Кудеяр — разбойник или народный герой. Клады кудеяра Почему кудеяр проклял свою дочь

В прежнее время да и не так еще давно, - говорит предание, кругом всего города Орла верст на сто, а то и на другое сто, все леса были, леса были дремучие; а в тех лесах не столько зверя было дикого, сколько разбойников. Про злодейства их еще не так давно рассказывали здесь со страхом, добавляя при этом: "не даром Орловцев зовут проломленными головами!" А то и другая сложилась об них поговорка: "Орел да Кромы- первые воры".
При этом уместно будет прибавить, что не один Орел да Кромы славились в древности, как первые воры. Подобный взгляд образовался и на все почти города Орловского края. Так говорят, что и Дмитровцы старым ворам невыдавцы; что и Карачев на поддачу; что Елец всем ворам отец, а Ливны самим ворам дивны! О жителях Мценска образовался такой взгляд, что когда кто хочет другому беды, то в сердцах посылает к нему амчанина: "амчанин тебе на двор!" Это означает, что от амчанина не ожидать добра, или, как говорят под рифму: "коли амчанин на двор; то уж выноси святых вон!" И каких воров-разбойников не было в старину в Орловских пределах!
В народе особенно помнят Кудеяра. "Этот где-где не разбойничал! И к Калуге, и к Туле, и к Рязани, и к Ельцу, и к Воронежу, и к Севску, и к Брянску, и к Смоленску - везде побывал, везде свои станы расставлял, и много кладов позарыл в землю, да все с проклятиями: страшный колдун был. И какою поганой силой владел: раскинет на берегу речки, озера, какого ручья полушубок или свиту, и ляжет спать; одним глазом спит, другим сторожит, нет ли погони где; а там левый спи, правый сторожи, - так в переменку; а как завидит где сыщиков, вскочит на ноги, бросит на воду полушубок, на чем спал, и станет тот полушубок не полушубок, а лодка с веслами; сядет Кудеяр в ту лодку и поминай как звали… Так и издох своей смертью, - никак изловить его не могли, как там ни старались" (Орловские Губернские Ведомости, № 30, 1861 год).
По Орловско-Витебской дороге есть станция Нарышкино (в 20 верстах от Орла), от которой в четырех верстах находится село Сергиевское, а версты с полторы от этого села находится гора с трясиною по средине. Об этой горе с трясиною рассказывают, что здесь давным-давно жил Кудеяр разбойник, имел там дом и оттуда разбойничал; гора, надо заметить, окружена была густым лесом, от которого остались теперь одни кустарники. Долго разбойничал здесь Кудеяр; но Господь смиловался... Разбойник оставил к старости это место и ушел в Брянские леса, а дом, где он жил, за нечестие Кудеяра, провалился сквозь землю; теперь на том месте трясина; и как дом был огорожен кругом, так и трясина круглая (со слов местных старожилов).
Как давно жил Кудеяр?
- Давно! - отвечают в Орле. - Видишь ты: в Брянске прошла Десна, за Брянском дальше Десна река, до Кудеяра все прямо текла, а при Кудеяре луку дала.
- Как луку дала?..
- А вот, как: сперва шла прямо, а после крюком пошла, крюком выгнулась.
- Отчего же Десна луку дала?
- Вот отчего: на самом том месте, где теперь лука, был дремучий лес, и в том лесу Кудеяр притон имел; а в том лесу на самом берегу на Десне стоял дворишко, или два, так выселочек небольшой. В этом выселке жил мужик степенный, дурными делами не занимался, и была у него дочь прекрасавица-красавица, и полюбилась она этому Кудеяру-разбойнику... Кудеяр и так и сяк - все его дело не выгорает!.. Присмотрел он пору-времячко, когда отец с матерью на работу что ли пошли, - только во всей избе одним одна эта девка осталась... Стал Кудеяр в двери стучаться.
- Что тебе надо? - спрашивает девка: - зачем пришел?
- Пусти, - говорить Кудеяр, - надо.
- Да что надо-то?
- А мне тебя надо: с собой хочу взять! Отвори скорей.
- Не отворю, разбойник этакой! Ступай откуда пришел!
- А не хочешь волею, рыло воротишь; так силою заставлю полюбить! - И стал разбойник двери ломать...
Кудеяр разломал дверь, и в избу смотрит, а в избе никого нет. Глядь в окно: видит, девка с иконой к речке Десне бежит; он за ней вдогонку; девка от него, он за ней; совсем уж было догнал, только девка подбежала к Десне и стала молиться: "Матушка, Пречистая Богородица! Матушка, Десна-река! Не сама я тому виною, - пропадаю от злого человека!" и бросилась в Десну-реку; и Десна-река тот же час на том месте пересохла и в сторону пошла, луку дала, так что девка стала на одном берегу, а Кудеяр, разбойник, очутился на другом. А другие говорят, что Десна как кинулась в сторону, так волною-то самого Кудеяра захватила да и утопила (Орловские Губернские Ведомости, № 30, 1861 год).
Яснее предания о Кудеяре в Брянском уезде, куда он выбыл из-под Орла на старости лет и где, как гласит предание, он сложил удалую свою головушку.
Жил Кудеяр в Кривом лесу. На меловых горах у него выстроены были каменные подвалы; теперь они уже обвалились, но у Десны и доселе видна яма, где разбойники на это дело обжигали кирпичи. Сам Кудеяр с молодцами жил в куренках, а в подвалах навалено было всякое добро, что грабил он у бояр. На большой дороге в Кривом лесу никому не било от Кудеяра пропуска. По соснам у него сидели разбойники и подавали свист, когда бывала добыча. Бояре ездили с большою дворнею; но не всякий раз удавалось им проехать благополучно, разве не было дома самого Кудеяра... Разбойники чаще делали так: поведут на высокий обрыв, посадят на вилы, спустят вилы к Десне, раскачают их, да и приговаривают:
Не мы тебя бьем, а вилы;
Не мы тебя губим, а Десна-река!..
Уж и стар стал Кудеяр, а все грабит, все проливает кровь христианскую, все прогневляет Пресвятую Богородицу. Собрала Она семь пятниц в одну, да сразу и вылила их на голову окаянному Кудеяру... Приехал, сказывают, о ту пору в село Страшевичи Василий Афанасьевичь Бахтин из полку, и оповестил он своим сродственникам, что желает с ними повидаться. Василий Афанасьевич был знатный барин, земли и крестьян у него было множество, жил богато и родню имел знатную... И вот отправилась с ним повидеться княгиня Друцкая-Сокольницкая, а путь ей лежал чрез Кривой лес. Знала она про Кудеяра, да понадеялась на своих людей, что с нею были, человек с 30. Въезжает княгиня в Кривой лес да посмеивается: говорили, дескать, что тут разбойники, а их и духу нет!.. Только у Меловой горы сидел на дереве разбойник: и, по его знаку, как черные вороны, видимо-невидимо выскочили разбойники, застрелили дворецкого, побили людей, а самую княгиню обидели чуть живую отпустили к Василию Афанасьевичу... Тогда Василий Афанасьевич выбрал из своих людей - молодец к молодцу, человек с сорок, дал каждому по пищали, посадил их на конь и поехал на разбойников. К утру был он уже во Кривом лесу (60 верст); подъехал к Меловым горам и хотел уже взбираться на одну из гор, как видит, на сосне сидит разбойник и кричит, что мол проезжие да много их! Досада взяла Василия Афанасьевича; берет он пищаль лучшую, и разбойник как сноп полетел с дерева кубарем... Собрались разбойники, а впереди сам Кудеяр. Битва была страшная. Сама Пресвятая Богородица помогла Василию Афанасьевичу ранить Кудеяра в щеку. Кудеяр выхватил платок шелковый, подвязал свою щеку и закричал: "казаки, вода!" Разбойники бросились кто куда, их гнали и били; а Василий Афанасьевич догнал самого Кудеяра и тут же покончил с ним»… К этому преданию присовокупляет, что все богатство Кудеяра, что было на виду, досталось в руки Василию Афанасьевичу Бахтину, который, кроме того, освободил из курении Кудеяра Голубеевскую дьячиху (село Голубея в 30 верстах от меловых гор) и гусляра. Дьячиху боярин отпустил на волю, а гусляра взял с собою в Страшевичи. Слепец гусляр хорошо пел и играл, и жил в Страшевичах до самой своей смерти, а когда умер, то его погребли по христианскому обычаю, и службу, говорят, правил поп Рогожка (из рассказов старожилов села Страшевичи). Это было слишком за сто лет до нашего времени. Кроме Кудеяра, здесь рассказывают еще о разбойниках - Иване Гуляеве, Степане и Куке, передвигавшем своими волхвованиями леса и горы.
"Орловские епархиальные ведомости", № 7, 1873 год.



Клады разбойника Кудеяра.
Даже самые продвинутые историки не могут ответить на вопрос, являлся ли знаменитый разбойник Кудеяр реальным лицом. Возможно, многочисленные рассказы о нем - лишь легенды, народные предания. Но как бы то ни было, сказы о Кудеяре и богатейших кладах, якобы спрятанных им и его товарищами по разбою, живут до сих пор.
Брат Ивана Грозного.
Сначала об имени Кудеяр. Считается, что оно тюркского происхождения и образовано от двух персидских слов "худи" - "бог" и "яр" - "любимый", то есть "возлюбленный богом". Может показаться неожиданным, но пять веков назад имя Кудеяр на Руси было довольно распространенным.
Самая известная из версий о происхождении Кудеяра гласит, что он – старший брат самого Ивана Грозного! Известно, что отец Грозного, Василий III, был женат дважды. Его первая супруга, княгиня Соломония Сабурова, оказалась, по мнению знахарей, бесплодной. Долгое время Василий добивался развода с ней. Вторично он женился на литовской княжне Елене Глинской, которая родила ему мальчика, будущего царя Ивана IV Грозного.
Между тем сорокалетняя Соломония, заточенная в Покровский монастырь в Суздале, неожиданно тоже разрешилась сыном, которого нарекли Георгием. Глинская отправила в монастырь своих людей, чтобы те убили младенца. Но Соломония спрятала сына: объявила его умершими даже инсценировала похороны. На самом же деле она тайно переправила Георгия в Крымское ханство.
В Крыму мальчик получил новое имя - Кудеяр. Он вырос там и возвратился в Московию, рассчитывая занять престол. Это ему не удалось, и тогда молодой человек занялся разбоем.
Российский Робин Гуд?
Согласно другой версии, Кудеяр был татарином и служил у хана баскаком, то есть сборщиком дани. Однажды, собрав богатую дань, он не вернулся к хану, бежал и встал во главе разбойничьей шайки.
Для полноты картины следует упомянуть еще о реально существовавшем во времена Ивана Грозного человеке, некоем Кудеяре Тишенкове, боярском сыне, перешедшем на сторону татарского хана Девлет-Гирея. Это благодаря ему в 1571 году татары смогли совершить опустошительный поход на Москву и поджечь ее.
Народная молва рисует Кудеяра человеком огромного роста, небывалой силы, с черной бородой и суровым взглядом. В некоторых легендах он предстает не просто атаманом шайки грабителей, а своего рода русским Робин Гудом, народным заступником. Но чаще всего о Кудеяре говорили как о разбойнике, которому было все равно кого убивать и грабить.
Магическая сила.
Истории о похождениях Кудеяра и его несметных богатствах рассказывали почти во всех южных и центральных губерниях России. Не редкость в районах Центральной России "объекты", так или иначе связанные с именем Кудеяра. Во многих губерниях можно найти деревушки Кудеяровки, Кудеяровы горы и курганы, Кудеяровы леса и пещеры.
Народная молва наделяла Кудеяра магическими способностями. "А то еще был Кудеяр, - говорится в одном из преданий. - Этот где-где ни разбойничал! И в Калуге, и в Туле, и в Рязани, и в Смоленске - везде побывал, везде свои станы расставлял, и много кладов позарыл в землю, да все с проклятиями. И какой силой владел! Раскинет на берегу речки или озера полушубок и ляжет спать. Одним глазом спит, а другим сторожит: нет ли погони. А как завидит где сыщиков, вскочит на ноги, бросит на воду полушубок, на чем спал, и станет тот полушубок лодкой с веслами. Сядет в нее, и поминай как звали".
Согласно легендам, Кудеяр со своими соратниками орудовал сразу во многих местах, на чрезвычайно обширной территории. Это обстоятельство наталкивает на мысль о том, что под именем легендарного атамана разбойничали несколько банд, "авторитетным" именем пользовались и другие главари.
Естественно, награбленные сокровища должны были оседать в кладах, которые Кудеяр прятал в разных краях, создавая там Кудеяровы городки.
Чертово городище.
Таких городков, а значит и кладов, историки насчитали не менее сотни. Рассказывали, что над камнями, прикрывающими сокровища разбойника, время от времени должны вспыхивать огоньки. И тем не менее разыскать такой клад – задача не из легких.
В каждом районе существовала своя история о кудеяровских сокровищах - золоте, серебре, жемчуге, драгоценных камнях - и попытках найти их. В Тульской и Калужской губерниях ходили слухи о кладах, спрятанных в ярах и колодцах, но для поиска нужны кладовые записи. Одну такую запись будто бы имел монах Оптиной пустыни. После его смерти, говорили, она попала в монастырскую библиотеку. Возможно, до сих пор где-то хранится этот ключ к богатствам, зарытым разбойниками близ городов Козельск и Лихвин. И богатствам немалым - двенадцать бочек чистого золота! (Чертово городище расположено на заросшем лесом высоком бугре, где поднимается тремя отвесными стенами из сероватого песчаника, изборожденными многочисленными трещинами и поросшими мхом. Четвертая стена почти сравнялась с площадкой. По преданию, ранее это был "замок" Кудеяра, построенный для него нечистой силой за одну ночь. Черти соорудили на горе двухэтажный каменный дом, ворота, выкопали пруд, но тут прокричал петух, и они разбежались, не закончив постройку. На одном из камней, лежащих у подножия городища, сто лет назад явственно был виден след "лапы" нечистого. Рассказывают, что в городище скрыты сокровища, но нечистая сила тщательно их оберегает. По ночам на городище появляется привидение дочери Кудеяра - Любаши, которая была проклята отцом и навеки заточена в недрах Чертова городища. Ее призрак выходит на гору, садится на камни и плачет, просит: "Тяжко мне! Дайте мне крест!". Чтобы избавиться от нечистой силы, монахи дважды устанавливали на городище крест, но это не помогло)
Другим местом, указанным в названной кладовой записи, является так называемое Чертово городище, или Шутова гора – глухое лесное урочище километрах в двадцати от монастыря Оптина пустынь, рядом с дорогой из Козельска в Лихвин. Место, надо полагать, не случайное: именно по этой дороге в старину шли обозы с товарами, на которые нападали разбойники.
В Саратовской губернии есть село Лох, стоящее на берегу одноименной реки. Поселение окружают возвышенности, покрытые лесом. Одна из них - Кудеярова гора - знаменита своей пещерой, в которой, по мнению саратовских краеведов, жили Кудеяр и его товарищи. По легенде, там же спрятаны богатейшие сокровища.
Таинственные кольца.
Легенда описывала подземные "апартаменты" разбойников: "Прорыли ходы и комнаты, убрали их всяким добром. А чтобы в горе воздух был легким и в ней можно было разводить огонь и держать коней, пробили сверху трубу". И правда, какая-то труба в Кудеяровой горе была.
А что же можно увидеть здесь сейчас? Внутрь таинственной горы ведут три хода. Сейчас забираться в них рискованно из-за возможных обвалов. Однако много лет назад смельчаки пробирались по этим ходам на сотни метров и упирались в непроходимые завалы камней. К тому отдаленному времени относится свидетельство одного из кладоискателей, которому удалось подойти к завалам и разглядеть за ними какие-то кольца, возможно, прикрепленные к дверям кладовой с сокровищами.
Поиски кладов Кудеяра начались с давних времен, продолжаются они и сегодня. Увы, достигнутые успехи - более чем скромные. В описи Саратовского музея за 1893 год есть такие строки: "Две медные монеты. Поступили 18 августа 1893 года от Гавриила Петровича Светского, найдены в Кудеяровой горе". Значительно позже, как рассказывали старожилы, одному крестьянину в тех же местах удалось найти большой клад, состоявший из 12 ведер старинных монет, к сожалению, тоже медных. Впрочем, это не мешает нынешним кладоискателям снова и снова отправляться на поиски кудеяровых сокровищ, надеясь на удачу.
Нет сведений ни о времени рождения атамана, ни о дне его кончины. Согласно одной из легенд, в конце жизни разбойник решил раскаяться и начал честную жизнь. Как писал Некрасов:
Денно и нощно Всевышнего
Молит: грехи отпусти!
Тело предай истязанию,
Дай только душу спасти!
Кудеяр построил церковь с золотым иконостасом и колоколом из серебра и стал замаливать грехи свои тяжкие. Так ли было на самом деле, точно никому неизвестно.
Геннадий Черненко.
"Тайны XX века", № 52, 2012 год.

В Орловской губернии Кудеяра вообще считали не человеком, а нечистым духом - "кладовиком", который стережет заговоренные клады. Особенно активно клады Кудеяра разыскивали в XIX веке по подложным письмам и описям. Говорят, что в брянских лесах есть места, где над камнями, прикрывающими эти сокровища, вспыхивают огоньки. А два раза в неделю в полночь слышен жалобный плач ребенка.
Одна из легенд говорит о Чашином Кургане - месте исторического основания города Брянска; вторая гласит о том, что клад Кудеяра закопан где-то в районе Хотылево; третья, связанная с именем брянского генерал-майора Михаила Бахтина, жившего в XVIII веке, гласит, что клад недалеко от деревни Барышье.

Фотография из книги "Путевые письма", П.И. Якушкин, 1884 год.

Несметные клады разбойника Кудеяра

В один из погожих апрельских дней 1881 года в Петербурге, на Литейном проспекте, над дверью ювелирной лавки брякнул колокольчик.
Полноватый хозяин лавки, с седой бородкой клинышком, вышел навстречу посетителю.
В дверях стоял черноусый плотный человек, явно провинциал, с небольшим свертком в руках.
— Что вам угодно? — поинтересовался ювелир.
— Я слышал, вы покупаете старинные драгоценности, — неуверенно проговорил вошедший.
— Вы хотите мне что-то предложить?
— Да… Вот, извольте взглянуть.
Посетитель положил сверток на прилавок и развернул его. Ювелир ахнул. На прилавке лежали массивный чеканный золотой ковш старинной работы, украшенный самоцветными камнями, и несколько золотых и серебряных перстней с эмалью, рубинами и бирюзой.
— Это же очень древние вещи, — полувопросительно-полуутвердительно произнес ювелир, взглянув на посетителя поверх стекол пенсне.
— Да. Это вещи из клада, который нашли на моей земле. Я помещик, из Курской губернии, у меня там небольшая дача двести десятин с лишком. Говорят, это золото Кудеяра…
Золото Кудеяра… Воистину, из всех легенд о «зачарованных кладах» это самая большая загадка, неразрешенная до сих пор. Здесь неясно все. Кто такой Кудеяр? Когда и где он жил? Сколько у него было сокровищ и где они?
Где и как окончил он свою разбойную жизнь? Нет ни одного достоверного свидетельства, ни одного достоверного документа, ничего нет.
Только легенды и многочисленные, рассеянные от Днепра до Волги Кудеяровы «городки», овраги, курганы, камни, леса, урочища… И — клады.
Клады, полные несметных сокровищ, которые до сих пор таятся где-то на всем пространстве бывшего Дикого поля…
Жили двенадцать разбойников,
Жил Кудеяр-атаман.
Много разбойники пролили
Крови честных христиан.
Разбойник Кудеяр принадлежит к одним из самых популярных персонажей фольклора. Легенды о нем записаны во всех южных и центральных губерниях России — от Смоленской до Саратовской:
«А то еще был Кудеяр — этот где-где не разбойничал! И в Калуге, и в Туле, и к Рязани приходил, и к Ельцу, и к Воронежу, и к Смоленску — везде побывал, везде свои станы расставлял и много кладов позарыл в землю, да все с проклятиями: страшный колдун был. И какою поганой силой владел: раскинет на берегу речки, озера, так, какого ручья, раскинет полушубок или свиту и ляжет спать; одним глазом спит, другим сторожит: нет ли погони где; правый глаз заснул — левый сторожит, а там — левый спит, правый сторожит — так вперемену; а как завидит где сыщиков, вскочит на ноги, бросит на воду полушубок, на чем спал, и станет тот полушубок не полушубок, а лодка с веслами; сядет Кудеяр в ту лодку — поминай как звали…
Так и издох своей смертью — никак изловить его не могли, как там ни старались.»
Это только одно из кратких жизнеописаний Кудеяра, бытовавших в народной среде. Какой же реальный исторический персонаж скрывается за этим именем? На этот счет уже высказано множество гипотез, но, увы, ни одна из них не проливает свет на тайну Кудеяра.
Когда жил Кудеяр? Здесь мнения, в основном, совпадают: в середине XVI века. Он был современником Ивана Грозного. Это отчасти подтверждается документами. Так, в 1640 году, в ответ на запрос из Москвы тульский воевода писал, что ему про Кудеяра «сказывали давно старые люди, лет с сорок назад.» О чем говорят предания…
Большинство историков согласны и с тем, что имя Кудеяр (Худояр) — татарского происхождения.
У Карамзина упоминается крымский мурза Кудояр, который в 1509 году очень грубо обошелся с русским послом Морозовым, назвав его «холопом». С тем же именем известны послы крымский и астраханский. Но, как нередко бывало в прошлом, от татар это имя могло быть усвоено и русскими.
Многие легенды прямо называют Кудеяра татарином. По преданиям, записанным в Саратовской и Воронежской губерниях, Кудеяр был татарином, знавшим русский язык, человеком огромного роста.
Он был баскаком — ханским сборщиком податей. Разграбив подмосковные селения и с большим богатством возвращаясь в Орду, в Саратовские степи, Кудеяр по дороге решил скрыть от хана взятую дань и поселился в Воронежских землях, где стал промышлять разбоем. Здесь он женился на русской девушке — редкой красавице, которую увез силой.
В Рязанской и некоторых местностях Воронежской губернии рассказывали, что Кудеяр — опальный опричник, который отбивал скот у местных жителей, грабил и убивал московских купцов. А в Севском уезде Орловской губернии Кудеяра вообще считали не человеком, а нечистым духом-«кладовиком», который стережет заговоренные клады.
В исторических документах, относящихся к временам Ивана Грозного, упоминается сын боярский из города Белева Кудеяр Тишенков — изменник, перебежавший к крымскому хану и помогавший ему овладеть в 1571 году Москвой.
Затем Кудеяр Тишенков ушел с татарами в Крым. Беседуя с крымским послом два года спустя, Иван Грозный сетовал на то, что хану удалось взять Москву с помощью бояр-изменников и «разбойника Кудеяра Тишенкова», который навел татар на Москву. Однако ничто не свидетельствует о том, что Кудеяр Тишенков и является тем самым легендарным разбойником Кудеяром.
Весьма популярна увлекательная гипотеза о том, что Кудеяр — не кто иной, как старший брат Ивана Грозного, претендент на русский престол. Основанием для подобных утверждений послужили следующие исторические события.
Первая жена великого князя Василия Ивановича, отца Ивана Грозного, Соломония Сабурова была бездетна. После долгих ожиданий стало ясно, что наследников у князя не будет. Тогда Соломония Сабурова, в нарушение всех церковных канонов, была насильно пострижена в монастырь, а князь вторично женился на Елене Глинской, которая родила ему двух сыновей — Ивана и Георгия (Юрия).
Меж тем у монахини Соломонии Сабуровой, заточенной в монастыре… тоже родился сын! Новорожденный вскоре умер и был погребен в Суздальском Покровском монастыре. Однако раскопки его могилы в 1934 году показали, что похоронена была кукла в одежде мальчика. Существует предположение, что ребенка скрыли, опасаясь убийц, подсылаемых второй женой — Еленой Глинской, и тайно переправили к крымскому хану. Там он вырос, и под татарским именем Кудеяр явился на Русь как претендент на престол. Не добившись успеха, Кудеяр занялся разбоем.
Как можно заметить, почти все перечисленные гипотезы связывают Кудеяра с Крымским ханством. А места, где, по преданиям, разбойничал Кудеяр, несмотря на свою географическую разбросанность, объединены одним общим признаком: здесь проходили древние торговые и посольские пути из Крыма в Московскую Русь. На этих дорогах разбойники выслеживали богатую добычу, а затем прятали ее в потайных местах, около своих станов и городищ.
Кудеяровых городков, где, по преданию, зарыты разбойничьи клады, известно в Южной России около сотни. Особенно много таких городков находилось в пределах Воронежской губернии. Так, в Шиповом лесу у села Ливенки в Павловском уезде, находились остатки «логова» Кудеяра, включавшего дом, кладовые и конюшни. С этим местом связано множество легенд о разбойных делах страшного атамана.
На укромное место, под названием Кудеяров Лог, указывали в Задонском уезде — оно находится в шести верстах от села Белоколодского, по дороге на Липецк. Этот глубокий овраг окружен крутыми, почти отвесными склонами, что делало его надежным убежищем.
Явно сделанное человеческими руками насыпное городище, под названием Кудеяров Притон, было известно в Бобровском уезде. Городище в виде большого четырехугольника, окопанного валами и рвом, со всех сторон окружено болотами и кустарником. Здесь, как говорят легенды, находилась первая ставка Кудеяра.
В Липецкой области, на Дону, напротив села Долгого, возвышается гора, именуемая Черным Яром, или Городком. На ней лежит очень большой камень синеватого цвета. По преданию, здесь находилась Кудеярова крепость. Лежащий на горе камень считали заколдованной, окаменевшей лошадью Кудеяра, получившую синеватый цвет оттого, что она была опалена огнем. Рассказывают, что Кудеяр вместе со своими соратниками Болдырем и разбойницей Анной, укрываясь в донских лесах, грабил караваны купцов, шедших вниз по Дону. Заинтересованные в безопасности пути донские казаки ополчились против Кудеяра. Сначала они разгромили ставки Болдыря и Анны, затем добрались до пристанища Кудеяра.
Долго осаждали они крепость Кудеяра, затем догадались обложить ее хворостом и поджечь со всех сторон. Тогда Кудеяр зарыл все свои сокровища в землю, поставил над ними свою любимую лошадь, обратив ее в камень, чтобы она не сгорела, а сам бежал в лес. Но казаки погнались за ним, хитростью взяли в плен, сковали и бросили с Черного Яра в Дон.
Неподалеку, в бывшем Пронском уезде, близ сел Чулково и Абакумово, находится урочище Каменные Крестцы. По преданию, здесь располагалась одна из главных ставок Кудеяра. Рассказывают, что в XVIII веке тут нашли камень с именем Кудеяра.
На реке Неруч в Орловской губернии, в трех верстах от села Затишье, есть две «ямы Кудеяра» — по три сажени глубиной, соединенные подземным ходом с рекой Неруч. Здесь, как рассказывают, скрывался Кудеяр. Множество кладов Кудеяра связано с Брянскими лесами и вообще со всей лесной частью бывшей Орловской губернии.
Кудеярово Городище
В Тульской и Калужской губерниях легенды повествуют о кладах Кудеяра, зарытых в различных «колодцах», «верхах», «ярах», а кое-где сохранялись и «кладовые записи» на Кудеяровы клады.
Одной из таких записей в конце прошлого века владел монах Оптиной Пустыни, после смерти которого рукопись попала в монастырскую библиотеку. В ней содержались обширные сведения о кладах, зарытых Кудеяром в окрестностях Козельска и Лихвина (ныне Чекалин).
В качестве одного из мест, где спрятаны клады Кудеяра, рукопись называла Чертово Городище, или Шутову Гору, что в 18 верстах от монастыря Оптина Пустынь, неподалеку от старинной дороги из Козельска в Лихвин, на которой так удобно было грабить проезжающих купцов.
…На заросшем лесом высоком бугре, господствующем над окружающей местностью, почти на самой его вершине тремя отвесными стенами поднимается из земли громадная глыба сероватого песчаника, изборожденная трещинами и поросшая мхом. Из-за этих четких граней Чертово Городище иногда называли еще Гранный Холм. Четвертая сторона Городища, полуразрушенная временем и заросшая травой, почти сравнялась с площадкой на вершине бугра, образуя «двор».
По преданию, здесь находился «замок» Кудеяра, построенный для него нечистой силой. Будто бы за одну ночь бесы соорудили на площадке Городища двухэтажный каменный дом, ворота, выкопали пруд… Однако постройку закончить до рассвета не успели — прокричал петух, и нечистая сила разбежалась. И, по рассказам свидетелей, еще долгое время спустя, вплоть до начала XIX века, на Городище можно было видеть недостроенное здание — «памятник бесовской архитектуры», которое затем начало быстро разрушаться.
Следы выкопанного «бесами» пруда заметны были еще в 80-х годах прошлого века; многочисленные каменные обломки, разбросанные вокруг Городища, свидетельствовали как будто бы о каких-то постройках, некогда бывших здесь.
А на одном из камней, лежавших у подножия Городища, еще сто лет назад явственно был виден след «лапы» нечистого. В толще песчаника, из которого сложено Городище, скрывается несколько пещер. В главной пещере, называемой «входом в нижний этаж», могло свободно разместиться несколько человек. Из нее два узких лаза уходят в глубь горы…
Рассказывают, что строившая замок нечистая сила сберегает теперь зарытые на Городище, в окрестных оврагах и лесных урочищах клады Кудеяра. А но ночам на Городище появляется привидение дочери Кудеяра Любуши, проклятой отцом и навеки заточенной в недрах Чертова Городища. Будто выходит она на гору, садится на камни и плачет, просит: «Тяжко мне! Дайте мне крест!» В прежние времена монахи Оптиной Пустыни дважды устанавливали на Городище крест. Неподалеку от Городища находится Кудеяров колодезь, в котором укрыты, по преданию, «12 бочек золота».
Очень интересны свидетельства о Кудеяровом Городке на горе Богатырке (Крутце), что в Саратовской губернии. Здесь, в развалинах землянки, в которой, по преданию, жил Кудеяр, были найдены человеческие кости, кинжалы, наконечники пик, бердыши, фрагменты кольчуг, татарские монеты, кольца, перстни и т. д. Подобные находки неизменно будили интерес к легендарным кладам Кудеяра, и охотников найти их было великое множество…
Особенный интерес вызывало у кладоискателей Кудеярово Городище, расположенное в дебрях Усманского леса. Оно окружено высоким валом со следами ворот и окопано широким рвом. Когда-то, в 40-х годах прошлого века, одной из крестьянок села Студенки посчастливилось найти здесь массивный золотой старинный перстень.
С той поры каждую весну в Усманский лес регулярно устремлялись полчища кладоискателей со всех окрестных мест, изрывших лес ямами и траншеями. Говорили, что сокровища укрыты на дне находящегося поблизости Чистого озера. Один помещик даже пытался спустить озеро через специально прорытый канал, но дело не пошло. Много было разговоров о будто бы найденном в лесу сундуке, который «ушел в землю», находили и всякую мелочь, но вот главные сокровища Кудеяра так до сих пор не обнаружены.
А вот в других местах кладоискателям везло больше. Нельзя сказать, чтобы находки кладов были массовыми, но известны, по крайней мере, четыре случая, когда клады серебряных монет и немногочисленных золотых предметов были найдены именно в Кудеяровых урочищах.
Принадлежали ли эти клады легендарному разбойнику? Неизвестно. Да и вообще трудно поверить, что один человек мог «населить собой» огромные пространства степи. Давно уже высказывается мнение, что под именем Кудеяра могло скрываться несколько разных людей — как под именами царевича Дмитрия или Петра III. А может быть, из личного имени какого-нибудь особо дерзкого русского или татарского разбойника имя Кудеяр превратилось в нарицательное имя всякого предводителя разбойничьей шайки и стало синонимом слова «разбойник»?
Поэтому так разнятся версии о происхождении, жизни и смерти Кудеяра. Поэтому так много у нас кудеяров — уж в чем-в чем, а в разбойниках на Руси испокон веку недостатка не было. И уже в конце XVIII столетия начали слагаться легенды о том, как «в старые-старые годы в Спасских местах проживали семь братьев-кудеяров…»

Кто такой атаман Кудеяр? Это разбойник, который собрал вокруг себя отчаянных людей и грабил с ними богатые обозы во времена правления Ивана Грозного. Награбленное золото и серебро прятал в разных местах, что породило рассказы о многочисленных кладах. В XIX веке предполагалось, что таких кладов насчитывается ровно восемнадцать. Их искали в южных районах России, в Воронежской, Саратовской губерниях, на Брянщине, под Киевом, но ничего не нашли.

Загадка рождения атамана Кудеяра

В 1525 году великий князь московский Василий Иванович расстался со своей женой Соломонией Сабуровой. Прожили они вместе 20 лет, но супруга так и не смогла родить государю наследников. Великую княгиню постригли в монахини и увезли в Суздаль. А Василий Иванович женился во второй раз на Елене Глинской. Через 3 года она родила мальчика, ставшего впоследствии царём Иваном Грозным.

Однако сосланная в монастырь Соломония тоже родила мальчика. Назвали его Георгием. Именно этот ребёнок впоследствии и получил прозвище Кудеяр (куда или кудь – жестокая расправа (жаргонное у разбойников); яр – обрыв, крутой берег, ярость). Но многие историки считают, что это легенда. Этой же точки зрения придерживался и Николай Карамзин, написавший «Историю государства Российского». Но даже авторитетным людям свойственно ошибаться.

Существует народное сказание. В нём говорится, что до рождения Кудеяра в Московском княжестве 3 года подряд происходили засухи. А во время родов Соломонии к ней явилась ведунья и предрекла: «Родила ты великого воина и станет он грозным орлом, но без крыльев. Будут у него и ум, и лихость, но не будет власти государевой, так как окажется она в руках сводного брата».

Соломония испугалась, что великий московский князь прознает о случившемся и спросила у ведуньи, как спасти сына. Что посоветовала старуха, то неведомо, но вскоре появились в монастыре государевы люди и учинили следствие. Через некоторое время было объявлено о внезапной смерти младенца. А люди по городам стали шептаться, что вместо умершего мальчика в гроб положили деревянную куклу. Эта подложная кукла не простая, а со значением, и наделает она много бед в русских землях, когда придёт её время выхода из гроба.

А куда подевался живой младенец? Его тайно увезли в глухие леса под Волоколамск. Там мальчика воспитывала и обучала премудростям ведунья. А вот дальше начинается самое интересное.

Любил Василий Иванович ездить на псовую охоту. Нередко наведывался и под Волоколамск. И вот во время последней охоты под Волоколамском в сентябре 1533 года случилось странное событие.

Конь под великим князем вдруг замер на опушке леса, стал бить ногой и ржать. Огляделся седок по сторонам и увидел, что среди деревьев стоит мальчик. Совсем крохотный был малец, но имел взгляд пронизывающий и мудрый. И не понять князю, то ли добра ждать от мальчика, то ли невзгод. Поманил государь мальца, а тот развернулся и убежал в чащу. Убежал да и Бог с ним. Но почему-то рассердился Василий Иванович, крикнул своих молодцев и велел им догнать мальчишку.

Те кинулись в погоню, но вскоре вернулись ни с чем. Не нашли они мальца. Не услышали ни топота, ни треска сломанных веток. Птицы его путь криком не отметили. Вот только обнаружили в чащобе деревянного идола. Порубили его саблями и обратно вернулись.

Великий князь нерасторопных слуг наказывать не стал. Не до них ему было, так как почувствовал он вдруг необъяснимую боль в ноге. Стала нога болеть всё сильнее и сильнее. Тут уж не до охоты стало. И велел Василий Иванович везти его к пречистой Богоматери в Иосиф монастырь. А после монастыря отправился он в Москву, но нога болеть не перестала вплоть до смерти московского правителя. Скончался он 3 декабря 1533 года.

Атаман Кудеяр и Иван Грозный

Из преданий тех лет можно утверждать, что между Иваном Грозным и Кудеяром существовала загадочная связь. Молва гласила, что встречались они тайно в Москве. После этой встречи ушёл атаман Кудеяр из подмосковных лесов вначале на Волгу, а затем на Дон. Несколько раз по приказу Ивана Грозного погони за ним прекращались, и уходил разбойник со своими товарищами невредимым.

Никто не смел говорить про сговор царя с предводителем разбойников. Так один опричник рассказывал, что передал от государя записку атаману. Доставил её в Дикое поле, которое находилось между Окой, Доном и левыми притоками Днепра и Десны. А затем и ответ привёз царю.

Но недолго болтал гонец. Схватили его по приказу Ивана Грозного и вначале глаза выкололи, чтобы не смотрел куда не надо, а затем отрезали уши и язык, чтобы не слушал и не болтал лишнего. После этого привязали опричника к седлу и водили коня по Москве. Люди смотрели и понимали, что за лишние слова бывает.

С той поры и до самой смерти Ивана Грозного среди служивых существовало негласное правило: об атамане Кудеяре ни слова не говорить и даже не вспоминать его имени.

Воруй-городки Кудеяра

По Ожегову воруй-городок – жульническое, воровское место. На Руси их было немало. А атаман Кудеяр имел свои воруй-городки. Никто из чужаков не мог в них попасть, так как вели к ним тайные тропы, о которых знали только сам атаман и его товарищи. В этих городках и хранились награбленные сокровища.

Много лет разбойники занимались грабежами, а отсиживались в воруй-городках. Там они пировали, делили добычу и отдыхали. Но постарел со временем Кудеяр, растерял многих товарищей, и пошли на убыль разбойничьи налёты. А когда из Москвы пришла весть о смерти Ивана Грозного, то решил атаман постричься в монахи, чтобы остаток жизни замаливать грехи.

Перед постригом принял он решение открыть все свои клады и передать их в монастыри. Все места, где было спрятано награбленное, разбойник хранил в памяти и никогда не записывал. Но теперь ходить по воруй-городкам у него уже не было сил. Поэтому он взял бумагу, перья и решил указать расположение кладов киевским монахам.

Но случилось невероятное. Атаман Кудеяр забыл все те места, где схоронил золото и серебро. Сидел несколько дней, но так ничего и не вспомнил. Так и кануло в небытие награбленное.

Последние годы жизни атамана Кудеяра

О последних годах жизни атамана Кудеяра ходили самые противоречивые слухи. Одни утверждали, что он принял постриг и закончил свои дни в одном из монастырей на севере Украины. Другие говорили, что он из лихого разбойника превратился в нищего и отправился искать свои 18 кладов.

Странствовал бывший грозный атаман Кудеяр под разными именами, но чаще всего называл себя Георгием. Находились люди, которые, якобы, видели, как в любую погоду бродил по лесам, городам и болотам старый оборванец, а у встречных спрашивал, где его воруй-городки. Некоторые узнавали в этом бродяге когда-то лихого атамана.

Прошли века, а молва о 18 кладах до сих пор не даёт покоя многим. Эти сокровища ищут под Киевом, в Астраханских плавнях, под Шатурой, в Саратовской области, Арчединско-Донских песках, в Москве на севере Лосиного острова.

Есть версия, что главный и самый богатый клад спрятан в Москве между улицей Крылатские Холмы и Крылатскими озёрами. В этом месте возможно находился один из воруй-городков. Но добраться до этого клада невозможно, так как стережёт его та самая деревянная кукла, которую положили в гроб вместо младенца. Насылает она на кладоискателей вечное беспамятство и делает их бродягами. Правда это или нет – сложно сказать, так как те, кто знает, уже потеряли память, а с тех, кто не знает, и спрашивать нечего.

Много интересных легенд сохранилось о прошлом нашего края. И самые распространенные связаны с разбойником Кудеяром. Его имя сохранилось в географических названиях лесов, городищ, болот, гор, и все они так или иначе связаны с преданиями о несметных сокровищах.

Это увлекло много лет назад группу кружковцев Льговского Дома пионеров на поиски якобы существовавшей Кудеяровой пещеры в районе села Погореловка. И вот, полтора десятка школьников, среди которых были Николай Каплин, Геннадий Гончаров, Борис Руденко, Мария Гусенкова, Олег Сергеев и другие, а также автор этих строк стали собирать материалы и готовиться к походу.




(Фото С.Лагутича).

Прежде всего, несколько человек съездили в Погореловку поговорить со старожилами. И нам улыбнулась удача в лице Никанора Дмитриевича Симонова. Он рассказал, что раньше все вокруг было покрыто лесом. В нем жила шайка разбойников под предводительством Кудеяра. Было несколько пещер в лесу и на горе. Тогда Погореловка была небольшой деревушкой. В ней было лишь несколько дворов Симоновых и Маленкиных. Напротив горы находится село. Когда-то оно называлось Тютчево, затем Тютчево-Быки, а еще позднее просто Быки. Вдоль Сейма тянется на четыре километра Чернецкая гора, она в свою очередь делится на Лысую, Кудеярову и Чубатую.

Сам Никанор Дмитриевич со своим другом Иваном Князевым в детстве не один раз пробовали пробраться в пещеру. Вход был засыпан, они расширяли звериные норы и через них попадали внутрь. По его словам, они проходили метров 20-30 и упирались в дубовую дверь. Пробовали ее выбить, но тогда начинал осыпаться потолок и они стремглав убегали наверх. Взрослые от их рассказов только отмахивались. Потом, будучи уже взрослым, Н. Д. Симонов рассказал об этом уполномоченному НКВД, но тот под угрозой ареста запретил самостоятельно что-либо предпринимать. Больше Симонов не слышал, чтобы в округе находились какие-то ценные вещи или кто-то еще пробовал пробраться в пещеру.

Разговор происходил поздней осенью, и мы договорились, что весной он покажет место, где попадал в пещеру. Но в марте Никанор Дмитриевич умер, а больше конкретно никто ничего не знал. Хотя местные жители утверждали, что еще в начале 20-х годов вход знали Могилев Моисей Степанович, Князев Иван Яковлевич, Князев Петр Иванович.

Однако у местных жителей удалось записать интересную легенду. Она связана с путешествием на юг страны Екатерины Второй. По этой версии Кудеяр был помещичий сын, его история напоминает рассказанную А.С. Пушкиным о Дубровском. Эта шайка орудовала в наших местах, настоящее имя главаря не сохранилось, а только взятое прозвище - Кудеяр. Лагерь их был в пещере на высоком берегу Сейма напротив села Быки. Кортеж Екатерины Второй остановился на ночлег недалеко от этих мест и ночью подвергся нападению разбойников. Конечно, охрана была хорошая, быстро отбила нападение, но Кудеяру удалось угнать золотую карету с царскими драгоценностями. Спасаясь от погони, эти сокровища спрятали в пещере, а вход засыпали. Через несколько дней все они были окружены и убиты.

Конечно, это всего лишь легенда, в истории никаких ее подтверждений не сохранилось. Да и дорога, по которой ехала императрица, пролегала в стороне от Погореловки. Но легенды не требуют подтверждений.

Наш поход все-таки состоялся. Шли пешком, по жаре и все несли на себе. Гора представляла собой крутой заросший склон с белыми промоинами от ручьев. Все нам казалось гораздо больше, чем ожидалось: и гора, и деревья, и… тишина вокруг. Неподалеку бил ключ с чистейшей родниковой водой. Несколько дней мы исследовали гору. Она действительно была изрыта большими норами, но залезать в них так никто и не решился. Пробовали их раскапывать, но также ничего не нашли. Правда, на самой вершине была обнаружена яма глубиной метра три, на ее стенах сохранились следы копоти. Возникла мысль, что это дымоход из пещеры, но раскапывать его без специальных приспособлений было бесполезно.

На том этот поход и закончился, оставив память о прекрасных детских приключениях.

Так кто же этот Кудеяр? Известный курский историк Ю. Липкинг считал, что недаром все эти названия так или иначе связаны с древними селищами или городищами. Та же гора близ Погореловки представляет собой укрепленное городище с оборонительными валами и рвами. По Ю. Липкингу, можно предположить, что 2 500 лет назад в этих местах жили племена со своим особым языком, обычаями и богами. Занимались охотой и скотоводством. Они не были славянами. В древних письменных источниках их упоминали как «чудь» (чудной, непохожий). Постепенно это название было заменено на «кудь», которым стали называть древние неславянские поселения. Отсюда пошло и название многочисленных шаек разбойников, состоявших из беглых крестьян, кудеярских, так как обитали они, как правило, на местах древних стоянок.

Однако существуют и другие версии историков, связывающие Кудеяра с конкретным историческим лицом. Одна из них принадлежит А. Д. Варганову, бывшему директору Суздальского исторического музея. Он был назначен директором музея, расположившегося в известном Суздальском монастыре, когда там еще жили монашки. Сам монастырь основан женой Василия - Третьего Соломонией Сабуровой. Много лет прожил Василий с Соломонией, но детей у них не было. Отсутствие наследника непременно должно было повлечь смуту по смерти царя. Василий решил насильно пострич Соломонию в монахини и сослать в Суздаль, а самому жениться на молодой красавице Елене Глинской. Что и было осуществлено в 1526 году. И вот, когда уже родился наследник, будущий царь Иван Грозный, Василий узнает, что у Соломонии в монастыре тоже родился сын. А это опять вело к смуте. Царь посылает в монастырь доверенных людей с приказом мальчика убить. Посланники выяснили, что ребенок уже год как умер, это подтвердили все монашки и показали место захоронения. На этом все и успокоилось.

В монастыре Варганов разыскал документы, подтверждающие, что мальчик остался жив. Монашки показали Варганову и могилу. Была создана комиссия, проводившая вскрытие. И как же все были поражены, когда в деревянной колоде обнаружили истлевшую куклу в одеждах мальчика. Все это было отправлено в Москву реставратору Исторического музея Е. Видоновой. Часть одежды потом вернулась в Суздаль.

Так что же, легенда подтверждалась? Дальнейшие исследования Варганова установили, что Сабурова прожила в монастыре еще лет двадцать. А мальчик был отправлен подальше от царского глаза на юг России. Там он попал в плен к туркам, где и получил свое имя Кудеяр, что в переводе с персидского означает – «помошник бога». Бежал он от турок и попал к татарам. В 1571 году принял участие в походе Девлат - Гирея на Москву. Но, увидев опустошения, принесенные татарами на Русь, сам поднял против них мятеж, чем ускорил разгром. Пытался встретиться с братом - Иваном Грозным, но так где-то и погиб, сохранившись только в памяти народной.

Об этой версии упоминает известный писатель В. Солоухин в книге «Владимирские проселки». А крупный историк Костомаров еще до революции написал повесть «Кудеяр».

Я читал интересную книгу «Родные гнезда», выпущенную в 1962 году в Сан-Франциско эмигрантом первой волны, курянином Анатолием Марковым, где он сообщает, что в его роду был Кильдеяр Иванович, сын боярина Марка Толмача. Вот он, сбежав от преследований Ивана Грозного, и стал знаменитым разбойником Кудеяром, промышлявшим до самой смерти ненавистного царя. Затем, по семейному преданию, он постригся в монахи и закончил жизнь в возрасте 80 лет под именем Питирима в Соловецком монастыре.

Так вот, Марков пишет, что в семейном архиве хранился полуистлевший очень древний пергамент, написанный по преданию рукой Кудеяра, где сообщались приметы места зарытой бочки с драгоценностями « в пятидесяти шагах от дуба» в урочище на реке Реуте. Но примета эта настолько примитивная, что никто место и не разыскивал.

Определенно можно сказать только о том, что большинство разбойников прошлых времен, промышлявших в наших местах, получало прозвище Кудеяр. И можно предполагать, что имя это нарицательное: разбойник – значит, Кудеяр.

Продолжение...
СОДЕРЖАНИЕ

В устном народном творчестве - легендарный разбойный персонаж русского фольклора (с XVI века).

Также словом «кудеяр» называли кудесника, волшебника; женская форма - «кудеярица» [ ] .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Тайное становится явным - Таинcтвенный Кудеяр - 365 ДНЕЙ ТВ

    ✪ Rusko veče - Razbojnik Kudejar/Разбойник Кудеяр

    ✪ Что связывало Ивана Грозного с разбойником Кудеяром?

    Субтитры

Легендарный Кудеяр

Рассказы о разбойнике Кудеяре были широко распространены в легендах во всех южных и центральных губерниях России - от Смоленской до Саратовской. Годы его жизни, как говорят - очень древние, предположительно до Смутного времени. Сколотил ватагу, с которой грабил богатые обозы. С его именем связано название множества мелких географических пунктов на Руси (Кудеярова крепость, гора, лес, село Кудеяровка).

Жили двенадцать разбойников, Жил Кудеяр - атаман. Много разбойники пролили Крови честных христиан .

Легенды Тульского края гласят, что он из этих мест, бывшего Белевского уезда.

Часто встречаются рассказы о многочисленных кладах, спрятанных разбойником, которые активно разыскивались в XIX в. по подложным письмам и описям. Таких Кудеяровых городков , где, по преданию, зарыты разбойничьи клады, известно в Южной России около сотни. Особенно много таких мест находилось в пределах Воронежской губернии.

В числе соратников Кудеяра называют разбойницу Анну, Болдыря и проклятую им дочь Любашу (её призрак показывался неподалеку от Оптиной пустыни).

Могилу его помещают недалеко от Тулы за Косой горой или в одном из курганов Саратовской губернии (по поволжским легендам).

Идентификация Кудеяра

  • Согласно распространённой легенде, Кудеяр - сын Василия III и его жены Соломонии , рождённый уже после того, как она была сослана в монастырь за неплодие. Таким образом, он оказывается старшим братом Ивана Грозного и его настоящее имя - князь Георгий (Юрий) Васильевич . Соломонию силой заточили в монастырь под именем Софьи, для того чтобы Василий III смог жениться на Елене Глинской . В монастыре Соломония родила Кудеяра и его вывезли в Керженские леса, где тайно воспитывали в лесных скитах.
  • Согласно другой легенде, Кудеяр - сын Жигмонда Батория , рождённый ещё до того, как его родственник Стефан Баторий (Жигмонд приходился Стефану племянником) стал королём польского государства. Поссорившись с отцом, который к тому времени уже был стар, он бежал к казакам на Днепр. Затем он переходит на службу к русскому царю. Таким образом, он оказывается среди опричников царя Ивана Грозного и его настоящее имя - князь Габор-Георгий (в русском варианте Сигизмундович) .
  • Ещё одна версия гласит, что им мог быть предатель Кудеяр Тишенков (XVI в.) - сын боярский, родом из г. Белёва . Современник Ивана Грозного . В мае 1571 года он показал ордам крымского хана Девлета I Гирея пути подхода к Москве - тайные броды через реку Оку . Отступая вместе с крымскими татарами , Кудеяр покинул пределы Московского государства и остался в Крыму . Затем его имя упоминается в письмах пленного опричника Василия Грязного из Крыма к царю. Через некоторое время Тишенков лично обращается к Ивану IV с просьбой о помиловании и разрешении вернуться в Москву. Такое разрешение ему было дано, но далее следы исторического Кудеяра Тишенкова теряются. Никаких свидетельств о том, что разбойник Кудеяр (живший примерно в ту же эпоху и, как рассказывают, также родом из Белёва) и Тишенков - один и тот же человек, нет. О том, что Кудеяр принадлежал к их семейству, рассказывали также в курском роду Марковых.
  • По упомянутой ранее версии, Кудеяр принадлежал к роду Батори , был отправлен к казакам на Днепр , служил затем Ивану IV опричником , а после царской опалы бежал и разбойничал, имея лагерь у села Божедаровка .
  • Так как область распространения легенд очень широка, исследователи предлагают версию, согласно которой имя Кудеяра могло стать нарицательным, и им пользовалось несколько атаманов.

Потомки

«Кудеяр», как имя собственное, встречалось в Воронежской, Тамбовской, Саратовской, Харьковской, Курской, Орловской, Тульской, Калужской губерниях. Отсюда пошла фамилия Кудеяров .

Образ в искусстве

В русском искусстве XIX в.

  • Роман Н. Костомарова «Кудеяр» - исторический роман, полный авантюр и реконструкций. В частности, оттуда идет следующий рассказ, о том, что во время одного из татарских набегов сына Соломонии Сабуровой захватили в плен. Елена Глинская отказалась его выкупа́ть, чтобы спровоцировать татар на убийство - ещё один наследник был не нужен. Но татары Юрия (Георгия) не убили, а дали ему другое имя - Кудеяр. Он вырос, собрал отряд и решил мстить брату.
  • Рассказ Ионушки «О двух великих грешниках» в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо »: рассказывает о том, что в пожилом возрасте Кудеяр подался в монахи с целью искупить свои грехи. Ему было сказано перепилить ножичком дуб, и тогда они будут отпущены. Он тратил на это годы и годы. Но как-то польский шляхтич стал перед ним хвастаться, как убивает и мучает своих холопов. Старик не выдержал и всадил нож в сердце пана - и в этот момент дуб рухнул сам собой.
  • На стихи Некрасова написана песня «12 разбойников», входившая, в частности, в репертуар