Поведение его компоненты и структура. Понятие «организационного поведения», его структура и теоретические предпосылки изучения. Этапы формирования групп

Виды теорий организационного поведения можно разделить согласно двум критериям. Первый критерий - существующие основания для объяснений. Цель теорий - объяснить причины событий, форм и развития, Их можно различать в соответствии с видом причин, которые они предлагают, т. е. к какой группе реальных факторов они обращаются. Согласно первому критерию, первый класс теорий в области организационного поведения состоит из прагматических теорий (Mintzberg, 1983). Они объясняют организационную жизнь с точки зрения полезности событий, форм и изменений. Это тот случай, когда «что такое организация» объясняется посредством ее способности удовлетворять требованиям или использовать возможности внутренней и внешней среды. Каждый раз, когда «что такое организация» объясняется посредством адекватности ее целей, контекста и внешней среды и стратегии и посредством адекватности ее прибыльности, продуктивности и эффективности такому контексту и внешней среде, - это прагматическая теория. Такая теория неизменно основывается на типе поведения, которое рационально (при осознанной эволюции различных результатов и направленности действий) или путем проб и ошибок нацелено на максимизацию или удовлетворение прагматических стремлений и амбиций. Однако вид полезности может изменяться. На это противоречие обращает внимание поведенческая теория фирмы, которая является одним из краеугольных камней организационного поведения

Второй класс теорий - это институциональные теории. Институты - это относительно стабильные и типизированные образцы, модели в социальной структуре общества или в сетях социального взаимодействия. В институциональных теориях полезность организационного устройства - вещь второстепенная. Вещи делаются определенным способом потому, что институционализированные нормы или правила предлагают направления действий в явной или неявной форме. Законность специфического института, включая все относящиеся к нему модели поведения, может быть отделена от его относительной практической ценности. Перефразируя Абрахама Линкольна, некоторые люди умудряются быть прагматиками все время, большинство людей - прагматики время от времени, но все они не могут быть все время прагматиками. Обычно прагматические направления могут существовать лишь благодаря тому, что они встроены в среду с малым количеством институтов.

Третье направление - это культурологическая (культуралистская) теория. Она обращается к ценностям, предпочтениям, значимым символам и психическим программам в широком смысле. Это программирование на уровне сознания деятельности индивидуумов, которая имеет значение. В данном подходе полезность также второстепенна, однако она неожиданно возникает как функция упомянутых предпочтений и ценностей. Культурологическая теория делает акцент на том факте, что полезности различаются в зависимости от класса факторов и что эти классы различаются в зависимости от различия процессов социализации. Сторонники этой теории также склоняются к тому, чтобы рассматривать институты как единицы, сводящиеся к индивидуальным психическим программам. Несмотря на то что это, в принципе, не противоречит понятиям полезности и институционализации, сторонники культурологической теории повторяют снова и снова об их относительном значении с точки зрения культуры.

Некоторые из ведущих теоретиков и исследователей организационного поведения сами являются выдающимися практиками. Самые яркие примеры - это Фредерик У. Тэйлор, Анри Файоль, Честер Барнард (Chester Barnard). В свою очередь, части организационного поведения, такие как организационное развитие, работа в группах или командах, кружки качества и уплотненное производство, которые доступны и выражены в очень практичных и простых для подражания формах, базируются на знаменитом теоретическом и исследовательском фундаменте, таком как социальная психология Курта Левина или социотехническая школа.

Организационное поведение (организационное поведение) - область очень сложная, воспринявшая множество идей и подходов, для создания общей модели можно использовать теоретические элементы, опирающиеся на когнитивный и бихевиористский подходы, а также подход социального научения.

1)Когнитивный подход

Этот подход имеет множество источников. Когнитивный подход оценивает человека по более «высоким» критериям, чем другие подходы. Когнитивный подход делает акцент на позитивных и добровольных аспектах поведения, использует такие понятия, как ожидание, потребности и поощрение. Познание составляющие базовый элемент когнитивного подхода - это акт восприятия некоторой информации. Такие инструменты, как когнитивные карты используются в качестве визуальных элементов для уяснения и понимания отдельных элементов мыслей индивида, групп или организаций.

Теоретический когнитивный подход демонстрирует работа Эдуарда Толмена. Хотя по нему поведение может быть элементом анализа, но и он признавал, что оно целеориентировано т.е. направленно на достижение цели. В лабораторных экспериментах он установил, что животные научаются ждать определённой событийной последовательности.

Толмен предположил, что научение представляет собой ожидание события, ведущего к определённым последствиям. Важно, что когнитивный подход не содержит предположений о том, что происходит в мозгу - это всего лишь термины для описания поведения.

Когнитивный и бихевиористский подходы не так противоположны, как может показаться. Однако, несмотря на некоторое сходство, это два разных подхода со своим вкладом в науку о поведении.

2)Бихевиористский подход

Пионеры бихевиоризма подчёркивали важность изучения наблюдаемых форм поведения, а неуловимого ума, которым занимались их предшественники - психологи.

Они использовали чётко определённые эксперименты для объяснения человеческого поведения, основного на принципе «стимул - реакция». Стимул вызывает реакцию. Ученые считают, что обучение происходит тогда, когда возникает связь «стимул - реакция».

Другими словами, подход «стимул - реакция» помогает объяснить физические рефлексы. Так с помощью эксперимента по оперантному обуславливанию с чётко определёнными условиями, было обнаружено, что следствия отклика могут гораздо лучше объяснить большинство форм поведения, чем порождающий его стимул. Организм вынужден взаимодействовать со средой, что получить желаемое следствие. Предшествующий стимул не порождает определенного поведения при оперантном обуславливании; он служит в качестве сигнала для «включения» этого поведения. Поведение является функцией его следствий.

Бихевиористский подход опирается на представление о среде. Он утверждает, что такие когнитивные процессы, как мышление, ожидание и восприятие, могут иметь место, но не являются необходимым для предсказания и контроля поведения, а также управления им. Однако как когнитивный подход включал бихевиористские концепции, так и бихевиористский подход включает когнитивные переменные.

3)Подход социального научения

Когнитивный подход обвиняли, что он является менталиским, бихевиористский подход - в детерменизме. Когнитивисты утверждали, что модель «стимул - реакция», в меньшей степени «реакция - стимул», чересчур механистически описывают человеческое поведение. Жёсткое описание поведения в модели «стимул - реакция» действительно допускает такие обвинения, однако вследствии педантичного подхода, оперантная модель стала значительным вкладом в изучение человеческого поведения. То же можно сказать и о когнитивном подходе.

Вместо поляризации и неконструктивной взаимной критики, пришло время признать вклад обоих подходов в науку о поведении. Подход социального научения пытается объединить оба достижения обоих подходов.

Подход социального научения является бихевиористским. Он признаёт, что поведение может быть проанализировано. Тем не менее в отличие от радикального бихевиорестского подхода, социальное научение признаёт, что человек обладает самосознанием и его поведение целенаправленно. Социальное научение предполагает, что люди познают окружающую среду, изменяют её, чтобы сделать доступными подкрепляющие факторы. Так же отмечается важность правил и символических процессов при научении.

Наиболее полно подход социального научения представляет в своих работах Альберт Бандура, он говорит: «в основном, именно посредством люди создают условия среды, которые в ответ влияют на поведение людей. Опыт порождаемый поведением, также частично определяет то кем становится человек и, что он может делать; это в свою очередь влияет на его последующие поведение» [*]. Треугольная модель заимствована из его работ (см. рис.2).

ЧЛЕНЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Когнитивное представление Члены организации контролируют

о реальности помогает направлять своё поведение в той степени, в которой

организационное поведение они полагаются на когнитивную поддержку

и управляют соответствующими сигналами

и последствиями, связанными

с организационной средой

Наиболее сложное поведение

Формируется при прямом наблюдении

Организационное И имитация поведения других Организационная

поведение в организационной среде среда

Рис.2.Подход социального научения к организационному поведению

Таким образом, из вышесказанного можно сказать, что подход социального поучения, с его сложной интерактивной природой служит подходящей теоретической основой для построения модели организационное поведение.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Структура поведения.
Рубрика (тематическая категория) Искусство

Поведение - ϶ᴛᴏ совокупность действий и поступков человека, происходящих под влиянием внутренних и внешних причин. Поведение опирается на следующие три составных элемента͵ осознаваемых каждым субъектом поведения: способности, нормы и потребности.

Способности - ϶ᴛᴏ индивидуальные особенности личности, которые проявляет человек в своей деятельности. Высшими формами способности являются талант и гениальность. У всœех индивидов есть врождённые, обусловленные особенностями строения нервно-мозгового аппарата͵ задатки для развития определённых способностей. Без способностей человек не был бы в состоянии успешно заниматься каким-либо конкретным делом. Способности соотносятся с умениями. С одной стороны, прирождённые способности повышаются и реализуются, когда индивид получает умения. С другой стороны, умение формирует и развивает способности.

Нормы (лат. norma – правило, образец) - ϶ᴛᴏ те или иные правила, которыми руководствуется каждый человек в своих действиях. Нормы бывают внутренние и внешние.

Внутренние нормы - ϶ᴛᴏ информация, которая сформировалась в сознании человека в результате его взаимодействия с окружающей средой. Часть из них – незыблемые для индивида принципы, другая часть может меняться для соответствия внешним нормам.

Внешние нормы – нормы, отражающие порядок, правила жизни мира, который окружает человека.

Нормы определяют поступки. Поступок - ϶ᴛᴏ единица поведения. Это действие, выполняемое с сознательным отношением человека к внешним нормам.

Потребности - ϶ᴛᴏ нужда в чём-либо, объективно крайне важно м для поддержания жизнедеятельности и развития организма и личности. Потребности - ϶ᴛᴏ исходное побуждение к деятельности. На начальном этапе, потребность осознаётся как влечение . По мере того, как осознаётся предмет влечения, возникает желание . В свою очередь, желание рождает побуждение к действию – удовлетворению потребности.

Потребности, нормы и способности регулируют поведение. И поведение и три его регулирующих элемента бывают личные и общественные.

Общественные потребности определяют качество жизни общества в целом и каждого его члена в отдельности. Οʜᴎ базируются на возможностях материального производства и регулируются социальной политикой государства.

Общественные нормы - ϶ᴛᴏ социо-культурные правила, которыми руководствуется каждый член общества в своей жизни. Сохраняя наиболее ценные традиции, культуру, ментальность, эти правила формируются на базе различных форм общественного сознания: науки, политики, права, морали, искусства.

Общественные способности - ϶ᴛᴏ способы деятельности общества. Οʜᴎ отражают уровень цивилизованности: чем выше цивилизация, тем разнообразнее общественные способности.

Состояние потребностей - ϶ᴛᴏ промежуточный результат управления ими, который образуется в сознании путём взаимодействия всœех трёх структурных элементов: потребностей, норм и способностей.

Процесс, непосредственно предшествующий поведению личности принято называть самоопределœением. Самоопределœение - ϶ᴛᴏ сочетание трёх составляющих поведения в сознании индивида с целью устранения внутренних противоречий. Самоопределœение происходит в две стадии, каждая из которых включает три этапа. В результате имеется шесть последовательных этапов самоопределœения::

I. Оформление цели : 1) определœение собственных потребностей; 2) определœение их соответствия состоянию внутренних норм (устранение противоречий); 3) определœение их соответствия состоянию собственных способностей (устранение противоречий);

II. Осознание реальной ситуации : 4) соотнесение собственных потребностей с общественными (устранение противоречий); 5) соотнесение собственных норм с общественными (устранение противоречий); 6) соотнесение собственных способностей с общественными (устранение противоречий).

Ключевые понятия:

Пассивная адаптация;

Активная адаптация;

Формы познания;

Системность;

Междисциплинарность;

Поведение;

Способности;

Потребности;

Поступок;

Самоопределœение.

Структура поведения. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Структура поведения." 2017, 2018.

3 составляющие поведения человека в организации:

1. природа поведения. Поведение - осознанное действие, поэтому, чтобы понять природу поведения, необходимо знать, что такое сознание. Сознание - человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении, т.е. психологическая деятельность как отражение действительности. Накапливание Определенных знаний представляет собой процесс познания действительности. Это отражение действительности происходит в форме восприятий, мыслей, чувств, которые в совокупности составляют внутреннее содержание нашей жизни и называются переживаниями. Переживая те или иные явления окружающего мира, чело век получает определенную информацию, знание. Накапливание знаний отражает процесс познания.

Бессознательное или неосознанное чувство - это не непережитое чувство, а чувство, в котором переживание не соотнесено или неадекватно соотнесено с объективным миром. Когда говорят, что человек по­ступает несознательно, это означает, что он не осознает не сам поступок, а последствия, которые он должен повлечь за собой. Сознательность человека означает его способность осознавать объективную, общественную значимость своих целей и мотивов и руководствоваться именно ими. Осознание во всех случаях совершается одним и тем же путем, а именно через включение переживания совершаемого субъектом акта или события объективные предметные связи, его определяющие. Совокупность осознанных действий субъекта, обладающих характерной для него особенностью, которая повторяется в разных ситуациях, называется поведением Важнейшими элементами системы сознания являются способности и нормы. Из них вытекают потребности человека. Таким образом, структура сознания состоит из потребностей, норм и способностей, они бывают собственные и общественные. Единица поведения - поступок. Поступок - это действие, которое воспринимается и осознается самим действующим субъектом как общественный акт, как проявление субъекта, которое выражает отношение человека к другим людям. И в основе поведения, и в основе деятельности лежит некий психологический феномен, называемый мотивом.

Системообразующие элементы структуры сознания: способности (это индивидуальные особенности личности, которые проявляет человек в своей деятельности), нормы, потребности (нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности). Самоопределение - процессы, происходящие в сознании, на пути от цели до принятия решения.

2. природа человека. Природу личности отражает ее социально-психологическая структура, в которой выделяется: направленность, характер, темперамент, способности. Темперамент - система природных ка­честв. Способности - совокупность интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств. Характер - синтез отношений и способов поведения. Каждая личность - это индивидуальность. Направленность представляет собой совокупность тенденций, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами. Воля - это организатор поведения (воля регулирует созна­ние). Для совершения волевого акта необходимы целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность. Эмоции- это переживания личности, возникающие под воздействием определенны жизненных обстоятельств. На их основе образуются чувства как свойства личности: моральные (эмоциональное отношение личности к поведению людей и своему собственному); интеллектуальные (переживания, которые возникают у человека в результате его умственной деятельности); эстетические (возникают и развиваются при восприятии предметов искусства, красоты природы и пр.). Эмоции, мышление и воля человека зависят от его темперамента. Темперамент - самая общая характеристика нервной системы индивида, которая влияет на всю его деятельность. Холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. С качествами темперамента связаны его способности. Все это отражает характер человека. Характер не дается от природы, его можно изменить. Характер -совокупность основных психических свойств личности, от которых, прежде всего, зависит как ведет себя человек в различных жизненных ситуациях. Среди множества черт характера личности ученые выделяют базовые (уверенность в себе, общительность, способность к самоутверждению или самоорганиза­ции, уравновешенность, объективность) и системные (мировоззрение, убеждения, гражданская зрелость и пр.)

3. природа организации. Традиционно организацией называется объединение людей, работающих совместно для достижения определенных целей и задач. Любая организация вне зависимости от ее конкретное назначения имеет ряд общих параметров, среди которых основными являются: цели (конкретные показатели, к которым стремится организация в определенный период времени), организационная структура управления (форма распределения задач и полномочий на принятие решений между лицами или группами в соответствии с их функциями), внутренняя и вешняя среда, ресурсы (натуральные или природные, материальные и человеческие), нормативная и правовая основа (регламентируют поведение сотрудников и подразделений), организационная культура.

Фундамент организационной концепции основывается на том, что организации представляют собой социальные системы, которые формируются на базе учета взаимных интересов, а отношения менеджмента работников строятся на определенных экономических и этических принципах. Достижение поставленных перед организацией целей предполагает создание, распространение и внедрение системы организационного поведения.

Структура и организация поведения могут быть поняты с позиций нейрофизиологии, психофизиологии, рефлексологии, биохимии, однако все же полное представление об организации поведения дает только системный принцип.

В частности, М. McGuire (1977) считает, что детерминация поведения, как аномального, так и нормального, обусловлена серией механизмов, в основе которых лежит генетическая предрасположенность к реализации поведения, при этом он указывает, что И. П. Павлов считал, что в основе формирования индивидуального приобретенного поведения лежат врожденные безусловно-рефлекторные комплексы.

Первая элементарная структура инстинктивного акта , по Y. Kregg (1918),- побуждение, требующее удовлетворения (drive), поисковое поведение (appetitive behaviour) и завершающая двигательная активность (consummatory behaviour) - очень приближенно соответствует действительности в связи с нечетким определением побуждения (мотивации). На практике побуждение всегда гипотетично, в то время как внешние проявления можно описать достаточно точно.

Поисковое поведение , содержащее все элементы моторной активности, описанные отечественными физиологами в рамках ориентировочного рефлекса, и собственно двигательная активность, как топическое движение, направленное к источнику, организуется у человека в весьма сложный механизм. Одним из первых его попытался классифицировать С. Л. Рубинштейн (1973).

В соответствии с его теорией , поисковое поведение характеризуется следующими признаками: 1) осанкой, которая организуется согласованием мышечных движений, 2) локомоциеи - моторикой ходьбы, 3) выразительными движениями лица и тела - мимикой и пантомимикой, 4) семантическими движениями, моторными проявлениями, понятными в рамках контекста, например, рукопожатиями, аплодисментами, 5) речью, которая также является двигательной функцией с учетом акцента, силы и интонации голоса, 6) рабочими движениями при трудовых операциях.

В данном подходе структура поведения сводится лишь к типологическим уровням, которые трудно отделить и определить. Например, мимику с таким же успехом можно отнести к выразительным движениям, как к семантическим, а невербальный компонент речи может органично вплетаться в семантически значимые или выразительные движения.

Выделять выразительные движения лишь на основании их тесной связи с эмоциональной сферой (Д. Рамишвили, 1976) вообще затруднительно, так как их особенности трудно отличить от других моторных актов, к тому же практически все проявления поведения так или иначе связаны с эмоциями.

Наиболее удачно общие параметры поведения были определены в функциональной системе П. К. Анохина (1967). Специфической особенностью гипотезы П. К. Анохина является предположение об архитектонике и иерархической организации поведения. Акт поведения по теории функциональных систем включает: синтез аффектации, принятие решений, аппарат предсказания о результатах предстоящего действия, программу действия, информацию о результатах действия на пути обратной афферентации, сопоставление результатов, «смоделированных» в мозге в конце стадии синтеза афферентации с действительно имевшим место результатом в аппарате предсказания акцептора действия.

На самом высоком уровне абстракции П. К. Анохин выделяет два основных механизма организации поведения: а) «полезный конечный эффект» поведенческих актов, б) систему рецепторов, предназначенную для успешного действия (акцептор действия). Круг между ориентировочным поведением и афферентацией в ЦНС замыкается через обратную афферентацию. Тактически оценивать все параметры поведения как в клинике, так и при анализе экспериментального поведения, пользуясь функциональной системой, можно, если анализировать цепь действий (решений), тогда можно полагать, что некоторые структуры и цепи действий гипотетически связаны с программой действий или акцептором действия.

2) межличностных отношений;

4) межгрупповых отношений;

Взаимосвязь стереотипов «человека работающего» и сегментов организационного поведения.

Взаимосвязь. Схема. По часовой – крест. Верх –Этический чел. Справа – Психологический. Потом снизу – Экономический. Слева – технологический. Четверти по часовой. С 12-до 3 часов – автономный, с 3 до 6 – мобилизационный сегмент, дальше – прессинговый, потом – ригористический.

Этический

Ригористический Автономный

Технологический Психологически

Прессинговый Мобилизационный

Экономический

«Экономический человек» - в основе стереотипа лежит принцип денежного расчета. Для руководства «экономического человека», только повышение или понижение заработной платы является самым главным стимулом для работника. Особое значение он приобретает тогда, когда возникает избыток или дефицит специалистов. В зависимости от этого руководство повышает или пониж. зарплату (главное для работника – деньги; за деньги можно купить все; перекупить можно каждого специалиста; каждый имеет свою цену; я плачу – пусть работает)

«Психологический человек» - данный стереотип базируется на эффективном манипулировании психологическими аспектами человеческой личности для достижения определенной выгоды, т.е. человек может добиться успеха, владея теми или иными методами психологического воздействия, как на сознание, так и на подсознание (успех зависит от подбора работников; менеджер должен быть психологом; человеческие ресурсы неисчерпаемы).

«Технологический человек» - в основе этого стереотипа лежит принцип организационного подчинения человека рабочим операциям в условиях ускоряющегося НТП. Жесткая включенность человека в технологические процессы с детальным контролем превращает работников в придаточные звенья, которые вынуждены обслуживать технико-технологические системы во все более интенсивном ритме. Данный стереотип «технократизирует» мышление руководителей, ориентирует их на жесткий пооперационный контроль поведения работников (каждый должен работать безотказно; работник – исполнитель профессиональной функции; все всегда и во всем должны успевать; все должны работать на износ).

«Этический человек» - данный стереотип предполагает подчинение работника требованиям профессионально-деловой и управленческой этики. Этические требования формируются на базе различных договоров, соглашений, кодексов. В организации люди оценивают друг друга в соответствии с житейскими представлениями о морали. В результате в организации складываются приемлемые для всех нормы поведения (на работе – деловые отношения; нормальная работа – только в благоприятном соц.-псих. климате; каждый работник заслуживает признания; каждый работник хочет быть признанным и понятым).

В ригористическом сегменте (ригоризм – категорическое следование служебному долгу) формируется исполнительский тип поведения. Поступая на работу, человек попадает в систему запрещающих и обязывающих норм, закрепленных в специальном трудовом договоре. В таких условиях также может быть сформирован и конфиденциальный тип поведения, ориентированный на:

Точное следование сложившимся в фирме нормам безопасности;

Процесс обучения на конкретных ситуациях по защите коммерческой тайны;

Проверку сотрудников на «надежность»;

Ограничения в образе жизни сотрудников.

В автономном сегменте воспроизводится инициативный тип поведения, когда сотрудники имеют свободу организационного маневра, возможность выбора той или иной линии поведения и ответственность за принятые решения. (работники сами вырабатывают метод работы; работники сами выбирают темп работы; работники сами выбирают временной отрезок; работники сами выбирают критерии оценки работы)

В мобилизационном сегменте формируются необходимые предпосылки для психологической настроенности сотрудников на рабочие процессы. Исходной базой настроенности являются различные варианты оплаты труда. (по прецеденту; по объему работы; по коэффициенту полезности; по закрытости информации; по особому интересу)

Прессинговый сегмент насыщен стрессовыми факторами, работа сотрудников оценивается, как правило, в биполярных представлениях. Данный сегмент создает условия для т.н. «техностресса». В российских предприятиях опасность технострессовых ситуаций нарастает по мере овладения сложной техникой. Поэтому в организациях важно ориентироваться на те возможности, которые помогали бы работникам адаптироваться в данном сегменте. Симптомы: непроизвольный страх перед компьютером; сильнейшая втянутость в работу с компьютером и автоматами; виртуальный мир мешает живому общению с людьми; тревожное беспокойство на работе и дома; страх потери работы из-за неумения обращаться с компьютером).

Этапы формирования групп

1. формирование: 1) обмен информацией, узнавание и принятие, 2) формирование задач группы, 3) аура вежливости, 4) осторожные отношения. эта стадия завершается тогда, когда индивиды начинают воспринимать себя членами группы.(конфликт)

2. Брожение: 1) конкуренция за обладание более высоким статусом2) дискуссии о направлениях развития, 3) напряженные отношения, 4) внешнее развитие.

3. Нормирование: формирование большинства и белых ворон. Формирование в группе близких отношений, общности норм и ценностных ориентаций, идет упрочнение группы, роли и функции каждого приобретают определенность. Стадия завершается с образованием четкой структуры и общим набором ожиданий о том, что есть правильное поведение. Характеристики:1)совместное движение к общим целям. 2)равновесие конкурирующих лиц. 3)эффективное сотрудничество. 4) поведение определяют групповые нормы.

Закрытые механизмы недовольных в группе:

1) замыкание в себе, плохо скрываемое безразличие к целям группы.

3) жесткий формализм, подчеркнутая вежливость, строгое следование нормам.

4) Подобострастие, жесты панибратства

5) излишняя словоохотливость, вызовы на разговор, рассказы о собственных переживаниях

4. Длительность (функционирование): возникает команда. Зрелые отношения, способность решать сложные задачи, каждый выполняет несколько функциональных ролей.

5. Распад (расформирование): падение эффективности, конфликты, исчерпание цели.

Эффективность не может расти от этапа к этапу, она проявляется независимо.

Сплоченность высокая: «команда». Роль менеджера размывается. Появляется эффект синергии.

Сплоченность низкая: Решения принимаются под давлением, либо большинство позволяет кому-либо провести решение. При принятии правильного решения сплоченность возрастает вокруг человека, принявшего это решение. При принятии неправильного решения сплоченность возрастает против него. Это используют кризис-менеджеры. Они приходят, настраивают группу против себя, из которой потом целенаправленно выделяется лидер.

Сплоченность средняя: внутренний конфликт, раскол, болото. Всегда будут те, кто за и против. Высокий риск ошибок, так как никто не хочет брать на себя ответственность. Опасно, когда группа застревает на этом уровне, так как любые изменения будут «вязнуть».

Типы групп.

Простейшая классификация.

1. Первичная группа – это та группа, в которую включены мы сами, для общения нет необходимости в посредниках.

2. Вторичная группа – это все остальные по отношению к нашей группе.

Вторая классификация .

· Формальная группа – имеет юридический статус и создается руководством для закрепления разделения труда.(Структура задается сверху; Цели организации; Взаимоотношения официальные; Внимание к должности; Власть делегируется руководством; Может иметь огромные размеры)

· Группа руководителя – это самая распространенная группа. Одна или несколько командно соподчиненных групп, состоит из руководителя и его подчиненных, специалистов любого ранга. Это самая эффективная группа.

· Производственная или проектная группа. Эта группа создается временно для достижения определенных целей, имеет определенную самостоятельность в планировании и осуществлении деятельности.

· Комитеты – выборочные группы для решения спорных вопросов и координации определенных видов деятельности. существуют следующие ситуации, когда использование комитетов эффективно:

i. Если необходимое решение, предлагаемое администрацией окажется непопулярным в коллективе, то комитет, как его автор, подвергается более мягкой критике, чем руководство.

ii. Если необходимо привлечь сотрудников к коллективному решению вопроса.

iii. Если нежелательно сосредотачивать большой объем власти в одних руках.

Но у комитетов есть и свои минусы:

· Потеря времени

· Компромисс

· Значительные затраты на деятельность.

· Неформальная группа – спонтанно образованная группа, возникшая на основе общих интересов. (Структура формируется спонтанно или лидером; Цели: поддерживание отношений, цели лидера; Взаимоотношения неофициальные; Внимание к человеку; Власть исходит от группы; Включает ограниченное кол-во участников)

Схема управления неформальной группой:

1. признать существование неформальной группы и не угрожать ей.

2. выслушивать мнение членов неформальной группы, поощряя к достижению цели организации

3. перед возможным принятием решения проанализировать его возможное отрицательное влияние на неформальную группу.

чтобы ослабить сопротивление изменениям со стороны неформальной группы надо разрешить ей принимать участие в выработке соответствующих решений.

Иерархия статусов

1) «Звезды» - наиболее предпочтительные члены группы, стоящие на вершине иерархии.

2) высокостатусные, имеющие большие предпочтения, чем отвергнутые

3) низкостатусные - имеют больше отвержении, чем предпочтений.

4) изолированные – те к которым другие не испытывают ни предпочтений ни отвержений

5) изгой – человек, к которому проявляется только отвержение.

Любая характеристика может стать статусной, если члены группы воспринимают ее как ценность.

2) Роль - образец действий, ожидаемых от индивида при выполнении деятельности, имеющей отношение к другим людям.

Роль и статус неразрывны, каждой роли соответствует определенный тип поведения и людям свойственно переходить от одной роли к другой мгновенно. Когда ситуация неопределенна и человеку неясно какую роль он должен играть, как правило, он возвращается к своим прежним стереотипам.

Ролевые ожидания – это готовность коллег воспринимать то поведение, выполнение того набора функций, которые обусловлены его статусом.

Ролевой конфликт – возникает тогда, когда ролевые ожидания полностью исключают друг друга.

Поведенческие реакции, которые демонстрируют сотрудники под воздействием ролевого конфликта:

1. Строгое следование формализованным бюрократическим процедурам . Конфликт разрешается путем опоры на правила и традиции, существующие в данной организации.

2. Избегание , при котором конфликт тщательно вытесняется из сознания как недостойный внимания и незначительный.

3. Когнитивная реструктуризация - индивид пытается переосмыслить свои роли и ситуацию таким образом, чтобы снять неприятное противоречие в своем поведении.

Мотивационные типы.

1. Класс избегательной мотивации – когда человек стремиться избежать нежелательного для себя последствия поведения.

a. Люмпенизированный тип : 20% (базовая – негативные, запрещено – организационные и участие в управлении)

i. Нет предпочтений в выполнении работы

ii. Согласен на низкую плату, при условии, что другие получают не больше.

iii. Низкая квалификация и нет стремления ее повысить.

iv. Низкая активность и выступление против активности других.

v. Низкая ответственность и стремление ее переложить на других

vi. Стремление к минимизации усилий.

2. Класс достижительной мотивации - когда сотрудник ведет себя так, чтобы достичь определенных целей.

a. Инструментальный тип: 30% (б. – денежные, з. – моральные и патернализм)

i. Интересует цена труда, а не его содержание (плата – инструмент для достижения целей)

ii. Важна обоснованность цены, не желает подачек

iii. Важна способность обеспечить свою жизнь самостоятельно

b. Профессиональный тип 15% (б. – организационные, з. – патернализм и негативные)

i. Интересует содержание работы

ii. Интересуют трудные задания как возможность самовыражения

iii. Считает важной свободу в оперативных действиях

iv. Важно профессиональное признание как лучшего в профессии.

c. Патриотический тип 10% (б. - моральные)

i. Необходима идея, которая будет двигать сотрудником.

ii. Важно общественное признание, участие в успехе

iii. Главная награда – всеобщее признание незаменимости в фирме.

d. Хозяйственный тип 25% (б. – участие в управл, з. – негативные и патернализм)

i. Добровольно принимают на себя ответственность

ii. Характеризуется обостренными требованиями свободы действий

iii. Не терпит контроля.

Сочетание в определенной пропорции мотивационных типов называется мотивационными профилями . Каждому типу соответствует тип стимулирования.

При формировании программа стимулирования и мотивации может идти 2 путями:

1. Оптимизировать систему стимулирования под существующие мотивационные профили компании, чтобы обеспечить предельно конструктивное поведение имеющегося в наличии персонала. В таком случае этапы создания программы:

a. Выявить существующий мотивационный профиль

b. Скорректировать с помощью модели адекватно систему стимулирования

c. Обследовать принимаемых на работу лиц, с целью выявления их профиля.

d. Корректировать систему стимулирования при существенных изменениях мотивационного профиля.

2. Сформировать и поддержать новый (заданный) профиль компании. Этапы:

a. Выявить мотивационный профиль

b. Определить требуемый мотивационный профиль

c. Скорректировать, исходя из модели, систему стимулирования, создающую дискомфорт для не желательных типов и комфортные условия для желаемых типов.

Обследование персонала на «входе» с целью не допускать лиц с нежелательным типом мотивации.

Организационная культура: сущность, структура, функции. Сильные и слабые культуры. Доминирующая и субкультура. Стихийная и моделируемая культура. Здоровая и токсичная культура. Адаптивная и фиксированная культура.

Организационная культура – это картина явных и неявных разделяемых ключевыми сотрудниками орг-ии убеждений, ценностей, и норм поведения, которые направляют орг. поведение и которые с течением времени приобретают новые члены орг-ии. Значение организационной культуры определяется рядом обстоятельств. Во-первых, она придает сотрудникам организационную идентичность; во-вторых, является важным источником стабильности и чувства безопасности у сотрудников; в-третьих, помогает новым сотрудникам правильно ориентироваться в организационном взаимодействии.

Организационная культура обладает рядом важных характеристик. К ним относят:

1. наблюдаемые регулярные формы поведения. При взаимодействии членов коллектива, они используют общие понятие, жесты, принятые в данной организации ритуалы;

2. нормы, т.е. существующие стандарты трудового поведения работников: «Не надо работать слишком много и не надо работать слишком мало».

3. доминирующие ценности (высокое качество продукции, высокая производительность и.т.д.)

4. философия. Организацией вырабатывается политика, отражающая ее убеждение в том, как надлежит обращаться с сотрудниками компании;

5. правила. В организациях имеются жесткие правила поведения. Вновь принятые сотрудники должны их усвоить, чтобы стать полноправными членами организации.

6. организационный климат, т.е. общее ощущение, которое создается пространством, стилем общения сотрудников между собой с посторонними лицами.

Следует отметить, что культура организации имеет многослойный характер: она проявляет себя на трех последовательно углубляющихся уровнях. На поверхности находятся артефакты, представляющие собой наблюдаемые, физические проявления культуры. На следующем уровне организационной культуры находятся ценности, стоящие за культурными артефактами. Третий слой культуры – допущения - заключается в формировании ключевых факторов гарантирующих успех компании.

Орг. культура делится на сильную и слабую культуры. Сильная означает высокую степень воздействия на поведение работника, а слабая подразумевает ограниченное воздействие на поведение работника.

Организационная культура неоднородна. Она подразделяется на доминирующую культуру и множество субкультур.

Доминирующая культура – это сумма некоторых ценностей, разделяемых большинством членов организации.

Субкультура – это свод ценностей, которые разделяет незначительное меньшинство членов организации.

Субкультуры (анклав; когда ценности доминирующей культуры принимаются вместе с другими непротиворечивыми ценностями; контркультура) могут ослабить организацию или нанести ей серьезный ущерб в том случае, если они в конфликте с доминирующей культурой и/или общими целями. Однако успешно функционирующие компании считают, что субкультуры возникают для того, чтобы помочь членам какой-то отдельной группы справиться с повседневными проблемами.

Стихийная орг. культура формируется спонтанно, моделируемая – лидером.

Здоровая орг. культура признает ценность человекаорганизации и подтверждает это действиями, токсичная настроена негативно по отношению к человекау.

Фиксированная культура негативно настроена по отношению к изменениям и их инициаторам, не анализирует опыт конкурентов, продвигаются менеджеры-исполнители, политизация внутренней среды. Адаптивная культура ориентирована на изменения, корректировку курса и сохранение важнейших принципов и ценностей. (нет настороженности по отношению к изменениям)

Функции: формирование индивидуальности организации, стабильность соц. системы, формирование коллективной приверженности организации.

Понятие «организационного поведения», его структура и теоретические предпосылки изучения.

Организационное поведение – это наука, изучающая поведение людей, вовлеченных в определенные управленческие процессы, имеющие свои циклы, ритмы, темпы, структуру отношений, организационные рамки и требования работника.

Наука об организационном поведении ориентирована на изучение:

1) поведения конкретных индивидов в группе;

2) межличностных отношений;

3) динамики взаимоотношения внутри малых групп;

4) межгрупповых отношений;

5) организации как целостной системы.

Организационное поведение синтезировано из:

1. психология – изучает отличие людей друг от друга.

2. социальная психология – изучает специфику поведения людей, взаимодействующих друг с другом.

3. социология дает инструменты для исследования поведения людей.

4. теория организаций ориентируется на решение проблемы «как строить организационную культуру».

5. Культурология – включает в себя элементы понимания как национальной, так и организационной культуры.

6. политология – способствует более глубокому пониманию феномена власти.

Научная психология изучения поведения людей появилась в конце 19 начале 20 века. В ее рамках было сформулировано 3 крупных направления:

1. теория инстинктов. Она была разработана на основе предположения о том, что побудителем действий человека является инстинкт.

2. теоретико-личностное направление разрабатывалось на основе представлений о способах переработки информации в сознании человека и ее преобразование в волевые акты, которые бессознательны или мало осознаны.

3. теоретико-ассоциативное направление предполагает решающую роль знаний в психических процессах человека.

Структура – используются теоретические подходы. Когнитивный, бихевиористический, социального научения.

1. Когнитивный подход. Делает акцент на позитивных и добровольных аспектах человеческого поведения. Базовой категорией когнитивного подхода является «познание», т.е. акт восприятия некоторой информации. В рамках данного подхода акты познания предшествуют поведению человека и во многом определяют образ его мышления, его восприятие и поведение.

2. Бихевиористский подход. В рамках этого подхода сформулирован основной закон поведения. (S - O - R). Сторонники теории считают, что поведение основано на воздействии стимула (S), который порождает определенную реакцию (R) человека и его соответствующее поведение. В качестве ключевого стимула выступает потребность человека. Осознание потребности и формирование реакции происходит на уровне подсознания (О).(Павлов и Уотсон)

3. Подход социального научения содержит элементы первых двух подходов. Предполагается, что люди обладают самосознанием и их поведение целенаправленно. Индивид и ситуация, определяемая средой, взаимодействуют, определяя характер поведения.

4. Необихевиористический подход (Скиннер) Ранние бих-ты помогли объяснить ответные формы поведения (вызванные стимулами), но не долее сложные оператные формы. Обратил внимание на следствия стимула и реакции. Следствия лучше объясняют большинство форм поведения.