Урок «Озеро Байкал. Проблемы байкала План изучения Байкала

Тема урока: «Байкал – жемчужина Сибири». Класс: 8 класс

Цель урока : Сформировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири – озере Байкал.
Задачи урока : 1. Определить особенности географического положения, происхождения, климата, вод, животного мира озера; вывить закономерности взаимосвязей компонентов природы на примере Байкала.
2. Формировать умение работать с различными источникам информации, умение выделять главное, систематизировать материал, умение делать логические выводы.
3. Воспитание патриотизма, экологического сознания, интереса к предмету.

В ходе урока учащиеся приобретут знания о географическом положении, происхождение, климате, водах и живых организмах Байкала.

Оснащение: физическая карта России и мира, атлас, учебник «География: природа России. 8 класс», листы с модулями для учащихся, кроссворды для учащихся, видеоролик о Байкале, мультимедиа.

План – конспект урока

Ход урока.

    Организационный момент.

Психологический момент - 2мин.

Ребята, всем внимание

Ведь прозвенел звонок!

Садимся поудобнее –

Начнём скорей урок!

Обращение к ребятам :

И прежде чем начать урок
Хочу сказать: “Вас видеть рада я,
Глядеть в смышленые глаза,
Вот это для меня награда!”

Сегодня я хочу пригласить вас совершить путешествие в один из красивейших уголков Сибири. Давайте повернёмся друг к другу, улыбнёмся, настроимся на поиск и творчество и начнем урок.

Слайд №____

2. На экране слайд, на котором написана тема урока, но не до конца: «…… - жемчужина Сибири».
Учител ь: Чтобы узнать тему нашего урока и определить, какой природный объект может быть жемчужиной Сибири, отгадайте загадку:
Древен род его в природе,
Кличут озером в народе,
Волны моря плещут в нем -
Как его мы назовем?
Вопросы : 1. Что это за географический объект? (озеро Байкал )
2.Как будет звучать тема нашего урока?

Слайд №____

На слайде появляется тема урока полностью « Байкал – жемчужина Сибири ». –

Дети пишут тему урока в тетрадь.

3. Актуализация опорных знаний.
1. Что вы знаете о Байкале? (ответы детей)

2. Видеоряд о Байкале . На фоне видеоряда слова учителя : «Байкал в 1996 году включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Объект под номером 754. Сегодня в него внесены 962 объекта из разных стран мира. Байкал – неповторимое чудо света, гордость нашей страны. Летом 2008 года по итогам голосования Байкал вошел в список 7 чудес России. Разнообразно происхождение самого названия озера: В далеком прошлом, народы, населяющие берега Байкала каждый по-своему именовали озеро.

Китайцы в древних хрониках называли его – « Бейхай» - «северное море»

Эвенки – « Ламу» - «море »

Буряты и монголы – « Байгал - далай» - «богатое море».

Происхождение названия точно не установлено. Наиболее распространена версия, что слово Байкал – тюркоязычное. Происходит от слов – «бай» = «богатый» и «куль» = «озеро», значит « богатое озеро».

Первые русские землепроходцы употребляли эвенкийское название Ламу. После выхода отряда Курбата Иванова на берег озера в 1643 г, русские перешли на бурятское название Байгал. При этом они лингвистически приспособили к своему произношению слово и называли – Байкал. Заменив характерное для бурят «г» на русское «к».

(После просмотра видеоряда)

Учитель : Здесь возникает вопрос – а много ли мы знаем о Байкале? (нет )
3. Какие сведения сегодня на уроке вы хотели бы узнать?
4. Компоненты природы: (
учащиеся называют их вразброс, а учитель записывает на доске или открывает карточки в определенном порядке ):

1 . Географическое положение
2. Происхождение
3. Климат
4. Воды
5. Живые организмы.

6. Значение Байкала

Исходя из того, что получилось у нас на доске, попробуйте сформулировать цели нашего урока. (дети отвечают )

Итак, основная цель нашего урока: сформировать представление об уникальности природной жемчужины Сибири – озере Байкал.

Запись на доске – это и есть план нашего урока.
В природе все взаимосвязано и все компоненты зависят от географического положения.

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

У вас на столах лежат инструктивные листы и индивидуальные карты, которые будут вашими помощниками на протяжении всего урока. В индивидуальные карты вам нужно будет заносить основные данные об озере Байкал. Подготовьте их. Итак, приступаем.

И первое, с чего мы должны начать – это характеристика особенностей географического положения озера Байкал.

Для этого, используя карту атласа стр. _________ и текст учебника стр.217 1 абзац, ответьте на вопросы:



4. Вычислите протяженность озера Байкал? (620 км)

Слайд №____с фактами на экране.
площадь: 5500000 км
2 ;
длина 636 км;
ширина 25 – 79 км;
средняя глубина - 730 м;
максимальная глубина – 1637 м. (в 2008 г. – 1680 м.)

5. Как называется остров в центре Байкала? (Ольхон)

Слайд № ______ Видеоряд об Ольхоне. На фоне видеоряда слова : «На озере Байкал 22 острова, самый большой из них – Ольхон (73 км в длину, 11 км. в ширину). Ольхон – значит «сухой». И, действительно, дожди на острове – большая редкость. По легендам местных жителей, на Ольхоне обитают грозные духи Байкала».

А ещё, говорят, что после захоронения кровавого завоевателя Чингисхана над его могилой прогнали табун лошадей, чтобы ничто не могло указать место захоронения. Где же могила Чингисхана? Где она находится? Поиски могилы Чингисхана начались почти сразу после его смерти.

Существует версия, что настоящая могила Чингисхана находится глубоко в пещере на острове Ольхон. Как известно, в настоящей могиле находится не только прах завоевателя и несметные сокровища. Говорят, что там находится и, так называемая, «живая кровь». Древние источники сообщают, что Чингисхану был известен секрет искусственной крови, которая продлевает человеческую жизнь почти до 1000 лет. Эта кровь не сворачивается и мгновенно заживляет раны. Серебряные сосуды с «живой кровью» были, якобы, вывезены Чингисханом из Сибири. Здесь же в восточной Сибири завоеватель и завещал себя похоронить. По преданию, в назначенный день и час эта кровь попадет в прах Чингисхана и он оживет. Правда это или вымысел, но этому пророчеству не суждено было пока сбыться. Добрые духи Байкала не пожелали вернуть к жизни кровавого хана.

Вот так вот, на острове Ольхон на Байкале уже много веков надежно хранится тайна могилы Чингисхана. Будет ли раскрыта она? Кто знает…

ПРОИСХОЖДЕНИЕ

А, мы продолжаем наше путешествие по Байкалу. Теперь, нам предстоит узнать, каковы особенности происхождения этого удивительного озера, чуда природы.

Посмотрите видеосюжет №____ Ответьте на вопросы.

Слайд №____


1. По карте назовите максимальную глубину озера.
1637 м. (в 2008 г. – 1680 м.)
2. Назовите причину такой большой глубины озера. –
происхождение озерной котловины .
3. Вид озерной котловины? (
тектоническая впадина )
4. Как образовалась озерная котловина Байкала? (
разлом земной коры грабен ).

Слайд №____


4. Как вы думаете, какие процессы происходят в зоне разломов земной коры? (
сильные землетрясения, поднимаются и опускаются байкальские берега ).

Видеосюжет о Байкале №_______________________________________

Учитель (после просмотра ): Байкал – древнейшее озеро мира. Его возраст – 15 – 20 млн. лет. Если другие озера живут 10-15000 лет, затем заполняются осадками, со временем стареют и зарастают и исчезают , то Байкал, наоборот, до сих пор сохраняет свою молодость – его водная площадь и глубина продолжают увеличиваться. Исследования последних лет показывают, что Байкал – это зарождающийся океан. Это подтверждается тем, что его берега расходятся со скоростью 0,5 см в год. Предполагают, что через 50 млн. лет Байкал превратится в настоящий океан. И дно, и берега озера постоянно меняются. Байкал находится в рифтовой зоне, в разломе земной коры. Процесс формирования байкальского рифта, активная стадия которого началась 3-4 млн. лет назад, продолжается и сейчас. Об этом свидетельствуют многочисленные землетрясения.

Когда говорят о байкальских землетрясениях, обычно вспоминают Цаганское землетрясение 1861 года, которое привело к образованию одного из крупнейших заливов Байкала - залива Провал . Эпицентр Цаганского землетрясения находился в северо-восточной части . Это было не просто сильное сотрясение почвы, это было землетрясение-урок, землетрясение-предостережение.

31 декабря 1861 года (старого стиля) около 2 часов дня «после сильного подземного гула, были такие колебания земли, что люди и скот не могли держаться на ногах, а 20-пудовые бочки с рыбою перекатывались во дворах с одного конца на другой. В земле образовались щели, из которых шла вода с илом, из колодцев выбрасывало илистую воду на сажень вышины», - описывает начало Цаганской стихии «Иркутская летопись».

Сотрясение было столь сильно, что лед на Байкале взломало, образовался цунами, волна которого преодолела береговой вал высотой более 3 метров и прошла вглубь Цаганской степи на 2 километра. Землетрясение ощущалось на площади около 2 миллионов км 2 , повреждения зданий наблюдались на удалении до 600 км от эпицентра. Опустился на несколько метров и стал дном Байкала участок Цаганской степи площадью около 230 км 2 вместе с расположенными на нем бурятскими улусами. К счастью, опускание суши происходило постепенно, в течение суток, что позволило избежать значительных жертв. Три человека погибли, 1300 человек остались без крова, домашнего имущества и скота. Постепенно затухающие сотрясения почвы продолжались больше года. Сильные землетрясения, сопровождающиеся опусканием участков суши и байкальского дна, не редкость. Ежегодно их количество достигает 2000. и более. Примерно 1 раз в 10-12 лет бывают землетрясения 5-6 баллов, а раз в 20-23 года- 7-9 баллов.

С ними связаны вертикальные перемещения дна озера и изменение глубины. В разные годы ее глубину определяли по-разному – 1741, 1620……..

В 2008 г. в ходе экспедиции была зафиксирована максимальная глубина Байкала – 1680 м., что делает его самым глубоким озером планеты.

КЛИМАТ

На экране – слайд «Климат». Используя климатические карты стр. 61,62,64 учебника или в атласе 1. Заполните таблицу:

Почему климат озера суровый, хотя солнечной радиации территория получает на уровне Средиземноморья? (ответы детей)

Слайд №_____ (Байкал летом), потом Байкал зимой, затем Байкал весной


( Огромная водная масса озера медленно нагревается летом ( на экране - Байкал летом ) и медленно остывает осенью, Байкал долго не замерзает ( на экране - Байкал зимой ). В декабре озеро начинает сковываться панцирем и лишь в мае освобождается тот льда (слайд - Байкал весной ). Зима на берегах Байкала значительно теплее (на 6 - 10°С), а лето прохладнее, чем в соседних районах.

Слайд____ (ветер на Байкале)


Значительные перепады температур и давления воздуха над озером и окружающими горными хребтами приводит к возникновению сильных ветров. (н а экране – ветер на Байкале ).

Слайд №____ (Шторм на Байкале)

По числу штормовых дней (картина шторма на Байкале ) Байкал превосходит Черное море. В каждом районе озера дуют свои местные ветры, имеющие собственное название.

    ( верховик, сарма, баргузин, култук)
    В тетрадь названия ветров:
    Сарма Баргузин – северо – восточный ветер;
    Верховик

Култук – ветер,

Но, тем не менее, район Байкала отличается обилием солнечного тепла. По количеству солнечных дней он превосходит многие южные курорты Черноморского побережья и средиземного моря, например Ниццу. Число часов солнечного сияния за год составляет 2583, тогда как в Кисловодске – 2007. Годовые величины суммарной солнечной радиации соответствуют югу Украины.

Байкал оказывает смягчающее влияние на климат прибрежной зоны. Зимой здесь на 5-7 градусов теплее, а летом – прохладнее.

Водные массы летом прогреваются до глубины 200-250 метров, и как аккумулятор, накапливают огромное количество тепла. Поэтому, несмотря на суровые сибирские зимы, озеро долго не замерзает.

Особые черты климата обусловлены байкальскими ветрами , которые вы мне назвали – баргузин, сарма, верховик, култук и другие. Почему же ветра все столь разные?

Они возникают в результате резких различий в температурах воздуха над озером и окружающими прибрежными районами, часто возникают перепады атмосферного давления, сопровождаемые сильными ветрами то с озера на берег, то с берега на озеро .

Все ветры вызывают сильные горизонтальные течения, способствуя сильному перемешиванию вод, обогащая кислородом. Это создает благоприятные условия для жизни организмов.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

А нас физкультминутка,
Налонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

И продолжаем наше путешествие

ВОДЫ

Слайд №_____

На экране слайд – «Воды». Учебник стр. 217 абзацы 2,3,4,5, . 1. Байкал уникален огромным объемом воды – по объему воды равен Балтийскому морю.
(5 американских озер, 92 раз Азовское море, 23 Аральских моря) - сравнительная схема.
2. На воде Байкала все люди могут прожить 40-50 лет.
3. В Байкале содержится 20% всех пресных вод планеты.
4. Имеет уникальную чистую прозрачную воду (до глубины 40 м.)
5. По химическому составу вода озера очень близка к дистиллированной воде (соленость 0,1 ‰) и богата кислородом.

В Байкале сосредоточено – 1/5 мировых и 4/5 российских запасов пресной воды.

Этой воды хватит, чтобы поить человечество 40 - 50 лет.

Это самое крупное хранилище пресной воды на планете. 23 тыс кв.км. Это превышает объем воды содержащейся в 5 Великих озерах Северной Америки вместе взятых. Если бы все реки Земли впадали бы в Байкал, то они заполнили бы его за год.

Котловина озера может вместить всю воду Балтийского моря, или 92 Азовских моря, или 23 Аральских.

Байкал – самое чистое на Земле естественное хранилище пресной питьевой воды. Редкая чистота и исключительное свойство байкальской воды обусловлены жизнедеятельностью животного и растительного мира. За год армада рачков эпишура способна трижды очистить верхний пятидесятиметровый слой воды. В байкальской воде очень мало растворенных и взвешенных минеральных веществ, мало органических примесей, много кислорода. Слабоминерализованная вода идеально подходит для организма человека.

В мире не сохранилось открытых водоемов с пресной водой пригодной для разлива питьевой воды. С 1992г начат промышленный разлив байкальской воды в пластиковые бутылки. Вода берется с глубины 400 метров, где сохраняется постоянная температура 4,2 градуса и где она защищена водной толщей от загрязнения.

Белый диск Секи, применяемый для определения прозрачности вод, виден на Байкале на глубине 40 метров.

Цвет воды зависит от присутствия взвешенных частиц, от глубины, состояния неба, облачности, высоты солнца и т.д.. В открытом Байкале вода синего цвета, вблизи берегов – голубовато- серая или зеленоватая.

Самая прозрачная вода – в южной и средней котловинах. Не в поверхностном слое, а на глубинах 250-300 метров до 1000-1200м.

В Байкал впадает более 336 рек (вместе с мелкими речушками 544 реки) , а вытекает одна единственная Ангара. И связана с этой рекой красивая легенда:

Давным-давно жил в этом крае один могучий седой богатырь Байкал. Не было во всей стране равного ему по силе и богатству. Суровый он был старик. Как рассердится, так и пойдут горами волны, так и затрещат скалы. Много рек и речушек было у него на посылках.

Была у старика одна единственная дочь – Ангара. Первой красавицей слыла во всем свете. Очень любил ее старик. Но строг был к ней. Держал ее взаперти, в недоступных глубинах. Не давал даже наверх показаться. Часто тосковала красавица по воле и свободе.

Прилетела, раз на берег чайка с Енисея, села на утес и стала рассказывать о житье-бытье в привольных енисейских степях. О красавице Енисее, славном потомке Саяна. Случайно подслушав разговор, Ангара загрустила.

Слыхала она о Енисее и от горных ручьев. Решила она повидаться с Енисеем. Но как выбраться из темницы, из высоких стен дворца?

Взмолилась Ангара:

Ой, вы, Тэнгэринские боги,

Сжальтесь над пленной душой.

Не будьте суровы и строги,

Ко мне, окруженной скалой.

Поймите, что юность в могилу

Толкает запретом Байкал…

О, дайте мне смелость и силу

Раскрыть эти стены из скал.

Узнал о мыслях любимой дочери Байкал, запер еще крепче и стал искать жениха из соседей. Не хотел отдавать дочь далеко. Выбор старика остановился на богатом и смелом красавце Иркуте. Послал он за Иркутом. Узнала об этом Ангара и горько заплакала. Умоляла она старика – отца, просила не отдавать ее за Иркута. Не нравился он ей. Но Байкал и слушать не хотел, еще глубже ее спрятал. А сверху закрыл хрустальными запорами.

Пуще прежнего взывала Ангара о помощи. И решили ручейки и речки помочь ей. Стали они подымать прибрежные скалы.

Близилась свадебная ночь. Крепко спал Байкал. Ангара взломала запоры и вышла из темницы. Ручейки прорыли ей проход. С шумом вырвалась она из каменных стен и помчалась к своему желанному Енисею. Вдруг проснулся от шума старик. Соскочил и испугался. Понял, что случилось. Рассвирепел. Выбежал из дворца, схватил с берега целый утес и с проклятьем бросил в беглянку – дочь.

Но… поздно. Не попал. Ангара была уже далеко. А камень так и лежит до сих пор на том месте, где прорвала Ангара утесы. Шаманский он называется.

Ответить на вопросы:
1. Так сколько рек вытекает из Байкала? (1- Ангара)

Посмотрите на карту и назовите:
2. Крупнейшую реку, впадающая в Байкал? (Селенга)

Слайд №_____

Видеоряд о реках.

ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ

Слайд №_____

На экране слайд «Органический мир».

Уникален и неповторим органический мир Байкала. Известно 1550 видов животных и 1085 видов растительных организмов, большая часть их, более ¾, обитают только в Байкале. Это обстоятельство и послужило причиной того, что Байкал считают «музеем живых древностей». Здесь и пресноводные губки, и рачки-бокоплавы, и веслоногие рачки-эпишура. В озере живет 56 видов рыб: байкальский осетр, таймень, ленок, черный и белый хариус, около 30 видов бычков-подкаменщиков и основная промысловая рыба – деликатесный омуль. Пожалуй, самая экзотическая рыба Байкала – голомянка. Бледно-розовые, с перламутровым отливом, полупрозрачные рыбки содержат до 30 % целебного жира. Это единственная в наших широтах живородящая рыба.

Уникальные животные Байкала:

Единственное млекопитающее, которое обитает в Байкале – байкальская нерпа . Появление нерпы на Байкале - загадка для ученых до сих пор. Одни считают, что нерпа появилась здесь сама по себе, независимо от каких бы то ни было миграций из морей и океанов. Другие - что этот вид проник сюда в ледниковую эпоху через Лену, или Ангару и Енисей. Взрослые нерпы достигают длины 1,8 м. и веса 130 кг. Живет нерпа до 55 – 56 лет. Форма тела у нерпы веретеновидная, без выраженной шеи. Конечности нерпы – ласты. Передние ласты очень развиты, с мощными когтями. Когда Байкал покрывается льдом, мощные передние ласты являются тем орудием, с помощью которого нерпа проделывает во льду отдушину для выныривания и вдыхания воздуха. Нерпа имеет толстый слой подкожного жира, толщиной от 2 до 14 см. Жир спасает нерпу от переохлаждения, определяет её высокую плавучесть и является запасом питательных веществ. Нерпа – хороший ныряльщик. Она может нырять на глубину до 400 м. и находиться под водой до 40 минут. Её скорость движения под водой 7 – 8 км. в час, максимальная скорость – 20 - 25 км/час.

Нерпа широко распространена по всему озеру, особенно в его средней и северной котловинах. В конце зимы – начале весны животные выходят на лёд для линьки и рождения детенышей. Именно в это время нерпа наиболее беззащитна перед охотниками и браконьерами, зато и наблюдение за ней в этот момент весьма облегчено. Ежегодно добывается 4000 нерп. Ценится их мех и шкура.

Лед на Байкале разрушается с юга на север, вслед за льдом, с юга на север мигрирует нерпа.

В летнее время нерпа интенсивно питается в открытом Байкале. В солнечную безветренную погоду нерпа выходит на прибрежные камни для линьки и отдыха. Самое известное место, где на больших камнях у самого берега можно увидеть десятки, и даже сотни нерп – это Ушканьи острова.

Включить видеофильм . Ушканьи острова

Детенышей нерпа рождает на льду в снежном логове. Большая часть нерпят рождается в середине марта. Детеныши имеют мех белого цвета, что позволяет им в первые недели жизни оставаться почти незамеченными на снегу. Молодого нерпенка-детеныша буряты называют хубунком.

Точное количество нерпы, живущей в Байкале, не знает никто, потому что погрешность методов подсчета довольно большая. Можно говорить только о приблизительной численности нерпы, она изменяется в пределах от 60 до 120 тыс. голов.

На нерпу ведется промысловая охота, ежегодно отстреливается около 6 тыс. нерп. Мясом нерпы кормят песцов, из меха изготавливают шапки, используют для подбивки охотничьих лыж. Нерпичье мясо употребляют в пищу, а ласты нерпы, отваренные в воде, считаются лакомством. Особенно нежное мясо у молодых нерпят - хубунков, мясо которых не имеет запаха рыбы и напоминает по вкусу цыплят. В печени нерпы много витаминов. В старину нерпичий жир применялся в кожевенном производстве и в мыловарении. В 1895-1897 гг. нерпичье сало главным образом использовали на Ленских золотых приисках для освещения шахт. Местные жители жир нерпы считают лечебным и употребляют его при лечении легочных заболеваний и язвенных болезней желудка.

Жизнь многих характерных для Байкала животных неразрывно связана не только с самим озером, но и с его побережьем . Чайки, крохали, гоголи, турпаны, огари, орланы-белохвосты, скопы и многие другие виды птиц гнездятся на берегах озера и на его островах. К сожалению, некоторые виды птиц исчезли в результате деятельности человека – это баклан, серый гусь, таежный гуменник, сухонос и дрофа. Они исчезли за 50 лет.

Другой неотъемлемый компонент великого озера и замечательное байкальское явление - массовый выход на берега бурых медведей , целиком обусловленный особенностями природы озера. В горной тайге Прибайкалья водится кабарга - самый маленький олень. Крайне редко можно встретить соболя – это осторожный и скрытный хищник.

1 2

3

    Рога лося, голова медведя, туловище нерпы, ноги птицы

    Голова рыси, туловище и плавники рыбы, туловище птицы, ноги медведя

    Голова соболя, туловище лося, крыло птицы, хвост нерпы

ЗНАЧЕНИЕ БАЙКАЛА

Байкал… Славное море… Священное озеро… Так почему же именно этот уникальный водоем был избран базой для строительства целлюлозно-бумажного комбината, который по плану должен был сбрасывать в озеро 200 000 кубометров сточных вод в сутки, что создало бы мертвую зону в несколько квадратных километров? Существуют и другие экологические проблемы Байкала. Ознакомьтесь с ними, используя учебник стр. 220, выявите основные проблемы и предложите пути их решения. (Дискуссия о влиянии на экологию озера Байкальского ЦБК, Селенгинского КБК).

ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

А сейчас я предлагаю вам

"Нет Байкала без …" О ком? омуль

6. Промысловая рыба Байкала хариус

7. Единственная дочь Байкала. Ангара

Мы живем в уникальном уголке нашей планеты, где находится объект мирового значения – озеро Байкал. Каждый из нас по-своему видит Байкал, любит его, гордится им. Именно от нас, людей, зависит его будущее, его первозданность, его чистота.

Завершить урок мне бы хотелось следующими стихотворными строками:

Байкал

Чиста, уникальна, прозрачна вода,

Безмолвная, но полная жизни тайга.

Шумит и волнуется бешеный вал –

Таким мне запомнился древний Байкал.

Красавица-дочь – Ангара удалая

Свой путь начинает из этого края,

А с нею три сотни речушек и рек,

Все устремили к Байкалу свой бег.

С тревогой смотрю я в завтрашний день:

Будут ли жить там омуль, тюлень?

Чтоб его воды не «целлюлозило»?

Чтоб достоянием народа стал

Славное море – священный Байкал?

Итог урока: итак, сегодня на уроке нам удалось сформировать более глубокое представление об уникальности природной жемчужины Сибири – озере Байкал.

Рефлексия .

Учитель : Ребята, предлагаю написать письмо Вашему лучшему другу с рассказом о том, как прошел сегодняшний урок. Для этого я попрошу по очереди назвать мне 11 прилагательных, которые отражают Ваше мнение об уроке (учащиеся называют прилагательные, а учитель вписывает их вместо пробелов в текст письма, затем вслух зачитывается готовое письмо).

Письмо другу.

Здравствуй, _______________________ друг. Расскажу тебе о том, как сегодня у нас в _______________________ школе прошел ________________________ урок. _________________________ учитель проводил _________________ путешествие, по ________________________ озеру Байкал. На уроке мы разгадывали ______________________ загадки, решали _____________________________ ребусы. ___________________ ученики нашего класса вели себя хорошо, слушали внимательно, отвечали на все вопросы правильно. Очень надеюсь, что такие ________________________ уроки будут проводиться чаще. На этом заканчиваю свое __________________________ письмо. Жду ответа.

Домашнее задание : откройте свои дневники и запишите домашнее задание параграф 39, и дополнительное задание на выбор: - написать мини-сочинение на тему «Человек пришёл к Байкалу…»

На этом наш урок окончен. Спасибо за внимание и активную работу на уроке. Можете идти.

Приложения

Рабочий лист ученика

ФИО_ _____________________________________

Тема урока «___________________________________________________________»

1. Байкал находится ________________________________________________________________

Включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в ______году,

в список 7 чудес России в _______году.

2. Происхождение названия _________________________________________________

3. Первым из русских людей на берег Байкала вышел _______________ в 1643 г.

4. Общие параметры озера

    Площадь - __________________

    Длина - _____________________

    Ширина - ___________________

    Объём воды - ________куб.км.______% от пресных вод планеты

    Высота уровня воды Байкала - _____________

    Наибольшая глубина– _________

    Средняя глубина - __________

    Возраст озера - ___________

    Прозрачность - ____________

    Самый большой остров Байкала _____________

    На Байкале насчитывается более _________видов растений и животных

5. Особенности происхождения озера ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Климатические особенности

7. Воды Байкала.

Полная смена воды происходит за ____________

В озеро впадает ________ рек, вытекает только одна _____________.

Самая крупная река, впадающая в озеро ____________________.

8.Органический мир.

Животных ________ видов

Растений ________ видов

Примеры ______________________________________________________________________

9. Проблемы Байкала и пути их решения

Кроссворд «Что мы знаем о Байкале»

"Нет Байкала без …" О ком?

6.Промысловая рыба Байкала

7.Единственная дочь Байкала.

По вертикали должно получиться название рачка, очищающего байкальскую воду.

Инструктивный лист

Географическое положение Байкала.

1. Дайте характеристику особенностей географического положения Байкала.

Используя карту атласа стр. ______ ответьте на вопросы:
1. В какой части России расположено озеро?
2. Как расположено озеро по отношению к океанам?
3. Каково направление протяженности Байкала?
4. Вычислите протяженность озера Байкал?
Слайд с фактами на экране. Факты (записывают в рабочие листы):
площадь: 5500000 км
2 ;
длина 636 км;
ширина 25 – 79 км;
средняя глубина - 730 м;
максимальная глубина –
1637 м . (в 2008 г. – 1680 м.)
5. Как называется остров в центре Байкала?

Происхождение Байкала.

2. Каково происхождение котловины озера.

Посмотрите видеосюжет№1. Ответьте на вопросы. На экране – геологическая карта.
1. По карте назовите максимальную глубину озера.
2. Назовите причину такой большой глубины озера.–

3. Вид озерной котловины?

Как образовалась озерная котловина Байкала? .
На экране – сейсмическая карта Байкала.

4. Как вы думаете, какие процессы происходят в зоне разломов земной коры?
5. Какие факторы вызывают такие процессы?

Климат

3. Дайте характеристику климатических особенностей Байкала.

На экране – слайд «Климат». Используя учебник стр. 61,62,64 учебника и климатической карты атласа 1. Заполните таблицу:

ср.t янв.

осадки

тип климата

2. Почему климат озера суровый, хотя солнечной радиации территория получает на уровне Средиземноморья?
3. Учебник стр. 219, 1 абзац – как называются ветры на Байкале?

В тетрадь названия ветров:
Сарма – ураганный ветер, поднимает штормовые волны на Байкале, скорость – 60 м/с;
Баргузин – северо – восточный ветер;
Верховик – свежий ветер, дует вдоль озера.

Култук - ветер, дующий с нижней оконечности (южной) Байкала, от одноименного залива Култук

физкультурная пауза.

Воды

4. Каковы особенности вод Байкала.

На экране слайд – «Воды». Учебник стр. 217, абзацы 2,3,4,5. Ответить на вопросы:
1. Сколько рек вытекает из Байкала?
2. Крупнейшая река, впадающая в Байкал?

Живые организмы

5. Какова неповторимость живых организмов озера.

1.игра «Чудо-юдо» зверь

Ответы на задание “Чудо-юдо” зверь: (Приложение 1)

Значение Байкала

6. Каковы проблемы Байкала и пути решения этих проблем

Используя учебник стр. 220, выявите основные проблемы Байкала и предложите пути их решения.

    Проблемы Байкала :

    Пути решения:

Закрепление

6. Кроссворд

Кроссворд . «Что мы знаем о Байкале» Если вы ответили верно, то в выделенных клеточках прочтете название рачка, благодаря которому поддерживается чистота Байкала.

Итог урока

7. Ответьте на вопросы.

1. На все ли ваши вопросы мы сегодня ответили?
2. С помощью каких источников информации вы достигли поставленных целей?
3. Что вы узнали о Байкале на уроке?

Рефлексия

Письмо другу

Назовите 11 прилагательных, которые отражают ваше мнение об уроке

Домашнее задание

1.Параграф 39

2.на выбор:

- написать мини-сочинение на тему «Человек пришёл к Байкалу…»

Нарисовать плакат на тему: «Защитим Байкал!»

я предлагаю вам угадать, какие части, каких животных имеются у изображенного на рисунке “Чудо-юдо” зверя.

1

2

3

Тема урока: Озеро Байкал – Жемчужина Сибири.

« Чудо природы во всех отношениях»

Цель урока: Показать уникальность природы. Раскрыть причины уникальности. Познакомить с историей открытия и изучения озера. Рассмотреть экологические проблемы и пути решения их.

План урока.

1. Географическое положение.

2.История открытия.

3.Геологическая история.

4. Климат.

6.Органический мир.

7. Экологические проблемы.

Вступление.

Лесистых гор полуовалы,

Касанье голубых лекал,

И скалы, срезанные валом,

И небо, павшее в Байкал,

И сам он – величав и вечен,

В гранитной раме вырезной

И весь до капельки родной.

Байкал называют священным он дорог для каждого россиянина. Если на него посмотреть из космоса, оно напоминает чуть приоткрытый голубой глаз. В1890г. А.П.Чехов во время поездки на Сахалин написал: «Байкал удивителен, и недаром сибиряки величают его не озером, а морем. Вода прозрачна необыкновенно, так что видно сквозь неё, как сквозь воздух, цвет у нее нежно-бирюзовый приятный для глаза. Берега гористые, покрытые лесами, кругом дичь непроглядная, беспросветная изобилие медведей, соболей, диких коз и всякой всячины».

Байкал - одно из величайших озер земного шара, крупнейшее пресноводное озеро России. Его длина -636 километров, площадь водной поверхности - 31500 квадратных километров. Байкал в 1,7 раза больше Ладожского озера, самого крупного в Европе. Среди пресных озер мира он занимает шестое место.

Байкал упоминался в старинных рукописях и рассказах ранних путешественников и был известен европейцам еще до начала нашей эры.

Записать в тетрадь тему урока.

1.Географическое положение. ( Записать в тетрадь)

В Азиатской части страны.

На юге Восточной Сибири.

В горах Южной Сибири.

51 -55 сш 121 -127 вд

Длина более 600, наибольшая ширина 80 км.

2.История открытия. ( Записать в тетрадь)

Краткое сообщение ученика. Что означает название озера?

Эвенки – Ламу(море), буряты – Байгал-Нуур, даже у китайцев было название для Байкала – Бэйхай («Северное море»). Эвенкийское название Ламу («море») несколько лет использовалось первыми русскими землепроходцами в XVII в., затем они перешли на бурятское Байгал, путем фонетической замены немного смягчив букву «г».

Первым из русских людей на берег Байкала вышел тобольский казак Курбат Иванов (в 1643 г.), спустя 11 лет после того, как русские казаки дошли до берега Тихого океана, как пишут историки, сначала землепроходцы его «проскочили».

Изучением Байкала занимались многие крупные учёные: И. Д. Черский, академики И. Г. Гмелин, П. С. Паллас, В. А. Обручев, Л. С. Берг, но до сих пор нет единой точки зрения на происхождение впадины Байкала.

3.Геологическая история.

Краткое сообщение ученика

Озеро лежит в Байкальской впадине - бездонной каменной чаше, со всех сторон окруженной горами. По данным геолога Н.А.Флоренсова, "корни" впадины рассекают всю земную кору и уходят в верхнюю мантию на глубину 50-60 километров. Он образно назвал Байкальскую впадину окном в недра Земли, помогающим познанию сущности ее глубинных процессов

Самая замечательная особенность Байкала - его древность. С какого времени, с какого геологического периода истории Земли ведет свое летоисчисление Славное море? "Тайна сия велика есть" - так должен ответить на этот вопрос строгий ученый муж. Тем не менее, говоря о возрасте Байкала, можно с большой степенью вероятности придерживаться определенного порядка величин. Учитывая глубокий реликтовый эндемизм фауны озера, большинство исследователей определяют его возраст в 20-30 миллионов лет! Такая продолжительность существования озера может показаться неправдоподобной. Ведь огромное большинство озер, особенно ледникового и старичного происхождения, живут 10-15 тысяч лет, затем заполняются осадками, затягиваются сплавинами и рано или поздно сперва превращаются в болота, а потом и вовсе высыхают. Байкал - один из самых старых и, видимо, самых надежных долгожителей среди озер всего света.Байкал возник в результате действия тектонических сил. Котловина озера образовалась в результате разлома земной коры (грабен), т.е. имеет тектоническое строение. Породы берегов кристаллические, берега гористые. В этом районе часто происходят землетрясения до 9 баллов.

Записать в тетрадь

Возраст в 20-30 миллионов лет

Котловина озера образовалась в результате разлома земной коры (грабен), т.е. имеет тектоническое строение.

Байкал - не только крупнейшее пресноводное озеро России, но и самое глубокое озеро нашей планеты. Его наибольшая глубина 1637 метров. Предельная глубина Танганьики - 1435 метров, Иссык-Куля - 702. По свидетельству лимнолога Л.Россолимо на Земле всего восемь озер имеют глубину более 500 метров и около 30 - более 300.

4. Климат.

Краткое сообщение ученика

Озеро оказывает смягчающее влияние на климат. Огромные водные массы озера в летний период прогреваются до глубины 200-250 метров и, как аккумулятор, накапливают большое количество тепла. Поэтому зима на Байкале более мягкая, а лето прохладнее, чем на остальной территории Сибири. Разность температуры воздуха между Иркутском и побережьем Байкала в дневные часы может достигать 8-10°С.

Климат в Восточной Сибири резко континентальный, но огромная масса воды, содержащаяся в Байкале, и его горное окружение создают необыкновенный микроклимат. Байкал работает как большой термостабилизатор: зимой на Байкале теплее (температуры января -14…-17ºС), а летом немного прохладнее (температуры июля +15…+18 ºС).

Влияние Байкала не сводится только к регулированию температурного режима. Из-за того, что испарение холодной воды с поверхности озера очень незначительно, облака над Байкалом образовываться не могут. Кроме того, воздушные массы, приносящие облака с суши, при переваливании через прибрежные горы нагреваются, и облака рассеиваются. В результате небо над Байкалом почти всегда чистое. Байкал закован в ледяной панцирь 4-4,5 месяца в году, в северной части – до 6,5 месяцев. Байкальский лёд может достигать толщины 2,3 м. Ветер на Байкале дует почти всегда. Известно более тридцати местных названий ветров. Особенность байкальских ветров в том, что они почти все и почти всегда дуют вдоль берега и укрытий от них не так много, как хотелось бы. Господствующие ветры: северо-западный, часто называемый горной, северо-восточные (баргузин и верховик, он же ангара), юго-западный (култук) юго-восточный (шелонник). Сарма – это ураганный ветер, достигающий скорости 40 м/с.

Штормы

Штормовые ветры на Байкале обычны в конце лета и осенью. Максимальная скорость ветра на озере отмечается в апреле, мае и ноябре, минимальная - в феврале и июле. 80% летних штормов наблюдается во второй половине августа и в сентябре, при этом высота волн в средней котловине Байкала достигает 4,5 метров при крутизне 22°.

период повторяемость шторма высота волны

август - сентябрь 70-80% 4,5 метра

ноябрь - декабрь 80-90% 5,5-6,0 метров

Байкальские ветры

Многообразие байкальских ветров отражено в их местных названиях (более 30). Вековые наблюдения местных жителей позволили выделить ряд закономерностей для каждого ветра.

Верховик (Ангара) - так называют северный ветер, дующий вдоль всего Байкала с севера на юг. Верховик - сухой ветер, в ясную, солнечную погоду он дует спокойно, без резких порывов. Нередко такой ветер удерживается непрерывно больше 10 дней. Первые продолжительные верховики наблюдаются на Байкале с середины августа. В конце ноября - начале декабря верховик раскачивает Байкал тяжелыми крутыми волнами до 4-6 метров. Баргузин -могучий ветер, воспетый в песне "Славное море - священный Байкал", дует из Баргузинской долины поперек и вдоль Байкала. Этот ветер дует ровно, с постепенно нарастающей мощью, но его продолжительность заметно уступает верховику. Этот ветер приносит с собой солнечную устойчивую погоду.

Култук - ветер, дующий от южной оконечности Байкала вдоль всего озера. Култук несет с собой жестокие штормы и плохую дождливую погоду. Этот ветер не бывает таким продолжительным, как верховик.

Горная - северо-западный боковой байкальский ветер, внезапно срывающийся с гор. Это самый коварный и порывистый ветер. Он начинается неожиданно и быстро набирает силу.

Сарма - разновидность горной, самый сильный и страшный из ветров на Байкале. Ветер вырывается из долины реки Сарма, впадающей в Малое море. Скорость его превышает 40 м/с. Летом ветер может внезапно начаться и также внезапно кончиться, осенью сарма иногда дует целые сутки. Предвестником сармы являются облака над Трехглавым гольцом Прибайкальского хребта.

Записать в тетрадь.

Умеренный пояс

Резко-континентальный

tзима-14;-17;-24

ветры- сарма, баргузин, култук, верховик….

5. Воды.

Краткое сообщение ученика

Озёра изучает наука лимнология. Байкал имеет уникально чистую прозрачную воду. Прозрачность её достигает глубины в 40 метров. По химическому составу вода близка к дистиллированной (в 1 литре менее 0,1 г солей). Вода богата кислородом. В Байкале содержится 1/10 часть пресных вод планеты. "Святое море", "святое озеро", "святая вода" – так называли Байкал с незапамятных времён.В Байкал впадает 336 рек и ручьёв, а вытекает единственная река – Ангара.

Записать в тетрадь

Прозрачность её достигает глубины в 40 метров.По химическому составу вода близка к дистиллированной (в 1 литре менее 0,1 г солей). Вода богата кислородом.

Средняя глубина озера также очень велика - 730 метров. Она превышает максимальные глубины многих очень глубоких озер. Именно это в конечном счете определяет запасы воды в Байкале. Это крупнейшее по ресурсам воды пресноводное озеро Земли. Его объем - 23600 кубических километров, что составляет около 20% пресных озерных вод планеты - во всех пресных. Для того чтобы представить себе всю огромность водного тела озера, напомним, что реке Ангаре, ежегодно выносящей 60,9 кубических километров воды, нужно 387 лет беспрерывной работы, чтобы осушить его чашу при условии, конечно, что за это время в него не будет попадать и с его поверхности не будет испаряться вода.

6.Органический мир.

Обилие живых организмов объясняется большим содержанием кислорода во всей толще байкальской воды. Время от времени открывают всё новые виды живых организмов. Рачок эпишура - эндемик Байкала - составляет до 80 % биомассы зоопланктона озера и является важнейшим звеном в пищевой цепи водоёма. Он выполняет функцию фильтра: пропускает через себя воду, очищая её. Эпишуру с полным основанием можно назвать дворником Байкала. Рачок всего 15 мм длиной. Им охотно питаются рыбы. Каждая такая малявочка в год очищает15м³воды, и чем рачков больше, тем чище вода.

В озере насчитывается 58 видов рыб

Знаменитый байкальский омуль. Голомянка - это прозрачная рыба без чешуи и плавательного пузыря. Почти четверть тела голомянки - голова с огромной пастью и зубами, которые заполняют её и растут, начинаясь с подбородка. Онa обитает на большой глубине озерa Байкал и принадлежит к классу живородящих. Голомянка способна произвести до 2000 маленьких рыб. Такой способ размножения неизвестен ни у одной из рыб мира. Голомянка выдерживает давление воды, равное 125 барам, и поэтому может жить на дне этого глубокого озера. Вертикальное или наклонное «парение» достигается у голомянки за счёт нейтральной плавучести, обусловленной высоким содержанием жиров (свыше 40 %) в мышцах.

Байка́льская не́рпа – единственный в мире вид тюленя, который живёт в пресной воде. Обитает в озере Байкал. Детёнышей нерпа рождает на берегу, в снежном логове. Большая часть нерп рождается в середине марта. Детёныши имеют мех белого цвета, что позволяет им в первые недели жизни быть незаметными на снегу.

На берегах гнездится 200 видов птиц.

Особым почитанием у бурятского населения пользуется орёл – птица байкальских легенд. Культ орла имеет корни в очень древних мифах, согласно которым, первым, кто получил шаманский дар, был сын грозного духа острова Ольхон, живший в образе белоголового орла. Поэтому буряты до сих пор свято верят, что человек, убивший или ранивший орла, непременно сам вскоре умрёт. Возможно, вера в святость птицы и помогла сохранению редкого вида, который в других местах планеты быстро сокращается. Единственным местом на Байкале, где численность орла в последнее десятилетие существенно не изменяется, является остров Ольхон.

Берега заняты тайгой из кедра, сосны, лиственницы.

Презентация. Органический мир Байкала.

Записать в тетрадь

Рачок эпишура - эндемик Байкала, байкальский омуль, голомянка…….Байкальская нерпа,…… орёл.

7. Экологические проблемы.

На его берегах выросли города и заводы, вдоль южного побережья от порта Байкал до Посольского сора прошла железная дорога, рядом - широкое асфальтированное шоссе. На многие десятки километров протянулись бетонные дамбы, волнобои и волнорезы. Около 30 километров северного побережья недавно взрезала Байкало-Амурская магистраль. В бухте Песчаной, Утулике, на берегах Посольского сора и во многих других местах все лето не смолкает шум на туристских базах. Воды озера днем и ночью бороздят грохочущие теплоходы, катера и самоходные баржи. Стремительный и вездесущий "москитный флот" - всевозможные "прогрессы" "оби" и "казанки" сделали легкодоступными самые отдаленные бухточки и острова. Если в конце пятидесятых годов на всем северо-восточном побережье допотопным стационарным "Л-6" была оснащена одна единственная рыбачья лодка, то сейчас у каждого населенного пункта можно увидеть десятки, сотни лодок с подвесными моторами.

Район Малого Моря в разгар туристского сезона пропускает многие тысячи машин с поклонниками отдыха на природе, рыбаками. Даже у северной оконечности Ольхона можно увидеть машины и палатки отпускников. Иркутск, Улан-Удэ, Ангарск и многие другие города шлют сюда целые толпы моторизированных гонцов.

Этот бурный поток цивилизации служит ярким примером стихийного натиска на природу.

Сумеет ли природа Байкала выдержать такой небывалый наплыв техники и людей? Что следует делать, чтобы предотвратить или хотя бы ослабить быстро прогрессирующую антропогенную эрозию местных ландшафтов?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, нужно заглянуть в прошлое озера и постараться увидеть те изменения в его природе, которые произошли в последние столетия.

Оскудение природы Байкала

Глубоко ошибочно мнение, что оскудение природы Байкала началось недавно и что до появления механизированных средств транспорта и современной техники озеро оставалось естественным заповедником. Уже ко времени появления на Байкале первых русских землепроходцев в его природе произошли заметные перемены: в прибайкальских степях исчезли почти все виды копытных животных, в озере Орон к северу от Байкала была истреблена нерпа.

Первые более или менее обстоятельные сведения о природе Байкала сообщены академиком И.Г.Георги - участником знаменитой академической экспедиции "великого северного естествоиспытателя" Петра Симона Палласа

"В проливе, называемом Тонким Морем, - писал Георги, - находится 9 бакланьих островов, названных так от необычайного множества водящихся на них бакланов. Скалы этих островов до того сплошь покрыты едким пометом бакланов и чаек, что с первого взгляда кажутся оштукатуренными и выбеленными."

В начале нашего века после появления Транссибирской магистрали обеднение байкальской природы резко ускорилось. Шли массированные рубки леса, был почти полностью уничтожен соболь, резко сократилась численность лося, марала и многих других ценных животных. В тридцатые годы на Байкале перестали гнездиться серые гуси и таежные гуменники. Совсем не стало гуся-сухоноса, который в большом количестве обитал в дельте Селенги. К началу шестидесятых годов сгинули большие бакланы. Исчезают лебеди-кликуны, в несколько раз сократилась численность орлана-белохвоста, очень редкими стали скопа и черный коршун. Все реже встречаются у берегов выводки гоголя, большого и длинноносого крохаля. Всего несколько гнезд красной утки можно обнаружить у берегов и островов Малого Моря и на южном Байкале. На северо-западе озера быстро сокращается ареал горбоносых турпанов.

Особенно заметно обеднела фауна островов, и в частности Ольхона. Уже ко времени работы академической экспедиции Палласа на нем не осталось соболя, выловленного аборигенами. Затем постепенно исчезли маралы, косули, дрофы, большие бакланы.

Таковы некоторые печальные итоги стихийного натиска цивилизации на дикую природу Прибайкалья.

ОХРАНА ПРИРОДЫ ОЗЕРА БАЙКАЛ

3.Построить очистительные сооружения.

4.Создание и поддержка заповедников.

5. Повышение экологической культуры населения.

Озеро Байкал занесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того,чтобы сокровища эти сохранять – их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю –лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шидловская основная общеобразовательная школа»

Открытый урок

«Байкал – чудо природы»

учитель географии

2011 г.

Цели: образовательные :

Сформировать знания об озере Байкал, как уникальном природном комплексе;

Рассмотреть особенности природы;

Выявить экологические проблемы и пути решения проблем.

Развивающие:

Продолжить совершенствование умения работать с фактическим материалом, анализировать, делать выводы, выявлять закономерности между природными комплексами.

Воспитательные:

Оценить степень изменения природы Байкала человеком;

Предложить свои варианты решения проблемы Байкала;

Развивать навыки по выбору рационального и последовательного выполнения этапов работы;

Формировать умения самостоятельно формулировать проблему и пути ее решения;

Развивать чувство ответственности за выполнение задания.

Учебная цель: доказать, что слова «Байкал чудо природы во всех отношениях» - верны.

МЕТОД: частично-поисковый.

Оборудование: физическая карта России, мультимедийный проектор, презентация, атлас.

Ход урока.

Ι. Орг. момент.

ΙΙ. Изучение новой темы.

Вступительное слово учителя.

В 1996 году озеро Байкал включено в Список Всемирного культурного и природного наследия – Список ЮНЕСКО. В список ЮНЕСКО включаются объекты культуры и природные объекты, имеющие мировое значение и находящиеся на территории стран, подписавших конвенцию. Эти объекты берутся под охрану.

Задача нашего занятия - определить, чем так интересен Байкал, что выдвинуло его в число важнейших природных объектов мира. Что нужно сделать, чтобы сохранить озеро Байкал?

Таким образом, задача наша – выявить, чем уникален и неповторим Байкал.

На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали Сибирь. Сегодня я вас приглашаю в путешествие на озеро Байкал. Новая тема нашего урока непосредственно переплетается с темой

вашего домашнего задания - Природные условия и ресурсы Восточной Сибири.

Ведь озеро Байкал расположено именно в Горах Юга Сибири. Покажите его на карте России.

«Кто Байкала не видал, тот в Сибири не бывал»,- говорят сибиряки.

«Байкал – уникальное явление нашей планеты, чудо природы во всех отношениях». ()

Байкал как зеркало лежит,

Гора в него глядится.

То туча воды затемнит,

То солнце в них лучится.

О нем писали «Чаша вод»!

Да. Но какая чаша!

Когда ветра идут в поход

И волны дико пляшут.

Как море, чаша глубока

Прозрачная водица!

Россия очень велика,

А вся могла б напиться.

Происхождение названия озера: «Байгал-далай», так называют его буряты, что означает «Байкал-море», с тюркского «Бай-Куль» -«богатое озеро», с монгольского «Байкал» -«богатый огонь», с китайского «Бэй - Хай» -«Северное море».

План изучения Байкала?

А.)Географическое положение.

Б.)Происхождение озёрной котловины.

В.) Климат.

Г.) Свойства воды.

Д.) Животный и растительный мир.

Учащиеся в ходе урока заполняют таблицу.

Площадь озера

Размеры озера.

Возраст озера.

Глубина (макс.)

Запасы воды.

Количество впадающих рек.

Количество вытекающих рек..

Соленость воды.

Прозрачность.

Ледяной покров.

Название рачка, очищающего воду.

Виды рыб, встречающиеся только в Байкале.

Экологические проблемы.

Крупнейшие заповедники.

Пути решения экологических проблем.

1. Географическое положение.

Задание 1. Пользуясь физической картой России дать характеристику географического положения

Расположено на юге Сибири; протянулось с с-в на ю-з.

Расположено между горными хребтами пояса гор Южной Сибири. Назвать их.

Площадь – 31,5 тыс. км кв., длина – 636 км, ширина – от 24 до 80 км,

максимальная глубина – 1637 м.

1) Самостоятельная работа . Работая с атласом, учащиеся вставляют слова: юге Сибири; с ю-з на с - в; 2 000 м; остров Ольхон; 1637 м.

С помощью физической карты атласа помогите мне дописать письмо домой.

«Пишу письмо с далёких краёв России. Байкал лежит на юге... и простирается с. . . на... на 620 км в длину. Озеро окружено горными хребтами, поднимающимися на высоту более... над его водной поверхностью. В центральной части Байкала находится остров... .Напротив него в 8 -10 км от берега самая большая глубина... Воистину Байкал - самое глубокое озеро планеты».

Вывод. «Байкал - чудо природы в отношении… глубины»

2. Происхождение Байкала.

Задание 2. Работа с тектонической картой.

1) В какое время образовалось озеро?

2) Между какими литосферными плитами оно расположено?

3) Что сегодня происходит с озером?

Озеро Байкал тектонического происхождения, образовавшееся в результате раздвижения литосферных плит Евразийской и Амурской. Озеру около 25млн. лет, но ни каких признаков старения озера нет. Геофизики выдвинули гипотезу о том, что Байкал – зарождающийся океан.

Подтверждение они видят в расхождении берегов озера со скоростью 2см в год. Байкал – это уникальное сокровище природы: самое глубокое пресноводное озеро. Здесь сосредоточено около 80% поверхностных пресных вод страны, или 20% мировых запасов. Для Байкала характерна низкая минерализация воды. Одна из гипотез, объясняющих убывание минерализации воды в озере, заключается в том, что на дне Байкала существует мощный источник сверхпресных вод, который и распресняет его воды. Байкал питает 554 рек и только одна Ангара берет свое начало. Из обитающих в Байкале 2630 видов животных и растений – 70% эндемики.

Вывод. «Байкал - чудо природы в отношении... происхождения»

3. Особенности климата .

Задание 3. Самостоятельная работа. Определить при помощи климатической карты стредние изотермы января и июля для озера. t я = -24ْ t и =+18ْ количество осадков = 400-600 мм

Ещё одну особенность Байкала мы почувствуем выйдя в море.

Море спокойно. Дует не то знаменитый баргузин, зарождающийся в истоках реки, в долине, стиснутой двумя хребтами, не то какой-то другой ветер. Их здесь насчитывается более 13 - верховик, низовик, сивер, култук, бережник, полуденник и наконец, жуткий, смерчевой, до 40 м/сек, северо-западный ветер сарма.

Вывод. «Байкал - чудо природы в отношении... климата и ветров».

4. Байкал называют «колодцем планеты». Что это значит?

Запись в тетради : «колодец планеты» - вода чистая, пресная, не иссякает. 336 рек, дожди, снега.

Каковы источники её пополнения? Подсказку найдёте на с.234-235 учебника.

Солёность О, О1%о, а в реках О,2%о (Волга), круг виден на глубине 40 м.

Вывод. «Байкал - чудо природы в отношении... воды».

5. Органический мир Байкала.

Эндемики - слово на доске. Учащиеся дают самостоятельно определение данного термина (связь с биологией)Запись в тетради: «Музей живых экспонатов». Голомянка. Сом. Байкальская нерпа

Как называют редкие виды животного и растительного мира?

Кого же мы встречаем в водах Байкала? Отгадки поможет найти учебник (с.237)

1 .Бледно-розова, нежна,

Студена вода нужна.

Что за рыбка невеличка,

Меньше вашей рукавички?

А на солнце рыбка тает,

Рыбьим жиром истекает

Что за рыбка-иностранка?

Рыбка эта - ....

2. Под корягой в жирном иле

Великан находит дом.

С вами мы его ловили,

Знаем все, что это....

3. В снежном логове родятся.

Простудиться не боятся.

Подрастут, начнут нырять,

Шубки белые менять.

Если очень повезёт

Лет с полсотни проживёт.

Что за зверь такой с усами?

Ну, подумайте-ка сами...

Нерпа и лучшая промысловая рыба омуль попали сюда из Северного Ледовитого океана.

Но богат и разнообразен не только подводный мир Байкала, но и природа окружающей его

территории.

Итог урока:

Я рада, что не зря взяла вас в виртуальное путешествие на Байкал.

у Байкала уникально многое:

Высота - над уровнем моря 455 м.

Возраст - около 25 млн. лет;

Флора и фауна включает около 2600 видов.

Глубина - 1637 м.

Площадь - 31500 кв. км.

Объем - 23 тыс. куб. км.

Длина озера - 636 км.

ширина от24 км до 79,5 км.

Самый крупный остров - Ольхон;

Впадает рек - 336 (), 544 ().

Самый крупный приток р. Селенга.

6. У нас остался еще очень важный вопрос - проблемы Байкала:

На побережье Байкала, в Иркутской области и в Бурятии , сегодня работают целлюлозно-бумажный и картонный комбинаты, в городе Северобайкальске – машиностроительный завод, на Ангаре – Иркутская ГЭС, по рекам осуществляется молевый сплав древесины. Все это загрязняет байкальские воды. Воды озера уже не способны к самоочищению. За год успевает разрушиться только 30-40% поступающих со стоками загрязнителей. В воде обнаружены самые ядовитые вещества – токсиды.

1. Засорение нерестовых рек и нерестилищ отходами лесоповала;

2. Довольно большие сбросы в Байкал промышленных отходов заводами;

3. Это и несоблюдение правил ловли и браконьерство . Неразборчиво идет улов, вылавливают молодняк (ведь икринки лишь через 8 месяцев могут превратиться в личинку, а через 9-11 лет сильных, изящных и вкусных рыб).

4. Нерпа в день пожирает до 12 кг разной рыбы в их число входит и омуль. А на Байкале её ни много, ни мало - несколько десятков тысяч голов.

- Учеными – экологами был составлен географический прогноз.

Географический прогноз.

Озеро Байкал – объект «Всемирного наследия». Сохранение байкальской экосистемы имеет планетарное значение и является делом всего человечества.

Задание 4. Ребята, предложите пути решения экологической проблемы Байкала.

Пути решения данной проблемы:

2)Прекратить молевый сплав древесины по рекам;

4)Развивать в районе Байкала организованный туризм, воспитывать экологическую культуру у населения, начиная со школьной скамьи.

5)Организация национальных парков на берегах и склонах окружающих Байкал.

Итог урока. Анализ таблицы.

Закончить наше занятие я хочу словами М. Пришвина: «…мы хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранять, - их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять водоемы . В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - это, значит, охранять Родину»

Запись домашнего задания в дневник – п.51. вопросы.

Урок завершен. Спасибо за работу.

Дополнительный материала.

Верховик - едва не самый главный ветер на Байкале. К северу от полуострова Святого Носа его зовут « Ангарой».

Верховик - северный ветер, дующий из долины реки Верхней Ангары. Верховиком его называют потому, что он дует с верхнего, северного конца озера. Он может захватить озеро на всем его протяжении, но летом до южных берегов долетает только в исключительных случаях.

Это один из наиболее мощных и продолжительных байкальских ветров. В конце августа иногда он дует не переставая в течении 10 дней подряд. И тогда озеро пустеет. В это время никто не рискнет выйти в озеро на лодке.

`Верховик - ветер сухой, он дует в ясную, солнечную погоду. Но это не мешает ему быть очень свирепым, особенно зимой, в конце ноября и начале декабря. В это время он так раскачивает Байкал, что воды его становятся черными и беснуют много дней подряд.

Если учитывать, что Байкал замерзает только в конце декабря или в начале января, легко представить, во что превращают его зимние верховики.

Ветер «Сарма»

Хотя из всех байкальских ветров, несомненно, более знаменит баргузин, но на самом Байкале гораздо большей популярностью пользуется сарма.

Переваливая через вершины горных хребтов, этот ветер пытается найти удобные лазейки, он находит их в глубоких разрывах гор - в долинах рек. Именно из долины реки Сармы, впадающей Малое море, и вырывается сарма.

Много преступлений на совести этого коварного ветра, велика летопись его злодеяний. Если летом, неожиданно возникнув, сарма может также внезапно и кончиться, то осенью она дует иногда целыми сутками. Верхние слои воздуха, срываясь с гор, давят на нижние, уплотняют их, в результате чего сарма достигает очень большой силы и скорости (40 м в секунду).

Это хорошо знают старожилы-байкальцы. Сарма начинается мгновенно и часто тогда, когда её не ждёшь.

Ветер «Баргузин»

Легендарный ветер баргузин вырывается к Байкалу с с-в, из грандиозной тектонической впадины - Баргузинской долины. Он дует в средней части Байкала, пересекая озеро наискосок - oт баргузинского залива к о. Ольхон.

Баргузин - могучий ветер, он дует мощно, ровно и широко, но его продолжительность и cuла заметно уступают верховику и култуку.

Ветер баргузин называют полуночником, потому что он часто принимает форму береговое бриза и дует ночью.

Ушканьи острова

В северной части Байкала, против полуострова Святого Носа высятся над водой 4 острова Ушканьего архипелага. На Большом Ушканьем острове постоянно живут несколько десятков зайцев, которых в Сибири зовут ушканами. Но этот остров поражает другими аборигенами (муравьями).

По плотности населения муравьев Б. Ушканий остров не имеет равных в стране. Следы их жизнедеятельности видны здесь повсюду.

На всей площади острова, равной 9 кв. км, их построено не менее 6-7 тысяч.

Муравейники здесь можно встретить на ровных террасах и на крутых обрывах, в нескольких метрах от берега Байкала и на самой вершине острова, в 216 метрах над озером.

Размеры муравейников самые разные. Средняя величина их около 1 м в высоту и 2 м диаметре. Самые большие из них достигают 170 см в высоту и 310 см в диаметре.

Основная причина многочисленности муравейников на Б. Ушканьем острове - отсутствие зверей и птиц, питающихся муравьями и их яйцами и систематически разрушающих муравейник.

На Б. Ушканьем острове нет такого метра поверхности земли, где не было бы следов от старых низовых пожаров. Но низовые пожары губительно действуют на муравьев только вне их жилищ. Сами же муравейники, вместе с находящимися в них муравьями в большей своей части остаются неповрежденными.

Голомянка

Полупрозрачное тело рыбки бледно - розового цвета с едва уловимым сиреневым отливом. Лишенная чешуи, она просвечивает на солнце насквозь. Большие черные глаза и огромный для ее размеров рот придают голомянке хищное выражение. Но особенно удивляют длинные предлинные грудные плавники - они составляют две трети самой голомянки.

Голомянка не выдерживает теплой воды и погибает при 7 - 8 С° тепла. Поэтому обычно она держится на глубине 300 - 500 м. Расправив плавники, рыбка как бы парит, дрейфуя по волне течений, и только иногда, ночью, поднимается к поверхности.

Урок географии в 8 классе по теме: "Байкал - жемчужина России" Цели урока: - Сформировать представление об уникальной природной жемчужине России– озере Байкал; -определить особенности географического положения, происхождения, климата, вод и животного мира озера; - выявить закономерности взаимосвязей компонентов природы на примере Байкала; - формировать умение работать с различными источниками информации, умение выделять главное, систематизировать материал, умение видеть причинно-следственные связи; - вырабатывать самостоятельность в пополнении знаний, воспитание экологического сознания. Оборудование: физическая карта России, учебник, атлас, контурные карты, таблицы. Ход урока. 1. Оргмомент. На доске записаны слова А. Твардовского “Байкал – бесценный дар природы – да будет вечно на земле”. Ребята, всем внимание Ведь прозвенел звонок! Садимся поудобнее – Начнём скорей урок! И прежде чем начать урок Хочу сказать: “Вас видеть рада я, Глядеть в смышленые глаза, Вот это для меня награда!” - Сегодня я хочу пригласить вас совершить путешествие в один из красивейших уголков России. Давайте повернёмся друг к другу, улыбнёмся, настроимся на поиск и творчество и начнем урок. - На экране слайд, на котором написана тема урока, но не до конца: «…… - жемчужина России». - Чтобы узнать тему нашего урока и определить, какой природный объект может быть жемчужиной России, отгадайте загадку: Древен род его в природе, Кличут озером в народе, Волны моря плещут в нем Как его мы назовем? Вопросы: 1. Что это за географический объект? (озеро Байкал) 2.Как будет звучать тема нашего урока? (На слайде появляется тема урока полностью «Байкал – жемчужина России». Дети пишут тему урока в тетрадь.) 2. Актуализация опорных знаний. - Сегодня мы с вами познакомимся с этим чудом природы. Байкал – это озеро, которое является объектом мирового наследия! Одно из неповторимых чудес планеты, наша гордость. Познакомимся с ним подробнее. - А что вам известно о Байкале? Запишите свои сведения в тетрадь в виде таблицы: знаю хочу узнать новая для меня информация – Попробуйте закончить фразы: Байкал – озеро “превосходной степени” самое … (глубокое) самое … (древнее) самое … (большое количество эндемиков) самые … (большие запасы пресной воды) - « Кто Байкала не видел, тот в Сибири не бывал»- говорят сибиряки. Много песен и стихотворений сложено нашими поэтами и композиторами о Байкале. И я хочу прочитать вам стихотворение « Байкал» Лесистых гор полуовалы, Касанье голубых лекал, И скалы, срезанные валом, И небо, павшее в Байкал, И сам он – величав и вечен, В гранитной раме вырезной, И весь – до донышка – просвечен, И весь – до капельки – родной. И Ангары полет строптивый, И ветра крик, и гул турбин, И птицы – сосны над обрывом, И дикий ветер баргузин – В этом, без чего не в силах Быть далью даль и ширью ширь, И ты немыслима, Россия, И ты немыслима, Сибирь. М. Сергеев. - На уроке мы рассмотрим главные вопросы, касающиеся современных проблем озера Байкал по плану: 1.Географическое положение озера 2. История открытия. 3. Геологическая история происхождения озёрной котловины. 4. Климат Байкала. 5. Уникальность воды озера. 6. Органический мир озера. 7. Экологические проблемы озера. 3.Формулирование целей урока. - Исходя из плана, попробуйте сформулировать цели нашего урока. (дети отвечают) - Итак, основная цель нашего урока: сформировать представление об уникальности природной жемчужины Сибири – озере Байкал, ведь Байкал включен в “Список всемирного наследия”. Сегодня в этот список внесены 506 объектов из 105 стран. Интересно, что красотой своей Байкал привлекал к себе внимание всегда. В 1890 году, по пути на Сахалин через озеро проехал А.П. Чехов. Озеро поразило его своей красотой. «Байкал удивителен, - писал он родным, - и не даром сибиряки величают его озером, а не морем. Вода прозрачна необыкновенно, так, что видно сквозь нее, как сквозь воздух: цвет у нее нежно-бирюзовый, приятный для глаз. Берега гористые, покрытые лесом». Байкал – неповторимое чудо света, гордость нашей страны. А мы так о нем мало знаем. И первое, с чего мы должны начать – это характеристика особенностей географического положения озера Байкал. Для этого, используя карту атласа и текст учебника, ответьте на вопросы: 1. В какой части России расположено озеро? 2. Как расположено озеро по отношению к океанам? 3. Каково направление протяженности Байкала? 4. Вычислите протяженность озера Байкал? (620 км) 4. Работа с темой урока: Класс делится на группы для работы с Интернет- ресурсами. 1 группа- История открытия. 2 группа -Рельеф, геология и тектоника http://www.baikaltravel.info/ 3 группа- Климатические условия 4 группа- Вода озера 5 группа- Организмы Байкала http://www.erudition.ru/referat/ref/id.2287_1.html http://www.ecosystema.ru/07referats/baikal.htm 6 группа - Экологические проблемы озера. 5. Выступление детей. Ответы на уточняющие вопросы учителя и одноклассников. 6.Вывод: - Уникальность озера Байкал состоит в происхождении и современном развитии котловины, в качестве воды и микроклимате озера, а также в эндемичной флоре и фауне. 7. Итог урока: итак, сегодня на уроке нам удалось сформировать более глубокое представление об уникальности природной жемчужины Сибири – озере Байкал. Рефлексия. Учитель: Ребята, предлагаю написать письмо Вашему лучшему другу с рассказом о том, как прошел сегодняшний урок. Для этого я попрошу по очереди назвать мне 11 прилагательных, которые отражают Ваше мнение об уроке (учащиеся называют прилагательные, а учитель вписывает их вместо пробелов в текст письма, затем вслух зачитывается готовое письмо) Письмо другу. Здравствуй, _______________________ друг. Расскажу тебе о том, как сегодня у нас в _______________________ школе прошел ________________________ урок. _________________________ учитель проводил _________________ путешествие, по ________________________ озеру Байкал. На уроке мы разгадывали ______________________ загадки, решали _____________________________ ребусы. ___________________ ученики нашего класса вели себя хорошо, слушали внимательно, отвечали на все вопросы правильно. Очень надеюсь, что такие ________________________ уроки будут проводиться чаще. На этом заканчиваю свое __________________________ письмо. Жду ответа. - Завершаю урок словами М Пришвина: «…мы хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни, Мало того, чтобы сокровища эти сохранять – их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять леса, степи, горы. Рыбе- вода, птице – воздух, зверю- лес, степь, горы. А человеку нужна Родина! И охранять природу – это значит, охранять Родину!» Давайте представим, что озеро Байкал наш друг. Мы желаем своим друзьям здоровья, счастья, благополучия. Давайте пожелаем озеру то, что мы бы пожелали своим друзьям. (Чтение стихотворения о Байкале (фон - слайд-презентация). Байкал - жемчужина Сибири. Он уникален, наш Байкал. К нему, красивейшему в мире, Стремятся все и стар и млад. Чисты, прозрачны его воды, По глубине ему равных нет. Такой вот памятник, природа, Произвела на белый свет. И триста речек шумных, быстрых, Порожистых и озорных, Несут потоки вод неистовых, С уступов, падая крутых. Но лишь одна имеет право На расточительство добра Берёт начало из Байкала Стремительная Ангара. 8. Д/ з. – Создать образ Байкала из фотографии, используя Интернет-ресурсы