Железhая гвардия возвращается! в молдову. Румынский национализм: от «Железной гвардии» до наших дней Легионеры и королевское правительство

Возникновение

В 1920-х годах в Румынии действовало студенческое антисемитское движение, которое финансировалось Министерством внутренних дел. Лидер движения К. З. Кодряну был одновременно секретарем профашистской Лиги национальной христианской защиты.

В 1927 г. К. З. Кодряну основал и возглавил Союз Михаила Архангела (с 1929 г. - Железная гвардия), ставший основной фашистской организацией Румынии.

9 декабря 1927 г. студенты - члены Союза Михаила Архангела, проводившие свой конгресс в городе Орадя-Маре в Трансильвании, устроили погром , во время которого было сожжено пять синагог; вслед за этим антиеврейские беспорядки вспыхнули по всей стране.

В начале декабря 1933 г. премьер-министр Й. Дука запретил Железную гвардию (за что 29 декабря он был убит ее сторонниками), но в 1935 г. она возобновила свою деятельность под видом партии «Все для страны» ("Totul Pentru Тара") и укрепила связи с германскими национал-социалистами . Она стала третьей по величине партией страны.

Установилось тесное сотрудничество между «Железной гвардией» и некоторыми церковными лидерами, например, митрополитом Виссарионом Пиу. «Железная гвардия» практиковала церковные ритуалы: обязательный молебен перед собраниями, поклонение мощам и т. д.

Печатный орган Железной гвардии, "Buna Vestire" («Благовещение»), и находившаяся под ее влиянием газета "Porunca Vremii" ("Команда нашего времени»), возбуждали антисемитизм в духе "Дер Штюрмер".

Железная Гвардия проводила конференции и студенческие митинги, которые часто сопровождались еврейскими погромами с уничтожением синагог, еврейских газет и магазинов, как в Тимишоаре в 1938 году.

Приход к власти

Усиление Железной гвардии вызвало опасения у короля Румынии Кароля II, и чтобы создать ей противовес, он поддержал другие правые антисемитские партии. В 1938 году король распустил партию Totul Pentru Тара.

Во время Второй мировой войны

В 1939 году, после установления курса на союз с нацистской Германией, было сформировано правительство с участием Железной Гвардии. Оно немедленно лишило евреев румынского гражданства. Начались повсеместные погромы и репрессии против евреев, особенно в Молдове (июнь-сентябрь 1940).

6 сентября 1940 г. фактическим диктатором Румынии стал маршал Й. Антонеску, возглавивший правительство, которое состояло в основном из членов Железной гвардии. Румыния была провозглашена государством национал-легионеров. Были приняты законы, устранявшие евреев из всех областей общественной жизни.

Под давлением Германии и Железной гвардии в сентябре 1940 г. Кароль II был вынужден отречься от престола.

8 ноября 1940 г., через два дня после официального прихода маршала Й. Антонеску к власти, Яссы были объявлены «столицей «Железной гвардии»«. Сразу после этого усилилось преследование еврейского населения. Лидерам общины города удалось заключить соглашение с руководством «Железной гвардии», по которому еврейская община выплатила фашистам шесть миллионов лей в обмен на прекращение репрессий. Поэтому во время погрома , который члены «Железной гвардии» организовали в Бухаресте, в Яссах не было нападений на евреев.

Железная гвардия настояла на принятии правительством Румынии решения о закрытии 600 синагог и передаче их зданий румынской православной церкви, но оно было отменено через три дня, после того, как глава еврейской общины В. Филдерман добился встречи с Й. Антонеску и рассказал ему об ущербе, нанесенном экономике страны, о незаконных арестах и других проявлениях произвола Железной гвардии.

Диктатор использовал эти сведения в борьбе с Железной гвардией, которая в ответ арестовала ряд еврейских лидеров, а 21 января 1941 г. предприняла попытку государственного переворота. В то время как одни отряды Железной гвардии вели бои с частями румынской армии за контроль над Бухарестом , другие нападали на евреев столицы. Было убито около 120 евреев в Бухаресте и 30 в провинции (особенно в Плоешти и Констанце), разрушено несколько синагог, в том числе Большая сефардская синагога .

Восстание было подавлено Антонеску; Хория Сима и другие руководители восстания бежали из страны.

После начала войны против Советского Союза (июнь 1941 г.) немецкие войска и полицейские Антонеску, к которым присоединились элементы Железной гвардии, предприняли антиеврейские акции, в том числе погром в Яссах (29 июня 1941 г.) и «поезд смерти», и других подобных нападений в Молдавии с тысячами жертв.

После второй мировой войны

После антнацистской революции 1944 года Железная Гвардия была разогнана, её членов посадили в тюрьмы. Нацисты в 1944 году учредили в Вене "румынское правительство в изгнании" во главе с Симом, которое просуществовало до конца войны.

В 1964 году в Румынии была объявлена всеобщая амнистия, и всех фашистов выпустили.

В официальных литературных журналах министерства культуры и министерства образования одобрялись официальные выступления румынских нацистов 1930-х гг. Например, в журнале «Рамурь» в декабре 1967 г. появилась статья, положительно оценивающая орган железногвардейцев «Сфарма пьятра».

В 1970-х годах в разных западных странах существовали эмигрантские группы Железной Гвардии.

После революции 1990 года, свергнувшей коммунистический режим в Румынии, среди возрожденных довоенных политических партий была и Железная гвардия.

Библиография

  • E. Weber, "The Man of the Archangel," in: G.L. Mosse (ed.), International Fascism (1979); * Z. Barbu, in: S.J. Woolf (ed.), Fascism in Europe (1981);
  • A.Heinen, Die Legion " Erzengel Michael" in Rumänien (1986);
  • F. Veiga, La mistica del ultranacionalismo. Historia de la Guardia de Hierro (1989);
  • R. Ioanid, The Sword of the Archangel: Fascist Ideology in Romania (1990);
  • L.Volovici, Nationalist Ideology and Antisemitism (1991).

Источник: "Searchlight Magazine", Великобритания,
Дата публикации: июль 2004 года

ЖЕЛЕЗHАЯ ГВАРДИЯ ВОЗВРАЩАЕТСЯ! В МОЛДОВУ.

Прикрываясь тонкими демократическими лозунгами, право-центристские политики проводят довольно опасную политику.

Hа первый взгляд молдавская политика достаточно проста. Прозападные христиан-демократы (хорошие ребята) выступают против Партии коммунистов авторитарной, старого стиля партии (плохие ребята), а международные СМИ в своих редких статьях об этой пост-советской республике, расположенной между Украиной и Румынией, часто прибегают к этому легкому объяснению положения вещей. Действительность, однако, намного сложнее и при более внимательном взгляде чемпионы демократии и человеческих прав оказываются прямыми потомками фашистского режима, ответственного за уничтожение 300 000 евреев и цыган на территории Бессарабии (тогдашнее название) во время второй мировой войны.

Христианско-демократическая народная партия во главе с харизматическим Юрием Рошкой имеет 9% парламентских мандатов. Часто организуя уличные демонстрации и другие зрелищные действия, эта партия считается главной оппозицией коммунистам, которые на выборах 2001 года получили абсолютное большинство мест в парламенте.

ФРОHТИСТЫ

ХДHП очень далека от настоящей европейской христианской демократии. Hа самом деле это марка политического движения, возникшего в начале 90-х годов под названием Hародный фронт, что можно перевести как "фронт народа" или "национальный". Движение появилось в результате политической либерализации во время славных дней перестройки Горбачева и быстро превратилось в радикал-националистическую организацию, которая с большим удовольствием использовала насилие против политических оппонентов и национальных меньшинств.

Одной из основных целей фронтистов является объединение Молдовы с соседней страной Румынией. Молдавский язык почти идентичен с румынским, а большая часть территории Молдовы в прошлом находилась в составе Румынии.

Около трети населения Молдовы не говорит на молдавском языке (это украинцы, русские, гагаузы - православные христиане тюркского происхождения, болгары, поляки, евреи, цыгане, армяне и многие другие национальности), их пугает мысль о том, что они вынуждены будут жить при румынской администрации.

Еще очень сильны воспоминания об оккупации Молдовы румынскими фашистами с 1941 по 1944 гг. Бухарестский режим Иона Антонеску был верным союзником Гитлера в войне против Советского Союза и в его плане об истреблении евреев и цыган.

Глава пропагандистского аппарата нацистской Германии Йозеф Геббельс писал в своем дневнике, что нацисты намного уступали Антонеску в его антисемитском, необыкновенно кровавом рвении. "Когда идет речь об еврейском вопросе надо сказать, что Антонеску действует намного радикальнее нас", - писал Геббельс.

Лидеры фронтистов и пресса неоднократно восхваляли режим Антонеску. Hа вершине фронтистского влияния на государственную образователную политику в середине 90-х годов в вузах и школах в приказном порядке было введено преподавание истории румын на базе учебника, изданного Петре Панаитеску в 1942 году. В фронтистских кругах активно выступают за реабилитацию Антонеску путем пересмотра истории.

АHТИСЕМИТИЗМ И АHТОHЕСКУ

Антисемитизм режима Антонеску оправдывал себя, потому как, по словам профессора Анатола Петренку, "многие румынские граждане еврейского происхождения защищали чужие, большевистские интересы" и "это предопределило румынские власти и общественность предпринять соответствующие меры".

Когда Петренку пишет о румынских университетах конца 30-х годов он подчеркивает, что "число студентов-евреев было (пропорционально) намного больше числа румынских студентов", что привело к "определенному недовольству среди молодых румын, которые позже вступили в движение легионеров". Это движение было фашистской организацией, известной как Легион святого Михаила или Железная гвардия, которой руководил фанатичный зачинщик погромов Корнелиу Кодряну, являющийся и идолом некоторых европейских фашистов наших дней.

Говоря о войне и участии евреев в коммунистичеком движении, Петренку утверждает, что "были причины для негативного отношения руководителей армии Антонеску к евреям Бессарабии". Это "негативное отношение" было не что иное как безжалостное истребление еврейского населения румынскими фашистами, сразу после начала нацистской операции Барбаросса в июне 1941 года.

Hа титульном листе ревизионистской книги Петренку (Бессарабия во второй мировой войне 1940-1944 гг), опубликованной в 1997 году, стоит штамп Молдавского государственного университета, указывающий, что эта работа была обсуждена и одобрена департаментом истории этого учебного заведения.

Вызывает недоумение тот факт, что спонсором этой книги и других исторических ревизионистских изданий является молдавский филиал фонда Сороса. Сегодня Петренку является председателем Ассоциации историков Молдовы.

Газета фронтистов "Цара" выступает с призывом назвать одну из центральных улиц молдавской столицы именем Антонеску и воздвигнуть монумент в его память. Павел Морару в статье, написанной в газете "Цара" 1999 года прославляет "смелость" и "ответственную политику" Антонеску. Он пишет, что "режим Антонеску был современной диктатурой, толерантной по отношению к демократии (обмен мнениями с демократической оппозицией, борьба с политической преступностью, введение всеобщей автономии, организация референдумов)".

Hе удивительно, что такие заявления вводят в шоковое состояние национальные меньшинства Молдовы, которые ежедневно запугивались вооруженными отрядами фронтистов, "волонтеров" 90-х годов.

ПРИДHЕСТРОВЬЕ

Межнациональное напряжение и разногласия, вызванные принятием нового закона о государственном языке привели к развязыванию гражданской войны в восточном регионе Приднестровья в 1992 году. В этой войне активно участвовали вооруженные отряды фронтистов и в ней погибло около 1000 человек. В настоящее время Приднестровье де-факто сепаратистская республика с сильным присутствием российской армии, которая в последнем десятилетии поддержала перемирие в регионе. Это дает России повод для сохранения в Приднестровье своих стратегических вооруженных сил.

Приднестровье является также магнитом для российских экстремистов. Впечатляет число российских фашистов, национал-экстремистов и национал-большевиков, посетивших регион чтобы поддержать это маленькое самопровозглашенное государство: от Владимира Жириновского до Виктора Ампилова и Эдуарда Лимонова.

Hа противоположном берегу Днестра ветераны приднестровской гражданской войны самые горячие сторонники ХДHП партии, которая возобновила пропагандистские кампании, призывающие к вооруженному решению конфликта.

"Hужна война", - сказал молодой националист, который сопровождал по Молдове корреспондента "Searchlight Magazine". "Другого выхода нет. Все не являющиеся настоящими румынами должны покинуть страну. Каждая страна должна принадлежать одной нации, как в Голландии, например". Возможно он имел в виду анти-имиграционную политику, унаследованную от Пима Фортуина.

HАЦИОHАЛИЗМ И HЕТОЛЕРАHТHОСТЬ

Международное сообщество, в частности ОБСЕ, прилагает большие усилия для мирного объединения Молдовы с Приднестровьем. Возвращение к конфронтации без сомнения привело бы к новой войне.

Hаше общество традиционно многокультурное, многонациональное, толерантное, но 90-е годы были периодом повышенного напряжения", вспоминает Илья Тромбицкий, один из учредителей Хельсинкской ассамблеи граждан, бывший депутат парламента и один из самых известных поборников прав нацменьшинств. Тромбицкий и его коллеги неоднократно подвергались нападениям и избиениям со стороны национал-экстремистов.

Следует отметить, что в Кишиневе есть особое место, символичное в истории европейского антисемитизма. В 1903 году здесь был совершен погром. "Hесомненно, в рядах фронтистов антисемитизм сильнее чем их руссофобные чувства", - утверждает П.М. Шорников, известный историк Холокоста и один из лидеров Социалистической партии. Он описывает ужасную историю одной ночи 1992 года, когда несколько десятков политических оппонентов Фронта, в составе которых не менее трети были евреи, подверглись физическому нападению.

ХДHП предрасположена и к другим формам нетолерантности. Hемного спустя после 11 сентября 2001 года эта партия задумала воспользоваться международным климатом исламофобии, в результате чего ее члены парламентарии заполонили парламент информациями о предполагаемом присутствии "террористов" среди арабских студентов, обучающихся в Междунарадном свободном университете Молдовы (УЛИМ).

РУМЫHИЗАЦИЯ

Культурная гомогенизация и насильственная румынизация страны - заявленные цели фронтистов. Хорошо известен документ под названием "Десять заповедей бессарабского румына", в котором вкратце излагается эта тенденция. Документ опубликован в газете "Цара" 4 февраля 1992 года.

Статья не подписана, но воспринимается как заявление об издательской политики "Цары". В ней говорится: "Великая Румыния - вот условие для вашего будущего существования. Поэтому вы ее должны любить так же сильно как самих себя". В заявлении содержатся рекомендации относительно семейной жизни, в частности такие: "Hе спешите связать себя брачными узами с представителями другой нации. Смешение хорошо для животных, но отнюдь не для людей".

Hеприязнь к смешанным бракам, которые широко распространены в Молдове, является скрытой, но сильной тенденцией в фронтистской пропаганде. В апреле 2004 года видный интеллигент националист Hиколае Дабижа опубликовал в своей газете "Литература ши арта" статью, в которой он заявляет, что дети, рожденные от смешанных браков "в лучшем случае посредственные личности и, как правило, не имеют никаких способностей, они становятся преступниками и неудачниками" с естественной тенденцией к "психическим расстройствам, преступлениям и проституции".

Дабижа продолжил нападки и на многих уважаемых общественных деятелей, обвиняя их в том, что у них смешанные семьи. Газета Дабижы - печатный орган Союза писателей Молдовы, в котором преобладают сторонники фронтистской идеологии в литературных кругах. Политически Дабижа связан с антикоммунистом Серафимом Урекяном, примаром молдавской столицы, который может стать следующим президентом страны, если правые смогут обеспечить ему достаточной поддержки со стороны электората на предстоящих выборах.

Есть еще одна национальная газета "Флукс", получившая известность тем, что опубликовала "Тесты патриотизма", где подстрекает читателей к ксенофобным действиям в различных ситуациях. Hедавно "Флукс" опубликовала статью "Hадоели эти русские", в которой автор писал: "Ума не приложу как дальше быть? Нам негде жить, потому что они живут в наших домах. Hам негде работать, потому что они заняли наши места. Hе знаю куда деться от их наглости. Знаю, что нет смысла прятаться, но, Боже мой, они всегда суют свой нос и действуют мне на нервы. Hе хочу больше их видеть! "

ЗАКОH И БЮДЖЕТ

26 октября 1994 года Парламент Республики Молдова принял Закон о печати. Статья 4 закона запрещает опубликование "материалов, оспаривающих и опорочивающих государство и народ, содержащих призывы к агрессивной войне, национальной, расовой или религиозной розни, подстрекательство к дискриминации, территориальному сепаратизму, общественному насилию, а также другие проявления посягательства на конституционный режим."

Хотя законодательством республики предусмотрены санкции за подстрекательство к национальной вражде, никто никогда не был осужден за подобные правонарушения, сказал корреспонденту Searchlight председатель паламентской комиссии по правам человека Михаил Сидоров.

"Цара" и "Литература ши арта" годами финансируются из бюджета соседней страны Румынии. Hапример, в 2000 году "Литература ши арта" получила 0,75 миллиарда леев (13.000 фунтов стерлингов), такую же сумму получила и другая газета "Гласул нациуний". К 2000 году дотации на "Литература ши арта" выросли до 1,5 миллиарда леев (26.000 фунтов стерлингов), а на "Гласул нациуний" соответственно до 1,2 миллиарда леев (21.000 фунтов стерлингов). У Searchlight есть копии государственных документов Румынии, подтверждающие это.

Финансирование осуществляется вопреки того, что сегодня мало политических сил в Румынии, за исключением может быть крайне правой партии Ромыния Маре, верят о возможном объединении с соседним государством. Hаоборот, многие румыны считают что лучше эти огромные суммы расходовать на улушение социальных условий в их стране, которая еще довольно бедная, нежели набить карманы боссов национал-радикального движения в Молдове.

"Из-за отсутствия центристских сил в сегодняшней Молдове для многих людей, которые отвергают националистическую идеологию ХДHП и которые воспринимают ее как серьезную угрозу Партия коммунистов - единственная альтернатива", комментируют ситуацию представители кишиневской интеллигенции. "События в Молдове начала 2002 года привели к поляризации политического спектра и ослаблению умеренных социально-демократических партий", объясняет редактор молодежного антифашистского журнала "Коллаж" Hаталья Синяева.

Президент Владимир Воронин предпринял немалые усилия для расширения ареала поддержки и для создания более широкого лево-центристского альянса. Это объясняется и присутствием среди советников президента молодых интеллектуалов с демократическим мышлением Марка Ткачука и Александра Петкова.

Hачиная с 2002 года, ХДHП организовала многочисленные демонстрации, на которых демонстранты требовали отставки Воронина. Руководство этой партии в своих выступлениях все интенсивнее декларирует европейскую интеграцию, права человека, демократию и выступает за вступление Молдовы в HАТО. Hо экстремистская суть партии осталась неизменной. Как сообщают некоторые региональные информационные агентства, Transitions On-Line, за два года в Кишиневе посол США Памела Гайд Смит ни разу не пригласила в посольство лидеров ХДHП.

Она встретилась с ними в другом месте в феврале 2003 года и то, только после просьбы представителя Белого дома, находящегося с визитом в Молдове. В сентябре 2003 года Госдепартамент США организовал пресс-конференцию, на которой представил нового посла США в Молдове Хетер Ходжес. Там один чиновник из американского правительства открыто назвал председателя ХДHП Юрия Рошку "ужасным человеком". Другие официальные лица также заявили, что представители ХДHП "экстремисты". Посольство США в Кишиневе сообщило представителю американского правительства, что ХДHП "присущи определенные акции насилия".

В то время как ХДHП чуть смягчила свою ксенофобную пропаганду есть опасение, что может появляться новая националистическая группа правого толка. "Рошка не истинный патриот. Он марионетка КГБ", сказал молодой националист в автобусе, добавив, что "сейчас пора выйти на сцену настоящим патриотам".

По оценкам Ильи Тромбицкого число молодых радикалов, готовых действовать в организации с более жесткой националистической программой составляет около 500 человек. Hе исключено, что последует новая волна насильственной конфронтации.

Рафал Панковски

Румыния не просто принадлежала к победителям в Первой мировой войне, но к странам, много выигравшим в этой войне; в самом деле, это королевство, возникшее в 1858 году в результате объединения княжеств Молдавии и Валахии и получившее независимость от Турции лишь в 1878 году, увеличило после войны свою территорию со 139 000 кв. км до 295 000 кв. км. В качестве члена Малой Антанты и союзника Франции и Польши Румыния представляла собой в 20-е годы и еще в начале 30-х важный политический фактор в Юго-Восточной Европе.

Но эта видимая сила ставила ее в весьма опасное внешнеполитическое положение. Румыния была окружена государствами, которые, за исключением Польши, не были согласны с ее новыми границами и предъявляли к ней определенные территориальные претензии. Это касалось прежде всего Советского Союза и Венгрии. Венгрия, обосновывая свою реваншистскую политику, указывала на присутствие значительного венгерского меньшинства в Трансильвании, составлявшего, по румынским (вероятно, преуменьшенным) оценкам, 1,42 миллиона и 7,9% общего населения. Немецкое меньшинство, также населявшее преимущественно Трансильванию, насчитывало 750 000 человек, то есть 4,1% румынских граждан. По отношению к этим меньшинствам румынское государство с его централизованным управлением проводило подчеркнуто националистическую политику. Наиболее враждебной была установка правительств, и особенно значительной части румынского народа, по отношению к еврейскому меньшинству.

Румынские евреи, составлявшие, по оценкам, 5% общего населения, занимали, однако, нечто вроде монопольного положения в слабо развитых видах деятельности - торговле и промышленности, и притом в коренной румынской части страны. В то время как еврейские торговцы и ремесленники в деревнях и маленьких городах, преимущественно не ассимилированные, вызывали к себе ненависть и презрение крестьянского населения, считавшего их эксплуататорами, румынские преподаватели и студенты боялись конкуренции своих еврейских коллег, составлявших почти половину румынского студенчества. Антисемитизм, который уже в 19-м столетии приводил к погромам, неоднократно вызывавшим протесты и вмешательство великих держав, был широко распространен среди румынского населения. Наряду с религиозным и социальным компонентами он содержал также национальный, поскольку румынские националисты видели в еврейском меньшинстве, значительной мере не ассимилированном и поддерживаемом из-за границы, инородное тело, нарушавшее национальную и социальную целостность румынского народа. Эту ситуацию могли использовать движения, основанные уже в 19-м веке Константином Стере и А. К. Кузой, выдвигавшие отчетливо выраженные националистические, антисемитские и социально-революционные популистские цели; эти движения оказывали все большее влияние на студентов и крестьян. В политико-идеологическом и даже в персональном отношении эти популистско-антисемитские организации были прямыми предшественниками румынского фашизма.

Впрочем, румынские фашисты могли использовать в своих целях не только вопрос о меньшинствах и еврейский вопрос, но также экономические, социальные, политические проблемы и кризисные явления. Междувоенная Румыния была во многих отношениях слаборазвитой страной, вдобавок сильно зависевшей от иностранного капитала. В 1930 году 80% общего населения все еще проживало в деревнях. Лишь 7,2% было занято в промышленности, часто принадлежавшей иностранным предпринимателям. Это прежде всего относилось к нефтепромыслам, более чем на 90% находившимся в иностранных руках. Несмотря на усилия румынских правительств, им не удалось сколько-нибудь справиться с отсталостью промышленности и устранить зависимость экономики от иностранного (особенно английского, французского и немецкого) капитала. Земельная реформа, проведенная в 1921 году, тоже не принесла желательных результатов. Она коснулась прежде всего крупных землевладельцев нерумынской национальности, тогда как румынские бояре, владевшие 60% земли в коренных румынских местностях, хотя и составлявшие всего 5% всех землевладельцев, были мало затронуты этой мерой. Все же в конечном счете почти 6 миллионов гектаров земли были разделены между 1,4 миллиона крестьян. Однако вновь возникшие крестьянские дворы часто оказывались слишком малыми и недостаточно сильными в денежном отношении, чтобы увеличить урожайность за счет использования машин и искусственных удобрений. Большей частью их производительность покрывала лишь их собственные потребности. Ввиду высокой рождаемости и недостатка рабочих мест в промышленности не удавалось также решить проблему перенаселения деревни. В такой аграрной стране, как Румыния, где особенно ощущалось влияние мирового экономического кризиса, в тридцатые годы произошло дополнительно обострение структурных экономических и социальных проблем, что привело к кризису и, в конце концов, к разрушению системы правления, и без того представлявшей лишь видимость парламентаризма.

По конституции 1923 года Румыния была парламентской монархией. При этом король мог не только использовать, но и расширять предоставленные ему конституцией права. Поскольку он мог в любое время распустить парламент, формирование правительства находилось фактически в его руках. Сверх того, не выборы определяли правительство, а, напротив, исход выборов зависел от того, каким было правительство. Это объяснялось, с одной стороны, незаконными фальсификациями, а с другой - конституционным законом, по которому партии, получившей свыше 40% поданных голосов, доставалось более 50% мест в парламенте, причем этот парламент, состоявший из 380 членов, выбирался непрямым путем. Такой порядок, единственный в Европе того времени, приводил к тому, что победившая партия, как правило, располагала 70% мест, что превращало всю эту парламентскую систему в фарс. Получалось так, что однажды пришедшая к власти партия предсказуемым образом выигрывала выборы, а затем, когда король распускал парламент и назначал новое правительство, столь же предсказуемо их проигрывала. Вследствие этого у власти сменялись партии, почти не отличавшиеся друг от друга ни социальным составом, ни даже программами. Исключение составляли в этом отношении партии национальных меньшинств и социалисты - коммунистическая партия была в 1924 году запрещена и на 20 лет загнана в подполье. Но эти партии оставались крайне слабыми и не могли повлиять на мнимо-парламентскую процедуру. Таким образом, Либеральная партия Иона Брэтиану сменялась в правительстве Национальной крестьянской партией, возникшей из слияния Национальной партии Юлиу Маниу и Крестьянской партии Михалаке, а эта, в свою очередь, сменялась Национальной народной партией Йорги и Авереску. После 1931 года либеральная и Национальная крестьянская партии неоднократно раскалывались, что делало румынскую парламентскую систему еще более необозримой. В то же время и без того небольшое влияние парламента еще более ограничил король Кароль II, вернувшийся в июне 1930 года из изгнания, вызванного его вторым браком с женщиной ненадлежащего сословного положения. Начиная с выборов 20 декабря 1937 года, он назначал только таких премьер-министров, которые имели слабую поддержку населения и поэтому полностью зависели от него. Затем в феврале 1938 года он отменил действовавшую до этого конституцию, еще более усилив позицию короля. Избирательный возраст был повышен до 30 лет, а гражданские права еще больше ограничены. После «референдума», завершившегося предсказуемым почти стопроцентным результатом, 30 марта 1938 года были распущены все политические партии. Введение этой абсолютной монархии, получившей у современников название «королевской диктатуры», не было реакцией на действия либеральных или левых сил. Деятельность нелегальной коммунистической партии ограничивалась организацией отдельных забастовок и демонстраций местного характера. Королевская диктатура была вполне однозначно направлена против подъема фашистской «Железной гвардии» Кодряну.

Кодряну родился в 1899 году. Он был сыном происходившего из Буковины румынского националиста, переделавшего свою настоящую фамилию Зелинский на румынский лад в Зеля и прибавившего к ней прозвище «Кодряну». Молодой Кодряну вначале примкнул, как и его отец, к уже упомянутой антисемитско-националистической организации Кузы, которую он, впрочем, покинул в 1926 году, так как она казалась ему недостаточно воинственной и дисциплинированной. В 1927 году он основал вместе с другими студентами «Легион архангела Михаила», позже названный «Железной гвардией».

Корнелиу Кодряну

Необычное для политического движения религиозное наименование, связанное с архангелом Михаилом, не было случайным. В самом деле, крайне националистические, антикоммунистические и прежде всего антисемитские цели этой партии сопровождались элементами туманной мистики, впрочем, никоим образом не стеснявшей ее агрессивность. Именно это подражание определенным религиозным символам и образцам доставило легионерам, часто называвшим себя также «крестоносцами», притягательную силу в глазах сельского населения. Активное ядро «Железной гвардии», состоявшее из студентов, преподавателей и небольшого числа рабочих, проводило интенсивную пропаганду среди крестьян, сближавшую эту партию с русскими народниками Но в методах борьбы они скорее напоминали анархистов. И в самом деле, жертвами террора «Железной гвардии» стали многие, решавшиеся преградить дорогу легионерам. Эти насильственные действия, почти не преследуемые правосудием, по-видимому, вызывали у многих румын скорее сочувствие, чем отталкивание. Во всяком случае, число сторонников «Железной гвардии» резко возросло, и легионеры проводили повсюду в стране свои пропагандистские мероприятия и совершали политические убийства.

«Железная гвардия», конец 1930-х гг.

После присоединения к «Железной гвардии» некоторых мелких праворадикальных и фашистских группировок она получила на выборах 1932 года 5 мест в парламенте, а в декабре 1937 года 16% голосов и 66 мест из общего числа 390. Этот успех был, во всяком случае, одной из причин диктаторского курса, принятого с этих пор королем Каролем II. Сюда относилось повышение избирательного возраста до 30 лет, поскольку легионеры - как и члены всех фашистских партий в их начальной стадии - были очень молоды, и в особенности запрет «Железной гвардии», еще до общего роспуска всех партий. 19 апреля 1938 года Кодряну вместе с другими лидерами «Железной гвардии» был арестован и осужден на десять лет принудительных работ. 30 ноября он был застрелен «при попытке к бегству». Но это политическое убийство не могло задержать дальнейший подъем «Железной гвардии», которую теперь возглавил Хориа Сима. При этом она получила поддержку фашистских режимов Германии и Италии, с которыми и раньше Кодряну поддерживал тесную связь. В первое время запрещенная, но вовсе не разбитая «Железная гвардия» могла извлекать пользу из своей приверженности фашистским образцам, неоднократно подчеркиваемую в выступлениях Кодряну. Это объяснялось внешнеполитической ситуацией, складывавшейся для Румынии все более неблагоприятно, поскольку она была связана союзными отношениями с Польшей, Чехословакией, Югославией и Францией.

Румыния должна была не только примириться с аннексией Судетской области, но и не пришла на помощь Польше, когда на нее напали Германия и Советский Союз, хотя по договору была обязана это сделать18. 27 мая 1940 года был подписан так называемый «нефтяной пакт» с Германией, по которому Румыния обязывалась поставлять Германии всю добываемую нефть. Однако это сближение с Германией не помешало Советскому Союзу по соглашению с немцами оккупировать Бессарабию и Северную Буковину. Но когда король Кароль II согласно Второму Венскому арбитражу 30 августа 1940 года подчинился решению Гитлера, по которому Венгрии была возвращена значительная часть Трансильвании, приобретенной Румынией по Парижскому мирному договору, это вызвало в народе такую бурю негодования, что Кароль II вынужден был отречься от престола в пользу своего сына и удалиться в изгнание.

Этим и завершился период королевской диктатуры, поскольку с этого времени страной управлял не новый король Михай, а генерал Ион Антонеску, установивший в союзе с «Железной гвардией» террористический режим, жертвами которого были многие коммунисты, и прежде всего евреи. В середине января 1941 года возникла прямая борьба за власть между Антонеску и легионерами под руководством Хориа Сима, восстание которых было жестоко подавлено. Хориа Сима и другие лидеры «Железной гвардии» напрасно надеялись на поддержку Гитлера, который из политических соображений принял сторону Антонеску, считая его более надежным союзником, чем радикальных легионеров. Хориа Сима вместе с другими лидерами «Железной гвардии» удалось с помощью СД бежать в Германию, где они были интернированы. Так решилась судьба «Железной гвардии». Оставшиеся в стране ее члены подвергались преследованиям и арестам. После кровопролитной войны с Советским Союзом, в которой Румыния участвовала на стороне Германии, 26 августа 1944 года Антонеску был свергнут. Лишь после этого Хориа Сима был освобожден из концентрационного лагеря Бухенвальд и назначен Гитлером главой румынского эмигрантского правительства. Но это решение уже не имело политического значения, так как Румыния вскоре была оккупирована Красной Армией.

Хориа Сима

Хотя «Железная гвардия» возникла в слаборазвитой аграрной стране, где было немного промышленных рабочих и где левое движение почти не имело значения, эта партия относится к группе фашистских движений. В самом деле, она ориентировалась в политическом и организационном отношении на фашистские образцы и ставила себе националистические, крайне антисемитские, антикоммунистические и социально-революционные цели и в то же время отличалась радикальным стремлением к уничтожению. После того как она приобрела массовую базу, она подверглась преследованию и запрещению со стороны королевской диктатуры Кароля II, затем была введена в правительство Антонеску и, наконец, разгромлена его диктаторской властью. Но в отличие от большинства других фашистских движений «Железная гвардия» возникла не в ситуации кризиса парламентской системы, поскольку в Румынии такая система еще не успела образоваться. Значительной отсталостью страны объясняется и тот факт, что члены «Железной гвардии», за исключением студентов, преподавателей, офицеров и немногих рабочих, были главным образом из низших слоев сельского населения. Это обстоятельство, а также ее утопически-реакционная программа, производящая определенное социально-революционное впечатление, придают ей специфический характер. Но если в этих моментах «Железная гвардия» существенно отличается от итальянского фашизма и немецкого национал-социализма, то она обнаруживает, с другой стороны, большое сходство с партией хорватских усташей.

Випперман В. Европейский фашизм в сравнении (1922 - 1982 гг.). Новосибирск, 2000, С. 85 - 91.

«Железная гвардия », известная также как «Легион Михаила Архангела » и «Легионерское движение », представляла собой румынское консервативно-революционное и религиозно-националистическое движение 1920-1940-х гг., основателем (в 1927 г.), вдохновителем и лидером которого был Корнелиу Зеля Кодряну (1899-1938). Спецификой Легиона и его идеологии, в сравнении с движениями Третьего пути, были его радикальный антимодернизм и религиозный, даже мистический, порыв. Мы здесь, по сути, встречаемся с реальной попыткой приложения традиционных принципов к политической сфере. Лично знакомый с Кодряну и восхищенный духовностью его движения Юлиус Эвола так отзывался о его личности:

…Корнелиу Кодряну кажется нам одной из самых светлых, самых верных, проникнутых глубиной идеализма и благородного безразличия к собственной личности фигур, которые мы имели возможность знать в аналогичных движениях других стран .

Движение и его лидер, которого называли «Капитан», имели огромную популярность, прежде всего, среди сельского населения, но также среди рабочих и интеллектуалов Румынии. Число его последователей достигало 600 тысяч. Так, «Железную гвардию » подержали историк религии и писатель Мичра Элиаде, писатель и философ Эмиль Чоран, мыслитель Нае Йонесу и др.

Эту организацию нельзя назвать в строго смысле политической, т.к. она скорее походила на средневековый орден, сочетавший в себе принципы монашества и рыцарства. В отличие от коммунистов и фашистов у легионеров не было никакой четкой политической программы. Корнелиу говорил: «…нам нужны не программы, а люди, новые люди». Идеологию «Железной гвардии » можно эксплицировать из главного труда Кодряну «Моим легионерам » (Pentru legionari , 1936). Основной деятельностью организации было воспитание привлеченных людей в представителей новой элиты Румынии. Согласно Кодряну,

Легион – в гораздо большей степени школа и армия, чем политическая партия. Все самое благородное, самое чистое, самое трудолюбивое и самое храброе, что сумела породить наша раса, самая прекрасная душа, которую может вообразить наше сознание – вот то, что должен создать легионер.

Духовная политика

Конечной целью Легиона было создание православного румынского государства, сущностью и целью которого станет примирение румынского народа с Богом. «Железную гвардию » с ее религиозным порывом можно сравнить разве что с «Испанской Фалангой ». Для Кодряну румынская национальная идея была неотделима от православия. Он заметил в разговоре с традиционалистом и консервативным революционером Юлиусом Эволой, что поскольку православию чужд дуализм веры и политики, оно дает движению необходимые этические и духовные принципы. При этом в книге «Моим Легионерам » Кодряну подчеркивает, что их взгляд серьезно отличается от православного, т.к. последний лежит значительно выше:

Мы не можем принизить эту линию, чтобы объяснить наши поступки.
Мы, через наши действия, через все действия и наши мысли, стремимся к этой линии, поднимаемся к ней настолько, насколько позволяет тяжесть грехов души и на осуждение которых мы были обречены через первородный грех.

В православии содержится вселенская идея, которая превосходит интернационализм и всякий абстрактный универсализм:

Вселенская идея это идея общества, понимаемого как жизненное единство, живой организм, как совместная жизнь не только с нашим народом, но и с Богом и нашими мертвыми .

Народ понимался Кодряну не как условная совокупность индивидов, но как единый организм, который существует в истории, сохраняя свои глубинные константы. Народ творится Богом. Бог вкладывает в него идею, которая определяет его судьбу и миссию. Народ не сводится к актуальному населению, он включает в себя умерших и еще не рожденных. Кроме того, народ неотделим от «почвы», от пространства:

Мы родились во тьме веков на этой земле вместе с её дубами и елями. С ней мы связаны не только хлебом и существованием, которое она нам даёт, обрабатывая её тяжелым трудом, но и костьми наших предков, что спят в этой земле. Все наши родители здесь. Вся наша память, вся наша военная слава, вся наша история здесь, в этой земле.

Таким образом, утверждается единство веры, народа, истории и земли. Ссылаясь на Откровение св. Иоанна Богослова, Кодряну утверждает, что народ не есть лишь историческая сущность, но и в ином, вечном мире, в Царствии Небесном, каждый народ займет свое место. Целью существования народа является не жизнь и не земное благо:

Заключительная цель не жизнь, а ВОСКРЕШЕНИЕ. Победа нации во имя Спасителя Иисуса Христа. … Каждый народ имеет своё место перед троном Господа. Этот финальный момент «воскрешения из мёртвых» – это самая высокая и возвышенная цель, которой может достичь нация.

Духовный национализм

Нужно сказать несколько слов о специфике национализма легионерского движения. Политический путь Кодряну начинается со вступления в националистическую организацию «Гвардия национального самосознания », которая боролась с влиянием коммунизма в Румынии. Также он выступал за национальную форму социализма, поэтому им был подписан документ «Кредо национал-христианского социализма », а в 1923 г. Кодряну создает вместе с Александром Кузой «Лигу национальной христианской обороны ». Однако вскоре Кодряну разорвал с ним связи из-за его грубого антисемитизма. У Кодряну критика еврейства опиралась на социально-экономическую основу, а не на расовую и биологическую. Кроме того, он считал, что проблемы Румынии не сводятся к еврейскому вопросу, но она требует обновления на православных и национальных началах. По мнению некоторых исследователей, легионерское движение не было националистической организацией в строгом смысле, поскольку его цели не совпадали ни с одним националистическим движением Европы того времени. Его целью было создание «нового человека» как идеологического фундамента нового румынского государства. Легион исходил «не из необходимости борьбы за интересы одного государства или одного народа, но от стремления создать моральную модель «политического солдата», которая бы стала краеугольным камнем «духовной революции». Эта идея является вполне приемлемой для любого народа. Национализм легионеров был во многом религиозным и культурным и, поэтому, этнически инклюзитивистским. В его рядах действовали русские, болгары, сербы, украинцы, греки, а у самого Кодряну были друзья среди евреев. Принадлежность румынскому народу определялась принадлежностью к православию. Кодряну писал, что «религия является для нас отправной точкой, а национализм – следствием».

Неприятие интернационализма и утверждение религиозных ценностей естественно делало легионеров антикоммунистами. Еще одной чертой коммунизма, отвергаемый Легионом , был его урбанизм. Легионерскую критику коммунизма можно сравнить с критикой марксизма со стороны русских народников. Если коммунисты ориентировались на городское население и вообще были сторонниками урбанизации, то Кодряну являлся сторонником культурных традиций Румынии, связанных в первую очередь с селом. Поэтому Кодряну впоследствии стремился проводить кампании своих партий в сельских областях. Хотя легионеры и были ярыми антикоммунистами, их идеи характеризовал также антикапитализм. Они боролись против спекулятивного капитала во имя человека труда и социальной справедливости. Кодряну писал: «Недостаточно лишь разгромить коммунизм. Мы должны также бороться за права трудящихся. Они имеют право на хлеб и достоинство». Легионеры создавали сотни трудовых лагерей, занимавшихся ремонтом деревенских мостов, дорог и церквей, строительством дамб, рытьем колодцев. Все это способствовало, как они полагали, коллективной и национальной солидарности.

Духовная революция

В отличие от иных консервативно-революционных движений, «Легион Михаила Архангела » отказывался от всякого компромисса с актуальной социальной действительностью. Кодряну не интересовали временные политические завоевание. При этом революция была важна не как инструмент, но как сама стихия, т.к. именно в ней должно происходить преображение человека в героя, в «нового человека». Революция, следовательно, имеет не сугубо политические и социальные, но духовные задачи. «Новый человек» и «новый мир», о которых твердил Кодряну, не есть результат революционного процесса, поскольку они имманентны самому революционному действию, процессу. Они не есть нечто внешнее, но выкристаллизовываются внутри самого революционера. Только реализовав «нового человека» и «новый мир» в себе, можно стать фундаментом нового общества и государства. Кодряну преследовал долговременную стратегию, желая создать сначала героический тип, который сможет стать фундаментом нового общества:

Сегодня румынский народ нуждается в великом воспитателе и в вожде, который преодолеет силы тьмы и разобьет исчадие ада! Чтобы быть способным к этому, он должен сначала победить и искоренить зло и мрак в своей собственной груди и в сердцах его товарищей. Из этого железного самовоспитания легионеров возникнет, сияя, новый человек, родится героический человек! Этот человек будет в нашей истории стоять как великан, который борется против всех врагов отечества и побеждает их. Однако его борьба и победа простираются также на тех невидимых врагов, которые находятся в союзе с силами тьмы.

Духовное значение легионерской консервативной революции прекрасно описано в М. Элиаде в статье «Почему я верю в победу легионерского движения ». Он называет ее ментальной, религиозной, христианской революцией, направленной против греха. Образ Архангела Михаила здесь не случаен, т.к. именно он стоит во главе ангельского воинства, которое в конце времен сокрушит дьявола. Этот образ, так же как образы «нового мира» и «нового человека», указывают на проникнутость легионерской идеологи мощными эсхатологическими чаяниями. Сам Легион являлся аллюзией страшного небесного воинства, сошедшего с небес, чтобы восстановить справедливость и привести все в соответствие с сакральным порядком вещей. Элиаде пишет, что «никогда еще целая нация не испытала христианскую революцию, никогда еще Спасение не понималось как революция силы Духа против Греха и слабого тела». Он замечает, что хотя сегодня весь мир существует под знаком революции, румынская революция совершенно иной природы, чем революции иных народов. Если коммунизм совершает революцию под знаменем классовой борьбы и экономики, фашизм – государства, национал-социализм – расы, «то легионерское движение возникло под знаком архангела Михаила и будет побеждать Божьей милостью».

Революция должна быть национальной, поскольку ее задача – пробудить национальный архетип румынского народа. Это пробуждение, в свою очередь, имеет духовную, религиозную цель – примирение народа с Богом. Пробуждение национального сознания Кодряну описывал так:

Это состояние внутреннего света. То, что до сих пор неосознанно и инстинктивно покоилось в душе народа, теперь входит в светлый свет сознания. Так вызывается состояние всеобщего душевного просветления, которое до сих пор было даровано только великому религиозному порыву. Но мы по праву можем назвать это состояние состоянием национальной, народной религиозности .

Смерть – Любовь — Свобода

Героическая смерть становится культом в «Железной гвардии ». На стене комнаты общежития, где поначалу собирались легионеры, было начертано «Тот, кто умеет умирать, никогда не будет рабом». Именно поэтому элитой Легиона становится именно «команда смерти», своего рода легионеры-смертники. Кодряну говорил: «С улыбкой на устах мы смотрим в лицо Смерти. Мы команда Смерти, которая победит или умрет».

Готовность умереть, отсутствие страха смерти означает преодоление жизненных интересов, инстинкта самосохранения. Это победа над детерминизмом жизни, а значит обретение подлинной тотальной свободы. Легионер разрывает цепи духовного, биологического и экономического рабства. Элиаде писал:

Тот, кто вступает в Легион, всегда будет носить рубашку смертника. Это означает, что легионер является настолько свободным, насколько смерть не может его устрашить.

Православное понимание смерти неотделимо от веры в воскресение. Поэтому смерть значила для легионеров преображение, становление «новым человеком» в «новом мире». Кодряну говорил: «Кто отказывается от смерти, отказывается от воскрешения!»

Любовь (к Богу, Родине, соратникам) понималась легионерами как путь победы над страхом смерти, над самой смертью. Любовь открывала иной, благостный аспект смерти, приводя легионера к своего рода «иерогамии» с ней. Именно поэтому легионеры пели: «Смерть, только смерть легионера, самая дорогая невеста среди невест». Смерть для легионера имела не только личное значение, но понималась как вклад в дело возрождения народа. Героическая смерть, с одной стороны, интерпретировалась как жертва, искупающая грехи народа, с другой – как толчок для пробуждения народной души. Она способна дать народу больше сил, чем любые другие политические методы.

Что касается войны, то она понималась Кодряну как, прежде сего, духовный конфликт, который предшествует борьбе вещественных сил. Следовательно, победа постигается сначала на «небесах», а затем уже на «земле». В «Руководстве для гнезд » сказано по этому поводу:

Войны выигрывают те, кто умели из дуновений, из неба, заклинать таинственные силы невидимого мира и обеспечивать себе их помощь. Эти таинственные силы – это души наших предков, которые когда-то, вцепившись в нашу землю, умерли ради ее защиты, и сейчас продолжают жить в нас, их детях, внуках и правнуках. Но над душами мертвых стоит Бог.

Рыцарско-монашеский орден

Жизнь легионеров можно уподобить жизни рыцарско-монашескому ордена. Нормы жизни Легиона описаны в тексте Кодряну «Руководство для гнезд » (1933). В Легионе царила жесткая дисциплина, религиозный дух (молитва и пост) и братство, где каждый легионер подчинялся кодексу чести. Руководителями отделений («гнезд») становились благодаря заслугам и возможностям. Гнезда управлялись шестью законами: законом дисциплины, законом работы, законом молчания, законом образования, законом взаимопомощи, законом чести. «Железная гвардия » делилась на пять организационных групп: «боевой крест» – молодежь в возрасте от 14 до 20 лет; «легионерский корпус» – молодежь от 21 до 28 лет; студенческая секция; женская секция; политическая секция – люди старшего возраста; «команда смерти» – особую группа легионеров, которые готовы убивать и умирать.

Кодряну понимал фундаментальное воспитательное значение ритуала и символов, поэтому стремился превратить быт легионеров в «господство ритуала». На их собраниях исполнялись гимны, наполненные религиозным смыслом. Песня была одним из четырех основных принципов организации, наряду с верой в Бога, верой в свою миссию и взаимной любовью. Песня скрепляла легионерское братство внутри и связывала его с подвигами предков. Песня к тому же имела духовное значение:

Если не сможете петь, знайте, что в глубине вашего душевного естества засела болезнь, или что время наложило грехи на вашу чистую душу, и если вы не сможете излечиться, отойдите в сторону, уступите место тем, кто сможет петь.

Все собрания легионеров начинались и заканчивались песней и танцем. Хоря Сима называл танец важнейшей вещью, завещанной Капитаном грядущим поколениям. Возможно, эта традиция уходит своими корнями в экстатические пляски предков румын – фракийского народа даков , которые, в свою очередь, восходят к культу Диониса, зародившегося во Фракии. Исследователи обращают внимание на присутствие во взглядах и ритуалах легионеров элементов «народного» христианства, базирующегося на полуязыческой крестьянской традиции, что М. Элиаде называл «космическим христианством».

Духовная жизнь легионеров включала в себя, кроме участия в обычных богослужениях, исихастские практики, пост, или «черный пост» (три дня в неделю они воздерживались от любой пищи). Для передового корпуса («команда смерти») действовало правило целибата. Аскетичность Легиона опиралась на православную антропологию. Поскольку человек, кроме духовной компоненты, имеет в себе плоть, его задача заключается в установлении господства духа над плотью. Если последняя побеждает, то такое состояние именуется адом. Господство же духа является предпосылкой подлинной силы и героизма.

В Легионе имели место своего рода инициатические ритуалы с использованием крови. Для Кодряну кровь являлась духовной ценность, священной жидкостью. Легионеры писали клятву собственной кровью, а члены «команды смерти» во время ритуала «давали немного собственной крови в стакан, из которого потом все пили то, что объединяло их друг с другом в жизни и смерти».

Ложность демократии

Кодряну, являясь элитаристом и сторонником монархии, в своей книге «Моим легионерам » указывает на ряд деструктивных черт парламентской демократии. По его словам, демократия опирается лишь на понятие индивида и его права, пренебрегая и населением и народом как исторической сущностью, что приводит к анархии и индивидуализму. Демократия раскалывает народ на партии. В связи с отсутствием преемственности власти демократия не дает возможности реализовать большую программу. При демократии политик не может служить народу, т.к. он находится в зависимости от своих «электоральных агентов» и однопартийцев, по этой же причине она не способна создавать реальный авторитет. Демократия находится на службе финансовой олигархии и крупного капитала.

По мнению Кодряну, народ не может управлять сам собой в принципе, поэтому само понятие демократии лживо. Массы не могут справиться с

…самыми тонкими и самыми непостижимыми нормами человеческого руководства, нормами, которые стоят выше нее и ее повседневных жизненных потребностей, нормами, которые не касаются ее непосредственно, а предназначены для более высокой реальности – для вечной нации!

Следовательно, народ не может управлять самим собой, им должна управлять элита, его лучшие представители. Однако масса не способна избрать достойную элиту, т.к. она капризна и непостоянна, ее поддержку может завоевать любой кандидат, особенно тот, кто будет апеллировать к ее наиболее приземленным потребностям.

Сама идея выборов ложна, т.к. правду нельзя установить с помощью голосования, она не зависит ни от большинства, ни от меньшинства, она несет свои вечные законы в себе и осуществляет их вопреки всем решениям. Руководящий слой должен опираться на принцип социального отбора:

Этот отбор происходит естественным путем из всего народного тела, то есть из больших здоровых масс крестьянства и рабочего класса, которые связаны неразделимо с землей своей родины. Из их среды прорастет слой людей, которые принесут с собой определенные руководящие качества, и обученные затем соответствующим образом, разовьют и углубят их в дальнейшем.

Национальная элита должна осуществлять следующие задачи: руководить нацией согласно вечным жизненным законам народа; заботиться о достойной смене, подрастающем поколении. Принципами выстраивания руководящего слоя являются: душевная чистота, способность к творчеству и труду, смелость, спартанская жизнь, бедность, «т.е. добровольный отказ от приобретения себе земных благ и от зависимости от них», вера в Бога, любовь.

Судьба Железной гвардии

После парламентских выборов 1937 года легионеры, объединенные в партию «Все для Родины », становятся реальной политической силой. Испугавшись роста легионерского движения, в 1938 г. король Румынии Карол II развернул против него репрессии. Был арестован Кодряну и многие другие легионеры (в том числе М. Элиаде и Н. Йонеску). Его осудили на десять лет каторжных работ, но в этом же году, вместе с тринадцатью соратниками, он был расстрелян. Согласно официальной версии, это произошло в результате попытки побега. По другой версии, они были задушены в Танкабештском лесу. За 1939 г. 1200 легионеров были арестованы, посажены в тюрьму и уничтожены.

21 сентября 1939 г. легионерам удалось отомстить премьер-министру Калинеску за убийство своего вождя. Это повлекло за собой казнь от 250 до 400 легионеров.

После свержения короля в 1940 г., когда Румынию возглавил генерал Йон Антонеску, представители «Железной гвардии » вошли в правительство, в том числе и новый лидер Легиона Хоря Сима, ставший вице-премьером. Румыния была провозглашена «Национальным легионерским государством», а Легион стал единственной легальной партией. Почувствовав власть, легионеры под руководством Симы, развязали волну убийств политических оппонентов, которых они обвиняли в расправах над их соратниками. Сима не следовал строгому православию Кодряну и, разделяя идеи Лиги Кузы, склонялся скорее в сторону германского нацизма. Он дошел даже до еврейских погромов, немыслимых при Кодряну.

Вскоре возник конфликт между Симой и Антонеску, в результате которого наиболее влиятельных легионеров сняли со всех государственных постов. В ответ на это в январе 1941 года легионеры подняли восстание с целью осуществления государственного переворот, но безуспешно. Антонеску с личного одобрения Гитлера жестоко подавил мятеж при поддержке румынской и немецкой армий. «Железная гвардия » оказалась вне закона, и 9 тыс. членов были арестованы. Нужно отметить, что отец Кодряну был резко против восстания. Во время этого кризиса был также спровоцирован еврейский погром в Бухаресте, в результате которого были жесткого убиты десятки евреев.

Сговор с Антонеску и последующий мятеж, которые привели Легион к краху, явно противоречили тому смыслу, который вкладывал в эту организацию Кодряну.


"Величественная фигура Кодряну,
создателя и организатора
легионерского движения,
высшего образца жертвенности,
окружена в глазах всех легионеров
ореолом святости и мученичества..."
Эмиль Чиоран

13 сентября 1999 всё консервативно-революционное человечество отметило столетие со дня рождения железного капитана румынского гвардизма Корнелиу Зеля Кодряну. Это имя незнакомо абсолютному большинству отечественных "интеллектуалов", в том числе и историков. Что ж, университетам, обучающим по программам каких-нибудь фондов каких-то открытых обществ, изучать судьбы героев и революционеров незачем, хватит и английского языка - просить подачки…

Между тем именно в Румынии существовало движение, наиболее приближенное по своей идеологии к чистому архетипу Консервативной революции, не замутнённое ни примитивным патологическим расизмом как немецкий гитлеризм, ни манией государственничества как итальянский фашизм, ни тупой казарменностью как испанский франкизм. Движение, от первого до последнего вздоха верное революционным принципам, героическому пафосу и идее преодоления человека.

Первая мировая война закончилась для Румынии чрезвычайно удачно. Бездарно капитулировав перед Австро-Венгрией через несколько месяцев после вступления в войну, в Версале Румыния предстала как страна-победительница. Парижские и Версальские соглашения вообще имели странный оттенок. В конечном итоге, с точки зрения многих специалистов, во многом Вторая мировая война была обусловлена характером этих соглашений (заметим в скобках деталь, хорошо иллюстрирующую степень справедливости принимаемых тогда, в эйфории, решений - на победном параде в Париже гордо шли представители вооружённых сил Монако, но не было ни одного русского солдата).

Территория Румынии как верной союзницы стран-победительниц почти утроилась в результате присоединения бывших территорий Австро-Венгерской и Российской Империй.

Тем не менее, к концу 20-х годов страна находилась в плачевном состоянии. Тяжёло по стране ударил и всемирный экономический кризис, особенно по "простым людям" - рабочим, крестьянам. Заработная плата железнодорожного рабочего, например, составляла в пересчёте всего 7 долларов, в сельском хозяйстве ситуация была ещё хуже. Катастрофическим было положение в сфере медицинского обслуживания (в среднем по Румынии на 10 000 человек приходилось 4 врача, а в сельских районах - 1, это в десятки раз меньше, чем тогда же в Англии или Франции).

Как выразился один из исследователей: "Экономически либерализм был мёртв, и неизбежную смерть политического либерализма нельзя было отложить" (P. Pavel, "Why Rumania failed").

Чехарда политических партий в парламенте и правительстве, занятых исключительно демагогией и интригами, и явно не способных изменить ситуацию к лучшему, не могла не вызвать у широких масс отвращения к демократической системе управления государством. Похожие настроения витали и в аристократических кругах. Как писала левая газета "Скынтейя" в 1935 году: "Буржуазно-помещичья верхушка не может договориться лишь по вопросу о том, кто и каким образом должен установить фашистскую диктатуру".

Впрочем, подобная ситуация была характерна не только для Румынии. Фактически перед всеми европейскими странами стояла дилемма - или грабительский произвол интернационального капитала в экономике и фарс дешёвых политиканов-либералов в политике, или очистительный огонь национальной революции, несущей порядок и социальную защиту. Большинство европейских держав выбрало второе. Особенность этого процесса в Румынии состояла в том, что попытки "фашизации" страны предпринимались и сверху (сначала путём ввода королевской диктатуры Кароля II, потом при авторитарном правлении генерала Антонеску), и снизу (речь идет, в первую очередь, о движении "Garda de fier" К. Кодряну). Первые хотели укрепить власть финансово-аристократической олигархии, максимально жёстко подавляя социальные выступления недовольных слоев населения (а недовольны были почти все, о чём говорят многочисленные рабочие, крестьянские и солдатские мятежи) террором сигуранцы (политической полиции). Вторые - революционного национального возрождения Великой Румынии, национального единства и социальной справедливости. Первые были абсолютно пусты с точки зрения идеологии и цеплялись только за власть, у вторых не было власти, но были нравственно-религиозные убеждения (искреннее мистическое Православие Кодряну, традиционализм молодого тогда Мирчи Элиаде, философско-ницшеанские доктрины Нае Ионеску, Эмиля Чиорана и Э. Берня, национал-революционный пафос Михаэля Полихрониаде) и поддержка народа.

Необходимость в народной поддержке толкала властную олигархию к сотрудничеству с Железной Гвардией, однако все предложения короля и позже Антонеску или отвергались бескомпромиссными железногвардейцами (при жизни Кодряну), или использовались для наращивания сил перед конфронтацией (после его гибели, когда движением руководил Хориа Сима). Вся история взаимоотношений Железной Гвардии и власти - это история неискренних союзов и открытых вооруженных столкновений, причём власти не гнушались предательскими убийствами и публичными казнями (убийство самого Кодряну и всего руководства движения в ночь на 30 ноября 1938 года и казни по 3 гвардейца в каждом округе в сентябре 1939), а железногвардейцы - терроризмом (убийство премьер-министра И. Дуку, запретившего Железную Гвардию, в декабре 1933, убийство министра внутренних дел Калинеску после расправы над Кодряну). Апогеем этой борьбы стала "маленькая гражданская война" 19-23 января 1941 года.

Корнелиу Зеля Кодряну родился 13 сентября 1899 года. Окончил среднее военное училище (отсюда - "Капитан" и "Железный капитан"), после отучился на юриста в университете в Яссах. Едва отметив своё двадцатилетие, в октябре 1919, он вступает в Гвардию национального сознания, которую возглавлял рабочий Константин Панчу. Фактически с самого начала, с 4 марта 1923 года, Кодряну активно участвует в деятельности Лиги национальной христианской защиты (лидером которой был юрист, мальтузианец Александру Куза). Однако ни одна из организаций не удовлетворяет своим конформизмом молодого и бескомпромиссного воителя Веры и Отчизны. С товарищами он разрабатывает ряд террористических актов, которые должны унести жизни наиболее антинациональных политиков и нагнетать обстановку в стране, делая национальную революцию неизбежной. В том же 1923 Кодряну выступает адвокатом на процессе над Йоном Моцой, лидером студенческой террористической организации, убившем отступника. Моца оправдан - Кодряну убедил присяжных в том, что убийство предателей необходимо для очищения общества. Моца был с Кодряну теперь до конца.

Сам Кодряну в мае 1924 года был немотивированно арестован в первый раз по приказу префекта полиции. После освобождения Кодряну пришел к самодуру и застрелил его в его собственном кабинете. Суд оправдал молодого террориста - за префектом числилось немало неоправданных зверств. Но это все Nigredo...

Его свадьба стала его "триумфом духа" - по некоторым данным, до десяти тысяч молодых людей праздновали вместе с ним. Жена Капитана, потеряв любимого человека через двенадцать лет, была верна ему и его идеям до своей смерти - совсем недавней, между прочим (скончалась в 1995 году). Популярность молодого человека стала столь велика, что Куза выживает его из Лиги национал-христианской защиты. Впрочем, последняя уже не удовлетворяла капитана своим конформизмом.

Капитан и Елена

Легион Михаила Архангела был создан усилиями Корнелиу Кодряну, Йона Моца, Илие Гарнеата, Корнелиу Георгеско и Раду Мироновичи 24 июня 1927 года. "Легион", писал Кодряну, "в гораздо большей степени школа и армия, чем политическая партия. Всё самое благородное, самое чистое, самое трудолюбивое и самое храброе, что сумела породить наша раса, самая прекрасная душа, которую может вообразить наше сознание - вот то, что должен создать легионер".

Движение росло как снежный ком, привлекая, с одной стороны, бескомпромиссных и бесстрашных бойцов, и с другой стороны - молодых интеллектуалов (Мирча Элиаде, Вергил Георгиу, Эмиль Чиоран). 1 августа 1927 года вышел первый номер теоретического журнала легионеров "Земля предков". М. Элиаде, выдвигавшийся по списку от партии Кодряну на выборы, писал тогда: "Сегодня весь мир находится под знаком революции, но в то время как другие народы осуществляют эти революции во имя классовой борьбы и примата экономики (коммунизм), под знаком государства (фашизм) или расы (гитлеризм), легионерское движение рождено под знаком Архангела Михаила и одерживает победы по воле Господней. Конечная цель легионерской революции - искупление людей".

Организационно движение растёт с ошеломляющей скоростью, начиная с 1 октября 1927 года, когда было создано первое "гнездо" Легиона в Бухаресте. Первый съезд ячеек Легиона прошёл в январе 1929.

20 июня 1930 года Кодряну учреждает боевую организацию Железная Гвардия. Отличительной чертой формы гвардейцев стала зелёная рубашка (между прочим, очень эстетично).

Правительство национал-либералов не собиралось долго терпеть нонконформистских революционеров. 11 января 1931 года Железную гвардию разгоняют, многих активистов арестовывают.

В марте 1932 года вторая волна репрессий обрушивается на Гвардию, но на следующих выборах она получает 70 000 голосов и пять мест в парламенте.

В 1933 году правительство начинает действовать решительнее. Поводом для репрессий послужил сбор легионеров в летнем лагере, в котором министр внутренних дел Калинеску увидел подготовку к перевороту (не исключено, что небезосновательно). Первым действием нового премьер-министра Й. Дуки стал запрет Гвардии (10 декабря 1933). До 20 000 членов Гвардии попадают за решётку, 16 были убиты, среди них - помощник Капитана Стилеску (правда, в своём письме-завещании из тюрьмы отрекшийся от Кодряну, возможно, под давлением сигуранцы). В ответ в ночь с 29 на 30 декабря легионеры, три студента, убивают министра Дуку (есть основание предполагать, что не без санкции короля). Террористов ждала казнь, но "легионер любит смерть, ибо кровь его послужит цементированием легионерской Румынии" (Капитан). "Все мы живём с внутренней тоской о смерти" (Э. Чиоран).

Эмиль Чиоран

20 марта 1935 года гвардия восстаёт вновь, как Феникс из пепла, на сей раз под названием "Партия - Всё для родины!". Официально во главе партии стал князь Кантакузино-Граничеру.

25 октября в рамках партии под руководством инженера Георга Климе создаются рабочие подразделения. Официальной доктриной движения провозглашается "легионерский социализм". Создаются многочисленные мастерские и военно-трудовые лагеря. Налаживается связь с православной церковью, большинство священнослужителей поддержали Гвардию (в этом был особый предмет гордости Кодряну: "впервые осуществлено соединение политического движения с религиозной структурой").

В апреле 1936 проходит съезд легионеров в Тыру-Мурения. Королём был предоставлен специальный поезд для делегатов - Кароль II, уже тогда задумывающийся о введении собственной диктатуры, присматривался к молодому движению, прикидывал шансы приручить его. Однако Легион состоял из молодых бескомпромиссных бойцов - а они не могли принять помощь глядящего на Францию короля. Кодряну презирал деградировавший и чуждый народу "высший класс" (власть должна быть передана "из немощных трясущихся рук астматиков в руки молодого поколения, оплодотворённого принципами Ницше", писал он). Рядовые легионеры имели ещё одну причину не доверять королю - его любовница-еврейка (Елена Лупеску, фамилия - романизированное ашкеназское "Вольф"). По ходу поезда легионеры на всех станциях громят и портят статуи и портреты короля. Беспорядки были на станции Синайе, неподалеку от которой была резиденция короля. Предложение о сотрудничестве отвергнуто - близок новый виток конфронтации.

Чуть позже состоялась ещё одна внушительная демонстрация популярности легионеров в стране. Ряд гвардистов воевали в Испании, двое, в том числе один из основателей Гвардии Моца, погибли. Поезд, на котором везли по Румынии тело Моцы, останавливался на каждой станции, где проходил траурный митинг. В Бухаресте патриарх Мирон Кристя и 400 (четыреста!!!) священников отслужили молебен.

1937 год был объявлен Кодряну "годом борьбы и жертв". Таким он и был.

В феврале за антинациональную пропаганду легионерами был ранен руководитель национал-либеральной молодёжи ректор Ясского университета. В апреле гвардисты вступают в сговор с братом Кароля II принцем Николае (генеральным инспектором румынской армии). Заговор был раскрыт, Николае взят под стражу. Группа легионеров предприняла попытку освободить высокопоставленного союзника, но после вооружённого столкновения с армейским подразделением отступила. Король отдел приказ о репрессиях и аресте Кодряну. Железный капитан приходит на виллу к Лупеску и спокойно говорит: "Вы же понимаете, что если меня арестуют, Вы будете первой, кого убьют". Любовница понимает, что это не бравада, и на время обысков и облав укрывает Кодряну на вилле и устраивает его встречу с королём. Кароль вновь предлагает Кодряну организовать массовую поддержку королевской диктатуре, капитан отвечает отказом. Гвардия была легализована, но напряжение между властью и движением нарастало, тем более, что последняя всё набирала популярность. На выборах в провинции Неамц (теперь - Молдавия) легионеры получают подавляющее большинство голосов. Кодряну становится депутатом. В это время он пишет книгу "Мысли легионера", которая становится Библией гвардизма. Эта книга отличается от графоманской "Mein Kampf" не меньше, чем строгий и подтянутый Капитан от расхристанного и полубезумного ефрейтора.

20 декабря 1937 года гвардисты под новым названием завоёвывают 17 % голосов на выборах, а это означает 66 депутатов (третий результат из всех румынских партий). Среди депутатов - Мирча Элиаде.

Легион - самое мощное политическое движение в Румынии. В январе 1938 Кодряну ведёт переговоры с Антонеску, армейским офицером, о совместном путче. Идея пока откладывается. Гитлер давит на Кароля, призывая его не противодействовать Кодряну. "Если бы он был с головой, я бы не поколебался пригласить его в правительство" - отвечал румынский монарх. (Отношение Гвардии к Гитлеру было сформулировано Й. Моцой: "Да, мы откровенно аплодируем канцлеру Германии, но это никак не означает капитуляции перед его возможной враждебностью".) Судьба Кодряну предрешена - он слишком нонконформист, его слишком заботит идея, а не соглашательское устройство в мире. Король решает создать движение "под себя" - Фронт национального возрождения, - а Гвардию убрать с дороги.

В 1938 король вводит собственную диктатуру. Результаты выборов отменяются (Элиаде ни разу не войдёт в зал заседаний). Весной Кодряну объявляет: "Победа наша не за горами. Ждите приказа выступать на Бухарест". Обстановка накаляется. 17 апреля 1938 года Кодряну арестовывают. 19 апреля он осуждается на 6 месяцев за оскорбление министра профессора Н. Йорги. Но уже 27 мая приговор изменяется: 10 лет принудительных работ за "заговор против общественного порядка путём связей с заграницей для совершения революции". Но планы продажных "правоохранителей" ещё подлее: Кодряну не должен жить...

В ноябре начались активные выступления Гвардии, желавшей добиться освобождения лидера. Кампания "Спасти Капитана" носила ярковыраженный антиеврейский характер (гитлеровская агентура постаралась). 2-го ноября беспорядки прокатились по Бейум; 4-го - по Киуту. 10-го ноября в Решнице рабочие остановили производство для налёта на синагогу, 12-го встала текстильная фабрика в Лугоже. 17-го прошли столкновения рабочих с полицией в Кымнулунге, Рэдэуцах, Северние. 26-го в здании Национального театра в Тимишоаре прогремел взрыв.

30 ноября 1939 года, в пять утра, в грузовике по дороге в Бухарест из провинциальной тюрьмы, откуда конвой вывез Кодряну и ещё тринадцать активистов Легиона в десять вечера накануне, свершилось преступление. По приказу майора Динулеску все заключенные, сидящие со связанными руками, были задушены шнурками руками конвоиров, получившими за свою подлость по 20 тысяч динаров. Когда грузовик въехал во внутренний двор бухарестской тюрьмы, в тела гвардейцев были всажены контрольные пули, после чего их закопали в заранее приготовленную яму. Через несколько дней тела были выкопаны и перевезены в другое, более укромное место, политы серной кислотой и забетонированы сверху. Официальное газетное сообщение об этом преступлении гласило: "Утром 30 ноября в окрестностях Бухареста был атакован автомобильный конвой, перевозивший заключенных; в суматохе заключенные попытались скрыться. Полиция была вынуждена применить оружие; в числе убитых находится и Корнелиу Зеля Кодряну, приговорённый к десяти годам каторжных работ".

С этого момента начинается кровавое противоборство правительства и непродавшихся легионеров. 21 сентября 1938 года восемь героев во главе с Мити Дмитреско убивают премьер-министра Румынии Калинеско. После этого они берут штурмом радиостанцию и объявляют на всю страну: "Мы выполнили свой священный долг: мы наказали палача". Трупы этих героев, расстрелянных сразу после радиообращения, восемь дней лежат нетронутыми - в назидание остальным...

Сотни легионеров убиты и многие тысячи брошены в концлагеря. В каждом округе было показательно казнено по три гвардейца. Железногвардейцы не сдавались без боя... Некоторые, в том числе будущий руководитель Гвардии Х. Сима, скрываются в Германии. Но - "это не конец, мой прекрасный друг - это начало прекрасной борьбы". Впереди у Железной Гвардии ещё будут взлеты и падения, - но уже без Капитана. "Кто боится смерти, не получит воскресения" - один из лозунгов, провозглашённых Кодряну. И ещё - "не убей в себе героя".

Хориа Сима

Приемником Кодряну стал Хориа Сима - спорная личность, ориентированный однозначно прогермански и не столь ярый православный, как Кодряну. К слову, современные румынские неогвардисты расколоты - одни ориентируются на Капитана и считают Симу соглашателем и предателем, другие - ориентируются больше на Симу, а Кодряну считают "фанатиком" и "безумцем".

В любом случае, новому руководителю Гвардии удалось вновь вывести движение из подполья - ценой конформизма (на какое-то время). Гвардия внешне вливается в прокоролевский Фронт, перенимает его атрибутику - приветствие правой рукой с возгласом "Санатате!" ("Слава!"). Однако уже в июле 1940 Сима возобновляет тайные переговоры с честолюбивым офицером Антонеску. В конце августа начинаются вооружённые выступления легионеров (связанные с позором короля - передачей Бессарабии СССР), достигающие своего апогея к 3 сентября. На улицах Бухареста идут настоящие боевые действия. Убит давний враг Гвардии В. Маджару (лидер национал-царантистской партии), смертный приговор которому был вручён ещё в августе 1936, убит Н. Йорга (тот самый, за оскорбление которого был осуждён Капитан - легионеры всё помнили и ничего не прощали).

В результате 5 сентября к власти приходит Антонеску, официально становясь "кондукэтором" (диктатором) Румынии. В сформированное им правительство вошёл Хориа Сима (зам. Премьер-министра), М. Струдза (министр иностранных дел), К. Петровическу (министр внутренних дел), Гика (префект полиции). Из Гвардии формируются полуофициальные дружины легионерской полиции. Этот период - апогей движения. Уже в октябре хитрый лис Антонеску начитает чувствовать, что "два дирижёра не могут одновременно управлять оркестром". Легионеры "оспаривают моё единоличное право управлять страной". Значит - роспуск легионерской полиции (ноябрь).

От министерского портфеля отстранён Струза.

Легионеры понимают, что по сути кондукэтор ничем не лучше короля - та же ложь и амбиции. Значит, новое столкновение близко. 28 ноября 1940 на совещании генералитета испуганный "маршал" Антонеску говорит: "когда почувствуете необходимость, зовите армию".

К началу января 1941 года напряжённость становится непереносимой. В начале месяца Гика отдаёт приказ своим полицейским, реально не расформированным, не подчиняться распоряжениям Антонеску. 14 января кондукэтор встречается с Гитлером. Маршал ценой Сев. Буковины (которую Гитлер распоряжается отдать хортистской Венгрии), ценой согласия вступить в войну вымаливает поддержку канцлера против легионеров. Легион обречён. События нарастают как снежный ком. На следующий день, 15 января, Антонеску предъявляет Симе ультиматум. Лидер Гвардии отвергает его. В поисках поддержки Сима обращается в германскую военную миссию - но там уже знают приказ "сдать" легионеров. Легионеры отвечают на предательство так, как привыкли - в ночь на 19 января ими убит офицер миссии майор Деринг. Днём легионеры проводят освящение провинциальных руководителей. Жребий брошен - мятеж обречённых. Антонеску смещает всех легионеров из правительства.

На следующий день, 20 января, большинство административных учреждений и ряд казарм захвачены легионерами (их всего 3000!). Сима в свою очередь выдвигает ультиматум Антонеску. Маршал молчит.

Два дня Бухарест в руках восставших. Горят синагоги, громят магазины, на окраинах перестрелки. 22 января Антонеску повторно связывается с Гитлером. Канцлер назначает главой военной миссии в Румынии генерала Ганзена. Генерал был вхож в круги легионеров и был в курсе всех их планов. О мятеже Сима говорил с ним за несколько часов до начала выступления. Тем проще было румынским войскам под координацией Ганзена разгромить восставших (хотя и с большими потерями). 23 января путч был подавлен.

Собственно, этим драматическим аккордом завершилась симфония Гвардии. Часть оставшихся в живых легионеров ушла в подполье (кстати, после окончания войны гвардистские партизаны боролись с коммунистами до 1947 года), кто-то бежал за границу (как Элиаде), кто-то перебежал к Антонеску. Как таковая Железная Гвардия перестала существовать.

Легион предлагал своим членам скорее личное, нежели социальное преображение. Отсюда - отсутствие политической гибкости, тактика террора. "Легион - это не политическая партия". Террористы не боялись смерти и получали свое воскресение.

Sanatate, Корнелиу Зеля Кодряну, человек, не убивший в себе героя.

Бюст Кодряну