяны, это желание еще что-то сделать, пока есть силы и энергия, это сродни желанию съездить в новую страну, где получаешь новые ощущения. Режиссёрских амбиций у актрисы уже не было - она обожглась на театре. И, тем не менее, несколько раз пыталась открыть эти двери. Один раз даже «запустилась» - полтора месяца была кинорежиссёром.

Но, когда были подписаны все договора, написаны музыка и стихи, картину закрыл продюсер, объяснив это какими-то своими финансовыми неурядицами. А мог бы быть музыкальный фильм!.. Но Татьяна продолжала делать попытки.

И вот нашлась компания, «Мостелефильм», которая за очень маленькие деньги, за очень короткие сроки и, кстати, за очень маленький гонорар режиссёру дала актрисе возможность крикнуть это заветное слово: «Мотор!» Но, открыв эту дверцу, она поняла, что кино - прежде всего производство. Поэтому свой фильм «Лера» Татьяна Догилева сняла всего за 12 съёмочных дней! Но ведь сняла! «Чем страшно горжусь! - заявляет актриса. - Хотя, нет, скорее… сама собой удивлённо восхищаюсь!»

О несыгранных ролях

Есть роли, которые каждый актер или актриса выделяет для себя в плане «нравится- не нравится». Для нашей героини непривлекательной ролью, при всей ее выигрышности, является Анна Каренина. «Я вообще не люблю эту героиню, хотя бесконечно ей сочувствую. Оказаться в таких обстоятельствах врагу не пожелаю», - говорит актриса.

А роль, которую наоборот, особенно хотелось сыграть – Аркадина в «Чайке», даже несмотря на то, что она - чудовищная стерва. «Она - единственный привлекательный образ в этой пьесе, - считает Татьяна. - Она одна что-то делает, все прочие только скулят. И в той обстановке, которую ей создали (сын с комплексом самоубийцы; отвратительная Нина Заречная, которая беззастенчиво добивается Тригорина и т.д.), Аркадина себя ведет наиболее достойным образом. Не забывайте и то, что она находится в самом трагическом возрасте: у нее перелом амплуа».

Партнеры по фильмам

С самых первых шагов в кино Татьяна Догилева снималась вместе с самыми знаменитыми актерами – имена партнеров в первых фильмах ее до сих пор шокируют. Сами посудите, «Вакансия»: Екатерина Васильева, Ролан Быков, Олег Табаков. «Частная жизнь»: Михаил Ульянов, Ия Саввина, Андрей Миронов... Что эти фильмы станут смотреть до сих пор, они тогда и не думали! Часто бывает, что люди готовятся снять шедевр, а получается ерунда, или, наоборот, снимают непонятно что, а получается культовый фильм. Ведь когда актеры работали над «Покровскими воротами», никому из них сценарий не нравился. Один Козаков понимал, что он снимает. А к фильму «Огни» по Чехову Татьяна так серьезно готовилась, но ни один человек его так и не увидел...

Михаил Александрович Ульянов был для Догилевой небожителем, ведь она в то время делала только первые шажочки. Да ещё они с ним снимались у такого режиссёра, как Райзман! (В картине «Частная жизнь», 1982 г.) Он ведь тоже история, легенда, великий режиссёр! Поэтому, как признается, она была даже не столько поглощена своей ролью, сколько наблюдала, что происходит вокруг. Тем более что Юлий Яковлевич Райзман ей всё время говорил: «Ничего не играй! Будь сама собой»

Личная жизнь

Замуж Татьяна Догилева вышла первый раз очень рано, сразу после института, но была так поглощена театром и познаванием жизни, что, в общем-то, ей было не до семьи, поэтому ее замужество продлилось всего три месяца. Когда она поняла, в конце концов, что никакой Принц ниоткуда не прискачет и ждать бессмысленно, решила, что ей опять пора замуж.

Сейчас Татьяна Догилева замужем за Михаилом Мишиным, известным питерским писателем-сатириком, с которым у Татьяны иногда получается некий творческий тандем – Михаил переводит пьесы - например, «Лунный свет, медовый месяц» перевел именно он. Актриса очень ценит в муже талант переводчика, особенно английских комедий, потому что Михаил умеет адекватно перевести английский юмор на юмор, понятный нашему зрителю. Он хорошо чувствует диалог и в этом большой мастер, но когда она, как режиссер, просила его что-то переделать, он соглашался.

Их дочери Кате 10 лет, и Татьяна опекает ее чрезмерно, по ее же собственному мнению. Как-то в интервью Таня Лазарева сказала про себя: «Я - мать-перемать - ну в смысле очень заботливая мама». Чувствуется, что Татьяна Догилева тоже «мать-перемать»!

Катя всерьез увлекается рисованием, посещает художественную школу – даже проиллюстрировала книгу своего папы Михаила Мишина в серии «Антология сатиры и юмора».

Однако ей также безумно нравится профессия мамы – у нее в школе есть студия, и единственное, по словам Татьяны, что она делает без напоминания и без родительского указа, - учит роль, бежит на репетиции и со всей серьёзностью.

Фильмография:

1971 Отдать швартовы!

1978 Запасной аэродром

1978 Безбилетная пассажирка

1979 Поздняя встреча

1981 Ришад - внук Зифы

1981 Василий и Василиса

1981 Безобразная Эльза - телеспектакль

1981 Вакансия

1982 Частная жизнь

1982 Покровские ворота

1982 Вокзал для двоих

1982 Кто стучится в дверь ко мне...

1982 Право руководить

1983 Оставить след

1983 Вам телеграмма

1983 Вольный ветер - мюзикл

1983 Где-то в губернском саду

1983 Нежданно-негаданно

1983 Отцы и дети

1983 Кое-что из губернской жизни

1984 Прохиндиада, или Бег на месте

1984 Маленькое одолжение

1984 Дважды рожденный

1984 Блондинка за углом

1985 Не ходите, девки, замуж

1985 Личное дело судьи Ивановой

1986 Бармен из "Золотого якоря"

1986 Мой любимый клоун

1986 Из жизни Потапова

1986 Мы веселы, счастливы, талантливы!

1987 Забытая мелодия для флейты

1987 Путешествие мсье Перришона

1987 Жил-был Шишлов

1988 Брызги шампанского

1990 Охота на сутенера

1990 Подводные береты

1991 Говорящая обезьяна

1991 Афганский излом

1991 Линия смерти

1991 Отель "Эдем"

1992 Одна на миллион

1992 Слава богу, не в Америке...

1993 Грешница в маске

1993 Не хочу жениться!

1993 Пчелка

1993 Стрелец неприкаянный

1994 Жених из Майами

1994 Роман в русском стиле

1994 Прохиндиада 2

1996 Импотент

1996 Привет, дуралеи!

1997 Дети понедельника

1998 Кто, если не мы

1999 Восток - Запад

2003 Участок - сериал

2003 Бульварный переплет

2003 Огнеборцы - сериал

2004 На вираже - сериал

2004 Гибель империи - сериал

2005 Жмурки

2005 Люба, дети и завод - сериал

2006 Заколдованный участок - сериал

«Пересматриваю свои первые фильмы и думаю: «Господи, как меня вообще могли воспринимать всерьез? Например, в фильме «Поздняя встреча» я играла дочь героя Алексея Баталова . На мой взгляд, я там совершенно не к месту», - вспоминает актриса Татьяна Догилева .

- Татьяна Анатольевна, вам ведь с первых фильмов везло с партнерами. Кто еще похвастается тем, что в 21 год играл с самим Баталовым?

Для меня до сих пор остается загадкой, как это могло произойти. Пересматриваю некоторые фильмы и думаю: «Как меня вообще могли воспринимать всерьез и утверждали на роли?» В «Поздней встрече» я действительно играла дочь героя Алексея Баталова. На мой взгляд, я там совершенно не к месту. Но режиссер Владимир Шредель потом признался, почему утвердил именно меня. Он так удивился, когда юное существо (то есть я) открыло рот и заговорило басом! Ему почему-то это очень понравилось… Мои первые фильмы в принципе трудно назвать удачными, гордиться нечем. В лирической комедии «Безбилетная пассажирка», например, я играла штукатура Нинку Бабайцеву. Мне везло на героинь с такими нелепыми фамилиями. Фильм задумывался пропагандистским, призывал молодежь поступать в ПТУ, но получился крайне неудачным и поэтому шел в прокате по третьей категории. Когда Марк Анатольевич Захаров пробовал меня на роль Марты в картине «Тот самый Мюнхгаузен», он специально заказал просмотр «Безбилетной пассажирки», чтобы увидеть меня на экране, и сказал тогда: «Таня, как же мне вас жалко». Спорить с этим трудно. Ничуть не лучше получился и телевизионный спектакль «Несыгранная роль», в котором по заказу детской редакции снялся практически весь наш курс в ГИТИСе. Мы играли одноклассников, мне доверили главную роль Шуры Березкиной, в сценарии было написано, что она - «худенькая девочка с огромными синими глазами». Я никоим образом не подходила под это описание, но почему-то меня утвердили. Фильм в день премьеры я смотрела дома у родителей (к тому времени я уже жила отдельно, снимала комнату в коммуналке), и с каждой минутой меня все больше накрывало отчаяние. Я плохо выглядела на экране, еще хуже играла. Помню, как в тот вечер возвращалась к себе пешком через пустыри: мне даже не было страшно, потому что я шла и рыдала, не понимая, как можно дальше существовать в этой профессии, когда результат настолько ужасен.

- Как вы вообще решили пойти в артистки?

У меня никогда не было иллюзий, что эта профессия примет меня с распростертыми объятиями. В школьном возрасте я занималась в Студии юного актера при Центральном телевидении. Активно снималась в разных программах, брала интервью у маршала Баграмяна и писателя Алексина. Но в списке счастливчиков, которым рекомендовали поступление в театральные вузы, меня не оказалось. Наша руководительница открыто сказала, что девочка я очень способная, но с такой сложной внешностью не гожусь ни для театра, ни для кино. И даже если поступлю, то меня ждет очень непростая жизнь, поэтому лучше сразу выбрать другую профессию. Но я же в детстве прочитала много умных книжек, в которых говорилось, что главное - не красота, а сила воли, храбрость, целеустремленность. И по наивности искренне в это поверила... Из всех театральных вузов меня выгоняли еще на первом туре, на второй допустили только в ГИТИСе. Прекрасный и великий педагог Владимир Наумович Левертов что-то разглядел во мне.

Это интервью журнал "Собеседник" взял у актрисы ровно год назад

Фото: Геннадий Усоев / Global Look Press

В интервью Sobesednik.ru актриса Татьяна Догилева рассказала, как стала актрисой и почему ее дочь едва не погибла. 27 февраля народной артистке Татьяне Догилевой исполнилось 59 лет.

В этот день корреспондент Sobesednik.ru дозвонился до актрисы. И хотя разговаривать с журналистами на личные темы звезда кинофильма «Блондинка за углом» не очень любит, все же нашему изданию режиссер рассказала о том, как она стала актрисой, почему не сложилась ее цирковая карьера и как она чуть не потеряла свою единственную дочь. По словам Татьяны Анатольевны, вероятно, ее Катю сам Бог пожалел и не дал ей умереть. Как выяснилось, свои дни рождения Татьяна Анатольевна не очень любит. Ведь в этот день от именинника ждут радости, улыбок и хорошего настроения. А это, по словам артистки, далеко не всегда получается.

Катя Догилева Фото: семейный архив

Поэтому остается чувство невыполненного долга. Конечно, были в моей жизни и шумные дни рождения. Раньше я любила собирать большие сборища. Но теперь обхожусь одной-двумя подругами. С утра мне уже позвонила моя дочь Катя (последние три года девушка живет за границей), мы с ней поболтали по скайпу. Она мне сказала много хороших слов, но для меня лучшим подарком было то, что у нее хорошее настроение. Я очень ее чувствую, несмотря на то, что нас разделяет такое расстояние. Сейчас она живет в Америке. Мои близкие друзья меня никогда не забывают. Но на самом деле для меня все праздничные дни достаточно проблемные, и связано это как раз таки с установкой, что в этот день ты обязательно должен быть счастлив, - смеется Татьяна Анатольевна. - А я люблю более безответственные дни. Впервые на сцене театра Татьяну Догилеву зритель увидел в 1978 году. Сразу после окончания ГИТИСа молодой артистке дали главную роль в спектакле «Жестокие игры». Тогда же о девушке заговорили как о талантливой актрисе. А ведь родилась Татьяна Анатольевна в семье, далекой от искусства. По словам народной артистки, ее родители были приезжими провинциалами.

«Безбилетная пассажирка» (1978)

Выросла я на окраине Москвы вдалеке от всяких театров. Но школа была хорошая, театральные культ-походы для нас не были редкостью. Я помню, на меня производили большое впечатление эти действия на сцене, которые целиком меня захватывали. Особенно мне запомнился спектакль «Питер Пен». До слез - так их было там всех жалко. Однако в самом начале, будучи еще совсем юной - ученицей начальной школы, - маленькая Таня мечтала работать в цирке. И для этого, к слову сказать, у нее были все данные. - Я была активной девочкой. А тогда при школе были кружки разные. Я занималась хореографией, где проявляла чудеса гибкости, - рассказывает Догилева. - В школе нам ее преподавали до четвертого класса, а дальше надо было поступать либо в цирковое, либо в хорео-графическое. Я пошла в цирковое. И даже дошла до последнего - третьего - тура. Но меня в итоге не взяли.

«Блондинка за углом» (1984) Фото: ruskino.ru

Члены комиссии вынесли тогда будущей актрисе вердикт - несценическая внешность, что очень больно ударило по самооценке маленькой девочки. - Я рыдала месяца два, считала, что жизнь моя кончена. Настолько была сильна мечта стать циркачкой и летать где-то там под куполом цирка, - вспоминает уже с улыбкой Татьяна Анатольевна. - А потом решила поступить в секцию художественной гимнастики при «Крыльях Советов». Выбрана была эта секция потому, что там был большой конкурс. Мне надо было доказать себе, что я могу быть лучше других. Ведь в спортивную гимнастику меня брали благодаря моей гибкости вне конкурса и сразу в сильную группу. Но мне не нравилось, что все так легко дается, поэтому пошла туда, куда сложнее пройти. И прошла. Занималась несколько лет, даже второй разряд получила.

«Покровские ворота» (1982 ) Фото: ruskino.ru

Но все же театр манил. Через какое-то время Татьяна Догилева попала в студию юного актера при Центральном телевидении. - Это был сказочный мир закулисья телевидения. Я видела живьем телеведущих, артистов. Все это вызывало трепет и восторг. Но вообще, мне кажется, тогда я была лишь одной из многих девочек, которые желали непонятной профессии актрисы. Просто я больше других этим занималась, умела хорошо читать стихи и в итоге стала штурмовать двери театральных вузов. Во МХАТ меня не приняли, а в ГИТИС я поступила. Выбору будущей актрисы родители Догилевой не противились.

Они были людьми маленького образования, приехавшие из провинции в Москву, поэтому у них была идея фикс только одна: чтобы у меня было высшее образование. Это им казалось обязательным, - поясняет артистка.

Ну и плюс я всегда была отличницей, что их несомненно радовало. Когда я поступила в ГИТИС, мама была страшно горда тем, что я пошла в артистки. И даже собрала соседей по этому поводу. А папа оказался этим фактом не очень доволен, сказал: «Зачем ты туда пошла? Ты такая умная, тебя бы везде взяли!» Ну а дальше я их особо не подпускала к своей карьере, никогда не делилась с ними своими проблемами по учебе или в работе. И когда мама спрашивала меня, а я отказывалась отвечать, она жалобно так произносила: «Ты хоть одно скажи: тебя там не ругают?»

В браке с Михаилом Мишиным у Татьяны Догилевой родилась дочь Екатерина

Ну маме было не понять, что такое театр и что там в принципе все время ругают. В браке с Михаилом Мишиным у Татьяны Догилевой родилась дочь Екатерина В браке с Михаилом Мишиным у Татьяны Догилевой родилась дочь Екатерина Фото: Александр Яковлев / Global Look Press По окончании учебы Татьяна Анатольевна пришла работать в Театр Ленинского комсомола. Но в 1985 году она решила перейти в Театр имени Ермоловой. В то время туда как раз пришел новый главный режиссер Валерий Фокин. - Я играла в очень успешных спектаклях, и все вроде бы было хорошо, но в 90-х у театра дела пошли плохо, Фокин ушел. А я долгое время была задействована лишь в одной постановке - «Наш Декамерон». К тому времени Татьяне Догилевой было уже 36 лет. В карьере началось затишье, и она решила серьезно пересмотреть свою личную жизнь. Кстати, от отсутствия мужского внимания она не страдала. Еще в институте начинающая актриса закрутила роман с Юрием Стояновым. Но так как, по словам артистки, эти отношения мешали ее учебе, она поставила точку. И ушла. Позже, все еще будучи студенткой, она вышла замуж за осветителя Александра, с которым познакомилась на съемках фильма «Безбилетная пассажирка». Правда, их брак продлился недолго - лишь три месяца. А в более серьезные отношения она вступила через 12 лет. Ее вторым супругом стал сатирик Михаил Мишин. С ним она прожила 18 лет. От него же и родила свою единственную дочь Екатерину. Как признается сама Татьяна Анатольевна, детей она никогда особо не хотела. Но надлом в актерской профессии заставил ее пересмотреть этот вопрос. Так, в декабре 1994 года Догилева стала мамой. За этим последовал весьма долгий перерыв в карьере.

«Забытая мелодия для флейты» (1987)

После рождения Кати я перестала играть в «Нашем Декамероне». Во-первых, он мне уже не по возрасту казался, во-вторых, на мой взгляд, был устаревшим. Долгое время я сидела на половине оклада в театре. Но думаю, мои семь тысяч в месяц не разорили его, учитывая мои предыдущие заслуги. Ведь все мои спектакли до этого были востребованы, - смеется Догилева. - Да, на сцену я не выходила, хоть и была в труппе, но надо сказать, что мне и не предлагали ничего.

У меня были попытки поставить свой спектакль - выступить в качестве режиссера, но руководство театра эту идею не одобрило. А когда туда пришел новый художественный руководитель, меня попросили написать заявление об уходе, что я и сделала. Так Татьяне пришлось осваивать несколько новых ролей: роль мамы и роль режиссера. Как призналась актриса, с самого начала своей карьеры она мечтала быть режиссером. И такая возможность у нее появилась. Ее первой работой стал антрепризный спектакль «Лунный свет, медовый месяц».

Но критики тогда эту работу не посчитали удачной. - Ну все сочли своим долгом написать: «Какой ужас!» Писали, что я не режиссер, и всякие другие плохие слова, которые я до сих пор помню

.

Дочь Догилевой уже три года живет за границей. Свою маму она оставила в компании четырехлапого друга породы джек-рассел-терьер Фото: семейный архив

Но я слышала, что вы не только плохие слова помните, но и всех тех, кто их писал?

Да, всех! Поименно, - хохочет Татьяна Анатольевна.

Это настолько был болезненный удар, что у меня случился нервный срыв. А потом я просто перестала их читать. Сейчас я понимаю, что во многом они были не правы. Ведь этот спектакль был востребован и прожил 20 лет. Правда, он видоизменился, конечно. Не буду врать, я сделала очень много ошибок тогда по неопытности и глупости. После этого начинающий режиссер поставила еще несколько спектаклей и даже фильм. Сейчас Татьяна Анатольевна затрудняется ответить, кого же в ней больше: режиссера или актрисы. - В спектаклях, которые я ставила, уже давно не играю сама, так как возраст не позволяет играть эти роли так, чтобы не вызывать при этом жалость, - весело рассказывает Догилева.

Потом была какая-то усталость, недоверие к сегодняшнему дню. Наступило совершенно новое время. Сначала мне думалось, что я не хочу вписываться в новую реальность, что могу отдыхать. Но теперь у меня другие мысли: подумываю о том, как мне вновь найти место под солнцем. Я иду на эксперименты. Вот пошла, например, репетировать в Театр. doc в абсурдистскую пьесу «Мама».

Сергей Маковецкий и Татьяна Догилева в ее антрепризном спектакле «Лунный свет, медовый месяц» Фото: семейный архив

А тем временем у Татьяны Анатольевны подросла дочь Екатерина. Ей 21 год. Она отучилась в американской актерской школе. И сейчас пытается пробить себе дорогу, как и другие начинающие артистки

После окончания школы мы отправили ее в Лондон, - рассказывает Догилева. - Это был такой эксперимент, затеянный Катиным отцом. В то время я не была уверена, что ее желание стать актрисой серьезное - она была похожа на девочку, которая не очень понимает, что значит жить этой профессией. Поэтому было решено отправить ее в Лондон на год на предварительные курсы для поступления в театральный. Я исходила из того, что если она и не станет актрисой, то хоть знание английского не потеряет, а, наоборот, только улучшит. В итоге в английские театральные школы она не поступила, но ей предложили место в американской. Мы были очень рады за нее. Школы, конечно, разные: российские и американские. Мне было интересно слушать то, что она рассказывает о том, как проходят их занятия. Завершив двухлетнее обучение, Катя активно ходит на кастинги и ищет себе применение.

Сейчас я задействована в двух проектах: репетирую новую пьесу Stella, в которой буду играть главную роль, и в кинопроекте, основанном на одной известной компьютерной игре, - делится Екатерина.

«Свет и тень маяка» (2015) Фото: ruskino.ru

Татьяна Догилева ездила на окончание школы к дочери и во время дипломного спектакля по достоинству оценила талант Кати:

Я ее похвалила. Безусловно, у нее еще есть недостатки какие-то, но, если бы у нее не было способностей, я бы не стала поддерживать ее в стремлении быть актрисой, а, наоборот, отговаривала бы.

Однако еще каких-то 8 лет назад в этой семье все было не так безоблачно. В их дом пришла беда: подростковое увлечение собственной внешностью чуть не обернулось настоящей катастрофой. Анорексия. В 13 лет Катя решила немного сбросить вес, но остановиться вовремя не смогла. И уже через два года ее вес не превышал 40 килограммов.

Вы знаете, я не смогла помочь своей дочери. Все мои попытки разбивались обо что-то злобное и непонятное,

До сих пор находясь в какой-то растерянности, рассказывает Татьяна Догилева о тех временах. - Анорексия - это психическое заболевание. И здесь могут помочь только специалисты. Мы прожили 2 страшных года.

И сделать я ничего не могла. А уж поверьте, я перепробовала все. И теперь я ненавижу, когда на ток-шоу или просто в диалогах начинают нападать на родителей заболевших детей с криками: «Как вы могли это допустить?» Поверьте, в нашей семье царили любовь и взаимопонимание. И когда мы поняли, что пришла беда, и я, и ее папа старались делать все, но это было бесполезно. Она нас не слушала. Мне кажется, тут нас просто Бог пожалел. Я сегодня с ужасом думаю о том, что есть девочки, которые не смогли спастись, и сегодня их родители только слезы льют.

Татьяна Догилева с дочерью Фото: семейный архив

Потому что отчаяние наше было страшным. И она дошла до страшного состояния. Но как-то так случилось, что она сама обратилась за помощью к папе. Она попросила его отправить ее в больницу. То есть она тоже поняла, что дела совсем плохи. Потому что отказывалась вообще от всего: психологов, больниц, диетологов. Она всех воспринимала как врагов. И вот она совершила такой поступок.

Долгое время Катя старалась не говорить на эту тему. Слишком тяжело ей давались воспоминания. И даже фотографии тех времен она постаралась выкинуть. Остались лишь некоторые. - Не потому, что стеснялась, просто не видела смысла. Теперь мне кажется, что чем больше говорить об этом, тем лучше

Если кому-то моя история поможет, то я буду счастлива, - признается девушка. В 13 лет девочка, весившая 65 килограммов, пришла к решению, что ей пора похудеть. Ее первоначальная цель была весьма безобидной - скинуть 5 килограммов. Однажды в интернете она наткнулась на группу, посвященную моделям и анорексичной худобе. Катя решила вступить в нее. Катя, осознав, что может умереть, обратилась за помощью к отцу

Катя, осознав, что может умереть, обратилась за помощью к отц

В то время я как раз попробовала свою первую диету. И уже успела скинуть пару килограммов. Выложила свои фото в альбом «до и после». Реакция участников стала для меня шоком, - вспоминает Екатерина.

Совершенно незнакомые мне люди комментировали мой внешний вид далеко не самым приятным образом… Было ужасно обидно, просто до слез. Я удалила фото и в скором времени решила целенаправленно худеть. Все начиналось постепенно, со здоровых диет и адекватных целей: со своих 65 кг я хотела дойти до 60, потом до 58…

Я нравилась себе и окружающим все больше и больше, это для меня было в новинку, остановиться становилось все сложнее. После 54 кг я решила дойти до круглых 50 и остановиться. Наверное, тогда родители стали понимать, что что-то не так. Катя стала есть все меньше. По воспоминаниям Татьяны Догилевой, за целый день ее дочь могла съесть одно яблоко и выпить кофе без сахара. - У меня появилась слабость, я жила на сахарозаменителях и обезжиренных йогуртах. Вес уходил все сложнее, и, когда я дошла до 45 кг, он практически встал, - продолжает девушка.

Я могла не есть по несколько дней, хотя родители умоляли меня пожалеть себя и съесть хоть что-нибудь. Я слышала их, понимала, что они хотят как лучше, но ничего поделать не могла. Я выбрасывала приготовленные мамой завтраки, если она уходила с кухни, говорила, что все съела, шла на всевозможные хитрости…

Когда вес встал около цифры 40, организм решил, что всё, хватит. У меня начались приступы булимии, я стремительно набирала вес и ничего не могла с собой поделать. Поверьте, это страшно, когда тебя не слушается твое же собственное тело. Я была в жесточайшей депрессии, ненавидела себя, все потеряло смысл. Вся моя жизнь развивалась вокруг еды, и выхода из замкнутого круга не было. Тогда я поняла, что больше не могу так, что схожу с ума, и попросила родителей отвезти меня к врачу. Раньше я и слышать не хотела о врачах, видела в них врагов, желающих раскормить меня… Теперь же я хотела одного - избавиться от зависимости. Я пролежала в больнице около месяца, и да, мне это помогло. Не столько терапия или процедуры, сколько смена обстановки и режима.

Потом Катя сама все анализировала. Эти интернет-группы схожи с сектами. Девочки друг друга зомбируют, - уверена Татьяна Анатольевна. - Тогда я и не понимала, какую опасность может представлять интернет. Я же человек докомпьютерной эпохи. Да и родители меня всегда учили, что читать чужие письма нельзя. Но теперь мне так не кажется - можно, лишь бы твой ребенок не попал в беду.

Дочь Догилевой сейчас покоряет Голливуд Фото: семейный архив

Сегодня в семье Догилевых все наладилось. Катя - начинающая и весьма симпатичная актриса. И уже вовсю пробует себя на американских театральных сценах. Но ее мама все же надеется, что к лету дочь вернется домой. А где именно начинать свою карьеру на серьезном уровне, для Екатерины не так важно, лишь бы предложения были интересными

. /Кстати

Сценарий к фильму «Интердевочка» был написан специально для Догилевой и назывался «Фрекен Танька». Свое согласие на съемки Татьяна Анатольевна дала. Однако режиссер картины в главной роли увидел другую актрису.

Главную роль в «Интердевочке» вместо Догилевой сыграла Яковлева

В 2000 году Догилева решилась на круговую подтяжку лица.

Она одна из немногих, кто говорит об этом свободно: «А как это можно скрыть, если все видно?

Сейчас, на мой взгляд, нет ни одной актрисы, кто не делал бы что-либо со своим лицом. С тех пор я к таким кардинальным мерам не прибегала. Сейчас пока пытаюсь похудеть. А там видно будет, может, и решусь на что-нибудь. А может, останусь возрастной артисткой. Таких нынче мало, потому что все страшно борются за молодость».

Татьяну Анатольевну можно часто увидеть в районе, где она живет, гуляющей со своей собакой: «Меня узнают, у нас прекрасные отношения с другими собачниками. Они уже привыкли ко мне, как к части местного пейзажа». От людей она не прячется. И лишь спускаясь в метро, надевает черные очки и платочек.

Знаменитая актриса Татьяна Анатольевна Догилева появилась на свет 27 февраля 1957 года. Мать и отец будущей звезды были самыми обычными рабочими, детство Тани прошло в пригороде Москвы и было очень скромным. Семья зачастую еле сводила концы с концами.

Детство и юность знаменитой актрисы

Биография Татьяны Догилевой весьма интересна. Когда родственники спрашивали маленькую Таню о том, кем она хочет стать, девочка всегда отвечала, что будет актрисой.

Буквально с самого раннего возраста Догилева проявляла интерес к театру и кино. В свои пять лет она увлекалась просмотром серьезных фильмов. Пока ее сверстники дни напролет могли не отрываться от любимых мультфильмов, она, как взрослая, серьезно относилась к советским киношедеврам и восхищалась ими. Особенно маленькая Татьяна любила пересматривать фильмы «Ромео и Джульетту» и «Три мушкетера».

Татьяна Догилева закончила школу при Академии педагогических наук, занималась спортом. Уже в школьные годы она начала задумываться о воплощении своей детской мечты стать артисткой.

Родителям актрисы приходилось зарабатывать деньги тяжелым трудом, возможно, именно поэтому они оба хотели, чтобы у дочери было высшее образование и, следовательно, более легкая жизнь, чем у них. Ну, а поскольку Догилева с малых лет рвалась к сцене, ее выбор пал на ГИТИС.

Время театра и кино

В 1978 году учеба в вузе осталась за плечами юной актрисы, и ее приняли на работу в Театр имени Ленинского комсомола, где около семи лет Татьяна регулярно выходила на сцену. Конечно, в театре у нее были удачные роли, был успех, зрители не скупились на аплодисменты после спектаклей. Но актриса стремилась к всенародной славе и популярности. Для этого нужно было сниматься в кино.

Свою дебютную роль в кино Татьяна получила благодаря театру. Она настолько хорошо сыграла в спектакле «Жестокие игры», что ее заметили и стали приглашать на пробы.

Конечно, первые кинороли были лишь эпизодическими. Дебютом Тани в кино еще в студенческие годы стала роль радистки в кинофильме «Отдать швартовы!» (1971). А вот в 1978 году Догилева сыграла свою первую главную роль – это был фильм «Безбилетная пассажирка».

Фильмами, которые принесли актрисе не только славу, но и опыт, стали:

  • «Частная жизнь».
  • «Пчелка».
  • «Одна на миллион».
  • «Покровские ворота».
  • «Блондинка за углом» и другие.

Еще больше зрители полюбили Догилеву после выхода на экраны фильмов «Интурист» и «Вокзал для двоих».

В 1987 году вышла к зрителю картина «Обида». Молодая актриса сыграла в ней продавщицу, раздавшую деревенским жителям в долг всю выручку магазина, в котором работала. Конечно же, по сценарию девушку ждало наказание в виде ревизии и еще много интересных событий. Зрителям было очень интересно наблюдать за развитием сюжета и виртуозной игрой актрисы.

Нужно заметить, что партнерами Догилевой по съемочной площадке всегда становились очень талантливые актеры. Ей посчастливилось в разное время работать с Олегом Басилашвили, Никитой Михалковым, Ольгой Волковой, Анастасией Вознесенской.

В картине «Афганский излом», вышедшей в 1990 году, Татьяна Догилева сыграла роль, за которую получила своего первого «Кинотавра».

Особенно значимым в карьере знаменитой актрисы является ситком «Люба, дети и завод». Съемки этого фильма буквально изводили актрису. Партнеров было очень много, она была вынуждена учить длинные тексты, слушать наставления режиссера.

Татьяне приходилось просто отключаться от всех проблем, от своих личных перипетий и, просыпаясь утром, как ни в чем не бывало вновь идти на съемки. Конечно, ей было нелегко: слезы, нервные перегрузки, срывы - никто из талантливых актеров не может этого избежать. Актерский труд - очень тяжелый, в этом мире выживает лишь тот, кто готов на все.

В 2007 году фильмографию артистки пополняет фильм «Бомжиха». Он принес звезде небывалый успех. Таня Догилева сыграла главную роль в картине, где ее героиня - сорокалетняя учительница, которая берет в долг огромную сумму денег, чтобы спасти свою больную мать. Однако та все-таки умирает, оставив дочь с непосильной ношей. Женщина не отчаивается и по совету знакомых решает открыть уличную пирожковую. Но эта затея рушится как карточный домик. Главной героине не остается ничего, кроме как пойти бомжевать.

Догилева принимала участие в съёмках новогодней комедии «Елки-3» в 2013 году. Нужно отметить, что к этому времени актриса уже год как не появлялась в театре им. Ермоловой, где работала с 1985 года. В целом фильмография Татьяны Анатольевны насчитывает более 135 ролей.

Режиссерский дебют

Талантливый человек талантлив во всем. Это выражение можно смело отнести к актрисе театра и кино Татьяне Догилевой. Эта женщина никогда не боялась трудностей, поэтому решила попробовать себя в качестве режиссера – сначала спектакля, а затем и фильма.

Спектакль «Лунный свет, медовый месяц» был поставлен ею по пьесе «Частная жизнь» драматурга Ноэля Кауарда. Дебютная режиссерская работа имела огромный успех. Позже Татьяна Анатольевна выступит режиссером еще двух проектов: «Не отрекаются любя…» и «Московские страсти».

Тогда она решила, что просто обязана снять кино. Съемки первой, пробной картины пришлось приостановить из-за нехватки денег. Второй опыт оказался более успешным. Актрисе, мечтавшей однажды произнести фразу: «Мотор!» – удалось сделать это в 2007 году на съемках своего фильма «Лера». Кстати, эта картина не просто понравилась зрителям, ее высоко оценили и критики.

Догилева на ТВ

В 2003 году актриса участвовала в съемках третьего сезона экстремального шоу «Последний герой». Съемки проходили в Доминиканской Республике. Известная артистка в тот год переживала непростые отношения со своим супругом, а потому решила отвлечься от семейных неурядиц и согласилась принять участие в съемках на далеком острове.

Как отмечает сама актриса, она ни разу не пожалела, что согласилась принять участие в этом проекте. Она научилась преодолевать трудности и не прятаться от насущных проблем.

Личная жизнь актрисы

Романтические отношения когда-то связывали Татьяну Догилеву и Юрия Стоянова. Хотя пара и не стала семьей, оба актера благодарны судьбе за эту встречу. Она произошла в студенческие годы. Оба не раз с теплотой вспоминали прошлые отношения, утверждая, что между ними была не любовь, а страсть.

Безусловно, у такой красивой и талантливой женщины всегда было множество поклонников. Смело можно говорить о том, что у Татьяны Догилевой за плечами множество бурных и волнующих романов, ее личная жизнь всегда была насыщенной.

Актриса дважды вступала в брак. Первый семейный союз Догилева заключила сразу же после окончания института. Она познакомилась со своим возлюбленным Александром на съемках «Безбилетной пассажирки», где молодой человек работал осветителем. Нужно отметить, что Татьяна была настолько увлечена карьерой, что совсем не уделяла первому супругу времени. А потому после нескольких месяцев брака молодой муж подал на развод.

Вторым мужем актрисы стал знаменитый писатель-сатирик Михаил Мишин. В 1994 году Татьяна подарила ему дочь Катю. После 18 лет брака союз Татьяны Догилевой и Михаила Мишина все же распался. Известно, что они поддерживают очень теплые дружеские отношения. Татьяна любит проводить время с дочерью, которую безумно любит. Зачастую к ним присоединяется и Мишин, который всегда радуется возможности повидаться с дочкой.

Согласно данным Википедии, сердце популярной актрисы Татьяны Догилевой сегодня свободно. Судя по последним новостям, она продолжает сниматься в кино. Татьяна Анатольевна отпраздновала свой юбилей в прошлом году – ей исполнилось 60 лет. Актриса назвала эту цифру лишь очередным возрастным рубежом. Автор: Дарья Швецова

В конце февраля любимая всеми Татьяна Догилева отметила 55-летие. Увы, но в последние годы все чаще о ней говорят не как о талантливой актрисе, а вспоминают в связи с ее давней проблемой – вот уже несколько лет Татьяна Анатольевна нередко уходит в запои. Сама она об этом говорить не стесняется и объясняет пагубную страсть тем, что стала пленницей стереотипа: мол, все актрисы пьют… и сама не заметила, как попала в зависимость. К тому же депрессия из-за развода с мужем… Репортер выяснила, что как раз в те годы, когда пристрастие превратилось в болезнь, в семье Догилевой началась череда трагедий – один за другим умерли все ее родственники. Об этом поведали соседи актрисы по дому, где прошли ее детство и юность.

Семья Татьяны Догилевой – одно из белых пятен в биографии актрисы. Сама она о своих родителях рассказывает скупо. Лишь упоминает, что выросла в бедноте, ее мама работала на заводе. А вот где она родилась и жила – по этому поводу и вовсе возникла путаница. В одних источниках пишут, что актриса родилась в маленьком городке Текстильщики под Тамбовом, а в других – будто бы в районе Текстильщики в Москве. Я решила разобраться, где в самом деле жила и выросла звезда российского кино.

После долгих поисков удалось разузнать: Татьяна с родителями была прописана вовсе не на окраине столицы, а в многоэтажке, которая находится на одной из улиц престижного Пресненского района столицы. Туда я и направилась.

Дом, где выросла артистка, и по нынешним меркам хороший, хоть и панельный. А лет 40 назад, когда здесь жила Татьяна Догилева, наверное, казался и вовсе комфортабельным. Я вошла в подъезд. На стенах облупленная штукатурка, грязные лестничные пролеты. «Неужели тут живут родные актрисы?» – удивилась я. Ведь согласно данным прописки, здесь до сих пор проживают мать, отец и брат актрисы. Дверь в квартиру Догилевых никто не открыл. Как мне объяснили позже соседи, все жившие здесь Догилевы умерли. Последней скончалась мать актрисы, лет пять назад. Это меня удивило. Ведь Татьяна Анатольевна ни разу и слова не обронила о смерти близких ей людей…

Во дворе мне встретилась пожилая женщина. Она представилась Анной Егоровной. И – какая удача! – она помнит актрису еще маленькой девочкой! Таня забегала к ней домой после школы послушать интересные истории, а иногда угощалась чаем с блинами, которые Анна Егоровна была мастерица печь.

– Я много лет дружила с Таниной мамой Анной Афанасьевной, – рассказывает Анна Егоровна. – Это был удивительной души человек. Сейчас таких, как Анечка, днем с огнем не сыщешь. Все стали какими-то озлобленными, нервными, и плевать они хотели на беды других людей. Анна была не такая. Она всегда готова была прийти на выручку – могла поддержать не только добрым словом, но и денежкой подсобить, даже если больше за душой у нее ничего не было! Они с мужем Анатолием Михайловичем были простыми людьми, работягами. И в своих детях – Танечке и Володе – души не чаяли. Готовы были ради своих ребятишек в лепешку разбиться. Таня, конечно, их надежды оправдала, выбилась в люди, стала большой артисткой, а вот Володенька…

О своем брате Владимире, который был старше Татьяны Догилевой на пять лет, артистка упомянула лишь однажды.

– Моему старшему брату Володе очень нравилась песня про Танечку из фильма «Карнавальная ночь», – рассказывала как-то актриса. – И когда я родилась, он буквально настоял на том, чтобы меня назвали именно Таней.

Бывшие соседи артистки, которых я спрашивала о Володе, в основном отмалчивались и просили не касаться этой темы. Не хотела о нем говорить и Анна Егоровна. Но потом все же решилась.

– Володя родился инвалидом, – рассказала пенсионерка. – У него были искривлены ноги, и всю жизнь он передвигался, опираясь на палку. Конечно, для семьи его болезнь стала трагедией.

По словам Анны Егоровны, Володя, несмотря на недуг, рос добрым, заботливым и очень красивым мальчиком.

– В юности он был красавец необыкновенный, – вздыхает пенсионерка. – Многим девчонкам у нас во дворе он даже нравился.

Всю жизнь брат Татьяны Догилевой прожил вместе с родителями. По словам соседей, устроиться на работу он так и не смог.

– У Володи была какая-то работенка, но на дому, – рассказала мне соседка Догилевых Елена Пантелеевна. – Хотя он был и этому приработку рад. У нас всегда про него по дому много слухов ходило. Одно время кто-то брякнул, что эта беда с ногами с ним случилась после службы в армии. Но подробностей никто не знал. О том, что он был болен с детства, стало ясно гораздо позже.

Правда, не все соседи отзываются о старшем брате Догилевой хорошо. Пенсионерка Светлана Ивановна утверждает, что Владимир хоть и отличался тихим нравом, был не прочь пригубить рюмочку-другую «беленькой».

– Ни для кого не секрет, что Володька выпивал, – добавляет Светлана Ивановна. – Но он никогда не доставлял никаких хлопот, не буянил, не скандалил. Мы все его жалели: красивый парень, и так не повезло ему в жизни.

Татьяна, по словам соседей, всю жизнь помогала Володе. И не только деньгами. Если выпадала свободная минутка, она все время рвалась домой, чтобы побыть с братом. После таких встреч Володе становилось легче на душе. О страшном недуге брата Татьяна никому не рассказывала. Наверное, не хотела, чтобы кто-то знал о несчастье ее семьи. Соседи, дружившие с семьей Догилевых долгие годы, утверждают: Таня всегда была для родителей и брата надеждой и опорой. До самого конца.

– Танечка росла замечательной девочкой, – вспоминает Анна Егоровна, подруга матери актрисы. – Училась только на одни пятерки, и родители ею гордились. Поэтому, когда она им сообщила, что собирается стать артисткой, Анна Афанасьевна и Анатолий Михайлович сначала были, как сейчас говорят, в шоке. А потом всячески ее поддерживали.

Я напомнила ей один эпизод, о котором Догилева как-то рассказывала в интервью глянцевому журналу. Она призналась, что кумушки-соседки, встречая ее мать, язвили: «Артисткам надо спать с режиссерами!» Но Анна Афанасьевна рубила сплеча: «Ну и пусть спит!»

– Да, Анна Афанасьевна была не робкого десятка женщина, – услышав эту историю, со смехом вспоминает еще одна соседка Догилевых – Нина Ивановна. – Я работала с ее мужем Анатолием Михайловичем на мукомольном комбинате. Анна Афанасьевна тогда уже ушла с завода и трудилась сначала в булочной, а потом в овощном магазине. На нее всегда покупатели жаловались! Она им дерзила, а главное, обвешивала и обсчитывала! И никто не мог ее урезонить! Кроме, пожалуй, мужа Анатолия Михайловича и сына. И несмотря на эти обиды, ее все равно все жалели, когда один за другим стали уходить ее близкие.

…Первым в семье Догилевых скончался Володя. Ему было чуть больше сорока. Почему так быстро сгорел еще молодой мужчина, непонятно до сих пор. Соседи же шепчутся между собой: подвело сердце. А через несколько месяцев после сына умер Анатолий Михайлович.

– Я слышала, у Толи был рак, – сквозь слезы говорит его бывшая коллега Нина Ивановна. – Очень жалко его. Хорошим он был человеком. Как Анна Афанасьевна справилась с таким горем, не представляю.

Продавщицы в булочной, где когда-то работала Анна Афанасьевна, вспоминают, что после смерти мужа и сына мама актрисы сильно сдала.

– У нее после той череды несчастий случился инсульт, – рассказывает продавщица Татьяна. – Она с трудом ходила и говорила, речь была невнятной, часто путала имена людей. Татьяна о ней очень заботилась. Навещала мать постоянно, наняла для нее сиделку…

Мамы Татьяны Догилевой не стало пять лет назад. По словам близких друзей семьи, Анна Афанасьевна скончалась от сердечной недостаточности.

– Аню проводили по всем православным канонам, – вспоминает ее ближайшая подруга Анна Егоровна. – Отпели в церкви, отслужили панихиду. Проводить ее в последний путь пришли все соседи по дому, каждый принес по букету цветов. В общем, все сделали достойно.

– Татьяна приехала проводить мать? – поинтересовалась я и получила неожиданный ответ.

– Я там ее не видела, – огорошила меня Анна Егоровна. – Но деньги на похороны и брата, и отца, и матери давала именно Татьяна. У нее был тогда тяжелейший период в жизни. Только представьте: один за другим умирают самые дорогие для тебя люди – брат, отец, мать. Вот она не выдержала и запила. Кстати, когда Анна Афанасьевна была жива, очень переживала по поводу увлечения Татьяны спиртным. Она и говорила с ней, и умоляла бросить – все без толку.

Кстати

Сейчас все газеты и телевидение часто говорят о губительной страсти Татьяны Догилевой к алкоголю. Но «Только звезды» первыми написали об этом недуге актрисы («Только звезды» №33, 2010 г.). Тогда мы разузнали, что Татьяна Анатольевна, срываясь в запой и понимая, что ей самостоятельно не справиться с болезнью, ложится в московскую наркологическую больницу №17. В этом лечебном учреждении ей предоставляют отдельную палату, где она, неузнанная, вдали от любопытных глаз, с помощью опытных докторов выходит из запоя. Уже после нашей публикации Догилева призналась в своем пороке другим изданиям.

Справка

Догилева Татьяна Анатольевна родилась 27 февраля 1957 года. В 1978 году окончила ГИТИС. С 1978 по 1985 г. служила в Ленкоме, с 1985 г. Догилева – актриса Московского драматического театра имени Ермоловой.

Сниматься в кино начала в начале 80-х. Ее прославили фильмы «Блондинка за углом», «Покровские ворота», «Забытая мелодия для флейты», ситком «Люба, дети и завод» и др.

В 1998 г. дебютировала в качестве режиссера, поставив спектакль «Лунный свет, медовый месяц», который до сих пор идет с большим успехом.

В первый раз вышла замуж в 1977 году – за осветителя, с которым познакомилась, снимаясь в фильме «Безбилетная пассажирка». Второй муж – сатирик Михаил Мишин, с которым она развелась после 12-летнего брака. От Мишина у Догилевой есть дочь Катя, которой сейчас 17 лет.

Светлана Орлова