Эссе "Нужна ли доброта в XXI веке". Добро и зло в современном представлении Тема добра в современном мире

Эссе

«Нужна ли доброта в ХХI веке?»

учащийся 11 Г класса МАОУ лицея № 17

Руководитель: Левен Татьяна Андреевна,

Учитель русского языка и литературы

МАОУ лицея № 17

Калининград

2013 г.

Нужна ли доброта в 21 веке?

Мне все же кажется, что доброта измеряется не способностью выделить часть того, что у тебя есть, а чем-то более всеобъемлющим. И, по-моему, доброту все-таки сложно измерить в каких-то единицах. К тому же, этой самой доброты как-то все меньше и меньше, к сожалению, можно встретить в нашем обществе. Конечно, каждый добр по отношению к своим близким: к детям, к родителям, к знакомым, потому что в ответ в глубине души ждет такого же доброго поступка. А вот очень сложно совершить что-то подобное по отношению к совершенно чужому человеку, при этом абсолютно не рассчитывая на какую-то благодарность. Почему-то сейчас люди почти подвигом считают поведение людей в видеороликах, представленных в Интернете: автомобилисты останавливаются, чтобы перевести пожилого человека через дорогу или подтолкнуть машину, застрявшую в кювете. Но ведь это простое, обычное явление, ставшее в последнее время редкостью, поэтому так высоко и оцениваемое. Что случилось с людьми? Неужели доброта – это что-то вроде архаизма? Не хочется думать, что люди так очерствели душой, но вот едешь утром в автобусе, когда все места заняты, и видишь – заходит старенькая бабуля, руки у нее трясутся (почему одна в такое время – обстоятельства бывают разные), еле держится, но сесть некуда – все места заняты студентами, школьниками, молодыми рабочими и служащими, и НИКТО не встает! То ли черствость души, то ли плохое воспитание – объяснить сложно. Мои родители меня приучили все-таки оглядываться по сторонам, поэтому я практически всегда захожу в автобус и стою в проходе, потому что всегда есть люди, нуждающиеся в большем комфорте, чем я.

И все-таки я думаю, доброта будет нужна всегда: и в 21 веке, и в 22, и в последующих тоже. Человечество не выживет без проявления добра. Это такая категория, которая передается по кругу вне желания или нежелания человека. Прошлым летом я нашел в магазине кошелек с деньгами, водительскими правами и кредитными картами. Через Интернет мы с братом нашли владельца и вернули ему все в целости и сохранности. Он просто был потрясен, когда увидел, что все на месте. Через пару месяцев я сам лично потерял свой кошелек, но, к моему удивлению, получил его через несколько дней без какой-либо потери. Когда я рассказал об этом своей маме и засмеялся, что это настоящий круговорот кошельков в природе, она ответила, что «это круговорот, но не кошельков, а добра среди людей».

Хотелось бы верить, что такой круговорот добра будет не единичным, а массовым, общечеловечным, что с каждым витком доброта будет облагораживать людей и делать их совестливее, мягче, внимательнее по отношению к другим людям, знакомым и незнакомым.

Тема : « Добро и зло в современном мире»

Цели : познакомить учащихся с понятиями «добро» и «зло», учить аргументировано отстаивать свою точку зрения, развивать умение сопереживать другим людям.

Оборудование : мультимедийная установка, изображение солнца

Есть только один способ

положить конец злу-

делать добро злым людям.

Л.Н. Толстой

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Для создания психологического настроя в начале занятия ученикам предлагается: улыбнуться соседу слева, соседу справа, пожать друг другу руки, взяться за руки со своим соседом и произнести дружно хором «ЗДРАВ-СТВУЙ-ТЕ!» А, теперь, рассядьтесь по согласно вашим цветам на жилетах.

Наш классный час сегодня мне,хотелось бы, начать с притчи.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

«Добро и зло в современном мире». Добро и зло. Какие емкие, важные понятия! На протяжении многих веков люди мечтали о счастливой и благополучной жизни, наполненной высоким смыслом и основанной на идеалах добра и справедливости, верности и чести, красоты и гармонии.

Свои мечты люди воплощали в мифах и легендах, преданиях и сказках, в которых добрые поступки, долг, ответственность, стремление помочь ближнему выступали основой отношений между людьми.

Это в сказках добро всегда побеждает зло. А как обстоят дела в современном мире. Всегда ли добрые поступки, мысли, стремления остаются замеченными другими, а злодеи наказаны? Об этом и пойдет сегодня наш разговор.

Составьте, «кластер» на слово «добро» и «зло». Подведение итогов учителем.

Добро – это, что честно, полезно, служит сохранению и развитию жизни, всё, что помогает человеку и природе, идет им на пользу. Ребята, а с чем у вас ассоциируется слово «добро», с каким предметом. У меня, например, добро ассоциируется со свечой . Подобно тому, что от свечи идет свет и тепло, добро также дает людям свет и тепло.

Ребята, а с чем ассоциируется у вас слово «зло» ? (ответы учеников).

Зло – всегда уничтожение, подавление, унижение. Оно ведёт к распаду, к отчуждению людей друг от друга.

Добро и зло можно представить как две чаши одних весов, они не всегда находятся в равновесии. Постоянно перетягивает то одна, то другая. А вот какая из них окажется наверху, напрямую зависит от каждого из нас, от наших мыслей, поступков, стремления помочь окружающим, а зачастую от простого желания делать добро людям.

Скажите, а вы любите делать добро? Какие добрые дела, поступки вы совершили?

А приходилось ли вам причинять кому-то зло, пусть даже непреднамеренно?

Ребята, перед вами лежат листочки . Напишите, какие поступки вы совершили, о которых вам хочется забыть, поступки, которые принесли кому-то неприятность?

Или те качества, которые вас не красят, от которых хотелось бы избавиться?

Давайте вместе создадим эмблему добра. Я считаю, что в центре эмблемы должно быть солнце.

Каждого из вас я попрошу дополнить эмблему лучиками. А на лучиках написать свое понятие добра.

Для меня добро-это бескорыстная помощь людям. И этот лучик я прикрепляю к эмблеме.

Дети пишут свои понятия и прикрепляют к эмблеме .

Ну а теперь немного отдохнем. Упражнение называется “КОМПЛИМЕНТЫ”

Сидя в команде, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: “Спасибо, мне очень приятно!” Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей

Но зло творится без труда

Добро творить трудней

Рефлексия.

Я предлагаю вам на бумажных сотовых телефонах написать SMS- сообщение другу о том, как прошел классный час, оценить, как плодотворно он работал.

Наш классный час подходит к концу. Давайте возьмёмся за руки и почувствуем поддержку друг друга. Вместе мы – сила, потому что мы – друзья!

Жизнь полна жестокости, лжи и эгоизма. Мы часто ощущаем на себе агрессивность людей. И как бы ни боролось человечество, в мире продолжает существовать ненависть и непонимание друг друга. Из-за этого между людьми часто вспыхивают конфликты, которые в дальнейшем они никак не могут решить, чтобы пойти на общее согласие. Наступает вражда. Из века в век злоба, неприязнь и разногласия были поводом для очередной «войны».

В современном мире доброта постепенно начинает терять свою значимость. Люди всё больше совершают плохих поступков, лгут родным людям. В непреодолимых ситуациях человек начинает чувствовать себя сломленным, и поэтому совершает безумные деяния, потому что не видит иного выхода. Совесть – она, как и душа человека, будет «грызть» тебя за содеянное день и ночь. А вот люди, которые всю жизнь совершали одно зло, не ощущают, что их мучает совесть. Они считают, что их поступки, слова, мировоззрение на мир – это правильно, но это не так. Такие люди нечестны с другими, и сердце их «черное».

Последнее время мы всё чаще сталкиваемся с подростковой ненавистью к своим сверстникам. В средствах массовой информации периодически появляется видео с жестокими расправами над одноклассниками, которые неспособны постоять за себя. Не так давно в Новосибирске был подобный случай, где молодые люди избили своего знакомого только из-за того, что им не понравилась его прическа. Меня возмущает то, что всё это снимается на камеру, а затем выкладывается в интернет. Таким образом, они хотят показать своё превосходство над другими сверстниками, тем самым стараясь подчинить их себе. Издеваясь над человеком, подростки получают удовольствие от этого, видя, что человеку больно, снимающий человек воспринимает происходящее за камерой, как шутку, при этом смеясь и комментируя. Мне очень жаль, что они думают, что останутся безнаказанными. Избиения, совершаемые подростками, приобрели популярность в Интернете. Поэтому общество стало остро реагировать на эти ужасающие видео, подписывая петиции. Благодаря чему, любые попытки навредить, унизить достоинство человека, нанося побои, попадут в руки Правоохранительных органов, что отразится на будущем этих ребят.

Но не только люди, над которыми издеваются, попадают под объектив камеры, а также и животные. Главными героями снова оказываются подростки. Чуть больше месяца назад в Хабаровске две девушки были обвинены в жестоких расправах над маленькими, беззащитными животными. И та же ситуация, все происходящее было снято на мобильный телефон и выложено в Интернет. Меня поражает, откуда столько ненависти берётся в детях. Они даже не познали жизнь, а уже совершают подобные преступления. Они показывают себя «сильными» на фоне слабых, тем самым говоря, что они такие-то особенные, что им всё можно. Подростки даже не задумываются, что же чувствует бедное животное. Оно воет от боли, но они продолжают издеваться. Возможно, поводом этих деяний является именно недостаток внимания, и видеоролики выкладывают в социальные сети, чтобы их заметили. Две девушки, которые расправлялись с животными, думали только о себе, не подозревая, что будут чувствовать родители, и как они отреагируют на «совершенное» их детьми. Люди стали очень жестокими и не отвечают за свои поступки. Я считаю, что нужно запретить выкладывать такие видео, ведь младшее поколение может это увидеть и будет вести себя так же агрессивно, подобно тем, кто это снимает. У некоторых может не выдержать психика, и в дальнейшем будут большие проблемы.

Чаще всего подростки ведут себя безжалостно и не по-человечески только потому, что смотрят на некоторых взрослых, которые ведут себя подобным образом. Примером послужат те же самые жестокие расправы над животными. В Интернете полно видеороликов, где именно взрослые люди по-зверски относятся к этим существам, мучая и издеваясь часами, после чего бедное животное погибает. Конечно же, это страшные вещи со стороны старших. Смотря такое видео, подростки воспринимают это нормально, и пытаются подражать авторам. Отсюда и агрессия со стороны младшего поколения. Нельзя допускать, чтобы видеоролики с расправами над животными, так и над людьми попадали в интернет. Взрослые всегда служили примером для детей. У подростков формируется человеческая личность вместе с ними, потому что большинство подражают именно старшим. Причиной проявления агрессии у подростков являются не только взрослые люди, но и фильмы, компьютерные игры с убийствами. Они все меньше читают художественную литературу, где описывается истинное добро, отдавая предпочтение просмотру фильмов с кровью, жертвами и.т.д. Они начинают относиться к этому абсолютно нормально и даже с желанием. Из ранее описанных преступлений, подростки, совершая такие поступки, просто воспринимали это как игру.

Жестокость в мире проявляется не только издевательствами и унижениями, но и безответственностью. Проходя по улицам, можно заметить, что полно бездомных кошек и собак, которые оказались там не по своей воле. Чаще всего именно люди являются причиной этого, потому что, взяли кошку или собаку к себе домой, а через некоторое время это животное оказывается на улице из-за того, что оно человеку просто надоело. Люди не задумываются о том, что животные привыкают к дому, к теплу, к хозяину, к тому, что его постоянно кормят, ухаживают. Оно становиться домашним, и даже не имеет понятия, что такое «улица», и что там происходит. Животное просто-напросто погибнет. Человек несет ответственность за того, кого приручил. Если уж приютил животное у себя дома, то нужно серьёзно относиться к нему, потому что оно тоже живое существо, и нельзя по своей прихоти выбрасывать его на улицу. Любое домашнее животное никогда не навредит своему хозяину, защитит его тогда, когда это нужно, тем самым, выражая любовь и уважение.

На сегодняшний день огромное значение для нынешнего поколения имеет власть. Она была и есть превыше всего! Богатые люди, зарабатывающие миллионы, думают, что если есть деньги, значит, есть и власть. Они считают, что, имея у себя в кошельке огромную сумму, могут управлять другими, им подвластно всё. По их мнению, если нарушать законы, то им ничего не будет, что деньгами можно подкупить людей, чтобы прикрыть себя. Шантажировать, чтобы удовлетворить свои потребности. Младшее поколение смотрит на богатых и берет пример с них. Молодые стремятся получить как можно больше денег, надеясь, что постепенно придет и власть. А какая власть? Власть жестокости и конкуренции? Вот в таком мире мы и живем. Такие люди уверены в том, что вся их жизнь пройдет идеально, но это не так. Они как будто больны неизлечимой болезнью – ее диагноз: зависть, жестокость и жадность. Жестокость была всегда, но в современном мире – у нее свое лицо. Может, я и не во всем права. Я – восьмиклассница, живу в такое свое время, которое и сформировало мою точку зрения.

«Доброта – она превыше всех благ», – говорил известный русский писатель М. Горький. Борьба между добром и злом была и будет всегда. Но фундаментом любого общества являются такие ценности, как справедливость, готовность помочь человеку, совесть и доброта. В наши дни доброта проявляется по-разному. Люди создают благотворительные фонды для сбора денег на операции больных детей и взрослых, вступают в волонтёрские программы для защиты животных и людей. Создаются заповедники, чтобы сберечь исчезающие виды, приюты для собак и кошек, чтобы у них был дом, чтобы была надежда на то, что они вновь найдут себе новых хозяев.

Отрадно, что в социальных сетях люди выкладывают не только истории о совершенном кем-то зле, но и видеоролики о совершенном добре. Не так давно в СМИ показывали видеоролик, где мужчина спасает тонущую собаку. Он не остался равнодушным, не дал животному погибнуть. Это называется подвиг, где человек, не жалея себя, совершает добро во благо других. Также один из примеров людей с «золотым» сердцем – недавно погибшая в авиакатастрофе – доктор Лиза. Она помогала людям, не имеющим место проживания; оказывала медицинскую помощь пострадавшим и осуществляла сбор материальных средств. Доктор Лиза спасла немало жизней, за что ей благодарны многие. Она делала это по своей инициативе, потому что хотела помочь тем, кто в этом сильно нуждается. Больше бы таких людей, как она. Любого человека должна окружать атмосфера любви, доброты и красоты. Человеческая доброта способна спасти наш мир. Она всегда может облегчить боль и страдания. Только совершаться она должна от чистого сердца.

Доброта, подаренная тобой, обязательно вернется и принесет радость и искренние улыбки, а гуманность и забота только улучшат человеческую жизнь. Актуальны для нашего времени слова русского историка В. О. Ключевского: «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла». Дело за каждым из нас. Не должна чаша зла переполниться…

Классный час

Форма проведения: классный час-размышление.

Цель: Формирование нравственных ценностей у учащихся, представлений о добре и зле, сущности милосердия; побуждение к нравственному самосовершенствованию, к активным поступкам во имя добра.

Задачи:

    Раскрыть понятия: добро, зло, милосердие, расизм, геноцид, экстремизм, познакомить с произведениями литературы, живописи о войне.

    Формировать нравственные категории и оценочные суждения, прививать культуру ведения дискуссии.

    Воспитывать чувства неприятия зла, товарищества, патриотизма и сострадания, стремление совершать добрые дела.

Основные понятия:

    добро и зло

    доброта

    милосердие

Методы обучения:

    Беседа

    Упражнения

    Работа в группах.

1. Психологическая разминка

Учитель: Девушки и юноши! Уважаемые гости, здравствуйте. Я рада видеть вас на нашем классном часе. Друзья мои, вы готовы к работе? Если да, то посмотрите, пожалуйста, все на меня. У меня к вам просьба. Я попрошу вас сесть в круг, расслабиться и взяться за руки. Спасибо. Теперь закройте глаза и послушайте увертюру. Вы чувствуете, как эта музыка льётся прямо в наши сердца, наполняет их уверенностью и спокойствием. Мысленно скажите каждый себе: «Мне хорошо! Мне хорошо! Мне хорошо!». (Откройте теперь, пожалуйста, глазки и подарите друг другу улыбки. Что вы почувствовали? А почему, как вы думаете? Ответы детей.

Слайд 1

Учитель: Вы правы, музыка, ваши улыбки, прикосновения к друг другу, ощущение дружеского плеча, – всё это повлияло на ваше настроение. Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому, что собрались здесь добрые, сердечные люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Давайте прочитаем слова М.Пришвина: «Всё хорошее в природе – от солнца, а всё лучшее в жизни – от человека». Я думаю, вы теперь можете сказать, о чём у нас сегодня пойдёт речь. Ответы детей .

Учитель: Я приглашаю вас к разговору о добре и зле. Тема нашего классного часа: “Добро или зло – твой нравственный выбор”.

Слайд 2.

Вопросы для обсуждения:

    Что такое добро и зло?

    Добро и зло в нашей жизни

    Человек и обстоятельства

    Милосердие

Ответы детей .

2. Работа с понятиями

Учитель: Как вы понимаете значение слов " добро и зло "? На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы. Давайте поразмышляем вместе. Сформулируйте собственное определение понятий «добро», «зло». Самостоятельная работа детей парами по карточкам, продолжите…

«Добро – это…»
«Доброта – это...»
«Добрый человек – это... »
«Милосердие – это…»

Одна пара работает по словарю Даля.

Слайд 3

Учитель: Посмотрите на экран, пожалуйста. В словаре Даля даны следующие определения этим понятиям (данные определения сравниваются с ответами детей).

Слайд 4

Вот что об этом рассказывает старинная китайская притча.

3. Инсценировка

Юноша: О, мудрейший, возьми меня к себе в ученики, я хочу познать истину.

- Умеешь ли ты лгать? - спросил мудрец.
- Конечно, нет! - ответил юноша.
- А воровать?
- Нет.
- А убивать?
- Нет...
- Так иди, - воскликнул учитель, - и познай все это. А познав, не делай! Что хотел сказать мудрец своим странным советом?

Учитель: Как вы думаете, должен был юноша научиться лицемерить, ловчить, убивать? Ответы детей.

Учитель: Конечно, мысль мудреца была такой: кто не узнал и не пережил зла, тот не может быть по-настоящему, деятельно добр. Как вы думаете, добро и зло связаны между собой? Ответы детей.

Слайд 5.

Учитель: Посмотрим с вами отрывок фильма«Мы из будущего». Что вы можете сказать? Совершил Сергей хороший поступок или нет? Как вы думаете? Ответы детей.

Учитель: Вот видите. Вам трудно ответить на этот вопрос. Его поступок нельзя назвать положительным, потому что он преследовал другую цель, чтобы никто не услышал выстрела, чтобы не собрались жители деревни и не разоблачили их… Как вы думаете, какого разоблачения они боялись? Ответы детей .

Учитель: Значит, друзья мои, добро и зло тесно взаимосвязаны друг с другом. Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.Добро – это всё то, что морально ценно, что способствует благополучию человека, общества в целом.
Доброта – морально-ценностная характеристика человека, включающая такие свойства, благодаря которым он способен творить добро. К таким свойствам относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради других, способность к самоограничению, бескорыстие и т.д. Особый вид доброты - милосердие. Это милость сердца, жалость, мягкость, сострадание, любовь к людям. Милосердие - не слабость, а сила, потому что оно свойственно людям, способным прийти на помощь. Способность сострадать, сопереживать - это признак духовной зрелости личности. И слёзы сочувствия к другому человеку - святые слёзы. Они означают наличие у человека души и сердца. Ребята, а кто из вас может сказать, что он по настоящему добрый человек?
Ответы детей.

Учитель: Помните, мы проводили с вами анкету, где я просила назвать самого доброго человека в классе? Посмотрите, пожалуйста, на экран.
Большинство назвали… Такой же вопрос я задала вашим учителям и получила ответ… (мнения совпали, не совпали)

4. Изучение основной проблемы

У вас на столах лежат вопросы к обсуждению:

    Можно ли быть добрым вообще, никак не проявляя доброту в делах?

    Можно ли принудить человека быть добрым?

    Согласны ли вы с мыслью о том, что началом доброго отношения к людям является умение прощать? Давайте порассуждаем.

Ответы детей.

Учитель: Представьте себе, что ваш обидчик оказался в критической ситуации, например, провалился в прорубь. Кроме вас никого нет. Никто не слышит его крик о помощи. Как вы поступите? А почему? Ответы детей.

Учитель: Зло противоречит добру. Какого человека называют злым? Ответы детей.

Слайды 6-13

Учитель: Зло и добро живут в нашем мире.

Антитеза

Зло – всё, что губит душу человека. Добро… (каждый раз повторять)

    Зло – это войны и предательство, зависть и жадность, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи. (расизм, геноцид, экстремизм)

    Добро – это помощь друг другу, поддержка в трудную минуту, забота о ближнем, гуманитарная помощь, взаимовыручка.

    Зло – это наркомания, табакокурение, алкоголь, развратный образ жизни, аборты.

    Добро – это забота о здоровье, желание помочь своим близким и себе. Это материнская любовь, любовь детей, любовь к ближним. Это нравственная основа нашего общества.

    Зло – когда сильный обижает слабого, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях.

    Добро – когда миром правит любовь!

К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать. Преступник совершает преступление, оправдывая себя обстоятельствами, предатель объясняет свой поступок вынужденной необходимостью, тираны и диктаторы клялись, что пекутся о благе людей, принося страдания и беды народам. Но это сильные мира сего. А как мы с вами, обычные люди, можем помочь миру стать добрее? Ответы детей.

Учитель: Судить человека надо по его делам. Порой зародыш жестокости бывает таким микроскопичным, что его подчас очень трудно разглядеть. "– Ну, побей, побей бабушку, – говорит с умилением старая женщина трехлетнему крепышу. – Ух, какой ты у нас сильный – пресильный, смотри как бабушке больно!" И такими невинными забавами внушается ребенку мысль, что причинять боль другому забавно и что в этом твоя сила. Как вы думаете, а что потом будет с этим мальчиком? Ответы детей.

Учитель: Может ли быть счастливым человек, приносящий страдания другим? Ответы детей.

Учитель: Римский поэт-сатирик Ювенал говорил: “Ни один злой человек не бывает счастлив”.А трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года...Помните? Какие там яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям. И мы в этом участвовали. Сшитые вами мягкие игрушки были отправлены детям Беслана.

Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям? Может, мы зря ходим к пожилым людям с концертами? Может быть, зря приходим 9 мая на митинг?

Учитель: Делайте людям добро, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга, будьте готовы помочь.
Я предлагаю вам послушать рассказы, приготовленные вашими одноклассниками.

5. Рассказ первый

«Закрыть амбразуру»

Шла Великая Отечественная война. Рота бойцов получили приказ – овладеть высотой. Однако атаки захлёбывались одна за другой - из амбразуры дота беспрерывно стрелял пулемёт. Выполнение приказа казалось невозможным... Тогда один боец, подкравшись по-пластунски к амбразуре, накрыл её своим телом.

Учитель: Спасибо. Высота была взята. Этот подвиг совершался много раз в годы войны.

Как объяснить героизм воинов? Ответы детей.

Рассказ второй

«Подвиг в мирное время»

Вагонетка сошла с рельсов, упала набок и краем кузова расплющила подвешенный к металлической стойке бронированный кабель. Голубая змейка огня, зловеще треща, ползла по кабелю к трансформатору. Через несколько секунд она доберётся до камеры и… произойдёт непоправимое… Трансформатор взорвётся. Вспыхнет пожар, а в лавах люди. Скорей!
«Отключить! – Сергей бежит по камере. – Ручку влево до щелчка. Корпус ячейки наверняка под напряжением. Там смерть. Мгновенная. В пепел… Там 6 тысяч вольт!»
И Сергей предотвратил гибель людей, но сам лишился обеих рук. (В.Титов. «Всем смертям назло…»)

Учитель: Спасибо. У меня к вам вопросы:

Что заставило Сергея, рискуя жизнью, отключить трансформатор?
– Прав ли Наполеон, говоря: «Духовная сила человека относится к физической как три к одному»?
Ответы детей.

Учитель: Упражнения-тренинги

Вас обидели, не поняли, вы получили «2» (тем более несправедливую), заболели, случилось несчастье, вас предал друг. И тогда у вас появляется злость, злорадство. Хочется отомстить, так же обидеть, замкнуться. Появляется чувство незащищённости - страх как чувство одиночества, отсутствия любви, ненужности. Вы становитесь слабыми, ранимыми, обстоятельства складываются против вас. Как принять правильное решение в такой обстановке?

6. Упражнения «Выпустите пар» , «Рычите»

Эти два упражнения делают во время тренировок воины-десантники, которым действовать надо разумно и смело. И вы не стесняйтесь тренировать свою выдержку.

Упражнение «Объясните»

Возьмите чистый лист бумаги, задумайтесь, задайте и ответьте себе на вопрос: «Почему этот человек нанёс мне обиду?»

1) Потому что он плохо относится ко мне?
2) Потому что он думает только о себе и не замечает, когда обижает других?
3) Может, он желал мне добра и не знает, что, поступая так, делает мне только хуже?
4) А может, то, что он сказал, хоть и обидно, но на самом деле правильно и мне действительно нужно избавиться от этого недостатка?
5) А может, ему просто очень плохо и я должен помочь, забыв про обиду? Ведь я же сильнее (умнее, старше, моложе, здоровее, выдержаннее).

К сожалению, есть среди людей жестокосердие, жестокость, насилие Человек оставляет другого человека в беде, подвергает издевательствам, убивает... Мать отказывается взять своего ребёнка из роддома... Нет им прощенья, изгоям рода человеческого, и одно лишь средство изжить эти явления – творить больше добра. Наш великий добросеятель академик Д.С. Лихачёв считал, что «самая большая цель жизни - увеличивать добро в мире».

Слайд 13

Давайте сейчас, в оставшиеся несколько минут до конца классного часа, увеличим хоть немного добра в мире, сделаем цветы или один цветок с добрыми пожеланиями друг другу. Работать можете по группам, парам или индивидуально, как хотите. Для своей работы можете использовать мысли мудрых людей и народные пословицы, лежащие у вас на столе.

Мысли мудрых

«Твори добро, чтобы любя, добро тебя нашло. Зла не верши, чтобы тебя не убило зло».

Уничтожай зло в мире,
А прежде всего люби.
Спеши делать добрые дела.
И мощный труд царят на благо нам,
Как может зло и мрак явиться там,
Где блещут эти чудные светила.

(Гёте)

Он мудрецом не слыл,
Он храбрецом не слыл,
Но поклонись ему:
Он человеком был

(Р. Гамзатов)

Мигель Сервантес : «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта».
Жан-Жак Руссо : «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям».
Вильям Шекспир : «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе».
Блез Паскаль : «Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях».
Лев Толстой : «Доброта – вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других».
Михаил Пришвин : «Лучшее, что храню в себе, это живое чувство к добрым людям».
Максим Горький : «Как хорошо отнестись к человеку человечески, сердечно».
Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым.

Народные пословицы:

«Час в добре пробудешь – все горе забудешь», «Кто живет в добре – тот ходит в серебре», «Лихо помнится, а добро – век не забудется», «Бедного обижать – себе добра не желать», «Худо тому, кто добра не делает никому»
«Давай вершить добро, пока есть силы. Не то потом и ты, и я в преддверии могилы лишь зло пожнём».
«Твори добро, чтобы любя, добро тебя нашло. Зла не верши, чтобы тебя не погубилозло».

Зачитывание учащимися пожеланий написанных на лепестках и прикрепление лепестков к доске, серединку ромашки заполнял социальный педагог, который, прочитав свои пожелания, соединил лепестки цветка.

Учитель: На этой доброй ноте мы заканчиваем наш классный час. Какие впечатления остались у вас после сегодняшней беседы? Что понравилось? Что огорчило? В вас что-нибудь изменилось после сегодняшнего классного часа?
Закончить нашу беседу хочется песней. Возьмёмся за руки, друзья и споём «Давайте говорить друг другу комплименты».
– Спасибо вам, друзья, за работу. До свиданья.

Литература :

1. Б огданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с подростками. – М., 1987г.
2.
Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. – М., 1987г.
3.
Волченко Л.Б. Добро и зло как этические категории. М., 1975
4.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.
5.
Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. – М., 1991
6.
Макаренко А.С. Воля, мужество, целеустремленность. – М., 1987г.
7.
Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2001 г.
8. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. – М., 1980г.
9. Школьный философский словарь/
Т.В. Горбунова, Н.С. Гордиенко, В.А. Карпунин и др. М. 1995

С давних пор перед человеком стоят вопросы о происхождении зла в нашем мире, о том, что же такое добро и что такое зло. Разные традиции и культуры, мудрецы и философы пытаются дать свой ответ на данный вопрос. Зороастризм, традиция Авесты своими корнями уходит вглубь времен, тысячелетий. В зороастризме вопрос определения добра и зла стоит на первом месте, как наиболее важный для развития человека и всего Космоса. С течением времени у каждой из религий и у ведической культуры, отделившейся от авестийской, сложился свой взгляд на вопрос соотношения добра и зла в нашем мире.
Рассмотрим основные точки зрения известных личностей на эту проблему и прокомментируем их с позиции зороастризма.

Предлагаем вашему вниманию основные точки зрения по этому вопросу, а также свой комментарий к ним с позиции зороастризма. В данной статье мы подвергаем критике не традиции в целом, и не людей, их представляющие (все они уважаемы и достойны почтения), а конкретный взгляд по вопросу соотношения добра и зла . Большинство взглядов сводится к двум. Первый - зло есть, но Бог его допускает (или создал сам) с какими-то целями. Второй – зла нет, причина всего злого кроется в самом человеке.

1. Христианство о происхождении зла:
«зло есть свободный выбор, удаляющий от Бога»

Архиепископ, доктор богословия Иларион (Алфеев) http://hilarion.ru/about

(Происхождение зла. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие
http://azbyka.ru/hristianstvo/dogmaty/alfeev_tainstvo_veru_21g-all.shtml
)

На заре существования тварного бытия, еще до создания Богом видимого мира, однако уже после сотворения ангелов в духовном мире произошла грандиозная катастрофа, о которой мы знаем только по ее последствиям. Часть ангелов, воспротивившись Богу, отпала от Него и сделалась враждебной всему доброму и святому. Во главе этого отпавшего воинства стоял Эосфор, или Люцифер, само имя которого (букв. "светоносный") показывает, что первоначально он был добрым, но затем по своей собственной воле "и по самовластному произволению изменился из естественного в противоестественное, возгордился против сотворившего его Бога, захотел воспротивиться Ему, и первый, отпав от блага, очутился во зле" (Иоанн Дамаскин). Люцифер, которого также называют диаволом и сатаной, принадлежал к одному из высших чинов ангельской иерархии...
Диавол и демоны оказались во тьме по собственной свободной воле. Каждое разумное живое существо, будь то ангел или человек, наделено от Бога свободной волей, то есть правом выбора между добром и злом.(здесь и далее выделено – С.К.) Свобода воли дана живому существу для того, чтобы оно, упражняясь в добре, могло онтологически приобщаться к этому добру, то есть, чтобы добро не оставалось только чем-то, данным извне, но становилось его собственным достоянием. Если бы благо было навязано Богом как необходимость и неизбежность, ни одно живое существо не могло бы стать полноценной свободной личностью. Часть ангелов, однако, сделала выбор не в пользу Бога, тем самым предопределив и свою судьбу, и судьбу Вселенной, которая с этого момента превратилась в арену противоборства двух полярных (хотя и неравных между собой) начал: доброго, Божественного и злого, демонического.
Учение о добровольном отпадении диавола от Бога является ответом на извечный вопрос всякой философии о происхождении зла. Вопрос о происхождении зла стоял весьма остро перед христианской богословской мыслью, так как ей постоянно приходилось сталкиваться с явными или скрытыми проявления дуализма, то есть такой философской доктрины, согласно которой в мире изначально действуют две равные силы - добрая и злая - управляющие миром и как бы раздирающие его на части. В конце III века на Востоке широко распространилось манихейство (названо так по имени своего основоположника Мани), просуществовавшее под разными именами (павликианство, богомильство, альбигойство) вплоть до позднего Средневековья: в этой ереси отдельные элементы христианства переплелись с элементами восточных дуалистических религий. По учению манихеев, вся совокупность бытия представляет собой два царства, которые всегда существовали вместе: царство света, наполненное многочисленными добрыми эонами (ангелами), и царство тьмы, наполненное злыми эонами (демонами). Богу света подчинена вся духовная реальность, а бог тьмы (сатана) безраздельно господствует над материальным миром. Сама материя является греховным и злым началом: человек должен всячески умерщвлять свое тело, чтобы, освободившись от материи, возвратиться в нематериальное царство добра.
Христианское богословие говорит о природе и происхождении зла иначе. Зло не есть некая изначальная сущность, совечная и равная Богу, оно есть отпадение от добра, противление добру. В этом смысле оно вообще не может быть названо "сущностью", потому что не существует само по себе. Как тьма или тень не являются самостоятельным бытием, но лишь отсутствием света, так зло есть лишь отсутствие добра. Бог не создал ничего злого: и ангелы, и люди, и материальный мир - все это по природе является добрым и прекрасным. Но разумным личным существам (ангелам и людям) дана свободна воли, и они могут направить свою свободу против Бога и тем самым породить зло. Так и случилось: светоносец-денница, изначально созданный добрым, злоупотребил своей свободой, исказил собственное доброе естество и отпал от Источника добра.
Не будучи ни сущностью, ни бытием, зло, однако, становится активным разрушительным началом, оно ипостазируется, то есть становится реальностью в лице диавола и демонов. По сравнению с Божественным бытием активность зла иллюзорная и мнимая: диавол не имеет никакой силы там, где Бог не позволяет ему действовать, или, иными словами, он действует только в тех границах, в которых ему допущено Богом. Но, будучи клеветником и лжецом, диавол употребляет ложь как свое главное оружие: он обманывает свою жертву, показывая ей, будто в его руках сосредоточены могучая сила и власть, тогда как на самом деле у него нет этой силы.
Бог является абсолютно непричастным злу, однако зло находится под Его контролем, так как именно Бог определяет границы, в которых зло может действовать. Более того, по неисповедимым путям Своего Промысла, в педагогических или иных целях Бог иногда пользуется злом в качестве орудия. Это видно из тех мест Библии, где Бог представлен насылающим на людей зло. Во всех этих случаях речь идет не о том, чтобы Бог был источником зла, но о том, что, будучи всецело властен как над добром, так и над злом, Бог может использовать зло для достижения добра или для избавления людей от еще большего зла.
Естественно возникает вопрос: зачем вообще Бог позволяет злу и диаволу действовать? зачем Он допускает зло? Блаженный Августин признался, что он не в состоянии ответить на этот вопрос: "Я не могу проникнуть в глубину этого решения и признаюсь, что оно превышает мои силы", - написал он. Ответив на вопрос о происхождении зла, богословие не дает четкого ответа на вопрос о том, почему Бог, не будучи создателем зла, все же позволяет ему действовать . Говоря об этом, богословствующий ум в очередной раз замирает перед тайной, будучи не в силах проникнуть в глубину Божественных судеб.

2 2. Взгляд суфиев:
«дьявол должен существовать!»

Мирзакарим Норбеков

Очень близок к мировоззрению суфиев современный узбекский и российский деятель нетрадиционной медицины, писатель, академик, доктор психологии, основатель и руководитель организации «Институт самовосстановления человека», автор нескольких книг, вышедших в России и за рубежом многомиллионными тиражами, М. С. Норбе́ков. Обучается в суфийской школе.

Первая передача цикла «Кувшин Насреддина» на радио России (стенограмма).

«Каждая ситуация – учитель, каждая проблема – наставник, мы должны быть им благодарны. Мы должны благодарить дьявола, которого создал Господь Бог . А почему? А потому что именно видя тьму, видя плохое в окружающем, именно тогда мы начинаем ценить добро. Я всегда говорю: дьявол должен существовать! Ведь одно повеление Бога и дьявол уберется. Тогда почему дьявола здесь оставили? Зло, проблемы, трудности должны быть у человека, чтобы он шел в сторону Света.
Болезнь – это есть наставник, учитель. Болезнь мне показывает, что я ушел в сторону зла. У меня всегда такая дежурная шутка – «болезнь и характер – одно и то же». Если у вас геморрой, то и характер у вас… Сами понимаете. Если язва – то и характер у вас…
Болезнь нужно устранять, потому что если она появляется раньше времени, то это первый, важный сигнал тревоги. Того, что человек ушел в сторону смерти, разрушения, образно говоря, в сторону греха (если человек верующий). Вот здесь нужно мобилизоваться. Меня всегда расстраивает среднестатистический человек, который абсолютно все ставит выше, чем сама жизнь. Здесь я хочу сказать – попробуйте найти внутри себя добро, любовь. Вы найдете! За что любить вот этого гада соседа – вы найдете. В любом любимом человеке попробуйте найти что-то плохое. Вы столько плохого в нем найдете, что будете готовы его задушить:).
Все зависит от нас. Да, все прекрасно, если сравнить с другой жизнью. Любая жизнь будет самой прекрасной по сравнению с более худшей жизнью ».

3. Ведическая традиция о «природе темных сил»


Ведагор, Ведаман - Трехлебов Алексей Васильевич

http://trexlebov.ru/ Ведущий специалист по Ведам.
Трехлебов получал знания от различных Учителей, первым из которых был его отец Василий Никитич. Занятия йогой и духовной практикой сочетались с увлечением альпинизмом. В 1990 году в составе советской сборной по альпинизму Алексей Васильевич, как священнослужитель, помогал в восхождении на Лходзе - одну из высочайших вершин мира. Здесь в горах, в высокогорном буддистском монастыре Тьянгбоче он встретился со своим духовным Учителем - Верховным Инкарнационным Ламой Непала - Нгаванг Тензинг Джангбо. После проведения обряда инициации Алексей Васильевич получил имя (сан) Галцзин-лама. От Учителя он получил наказ, ставший смыслом всей его последующей жизни - направить свою деятельность на духовное возрождение России.
Трехлебов в своей известной книге «Кощуны Финиста» в четвертой главе «Природа темных сил» говорит следующее:

«Какова же природа и в чем суть этого злобного начала? Каким бы странным это ни показалось, но проявление зла необходимо на определенной ступени развития сознания, ибо этот процесс идет через приобретение способности различать Добро и Зло, что, в свою очередь, возможно только при непосредственном соприкосновении с темными силами, то есть через вкушение плода от древа познания Добра и Зла - иначе говоря, через опыт личного страдания, которое в изобилии и предоставляется нам сатаной…
…Отсюда следует, что добро и зло относительны, ибо все демоны исполняют волю Всевышнего , ведь без воли Творца и волос не упадет с головы человека, поэтому Творец есть совершенное благо. При этом зло отталкивает, ибо неизбежно приносит страдания, а Добро притягивает, ибо дает наслаждение и приводит к Всевышнему. Премудрый Творец Природы влил в человека способность себялюбия именно как приманку, влекущую его к горнему: стремясь к достижению желаемого, человек обращается в молитве к неведомой причине всего сущего. …Само же восприятие добра и зла зависит от поставленной цели: то, что служит достижению этой цели, считается добром, а что мешает - злом. Вопрос лишь в том, КАКАЯ ставится цель и КТО ее ставит. Последователи цивилизации ставят своей целью овладение материальными ценностями, тогда как последователи культуры считают своей целью исполнение воли Творца, которая определяет смысл человеческого бытия в нравственно-духовном самосовершенствовании через познание добра и зла. Именно в этом заключается основное различие их мировоззрений.
Деятельность демонических существ контролируется светлыми силами; участь их незавидна, потому что всеми их действиями движет эгоистическое, корыстное стремление к господству над миром; они ненавидят все светлые проявления, пытаясь захватить то, что им не принадлежит. Они отвергают основной закон Творца - всеобщую любовь. Лишая себя любви, они остаются со своим злом и ненавистью, что неизбежно приносит им одно лишь горе.

4 Агни Йога:
«зла не существует»
.

Николай Рерих

Ошибаешься, мальчик! Зла - нет .
Зло сотворить Великий не мог.
Есть лишь несовершенство.
Но оно так же опасно, как то,
что ты злом называешь.
Князя тьмы и демонов нет.
Но каждым поступком
лжи, гнева и глупости
создаем бесчисленных тварей,
безобразных и страшных по виду,
кровожадных и гнусых.
Они стремятся за нами,
наши творенья! Размеры
и вид их созданы нами.
Берегися рой их умножить.
Твои порожденья тобою
питаться начнут. Острожно
к толпе прикасайся. Жить трудно,
мой мальчик, помни приказ:
жить, не бояться и верить.
Остаться свободным и сильным.
А после удастся и полюбить.
Темные твари все это очень
не любят. Сохнут и гибнут тогда.

1916 Н.К.Рерих

Валерий Синельников

Схожих взглядов с Рерихами придерживаются многие люди, например известный психотерапевт, автор книг «Возлюби болезнь свою» и др. Валерий Синельников, врач, психолог и толкователь Ведической культуры Олег Торсунов и многие другие уважаемые люди. Они озвучивают именно такую же точку зрения -

    Очень популярна следующая притча о добре и зле.

    Профессор в университете задал своим студентам такой вопрос. «Все, что существует, создано Богом?» Один студент смело ответил: «Да, создано Богом».
    «Бог создал все?» спросил профессор. «Да, сэр», - ответил студент.
    Профессор спросил, «Если Бог создал все, значит Бог создал зло, раз оно существует. И согласно тому принципу, что наши дела определяют нас самих, значит Бог есть зло». Студент притих, услышав такой ответ.
    Профессор был очень доволен собой. Он похвалился студентам, что он еще раз доказал, что вера в Бога это миф.
    Еще один студент поднял руку и сказал «Могу я задать вам вопрос, профессор?».
    «Конечно», - ответил профессор.
    Студент поднялся и спросил «Профессор, холод существует?»
    «Что за вопрос? Конечно, существует. Тебе никогда не было холодно?» Студенты засмеялись над вопросом молодого человека.
    Молодой человек ответил, «На самом деле, сэр, холода не существует. В соответствии с законами физики, то, что мы считаем холодом в действительности является отсутствием тепла. Человек или предмет можно изучить на предмет того, имеет ли он или передает энергию. Абсолютный ноль (-460 градусов по Фарегейту) есть полное отсутствие тепла. Вся материя становится инертной и неспособной реагировать при этой температуре. Холода не существует. Мы создали это слово для описания того, что мы чувствуем при отсутствии тепла».
    Студент продолжил. «Профессор, темнота существует?» Профессор ответил, «Конечно, существует».
    Студент ответил, «Вы опять неправы, сэр. Темноты также не существует. Темнота в действительности есть отсутствие света. Мы можем изучить свет, но не темноту. Мы можем использовать призму Ньютона чтобы разложить белый свет на множество цветов и изучить различные длины волн каждого цвета. Вы не можете измерить темноту. Простой луч света может ворваться в мир темноты и осветить его. Как вы можете узнать насколько темным является какое-либо пространство? Вы измеряете какое количество света представлено. Не так ли? Темнота это понятие, которое человек использует чтобы описать что проиходит при отсутствии света».
    В конце концов, молодой человек спросил профессора, «Сэр, зло существует?» На этот раз неуверенно, профессор ответил, «Конечно, как я уже сказал. Мы видим его каждый день. Жестокость между людьми, множество преступлений и насилия по всему миру. Эти примеры являются не чем иным как проявлением зла».
    На это студент ответил, «Зла не существует , сэр, или, по крайней мере, его не существует для него самого. Зло это просто отсутствие Бога. Оно похоже на темноту и холод - слово, созданное человеком чтобы описать отсутствие Бога. Бог не создавал зла. Зло это не вера или любовь, которые существуют как свет и тепло. Зло это результат отсутствия в сердце человека Божественной любви. Это вроде холода, который наступает, когда нет тепла, или вроде темноты, которая наступает, когда нет света».
    Профессор сел.

    Зороастризм об источнике зла

    Заратуштра о двух духах-близнецах

    Прокомментируем приведенные высказывания с позиции зороастризма. Можно сказать, что в христианстве в целом правильное представление о происхождении зла. И зороастрийцы ближе всего к христианскому видению этой проблемы. Мы также считаем, что «исток зла в нашем мире – это свобода выбора». В Гатах (в 30-й главе Ясны) Заратуштра сообщает о двух духах, которые должны были создавать наш мир прекрасным и совершенным

    Перевод Мобеда Фируза Азаргошасба и Рустама Абдукамилова.

    Стих 1: Теперь стремящимся к истине и мудрым буду говорить я о двух явлениях и объясню путь молитвы Мазде Ахуре и путь восхваления Вохумана, благих мыслей! И объясню я также священные знания Аши, истины, дабы могли вы достичь совершенства и тем самым увидеть свет истины и насладиться блаженством рая!

    Стих 2: Слушайте ушами своими высочайшую истину, обдумайте ее тщательно с просвещенным разумом и сделайте выбор каждый - и мужчина, и женщина - меж этими двумя путями, добрым и дурным! Пока не возвещен великий день, или день суда, восстаньте все и старайтесь распространить слова Ахуры (откровение Заратуштры)!

    Стих 3: Два духа-близнеца, что пребывали в мире мысли вначале, были добрым и злым в мыслях, словах и деяниях! Мудрый сделает верный выбор (из этих двух идей), неблагоразумный же не сделает этого и собьется с пути!

    Стих 4: Когда эти два духа достигли друг друга, были созданы жизнь и не-жизнь ! Служители лжи и нечестивые встретят худшее духовное существование, служители же истины и праведные насладятся лучшим духовным положением, или духовной поддержкой! Так будет продолжаться вечно!

    Стих 5: Из этих двух духов-близнецов лживый избрал худшие деяния, дух же святейший, обладающий чистым разумом и облаченный в вечный свет знаний, избрал истину! Человек, что совершает достойные награды деяния, исполненный веры, также изберет истину к радости Мазды Ахуры!

    Стих 6: Служители дайвов (дьяволопоклонники) не избрали правильный путь, ибо пребывали они в сомнении и были обмануты! Потому не избрали они правильный путь, но стали служить худшей мысли, дьяволу или гневу, который причина всех дурных деяний, дабы разрушить духовную жизнь людей!

    Стих 7: Тому, кто одарен духовной силой, благой мыслью, правдивостью и чистотой, Армаити или любовью и верой, будут дарованы здоровье и крепость тела! Такой человек, без сомнения, должен одолеть тяжкие испытания жизни и должен быть вознагражден, о мой Владыка, как добрый Твой служитель!

    Отрыв от изначальной традиции

    Зороастризм и православное христианство во многом близки по своему духу. Не случайно Заратуштра своим пророчеством предрек приход Иисуса Христа. Первыми, кто смог поздравить Иисуса с приходом в наш мир, были волхвы, которые принесли ему свои дары. Сейчас установлено, что это были зороастрийские первосвященники из Персии, ведомые Вифлеемской звездой и словами своего пророка, и они не могли ошибиться.

    Далее в христианстве остаются вопросы без ответов. Да, Бог ограничивает зло, но в каких рамках, границах? Почему он его допускает? И сами богословы признают, что им не понять, почему Бог допускает зло? Возможно, частично, причина этого непонимания в отрыве от корней, от первоначального христианства. Сегодня богословы христианства для разъяснений используют одинаково Ветхий Завет и Новый, а апокрифы древних христиан не признают. А ведь в Евангелии сам Иисус Христос призывает своих приверженцев отказаться от старых законов и прислушаться к его словам (например, Матфей 5: 38 и др).
    Поэтому ссылаться на Ветхий Завет следует очень осторожно. Описание действий Бога там имеют совсем другой источник. Достаточно вспомнить описание происхождения праздника Пасхи, когда «бог» говорит евреям, что убьет всех младенцев, кроме тех, кого они отметят по его наущению. (V глава книги «Исход»). Что же это за «бог»?
    Христианские богословы очень часто ссылаются на Августина Блаженного. (годы жизни 13.11.354 – 28.08.430) До 34 лет Августин исповедовал манихейство, где принципы добра и зла смешаны и перепутаны. Хоть затем он принял христианство, и стал впоследствии признанным богословом, но в своих мыслях, трудах он оставил во многом манихейские взгляды, тем самым подложив в идеи христиан «ложку дегтя». В частности, понятия «раб божий», «страх божий», "предопределение" ввел в христианство именно Августин. Поэтому он для нас ни в коей мере не может быть ориентиром в определении позиции в отношении добра и зла.

    В мире действуют две силы

    Зороастризм же дает четкие ответы на эти вопросы. Границей для зла служит Время. Ангро Манью оказался пойманным в ловушки времени, он может проявляться в необратимом течении времени (Зерван Карана): прошлое – настоящее – будущее. А вот во время, связанное с вечностью (Зерван Акарана), в нематериальный мир Меног ему путь заказан. При вторжении зла Ахура Мазда заключил договор с Ахриманом, который неукоснительно выполняется во времени. Вначале после Эпохи Творения наступает эпоха Смешения, когда зло вторгается в мир, затем следует эпоха Разделения, когда все творения согласно своему выбору разделяются на две части – свет и тьму. Завершается цикл эпохой воссоединения, когда будут очищаться все творения и мир в итоге обретет первоначальную целостность. Данный договор был заключен не из-за слабости Творца, а благодаря его Мудрости. Зная свое творение и возможности духа зла, он выбрал такой путь защиты своего мироздания, поймав Ангро Манью в ловушку.

    Где исток зла?

    «…благодаря всеведению, Ормазд узнал: «Если я не создам время соперничества, то он сможет мои творения обмануть и подчинить себе, так как теперь в период Смешения, есть много людей, которые совершают больше грехов, чем праведных дел». И Ормазд сказал Злому духу: «Согласись («прими») со временем, чтобы (наша) борьба в период Смешения продлилась девять тысяч лет». Потому что он знал, что с принятием этого (периода) времени Злой дух будет обессилен. Тогда Злой дух, ненаблюдательный и неумный, одобрил такое соглашение, подобно тому, как два воюющих друг с другом человека назначают время: «В такой-то день сразимся». Ормазд, благодаря всеведению, знал, что в течение этих девяти тысяч лет три тысячи все будет происходить по воле Ормазда, три тысячи лет – в смешении (воли) Ормазда и Ахримана, а в последние три тысячи лет Злой дух будет обессилен, и они прекратят противостояние из-за творений».

    Согласно заключенному договору, который неукоснительно выполняется во времени, после эпохи Творения наступила эпоха Смешения, когда зло вторглось в наш мир (под 1° Рака). Со времени Творения мира прошло 14 млрд лет. Сейчас наш мир подходит к эпохе Разделения – на переходе от 30° Девы к 1° Весов, который связан с Фрашегирдом, когда все творения согласно своему выбору разделятся на две части – свет и тьму и получат воздаяние. Завершится цикл эпохой Воссоединения, когда все творения будут очищаться и мир в итоге обретет первоначальную целостность.
    Данный договор был заключен не из-за слабости Творца, а благодаря его Мудрости. Зная свое творение и возможности Духа зла, он выбрал такой путь защиты своего мироздания, поймав Ангра Майнью в ловушку. Зороастрийцы считают, что границей для зла служит Время. Ангра Майнью может проявляться только в необратимом течении времени (Зерван Карана): прошлом – настоящем – будущем. А вот во время, связанное с вечностью (Зерван Акарана), в нематериальный мир Меног, ему путь заказан.

    • "Учение магов", Зенер Р.Ч.
      Глава II Два первоначальных духа и творенье

    Представители христианства совершенно правы, утверждая, что исток зла - свобода выбора. Вины на появлении дьявола у нас нет у Ахура Мазды, ни у Зервана. Вина лежит только на самом Ангроманью, который будет отвечать за свой выбор. А зло допущено здесь согласно Договору и потому, что наш мир и есть ловушка для зла, где оно обречено на поражение. А мы с вами, человечество – главная приманка для темных сил. Именно за наши души, связанные с миром Света и идет борьба.
    Приходя в этот мир, человек оказывается на передовой линии фронта светлых и темных сил. Своим выбором мы можем способствовать своему развитию, защите и процветанию окружающего мира. Тогда мы как воины света становимся воинами Добра, вокруг нас создается поле любви и гармонии, в котором нет места злу. Не случайно в зороастризме взят образ воина для описания пути человека. Подумайте, способен ли влюбленный человек на низость, подлость, гадость?
    Если же мы выбираем с позиции эгоцентризма, корыстно, используя ложь и страх, способствуя разрушению мира, то мы встаем на сторону тьмы, отдаем часть своей силы и энергии Ангроманью, продлеваем его существование в этом мире, задерживаем победу светлых сил.И главная задача для нас сейчас – это не только разобраться в том, что есть добро, а что есть зло, но и борьба со злом во всех его проявлениях, не потворствовать ему. Только так мы сможем выполнить задачу, поставленную Богом перед человечеством.

    Единство и разногласия авестийской и ведической традиций

    Трехлебов очень уважаемый человек, действительно служащий возрождению России и заслуживающий самых добрых слов. Он пишет книги, проводит лекции, доносит до людей ведическое мировоззрение, помогающее людям понять себя и мир вокруг.
    Высказывая свое мнение на происхождение и принципы добра и зла, А. В. Трехлебов опирается на ведическое мировоззрение, по своим корням такое же древнее, как и авестийское.

    Еще в 19 веке Бал Тилак, индийский ученый издал свой труд «Арктическая родина в Ведах», в котором научно доказал существование единого истока в глубине тысячелетий за полярным северным кругом у авестийской и ведической традиции. С ним согласны историки, ученые лингвисты, исследовавшие авестийский язык и санскрит. Любой исследователь может обнаружить много общего в Авесте и в Ведах. Но при этом он столкнется и с противоречием. Самое главное – в Ведах дайвы, демоны названы благими, а асуры, ахуры – плохими. В Авесте же наоборот. Почему так вышло?
    Предположительно раскол арийского народа произошел около 4 тысяч лет назад на землях Южного Урала. Заратуштра и его последователи признали Творцом нашего мира – Ахура Мазду (Духа Мудрости), а все плохое в мире – от Ангроманью и его тварей, демонов. Далеко не все были согласны с этим и не признавали откровение Заратуштры. В итоге Заратуштра был убит, его последователи ушли на юго-запад, основав впоследствии персидское государство и сформировав зороастризм. Не согласные представители арийского народа ушли на юго-восток в индийские земли, где и сохраняли ведическую традицию в виде, уже отличном от авестийской. В итоге, в некоторых вопросах, в том числе в определении добра и зла возникли разногласия.
    Взгляд, озвученный Трехлебовым, говорит о том, что зло есть, оно временно и ему надо противостоять. Это созвучно авестийскому взгляду.
    Но его утверждение о том, что дьявол действует по наущению Бога, что Бог чуть ли не создал зло, чтобы его творения, соприкоснувшись со злом, стали более мудрыми и сильными – это серьезное отклонение от истины и для нас неприемлемо.

    Представьте себе такую картину.
    Мудрый отец, стремится, чтобы его дети выросли такими же мудрыми, сильными, замечательными и в чем-то его превосходящими. И для этого он приглашает рецидивиста-уголовника, чтобы он занялся воспитанием его детишек. Дескать, если что-то не так, если будут шалить, то пусть он им как следует «вдарит». Тогда они будут слушаться отца и пойдут за ним. Нелепая картина?! А ведь именно так выглядит представление, что Бог допускает или сам придумывает зло.

    Светлые силы контролируют силы тьмы

    Да, это так. Но это не значит, что светлые силы создали их и направляют демонов на провинившихся, оступившихся людей.
    Нет в мире никакого необходимого баланса добра и зла. Баланс Света и тьмы определяется только данным моментом времени. Как на войне, например, идет битва советской армии с фашистами и в какой-то момент линия фронта где-то проходит. Это не значит, что фашизм был нужен человечеству, что он навсегда здесь, что баланс соотношения сил советской и немецкой армий постоянен и нужен навсегда. Наступит момент и армия Гитлера будет отброшена с оккупированных территорий, разбита и уничтожена, а сам Гитлер сгорит в бункере. Так же будет и с силами тьмы.
    Кстати, это сравнение не случайно, многие моменты космической битвы сил света и тьмы были отражены в ходе Великой Отечественной войны. Гитлер напал на СССР 22 июня – в момент вхождения Солнца в знак Рака, что по зороастрийскому космогенезису соотносится с втрожением Ангроманью в наш мир. Все ключевые битвы и победы советской армии происходили в даты древних зороастрийских праздников – гаханбаров, как символ победы арийских богов над их осквернителями. А день победы 9 мая точно совпал с праздником Спентамана, Святого Духа, что символизирует окончательную победу светлых сил.

    Выбор наших первопредков – Фравашей

    Зороастрийский взгляд категоричен – дьявол совсем не нужен нам для развития, наш мир изначально был задуман без зла. Он был гармоничен, целостен и совершенен, как и Творец, его создававший. Зло появилось из-за неправильного выбора духа, который также должен был создавать нашу вселенную. В результате, мы, как и все творения оказались в вынужденной ситуации, когда зло вторглось сюда. И мы вынужденно с ним соприкасаемся, потому что мы дети Творца и помогаем ему излечить мир от вторгшихся вирусов зла, вернуть первоначальную целостность. Очень показателен фрагмент из Бундахишна («Основ творения»), в котором наши первопредки Фраваши, на совете с Хормаздом принимают решение воплотиться в этом мире для борьбы со злом добровольно, руководствуясь мудростью.

    По завершении своего духовного и материального творения Хормазд был готов к предстоящей борьбе. В то же самое время, как выясняется, в невидимом мире были сотворены души или Фраваши всех людей. И Хормазд знал, что только если они согласятся спуститься на землю, чтобы вести борьбу, ему будет обеспечена конечная победа. Итак, Хормазд "созвал совет с сознанием и Фравашами людей, и вдохнул в них всеведущую мудрость, говоря:
    "Что кажется вам более подходящим: чтобы я облек вас в материальную форму, и, будучи воплощены, вы станете бороться с ложью и уничтожите ее, и чтобы в конце мы воскресили вас, целостных и бессмертных, и восстановили в материальной форме, и чтобы навечно вы стали бессмертными, не стареющими и не имеющими врагов; или же, чтобы все время вас приходилось охранять от Врага?" И Фраваши людей, благодаря всеведущей мудрости, увидели, что в этом мире им придется страдать от Лжи и Ахримана, но зато в конце, который наступит в Последнем Теле, они будут воскрешены свободными от вражды Ахримана, целостными и бессмертными, навечно и навсегда, и они согласились сойти в материальный мир".

    «Хормазд подобен мудрому садовнику»

    Также можно процитировать следующий зороастрийский текст, в котором Творец, Хормазд уподобляется мудрому садовнику, вырастившим прекрасный сад – свое мироздание. А вторгшийся дух зла подобен злому и тупому зверю, который пытается все захватить и разрушить.

    Сиканд Гуманик Вазар Глава IV, §§ 63-80

    "(63) Хормазд подобен хозяину сада или мудрому садовнику, чей сад вознамерились извести вредоносные и пагубные звери и птицы, учиняя порчу плодам и деревьям. (64) И мудрый садовник, чтоб уберечься от хлопот и избавить свой сад от этих зловредных тварей, изобретает средства, чтоб изловить их, (65) вроде западней, капканов и силков для птиц, (66) так что, когда тварь видит ловушку и стремится избежать ее, тут она и залавливается по незнанию устройства западни или силка. (67-8) Очевидно также, что если зверь попадет в ловушку, то он пойман не от совершенства самой ловушки, но по причине превосходства ее изобретателя. (69) (Ибо) человек, который является хозяином сада и изобретателем ловушки, знает точно, в своей мудрости, как велика сила зверя и как долго он может продержаться. (70) Сила и мощь, заключенные в теле зверя, сводятся на нет его собственной борьбой, и они расходуются в той мере, в какой он пытается затоптать западню, и разорвать силки, и уничтожить их. (71) Поскольку его силы (для этого) недостаточно, мощь его сопротивления слабеет, и он устраняется из действия. Тогда мудрый садовник, приводя в исполнение свой замысел и зная собственные нужды, вытаскивает его из ловушки; и (хотя) его звериная сущность остается, он лишается возможности применять свои способности к делу. (72) А силки и западни неповрежденными садовник возвращает в свой амбар, где он снаряжает их заново.
    (73) Итак, Создатель Хормазд, Спаситель своих созданий и Распорядитель творенья, Бог, который устраняет Принцип Зла от дел, подобен садовнику, который защищает свой сад от того, что вредит ему. (74) А этот зловредный зверь, губитель сада, это проклятый Ахриман, который нападает и разрушает творенье. (75) Большая ловушка - это небо, куда добрые существа приходят, подобно гостям, и которым пленен Дух Разрушения и его отродья. (77) А силки и западни, которые препятствуют зловредному зверю в достижении его стремлений - (78) это время, установленное для битвы с Ахриманом, с его силами и оружием, известное как Время Долгого Господства; (79) последнее через борьбу со зверем в этой западне и ловушке разрушает его мощь. (80) Лишь (сам) Создатель мира может снова привести свои создания ко спасению от вечной вражды и может возобновить их великое продвижение, подлинно, как мудрый хозяин сада заново снаряжает свои силки и ловушки".

    В мире идет постоянная борьба за души людей

    Очень популярно сейчас также утверждение о том, что никакого зла (Духа зла) в мире нет. Все сложности и проблемы нашего мира объясняются тем, что человек сам удалился от Бога и в итоге сам стал источником зла. Такие суждения имеют силу, потому что миры Света и тьмы находится вне материального мира. Мы не можем взять и пощупать чёрта как в истории Гоголя «Ночь перед Рождеством», покататься на нем и убедиться, что зло реально, а не мифическое. Поэтому любые рассуждения на эту тему по сути бездоказательны и кто бы чего не говорил, никто не может явно доказать свою правоту. Поэтому остается довольствоваться взглядами древних традиций и своими рассуждениями.
    Да, реального проявления зла в мире не существует. В зороастризме изображать Ангроманью запрещено, так как считается, что это только тень, по сути ничто. Духовная чистота мыслей дает прозрачность, свет проходит беспрепятственно. А любые злые, грязные мысли приводят к тому, что наша сущность перестает пропускать свет, начинает отбрасывать тень. Проявляться зло может только через души людей, склоняя их к неверному выбору, вовлечению в свою орбиту зла.

    Представлять, что люди сами, без посторонней «помощи» дошли до такой жизни и довели мир до такого состояния не верно. Значит стоит предположить, что наш Творец не очень хорош, раз создал нас такими уступчивыми ко злу (ведь «яблоко от яблони не далеко падает»). Или уж мы сами настолько плохи и невежественны, что сами себя до такого доводим.
    Предположим, человек едет на автомобиле по дороге, все в порядке. Но вдруг он выезжает на обочину и начинает крушить и себя и машину просто так, сам по себе. Кажется нелепо? А ведь известны мифы и легенды, что ранее был золотой век, что люди были мудры и всеведущи. А потом испортились сами по себе? Не проще предположить наличие другой силы, заинтересованной, чтобы сбить людей с Пути? Как будто кто-то бросил грязь на лобовое стекло движущегося автомобиля. Тогда станет понятна вся ситуация.

    Многие читали книгу Толкиена «Властелин колец» (или смотрели одноименный фильм). В жанре фэнтези автор рассказывает о битве темного и светлого, отражая древние мифы. Главный противник светлых сил – Саурон, некая злая сущность, которая стремиться к абсолютной власти и контролю над миром. Незримо, на духовном уровне он может обольщать и искушать другие создания, вовлекая их на темный путь служения злу. Саурон смотрит за миром с помощью своего ока.

    Этот образ заимствован из древних авестийских легенд. Считается, что Анрго Манью при вторжении в наш мир выбили глаз, он стал одноглазым. С тех пор его так и изображают (такой образ во многих культурах, даже у Воланда Булгакова в "Мастере и Маргарите"). Во "Властелине колец" четко показано, что герои (например маг Саруман), выбравшие путь зла, сделали свой выбор сами. Но этому их выбору очень способствовал дух Саурона. Хоть произведение можно воспринимать как сказку, но в каждой сказки есть свой «намек, добрым молодцам урок». Можно предположить, что противостояние света и тьмы имеет похожее проявление и в нашем мире.

    Ответственность и воздаяние

    Очень часто обвиняют религиозных деятелей, утверждающих, что зло, злой дух существует в том, что эта позиция лишает людей ответственности. Пример таких рассуждений - «Если все вокруг или в тебе самом что-то не так, – то в этом виноват дьявол, а не ты. Он в ответе за все плохое, а мы всего лишь жертвы его злого влияния».
    Для зороастрийца ответственность – одно из основных качеств . Считается, что первопричина всего плохого – Ангроманью, но человек, приходя в этот мир, обладает свободой выбора. Ангроманью заинтересован, чтобы человек поддался слабости, искушению, совершил проступок и отдал свою силу миру зла, но задача человека – суметь этому противостоять, не поддаваться на провокации, не смотря ни на что жить в любви, счастье и гармонии, не оставляя никакого шанса злу для проявления. Так что зороастризм утверждает, что вина за все негативное в мире не только у Ангроманью, но и на людях, которые сделали неправильный выбор и будут за это отвечать по всей строгости космического закона .
    Так что идея, что причина болезней, войн, страданий находится в людях отчасти верна. Да, это люди, в чем-то ошиблись, встали на темную сторону и как результат – получили такое воздаяние. Но главный режиссер и организатор, провокатор всех неприятностей – Ангроманью. Считается самое главное его злодеяние – это лишение людей знания, мудрости. Поясним это с помощью древнего зороастрийского текста.

    Суждения Духа разума [Дадестан-и меног-и храд]
    Спросил мудрец у Духа разума: «Почему ("если") коровы, овцы, птицы, пернатые и рыбы ("каждый") должным образом обучены своим навыкам ("знаниям"), а люди, пока они не выучатся и не приложат много труда и усилий, не могут обрести и узнать ("человеческие") навыки ("знания")?»
    Дух разума ответил: «Люди при первоначальном творении были так мудры, что когда они совершали благодеяния и грехи, то они своими глазами видели награду за благодеяния и наказание за грехи, и ни один грех не исходил от людей. А затем лживый Ахриман скрыл награду за благодеяния и наказание за грехи, и именно об этом сказано в Авесте: "Из всего зла, что создал для творений Ормазда проклятый лживый дух, он скрыл четыре (вещи, (что) наихудшее и тяжелейшее, а именно: вознаграждение за благодеяние, за грех) наказание, мысли людей и конец дел". И по этой причине он распространил по миру много религий и греховных верований. И из-за незнания людьми добрых дел и деяний каждый этому очень верит и считает хорошей ту религию, которой обучен, и особенно сильной ту религию, (благодаря) которой у него будет власть. Но тот (приобретет) господство и власть Виштаспа, царя царей, кто благодаря знанию несомненному и надежному обретет веру праведную и правдивую, что в слове творца Ормазда, исключительно от Зардушта из рода Спитамы, который ясно, понятно и верно разъяснил все дела мирские и духовные из доброй веры маздаяснийской. Ведь нет никакой (иной) веры, из которой можно было бы уяснить дела мирские и духовные так понятно и ясно. И из-за их большой испорченности они /т.е. иные верования/ настолько искажены и смешаны, что (их) начальные слова не соотносятся со (словами) срединными, а срединные - с заключительными».

    Благодаря этому Ангроманью обрел способность вовлекать людей в свою орбиту зла. Например, не случайно подмечено, что там, где устанавливается режим демократии – то происходит резкое падение уровня образования, т.к. именно так люди становятся электоратом, легко ведомыми и управляемыми.

    Теперь касательно популярной притчи о добре и зле. Конечно, теория относительности верна. Холод – отсутствие тепла, тьма – отсутствие света, зло – отсутствие добра. Но откуда берутся холод и тьма? Кто-то или что-то ограничивает тепло и свет, ставит им барьер. Так и зло просто так не может возникнуть, нужна чья-то воля, свободный выбор в сторону не Любви. Источник света есть, а источника тьмы нет, правильно. Но нужен кто-то (или что-то), что стало бы преградой для света, то, что его затмило и создало тень, тьму. Так что притча, на которую ссылается В. Синельников, совсем не может быть доказательством отсутствия злого духа Ангра Майнью.

    Есть только один Путь – это Путь Истины

    В Авесте есть фраза «Есть только один Путь – это Путь Истины. А все остальное беспутье». Хочется пожелать вам выбрать Путь Истины и уверенно и достойно идти по нему.

    «Кто-нибудь может возразить, что поскольку существует множество противоположностей, как то: добро и зло, свет и тьма, благоухание и - зловоние, жизнь и смерть, здоровье и болезнь, радость и боль и т.д., то тогда должна быть и множество разнообразных принципов. Ответ таков: несмотря на то, что противоположности могут носить разные имена и быть многих видов, все же они сводятся к двум именам, которые подобны семени, заключающему в себе все остальные - это Добро и Зло. Разнообразие имен и видов, существующее кроме них, представляет собой лишь ветви, развивающиеся из этих двух семян; и нет на свете ничего, что не охватывали бы эти два принципа».
    «Сиканд Гуманин Вазар. Глава VIII»