Определение мадригал. Мадригал (литература) Современное воплощение жанра

Иоганн Бах писал: "Музыка - это нож для открытия души". То же самое можно сказать о лирике. Музыкально-поэтическое произведение, называющееся мадригалом, как раз служит для выражения самых сокровенных чувств. В нём содержится игра слов, красочные комплименты. Мадригал - это (в музыке) небольшое произведение, написанное на стихотворение с пасторальным любовным содержанием. Чаще всего оно посвящается женщине, воспевает её прелести. Что означает слово мадригал в литературе? Это небольшое лирическое стихотворение, в котором рифмы переплетаются подобно сонету. Может иметь шутливое или сентенциозное содержание.

Значение слова

Начиная с 14 по 17 век данному музыкально-литературному направлению было дано следующее определение. Мадригал - это короткое музыкально-поэтическое творение, имеющее любовно-лирическую составляющую. Вначале оно было рассчитано на исполнение 2-3 голосами под музыкальное сопровождение. Позже его стали исполнять 5 и более участников без использования музыки.

Детищем данного жанра стала Италия. Тексты для прекрасных мадригалов творили такие мастера, как Торкватто Тассо, Франческо Петрарка, Данте, Сакетти. В основном эти маленькие произведения исполнялись грустно, печально, тоскливо. Но иногда встречались послания оживлённые и радостные. Начиная с 16 века мадригалом стали называть небольшое стихотворение в виде комплимента.

Считается, что происхождение слова "мадригал" имеет провансальские корни. Если mandre - это "пастух", а gal - "жалоба", то получается "пастушья жалобная песня". Некоторые считают, что название происходит от слова materialia, означающего светское пение. А в переводе с латинского matricale, где mater означает "мать", мадригал приобретает значение песни, исполняемой на материнском (родном) языке. Текст самого древнего такого произведения был написан в 1300 году и хранится в библиотеке Ватикана. В начале 16 века представитель венецианской школы Адриан Виллаерт впервые сделал художественную отделку мадригала.

Эволюция жанра

Мадригалы исполнялись на праздниках, весёлых мероприятиях под сопровождение одного или двух музыкальных инструментов. В 16 веке этот жанр набирает наибольшую популярность в Италии, где приобретает форму фроттола. Он стал похож на испанские песенки, которые исполнялись 4 голосами на Рождество. Главная роль в исполнении таких произведений уделялась верхнему голосу и музыкальному сопровождению. Итальянский мадригал эпохи Ренессанса отличался от предыдущих творений своей экспрессивностью.

К концу 16 столетия сочинения этого жанра стали исполнять пятью голосами. Некоторые мадригалы стали впитывать в себя черты церковных песен. В таком направлении работали Палестрина и Сиприано де Роре. Позже многие музыканты стали вносить в мадригал больше чувствительности: любовные переживания, меланхоличное или радостное настроение, иногда пессимистичный настрой. В некоторых произведениях этого жанра 17 века стали проглядываться рационалистические черты видения мира.

Итальянское и французское направление

Постепенно мадригал стал приобретать значение большой песни любви с торжественным, величественным характером. Позже он имел исключительно эротическое направление. Многие великие композиторы Италии и Франции того времени писали мадригалы. Среди них Лука Маренцио, Монтеверде, Орацио Векки, Орландо Лассо.

Мадригал постоянно поддавался изменениям, для этого стали вводиться частые и глубокие диссонансы. Упомянутая особенность характерна для таких составителей текстов, как Торкватто Тассо и Бернардо. Особо отличились в создании песен такого жанра Клаудио Момтеверди и Джезуальдо де Веноза. Мастера итальянского мадригала добились изумительного баланса между стихами и музыкой. Их творения стали удивительно мелодичными, наполненными лёгким гармоничным развитием.

За особенность исполнения мадригалов Луки Маренцио стали называть "сладкоголосым итальянским лебедем". Особую знаменитость приобрели его квинтеты, которых он сочинил целых девять книг.

Мадригалы в Англии

Особой подражаемости набирает этот жанр песенного творчества в Англии. Со временем для англичан мадригал становится национальной формой музыки, им начинают интересоваться очень многие представители этой страны. К концу 16 века в Англии издавались почти все композиции этого жанра, написанные итальянскими мастерами. Известным переводчиком итальянских мадригалов на английский язык стал хозяин лондонской гостиницы по фамилии Лонг. Позже он не просто переводил мадригалы, но и печатал ноты для них. После этих изданий к рассматриваемому нами жанру стали обращаться следующие английские мастера: Бёрд, Доуленд, Морли, Уилби, Уилкс и другие композиторы.

Английские сочинения ничем не уступали итальянским. Многие семейства после обеда имели традицию раздавать гостям ноты и всем вместе петь мадригалы. С помощью этого жанра английское общество достигло высокого музыкального развития.

Литературные мадригалы

В 17 веке немного другое значение стал приобретать мадригал. Примеры стихов свидетельствуют о том, что он стал более похож на эпиграмму, только не высмеивал, а восхвалял кого-то. Чаще всего объектом таких произведений становились женщины. С тех пор мадригалом стало считаться небольшое стихотворение, которое содержит игру слов, комплименты и не имеет строгих правил.

Подобные стихотворения писались в случаях лёгкого увлечения какой-то особой. Они небольшие, не должны превышать 14 строк. Мадригал не включает в себя выражений искренних чувств, главное - нежно передать кокетливую похвалу. Дама будет приятно польщена, но всерьёз эту похвалу не воспримет. С помощью таких опусов можно играть во влюблённость, не более.

Позже мадригал стали считать пошлым, так как огромное количество этих стихов вело к фальши и неискренности. Но многие аристократические салоны внедряли в своей практике их использование. Мадригал - это жанр, который помогал передать напыщенность данных заведений. Подобные стихотворения должны были демонстрировать галантность, безукоризненный вкус и хорошие манеры автора.

Часто сочинители мадригалов реальные имена заменяли условными, например: Лила, Селила, Амина, Алина. Нужно отметить, что составлялся не только мадригал женщине, но и близкому человеку, частному или государственному лицу.

Мадригал в русской поэзии

Как вид "интимного" жанра мадригал был представлен в русской дворянской поэзии 17-18 веков. Самым ярким автором был Александр Пушкин. Многим известны его, посвященные Наталье Гончаровой, написанные в этом стиле. Постепенно все прелести данного жанра продемонстрировали читателю такие русские поэты, как И. И. Дмитриев, Сумароков, М. Ю. Лермонтов, К. Н. Батюшков. Вместе с французскими манерами и языком русское общество стало принимать стихотворное направление.

В 1828 году Иван Сленин в Санкт-Петербурге напечатал книгу "Опыт русской антологии". В неё он включил мадригалы таких известных русских поэтов, как Дельвиг, Сомов, Туманский, Пушкин. Второстепенными поэтами, которые также прибегали к данному жанру, были: А. Нахимов, А. Измайлов, М. Милонов, Н. Остолопов. Во времена серебряного века русской литературы к жанру мадригала обратился Николай Гумилёв.

Любовные мадригалы Лермонтова

М. Ю. Лермонтов прожил всего 28 лет. Он не был женат, но имел тонкую романтичную душу, которая часто влюблялась. Среди его возлюбленных были такие красавицы, ка: К. С. Сабурова, Э. К. Мусина-Пушкина, А. О. Смирнова, В. Бухарина и др. Стоит отметить его мадригалы: "Как дух отчаянья и зла...", "Силуэт", "Душа телесна!". Многие из этих стихов были прочитаны поэтом на одном из маскарадов.

Современное воплощение жанра

Период современного мадригала в русской культуре начался после выхода фильма "Ирония судьбы", где прекрасно легли на музыку стихи Цветаевой, Ахмадулиной. Замечательный композитор Микаэл Таривердиев для музыкальных шедевров в других картинах взял стихи следующих поэтов: А. Вознесенского, В. Коростылёва, Н. Добронравова, П. Неруды. Современный мадригал - это устремлённость к идеальному, возвышенному, гармоничному!

МАДРИГАЛ

[от итальянского mandra — стадо, или прованс. mandre — пастух] — первоначально пастушеская песня; стихотворение из условной «сельской жизни», обычно эротического содержания; культивировалось с XIV в. итальянскими поэтами; M. писались Петраркой, Бокаччо, Саккети, представляя собой у них своеобразный вид идиллии (см.). Позднее содержание М. несколько изменилось, и М. приблизился к эпиграмме, отличаясь от нее тем, что эпиграмма (в позднейшей формации) «бывает колка и язвительна или, лучше сказать, употребляется к осмеянию какой-либо странности, а М. обращается наиболее к похвале» (Остолопов). Это различие проведено у Дмитриева: «Поэт Оргон, хваля жену свою не в меру, / В стихах своих ее с Венерою сравнял — / Без умысла жене он сделал мадригал / И эпиграмму на Венеру». Так. обр. М. можно считать небольшое стихотворение, не имеющее каких-либо строгих формальных правил и содержащее игру слов, комплимент и т. п., например: «Когда б всесильным быть природа мне судила, / Я б одарил

690 тебя любезностью, умом, / Душ нежных свойствами, пленительным лицом /, Но, мудрая, она меня предупредила» (Милонов). Мадригал является одним из видов «интимного» жанра, который характерен для русской дворянской поэзии XVIII и начала XIX в. (послание, эпиграмма, эпитафия и т. п.) и был в это время очень развит (см. например стихи Пушкина к Гончаровой). На Западе М. был, помимо Италии, распространен во Франции и Германии. См. Strumpel, «Das franz. Madrigal» . Библиография: Гроссман Л., Борьба за стиль, Москва, 1927 (ст. «Мадригалы Пушкина», «Онегинская строфа»); Oliphant Th., La musa madrigalesca, 1837; Vossler K., Das deutsche Madrigal, Geschichte seiner Entwicklung bis in die Mitte des 18 Jahrhunderts, 1898. Л. Т.

Литературная энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МАДРИГАЛ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МАДРИГАЛ в Лексиконе секса:
    (фр.), 1) в XIV-XVI вв. небольшое музыкально-поэтическое произведение любовно-лирического содержания; 2) перен. - восторженный …
  • МАДРИГАЛ в Словаре литературоведческих терминов:
    - (от итал. madrigale, от позднелат. madricale - песня на родном языке) - жанр лирики: стихотворение хвалебного содержания в классической …
  • МАДРИГАЛ в Большом энциклопедическом словаре:
    (франц. madrigal) 1) в 14 и 16 - нач. 17 в. небольшое музыкально-поэтическое произведение любовно-лирического содержания, первоначально 2-3-голосное с инструментальным …
  • МАДРИГАЛ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    [франц. madrigal, итал. madrigale, от позднелат. matricale (от лат. mater - мать) - песня на родном (материнском) языке (в отличие …
  • МАДРИГАЛ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (madrigal или mandrial) — музыка на стихотворения пасторального любовного содержания. Название М., по мнению одних, произошло от провансальских слов mandre …
  • МАДРИГАЛ в Современном энциклопедическом словаре:
  • МАДРИГАЛ
    (французское madrigal), 1) в 14 в. и 16 - начале 17 вв. небольшое музыкально-поэтическое произведение любовно-лирического содержания, первоначально 2 - …
  • МАДРИГАЛ в Энциклопедическом словарике:
    а, м. 1. Короткое стихотворение пасторально-любовного (реже сатирического) характера; позднее - остро-умный стихотворный комплимент, иногда иронический, адресованный даме. 2. муз. …
  • МАДРИГАЛ в Энциклопедическом словаре:
    , -а,м. Небольшое стихотворение, обычно любовного содержания, посвященное даме и восхваляющее ее. II прил. мадригальный, -ая, …
  • МАДРИГАЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАДРИЃАЛ (франц. madrigal), в 14 - нач. 17 вв. небольшое муз.-поэтич. произв. любовно-лирич. содержания, первонач. 2-3-голосное с инстр. сопровождением, позднее …
  • МАДРИГАЛ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (madrigal или mandrial) ? музыка на стихотворения пасторального любовного содержания. Название М., по мнению одних, произошло от провансальских слов mandre …
  • МАДРИГАЛ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    мадрига"л, мадрига"лы, мадрига"ла, мадрига"лов, мадрига"лу, мадрига"лам, мадрига"л, мадрига"лы, мадрига"лом, мадрига"лами, мадрига"ле, …
  • МАДРИГАЛ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. В классической поэзии: небольшое стихотворение, написанное вольным стихом, преимущественно хвалебного или любовно-комплиментарного содержания. А на третьем томе поэт …
  • МАДРИГАЛ в Новом словаре иностранных слов:
    (фр. madrigal ит. madrigale, rnandrigale (гр. mandra овчарня) 1) короткое стихотворение пасторально-любовного (реже сатирического) свойства; позднее - остроумный …
  • МАДРИГАЛ в Словаре иностранных выражений:
    [фр. madrigal 1. короткое стихотворение пасторально-любовного (реже сатирического) свойства; позднее - остроумный стихотворный комплимент (иногда иронический), адресованный даме; 2. уст. …
  • МАДРИГАЛ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. хвала || слагать …
  • МАДРИГАЛ в словаре Синонимов русского языка:
    песня, стихотворение, …
  • МАДРИГАЛ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) Небольшое лирическое хвалебное стихотворение, посвященное даме, состоящее обычно из трех рифмованных куплетов. 2) Особый вид старинного вокального сочинения …
  • МАДРИГАЛ в Словаре русского языка Лопатина:
    мадриг`ал, …
  • МАДРИГАЛ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    мадригал, …
  • МАДРИГАЛ в Орфографическом словаре:
    мадриг`ал, …
  • МАДРИГАЛ в Словаре русского языка Ожегова:
    небольшое стихотворение, обычно любовного содержания, посвященное даме и восхваляющее …

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

мадригал

м. коротенькое стихотворенье, хвалебное, льстивое, любовное, нежное, тонкое и острое.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

мадригал

мадригала, м. (фр. madrigal).

    Небольшое лирическое стихотворение, посвященное обычно даме и восхваляющее ее (истор. лит.). Бывало нежные поэты... точили тонкий мадригал иль осторожные куплеты. Пушкин.

    Любезность, комплимент (устар.). Наклонясь, ей шепчет нежно какой-то пошлый мадригал. Пушкин.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

мадригал

А,м. Небольшое стихотворение, обычно любовного содержания посвященное даме и восхваляющее ее.

прил. мадригальный, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

мадригал

    Небольшое лирическое хвалебное стихотворение, посвященное даме, состоящее обычно из трех рифмованных куплетов.

    Особый вид старинного вокального сочинения (для трех и более голосов) на стихотворение пасторального любовного содержания (в музыке).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

мадригал

МАДРИГАЛ (франц. madrigal)

    в 14 и 16 - нач. 17 в. небольшое музыкально-поэтическое произведение любовнолирического содержания, первоначально 2-3-голосное с инструментальным сопровождением, позднее 4-5-голосное без сопровождения. Зародился в Италии.

    С 16 в. небольшое стихотворение-комплимент.

Мадригал

[франц. madrigal, итал. madrigale, от позднелат. matricale (от лат. mater ≈ мать) ≈ песня на родном (материнском) языке (в отличие от лат. песнопений)], светский музыкально-поэтический жанр эпохи Возрождения. Истоки М. восходят к народной поэзии, к старинной итальянской пастушеской песне. В 14 веке появился в итальянской профессиональной поэзии как вид песенной лирики идиллического содержания (см. Идиллия) и сразу же привлек внимание композиторов. С 14 по 16 век поэтические М. создавались, как правило, для музыкального воплощения. Ранние музыкально-поэтические М. ≈ 2≈3-голосные вокально-инструментальные произведения в куплетной форме с рефреном на любовно-лирические, шуточно-бытовые, мифологические и другие темы (Дж. да Фиренцо, Ф. Ландино и другие). После долгого перерыва М. возродился в 16 веке в виде 4≈5-голосного сочинения без инструментального сопровождения, преимущественно лирического характера (А. Вилларт, К. Феста, Я. Аркадельт, Палестрина, О. Лассо) на тексты Петрарки, Боккаччо, Тассо, Гварини. М. был популярен также в Англии (Т. Морли, Дж. Уилби) и Германии (Х. Л. Хаслер, Г. Шюц). Для зрелых М. (Л. Маренцио, К. Джезуальдо, К. Монтеверди, конец 16 века) характерны свобода выражения мыслей и чувств, насыщенность изобразительными приёмами, смелые диссонансы, хроматизмы, яркие ритмические и фактурные контрасты. В конце 16 ≈ начале 17 веков М. сближаются с концертными и драматическими жанрами, ложатся в основу мадригальной комедии.

М. более позднего времени не связан с музыкой; это небольшое стихотворение-комплимент (посвященное обычно женщине). М. 18 ≈ начало 19 веков ≈ жанр салонной и альбомной поэзии; в России встречается у К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина. Классический образец М. принадлежит М. Ю. Лермонтову:

«Душа телесна!» ты всех уверяешь смело;

Я соглашусь, любовию дыша:

Твоё прекраснейшее тело

Не что иное, как душа!

Г. Н. Дубравская.

Википедия

Мадригал

Мадрига́л (, лат. madrigale, mandrigale; от - на родном - небольшое музыкально-поэтическое произведение, обычно любовно-лирического содержания. В истории западноевропейской музыки принято выделять мадригалы XIV века (написаны в твёрдой форме) и мадригалы XVI века (написаны в строфической форме).

Мадригал (значения)

Мадригал:

  • Мадригал - музыкальный жанр, получивший распространение в эпоху Возрождения
  • Мадригал - поэтический жанр
  • «Мадригал» - российский ансамбль старинной музыки.

Мадригал (литература)

Мадрига́л - в классической поэзии небольшое по объёму лирическое стихотворение-комплимент, стихотворение хвалебного содержания.

Первоначально музыкально-поэтический жанр эпохи Возрождения. В XIV - XVI веках поэтические мадригалы создавались, как правило, для музыкального воплощения. Позднее литературный мадригал не связывался с музыкой и представлял собой жанр салонной и альбомной поэзии.

Образцы мадригалов в русской поэзии представлены произведениями А. П. Сумарокова, И. И. Дмитриева, В. Л. Пушкина, позднее - К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова.

Он Ольгу прочил за меня,

Он говорил: дождусь ли дня?..»

И, полный искренней печалью,

Владимир тут же начертал

Ему надгробный мадригал. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Глава 2. XXXVII.

Имена реальных адресатов, как правило, заменялись условно-поэтическими Алина , Лаиса , Селина , Лила и тому подобными. Пример мадригала В. И. Туманского:

Вы все имеете, чем нежный пол гордится

Приятности, красу и свежесть юных лет

Кто знает разум ваш - дивится,

Кто знает сердце - тот своё вам отдает.

Нередко форма мадригала пародийно переосмыслялась и таким жанровым определением обозначалась эпиграмма . Пример такого «мадригала» - «Мадригал полковой даме» Н. С. Гумилёва:

Как гурия в магометанском

Эдеме, в розах и шелку

Так Вы в лейб-гвардии уланском

Её величества полку.

Также мадригалом называют магистральный сонет венка сонетов - архитектонической формы поэмы, состоящей из 15 сонетов.

Мадригал (ансамбль старинной музыки)

Ансамбль солистов «Мадригал» - один из старейших и наиболее авторитетных российских ансамблей старинной музыки. Основан в 1965 году Андреем Волконским, после эмиграции Волконского в 1972 году ансамбль возглавляла Лидия Давыдова (с перерывом в 1983 - 1992 годов, когда ансамблем руководил Олег Янченко).

С творчеством «Мадригала» связано открытие для широкого российского слушателя западноевропейской музыки добаховского периода. Монографические концерты и звукозаписи «Мадригал» посвящал музыке Франции, Англии, Италии, Испании, Германии, Нидерландов. В дальнейшем и хронологические, и культурные рамки деятельности ансамбля были расширены: «Мадригал» начал исполнять византийскую, южнославянскую и русскую музыку (вплоть до духовных концертов XVIII века), а в западноевропейской музыке дошёл до произведений IX-XII веков, хотя основой репертуара остаются сочинения XIV-XVIII столетий.

Ранний период истории «Мадригала» отмечен работой в составе коллектива ряда выдающихся музыкантов, в дальнейшем избравших сольную или иную карьеру: Марка Пекарского, Алексея Любимова, сестёр Лисициан. С 1972 по 1992 в «Мадригале» пел первый русский контратенор Е.В. Аргышев.

В 2008 году Московская государственная филармония реорганизовала ансамбль, сохранив прежнее название; новый коллектив возглавил лютнист Александр Суетин. Другие музыканты прежнего состава во главе с прежней руководительницей ансамбля Лидией Давыдовой также продолжили выступления под названием «Мадригал» и зарегистрировали в 2010 г. Автономную некоммерческую организацию «Мадригал». В 2011 году Лидия Давыдова скончалась.

За сравнительно небольшой срок «Мадригал» под руководством Суетина подготовил более пятнадцати оригинальных программ, стал участником фестиваля «Декабрьский ангажемент» в Калуге, «Дягилевские дни» в Перми, I Открытого фестиваля профессиональных оркестров в г. Чайковский, фестиваля «Классическая гитара в XXI веке» , культурных программ международного сотрудничества в Дании, на Мальте и в Швеции; а Александр Суетин и Анна Тончева приняли участие в постановке оперы К.Монтеверди «Орфей» в Пермском театре оперы и балета, ставшей обладательницей двух Национальных театральных премий «Золотая маска».

Примеры употребления слова мадригал в литературе.

Элегии, элегии без конца, мадригалы какие-то, рондо, чтоб их дьявол побрал, игрушки, безделки -- и все это тогда, когда деспотизм крепчает, крестьяне рабы, а Аракчеев и Меттерних шпицрутенами Европу хлещут.

ТРИ МАДРИГАЛА для сопрано, скрипки, альта, контрабаса, вибрафона, клавесина.

Уже ранние мадригалы Джезуальдо отличаются экспрессией, эмоциональностью и остротой музыкального языка.

Каждый голос, каждый звук должны найти для себя такую форму выражения, которая отвечала бы сути мадригала , а не была бы одним из механических воспроизведений, великое множество которых они слушали на пластинках, сравнивая, изучая, чтобы самим стать немного Джезуальдо, князем-убийцей, повелителем музыки.

Сандро подходит к Марио и Роберто, который безучастно молчит, что происходит, ты должен знать, а Марио: говорю тебе, не знаю, он бледен, смотрит в пространство, распорядитель что-то говорит Сандро и Лючо, беготня за кулисами, ее нет, сеньор, никто не видел, чтобы она приходила, Паола сжимает голову руками, ее корежит, будто сейчас вырвет, Карен поддерживает ее, и Лючо: ну пожалуйста, Паола, возьми себя в руки -- две минуты, Роберто смотрит на Марио, безмолвного и бледного, может быть, такой же безмолвный и бледный был Карло Джезуальдо, когда вышел из спальни, в программе пять его мадригалов , нетерпеливые аплодисменты, но занавес не поднимается, ее нет, сеньор, мы везде посмотрели, она не приходила в театр, Роберто вплотную подходит к Сандро и Марио: ты это сделал, где Франка?

Однажды нашел он на столе у него мадригалы Вольтера и поэмы Пирона, сперва удивился, зачитался, а там взял мадригалы себе и позабыл сделать Александру внушение.

Сегодня была тревога: у одного из воспитанников, Пушкина, Пилецкий нашел мадригалы Вольтера, поэта Пирона и прочие, как он выразился, пакостные книжки.

Роза вручила подарки прекрасной рыбнице, без запинки продекламировав мадригал кабатчика: - Господин Лебигр просит вас выпить это за его здоровье, которое очень пошатнулось по известной вам причине.

Дамбис пользуется здесь приемом стилизации старинных жанров - сарабанды, паваны, фроттолы, мадригала , - которые соединяются с современными звучаниями.

Солоновича Избранные канцоны, секстины, баллады и мадригалы Перевод Е.

Однако она в Этом не признавалась и в течение четверти столетия разыгрывала комедию помолвки с большим удовольствием, потому что ей нравилось волокитство, сопровождавшееся сочинением мадригалов и поднесением подарков.

К кому обращен этот любовный мадригал с петрарковскими реминисценциями - неизвестно.

Этот мадригал еще последовательнее, чем сонет 60, проводит параллель между работой скульптора над камнем и донны над любящим человеком.

madrigale ) - в классической поэзии небольшое по объёму лирическое стихотворение-комплимент, стихотворение хвалебного содержания.

Первоначально музыкально-поэтический жанр эпохи Возрождения. В XIV -XVI веках поэтические мадригалы создавались, как правило, для музыкального воплощения. Позднее литературный мадригал не связывался с музыкой и представлял собой жанр салонной и альбомной поэзии.

Образцы мадригалов в русской поэзии представлены произведениями А. П. Сумарокова , И. И. Дмитриева , В. Л. Пушкина , позднее - К. Н. Батюшкова , А. С. Пушкина , М. Ю. Лермонтова .

...Он Ольгу прочил за меня,

Он говорил: дождусь ли дня?..»

И, полный искренней печалью,

Владимир тут же начертал

Ему надгробный мадригал.

А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Глава 2. XXXVII.

Имена реальных адресатов, как правило, заменялись условно-поэтическими Алина , Лаиса , Селина , Лила и тому подобными. Пример мадригала В. И. Туманского :

Вы все имеете, чем нежный пол гордится

Приятности, красу и свежесть юных лет

Кто знает разум ваш - дивится,

Кто знает сердце - тот своё вам отдает.

Как гурия в магометанском

Эдеме, в розах и шелку

Так Вы в лейб-гвардии уланском

Её величества полку.

Также мадригалом называют магистральный сонет венка сонетов - архитектонической формы поэмы, состоящей из 15 сонетов.

Напишите отзыв о статье "Мадригал (литература)"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Мадригал (литература)

Он засмеялся сухо, холодно, неприятно, как он всегда смеялся, одним ртом, а не глазами.
– Ходить надо, ходить, как можно больше, как можно больше, – сказал он.
Маленькая княгиня не слыхала или не хотела слышать его слов. Она молчала и казалась смущенною. Князь спросил ее об отце, и княгиня заговорила и улыбнулась. Он спросил ее об общих знакомых: княгиня еще более оживилась и стала рассказывать, передавая князю поклоны и городские сплетни.
– La comtesse Apraksine, la pauvre, a perdu son Mariei, et elle a pleure les larmes de ses yeux, [Княгиня Апраксина, бедняжка, потеряла своего мужа и выплакала все глаза свои,] – говорила она, всё более и более оживляясь.
По мере того как она оживлялась, князь всё строже и строже смотрел на нее и вдруг, как будто достаточно изучив ее и составив себе ясное о ней понятие, отвернулся от нее и обратился к Михайлу Ивановичу.
– Ну, что, Михайла Иванович, Буонапарте то нашему плохо приходится. Как мне князь Андрей (он всегда так называл сына в третьем лице) порассказал, какие на него силы собираются! А мы с вами всё его пустым человеком считали.
Михаил Иванович, решительно не знавший, когда это мы с вами говорили такие слова о Бонапарте, но понимавший, что он был нужен для вступления в любимый разговор, удивленно взглянул на молодого князя, сам не зная, что из этого выйдет.
– Он у меня тактик великий! – сказал князь сыну, указывая на архитектора.
И разговор зашел опять о войне, о Бонапарте и нынешних генералах и государственных людях. Старый князь, казалось, был убежден не только в том, что все теперешние деятели были мальчишки, не смыслившие и азбуки военного и государственного дела, и что Бонапарте был ничтожный французишка, имевший успех только потому, что уже не было Потемкиных и Суворовых противопоставить ему; но он был убежден даже, что никаких политических затруднений не было в Европе, не было и войны, а была какая то кукольная комедия, в которую играли нынешние люди, притворяясь, что делают дело. Князь Андрей весело выдерживал насмешки отца над новыми людьми и с видимою радостью вызывал отца на разговор и слушал его.

(от итальянского madrigale или от латинского matricale - песня на родном (материнском) языке)

1) Согласно одной из версий, мадригал представлял собой пастушескую песню. Такая песня типично имела эротическое содержание. Со временем мадригал изменился и стал похож на эпиграмму.

Это - один из основных жанров многоголосной хоровой музыки. Небольшое музыкально-поэтическое произведение, обычно любовно-лирического содержания. Ранний, средневековый мадригал (Якопо да Болонья, Франческо Ландино) представлял собой двух- или трехголосное произведение, в котором использовались приемы имитационной полифонии. Инструментальное сопровождение служило для поддержки голосов или представляло собой интермедии-"отыгрыши". Как правило, мадригал сочинялся в строфической форме, но обязательно содержал заключительный "ритурнель", в котором появлялся новый музыкальный материал.

Мадригал получил развитие в эпоху Раннего Возрождения (XIV век) в поэтическом творчестве Ф. Петрарки, Дж. Боккаччо, Франко Саккетти, у композиторов П. Казелла, Ф. Ландини и других (2-3-голосная песня). В эпоху Позднего Возрождения (XVI век) мадригал - многоголосная вокальная поэма (обычно для 4 или 5 голосов) со свободным выбором поэтических форм. Развитая форма мадригала эпохи Возрождения сначала испытала на себе влияние фроттолы. Одно из высших достижений музыки своего времени, ренессансный мадригал оставался формой полифонической (четырех-, пяти- или шестиголосной), но в нем достаточно сильно проявлялось и гомофонное (вертикальное, аккордовое) начало. Эволюция на итальянской почве шла от простых, суровых хоров Якоба Аркадельта или Орацио Векки к сложным по фактуре и эмоционально богатым сочинениям таких авторов, как Лука Маренцио, Карло Джезуальдо и Клаудио Монтеверди.

Он получил большое распространение в Италии и в других странах западной Европы . Мадригалы писали Аркальдельт, Палестрина, Лука Маренцио, Монтеверди, Орацио Векки и прочие. Расширенный введением arioso, мадригал считается формой, предшествовавшей опере. Музыкальные инструментальные сочинения, схожие по своему складу с мадригалом, или переложения мадригала на инструменты, назывались Ricercare, Fantasia, Toccata. Madrigaletto - короткий мадригал, Madrigalone - большой мадригал. Расцвет английского мадригала (Уильям Бёрд, Томас Морли, Орландо Гиббонс) относится к более позднему периоду. Французский аналог мадригала - шансон (Клеман Жанекен) отличался широким применением изобразительных, звукоподражательных приемов . В немецком искусстве многоголосная песня (Lied) как национальный вариант мадригала не получила столь широкого распространения, как в других странах, и самые яркие мастера этого жанра не были немцами (голландец Орландо Лассо, фламандец Якоб Реньяр).

2) (литература)

Лирическое стихотворение с искусно переплетающимися рифмами (сходно с сонетом) и с шутливым или сентенциозным содержанием, соответствующим форме. Позднее - остроумный стихотворный комплимент, иногда иронический, адресованный даме.

Мадригал возник у итальянцев во время эпохи Возрождения и перешел в испанскую и французскую литературы, а затем и в русскую конца XVIII и начала XIX в, как жанр салонной и альбомной поэзии.

Мадригал был допустим лишь при легком увлечении. Он краток, подобен мимолетному роману, в нем всего две, три, четыре, но не более двенадцати строк. Искренность тут вовсе не обязательна, важно, чтобы прозвучал комплимент кокетке, пусть даже нежность выражения будет чуточку преувеличена. Ей это льстит, однако всерьез та, которой адресован мадригал, его не примет. Элегия - другое дело, там грусть и тоска неподдельны, хотя тоже порой преувеличены. Мадригалу необходимы остроумие и гипербола , шутка и немножко грусти, оттого автор, дескать и не посягает на взаимность, что чувствует себя недостойным ее внимания. Словом, светское кокетство, игра во влюбленность. А вот Пушкин вообще считал мадригал пошлым, поскольку в его годы все дамские альбомы были сплошь испещрены мадригалами.

Образцы мадригалов в русской поэзии представлены произведениями А.П. Сумарокова, И.И. Дмитриева, В.Л. Пушкина, позднее - К.Н. Батюшкова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. Имена реальных адресатов, как правило, заменялись условно-поэтическими Алина, Лаиса, Селина, Лила и тому подобными. Пример мадригала В.И. Туманского:

Вы все имеете, чем нежный пол гордится
Приятности, красу и свежесть юных лет
Кто знает разум ваш - дивится,
Кто знает сердце - тот свое вам отдает.

Нередко форма мадригала пародийно переосмыслялась и таким жанровым определением обозначалась эпиграмма. Пример такого «мадригала » - «Мадригал полковой даме» Н.С. Гумилёва:

Как гурия в магометанском
Эдеме, в розах и шелку
Так Вы в лейб-гвардии уланском
Её величества полку.

Также мадригалом называют магистральный сонет венка сонетов - архитектонической формы поэмы, состоящей из 15 сонетов.