Школа индийской философии вайшешика. Атомизм в индийской философии Вайшешика космология в философии

ВАЙШЕШИКА (санскр. vaiśeṣika, от viśeṣa – особенное, отличное) – школа индийской философии, признающая авторитет Вед , но развивающая свои доктрины на независимых основаниях. В индийской мысли вайшешика известна своим учением об атомах и системой категорий (падартха ).

В истоках традиции вайшешики лежат «Вайшешика-сутры» (ок. 1 в. н.э.), приписываемые легендарному мудрецу по прозвищу Канада («поедатель зерен/атомов»), за которым следовал ряд комментариев и трактатов. Одно из ранних сочинений «Дашападартхашастра» («Наука десяти категорий») Чандрамати (ок. 5 в.), содержащее оригинальную версию вайшешики, основанную на признании десяти категорий, сохранилось в китайском переводе. Китайские источники сообщают также предание о существовании 18 школ вайшешики (вероятно, уже после кодификации сутр).

Систематическое изложение, которое в дальнейшем стало считаться классической доктриной вайшешики, принадлежит Прашастападе (ок. 6 в.), автору «Падартха-дхарма-санграхи» («Собрание характеристик категорий»). С самого раннего периода своего развития вайшешика была близка системе ньяя , с которой в дальнейшем образовала синкретическую школу ньяя-вайшешика .

Все, что есть во вселенной, вайшешики «исчисляют» шестью категориями: субстанция (дравья ), качество (гуна ), движение (карма ), общее (саманья ), особенное (вишеша ) и присущность (самавая ). Позднее к ним добавляется и седьмая – небытие (абхава ). Категории реально существуют, познаваемы и именуемы (вайшешика придерживалась принципа соответствия между языком и реальностью, и очень часто слова в ней служат знаками, из которых выводится существование вещей). В каждой из категорий (за исключением присущности) можно различить два уровня: первичный, или уровень причин, познаваемых разумом или особым йогическим прозрением, но не воспринимаемых органами чувств, и вторичный, или уровень следствий, – производный от них воспринимаемый мир. Все, что мы находим на 2-м уровне, объясняется в терминах конфигурации первопринципов, однако от этого воспринимаемый мир не становится, в представлении вайшешиков, менее реальным.

В рамках категории субстанции – видимая вселенная образуется комбинацией четырех типов вечных атомов (земли, воды, огня и ветра) и всепроникающих субстанций акаши, направления-места, времени, Атмана и манаса ; в категории качества – качества сложных вещей – соединением качеств вечных субстанций; в категории движения, видимое движение – дискретными актами соединения и разъединения движущегося предмета с пространственными точками. В категориях саманья-вишеша («общее-особенное») 1-й уровень конституируется, с одной стороны, универсалией бытия (сатта ), воплощающей континуальность всего существующего на основе самого факта существования, с другой – «атомами различия» – «конечными различителями» (антья-вишеша), 2-й же представлен универсалиями «среднего звена», которые, согласно вайшешике, воспринимаются вместе с вещами, напр., «субстанциальностью», «земляностью», «горшечностью». Если остановиться на этих категориях, то все существование окажется разделенным на пять никак не связанных друг с другом модальностей. Однако на практике (а вайшешика стремилась не противоречить эмпирическому опыту) люди имеют дело не с субстратами, качествами и движениями, взятыми отдельно друг от друга, а с реальными вещами, целостностями. Чтобы объяснить, почему составляющие мироздания, принадлежащие разным модусам бытия, могут соединяться в единое целое в объектах опыта, вайшешика вводит категорию присущности (самавая), устанавливающую фундаментальную связь между субстанциями и качествами, субстанциями и движениями, вечными вещами и «конечными различителями», а также причиной и следствием, целым и его частями и т.д. В противовес буддийской концепции нереальности целого (см. Аваявин ), вайшешика с помощью присущности объясняет инаковость целого по отношению к сумме его частей. С этим связано и несколько других нововведений вайшешики. Утверждая, что ткань является иной вещью, чем нити, сторонники вайшешики вынуждены признать, что качества ткани также отличаются от качеств нити. Если, напр., нити – разных цветов, то цвет ткани будет не суммой этих цветов, а особой разновидностью цвета, читра («пестрый»). К концепции инаковости целого, а также к принципу, согласно которому все качественные изменения происходят на уровне причины, а не на уровне следствия, восходит «противоинтуитивная» (по выражению К.Поттера) доктрина вайшешики, утверждающая, что при обжиге горшка изменение цвета и др. качеств происходит не в самом горшке как целом (на чем настаивали сторонники ньяи), а в отдельных атомах, на которые он распадается во время обжига (пилупакавада). Еще одна «противоинтуитивная», но отвечающая принципам вайшешики теория заключается в том, что тело человека и животных состоит только из атомов земли. Согласно вайшешике, в отношение присущности могут вступать лишь атомы одного класса, а не гетерогенные атомы, напр. атомы земли или атомы воды и т.п. Целостность тела, по вайшешике, обязана только атомам земли, органы чувств, состоящие из атомов других стихий, связаны с ним лишь непрочным отношением механического контакта (самйога).

Для сторонников вайшешики объяснить какое бы то ни было явление означало найти составляющие его «атомы». Помимо атомов материальных стихий (см. Бхуты ), в своем анализе разных процессов они выделяли «атомы» пространства (пространственные точки – прадеша), времени (моменты – кшана), движения – соединение и разъединение движущегося тела с точками пространства. Поскольку основной действующий орган психики – манас – тоже представляет собой атом, это накладывает отпечаток на всю психическую жизнь индивида, которая описывается вайшешиками как последовательность атомарных актов. Однако не следует думать, что атомизм вайшешики подобен буддийской теории абсолютно дискретных элементов – дхарм . В противоположность дхармам атомы материальных стихий и манас вайшешики неизменны и самотождественны в пространстве и времени, которые, хоть и могут в практических целях делиться на точки и мгновения, в действительности представляют собой неизменные субстанции (см. Пространство в индийской философии, Время в индийской философии).

Особенность онтологии вайшешики состоит не столько в плюрализме первичных субстанций (неисчислимые атомы, акаша, пространство, время и т.д.), сколько в их бесконечном разнообразии (вишеша – отсюда и название школы). Оно столь велико, что даже два атома одного класса не похожи друг на друга. Причина же столь фундаментального разнообразия отнюдь не в индивидуальной природе первопринципов, а в особых сущностях, которые вайшешики называют «конечными различителями». Точно так же и сходство вещей на 2-м уровне обязано чему-то иному, чем они сами. Здесь мы подходим к вайшешиковской концепции универсалий (саманья), которая в индивидуальных вещах определяет субстрат общих понятий. Так, напр., корова является коровой лишь потому, что в ней присутствует универсалия «коровности». Это фундаментальная установка вайшешики на поиск источника самодостаточности и целостности вещей и явлений вне их самих (маханицизм) нашла отражение и в теории познания, которая требует верификации одного акта познания с помощью другого (паратах-праманья ).

В отличие от школ веданты, сознание в вайшешике является не сущностью Атмана, а лишь его временным (на период воплощения) атрибутом. Лишившись тела, Атман становится бессознательным. Концепция освобождения индивидуальных атманов от сансары (оно понималось исключительно как избавление от страданий) вайшешики напоминала буддийскую нирвану и вряд ли могла служить сколько-нибудь привлекательным религиозным идеалом (не случайно «освобожденный» Атман вайшешики ее оппоненты уподобляли куску камня). Вайшешика периода «Вайшешика-сутр» обходится без космогонии. Появление последней у Прашастапады ознаменовано введением Ишвары в роли божественного зодчего. Последующие авторы приложили много усилий для развития теистической доктрины вайшешики.

См. также Атомизм в Индии, Ишвара-вада.

Литература:

1. Гостеева Е.П. Философия вайшешика. Ташкент, 1963;

2. Лысенко В.Г. «Философия природы» в Индии. Атомизм школы вайшешика. М., 1986;

3. Encyclopedia of Indian Philosophies. Indian Metaphysics and Epistemology. The Tradition of The Nyāya-Vaiњeṣika up to Gaṅgesa, ed. by K.H.Potter. Princeton, 1977;

4. Halbfass W. On Being and What There Is. Classical Vaisesika and the History of Indian Ontology. Albany, 1992.

Вайшешика (от вишеша (санскр.) - различие, особенность) - одна из основных теистических школ индийской философии . Школу основал мудрец Канада (настоящее имя - Улука), проживавший в III-II вв. до н. э. Философия вайшешика признает авторитет древних Вед, однако, по заверениям своих сторонников, опирается на совершенно независимые основания. Вайшешика означает подробное изложение позиции по конкретной вещи . Мир, согласно философии вайшешика, состоит из нерушимых атомов, но управляется Богом, который действует в соответствии с законом Кармы.

Философская система вайшешика указывает, что подлинную индивидуальность необходимо находить в особенностях мира. Школа провозглашает независимость каждой конкретной индивидуальности , находя в естественном объединении индивидуальностей лишь более совершенную индивидуальность. Так, отдельные «я» реализуют себя, вступая в общественные и космические отношения, однако, сохраняют индивидуальность в рамках этих отношений.

Согласно вайшешике, всего различается семь видов реальности :

  • субстанция (дравья) - представляет собой симбиоз качества и действий, выступает в качестве девяти форм, таких как земля, вода, огонь, воздух, эфир-акаша, пространство, время, душа как субстрат сознания и ум (манас);
  • качество (гуна) - его несет в себе субстанция, качество вне субстанции не существует, но определяет природу вещей;
  • действие (карма) - механическое движение одного из пяти видов: вверх (поднятие), вниз (опускание), внутрь (сжатие), вовне (расширение), с места на место (хождение, перемещение);
  • всеобщность (саманья) - извечная сущность, являющаяся общей по отношению ко всем элементам выбранного класса;
  • особенность (вишеша) - противоположна всеобщности, индивидуализирует извечные сущности, дифференцирует вещи и понятия;
  • присущность (самавая) - нерушимая постоянная связь целого и его частей;
  • небытие (абхава) - реальность конца, противоположная первым шести.

Ключевой частью философии вайшешика принято считать атомистическую теорию , описывающую ту часть мира, которая состоит из физических элементов, подвержена возникновению и разрушению. Согласно идеям вайшешиков, все объекты физического мира состоят из четырех разновидностей атомов, которые между собой соединяются в двойки, тройки и иные организационные подструктуры. Атомы здесь понимаются как вечные и никем не сотворенные элементы материального мира, являющие собой предел членения материального мира. К слову, прозвище «Канада» основателя школы Улуки означает «пожиратель атомов».

Философия вайшешика устремляет людей к освобождению от них самих же при помощи «единственно верного» способа познания реального мира . Сторонники этого философского направления утверждают наблюдение в качестве наиболее эффективного средства обретения знания. Несомненно, философская система вайшешика существенно повлияла на ход развития древнеиндийской философии.

Философия Вайшешика была поведана мудрецом по имени Улука по прозвищу Махарши Канада (III – II вв. до н. э.). Он стал автором сочинения «Вайшешика-сутра», первого систематического изложения теории вайшешики, которое со временем обросло многочисленными комментариями.

Вайшешика получила свое название от санскритского слова вишеша (различие, особенность). Это древнеиндийская философская школа, признающая авторитет Вед, но опирающаяся в своей теории на независимые основания. Вайшешика означает детальное изложение взгляда на конкретную вещь. Как и всякая классическая даршана, вайшешика направлена на освобождение нас от нас самих через «правильное» познание реальности. Последователи этой философии утверждают, что обрести знание можно с помощью наблюдения. Главным вкладом в индийскую философскую мысль системы вайшешика была "философия природы", стремление к рациональному объяснению мира.

Вайшешика формулирует основополагающие характеристики принципов строения Вселенной. Таким образом, она выходит за рамки только философии, формулируя физические законы мироздания. Эта система утверждает, что истинную индивидуальность следует находить в особенностях мира. Несмотря на то, что отдельные «я» вступают в космические и общественные отношения, через которые они себя реализуют, все же в этих отношениях они сохраняют свою индивидуальность. Таким образом, вайшешика исключает всякую попытку опровержения независимости каждой отдельной индивидуальности, предполагая в их единении лишь более совершенную индивидуальность.

Наиболее выдающейся частью учения вайшешика является атомистическая теория, объясняющая ту часть Вселенной, которая состоит из физических элементов и подвержена возникновению и разрушению. И если у греческого философа Демокрита атомы бескачественны, то для вайшешики Канады каждый атом обладает своей особенностью. Мир создан из атомов, но движущей силой является Бог, действующий в соответствии с законом кармы. Чтобы создать, надо разрушить, что и делает Бог, разлагая все на первичные элементы. Когда обжигают горшок, он распадается на атомы, а из них опять возникает новый горшок. Так как это происходит мгновенно, мы не можем этого заметить. К тому же, атом неразрушим, двойка атомов не вечна, только тройка - минимально воспринимаемый объект. Таким образом, мир непрерывно разрушается и возникает, а вся материя пульсирует.

Согласно этой философии существует 7 видов реальности или составляющих Вселенной (падартх), которые выступают как объекты познания. Падартха – это то, что дает знание обо всем. Все во Вселенной можно описать с помощью падартх. Философия вайшешика начинается с изложения доктрины о падартхах. Из них шесть положительны. Абсолютно все проявления мира укладываются в эти шесть падартх, с их помощью можно проанализировать все объекты материального мира:

Дравья – материя, вещество, субстанция; в переводе с санскрита это также: предмет, вещь, имущество, собственность, золото, индивидуальность, лицо;

Гуна – качество;

Карма – действие, движение, деятельность действия, влекущие за собой свои последствия и являющиеся причиной новых рождений; вселенский закон воздаяния, причинно-следственная связь деятельности;

Саманья – всеобщность, неопределенность;

Вишеша – особенность, индивидуальность, часть;

Самавая – нераздельность, присущность.

Из них первые три имеют реальное ощутимое материальное проявление, остальные являются в большей степени философско-физическими категориями.

Последняя падартха является противоположностью первых шести, называемых существующими, проявленными. Это Абхава – небытие, несуществование.

Вайшешика утверждает, что небытие так же реально, как и бытие.

Большое внимание философия вайшешика придавала проблемам классификации каждой из категорий. Дравья это первая и основная категория школы вайшешика. В текстах вайшешика дравья понимается и как субстанция, субстрат качеств и движений, и как индивидуальная вещь.

Всего вайшешика выделяет девять субстанций бытия, которые относятся к категории дравья. Это: земля, вода, огонь, воздух/ветер, акаша (эфир), пространство, время, Атман (душа) и манас (ум). Каждый из видов субстанций имеет свое качество ("гуна").

Из них пять первоэлементов (пять маха бхут) являются основными. Это: эфир, воздух, огонь, вода и земля – наимельчайшие частицы, образующие все полимолекулярные объекты. Эти элементы являются основной составляющей материи (дравья) и широко используются в Аюрведе для диагностики болезней, определения диеты, образа жизни, подбора лекарств и упражнений. Рассмотрим их подробнее.

Эфир (Акаша маха бхута)

Эфир на санскрите называется Акаша. Является неотъемлемым фактором для всех элементов во вселенной. Это простая, длительная, бесконечная субстанция и является субстратом звука. Ему не принадлежат качества цвета, вкуса, запаха и осязаемости. С ним связаны все существующие физические объекты. Атомы соединяются и образуют системы только при посредстве акаши. Акаша вечен, вездесущ, невоспринимаем чувствами и имеет качества индивидуальности, соединения и разъединения. Акаша заполняет все пространство, не являясь самим пространством.

Воздух (Ваю маха бхута)

Воздух невидим, ограничен протяженностью и состоит из частей. Его существование доказывается осязанием, и его называют субстанцией, поскольку он обладает качеством и действием. Температура есть особое качество воздуха.

Огонь (Агни или Тежас маха бхута)

Движение создает трение, а там где есть трение, появляется тепло и огонь. Огонь имеет качество вечности, проявляясь в желании творить, и качество мимолетности, проявляясь в теле. Он острый, обжигающий и горячий. Все трансформационные и преобразующие процессы управляются элементом огня.

Вода (Джала маха бхута)

Вода имеет три качества: вкус, цвет и осязаемость. Вода это вселенский растворитель и все биохимические функции управляются ею. Она ассоциируется с химической энергией. Вода принимает любую форму, имеет качество с тяжестью устремляться вниз. Материя, имеющая джала маха бхуту, приобретает такие качества как: тяжесть, прохладность, спокойствие и мягкость.

Земля (Притви маха бхута)

Земля обладает четырьмя качествами: запахом, вкусом, цветом и осязаемостью. Вещи, сделанные из земли, бывают трех видов: тела, органы чувств и объекты восприятия.

Вайшешика близка к ньяе и позднее образовала с ней единую школу. В целом ньяя и вайшешика выявили основные принципы зарождения материальной Природы, ее законы, а также субатомную теорию строения Вселенной. Это представляет особый интерес для Аюрведы, так как здесь мы рассматриваем в основном многомолекулярные объекты, и поэтому изучение Аюрведы должно начинаться с изучения основных принципов философии вайшешика. Баланс 5 элементов в теле поддерживает жизнь и сохраняет гармонию, дисбаланс приводит к болезням. Преобладание каждого элемента постоянно меняется, модифицируя температуру, качества и отношения. Люди должны это знать и научиться приспосабливаться к изменениям, чтобы выжить. Имея знание об элементах, человек может создать оптимальную атмосферу для проживания.

от санскр. вишеша – особенный, отличный) – одна из систем др.-инд. философии. Первым систематич. изложением философии В. является Вайшешика-сутра, к-рая приписывается Канаде. Окончат. редакция сутр относится ко времени не позднее 1 в. н.э. Второй по времени работой, представляющей собой комментарий Вайшешика-сутры, является "Падартха-дхарма-санграха" Прашастапады, на к-рую, в свою очередь, имеются комментарии более позднего времени – "Вьйомавати" Вьйомашекхары, "Ньяякандали" Шридхары, "Киранавали" Удаяны и "Лилавати" Шриватсы. Кроме комментариев Прашастапады, имеются др. работы, комментирующие сутры Канады, напр. соч. Джаянараяны "Виврити" (17 в.). Из всех систем инд. философии В. была наиболее тесно связана с естеств.-науч. представлениями древних индийцев. Космологич. теория В. являлась дальнейшей разработкой обычного в инд. философии понимания мира, как составленного из физич. элементов – земли, воды, света, воздуха; ее атомистич. теория была дальнейшим развитием материалистич. теории о том, что все явления и предметы действительности, включая ум и сознание, являются продуктами материальных первичных атомов. Их учение об атомах основывается на теории бесконечно малых, развитой математикой Древней Индии. По учению В., все существующее включается в 6 категорий: субстанцию, качество, действие, общее, особенное и присущее. Комментаторы сутр добавили 7-ю категорию – отрицание, или небытие. Осн. категорией в системе В. является субстанция, к-рая выражает сущность вещи. Субстанции обладают качествами, определяющими свойства и характер вещи. Канада насчитывает 17, а Прашастапада – 24 качества субстанций. Субстанции обладают действиями. В противоположность качеству, являющемуся постоянным свойством субстанции, действие – преходящее свойство субстанции, и составляет ее динамич. характеристику. Субстанции, качества и действия существуют в зависимости друг от друга и связаны определ. отношениями, к-рые выражены такими категориями, как общее, особенное и присущее. Эти категории существуют реально и объективно. Субстанции, обладающие качествами и действиями, или движениями, составляют объективный мир. Сутры насчитывают 9 субстанций: земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство, душа и ум; первые 4 из этих субстанций являются материальными атомистич. и производящими субстанциями. Сочетание атомов этих субстанций и образует физич. мир. Атом (ану – от санскр. ан – дышать, звучать, означает отдельный, особый, индивидуальный, тонкий, мельчайший) в учении В. – вечная, неизменная, протяженная, материальная частица, являющаяся пределом деления материальных тел. Атом неделим, имеет сферич. форму, не изменяется во времени, не может быть ни создан, ни разрушен. Соответственно 4 материальным субстанциям имеется 4 рода атомов, различающихся качествами. Атомы земли имеют запах, цвет, вкус, осязаемость, тяжесть; атомы воздуха – осязаемость, атомы воды – цвет, вкус, осязаемость, тяжесть, и атомы света – цвет и осязаемость. Атомы по своей природе пассивны и их движение зависит от внешнего толчка. Объяснение первонач. движения атомов у Канады носит спиритуалистич. характер. Первичное движение атомы получают от невидимой силы – адришты. Получившие движение атомы соединяются друг с другом. Обязат. условием и средством соединения атомов является эфир. Первичное соединение двух атомов образует диаду, в свою очередь, диады, вступая в соединения между собой, образуют более сложное соединение – триаду, состоящую из трех диад. Чувственно воспринимаемый мир существует и взаимодействует во времени, пространстве и эфире и управляется особым всеобщим моральным законом (дхарма), управляющим порядком Вселенной и обусловливающим правильное поведение человека в жизни. Выполнение этих правил позволяет человеку добиться высокого места в жизни. Но это место непостоянно, т.к. даже мировая душа – Брахма не обладает постоянным наслаждением. Следовательно, и для человека не может быть постоянного спокойствия. Человек должен непрерывно совершенствоваться, стремясь достичь истинного знания. Материальный мир не вечен, он создается и разрушается. Процесс мирового созидания и разрушения, т.е. соединение и разъединение атомов, происходит по определ., вечно повторяющимся циклам. Соединением атомов управляет мировая душа – Брахма, специально созданная богом. Но бог не является создателем Вселенной, он только управляет ею. В сутрах Канады бог вообще не упоминается. Согласно Прашастападе, процесс создания и разрушения Вселенной не имеет ни начала, ни конца. По желанию верховного правителя или бога индивидуальные души, существующие в мировом эфире наравне с атомами и обладающие принципом адришты, приводят в движение атомы воздуха. Атомы воздуха, соединяясь в диады и триады, порождают физич. вещество – воздух. Подобным же образом образуются вода, земля, свет. Затем из атомов земли и света создается яйцо, в к-ром бог создает Брахма и Вселенную. Дальнейшее создание вещей физич. мира и живых существ вплоть до богов производится Брахмой из сочетаний атомов земли, воды, света и воздуха. При этом вечные субстанции, такие, как время, пространство, эфир, атомы, не могут быть созданы, т.к. они существуют вечно. Созданная т.о. Вселенная является одним из бесчисл. миров. По прошествии ста лет, по исчислению Брахма, он покидает свое тело и у Махешвары (верховного властителя) появляется желание вновь пересоздать все созданное. С появлением этого желания прекращается действие адришты всех душ. Наступает распад материальных тел до первичных атомов, к-рые снова остаются покоящимися и изолированными до следующего созидания. Теория познания В. во многом сходна с теорией познания ньяя. Предметом познания, по учению В., является объективно существующий мир. Имеется 4 рода действит., т.е. истинного, познания: восприятие, вывод, память и интуитивное познание. При помощи восприятия познаются сложные субстанции (земля, вода, воздух и свет), качества, действия и физич. мир или общность. Вечные невоспринимаемые субстанции – эфир, пространство, время, ум, душа, а также атомы и диады, познаются посредством логич. вывода. Имеется также 4 рода недействит., т.е. ложного, познания: сомнение, недоразумение, неопредел. знание и сновидение. Существенно отличаясь от др.-греч. атомистики, система В. является оригинальным филос. атомистич. учением. Лит.: Мюллер?., Шесть систем индийской философии, пер. с англ., М., 1901; ?адхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 1–2, М., 1956–57; Чаттерджи С. и Датта Д., Древняя индийская философия, пер. с англ., М., 1954; The Vaice?ika aphorisms of Kan?da, transi. by ?. ?. Gough, Benares – L., 1873; Keith А. В., Indian logic and atomism; an exposition of the Ny?ya and Vai?e?ika systems, Oxf., 1921; Ui H., The Vai?e?ika philosophy according to the Da?apad?rtha-??stra. Chinese text with introd., transl., and notes by H. Ui, ed. by E. W. Thomas, L., 1917; Faddegon В., The Vai?e? ika-system, described with the help of the oldest texts, Amst, 1918; Mabilleau L., Histoire de la philosophie atomistique, P., 1895; Colebrooke H. T, Essays on the religion and philosophy of the Hindus, new ed., L. -Edinb., 1858; Deussen P., Allgemeine Geschichte der Philosophie mit besonderer Ber?cksichtigung der Religionen, Bd 1, Abt. 1-3, 3-4 Aufl, Lpz., 1919-20; Stcherbatsko? Th., Buddhist logic, v. 1, Leningrad, 1932; Mishra U., Conception of matter according to Ny?ya-Vai?e?ika, Allahabad, 1936; Сhatterji J. Ch., The Hindu realism being an introduction to the metaphysics of the Ny?ya-Vai?e?ika system of philosophy, Allahabad, 1912; The Vai?e?ika s? tras of Kan?da with the commentary of camkara Mi?ra, transl. by Nanda Lal Sinha, Allahabad, 1910-11. E. Гостеева. Москва.

Белорусский государственный экономический университет

Реферат на тему

Философские системы индуизма: вайшешика, ньяя, миманса

Выполнил студент первого курса ФМК ДМЦ-2

Пасюкевич Станислав

Минск 1999

Введение

Вайшешика

Ньяя

Толковый словарь некоторых

использованных терминов

Список использованных материалов

Введение

Индуизм - древнейшая национальная религия Индии. Его истоки, обычно, возводят ко времени существования Протоиндийской (хараппской) цивилизации, т.е. ко II-III тыс. до н.э. Следовательно, к рубежу новой эры он уже насчитывал не одно тысячелетие своего бытования. Такого длительного и полнокровного существования религии мы, пожалуй, не увидим ни в одном другом месте земного шара, кроме Индии.

Как религиозный феномен индуизм отличается сложностью и противоречивостью, если не сказать больше - запутанностью и хаотичностью. Серьезную историко-культурную проблему представляет собой уже самое определение термина «индуизм». До сих пор нет удовлетворительного определения и, даже, объяснения, что же относить к собственно индуизму, каково содержание и границы этого понятия.

Сложнейшая религиозная система индуизма гибко и податливо сочетает в себе самые противоположные крайности и умело приспосабливается к самым разнообразным общественным и политическим условиям, сохраняя необычайную пестроту, яркость и жизнестойкость. Умея соединять несоединимое и облекаться в самые причудливые формы, индуизм обладает удивительной способностью порождать новые секты и течения, которые при этом не вступают в противоречие с его основным мировоззренческим ядром, и, может быть, как бы возрождаться из самого себя.

Однако вся эта пестрота и, казалось бы, несовместимые противоречия существуют в единых общих рамках, которые позволяют говорить об индуизме как о самостоятельной и цельной религиозной системе с общими мировоззренческими установками.

При всей кажущейся аморфности и расплывчатости, индуизм всегда оставался исключительно стабильным. Подобно магниту, он втягивал в свое поле другие культы, поглощал, в той или иной форме, чужих богов, приспосабливал к своим нуждам и взглядам иные мифо-ритуальные воззрения и, тем самым, обеспечивал себе прочное и долговечное существование, выдержав конкуренцию с буддизмом и другими религиями, существовавшими на территории индийского субконтинента.

Европейский термин «философия» в индуизме не имеет единого и однозначного эквивалента. Ему соответствуют понятия брахма видья (знание абсолютного), даршана (интеллектуальное, духовное видение), анвикшики (рефлексивное исследование).

Множество важных философем, изложенных интуитивным языком, находят уже в древних текстах. Но основной формой существования и развития теоретической мысли были даршаны . Они делятся на ортодоксальные (признающие авторитет вед) и неортодоксальные.

Обычно выделяют 6 ортодоксальных школ: санкхья, йога, ньяя, вайшешика, веданта и миманса. Неортодоксальные школы в индуизме - локаята и адживика.

Становление даршан и их развитие происходило в ситуациях диспута, полемики друг с другом, а также с буддистами и джайнами. Даршаны не столько противоречили друг другу, сколько дополняли друг друга. Внутри же себя каждая даршана развивалась в традиции истолкования и комментирования базового текста.

Вайшешика

Вайшешика (санскр. от вишеша - различие, особенность), древне-индийская философская школа, признающая авторитет Вед, но опирающаяся в своей теории на независимые основания. Близка к ньяе, с которой образовала позднее единую школу. Основателем вайшешики считается Канада, он же Улука (III - II вв. до н. э.), его сочинение Вайшешика-сутра - первое систематическое изложение теории вайшешики. Некоторые последователи считают, что это собирательный образ мудрецов школы: дословно Канада - "поедающий зерна". Другие важные источники: Падартха-дхарма-санграха Прашастапады, труды Удаяны, Шридхары, Валлабхачарьи. Однако более авторитетным считается труд Прашастапады Падартхадхарма-санграха . (объдинение атрибутов, свойственных называемым предметам).

Главным предметом рассмотрения школы была реалистическая онтология.

В учении о бытии выделялись два пласта (космологический и рефлексивный). Согласно вайшешики, существует семь видов реальности, выступающих как объекты познания. Из них шесть положительны:

· дравья (субстанция)

· гуна (качество)

· карма (действие) работа, деятельность; действия, влекущие за собой свои последствия и являющиеся причиной новых рождений; вселенский закон воздаяния, причинно-следственная связь деятельности

· саманья (всеобщность)

· вишеша (особенность) "одиночное", первосубстанция, часть

· самавая (присущность)

и одна отрицательная

· абхава (небытие).

Большое внимание вайшешики придавали проблемам классификации категорий. Это виды бытия: субстанция - это земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство, душа и ум. Каждый из видов субстанций имеет свое качество ("гуна"). Субстанция, представляющая собой субстрат качества и действий, но отличная от них, выступает в девяти формах:

· пять из которых (земля, вода, огонь, воздух, эфир-акаша) являются физическими элементами, воспринимаемыми органами чувств

· а четыре других неощутимы (как и акаша, которая, однако, является субстратом звука),

едины, вечны и всепроникающи: пространство, время, душа как субстрат сознания и ум (манас) для восприятия индивидуальной души и трактуемый как внутреннее чувство.

Действие понимается вайшешикой как физическое движение пяти видов: вверх, вниз, внутрь, вовне, с места на место. Некоторые действия не воспринимаются, например, действие (ума) манаса. Всеобщность представляет собой вечную сущность, общую всем элементам данного класса. Противоположна всеобщности категория особенности (вишеша), индивидуализирующая вечные сущности мира. Под присущностью вайшешика понимала нерасторжимую и постоянную связь.

Наиболее выдающейся частью учения вайшешика является атомистическая теория , объясняющая ту часть Вселенной, которая состоит из физических элементов и подвержена возникновению и разрушению.

В отличие от греческого философа Демокрита, у которого атомы бескачественны, для вайшешики Канады каждый атом обладает своей особенностью.

Чтобы создать, надо разрушить, что и делает Бог, разлагая все на первичные элементы. Когда обжигают горшок, он распадается на атомы, а из них опять возникает новый горшок. Так как это происходит мгновенно, мы не можем этого заметить. Атом неразрушим, двойка атомов невечна, только тройка - минимально воспринимаемый объект. Таким образом, не только мир разрушается и возникает, но и вся материя пульсирует.

Все составные физические объекты состоят из четырех атомов, соединяющихся в двойки, тройки и иные типы организации. Сами атомы понимаются как несотворенные и вечные элементы, указывающие предел членения материального объекта. Мир создан из атомов, но движущей силой является бог, действующий в соответствии с законом кармы. В системе вайшешика была детально разработана теория создания и разрушения Вселенной.

Школе свойственна последовательная и глубокая системность, полностью исчерпывающая поставленную проблематику.

Общий онтологический фундамент и сходство в теории познания и логике привели к слиянию вайшешики с ньяей (синкретическая ньяя-вайшешика).

Главным вкладом в индийскую философскую мысль системы вайшешика была "философия природы", стремление к рациональному объяснению мира.

Ньяя

Ньяя (санскр. правило, рассуждение), одна из ортодоксальных систем древне-индийской философии. Не отвергает авторитет Вед, но свое учение строит на независимых основаниях. Во многих отношениях Ньяя близка Вайшешике, и нередко они рассматриваются вместе как единая система.

Основателем философской системы (даршаны) "Ньяя" считается Готама, автор произведения "Ньяя-сутра". Позднее возникла новая школа - "навья-ньяя" (ХIII в.).

Философию "ньяя" рассматривают, например С. Чаттерджи и Д. Датта, по четырем направлениям: теория познания, теория физического мира, теория индивида и учение о Боге.

1) Мир существует независимо от сознания, без его правильного познания нельзя добиться освобождения. Знание бывает двух видов: достоверное - восприятие, вывод, сравнение и свидетельство, недостоверное - память, сомнение, ошибка, гипотетический аргумент - тарка. Знание истинно, когда оно соответствует объекту.

2) Физический мир состоит из четырех элементов - земля, вода, огонь, воздух, они, в свою очередь, состоят из атомов. Такие простые субстанции, как пространство и время, не возникают и не разрушаются. В основном ньяя пользуются физической теорией вайшешика, которая рассматривает эти вопросы более детально.

3) В мире есть также нефизические элементы познания: воля, желание и т.д. - те, что принадлежат общей субстанции - душе. Сознание не является свойством тела. Душа уникальна в каждом человеке. Сознание, как качество души, может существовать отдельно от "Я". Душа, несознательная сама по себе, - это предсознание. Сознание меняется, душа остается постоянной и неизменной. Освобождение есть свобода от оков тела и чувств. Только отделившись от тела, душа достигает свободы от боли и страданий. Надо отказаться от суждений: "Я - это тело и ум", тогда человек становится свободным от желаний и страстей.

4) Бог - это творец мира, Ишвара (господь), построивший его из материальных атомов. Бог - моральный руководитель, он вносит в мир моральный порядок.

Поздним продолжением школы ньяя является Навья-ньяя. Новая ньяя (навья-ньяя) основана в XIII в. логиком Гангешей. Его основной труд - Таттва-чинтамани (Самоцвет категориального мышления). Школа занимается исключительно методологией и техникой дискурсивного мышления.