Ошибки в словах как называются. Можно ли поправлять человека, который неправильно произносит слова? Грамматические ошибки, относящиеся к морфологии

Орфографические ошибки - это нарушение правил. Возможно, кто-то не обращает на них никакого внимания при чтении того или иного текста, но многих они попросту раздражают. Не беда, если человек не заметил собственной опечатки, но слишком большое количество ошибок в простейших словах уже может натолкнуть на определенные выводы об уровне грамотности. Сегодня мы рассмотрим наиболее распространенные орфографические ошибки, примеры которых можно встретить не только на форумах, где люди пишут так же, как и говорят, но и в готовых текстах сайтов, претендующих на серьезность.

Конечно, самая популярная ошибка - это пресловутый в глагольных окончаниях -тся и -ться. Как же, наконец, выучить, в каком случае он нужен, а в каком - нет? Тут и учить ничего не надо. Возьмем для примера маленькое предложение: «Она начала одеваться». Ключевое слово здесь - «одеваться». Следовательно, она начала что делать? Одеваться. Вы видите в конце вопроса «что делать» мягкий знак? Это означает, что в глаголе он тоже должен стоять. А вот в слове «одевается», которое отвечает на вопрос «что делает», мягкого знака быть не должно, потому что его нет и в конце вопроса. То же самое происходит с глаголами, отвечающими на вопросы "что сделать" (одеться) и "что сделает" (оденется).

Многие умудряются делать поистине уникальные орфографические ошибки в таких словах, как «симпатичный», «ухажер», «спасибо», «охота», «в общем». Вероятно, полагает, что слово «симпотичный» произошло от слова «симпотный», а никак не от «симпатия», а слово «ухожер» - от «уходить», а не «ухаживать». А вот чем руководствуются те, которые пишут «спосибо», «охото» и «вообщем» - наука пока не выяснила. Иногда на сайтах всевозможных агентств можно увидеть слово «агенство». Очень странно, что серьезная, на первый взгляд, фирма не знает, что в ней работают агенты, и именно поэтому слово «агентство» пишется через букву «т».

Невероятно часто встречаются такие орфографические ошибки, как «так же» и «также». Чтобы понять, нужно ли писать слитно или раздельно, достаточно запомнить проверочные слова: «также» - «тоже», «так же» - «точно». Если есть сомнения, каким образом написать слово «также», попробуйте мысленно заменить его на слово «тоже». Если смысл предложения не потерялся, значит, пишем слитно. Если же впереди можно поставить слово «точно» (чтобы получилось «точно так же»), значит, пишем раздельно. Например: «У меня также (тоже) есть эта книга», «Закат (точно) так же прекрасен, как и рассвет».

Быть может, сегодня очень модно делать орфографические ошибки, но все же, как можно написать (и даже произнести) фразу: «Мое/твое день рождение»? Ведь празднуется что? День. День чего? Рождения. Этот день рождения чей? Мой/твой. Следовательно, предложение нужно и писать, и произносить как «Мой/твой день рождения».

Если данная статья кого-то убедила, что делать орфографические ошибки - «не комильфо», значит, автор не зря ее писала. Задумайтесь о своей грамотности, ведь она играет далеко не последнюю роль в нашей жизни.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Все мы учили русский в школе, и многие знали его на отлично, но все равно нет-нет да и проскакивают в речи ошибки. Еще и в самый неподходящий момент - в письме будущему работодателю или в комментариях, куда тут же слетаются бдительные граммар-наци.

сайт публикует для вас статью о самых распространенных ошибках в русском языке. Их можно легко избегать, если запомнить нехитрые правила или фразы-подсказки.

День рождения

Бывает, что частота ошибочного употребления слов и устойчивых оборотов просто «хоронит» языковую норму. Но мы-то знаем, как правильно! Так случилось, например, с днем рождения . Как словосочетание только не коверкают! Сплошь и рядом слышно: «Я иду на день рождение », «Я поздравляю вас с днем рождением ». Это неправильно. Нужно: «Иду на день рождения », «Поздравляю с днем рождения ».

Во-вторых, есть «день рождения », но нет такого явления, как «день рождение ». Кроме того, многие пишут оба слова с заглавной буквы. Это как будто придает выражению значимости, но по правилам русского языка это ошибка. Допустимо, хотя и не совсем верно (день рождения не является всеобщим торжеством) писать с заглавной буквы первое слово, но никак не оба.

В_общем

Есть слова «вообще», «в общем». Такое же их написание считается ошибкой: «вообщем» и «вобщем».

ЗвонИт

Ко мпания и Ка мпания

Слово «ко мпания» произошло от латинского слова panis («хлеб»), то есть изначально компанией называлась группа сотрапезников. Слово «ка мпания» происходит от другого слова - campus, то есть «поле», в том числе «поле боя». Словом «кампания» обозначался военный поход. Эти два слова - омофоны, то есть звучат они одинаково, но пишутся по-разному.

Запомнить разницу можно так: ко мпания решила провести ка мпанию.

Не и Ни

Настоящая головная боль корректоров и редакторов. Правомерное употребление этих частиц подчас не всегда очевидно. «Ни» является усилительной частицей и употребляется при отрицании у сказуемого, также может использоваться в качестве соединительного союза.

Не сделаю ни шага , не выпью ни грамма .

когда весь день одни проблемы
и не выходит ни черта
я залезаю в ванну с пеной
у рта

«Не» обычно выражает отрицание, употребляется чаще всего с глаголами, деепричастиями и в некоторых других случаях. Если вы сомневаетесь, лучше заглянуть в словарь.

во мне заговорила совесть
и говорит и говорит
как жаль что я не понимаю
иврит

Одеть и Надеть

Еще одна очень часто встречающаяся ошибка в устной речи. Можно о деть кого-то и на деть что-то на себя или кого-то. Для усвоения этого немудреного правила достаточно вспомнить мнемоническую фразу: «На деть одежду, о деть Надежду».

«-Тся» и «-Ться»

Правописание «-тся» и «-ться» в глаголах очень просто проверить. Нужно задать вопрос: «Что ©делает ?» / «Что ©делать ?». Если в вопросе есть мягкий знак, то он будет и в «-ться». Несмотря на всю легкость и простоту приема, эта ошибка встречается крайне часто.

Еди ница

Казалось бы, пишете слово «еди ница» - проверьте его словом «еди н», и все встанет на свои места, но нет... Многие настойчиво почему-то пишут через «е» в корне и все тут... Не надо так.

Как_будто

Писать где попало дефисы - распространенная прихоть многих людей. «Как» с дефисом пишется, если за ним следует «-то», «-либо», «-нибудь». «Будто» пишется раздельно.

Что_ли, вряд_ли

Эс прессо и лАтте

Не везет заморским словам в русском языке. Их постоянно переиначивают. Из слов ныне общеупотребительных можно вспомнить названия кофе «эспрессо», «латте» и «капучино». Первое постоянно хотят назвать «экспрессо», во втором постоянно норовят сделать ударение на последний слог, хотя правильно на первый, в третьем при написании зачем-то ставят два «ч».

Занять и Одолжить

Финансовая грамотность в России оставляет желать лучшего, поэтому неудивительно, что слова «занять» и «одолжить» у нас постоянно путают. «Занять» - это взять взаймы, поэтому говорить «займи мне денег» неправильно. Также нельзя занять кому-то, можно только у кого-то. Правильно будет: «Одолжи мне денег», «Можно мне занять у тебя?»

В_течение (предлог)

Начиная со школы слова «в течение» и «в течении» часто пишут неправильно. Во-первых, пишут слитно, что является грубой ошибкой, во-вторых, путают буквы в конце слов. Запомнить, как правильно писать, можно так: предлог с существительным «в течении» можно разделить зависимым словом, а предлог «в течение» неразрывен.

Например: в быстром течении реки, но в течение вечера.

Прий ти

Совершенный вид глагола «идти» часто пишут как «прийти» или «придти». Что правильно? Правильно по современным правилам языка писать «прий ти». Сложности в написании этого глагола идут от такого явления русского языка, как супплетивизм, то есть образование форм одного и того же слова от разных корней. Мы пишем «идти», но «прийти». Вариант «придти» сейчас считается устаревшим.

Буду щий

Когда мы говорим слово «будущий», так и хочется добавить в него по аналогии со словом «следующий» лишнюю «ю». Но делать этого не стоит, как бы ни хотелось.

Иметь в_виду

«Иметь в виду» всегда пишется раздельно. Просто запомните это, если хотите, чтобы вас считали грамотным человеком. Но есть предлог «ввиду», имеющий значение «по причине», не путайте.

Запятая между подлежащим и сказуемым

Запятая между подлежащим и сказуемым - это грубая ошибка. Разве что между ними оказываются вводное слово или определение, но они обособляются по своим правилам.

Часто школьники не знают, что изучает тот или иной раздел языкознания. Это затрудняет поиск необходимой информации. В данной статье мы рассмотрим разделы науки о языке и основные понятия, которые они изучают.

Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи. Изучаемые понятия: звуки, чередование звуков, сильная и слабая позиция звуков, ударение, интонация, слог, слогораздел.

Орфография – раздел науки о языке, в котором изучается правописание слов и их значимых частей. Изучаемые понятия: орфограмма, орфографическое правило, орфограммы в корне, приставках, суффиксах, окончаниях, слитное, раздельное, дефисное написание, употребление прописной и строчной буквы.

Лексика и фразеология – раздел науки о языке, в котором изучается лексическое значение слов, фразеологических оборотов и их употребление в речи. Изучаемые понятия: однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слов, омонимы, синонимы, антонимы, исконно-русские и заимствованные слова, устаревшие слова и неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, фразеологизмы.

Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается состав слова и способы его образования. Изучаемые понятия: состав слова, морфема, основа слова, корень, суффикс, приставка, окончание, словообразовательные и формообразовательные морфемы, однокоренные слова, способы образования слов.

Морфология – раздел науки о языке, изучающий части речи и их формы. Изучаемые понятия: части речи (самостоятельные и служебные): имена существительное, прилагательное, числительное; местоимение, глагол, глагольные формы (причастие, деепричастие), наречие, предлог, союз, частица, междометие, звукоподражания, морфологические признаки частей речи.

Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение, их строение, значение и роль в речи. Изучаемые понятия: словосочетание, согласование, управление, примыкание, подлежащее и сказуемое (простое глагольное, составное глагольное, составное именное); определение, дополнение, обстоятельство; простое предложение, однородные члены предложения, обобщающие слова, обособленные члены предложения, обращение, вводные слова; сложные предложения (сложносочиненные, сложноподчинённые, бессоюзные); виды придаточных частей сложного предложения (определительная, изъяснительная, обстоятельственная).

Пунктуация – раздел науки о языке, в котором изучаются правила расстановки знаков препинания. Изучаемые понятия: знаки препинания, их функции (завершающие, выделяющие, отделяющие); одиночные и парные знаки.

Стилистика – раздел науки о языке, изучающий функциональные стили речи, их языковые особенности. Изучаемые понятия: стили речи: разговорный и книжные (художественный, научный, публицистический, официально-деловой), языковые особенности стилей, жанры, характерные для определённого стиля.

Культура речи – раздел языкознания, в котором изучаются нормы литературного языка в его устной и письменной формах. Изучаемые понятия: нормы литературного языка: произносительная, орфографическая, морфологическая, словообразовательная, синтаксическая, пунктуационная, речевая.

Если Вам необходимо проконсультироваться по какому-либо разделу языкознания, или Вы не можете найти определение изучаемого понятия. в любое время и в любом месте Вы можете обратиться за помощью к онлайн репетитору. Обучение проходит посредством специально разработанного программного обеспечения. Квалифицированные педагоги оказывают помощь при выполнении домашних заданий, объяснении непонятного материала; помогают подготовиться к ГИА и ЕГЭ. Ученик выбирает сам, проводить занятия с выбранным репетитором на протяжении длительного времени, или использовать помощь педагога только в конкретных ситуациях, когда возникают сложности с определённым заданием.

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Мы не раз писали о том, что тексты на сайте должны быть качественными. Но качество заключается не только в отсутствии переспама, наличии полезной информации, правильной структуре и т.д. А и в том, насколько грамотно они написаны. Многие не обращают внимания на элементарные ошибки в своих текстах, а они способны оттолкнуть клиента. Поэтому в этой статье мы остановимся на самых распространенных из них.

1. Размытое описание, которое можно подставить к любому товару

Лишь прочитав второе предложение, посетитель сайта понимает, что текст о вилке. Первое предложение может быть практически о любом предмете (например, о телефонной гарнитуре, резинке для волос, поясе).

И прежде чем писать текст о вилке, задумайтесь, нужен ли он вообще. Вероятнее всего, общих характеристик (материал изготовления, предназначение) будет достаточно.

2. Употребление абстрактных эпитетов-определений:

В чем проявляется «незаменимость» кастрюль остается загадкой. Неизвестны и особенности «очень качественных» мячей. Предложения легко переделать, например, так: У нас можно приобрести алюминиевые и чугунные кастрюли; Мы продаем баскетбольные мячи класса indoor из синтетической кожи и резины.

3. Словосочетания-шаблоны:

Они не несут никакой информации, зато могут раздражать читателя.

Наряду с шаблонами часто встречается однотипный контент. Например, страница сайта аптеки:

Видимо, текст для страниц категорий создавался с помощью одного шаблона (основную часть товаров составляют лекарства). Из-за этого халат оказался препаратом.

Конечно, если у вас большое количество товаров, уследить за этим сложно, но постарайтесь учесть это, продумывая шаблон.

4. Нагромождение местоимений, особенно личных и притяжательных.

Ваш читатель понимает, что это ваш магазин, ваши консультанты и ваш товар…

У примера есть еще один «грех» – последнее предложение. Необходимо следить за правильностью классификации. А пока оно выглядит как предложение: «Ручки бывают шариковые, синие и пластмассовые». Выбирайте один параметр для классификации (цвет / размер / фасон / материал изделия).

5. Лишние синонимы, громоздкие предложения

Синтаксис должен быть простым и понятным. Не следует использовать замысловатые деепричастные обороты, предложения на три и более строки, т.к. их сложно и неинтересно читать. Тем более, сразу бросаются в глаза пунктуационные ошибки в употреблении оборотов.

Заменяйте сложные бессмысленные предложения простыми, но информативными. Например:

«В нашем интернет-магазине есть сотейники, чугунные и керамические сковородки. Посмотреть каталог посуды для жарки можно тут» – подобная конструкция выглядит яснее.

6. Неправильные окончания слов

Казалось бы, невинная ошибка. Но она может оттолкнуть клиента:

Особенно, если вы решили продать «жалюзю» 🙂

Иногда неправильное окончание существительного вызвано невнимательностью к языку клавиатуры:

7. Лишнее преувеличение свойств предмета, чересчур эмоциональное повествование:

Сюда же относится использование оценочного слова «лучше». Во-первых, это ваша субъективная оценка. Во-вторых, зачастую его словоформу используют совместно с прилагательным «самый». Это ошибка, ведь слово «лучший» – уже превосходная степень прилагательного «хороший», исключающая наличие дополнительных характеристик.

8. Неверный порядок слов в предложении

Классическая схема словосочетания – «прилагательное + существительное». Обратный порядок призван обратить внимание на что-то обширное (например, название фильма «Калина красная» ). Однако в статье лучше воздержаться от нарушения порядка этих слов.

Ключевой запрос должен быть введен естественно.

Часто причиной грубых «сшитых наспех» предложений становится погоня за уникальностью:

Этот пример лучше переделать, например, так: «Удачливого и везучего человека англичане называют “родившимся с серебряной ложкой во рту” ».

Похожая ситуация возникает, когда ключевой запрос включается в обход правил логики.

Слово «оптом» (как и все предложение в целом:)) абсолютно нелогично. Понятно, что оно – часть ключевого запроса. Но такое неестественное вхождение отталкивает читателя и может насторожить поисковую систему.

9. Нагромождение предлогов

Переписать это предложение можно, например, так: «В нашем интернет-магазине можно найти различные виды спортивного снаряжения… ». Ищите способы обойти нагромождение, а не пишите сразу «как получилось».

10. Перенасыщение текста ключевыми словами

Иногда частое использование ключевых слов выглядит нелепо и даже смешно:

«Юбка купить » – интересная вещь. Такое включение запроса уже давно не актуально.

К тому же было бы странно, если бы имидж девушки включал «мужские » юбки. Если не вспоминать про килт, словосочетание «женская юбка » – плеоназм, о котором тоже надо упомянуть.

11. Речевая избыточность (или плеоназм)

Прилагательные из таких словосочетаний («пожилая старуха», «женские роды» ) можно убрать, смысл предложения при этом потерян не будет.

«Приятельница» плеоназма тавтология (например, «проливной ливень», «станцевать танец», «соленая соль» ) также негативно влияет на стилистику.

12. Неверное число глагола:

Разумеется, глагол должен сочетаться с существительным.

13. Пропущенные или лишние знаки препинания

Порой отсутствие пробела, запятой или лишнее тире может негативно повлиять на читателей: отвлечь их от сути, исказить смысл текста.

14. Распространенная ошибка – неверное написание предлогов, деепричастий и наречий

Неправильно:

Правильно:

Объяснить правильное написание лучше на примере:

Не_смотря . Иду и не смотрю под ноги – «Иду, не смотря под ноги »
Несмотря . На улице дождь, но я иду гулять – «Иду гулять, несмотря на дождь » (вопреки).

Наряду с ошибками в предлогах очень популярно неправильное употребление союзов «также» и «чтобы»:

Если обобщать, «также» пишется слитно в значении «тоже» и в случаях, когда его можно заменить союзом «и», раздельно – когда присутствует сравнение. Как и в предыдущем случае, лучше приведем пример:

Так_же . «Расписал проблему так же подробно, как коллега » (сравнение; сделал подобно кому-то).
Также . «Поменял фото, поправил текст. Также привел дополнительные рекомендации » (в том числе, и).

Слитное написание союза «чтобы» передает значение цели. Раздельное написание встречается намного реже, чем слитное.

Пример:
Чтобы Читаю книги, чтобы много знать (цель)
Что_бы Не хочу читать, что бы мне ни говорили .

15. Отсутствие прописной буквы в начале предложения

Этот скриншот – пример не только отсутствия заглавной буквы, пунктуационных ошибок и частого использования местоимения. «Вы» и его словоформы – достаточно проблемный случай в копирайтинге. Кто-то полагает, что употреблять это слово с большой буквы нужно лишь при личном обращении, кто-то употребляет всегда.

В любом случае важно выбрать только один вариант. Как говорится, «любое безобразие, лишь бы единообразие».

16. «Детская» ошибка – неправильное написание тся/ться (не ленитесь ставить вопрос к глаголу, чтобы выяснить его вид):

Важно что сделатЬ? — позаботитЬся

Сможете что сделатЬ? — убедитЬся

17. Опечатки (как самый примитивный вид ошибок) режут глаза и могут стимулировать пользователя уйти с сайта.

18. Банальные заголовки

(…а каждый мужчина нет?)

(…кто этого не знает?)

Если придумать интересное название трудно, можно попробовать в качестве заголовка взять какое-то предложение из текста или воспользоваться нашими .

19. Суржик

20. Слепая вера в Word

Довольно часто он неправильно «распознает» конструкции, пишет о возможном несогласовании предложения. Ориентируйтесь на собственные знания грамматики, пользуйтесь словарями.

В данном примере эти слова просто не занесены в словарь текстового редактора, он их не знает, поэтому считает неправильно написанными.

ВЫВОД

Упомянутые выше ошибки с филологической точки зрения относятся к абсолютно разным категориям. Но, как ни крути, их источник – невнимательность и в какой-то степени лень.

Прежде чем размещать текст на своем сайте:

1) Подумайте, действительно ли эта информация будет кому-то полезна/интересна. Может, стоит попробовать ввести продвигаемые запросы по-другому, не в ущерб читабельности?

2) Отложите текст хотя бы на день и пересмотрите его. Скорее всего, вы захотите что-то поправить.

Желаем вам вдохновения, гармонии и успехов!

Подписаться на рассылку

Люди часто делают ошибки в словах. Некоторые неправильно ставят ударение, используя ненавистное многим «зво́нишь», а другие употребляют некорректную форму слова - например, постоянно «одевают» что-то на себя. The Village решил разобраться, стоит ли исправлять чужую речь.

Михаил Штудинер

Доцент кафедры стилистики факультета журналистики МГУ, автор «Словаря образцового русского ударения»

Мне кажется, что, если не хочешь нажить себе врагов, поправлять не стоит. Люди часто болезненно реагируют на это. Можно поправить кого-то, если ты должен в силу своих профессиональных обязанностей. И то я всегда стараюсь делать это очень мягко. Если, например, мне необходимо указать на какой-то недочёт коллеге, я обязательно поговорю наедине с ним, чтобы никто не слышал. Хочу, чтобы человек понимал: я делаю это для его же пользы, чтобы предостеречь от ошибки, которую он может повторить перед большой аудиторией. Но если нет острой необходимости для дела, лучше не поправлять.

Можно рассмотреть обычные бытовые ситуации. Например, я прихожу в магазин и хочу купить в подарок жене крем. Я советуюсь с продавщицами и говорю «крем», спрашиваю: «Какие у вас есть кремы для рук?» Продавщица отвечает мне «крема́» или того хуже - «крэм». Я про себя, конечно, отмечаю, что она говорит неправильно, но поправлять не буду, потому что я её обижу, проявив некую нетолерантность. В первой половине 80-х со мной произошёл один забавный эпизод. На Большой Никитской (раньше она называлась улицей Герцена) был хороший овощной магазин, я после работы часто туда приходил, чтобы купить что-то домой. Однажды я увидел, как там толпятся женщины, и понял, что они чего-то ждут. Привезли контейнеры с продуктами, и все стали кричать: «Свекла́, свекла́, свекла́!» Я стал поправлять их: «Свёкла, свёкла, свёкла!» На меня посмотрели как на сумасшедшего, а одна женщина даже сказала: «Тут бы ухватить что-нибудь, какая разница, „свёкла“ или „свекла́“?» С другой стороны, у меня есть круг друзей, с которыми мы знакомы с детства. Они часто ко мне обращаются за советом. Что-то произнесут, а потом говорят: «Вот, сейчас Штудинер возмутится».

Надо сказать, что в языке есть такое явление, как вариантность, причём на всех уровнях его структуры. В том числе есть варианты ударения - например, «тво́рог» или «творо́г», «одновре́менно» и «одновреме́нно». Это значит, что правильно и так, и так. Иногда, когда кто-то поправляет человека, он может это не учитывать. Также есть профессиональные варианты ударения. Например, в медицинской среде принято говорить «а́лкоголь». Разве я стал бы поправлять врача, который так поставил ударение? Или разве нужно делать замечание сантехнику, который говорит «краны́»? Нет, пусть говорят так. Человека можно научить только тогда, когда он сам хочет научиться. Тот, у кого есть желание совершенствовать свою речь, может воспользоваться словарями.

Татьяна Вайзер

преподаватель философии и этики философско-социологического факультета РАНХиГС

Не стоит поправлять людей, если они некорректно ставят ударение или неправильно произносят слова. Речь человека, как и его тело, - это атрибут личности, который, хотя и обращён на других, проявляется в рамках индивидуального пространства. Для того чтобы переступить эти границы, должно быть достаточное основание. Представьте, что человек неправильно повязал галстук. Вряд ли вы возьмётесь переделывать узел прямо на нём. Так и с речью: вы можете сделать вывод о недостаточной образованности человека, о степени его или её внимательности к себе и окружающим, но не указывать на ошибки.

Но можно поправлять близких. И лучше делать это с улыбкой, а не назидательным тоном. Вы можете, например, мимоходом объяснить человеку правило или этимологию слова, чтобы он лучше запомнил. Или заговорить об этом применительно к другому лицу - например, к персонажу комедийного фильма, который что-то неправильно произносит. Самый безопасный вариант - прикинуться несведущим и спросить у самого человека, как, по его мнению, было бы правильно произнести то или иное слово. Если это встретит реакцию заинтересованности или согласия - хорошо, а если реакцию раздражения - лучше не настаивать. Взрослый человек, даже если он ваш родственник, имеет право на свою неправильную речь, как вы имеете право на свой стиль одежды. Также можно поправлять своих детей, если вы хотите привить им чувство языка.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ: Оля Волк