О позициях евреев в капиталистической экономике. Как создался еврейский капитал в россии Как создался еврейский капитал в россии

Еврейский капитал — миф, сага и трагедия — собирается вернуться, и по-крупному. Простой факт: во-первых, более половины всех инвестиций в предстоящую предвыборную кампанию поступила от 400 семей, если верить The New York Times. Эта тенденция, не связанная с Израилем, усиливается и провоцирует растущую критику с тех пор, как в 2010 году Верховный суд ликвидировал последние препоны для сращивания капитала и выборов.

Второе, и это уже связано с Израилем, доля евреев среди спонсоров предвыборных кампаний в десять раз выше их доли в населении США. Среди доноров 50-ти основных кандидатов евреи составляют треть, а среди доноров первой десятки их доля еще больше, по оценкам издания Forward.

В этом кроется смертельная опасность. Американские евреи и Израиль оказались втянуты в путешествие в неизвестность, сделавшись заложниками компании людей, преисполненных благих намерений, но играющих с бомбой пострашнее иранского атома: с бомбой еврейского капитала. Разумеется, это миф. Никогда не существовал капитал, которым управляли бы «евреи», как коллектив. И никогда деньги евреев не были чем-то большим, чем незначительной долей финансов мира. Тем не менее, легенда о еврейском капитале будоражила воображение, захватывала умы и приводила к гибели евреев.

«Евреев» изображали владельцами половины всего мирового капитала, как утверждал Эдуард Дрюмон (Édouard Drumont) в известной книге «Еврейская Франция», ставшей в свое время бестселлером. В глазах веривших в эту легенду еврейский капитал был не просто большим, но еще и страшным. Они считали, что еврейский капитал служит оружием массового уничтожения - то с помощью социализма, как считал Генри Форд, то с помощью капитализма, как полагал анархист Пьер-Жозеф Прудон, то путем уничтожения лесов, как верил пионер защитников окружающей среды Альфонс Туссенель (Alphonse Toussenel), то путем завоевания мира, как утверждалось в «Протоколах сионских мудрецов».

Сами евреи, как герои любой другой саги, знали, что никому не под силу объединить их разрозненную семью вокруг какого бы то ни было дела, как мог бы засвидетельствовать Теодор Герцль, первый и последний из тех, кто надеялся привлечь «еврейский капитал». Но факты никогда не мешали тем, кто верил в придуманный еврейский капитал. Поэтому, как раньше миллионы верили, что богатые евреи Европы, начиная с Ротшильдов, координируют свои действия, так же вскоре миллионы поверят, что богатые евреи США объединили усилия в борьбе за Белый дом, хотя на первый взгляд их симпатии поделены между разными представителями политического спектра. На правом и левом флангах находятся Шелдон Адельсон (Sheldon Gary Adelson) и Джордж Сорос соответственно, Майкл Блумберг и Пол Сингер (Paul Singer) — правоцентристы, Хаим Сабан (Haim Saban) и Дэвид Геффен (David Geffen) — левоцентристы.

Это абсурдное утверждение было бы смешным, если бы не одно «но». В конце следующего года, когда легитимная политическая дискуссия дойдет до обвинений в адрес капитала по поводу «искажения выборов», скорее всего, выяснится, что некий богатый еврей был основным спонсором победителя. В итоге нас обвинят в том, что мы купили президента. И легенда о еврейском капитале, исчезнувшая за минувшие 70 лет из нормального дискуссионного поля просвещенного мира, снова вернется. Не потому, что она правдива, а потому, что она будет выглядеть правдиво.

Если каждый самый незначительный произраильский шаг Белого дома будет считаться купленным, это причинит огромный ущерб Израилю. Но главная трагедия произойдет в случае необходимости США участвовать в новой войне на Ближнем Востоке. Скажем, аятоллы сделают какую-нибудь глупость, и не останется другого выхода, кроме бомбардировки Тегерана, переброски морских пехотинцев из района Персидского залива в пустыню Деште-Лут, и, представим, что на третий год пребывания американских военных в иранском заливе будут одновременно подожжены синагоги в Нью-Йорке, Майами и Лос-Анджелесе, и на одной из обгоревших стен весь мир увидит надпись «Евреи, где вы были, когда меня ранили в Иране?» — что тогда скажет в свою защиту придворный еврей Белого дома? И что он будет делать, когда на очередных выборах новый политический лидер будет привлекать голоса с помощью таких слоганов, как «Вернуть Америку американцам» и «Где вы и где капитал»?

Эти простые сценарии не приходят в голову тем, кто решил ради нашего блага завоевать Белый дом, без того, чтобы мы попросили их об этом. Они считают, что для еврея продвигать своего кандидата в президенты — это все равно, что назначить управляющего отелем, продвигать сенатора, финансировать научно-исследовательский институт, инвестировать в старт-ап, основать газету, сбалансировать бюджет больницы «Адасса». Они не понимают, что для американцев они в итоге будут выглядеть, как те, кто привели к власти президента ради еврейских интересов, чуждых и далеких, а для израильтян они уже сейчас выглядят, как лоббисты диаспоры, которые вместо укрепления еврейской общины занимаются интригами при барском дворе.

По некоторым оценкам, только Адельсон и Сабан вложили в прошлые президентские выборы около 130 миллионов долларов. Похоже, на этот раз их вложения будут еще большими, и это еще не считая других «еврейских капиталистов», которые будут активно участвовать в выборе нового жильца Белого дома. Если тенденция сохранится, то на президентских выборах 2024 года евреи вложат в избирательную кампанию миллиард долларов.

Несколько лет назад в Балтиморе я ехал в одной машине с Шошаной Кардин (Shoshana S. Cardin), ранее возглавлявшей комитет председателей еврейских общин. «У меня есть мечта, - сказала она, - я хочу основать здесь светскую еврейскую школу, именно в этом нуждаются американские евреи прежде всего». По ее словам, для этой цели было необходимо десять миллионов долларов.

То есть, на деньги, выброшенные еврейскими донорами на избирательные кампании, можно основать сто таких светских еврейских школ. Школы не дадут донорам возможности посещать Белый дом, но зато вырастят миллионы американских граждан, которые своими духовными силами составят подлинный еврейский капитал, с которым не сравнятся и десять произраильски настроенных президентов. Так не лучше ли выбрать это?

Мы уже выше пришли к выводу: «конкурентоспособность» иудеев оказывалась выше, что вызывало относительное укрепление позиций иудеев и ослабление позиций протестантов. Вместе с тем П. Люкимсон в рассматривавшейся нами выше книге «Бизнес по‑еврейски. Евреи и деньги» утверждает, что и во времена В. Зомбарта (начало ХХ в.), и сегодня (начало XXI

в.) многие экономические позиции евреев выглядят достаточно скромно. П. Люкимсон, в частности, пишет: «...ни в наши дни, ни когда‑либо в прошлом евреи не сосредоточивали в своих руках сколько‑нибудь значительную часть мировых финансов» . Вот он приводит данные по составу клуба миллиардеров по состоянию на начало нашего века: «В наши дни, в начале XXI века, в мире насчитывалось около 500 человек, обладавших состоянием свыше миллиарда долларов и владевших суммарным капиталом в 1,54 триллиона долларов. И первое место в этом списке занимал... нееврей Билл Гейтс с капиталом почти в 53 млрд долларов. За ним следовал нееврей Уоррен Баффет, обладающий 35 млрд долларов, и немцы Карл и Тео Альбрехты, заработавшие свои около 30 млрд долл. на торговле недвижимостью. На этом фоне состояние самого богатого в мире еврея Шелдона Адельсона в 18 млрд долларов выглядит весьма скромно. Состояние следующего за ним в списке самых богатых евреев мира Джорджа Сороса более чем вдвое меньше ‑ 6,9 млрд долларов. Третье место в списке самых богатых евреев мира занимает самая богатая женщина Израиля Шерри Арисон с капиталом в 4,6 млрд долларов. При этом она занимает 94‑е место в списке самых богатых людей мира. Всего, по данным журнала “Форбс”, насчитывается 49 евреев, обладающих состоянием в 1 млрд долларов и выше...» Чуть ниже Люкимсон дает оценку доли совокупного мирового капитала, находящегося в руках евреев, ‑ 8‑10%. С одной стороны, величина не запредельная. С другой стороны, учитывая, что евреев в мире, по данным еврейских источников, сегодня насчитывается 12‑13 млн человек (0,2%), имеет место непропорционально большое участие евреев в мировом капитале .



Но вот что важно. Считая, что участие еврейских олигархов в мировом капитале не является «решающим», он в то же время согласен с теми, кто полагает, что именно евреям принадлежит контроль над мировой экономикой: «...евреи и в самом деле правят мировой экономикой, но отнюдь не посредством своих капиталов». Какой‑то парадокс. Как его объясняет Люкимсон?

Его главным объяснением является следующее: «...во все времена они (евреи. ‑ В. К. ) составляли весьма значительную часть наемных работников, управляющих чужими предприятиями, и, как правило, приносили своим хозяевам немалые прибыли. Так, по данным Вернера Зомбарта, уже в начале ХХ века евреи составляли 31,5% директоров предприятий кожевенной и каучуковой промышленности, 25% ‑ металлургической промышленности, 23,1% ‑ в электрической, 15,7% ‑ в пивоваренной и т.д.». Подобная картина, как отмечает П. Люкимсон, наблюдается и в современной капиталистической экономике. Например, в американской экономике: «число евреев среди высшего менеджерского звена составляет 25%» .

Еще один источник непропорционально большого влияния евреев в том, что они склонны к учредительской деятельности: «Тот же Зомбарт отмечает особую роль евреев в основании, учреждении новых предприятий, которые потому превращались в индустриальные гиганты, акционерные общества с огромным суммарным капиталом ‑ их доля среди числа основателей таких предприятий порой превышала 50%» .

Современная американская экономика показывает, что основными «бенефициарами» многих крупнейших банков и корпораций оказываются не акционеры (тем более мелкие акционеры), а именно топ‑менеджеры, которые управляют бизнесом таким образом, что именно они и становятся главными «бенефициарами». Достаточно обратить внимание на то, что значительная часть прибыли банков и корпораций идет на уплату так называемых «бонусов» топ‑менеджерам. Еще К. Маркс говорил о том, что при капитализме наблюдается тенденция перемещения власти от «капитала‑собственности» к «капиталу‑функции». Евреи, относящиеся к категории высших управляющих, ‑ это и есть «капитал‑функция» в современных условиях.

П. Люкимсон сказал, что еврейские топ‑менеджеры приносят немалые прибыли своим хозяевам. Это не так, мы уже сказали, что в конечном счете они приносят прибыли самим себе. Почему же тогда доля евреев в мировом капитале только 8‑10%, а не 50 или 80%? По нескольким причинам.

Во‑первых, они не любят «светиться». Достаточно привести лишь один пример. Он касается Ротшильдов, которые, как известно, слыли самыми богатыми людьми мира на протяжении XIX века и первой половины XX века. Сегодня про них слышно очень мало, в списках «Форбс» и других рейтингах они не фигурируют. Вот Сорос, который, как известно, является агентом Ротшильдов, в списках «Форбс» находится, а его хозяева ‑ нет. Ротшильды поняли, что анонимность и секретность очень повышают эффективность борьбы за мировое богатство и мировую власть, и поэтому после Второй мировой войны «ушли в тень».

Во‑вторых, они умеют не «светиться». Для этого, в частности, они используют такие средства, как офшоры и анонимные благотворительные фонды . Они также стали более активно использовать «теневую экономику», в которой эффективность бизнеса намного выше и где капитал обращается с большой скоростью (любой экономист знает, что прибыльность бизнеса зависит не только и не столько от величины авансированного капитала, сколько от скорости его обращения).

В‑третьих, во многих случаях 8‑10% участия в капитале достаточно, чтобы иметь эффективный контроль над компанией. Особенно если у других акционеров (пайщиков) мелкие пакеты (доли). Сегодня акционерные капиталы на Западе очень «распылены», поэтому еврейству (спаянному и хорошо организованному) указанной доли действительно достаточно для того, чтобы евреи могли править мировой экономикой.

В‑четвертых, крайне важно, что евреям принадлежат ключевые позиции в банковском капитале. Банки ‑ институты, которые выпускают наличные и безналичные деньги, снабжая ими (в виде кредитов) все другие сектора экономики. Именно через банковскую систему еврейские олигархи контролируют мировую экономику.

Немного подробнее остановимся на последнем из перечисленных моментов. В свое время еще Зомбарту пришлось объяснять: евреи эффективно контролируют экономику даже несмотря на достаточно скромные показатели их присутствия в экономике. Особенно это присуще американской экономике. Вот что он пишет: «На первый взгляд кажется, будто именно североамериканская экономическая жизнь в существенных своих чертах развивалась без воздействия евреев. И действительно, среди крупных промышленников и спекулянтов Соединенных Штатов, среди “магнатов трестов” мы встречаем мало еврейских имен. Со всем этим можно согласиться. И все‑таки я остаюсь при своем утверждении, что Соединенные Штаты, может быть, больше других стран, исполнены специфического еврейского духа» .

Мы уже выше приводили слова, которые американский президент Теодор Рузвельт в начале ХХ века произнес по поводу 250‑летия поселения евреев в Северной Америке: «...евреи помогли создать эту страну». Эти слова приводит Зомбарт для доказательства присутствия в Америке «специфического еврейского духа». Фраза президента Рузвельта конечно, пафосная. Фактически за этими словами стоит другая мысль: евреи заложили фундамент американского капитализма. Именно они ‑ истинные «отцы‑основатели Америки», а люди типа Томаса Джефферсона, Джона Адамса, Джеймса Мэдисона, Александра Гамильтона, Джорджа Вашингтона, Бенджамина Франклина и др. ‑ лишь номинальные фигуры. Принципиально важно, что потомки настоящих «отцов‑основателей» и в начале ХХ века реально контролировали американскую экономику. Зомбарт перечисляет тресты, в которых в это время реальное управление (через контрольные пакеты акций) находилось в руках евреев: плавильный, табачный, асфальтовый, телеграфный и т.д. .

Но и это не главное. Главное, по мнению Зомбарта заключается в том, что еврейские банки взяли под свой контроль все без исключения отрасли экономики и все тресты с помощью такого инструмента, как кредит: «В руках евреев находится также целый ряд крупнейших банкирских фирм, “контролю” которых подлежит значительная часть американского хозяйства» . Зомбарт приводит различные примеры. «Так, например, “система Гаримана”, имевшая своей целью объединение всех американских железнодорожных сетей, поощрялась и поддерживалась. Нью‑Йоркским банкирским домом Леб, Кун и Ко.» .

Заметим, что Зомбарт описывал экономическую жизнь Северной Америки по состоянию на самое начало ХХ века. Тогда в банковской системе США еще не было Федеральной резервной системы. Она была создана в самом конце 1913 года как частная банковская корпорация с решающим участием еврейского капитала. С этого момента контроль еврейских олигархов над американской экономикой вышел на новый уровень . Тут мы еще раз напомним тезис Люкимсона: доля евреев в мировом капитале составляет 8‑10%, но при этом они контролируют мировую экономику. Это действительно так: зачем еврейским олигархам надо накапливать деньги и капиталы, если в их руках находится «печатный станок»? Фактически еврейские банкиры‑олигархи во главе с Ротшильдами «делают» все необходимые мировой экономике деньги и через кредит контролируют все созданные и приобретенные другими капиталистами активы. Это идеальный финансовый и экономический механизм для движения еврейской верхушки к своей заветной цели ‑ мировому господству.

Возвышение евреев в политической и экономической жизни страны сопровождалось стремительным ростом их националистических сионистских организаций, раскинувшихся широкой сетью по всей территории нашей страны. К 1995 году они объединяли около 50 тыс. человек во всех крупных городах России.

В начале 1995 года еврейские националисты и сионисты собрались на учредительный съезд новой организации - Российский еврейский конгресс. Президентом конгресса стал финансовый аферист Гусинский («Мост-банк»), видную роль в организации заняли два его сподвижника на ниве присвоения национального богатства Русского народа В. Малкин («Российский кредит») и М. Фридман («Альфа-банк») - все члены еврейской финансовой олигархии. Само заседание конгресса прошло с большой помпой - первый заместитель главы президентской администрации Красавченко зачитал приветствие от Ельцина, выступали Лужков, послы Израиля, США, ФРГ. От Израиля был главный раввин Ицхак Кулитц, от США - известные политики и предприниматели. На вечернем приеме, сообщалось в еврейской печати, присутствовала «вся Москва» - вся артистически-предпринимательская «тусовка» («Новое русское слово», 17.1.1996).

С самого начала утверждения криминально-космополитического режима, который многими отождествляется с еврейской властью, еврейские религиозные и националистические организации пытаются унизить Русский народ, глумятся над его святынями и древними обычаями. Так считают, например, и многие евреи. Уже упомянутый мной еврейский публицист Л. Радзиховский прямо так и говорит: «Новые ("свои") политические элиты» («Новое русское слово», 17.1.1996).

1 декабря 1991 года еврейские религиозно-националистические организации, возглавляемые раввинами, осуществляют страшное преступление перед Русским народом - ритуальное осквернение великой святыни Русского народа - Московского Кремля. Впервые со времени своего основания Кремль стал местом проведения ритуального праздника чужой религии - иудейского праздника Хануки. Надругательство над святыней Русского народа было санкционировано президентом и Верховным Советом РСФСР. Среди российских политиков не нашлось ни одного, кто бы открыто выступил против демонстративного осквернения русских святынь. Только Союз православных братств направил российским властям телеграмму, в которой, в частности, говорилось: «Намечаемое на воскресение 1 декабря празднование иудейского праздника Хануки в самом сердце российских православных святынь - в стенах Московского Кремля - является беспрецедентным глумлением над Православием, кощунственным попранием вековых традиций Православной Церкви и всего Русского народа». Ответа на телеграмму не последовало. Около сотни русских патриотов организовали пикеты под лозунгом «Общечеловеческое преступление - превратить святой Кремль в синагогу!» Возмущенные москвичи демонстративно рвали иудаистские брошюрки о праздновании Хануки, а раввины и хасиды с торжеством приплясывали возле кремлевских православных соборов. Во Дворце съездов устроили концерт, выступали лидер еврейских религиозных националистов М. М. Шнеерсон, агент влияния США Е. Боннэр и тому подобные личности. Кощунственному акту надругательства над русскими святынями организаторы ритуала придали международное значение. Для этого был устроен телемост с Нью-Йорком, Парижем, Лондоном и другими городами.

Одновременно с подготовкой и проведением праздника Хануки еврейские религиозные националисты - хасиды организовали в Москве погром в Государственной библиотеке имени Ленина. Не имея никаких юридических оснований, хасиды нагло требовали выдать им из фондов библиотеки коллекции книг, являвшиеся национальным достоянием России. Первоначально еврейские должностные лица из российского правительства - Шохин и Бурбулис, а также председатель Верховного Совета РСФСР Хасбулатов тайно подписали разрешение на выдачу этих книг хасидам. Однако после огласки этого должностного преступления Госарбитраж отменил разрешение. Получив отказ, они организовали хулиганское нападение на библиотеку. Как рассказывал свидетель событий - заведующий отделом рукописей ГБЛ В. Дерягин: «На следующий день (19 ноября 1991 - О. П.)... хасиды, а с ними было восемь американских граждан (среди них - профессора) и один израильский, пришли в ГБЛ с огромными ящиками для упаковки книг. Приехало американское телевидение. Хасиды исполняли ритуальные танцы, вели себя "раскованно", курили, плевались, а когда старый человек, дежурный по библиотеке, сделал им замечание, ударили его по лицу, сбили с ног, стали избивать. С милиционера, бросившегося на помощь, сорвали погон, топтали фуражку... Но "сверху" милиции был дан приказ: никакого насилия. Я спросил у стоявшего неподалеку второго секретаря американского посольства: все американцы такие хамы, как ваши профессора, - пьют виски в библиотеке, плюются, курят? И что бы сказали мне, русскому профессору, веди я себя так, да еще и, подобно хасидам в ГБЛ, заночуй на ковре в кабинете директора библиотеки Конгресса?» («Литературная Россия», 29.11.1991).

17 февраля 1992 года хасиды совершили еще один русский погром - настоящее бандитское нападение на главную российскую библиотеку. Как рассказывали очевидцы, в половине одиннадцатого утра к самому входу в «Ленинку» подкатил автобус, который высадил около тридцати хасидов и бейтаровцев во главе с американцем Левинсоном. На пути кипящей ненавистью толпы встал постовой милиционер Сергей Сорокин. Хасиды били его ногами, били головой об пол, душили шарфом. На пол летели шкафы, столы и стулья. На помощь милиционеру пытался прийти случайно оказавшийся в здании библиотеки читатель. Он был также избит.

Прибывшие вовремя омоновцы оттеснили толпу к выходу. Хасиды выскочили на улицу и спешно скрылись все в том же автобусе. «Считайте это предупреждением», - были их последние слова («Советская Россия», 18.2.1992). Сержант С. Сорокин, честно выполнивший свой долг, госпитализирован с черепномозговой травмой и переломом костей носа. Пол огромного подъезда ГБЛ был залит кровью избитых людей. Но никто из погромщиков к уголовной ответственности привлечен не был.

Еврейские националисты пытаются терроризировать русское патриотическое движение фальсифицированными судебными исками. В начале того же 1992 года они подают в суд на журнал «Наш современник» и заместителя его главного редактора, замечательного русского публициста А. И. Казинцева. Против русского журналиста был нанят известный еврейский адвокат Г. Резник, прославившийся подобными тяжбами. Однако политического процесса против «Нашего современника» еврейским националистам организовать не удалось. Сразу же выяснилась несостоятельность их претензий.

Еврейские националисты дошли до такой наглости, что пытались вмешиваться во внутренние дела Русской Церкви. Первый съезд Конгресса еврейских организаций и общин заявил, например, о своем намерении обратиться к Патриарху Алексию II с требованием «принять неотложные меры в связи с публикациями митрополита Петербургского и Ладожского Иоанна» («Молодая гвардия», 1996, N 10. стр. 147).

ЕВРЕИ И КАПИТАЛИЗМ

Ирма Фадеева

Из столетия в столетие кочует распространенный штамп о еврейской страсти к стяжательству, об особом умении «делать деньги» представителей иудейского племени. А поскольку капитализм невозможен без капиталов, то его часто напрямую связывают с евреями. Европейская художественная литература создала не один запоминающийся образ негодяя-сребролюбца еврейского происхождения. Чего стоят хотя бы шекспировский Шейлок или пушкинский «Проклятый жид, почтенный Соломон»! Пропаганда немецких национал-социалистов в свое время строилась на обвинении евреев, якобы ответственных за бедствия Европы и, конечно, за «язвы капитализма».

Купеческий караван на пути в Китай. Фрагмент из «Каталонского атласа».

Еврейская энергия, еврейские капиталы… Каковы были на самом деле границы возможного для них?

Торговля и денежные операции действительно входили в традиционные занятия евреев много столетий.

Иудаизм, однако, не содержит на этот счет столь резких ограничений и даже запретов, какие есть в других религиях. В условиях изгнания и рассеяния выбор занятий диктовался не ими. Евреи заняли «нишу», которую не могли или не хотели занять другие. Кроме того, они, как некогда армяне-христиане, прежде имевшие и обрабатывавшие свою землю, на протяжении многих столетий были лишены и земли, и труда на ней. Нужды нет напоминать, что в диаспоре евреи оказывались не только в роли финансистов, откупщиков, купцов, поставщиков товаров, ростовщиков, держателей ломбардов. Они сумели довольно успешно освоить и множество других профессий, в которых проявили себя не менее конкурентоспособными.

И всё же капитализм изобрели не евреи.

Товарно-денежные отношения и платежный оборот еще на заре цивилизации существовали в различных обществах; занятия этого рода развивались наряду с торговлей и обменом монет.

В древности вавилонские и греческие храмы были надежным местом для хранения монет, а денежными операциями занимались жрецы.

В храм Аполлона в Дельфах стекались денежные вклады из многих греческих городов. В храм Артемиды в Эфесе поступали вложения с малоазийского побережья. Эти храмы занимались также и ссудными операциями. Операции по обмену денег во множестве совершались и в Афинах, где банкиры древности – трапезиты (от греч. «трапеза» – «стол») – освоили ссудное и ростовщическое дело. В Древней Греции был достигнут наивысший для той эпохи уровень товарно-денежных отношений. Есть сведения о государственных банковских учреждениях в Вавилоне, Египте, Риме. В последнем уже существовали нормы банковского и кредитного права. В античных государствах имелись предпосылки к капиталистическому способу производства – несмотря на низкий технологический уровень производительных сил и, в известной мере, обусловленное им рабство. Важнейшая же, необходимая предпосылка в этом случае – наличие гражданского общества (полноправные, свободные граждане полиса), понятие о суверенной, обладающей правовыми и социальными гарантиями личности. Этого, кстати, доныне нет во многих странах мира, несмотря на несопоставимо более высокий технологический уровень. У греков и римлян уже в ту отдаленную эпоху были достаточно развитые представления о частной собственности и ее правовой защите.

Альфонсо X. «Кантигас де Санта Мария». Кастилия. XII в.

С крушением Римской империи исчезли ее банковские учреждения. А в христианских государствах раннесредневековой Европы возрождение банковского дела и торговых операций шло туго.

В древности различные религии, как уже говорилось, не препятствовали торгово-денежным операциям, не осуждали тех, кто ими занимался. Раннее же христианство, в отличие от предыдущих верований, с подозрением и брезгливостью относилось к этой сфере деятельности, хотя и вынуждено было ее терпеть. Отцы церкви помнили, что Христос выгнал торгующих из храма и опрокинул столы менял. Католические иерархи утверждали: давать деньги под проценты в долг недопустимо. В обоснование своей точки зрения они выдвигали два главных аргумента. Христианин, во-первых, обязан бескорыстно помогать ближнему, если тот нуждается в чем-либо, в том числе и в деньгах. Во-вторых, проценты за одолженные деньги дают возможность заработать с их помощью новые деньги в будущем. Ростовщик, другими словами, использует к собственной выгоде само время, что, несомненно, греховно. Время – «промысел Г-сподень», поэтому смертный не вправе на нем наживаться.

Отношение высших слоев средневекового английского общества к тем, кто удовлетворял их потребность в деньгах, продемонстрировано в романе Вальтера Скотта «Айвенго». Тогдашняя английская элита презирала и унижала столь необходимых ей евреев-финансистов; среди них и ростовщик Исаак, отец прекрасной Ревекки. Денежные операции в средневековой Европе были чрезвычайно рискованными и даже опасными для жизни.

Фома Аквинский, живший в XIII веке, полагал, будто ссужать деньги в целях дальнейшего обогащения – грех. А для лишенных всех прав, постоянно преследуемых евреев деньги были не столько способом обогащения, сколько средством спасти собственную жизнь, а зачастую – и жизнь единоверцев.

Постепенно банковское дело всё же начало возрождаться в североитальянских городах – там процветала торговля, а власти не всегда следовали указаниям клерикалов. Итальянские банкиры (от итал. «банка» – «стол») широко практиковали и обмен денег, и ростовщические операции с переводными векселями. В конце XIV века, в эпоху раннего Возрождения, католическая церковь под давлением ловко обходивших ее запреты банкиров вынуждена была смириться с развивавшимися финансовыми институтами. В ту пору успешно функционировали банкирские дома Барди, Перуцци и, конечно, дом Медичи во Флоренции.

Капитализм в Европе складывался из многих элементов. Складывался на протяжении нескольких столетий и с разной быстротой в разных странах. Важным событием стало создание Магдебургского права в одноименном немецком городе (XIII век). Особое место в этом документе занимали нормы, регулировавшие развитие ремесел, торговлю, деятельность цехов и купеческих гильдий, порядок налогообложения. Магдебургское право предоставляло городу самоуправление, позволяло иметь собственный суд, земельную собственность и освобождало от большей части феодальных повинностей. С XIV века его положения распространились на многие города Германии, Пруссии, Силезии, Чехии и других стран. В итальянских городах самоуправляющиеся коммуны существовали еще раньше.

Бороться с феодалами или даже с целыми феодальными группировками европейским горожанам было легче, нежели, скажем, горожанам на Востоке противостоять сильному централизованному государственному аппарату. Нередко сама королевская или императорская власть в Европе была заинтересована в ослаблении могущества феодалов. Короли в своей политике иногда опирались на относительно автономные самоуправляющиеся города, при решении многих проблем нередко руководствовались интересами поддерживавших их торгово-промышленных слоев. Для этих слоев немало сделала английская королева Елизавета I (1558–1603).

Что касается евреев, на протяжении столетий изгонявшихся из различных стран Европы, в первую очередь из Испании и Португалии, то они могли найти применение своим способностям далеко не везде. В начале XVII столетия им было разрешено обосноваться в еретических, с точки зрения католических стран, штатах Нидерландов.

В Амстердаме поселилось свыше четырехсот членов бывшей португальской общины; в основном благодаря им город превратился в процветающий торговый центр. В нем было теперь около трехсот роскошных особняков. Евреи Нидерландов, обладая значительными капиталами, вели большую оптовую торговлю, принимали участие в делах Ост-Индской и Вест-Индской компаний, занимались банковским делом. Ростовщичество интересовало их гораздо меньше. В нем просто не было особой надобности. Городской совет Амстердама не препятствовал переселению в Нидерланды и немецких евреев, спасавшихся от ужасов Тридцатилетней войны (1618–1648), в которой коалиция католических государств воевала с протестантским союзом. В XVII веке Нидерланды были самым толерантным государством в мире. Евреи в нем не знали многих ограничений, – из тех, какие вводили для них другие страны. Они пользовались почти теми же правами, что и другие подданные, – за исключением, впрочем, права состоять на государственной службе. Однако они не очень-то в ней и нуждались. Примечательно, что на переговорах о мире с Испанией и Португалией, длившихся с 1652 по 1657 год, голландские дипломаты требовали предоставить еврейским подданным Нидерландов в этих странах те же права, какими пользовались там христианские подданные, – то есть свободу проживания на их территориях. Особенно об этом хлопотал голландский посланник барон Ван-Рейде. Однако оба государства отклонили его требования.

Амстердам. 1653 год.

Известное представление о размерах еврейских капиталов и торгового оборота дает введенный общиной Амстердама налог в пользу синагоги. С каждого фунта вывозимого или ввозимого товара полагалось внести по одной полушке (deut), и этот налог составлял примерно 12 тыс. франков (3 тыс. талеров) в год. При этом не подлежали учету доходы от участия в деятельности торговых компаний.

Дорогу буржуазному строю, то есть капитализму, прокладывали мощные антикатолические движения, увенчавшиеся в ряде стран Северной и Центральной Европы победой протестантизма – идеологии поднимавшейся буржуазии1. Но к этому процессу евреи не имели никакого отношения. Они пользовались благоприятной ситуацией там, где она складывалась, и прилагали немалые усилия в борьбе за безопасное существование и свои человеческие права.

В раздробленной Германии XVII–XVIII веков (особенно после Тридцатилетней войны) быстро развивались промышленность и торговля. Придворными финансистами («факторами») князей нередко становились евреи. Имена самых успешных среди них известны: это Оппенгеймеры, Вертгеймеры, Арнштайнеры… Помимо присущих этим людям умения вести дела и безусловной честности, князей устраивало в них и другое: полная зависимость от хозяев. В самом деле – от единоверцев своих те оторвались, а новой среде были чужды – как и она им. Евреи Германии в массе своей страдали от нищеты и бесправия, зато евреи-«факторы» получали важные должности, звания, богатое содержание. Некоторые из них даже пытались влиять на политику князей, которым служили.

Рембрандт. Портрет Манасии бен-Израиля.

Придворные евреи-финансисты занимались поставками продовольствия в армию; имелись среди них и торговцы серебром, и владельцы монетных дворов.

Еще более успешной была экономическая деятельность еврейских общин в Англии, но путь к благополучию оказался там долгим и трудным.

Борьба за право селиться в Англии и деятельно участвовать в ее хозяйственной жизни увенчалась успехом лишь во второй половине XVII века. В конце XIII столетия евреи были изгнаны с Британских островов «навечно» – с запретом когда-либо туда возвращаться.

Религиозная нетерпимость англиканской церкви сменилась при Оливере Кромвеле (1599–1658) относительной религиозной свободой. Английские пуритане более остальных христиан ценили Ветхий Завет и участников описанных там событий – первых евреев, «востребованных» за пределами иудейского мира. Кромвель надеялся на приход евреев в пуританские общины Англии. Появились христианские сочинения, написанные в защиту изгнанников. Настойчивым ходатаем перед лордом-протектором Англии стал Манасия бен-Израиль (Менаше бен Исроэл), амстердамский раввин, бедный проповедник, волею обстоятельств оказавшийся в этой стране и сумевший использовать их для возвращения евреев. Кромвель несколько раз ставил вопрос о допуске евреев в Англию перед парламентом разных созывов. В специальной «Записке», изданной типографским способом, Манасия бен-Израиль убеждал англичан в том, что евреи сумеют принести пользу их торговле и финансам. Он полагал, что торговля не случайно стала главным занятием евреев со времени их рассеяния; то было делом Провидения. Высший Промысел в том якобы и состоял, что народ, накопив огромные богатства, сможет снискать расположение правителей и обеспечить себе нормальное существование. Кромвель и вправду искренне желал возвращения евреев, однако сопротивление английского духовенства и других сословий было упорным. Он не смог заручиться поддержкой большинства в парламенте. Лорд-протектор и раввин хлопотали об одном и том же, но с разными целями. Первый надеялся привести евреев в лоно христианства. Манасия же рассчитывал на свободу вероисповедания для своего народа. Кромвель не смог широко распахнуть двери для евреев, но открыл для них «черный ход». Он разрешил отдельным евреям под видом испанцев и португальцев поселиться в Лондоне, предоставил им участок земли для обустройства кладбища. Манасии назначили пенсию, но он вскоре умер. Тем не менее его усилия в конце концов дали результат. Не прошло и десяти лет, как король Карл II уже стал понемногу впускать евреев в Англию, и там сложилась сильная община, игравшая важную, подобную амстердамской, роль в экономике страны. Позднее схожие позиции евреи обрели во многих других государствах.

Банкирские дома, фондовые биржы Венеции, Нюрнберга, Лейпцига, Амстердама, Гамбурга.

Еврейские купцы отправлялись в те регионы, что были на подъеме, и вносили существенный вклад в их развитие. Понятие «капитализм» подразумевает наличие множества системных элементов. Евреи в совершенстве владели методикой подсчетов, иными техническими приемами в финансово-кредитной сфере. В отличие от мусульман, отбрасывавших все достижения науки и техники, не служившие непосредственно религиозным целям, евреи старательно приобретали знания, откуда бы они ни исходили, и сумели их сохранить в длительных и тяжких скитаниях. Еще до взятия Иерусалима крестоносцами в 1099 году они познакомились с заемными письмами (векселями) и чеками, употреблявшимися в мусульманском мире.

Окончание следует

Ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

КАК СОЗДАЛСЯ ЕВРЕЙСКИЙ КАПИТАЛ В РОССИИ

На это дает исчерпывающий и документированный ответ тот же Дижур, знаток и исследователь этого вопроса.

«Накопление капиталов было результатом деятельности евреев в течение первой половины 19 столетня в качестве откупщиков пропинационных сборов и содержателей оптовых складов спиртных напитков и питейных заведений».

Кроме того многие евреи арендовали у помещиков винокуренные заводы.

В одном только Киеве было несколько складов и множество питейных заведений (шинков) в руках евреев. Например, Вайнштейн имел оптовый склад и 72 питейных дома. Мернерей – оптовый склад и 10 питейных заведений.

В Черкаесах Скловский имел оптовый склад и 23 питейных дома. Вообще дело торговли водкой во всей «черте оседлости» было почти исключительно в руках евреев.

Как известно, в те времена деятельность шинкарей, торговавших водкой, была тесно связана и переплетена с деятельностью ссудно-кредитной, не подлежавшей никакому контролю и учету. Попросту говоря, с ростовщичеством, жертвой которого были не только крестьяне, закладывавшие и пропивавшие в шинках свое убогое имущество, но и помещики, прибегавшие к займам у шинкарей и откупщиков. Банковское дело находилось тогда в зачаточном состоянии, а потому лица, нуждавшиеся в кредите, прибегали к помощи частных лиц, у которых были наличные деньги. Немало и представителей администрации – чиновников и офицеров – также прибегали к кредиту у шинкарей и откупщиков, что, естественно и неизбежно, ставило их в зависимое положение по отношению к своим заимодавцам и препятствовало успешной борьбе с ростовщичеством, которую старалось вести Правительство.

Собранные таким путем капиталы со второй половины 19 века евреи начали инвестировать в бурно развивающуюся промышленность: сахарную, железнодорожное строительство и другие отрасли торговли и промышленности России, в особенности, в банковское дело.

И, в результате, Россия перед революцией имела много десятков, если не сотен евреев-миллионеров и их влияние и удельный вес в экономической жизни страны быстро и неуклонно рос.

Параллельно с этим росло и их влияние нетолько на экономическую сторону жизни, но и на культуру, литературу, политику, нравы всей России.

Чувство племенной солидарности, свойственное всем племенам и народам вообще, у евреев было и есть развито особенно сильно. На это обратил внимание еще Тацит, говоря об особой любви евреев к своему племени.

И, побуждаемые и руководимые этим чувством, евреи всегда и везде старались не только помочь, но и выдвинуть своих соплеменников, способствуя их успехам и противодействуя успеху и выдвижению их потенциальных конкурентов – не-евреев.

Обладая финансами и будучи тесно сплочены единством расы и веры, они в этом направлении преуспевали чрезвычайно.

Из книги Я введу вас в мир Поп... автора Троицкий Артемий Кивович

5. ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС Прошла революция и Гражданская война. Часть артистов эмигрировала, часть осталась здесь, но нельзя сказать, что произошли какие-то тектонические музыкальные сдвиги. Если не считать большого количества сильнейших революционных песен и военных маршей,

Из книги Все под контролем: Кто и как следит за тобой автора Гарфинкель Симеон

Из книги Политические тезисы автора Солоневич Иван

18. ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС 1. Национальное русское правительство должно закончить попытки всех своих предшественников – начиная с киевских князей – и ликвидировать еврейский вопрос окончательным образом. Единственно возможной формой такой окончательной ликвидации будет

Из книги Евреям о расизме автора Мухин Юрий Игнатьевич

Еврейский расизм в мире и в России Обратимся к фактам, которые нам предоставляют сами еврейские расисты. Еврейский расистский журнал «Алеф» за март 2004 года жалуется: «…в Дурбане под эгидой ООН состоялась Всемирная конференция против расизма. Она обвинила Израиль в

Из книги Основы научного антисемитизма автора Баландин Сергей

Еврейский народ Исходя из вышеприведенного определения понятия «народ», мы можем сказать, что к тому или иному народу вправе принадлежать любой, кто волею судьбы или по своей воле окажется погруженным в духовную атмосферу данной общности людей и принимает все их чаяния

Из книги Кто есть кто. На диване президента Кучмы автора Мельниченко Николай

ЕВРЕЙСКИЙ ЗАГОВОР Одно из наиболее впечатляющих и шокирующих наблюдений на основании записей в президентском кабинете – это масштабы незаконной слежки и подслушивания. Кучма заставил правоохранительные органы собирать компромат на всех сколько-нибудь известных

Из книги Итоги № 43 (2011) автора Итоги Журнал

Из книги Итоги № 44 (2011) автора Итоги Журнал

Перечитывая «Капитал» / Дело / Капитал Лозунги активистов движения «Оккупируй Уолл-стрит», уже больше месяца терроризирующих сотни городов по всему миру, обнажили основные очаги болезни мировой финансовой системы. Но не ее истоки. А между тем то, что

Из книги Мы – русский народ автора Федосеев Юрий Григорьевич

ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС Вот уже две тысячи лет, если не все три с половиной, «еврейский вопрос» путешествует по свету. Где бы ни появлялись представители этого народа, везде встает и «вопрос». То им «болеют» Египет и Персия, то Испания с Францией, а то Германия с Англией. Ныне от

Из книги Итоги № 35 (2012) автора Итоги Журнал

Где вы предпочитаете хранить капитал: в России или за ее пределами? / Дело / Бизнес-климат Где вы предпочитаете хранить капитал: в России или за ее пределами? / Дело / Бизнес-климат Российские власти постепенно начинают перекрывать каналы утечки капитала

Из книги Русские писатели о евреях. Книга 2 автора Николаев Сергей Николаевич

Еврейский принцип 4 октябряЯ никак не могу понять безумно-нервной раздражительности евреев, старающихся во что бы то ни стало сорвать дело Бейлиса. Ведь если бы суд обвинил Бейлиса, то стало бы очевидным, что виновен один Бейлис и его немногочисленные сообщники. Если же,

Из книги Перестройка: от Горбачева до Чубайса автора Бояринцев Владимир Иванович

Еврейский вопрос Точка зрения на него Христовой ЦерквиПриступая к раскрытию «тайны беззакония», с особой силой действующей некогда в богоизбранном народе еврейском, мы считаем нужным бросить взгляд на так называемый «еврейский вопрос». Но, прежде чем приступим к этой

Из книги К барьеру! Беседы с Юрием Мухиным автора Мухин Юрий Игнатьевич

РОССИЙСКИЙ ЕВРЕЙСКИЙ КОНГРЕСС (РЕК) И ФЕДЕРАЦИЯ ЕВРЕЙСКИХ ОБЩИН РОССИИ (ФЕОР) Необходимо заметить, что людей с низменными инстинктами и неудовлетворенным честолюбием, про которых писал A.А.Кротов, в современном российском обществе, или в терминологии Д.И.Менделеева, в

Из книги Дороги еврейских скитаний автора Рот Йозеф

Еврейский расизм - Вы высказали свое видение проблемы, но ведь есть и устоявшееся мнение, что евреи своему положению в обществе обязаны своему уму и предприимчивости и что именно за это им завидуют, а из зависти ненавидят.- Видите ли, ум народа трансформируется в его

Из книги Деза. Четвертая власть против СССР автора Кожемяко Виктор Стефанович

Еврейский городок Городок лежит в чистом поле, не очерченный ни холмами, ни лесом, ни речкой. Он незаметно перетекает в равнину. Он начинается и кончается маленькими лачужками. Затем их сменяют дома. Намечаются улицы. Одна ведет с юга на север, другая с востока на запад. Там,

Из книги автора

«Еврейский вопрос»? Публикация в «Правде» статьи «Кто же для России нерукопожатен?» (2-5 октября 2009 г.) почти совпала с оглашением в Интернете «Письма советским ветеранам». Его автор Александр Подрабинек, давний антисоветчик, заявил следующее:«Пора прекратить лицемерные