Анализ 12 месяцев маршака. Краткое описание героев сказки Двенадцать Месяцев С. Маршак. Тема борьбы добра и зла в сказке "Двенадцать месяцев"

Жанр: сказка Главные герои: Падчерица, Королева, Мачеха и дочка, Двенадцать месяцев.

Сюжет: Под Новый год выпускают указ о том, чтобы отыскать принцессе корзину подснежников за большое вознаграждение. Коварная мачеха с дочкой стремятся заполучить драгоценные монеты. Сами они скупы и ленивы, поэтому посылают падчерицу в бор. В бору девчонка повстречала двенадцать братьев, имеющих имена, совпадающие с месяцами всех времен года. Они даруют ей лукошко подснежников и после несколько раз помогают ей. Когда королева видит подснежники, понимает, что ее одурачили и приказывает казнить падчерицу, на помощь приходят братья-месяцы. Они наказывают принцессу, мачеху и ее дочь. А девочку одаривают подарками за ее доброту и отзывчивость.

Главная мысль: Сказка повествует о том, что доброта и трудолюбие всегда будет вознаграждаться, а люди с недобрыми участями получают по заслугам.

В зимнем бору плутает падчерица, пришедшая за хворостом. Она встречает военного человека, который рассказывает ей про забавы зверей. Помогая ей собрать вызанку хвороста, говорит о том, что в новогоднюю ночь происходят всякие чудеса и что прибыл он в бор за елью во дворец. Когда лес становится пуст, являются братья-месяцы и зажигают огонь в костре.

Королева, которой всего четырнадцать лет, осталась без родителей. Профессор с седой бородой обучает ее правописанию и арифметике, но не весьма благополучно, так как молодая королева не терпит, чтобы ей указывали. Она хочет, чтобы на следующий день наступил весенний месяц апрель, и издает указ о том, что готова заплатить большое вознаграждение тому, кто отыщет ей лукошко подснежников. Слуги объявляют о том, что завтра будет весна.

Мачеха грезит получить монеты. Как только не родная дочь возвращается домой, ее посылают обратно в лес – за весенними цветами для королевы.

Падчерица замерзла и находит поляну, где пылает костер, а вокруг собрались все месяца. Услышав рассказ девочки, Апрель вызывается помочь. Вдруг кругом расцветают подснежники, девочка собирает целую корзину. Весенний месяц дарит ей перстень и обещает прийти на помощь, как только позвучат волшебные четверостишия. Братья просят добрую девушку о том, чтобы эта встреча стала тайной.

Девочка отдает подснежники своей не родной матери, а та, в свою очередь крадет даренный перстень. Не принимая мольбы падчерицы о том, чтобы вернуть кольцо, она несет цветы королеве.

В дворце не начитается пиршество Нового года до тех пор, пока мачеха не приносит желанные подснежники. Принцесса пытается узнать, где нашли мать с дочерью цветы зимой. Но услышав нелепый рассказ, приказывает слугам отвезти ее в это сказочное место.

Мать признается, что собрала подснежники ее не родная дочь. Королева грозится казнить девчонку, если та не расскажет ей, о тайном местечке, где можно найти подснежники, от злости кидает кольцо в реку. В этот момент девушка шепчет заветные слова. Сразу приходит весна, потом лето, следом осень, а за ней снова зима. Вдруг является старичок, и выполняет желания всех поочередно.

Картинка или рисунок Двенадцать месяцев (12 месяцев)

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание былина Садко

    Садко - гусляр из Нижнего Новгорода, однажды его прогоняют с пира бояре, которым он не угодил своими песнями. Опечаленный и разгневанный он приходит на берег Ильмень-озера и играет там, чем привлекает Морского Царя.

Сказка “Двенадцать месяцев” рассказывает нам о девушке “падчерицы”, которая мне очень сильно симпатизирует. Маршак изобразил главную героиню сказки очень доброй и приветливой девочкой, чем пользовались другие негативные герои. В качестве плохих героев в сказке изображена мачеха и ее дочка. В этой сказке мы видим как добро борется со злом и в конце концов побеждает его, что вообще и свойственно для литературных сказок.

Падчерица была настолько трудолюбивой и честной, что выполняла все указания своей мачехи. Однажды молодой

Королеве, которая, кстати, тоже была сиротой, захотелось подснежников, но в самый разгар зимы подснежники не цветут. Королева издала указ, кто принесет ей подснежники, тому взамен она насыплет полную корзину золота. Когда об этом узнала мачеха со своей дочкой, у них помутнел разум и в предвкушении наживы, не смотря на опасность холодного леса, отправили за подснежниками падчерицу.

Падчерица отправилась в лес, хотя она и могла обмануть мачеху и не пойти за подснежниками, но и-за своей честности не стала обманывать. В лесу она сильно замерзла и заблудилась, но от гибели ее спасли двенадцать братьев месяцев. Приняв у себя

Страницу, они ее отогрели и подарили корзину подснежников взамен о молчание их существование. Когда корзину передали королеве, она была удивлена и попросила рассказать ей о чуде. Падчерица дала обещание не рассказывать о существовании волшебной поляны и сдержала его. Но эгоистичная королева приказала утопить непослушную падчерицу.

Когда королева и мачеха с дочкой отправились в лес, они заблудились и вышли к волшебной поляне, где находились двенадцать братьев месяцев. Находясь с 12 месяцами, королева извлекла жизненный урок и стала, по-другому относится к окружающим. А злых мачеху и ее дочку братья месяцы превратили в собак, но с условием, что если они изменятся, то опять станут людьми.

В сказке идет постоянное противостояние добрых сил и злых. Падчерица была очень доброй и ее угнетали злые силы в лице мачехи, но благодаря доброте и могущества братьев двенадцать месяцев все стает на свои места. Плохих персонажей сказки наказали, а добрую падчерицу наградили. Но в сказки есть еще один удивительный персонаж это – молодая королева. Она сначала была очень злой и эгоистичной, даже из-за того, что слово “помиловать” больше чем “казнить” она выбирает последнее. В этой сцене мы видим равнодушие и эгоизм королевы. Но в конце сказки она меняется и переосмысливает свои взгляды, становится доброй и лучше относится к людям. В этом персонаже мы тоже видим победу добра над злом.

В сказке “Двенадцать месяцев”добро победило зло. Может кто-то хочет сказать, что с мачехой и ее дочкой поступили, не очень хорошо, но это было справедливо и у них, есть возможность изменится. Маршак показал всем, какие бывают плохие люди с очень некрасивыми поступками, и это учит нас какими не надо быть. Глядя на мачеху и ее дочку мне совсем не хочется такими быть. Это сказка показывает, какими надо быть и учит нас добру и разуму.

(5 оценок, среднее: 4.20 из 5)



Сочинения по темам:

  1. В зимнем лесу волк беседует с вороном, белки играют с зайцем в горелки. Их видит Падчерица, которая пришла в лес...
  2. Тема крепостничества и жизни крестьянства сыграла важную роль в творчестве Салтыкова-Щедрина. Открыто высказывать протест существующему строю писатель не мог. Беспощадную...

Как расцвели подснежники под Новый год во время Великой Отечественной войны или не сказочная история сказки «Двенадцать месяцев»

«Двенадцать месяцев» Самуила Маршака - одна из самых волшебных новогодних сказок, которую все помнят с самого детства. Многие даже не подозревают о том, что она появилась в разгар Великой Отечественной войны, когда Маршак уже не писал для детей и публиковал военные очерки и антифашистские эпиграммы.

Но однажды он получил письмо, которое заставило его изменить мнение о том, что действительно важно и нужно читателям в военное время.

В начале 1943 г. в газете «Литература и искусство» писатель опубликовал ответ на это письмо: «Мой шестилетний корреспондент спрашивает меня, почему я, которого дети считают своим собственным писателем, изменил им, и в последний год писал только для больших. …Я по-прежнему верен детям, для которых всю жизнь писал сказки, песни, смешные книжки. По-прежнему я очень много думаю о них. Думать о детях - это значит думать о будущем. И вот, думая о будущем, я не могу не отдавать себя целиком простой и скромной службе писателя военного времени».

С. Маршак выступает перед танкистами при вручении им танка

*Беспощадный*, построенного на средства поэтов и художников, 1942

Во время войны Маршак занимался тем, что считал действительно важным на то время: писал для газеты «На страже Родины», публиковал стихи в «Правде», создавал антифашистские плакаты, содействовал сбору средств в Фонд обороны .

Тем не менее, наивный детский вопрос заставил писателя вернуться к сказкам даже в таких несказочных условиях жизни: «Двенадцать месяцев» я писал в суровой, затемненной, военной Москве - в часы отдыха от работы в газете и «Окнах ТАСС». …Мне казалось, что в суровые времена дети - да, пожалуй, и взрослые - нуждаются в веселом праздничном представлении, в поэтической сказке…».

С. Маршак и М. Куприянов во время работы Кукрыниксов над панно на тему произведений писателя, 1964

В основу сюжета легла словацкая сказка Божены Немцовой, хотя Маршак утверждал, что с первоисточником познакомился гораздо позже, а на тот момент слышал лишь чешскую или богемскую легенду о двенадцати месяцах в устном пересказе.

Кроме пьесы, писатель создал и прозаическую версию услышанной легенды и опубликовал с подзаголовком «Славянская сказка». В оригинале не было королевы и ее учителя-профессора - только мачеха, ее дочь и падчерица.

С. Маршак за работой, 1947

Слева - В. Лебедев. Обложка издания 1948 г. Справа - В. Алфеевский. Издание 1957 г.

Свой замысел Маршак объяснял так: «Сейчас о труде пишут немало, но несколько однообразно и подчас назидательно. А между тем о труде можно и должно говорить совершенно по-разному. Я долго думал над финалом. Нельзя же было оставить падчерицу в царстве месяцев и выдать ее замуж за Апреля-месяца. Я решил вернуть ее домой - из сказки в реальную жизнь - с тем, чтобы все месяцы гостили у нее по очереди и приносили ей в подарок то, чем каждый из них богат. …Я старался избегнуть в своей сказке навязчивой морали. Но мне хотелось, чтобы сказка рассказала о том, что только простодушным и честным людям открывается природа, ибо постичь ее тайны может только тот, кто соприкасается с трудом».

Обложка издания сказки Маршака

Кадры из японского мультфильма *12 месяцев*, 1980

«Драматическая сказка», как назвал ее Маршак, была написана для постановки во МХАТе , но во время войны это было невозможно. Только в 1947 г. состоялась премьера спектакля в Московском театре юного зрителя, а в 1948 г. - и во МХАТе.

И печатная версия, и спектакль имели большую популярность, и в 1956 г. по сказке сняли мультфильм .

В 1980 г. японцы совместно с «Союзмультфильмом» выпустили «Двенадцать

месяцев» в жанре «анимэ» .

А самой известной экранизацией стал фильм А. Граника, вышедший на экраны в 1972 г.

Кадр из мультфильма *Двенадцать месяцев*, 1956

Интересно то, что актеры в реальной жизни воплотили то, что осталось неосуществленным замыслом Маршака в сказке: актриса, исполнившая роль Падчерицы (Н. Попова) вышла замуж за актера, который в фильме был Апрелем (А. Быков).

А вот в Лиану Жванию, блестяще воплотившую образ Королевы, как говорят, был влюблен сын писателя - Иммануэль Маршак.

Цели:

· Учить анализировать художественное произведение.

· Воспитывать отношение к таким нравственным категориям, как «добро» и «зло».

· Развивать речь, а также такие общеучебные действия, как: анализ, обобщение.

Оборудование:

ПК, мультимедийный проектор,

СД-диск со слайд-презентацией – сопровождением урока,

иллюстрации к сказке, корзина с «подснежниками».

Ход урока:

1. Организационный момент.

На одном из уроков я вас спросила, что такое «добро» и «зло»? Вспомним, как вы отвечали.

(Демонстрация видеофрагментов.)

Затем я вас просила поискать высказывания о добре и зле известных людей, народную мудрость.

(Чтение высказываний.)

И, как вы уже понимаете, тема нашего урока будет связана с этими понятиями. А поскольку мы с вами познакомились с содержанием сказки «Двенадцать месяцев», то тема:

«Добро и зло в сказке «Двенадцать месяцев».

Когда мы завершаем знакомство с содержанием произведения, нам предстоит какой этап работы?

(Анализ произведения.)

Итак, будем анализировать сказку С. Маршака. Сегодня мы остановимся на таких этапах анализа, как:

1. Особенности жанра.

2. Идейное своеобразие.

3. Образная структура.

Перед вами рабочие листы урока. Ознакомьтесь с ними, пожалуйста. В таблице «Оценивание» вы видите три колонки. Поставьте, пожалуйста, сами себе оценку на начало урока, т. е. как вы считаете, насколько готовы к уроку. Затем будет ваша оценка в конце урока. Итоговую оценку выставлю я.


2-3. Реализация д/з. Освоение нового материала.

1. Особенности жанра.

Начинаем анализ сказки. Что сразу отметили мы с вами, когда впервые открыли эту сказку?

(Есть только разговор героев, нет слов автора и описаний.)

Как определен жанр сказки?

(Пьеса-сказка.)

Итак, особенностью сказки «Двенадцать месяцев» является то, что это сказка – пьеса.

Напомню вам историю создания сказки. Незадолго до Великой Отечественной войны пересказал сказку «Двенадцать месяцев» по мотивам славянских сказок.

В 1943 году, в грозные дни борьбы с фашизмом, превратил ее в пьесу. Маршак считал, что в пьесе можно говорить «не только словами, но и действием – языком, понятным всем». Пьесы – это драматические произведения, обычно для постановки в театре. Сыгранная на сцене пьеса – это спектакль.

Пьеса – это драматическое произведение: содержание в нем передается в речи и поступках действующих лиц, отсутствуют описания.

Вспомним, какие еще роды литературы мы знаем, какие жанры им соответствуют?

(Эпос, лирика, драма.)

2. Идейное своеобразие.

Продолжаем анализ. Следующий этап: идейное своеобразие. Какой вопрос нам помогает понять идею произведения?

(Для чего?)

Еще раз напомню историю сказки. В основу сюжета Маршак положил словацкое народное предание о девочке, встретившей под Новый год все двенадцать месяцев одновременно.

(Столкновение противоборствующих сторон.)

Между кем мы видим столкновение в сказке?

(Между королевой и профессором; между мачехой, дочкой и падчерицей; между королевой и падчерицей…)

А если попытаться обобщить, то как это можно выразить в каких-то более общих понятиях?

(Столкновение добра и зла.)

ДОБРО и ЗЛО – понятия, с которых мы начинали наш урок. Мы пытались сами определить их, обращались к высказываниям известных писателей и ученых. А сейчас предлагаю найти определения этих понятий в словаре.

(Работа со словарями.)

В большинстве сказок раскрывается тема борьбы добра и зла. Но каждый автор раскрывает эту идею под новым углом зрения. Самуил Маршак в своей сказке «Двенадцать месяцев» ставит на первый план очень трудные и вместе с тем интересные вопросы:

Является ли покорность частью доброты?

Может ли твердый и несокрушимый человек быть добрым?

Может ли безропотный человек увеличивать зло в мире?

(Чтение словарных статей.)

https://pandia.ru/text/80/204/images/image002_153.jpg" width="636" height="148 src=">

Вернемся к идейным вопросам сказки и ответим: а кто является носителем перечисленных качеств: доброта, покорность, твердость, несокрушимость, безропотность ?

(Люди, герои, персонажи сказки.)

Чтобы ответить на эти вопросы и понять идейное своеобразие сказки (каждый образ сказки воплощает ответ на эти вопросы) предлагаю вспомнить действующих лиц пьесы-сказки и дать им характеристику. И мы переходим к 3-ему этапу анализа – к образам произведения.

(Физкультминутка.)

3. Образная структура.


Вспомним героев сказки.

(Ответы учащихся.)

Охарактеризуем этих героев. Причем, характеризовать их будем в свете темы нашего урока (т. е. добро или зло воплощает образ) и, применяя такой тип речи, как рассуждение. Что характерно для рассуждения, вспомним?

(Рассуждение состоит из тезиса и доказательства.)

А в целях экономии времени организуем работу в группах: каждая группа охарактеризует определенных героев.

(Распределение групп.)

Перед тем как представитель группы начнет отвечать, мы посмотрим сюжет из сказки и ответим на вопросы (для видеосюжетов: Что бы вы усовершенствовали в игре героев этого фрагмента и какие качества героев проявляются в этой сцене? ; для инсценировок: какие качества героев проявляются в этой сцене? )

(Видеофрагмент)

Ответ 1-ой группы:

Королева

Безответственная, своевольная, неблагодарная, в силу своих недостатков очень одинокая, капризная, ленивая, надменная, бессердечная. (Эпизоды: не желает учиться, указ – «казнить», подснежники зимой, морозит падчерицу…)

Ответ 2-ой группы:

Профессор

Умный, терпеливый, выдержанный, робкий. (Эпизоды: соглашается с Королевой, боится противоречить…)

(Видеофрагмент)

Ответ 3-ой группы:

Мачеха и Дочка

Они были очень завистливыми. Плохо относились к Падчерице, желали ей смерти; подлые, лживые, жадные, бессердечные, злые. (Эпизоды: отправляют в лес падчерицу, выбирают корзину побольше, рассказывают небылицы во дворце…)

(Инсценировка)

Ответ 4-ой группы:

Двенадцать месяцев

Олицетворяют собой народнопоэтическую стихию. Волшебное и обыкновенное переплетаются в этих образах, делая их очень яркими, запоминающимися. Все доброе, гуманное, светлое связано с ними. (Эпизоды: помощь падчерице, добрые отзывы о ней, наказание мачехи и ее дочки…)

(Инсценировка)

Ответ 5-ой группы:

Падчерица

Послушная, трудолюбивая, добрая, скромная, весёлая. Добрая, милая, работящая, вежливая, верна слову. (Эпизоды: общение в лесу, верность слову, выполнение работы по дому…)

4. Подведение итогов.

Итак, как решает С. Маршак проблему столкновения добра и зла в сказке?

Думаю, вам поможет такой вопрос: почему Профессор объясняет Королеве, что законы природы нарушить невозможно, а для Падчерицы братья-месяцы все-таки нарушают эти законы?

(Падчерица побеждает неподвластные законы природы, так как она способна жить по законам добра, в гармонии и с людьми, и с природой, которая в ответ открывает ей всю свою красоту, свою тайну.)

- Анализ образов сказки, ее художественные особенности помогли понять нам ее главную идею.

- Предлагаю вам самостоятельно сформулировать свое понимание идеи пьесы-сказки: как соотносятся в ней добрые и бесчеловечные герои, к каким выводам мы приходим, рассматривая добро и зло в сказке; как изменилось ваше понимание таких категорий, как добро и зло.

(Записи в рабочих листах. Их чтение для всех.)

Пьеса «Двенадцать месяцев», как и лучшие народные сказки, несет важные нравственные идеи, ведет читателя и зрителя в мир добрых, подлинно человеческих отношений, где нет места злобе, где сама природа дружит с честными тружениками.

Добро всегда побеждает зло, силы природы помогают только добрым и трудолюбивым людям.

Поставьте себе оценку, как вы себя оцениваете по итогам работы на уроке.

Итоговые оценки выставлю вам я, когда проанализирую ваши самооценки и работу на уроке.

5. Д/з. Комментарий.

Написать рассуждение на тему: «Добро и зло в моей жизни». (Комментарий вариантов д/з.)

Завершить наш урок хотелось бы маленькой лирической зарисовкой. Мы с вами потрудились и у нас тоже, как в сказке, среди зимы есть своя корзина подснежников:

Цветок весны, идущий к нам по снегу, –

Простой цветок,

Но сколько он несет

Добра и радости, и счастья человеку.

Только благодаря труду и терпению, добросердечию и душевной теплоте могут свершаться чудеса, жизнь от которых становится светлее и добрее!

Приложение 1

Инсценировка

Действие 2. Картина 1. (фрагмент)

Январь (вполголоса). Я её сразу узнал, как только увидел. И платочек на ней тот же самый, дырявый, и сапожонки худые, что днём на ней были. Мы, зимние месяцы, её хорошо знаем. То у проруби её встретишь с вёдрами, то в лесу с вязанкой дров. И всегда она весёлая, приветливая, идёт себе – поёт. А нынче приуныла.

Июнь. И мы, летние месяцы, её не хуже знаем.

Июль. Как не знать! Ещё и солнце не встанет, она уже на коленях возле грядки – полет, подвязывает, гусениц обирает. В лес придёт – зря ветки не сломит. Спелую ягоду возьмёт, а зелёную на кусте оставит: пусть себе зреет.

Ноябрь. Я её не раз дождём поливал. Жалко, а ниче­го не поделаешь – на то я осенний месяц!

Февраль. Ох, и от меня она мало хорошего видела. Ветром я её пробирал, стужей студил. Знает она Февраль-месяц, да зато и Февраль её знает. Такой, как она, не жалко среди зимы весну на часок подарить.

Апрель. Отчего же только на часок? Я бы с ней век не расставался.

Сентябрь. Да, хороша девушка!.. Лучшей хозяйки нигде не найдёшь.

Апрель. Ну, если по нраву она вам всем, так подарю я ей своё обручальное колечко!

Декабрь. Что ж, дари. Дело твоё молодое!

Приложение 2

Инсценировка

Действие 1. Картина 3. (фрагмент)

Старуха. Что, на дворе метет?
Падчерица. Так метет, что ни земли, ни неба не видать. Словно по облакам идешь. Еле до дому добралась. Старуха. На то и зима, чтобы метель мела. Падчерица. Нет, такой вьюги за целый год не было да в не будет.
Дочка. А ты почем знаешь, что не будет? Падчерица. Да ведь нынче последний день в году! Дочка. Вон как! Видно, ты не очень замерзла, если загадки загадываешь. Ну что, отдохнула, обогрелась? Надо тебе еще кое-куда сбегать.
Падчерица. Куда же это, далеко?
Старуха. Не так уж близко, да и недалеко.
Дочка. В лес!
Падчерица. В лес? Зачем? Я хворосту много привезла, на неделю хватит.
Дочка. Да не за хворостом, а за подснежниками!
Падчерица (смеясь). Вот разве что за подснежника-ми -- в такую вьюгу! А я-то сразу и не поняла, что ты шутишь. Испугалась. Нынче и пропасть не мудрено -- так и кружит, так и валит с ног.
Дочка. А я не шучу. Ты что, про указ не слыхала?
Падчерица. Нет.
Дочка. Ничего-то ты не слышишь, ничего не знаешь! По всему городу про это говорят. Тому, кто нынче подснежников наберет, королева целую корзину золота даст, шубку на седой лисе пожалует и в своих санях кататься позволит.
Падчерица. Да какие же теперь подснежники -- ведь Зима...
Старуха. Весной-то за подснежники не золотом платят, а медью!
Дочка. Ну, что там разговаривать! Вот тебе корзинка.
Падчерица (смотрит в окно). Темнеет уж... Старуха. А ты бы еще дольше за хворостом ходила -- так и совсем бы темно стало.
Падчерица. Может, завтра с утра пойти? Я пораньше встану, чуть рассветет.
Дочка. Тоже придумала-- с утра! А если ты до вечера цветов не найдешь? Так и станут нас с тобой во дворце дожидаться. Ведь цветы-то к празднику нужны.
Падчерица. Никогда не слыхала, чтобы зимой цветы в лесу росли... Да разве разглядишь что в такую темень?
Дочка (жуя пирожок). А ты пониже наклоняйся да получше гляди.
Падчерица. Не пойду я!
Дочка. Как это -- не пойдешь?
Падчерица. Неужели вам меня совсем-совсем не жалко? Не вернуться мне из лесу.
Дочка. А что же -- мне вместо тебя в лес идти?
Падчерица (опустив голову). Да ведь не мне золото нужно.
Старуха. Понятно, тебе ничего не нужно. У тебя все есть, а чего нет, то у мачехи да у сестры найдется!
Дочка. Она у нас богатая, от целой корзины золота отказывается. Ну, пойдешь или не пойдешь? Отвечай прямо -- не пойдешь? Где моя шубейка? (Со слезами в голосе). Пусть она здесь у печки греется, пироги ест, а я до полуночи по лесу ходить буду, в сугробах вязнуть... (Срывает с крючка шубку и бежит к дверям.)
Старуха (хватает ее за полу). Ты куда? Кто тебе позволил? Садись на место, глупая! (Падчерице.) А ты -- платок на голову, корзину в руки и ступай. Да смотри у меня: если узнаю, что ты у соседей где-нибудь просидела, в дом не пущу, -- замерзай на дворе!
Дочка. Иди и без подснежников не возвращайся!
Падчерица закутывается в платок, берет корзинку и уходит. Молчание.
Старуха (оглянувшись на дверь). И дверь-то за собой как следует не прихлопнула. Дует как! Прикрой дверь хорошенько, доченька, и собирай на стол. Ужинать пора.

Сказки любят все: и дети, и взрослые. Следя за волшебными приключениями героев, мы одновременно получаем важнейшие нравственные уроки, становимся чище, добрее. Пьеса-сказка С. Я. Маршака "Двенадцать месяцев" очень яркая, поэтичная и светлая. Наряду с колоритными персонажами действующим лицом в ней становится природа, щедрая на метели, подснежники, ягоды и проливные дожди. Произведение ставится во многих театрах, по его мотивам созданы прекрасный мультфильм (1956 г.) и фильм для детей (1972 г.).

История создания

Все мы с детства помним замечательные стихи и сказки С. Я. Маршака. Сам писатель вспоминал, что маленьким был вынужден читать книги для взрослых, так как других не было. Возможно, поэтому он так много внимания уделял литературе для детей.

Однако во время войны писатель переключился на взрослую аудиторию. Это продолжалось до получения письма от одного мальчика. Ребенок спрашивал, почему его любимый автор ничего не сочиняет для детей именно сейчас, когда им так страшно? В результате в 1943 году на свет появилась пьеса-сказка "Двенадцать месяцев". В ее основу легла словацкая легенда о новогоднем костре и братьях-месяцах, собравшихся вокруг него.

Завязка

Драматическая сказка "Двенадцать месяцев" начинается в зимнем лесу, где волк беседует с мудрым вороном, а бельчата и заяц играют в горелки. Падчерица, посланная мачехой за хворостом, видит эту картину. Она удивляется поведению зверей. Случайно встреченный солдат объясняет, что под Новый год случаются настоящие чудеса. Он помогает девушке собрать хворост. Она, в свою очередь, показывает солдату самую лучшую елку, которую тот отвозит во дворец.

Четырнадцатилетняя королева в это время под руководством пожилого профессора изучает математику и чистописание. На уроке она капризничает и угрожает отрубить голову учителю, если тот пытается ей противоречить. В конце концов юная королева высказывает желание получить подснежники к Новому году и подписывает приказ. Согласно ему, в королевстве наступил апрель. Тому, кто принесет во дворец подснежники, она обещает целую корзину золота.

Мачеха и ее жадная дочка страстно хотят получить награду. Вернувшуюся из леса падчерицу они посылают обратно, несмотря на сильную метель. И запрещают приходить домой без подснежников.

Волшебная встреча у костра

Далее в сказке "Двенадцать месяцев" рассказывается о блужданиях замерзающей падчерицы по лесу. Неожиданно она выход к костру, за которым сидят братья-месяцы разных возрастов. После вежливого приветствия девушка рассказывает им свою грустную историю. Месяцы не раз видели в лесу трудолюбивую девушку. Чтобы помочь ей, Январь на один час уступает место Апрелю.

Кроме подснежников, падчерица получает в подарок кольцо. Если бросить его и произнести волшебные слова, месяцы придут на помощь. Перед уходом девушка обещает никому не рассказывать об увиденном. Домой она возвращается с полной корзиной цветов.

Коварство и капризы

Пока падчерица спит, мачехина дочка крадет у нее из руки волшебное кольцо. Проснувшись, девушка просит вернуть подарок. Однако мачеха с дочкой не слушают ее. Они уходят во дворец, прихватив подснежники.

Юная королева не желает признавать наступление Нового года без весенних цветов. Получив их, она пытается узнать, где "две особы" нашли их. Смущенные мачеха и дочь сочиняют историю о чудесном озере в лесу, возле которого посреди зимы распускаются цветы, зреют ягоды и грибы. Королева хочет ехать туда немедленно. Страх перед смертной казнью заставляет мачеху и ее дочку сознаться в обмане. Их посылают за падчерицей.

Королева с придворными отправляется в лес, где и продолжается дальше сказка "Двенадцать месяцев". Солдаты прорубают путь благородной процессии. От работы служивым становится жарко, в то время как придворные дрожат от холода. Королева, чтобы согреться, берет метлу и приказывает остальным следовать ее примеру. В это время подъезжают мачеха с дочкой и кроткая падчерица.

Королева дарует последней шубу и сулит другие подарки. Падчерица просит одного: вернуть ей украденное кольцо. Мачехиной дочке приходится сделать это. Однако милость королевы мгновенно сменяется на гнев, когда падчерица отказывается сказать, где достала подснежники.

Кульминация

События в драматической сказке "Двенадцать месяцев" развиваются стремительно. Падчерице угрожают казнью. С нее срывают шубу, швыряют в прорубь колечко. Девушка едва успевает произнести волшебные слова и тут же исчезает. В лесу наступает весна. Радостная королева бежит к подснежникам, но сталкивается с проснувшимся медведем. Придворные пугаются, и только солдат с профессором помогают капризной девочке.

Вслед за весной приходит лето, а затем осень с ливнями и ураганами. Придворные в страхе сбегают во дворец, прихватив всех лошадей. Королеву забывают в лесу. С ней также остаются мачеха с дочкой, старый профессор и солдат. Возвращается морозная зима. Герои не могут выбраться без лошадей и начинают замерзать.

Тут появляется загадочный старик и обещает исполнить желание каждого. Королева просится домой, солдат - к костру. Профессор высказывает пожелание, чтобы времена года снова вернулись на положенные им места. Мачехина дочка загадывает шубы для себя и для матери, хотя бы собачьи. И тут же получает их. Мать укоряет ее, что не попросила собольи. За перебранку загадочный старик превращает мачеху и дочку в собак. Солдат предлагает запрячь их в сани.

Финал

Пьеса-сказка "Двенадцать месяцев" снова переносит нас к костру. Вокруг него сидят не только братья-месяцы, но и падчерица. Волшебные персонажи дарят ей сундук с красивыми нарядами, сани и чудесных коней, а также обещают наведываться в гости. В это время подъезжают остальные герои на собачьей упряжке. Месяцы позволяют им погреться у костра. Чтобы вернуться во дворец, королева должна попросить помощи у падчерицы, так как на грызущихся собаках далеко не уедешь. Однако надменная девушка не умеет делать этого.

Солдат учит ее просить об услуге по-доброму. Падчерица усаживает всех в свои сани, одаривает шубами. С месяцами она договаривается о том, чтобы через три года привести заколдованных собак к новогоднему костру. Если те исправятся к тому времени, то вернут первоначальный облик. Гости покидают лес. Братья-месяцы поют песню для встревоженной природы.

Образ падчерицы

Сказка "Двенадцать месяцев" тесно связана с народным фольклором. Падчерица символизирует собой все лучшие женские качества, прославляемые на Руси: доброту, трудолюбие, скромность, вежливость, честность, терпение, самопожертвование. Она тесно связана с природным началом, понимает язык животных, восхищается красотой леса. Это искренняя, открытая девушка может проявить твердость и пойти на смерть, чтобы сберечь доверенную тайну.

Именно ей природа приходит на помощь, являя настоящие чудеса. Сказка показывает, как любовь и огромное уважение ко всему окружающему способны преобразить мир вокруг и самого человека. В конце истории падчерицу наряжают в новые одежды, вышитые серебром. Но даже преобразившись, она продолжает сочувствовать своим врагам, приходит им на помощь (узнает, как вернуть прежний облик мачехе с дочкой, подвозит королеву, хотя та хотела ее казнить). Именно к этому нравственному эталону призывает нас стремиться автор.

Мачеха и дочка

Во многих сказках главной героиней становится добрая, кроткая сиротка. Злая мачеха и ее избалованная дочь постоянно обижают девушку, но она не держит на них зла. Эта народная традиция четко прослеживается в сказке Маршака "Двенадцать месяцев".

Мачеха и ее дочь меркантильны. Ради богатства они способны погубить падчерицу, пойти на ложь, предательство. Даже между собой героини постоянно ссорятся. Дочь готова послать мать в сильнейшую метель искать подснежники без всякого угрызения совести.

Маршак показывает, что такое отношение к людям ведет к серьезным проблемам. В сказке отрицательный персонаж обязательно наказывается. Мир бумерангом возвращает человеку и добро, и зло. Эгоистичные мотивы никогда не приводят к счастью.

Королева

Не все герои сказки "Двенадцать месяцев" так однозначны. Четырнадцатилетняя королева - сирота, чем вызывает сочувствие к себе. Ее некому было воспитывать, так как девочка росла без родителей. Придворные поклонялись ей и исполняли все капризы. Раздутое самомнение привело к ужасающим последствиям. Королева не знакома с моральными нормами, привыкла легко распоряжаться жизнями подданных. Она уверена, что даже природа должна выполнять ее капризы.

При этом девушка умна, проницательна и умеет делать правильные выводы. В своей первое беседе с профессором она с затаенной тоской выспрашивает, как бы он наказал свою обычную ученицу за непослушание. И по собственной воле идет в угол, пусть на несколько секунд. Впервые оказавшись в опасности и почувствовав свою беспомощность, девушка понимает истинное отношение к себе окружающих. Придворные в страхе разбегаются. На помощь юной королеве приходят старый профессор и солдат, хотя она и обходилась с ними плохо.

Оставшись без поддержки, своевольная девочка осознает свою ошибку и даже находит силы кротко просить падчерицу о помощи. Она способна измениться в лучшую сторону и делает первые шаги в этом направлении. Персонаж показывает, что любой человек может совершать в жизни ошибки. Важно вовремя осознать их и попытаться все исправить.

Другие персонажи

Рядом с Королевой мы видим льстивых придворных и лицемерных послов. При первой опасности все они сбегают, сбросив своенравную девушку в лесной чаще. Это воплощение неискренних отношений между людьми.

Положительным героем сказки "Двенадцать месяцев" является солдат. Он отзывчив, великодушен, всегда действует по совести и думает о благополучии других людей. Солдат не слушается приказов вышестоящих лиц, если они безрассудны, готов пожертвовать собой и непритязателен. Своим желанием согреться у костра он щедро делится с Профессором и Королевой.

Старый учитель - натура неоднозначная. Он образован, старается жить в согласии с законами природы, глубоко переживает из-за безнравственности и эгоизма Королевы. Но в то же время боится расправы над собой и идет на поводу у капризной девчонки. Этот внутренний конфликт постоянно гложет персонажа. В трудную минуту он, однако, не теряет присутствия духа, смело бросается спасать от медведя ученицу. Маршаку удалось изобразить доброго, честного, справедливого старика, которого жизнь вынуждает идти на компромисс со своей совестью.

Образы волшебных братьев

Характеристика сказки "Двенадцать месяцев" не будет полной без анализа самых загадочных ее персонажей. Братья - олицетворение природных стихий, непоколебимого миропорядка. В то же время каждый следующий месяц младше своего предшественника. Через их образы показана не только бесконечная смена времен года, но и смена поколений.

Непросто добраться до двенадцати месяцев. В сказке только падчерица приходит к ним коротким путем, так как живет в гармонии с природой и своей душой. Остальные вынуждены прежде пройти испытания. Братья видят насквозь каждого человека. Кого-то они щедро награждают, а кому-то помогают прозреть, дают нравственные уроки. Но у каждого, даже у мачехи и ее дочери, есть возможность исправиться.

Смысл пьесы

В сказке "Двенадцать месяцев" добро и зло традиционно ведут свою борьбу. И происходит это сражение на фоне красивейшей природы. Она живет по своему гармоничному порядку. Если человек, поддавшись эгоистичным порывам, пытается разрушить его, он терпит поражение.

Совсем другое отношение к себе заслуживают люди, уважающие природу и окружающих людей. Они сохраняют гармонию в душе, поэтому способны видеть и чувствовать больше остальных. Именно для них среди ночного, заснеженного леса горит яркий огонь. В периоды тяжких испытаний свет собственной души освещает им дорогу, а силы природы приходят на помощь, творя настоящие чудеса.

Прочитав полностью сказку "Двенадцать месяцев", вы наверняка восхититесь ее поэтичностью, легкостью и мудростью. Маршак показал нам, что нет ничего необратимого. Нужно учиться жить в соответствии с законами миропорядка, быть отзывчивым к бедам другого человека и красоте окружающего мира.