Первое становление личности. Основные этапы становления личности человека. Фазы становления личности по Л. И. Божовичу

На сегодняшний день в психологии существует более 50 теорий, которые описывают понятие «личность». Каждая из них по-своему повествует о том, как осуществляется становление личности. Но все они едины в том, что каждый человек проживает этапы формирования личности так, как не проживал никто прежде и не будет проживать никто после.

Вконтакте

Одноклассники

Довольно распространенный вопрос, который беспокоит современное общество, почему одному человеку достается все: он успешен во всех сферах жизнедеятельности, уважаем и любим, а другой такой несчастный и лишь деградирует? Чтобы уловить суть и ответить на этот вопрос , следует оперировать знаниями факторов становления личности, которые оказывают непосредственное влияние на жизнь конкретного человека. Крайне важно знать о том, как проходили этапы формирования личности, какие новые способности, свойства и качества появлялись в процессе жизнедеятельности, обязательно при этом учитывая роль семьи и друзей.

Сегодня в нашей статье мы рассмотрим процесс становления личности , а также с какими преградами сталкивается человек на этом пути.

Формирование человеческой личности

Процесс формирования личности - это образование у каждого индивида определенных человеческих качеств, которые были приобретены в процессе жизни. Но отчего же зависит проявление определенных качеств в человеке?

Факторы, которые оказывают влияние на становление личности

Подведя итог этого раздела, хочется отметить, что если один из этих этапов не был пройден, то наступает фаза дезинтеграции, сопровождающаяся отторжением человека обществом. При дезинтеграции процесс становления останавливается и может обернуться вспять, что влечет за собой деградацию.

Этапы развития

В большей степени к развитию предрасположен деятельный и активный человек. Стоит отметить, что для каждого возрастного интервала один из видов деятельности является передовым и ведущим.

Концепция ведущей деятельности была разработана выдающимся советским психологом Леоньтевым А. Н. , им же были выделены основные этапы становления. Несколько позже его идеи были развиты и немного преобразованы Эльконином Д. Б. и другими учеными.

Но что же из себя представляет ведущий вид деятельности? Это фактор деятельности и развития, определяющий формирование основных психологических разнообразий индивида на следующей ступени его развития.

« По Эльконину Д. Б. .»

Этапы формирования личности по Эльконину Д. Б . и передовой вид деятельности в каждой из них:

  • Младенчество - общение со взрослыми.
  • Ранее детство - активный предметно - манипулятивный вид деятельности. Каждый ребенок учится использовать простые предметы.
  • Дошкольный период можно охарактеризовать, как сюжетно-ролевую игру. В игровой форме ребенок примеряет на себя социальные роли взрослых.
  • Младший школьный возраст сопровождается плодотворной учебной деятельностью.
  • Подростковый период включает в себя начало интимных взаимоотношений со своими сверстниками.

«По Эриксону Э.»

Эриксон Э. зарубежный психолог , периодизация развития индивидуальности которого стала наиболее известной. По версии ученого процесс формирования личности происходит не только в юности, но и в периоды глубокой старости.

Психосоциальные стадии развития представляют из себя кризисные временные интервалы формирования индивидуумом. Становление - это преодоление условных барьеров (психологических этапов) одного за другим. На каждом этапе осуществляется качественное видоизменение внутреннего мира человека. Новообразование каждого из этапов - это результат развития человека на каждом пройденном этапе.

Стоит обратить внимание, что новообразования могут быть не только положительными, но и отрицательными. Собственно говоря, их сочетание и определяет индивидуальность человека. Эриксон выделял и описывал две передовые линии развития: аномальную и нормальную, в каждой из которых выделил и сравнил психологические новообразования.

Кризисные этапы выковывания личности по Эриксону Э

Крайние линии развития старости

  • Отсутствие страха смерти, ощущение полезности и полноты жизни, удовлетворенность, душевная гармония и мудрость.
  • Боязнь смерти, трагичное отчаяние.

В этой части лекции мы более подробно остановимся на том, как человек становится личностью.

Личность - это общественно развитый человек. Личностные качества человека соответствуют его природе и продуцируют самодеятельность. Поэтому целесообразно определиться с тем, какие условия влияют на становление личности, что характерно для её формирования.

Обозначим условия становления личности. Они неоднозначны в понимании различных мыслителей.

Можно идти по пути, представленному К. Марксом, и охарактеризовать четыре модуса общественной жизни, они же - условия, способствующие становлению личности:

  • - экономические (хозяйственно-производственные);
  • - политические (властно-правовые);
  • - социальные (индивидуально-предметные);
  • - духовные (идейно-нравственные).

Такой четырёхуровневый подход был принят и идеологически закреплён в обществознании советского периода. Он устанавливал незыблемость этих сфер общественной жизни, а коль личность - функционально общественный человек, то его становление и развитие определялось спецификой отношений в этих сферах жизни общества: экономически уравненный, политически преданный, социально структурированный, идейно подготовленный. Эта идеологическая конструкция формирования личности была принята в СССР и странах соцлагеря XX столетия. Личность "штамповалась" ("идеологическая социализация") в тоталитарной "коммунистической парадигме", без внимания и учёта её индивидуальных особенностей, а, тем более, потребностей.

Стоит отметить, что были и иные концепции, относящиеся к проблеме формирования личности, связанные с именами З. Фрейда, Ф. Ницше, П. Сорокина, Г. Лассуэлла и других представителей научных школ Запада. Они весьма интересны и поучительны.

Поэтому, мы будем говорить о проблеме формирования личности с учётом различных теоретических построений и представим этот процесс в соответствии с методологией построения сфер общественной жизни, как самостоятельных системообразующих институтов жизни общества, которые подробнее будут представлены в ХIII-XV лекциях. Здесь же нас будут интересовать сферные особенности формирования личности.

Известна концепция сферирования общественной жизни Л. Зеленова. Суть этой концепции заключается в понимании родовой деятельности общества, которой обусловлено появление и развитие восьми сфер общественной жизни - экономической, экологической, управленческой, педагогической, научной, художественной, медицинской и физкультурной.

Применительно к означенным сферам жизни общества происходит формирование личности и её всестороннее развитие, которое напрямую связано с процессом социализации. В частности, в сфере экономики, характер функционирования которой объективирован потребностями общества, включающими производство, потребление, обмен и распределение товаров и услуг, индивид усваивает накопленный поколениями опыт экономической деятельности, происходит формирование необходимых социальных качеств, что позволяет ему профессионально осуществлять деятельность и совершенствоваться. Это - общий методологический подход. В соответствии с ним оценивается характер деятельности в других сферах жизни общества и уровень её влияния на формирование и всестороннее развитие личности.

Чем совершеннее общество в функциональной взаимосвязи сфер его жизни, то есть системообразующих институтов, тем предметнее процесс формирования личности и её всестороннее развитие (образование - обучение - воспитание: самообразование - самообучение - самовоспитание). Соответственно с этим возрастает её обратная связь с обществом, через персональную отдачу знаний, умений, установок в конкретных видах деятельности и в целом в сферах общественной жизни.

Стоит отметить, что восьмисферная (родовая) концепция общественной жизни, представляя научный интерес, не может претендовать на однозначность, она находится в диалектическом процессе соотнесения возможного и действительного в общественной жизни, её содержания и формы.

Сферы общественной жизни историчны, основаны на базовых формах общественной деятельности (общественной, здесь - значимой и необходимой для функционирования всего общества) и представляют собой самостоятельные системообразующие институты жизни общества со сложившимися правилами, принципами, нормами, культурой. Их становление является закономерностью общественного развития, обусловленной потребностями, и потенциалом общества. В соответствии с этой закономерностью логично выглядит десятисферная структура общественной жизни, включающая помимо означенных восьми сфер, сферу обороны - Вооружённые силы и оборонно-промышленный комплекс и сферу общественной безопасности, историческое возникновение и функционирование которой обусловлено потребностью общества по пресечению внешних и внутренних угроз, исходящих от террористических, националистических, криминальных экономических, коррупционных и иных деструктивных структур, методами специальной, разведывательной, милицейской, дипломатической, охранной, таможенной, судебно-правовой, антимонопольной и иной направленности. Кроме того, в недалёкой исторической перспективе произойдёт становление ещё одной сферы жизни общества, в которой индивид будет реально персонифицироваться как личность - это сфера космонавтики, которая на данный эпохальный момент развития общества представляет область (вид) профессиональной деятельности, то есть рассматривается узкопредметно в системно-функциональном поле общественного бытия. Но, это - уже удел теории, а трансформация данного профессионального института в сферу общественной жизни, т.е. системообразующий институт жизни общества, объективна.

В чём же сущностной смысл формирования личности, исходя из означенной специфики сферного подхода и, соответствующих сферам, условий бытия человека?

Смысл в том, что личность формируется в процессе деятельности. Деятельность - это тот адаптивный субстрат, который определяет как момент становления личности человека, так и характер её дальнейшего развития. В нём также важен элемент общения, элемент коммуникации. В целом формирование человека как личности осуществляется в процессе деятельности, в процессе социализации, то есть постепенного освоения уже имеющегося человеческого опыта (образование - обучение - воспитание: самообразование - самообучение - самовоспитание). Деятельность предполагает функциональное становление качеств личности, а социализация требует от индивида продуктивной активности, выражающейся в постоянной корректировке своих действий, поступков, поведения в соответствии с усвоением социального (жизненного) опыта поколений. В процессе социализации происходит постепенная трансформация усвоенного опыта в персональные качества личности. В основе этой трансформации лежит деятельность человека. Деятельность как целесообразное взаимодействие индивида с предметным миром в целом и в конкретной сфере жизни общества в частности. Целесообразность человеческой деятельности выражается в двух формах: 1) сообразность социальным целям (как культурным программам общества); 2) сообразность личностным целям (как творческим программам личности).

Если следовать социокультурным программам (исторически сложившимся, стабилизировавшимся формам, способам, методам), то создается лишь возможность репродуктивной деятельности (воспроизведение уже имеющегося), а следование личностным программам - предполагает возможность творческой, новационной деятельности.

В основе деятельности человека лежат потребности - побудительные силы (мотивация) и способности - деятельностные силы (реализация).

Способом деятельности являются сложившиеся в обществе программы, методы, модели, приёмы.

Побудителем деятельности является общественная потребность, выступающая по отношению к индивиду как долг, как внешнее долженствование, как объективная сила (она может приобретать форму принуждения, материального и морального стимулирования).

Таким образом, деятельность со стороны личности детерминирована "долгом" и "стандартами" (общепринятыми правилами). Поскольку же и долженствование, и стандартные программы вырабатываются обществом, а не самим человеком, постольку они образуют как бы внешнюю для человека детерминацию, которой он объективно вынужден подчиняться. Это то, что в обыденном сознании воспринимается и оценивается как "работа". Но это и тот фон, та среда, где формируется личность.

Личность вне деятельности не существует, она есть совокупность социальных и общественных отношений, собственных генетических и интеллектуальных, физических и психических особенностей, способствующих проявлению потребностей и способностей человека в его профессиональной среде: космонавт или учёный, водолаз или врач, педагог или лётчик, фермер или офицер.

На сегодняшний день в психологии существует около пятидесяти теорий личности. Каждая из них рассматривает и по-своему трактует то, как происходит формирование личности. Но все они сходятся во мнении, что человек проживает этапы становления личности так, как не проживал никто до него, и не будет проживать ни один человек после.

Почему один человек любим, уважаем, успешен во всех сферах жизнедеятельности, а другой деградирует и становится несчастным? Чтобы ответить на этот вопрос нужно знать факторы формирования личности, оказавшие влияние на жизнь конкретного человека. Важно как проходили этапы формирования личности, какие новые черты, качества, свойства и способности появлялись в течение жизни, учитывать роль семьи в формировании личности.

В психологии есть несколько определений этого понятия. Определение в философском смысле – это ценность, ради и благодаря которой развивается общество.

Этапы развития

Способен к развитию активный и деятельный человек. Для каждого возрастного периода один из видов деятельности является ведущим.

Концепцию ведущей деятельности разработал советский психолог А.Н. Леонтьев, он же выделил основные этапы формирования личности. Позже его идеи развил Д.Б. Эльконин и другие ученые.

Ведущий вид деятельности – фактор развития и деятельность, которая определяет формирование основных психологических новообразований индивида на очередной ступени его развития.

«По Д. Б. Эльконину»

Этапы формирования личности по Д. Б. Эльконину и ведущий вид деятельности в каждой из них:

  • Младенческий возраст – непосредственное общение со взрослыми.
  • Ранее детство – предметно-манипулятивная деятельность. Ребенок учится обращаться с простыми предметами.
  • Дошкольный возраст – сюжетно-ролевая игра. Ребенок в игровой форме примеряет взрослые социальные роли.
  • Младший школьный возраст – учебная деятельность.
  • Подростковый возраст – интимное общение со сверстниками.

«По Э. Эриксону»

Психологические периодизации развития индивидуальности разрабатывали и зарубежные психологи. Наиболее известной является периодизация, предложенная Э.Эриксоном. По Эриксону формирование личности происходит не только в юности, но и в глубокой старости.

Психосоциальные стадии развития – кризисные этапы становления личности индивида. Становление личности – это прохождение одного за другим психологических этапов развития. На каждом этапе происходит качественное преобразование внутреннего мира индивида. Новообразования каждого из этапов – следствие развития индивида на предыдущем этапе.

Новообразования могут быть как положительными, так и . Их сочетание определяет индивидуальность каждого человека. Эриксон описал две линии развития: нормальную и аномальную, в каждой из которой выделил и противопоставил психологические новообразования.

Кризисные этапы формирования личности по Э. Эриксону:

  • Первый год жизни человека – кризис доверия

В этот период особо важна роль семьи в формировании личности. Через мать и отца ребенок узнает, добр к нему мир или нет. В лучшем случае появляется базовое доверие к миру, если формирование личности аномальное, образуется недоверие.

  • От одного года до трех лет

Самостоятельность и уверенность в себе, если процесс становления личности происходит нормально или неуверенность в себе и гипертрофированный стыд, если он аномальный.

  • Три – пять лет

Активность или пассивность, инициатива или чувство вины, любопытство или безразличие к миру и людям.

  • От пяти до одиннадцати лет

Ребенок учится ставить и достигать цели, самостоятельно решать жизненные задачи, стремится к успеху, развивает познавательные и коммуникативные навыки, а также трудолюбие. Если формирование личности в этот период отклоняется от нормальной линии, новообразованиями станут комплекс неполноценности, конформность, ощущение бессмысленности, тщетности усилий при решении задач.

  • От двенадцати до восемнадцати лет

Подростки переживают этап жизненного самоопределения. Молодые люди строят планы, выбирают профессию, определяются с мировоззрением. Если процесс формирования личности нарушается, подросток погружается в свой внутренний мир в ущерб внешнему, но у него не получается разобраться в себе. Путаница в мыслях и чувствах приводит к снижению активности, неспособности планировать будущее, трудности с самоопределением. Подросток выбирает путь «как все», становится конформистом, не имеет своих личных мировоззренческих установок.

  • От двадцати до сорока пяти лет

Это ранняя взрослость. У человека появляется желание быть полезным членом общества. Он работает, создает семью, заводит детей и при этом чувствует удовлетворенность от жизни. Ранняя зрелость – период, когда роль семьи в формировании личности снова выходит на первый план, только семья эта уже не родительская, а созданная самостоятельно.

Положительные новообразования периода: интимность и общительность. Отрицательные новообразования: изоляция, избегание близких отношений и неразборчивые связи. Трудности характера в это время могут перерасти в расстройства психики.

  • Средняя зрелость: сорок пять – шестьдесят лет

Прекрасный этап, когда процесс становления личности продолжается в условиях полноценной, творческой, разнообразной жизни. Человек воспитывает и обучает детей, достигает определенных высот в профессии, уважаем и любим семьей, коллегами, друзьями.

Если формирование личности благополучное, человек активно и продуктивно работает над собой, если нет – происходит «погружение в себя» с целью уйти от реальности. Такой «застой» грозит потерей трудоспособности, ранней инвалидностью, и озлобленностью.

  • После шестидесяти лет наступает поздняя взрослость

Время, когда человек подводит итоги жизни. Крайние линии развития в старости:

  1. мудрость и душевная гармония, удовлетворенность прожитой жизнью, ощущение ее полноты и полезности, отсутствие страха смерти;
  2. трагичное отчаяние, ощущение того, что жизнь прожита зря, а прожить ее заново уже нельзя, боязнь смерти.

Когда этапы формирования личности переживаются благополучно, человек научается принимать себя и жизнь во всем ее многообразии, живет в гармонии с собой и окружающим миром.

Теории формирования

О том, как формируется личность, каждое направление в психологии отвечает по-своему. Есть психодинамические, гуманистические теории, теория черт, теория социального научения и другие.

Некоторые теории появились в результате многочисленных экспериментов, другие неэкспериментальные. Не все теории охватывают возрастной диапазон от рождения до смерти, некоторые «отводят» на формирование личности только первые годы жизни (обычно до совершеннолетия).

  • Наиболее целостной, совмещающей сразу несколько точек зрения, является теория американского психолога Эрика Эриксона. По Эриксону формирование личности происходит по эпигенетическому принципу: от рождения до смерти человек проживает восемь стадий развития, предопределенных генетически, но зависящих от социальных факторов и самого индивида.

В психоанализе процесс формирования личности – адаптация природной, биологической сущности человека к социальной среде.

  • Согласно основателю психоанализа З. Фреду, человек формируется, когда учится удовлетворять потребности в социально-приемлемой форме и вырабатывает защитные механизмы психики.
  • В противовес психоанализу, гуманистические теории А. Маслоу и К. Роджерса, концентрируются на способности человека самовыражаться и самосовершенствоваться. Основная идея гуманистических теорий – самоактуализация, она же и основная человеческая потребность. К развитию человека подталкивают не инстинкты, а высшие духовные и социальные потребности и ценности.

Становление личности – это постепенное нахождение своего «Я», раскрытие внутреннего потенциала. Самоактуализирующийся человек активный, творческий, непосредственный, честный, ответственный, свободный от шаблонов мышления, мудрый, способный принять себя и других такими, какие они есть.

В качестве компонентов личности выступают следующие свойства:

  1. способности – индивидуальные свойства, определяющие успешность той или иной деятельности;
  2. темперамент – врожденные особенности высшей нервной деятельности, обуславливающие социальные реакции;
  3. характер – совокупность воспитываемых качеств, обуславливающих поведение по отношению к другим людям и самому себе;
  4. воля – способность достичь цели;
  5. эмоции – душевные волнения и переживания;
  6. мотивы – побуждения к деятельности, стимулы;
  7. установки – убеждения, взгляды, направленность.




Формирование личности – процесс, который не заканчивается на определенном этапе человеческой жизни, а длится всегда. Не существует двух одинаковых трактовок термина «личность», потому что это довольно многогранное понятие. Существует два кардинально разных профессиональных взгляда на явление человеческой личности. Согласно одному из них, на развитие личности влияют природные данные человека, которые есть врожденными. Второй же взгляд оценивает личность как социальное явление, то есть признает исключительно влияние на личность социальной среды, в которой она развивается.

Факторы формирования личности

Из множества теорий личности, представленных разными психологами, можно четко выделить главную мысль: личность формируется на основе биологических данных человека и процесса обучения, получения жизненного опыта и осознания себя. Формироваться личность человека начинает уже в раннем детстве, а продолжается всю жизнь. Влияет на него ряд факторов, как внутреннего, так и внешнего характера. Рассмотрим их более подробно. Внутренние факторы – это, в первую очередь, темперамент человека, который он получает генетически. Ко внешним факторам можно отнести и воспитание, и окружающую среду, и социальный уровень человека, и даже время, век, в котором он живет. Рассмотрим более подробно две стороны формирования личности – биологическую и социальную.


Личность как биологический объект. Самое первое, что влияет на формирование личности – это генетический материал, который человек получает от родителей. Гены содержат информацию о той программе, которая была заложена в предках двух родов – материнском и родительском. То есть, новорожденный человек – это продолжатель сразу двух родов. Но здесь следует внести ясность: человек не получает от предков черты характера, одаренность. Он получает основу для развития, которую уже и должен использовать. Так, например, от роду личность может получить задатки певца и холерический темперамент. Но то, сможет ли человек быть хорошим вокалистом и контролировать вспыльчивость своего темперамента зависит от его непосредственно от воспитания, мировоззрения.

Следует также отметить, что на личность влияет культура, социальный опыт предыдущих поколений, которые никак не могут передаться с генами. Значительность биологического фактора формирования личности нельзя не учитывать. Именно благодаря ему люди, которые растут в одинаковых условиях, становятся разными и уникальными. Важнейшее значение для ребенка играет мать, потому что он тесно связан с ней, и этот контакт можно отнести к биологическим факторам влияния на формирование и развитие личности. В материнской утробе ребенок полностью находится в зависимости от матери.


Ее настроение, эмоции, чувства, не говоря уже об образе жизни, в значительной мере влияют на малыша. Ошибочно думать, что женщина и ее плод связаны только пуповиной. Они взаимосвязаны, эта связь влияет на жизнь обоих. Простейший пример: у женщины, которая много нервничала и испытывала негативные эмоции во время беременности, будет ребенок, поддающийся страхам и стрессам, нервозным состояниям, тревогам и даже патологиям в развитии, что не может не сказаться на формировании и развитие личности ребенка.


Каждый новорожденный человек начинает свой пути формирования личности, на котором он проходит три основных этапа: поглощение информации об окружающем мире, повторение чьих-то действий и модели поведения, накопление личного опыта. В пренатальном периоде развития ребенок не получает возможности подражать кому-то, не может иметь личный опыт, но он может поглощать информацию, то есть получать ее с генами и как часть материнского организма. Именно по этому такое большое значение для развития личности имеет наследственность и отношение будущей матери к плоду, образ жизни женщины.


Социальная сторона формирования личности. Итак, биологические факторы закладывают основу для развития личности, но социализация человека тоже отыгрывают не менее важную роль. Личность формируется последовательно и поэтапно, при чем эти этапы имеют некую схожесть у всех нас. Воспитание, которое человека получает в детстве, влияет на восприятие им мира. Нельзя не дооценивать и влияние на личность общества, частью которой она является. Существует термин, который указывает на присоединения человека к системе общества – социализация.

Социализация – это вхождение в общество, по этому она имеет рамки по длительности. Начинается социализация личности в первые года жизни, когда человек осваивает нормы и порядки, начинает различать роли окружающих его людей: родителей, бабушек и дедушек, воспитателей, посторонних. Важным шагом начала социализации является принятие личностью своей роли в обществе. Это первые слова: «Я девочка», «Я дочка», «Я первоклассник», «Я ребенок». В дальнейшем человек должен определиться со своим отношением к миру, с призванием, образом жизни. Для личности подростков важным шагом социализации является выбор будущей профессии, а для юных и зрелых людей – создание собственной семьи.


Социализация приостанавливается, когда личность заканчивает формирование своего отношения к миру и осознает собственную роль в нем. Фактически, социализация личности продолжается всю жизнь, но главные ее этапы должны быть пройдены в срок. Если родители, воспитатели и педагоги упускают некоторые моменты в воспитании ребенка или подростка, то у молодой личности могут появиться трудности в социализации. Так, например, люди, с которыми в дошкольном возрасте не проводилось половое воспитание даже на элементарном уровне, имеют трудности в определении своей половой ориентации, в определении своего психологического пола.


Подытоживая, можем сказать, что стартовой базой для развития и формирования личности выступает семья, в которой ребенок постигает первые правила поведения, нормы общения с обществом. Дальше эстафета переходит к детским садам, школам, вузам. Большое значение имеют секции и кружки, группы по интересам, занятия с репетировали. Вырастая, принимая себя как взрослого человека, личность учится новым ролям, в том числе и роли супруга/супруги, родителей, специалистов. В этом значении на личность влияют не только воспитание и среда общения, а и средства массовой информации, Интернет, общественное мнение, культура, политическая ситуация в стране и многие другие социальные факторы.

Процесс формирования личности

Социализация, как процесс формирования личности. Огромное влияние на раз­витие и формирование личности оказывает процесс социализации. Формирование личности, как объекта общественных отношений рассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации. Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.

В процессе социализации принимает участие все окружающее индивида: семья, соседи, сверстники в детских заведениях, школе, средства массовой информации и т. д. Для успешной социализации (становления личности), по Д.Смелзеру, необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремление соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) подражания и копирования детьми поведения взрослых, 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли, 3) стадии групповых игр, на которых дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.


Многие социологи утверждают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами: социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует ценностные ориентации. Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д. и их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные. Идентификация означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс социального научения.


Процесс социализации достигает определённой степени завершённости при достижении индивидуумом социальной зрелости, которая характеризуется обретением личности интегрального социального статуса. В 20 веке в социологии запада утвердилось понимание социологии как той части процесса становления личности, в ходе которого формируются наиболее общие распространенные черты личности, проявляющиеся в социологически - организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества. Основным органом первичной социализации Толкотт Парсонс считает семью, где закладываются фундаментальные мотивационные установки личности.


Социализация – сложный, многосторонний процесс общественного формирования и развития личности, происходящий под воздействием социальной среды и целенаправленной воспитательной деятельностью общества. Процесс социализации личности - это процесс превращения индивида с его природными задатками и потенциальными возможностями социального развития в полноправного члена общества. В процессе социализации человек формируется как творец материальных благ, активный субъект социального отношения. Сущность социализации можно понять при условии, что личность рассматривается одновременно как объект и субъект социального воздействия.


Воспитание, как процесс формирования личности. На формирование личности человека огромное влияние имеет воспитательное воздействие окружающей социальной среды. Воспитание - это процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны других людей, взращивание личности. Возникает вопрос. Что же играет определяющую роль в формировании личности, её социальной активности и сознания – внешне высшие сверхестественные, природные силы или же социальная среда? В концепциях наибольшее значение придается нравственному воспитанию на основе принесения «вечных» идей человеческой морали осуществляемого в форме духовного общения.

Проблема воспитания – одна из вечных социальных проблем, окончательное решение которой в принципе невозможно. Воспитание остается не только одной из самых массовых форм человеческой деятельности, но и продолжает нести основную нагрузку по формированию человеческой социальности, поскольку основная задача воспитания – изменения человека в направлении, определенном общественными потребностями. Воспитание – деятельность по передаче новым поколениям общественно – исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие, обеспечивающее формирование личности, её подготовку к общественной жизни и производительному труду.


Рассматривая воспитание как функцию общества, которая состоит в сознательном воздействии на индивида с целью подготовки выполнения им той или иной общественной роли путём передачи ему накопленного человечеством социального опыта, выработки определенных черт и качеств, можно определить специфичность предмета социологии воспитания. Социология воспитания – формирование личности как конкретного носителя социальности с определенными мировоззренческими, нравственными, эстетическими установками и жизненными устремлениями в результате воспитания как целенаправленной деятельности общества.


С одной стороны, воспитание личности направленно на приобщение человека к ценностям культуры, с другой стороны – воспитание состоит в индивидуализации, в обретении личностью собственного «Я». При всей важности целенаправленной воспитательной деятельности решающее значение для формирования личности с сознательными чертами, принципами поведения, имеет все же само по себе влияние конкретных условий жизни.

Условия формирования личности

Нравственное формирование личности является важной составной частью процесса социализации индивида, вхождения его в социальную среду, усвоения им определенных социальных ролей и духовных ценностей – идеологии, морали, культуры, социальных норм поведения – и их реализации в различных видах социальной деятельности. Социализация индивида, его нравственное формирование обусловлены действием трех групп факторов (объективных и субъективных): – общечеловеческим опытом в сфере труда, общения и поведения; – материальными и духовными чертами данного социального строя и той социальной группы, к которой индивид принадлежит (экономические отношения, политические институты, идеология, модель, право); – конкретным содержанием производственных, семейных, бытовых и других социальных связей и отношений, составляющих личный жизненный опыт индивида.


Из этого следует, что нравственное формирование личности происходит под влиянием условий общественного существования. Но общественное существование – понятие сложное. Оно определяется не только тем, что характеризует общество в целом: господствующим типом производственных отношений, организацией политической власти, уровнем демократии, официальной идеологией, моралью и т.д., но и тем, что характеризует большие и малые социальные группы. Таковы, с одной стороны, крупные социальные общности людей, профессиональные, национальные, возрастные и иные демографические макрогруппы, а с другой – семья, школа, учебный и производственный коллективы, бытовое окружение, друзья, знакомые и прочие микрогруппы.


Индивид формируется под воздействием всех указанных пластов общества. Но сами эти пласты, их влияние на людей как по содержанию, так и по интенсивности неравнозначны. Общесоциальные условия наиболее мобильны: они в большей мере изменяются в результате социальных преобразований, в них быстрее утверждается новое, прогрессивное и изживается старое, реакционное. Макрогруппы медленнее и труднее поддаются социальным изменениям и потому отстают в своей социальной зрелости от общесоциальных условий. Наиболее консервативны малые социальные группы: в них сильнее и устойчивее старые, противоречащие коллективистской идеологии и морали взгляды, нравы и традиции.

Формирование личности в семье

Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связана общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития: от родоплеменных форм общежития, до современный форм семейных отношений. Брак как устойчивый союз между мужчиной и женщиной возник в родовом обществе. Основа брачных отношений порождает права и обязанности.


Зарубежные социологи рассматривают семью как социальный институт лишь в том случае, если она характеризуется тремя основными видами семейных отношений: супружеством, родительством и родством, при отсутствии одного из показателей используется понятие "семейная группа". Слово "брак" происходит от русского слова "брать". Семейный союз может быть зарегистрированным или незарегистрированным (фактическим). Брачные отношения, регистрируемые государственными учреждениями (в ЗАГСах, Дворцах бракосочетания), называются гражданскими; освещенные религией - церковными. Брак - явление историческое, он прошел определенные стадии своего развития - от полигамии к единобрачию.


Урбанизация изменила уклад и ритм жизни, что повлекло за собой изменение и семейных отношений. Городская семья, не обремененная ведением большого хозяйства, ориентированная на самостоятельность и независимость, перешла в следующую фазу своего развития. На смену патриархальной семье пришла супружеская. Такую семью принято называть нуклеарной (от лат. ядро); в ее состав входят супруги и их дети). Слабая социальная защищенность, материальные трудности, испытываемые семьей в настоящее время, привели к сокращению рождаемости в России и формированию нового типа семьи - бездетной.


По типу проживания семья подразделяется на патрилокальную, матрилокальную, неолокальную и унилокальную. Рассмотрим каждую из этих форм. Матрилокальный тип характеризуется проживанием семьи в доме жены, где зятя называли "примаком". Длительный период на Руси был распространен патрилокальный тип, при котором жена после замужества поселялась в доме мужа и нарекалась "невесткой".Нуклеарный тип брачных отношений находит отражение в стремлении молодоженов жить самостоятельно, отдельно от родителей и других родственников.


Такой тип семьи называют неолокальным. Для современной городской семьи характерным типом семейных отношений можно считать унилокальный тип, при котором супруги проживают там, где есть возможность совместного проживания, в том числе снимая жилье в наем. Проведенный среди молодежи социологический опрос, показал, что молодые люди, вступающие в брачный союз, не осуждают браки по расчету. Лишь 33,3% респондентов осуждают такие браки, с пониманием к нему относятся -50,2%, а 16,5% даже "хотели бы иметь такую возможность". Современные браки "постарели". Средний возраст вступающих в брак за последние 10 лет увеличился среди женщин на 2 года, среди мужчин - на 5 лет. Тенденция, характерная для западных стран, создавать семью, решив профессиональные, материальные, жилищные и др. проблемы, наблюдается и в России.


Браки в настоящее время, как правило, разновозрастные. Обычно при этом один из членов брачного союза, чаще старший, берет на себя ответственность за решение экономических, хозяйственно-бытовых и других проблем. И хотя семейные психологи, например, Бендлер, считают оптимальной разницу в возрасте супругов 5-7 лет, для современных браков характерна разница в 15-20 лет (причем не всегда женщина является моложе мужчины). Изменение общественных отношений коснулось и проблем современной семьи.


В практике семейных отношений имеют место фиктивные браки. В такой зарегистрированной форме брак характерен для столицы и крупных промышленных и культурных центров России, основой их становится получение определенных выгод. Семья - сложная многофункциональная система, она выполняет ряд взаимосвязанных функций. Функция семьи - это способ проявления активности, жизнедеятельности ее членов. К функциям следует отнести: экономическую, хозяйственно-бытовую, рекреативную, или психологическую, репродуктивную, воспитательную.


Социолог А.Г.Харчев считает репродуктивную функцию семьи главной общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное стремление человека к продолжению своего рода. Но роль семьи не сводится к роли "биологической" фабрики. Выполняя эту функцию, семья является ответственной за физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка, она выступает своеобразным регулятором рождаемости. В настоящее время демографы отмечают снижение рождаемости в России. Так, в 1995 году новорожденные составили 9,3 на одну тысячу населения, в 1996 - 9,0; в 1997-8 новорожденных.


Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и становление ее требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именно семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана (формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет общественный смысл.


Для каждого человека семья выполняет эмоциональную и рекреативную функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Уют и тепло домашнего очага, реализация потребности человека в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка - все это позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспокойной жизни. Сущность и содержание экономической функции состоит в ведении не только общего хозяйства, но и в экономической поддержке детей и других членов семьи в период их нетрудоспособности.


Нет строгого определения понятия личности. Даже двое опытнейших психологов не смогут дать одинаковое определение. Есть в наше время два основных взгляда на условия формирования личности. Одна группа считает, что происходит только под влиянием филологических факторов, а другие отдают предпочтение влечению социального фактора.
Исходя из таких взглядов на формирование личности, можно выделить несколько факторов, которые наиболее полно влияют на формирование личности.

1. Факторы влияющие на формирование и становление личности

Первый и самый главный фактор - это биологическая предрасположенность и наследственность. Преемственность позволяет человеку перенять черты родителей и быть при всем при этом индивидуальным.

Окружение также играет существенную роль, причем и в физическом смысле. От окружения зависит язык, национальность, цвет кожи, манеры и прочие особенности личности.

У каждой национальности имеются свои культурные ценности и наследие.

Общественный опыт также важен для формирования личности.

Индивидуальный опыт – опыт, наработанный за годы жизни каждым Индивидом самостоятельно.

2. Процесс становления личности

Сам процесс взросление и формирования личности – процесс загадочный и не до конца еще изученный. Человек – социальное существо и формирование личности без влияния окружения невозможно. В течение своей жизни человек несколько раз меняет окружение и свой социальный статус:

  • В семье ребенок является членом ячейки общества.
  • В детском саду становится ребенком с начальным этапом .
  • В школе социальный статус ребенка меняется на ученика.
  • Университет или колледж. В этой среде статус человека меняется на Студент.
  • Находя работу человек получает статус работающего гражданина

Можно приводить множество примеров, но данная схема показала постепенный и примерный процесс эволюции личности. Также огромное значение при становлении личности и индивидуальности оказывает влияние узких групп, например, посещение секций или дополнительных занятий, театров, музеев.

3. Формирование личности ребенка

Развитие детей происходит преимущественно из-за разрешения противоречий, которые возникают в связи с появлением потребностей и возможностью или невозможностью их удовлетворения в данный момент. В итоге, происходит формирование ребенка как личности, которое отражает социальную сторону такого развития.

4. Итог

Индивид в биологическом плане превращается постепенно в субъект. Социализация помогает стать человеком, а вступление в разные социальные слои и группы формирует индивидуальность, таким.