О – Ё после шипящих и Ц Тренировочные упражнения. Урок «Употребление гласных после шипящих и Ц Е после шипящих тренировочные упражнения

Упражнение 15. Вставьте гласные (а, я, ы, и, у, ю ) после шипящих. Дайте фонетическую транскрипцию сочетания звуков: шипящий + гласный.

Параш..т, ж..знь, ж..рный, ш..бка, ш..тка, ж..ри, отч..яние, ч..до, пощ..да, ч..ткий, щ..ка, ш..тка, сощ..риться, ч..ша, ч..ры, брош..ра, ощ..щать, снеж..нка, сброш..ровать, ш..на, ш..ло, ч..гун, ч..с, Ж..ль Верн, ш..рж, ш..р, ш..ллинг, ш..рина, ш..фр, щ..риться, ч..вство, ч..довище, ч..мазый, ч..чело, ч..шь, площ..дка, ч..ть-ч..ть.

Упражнение 16. Вставьте после шипящих пропущенные гласные ё, е, о в следующих парах слов. Обоснуйте выбор гласной буквы. Дайте транскрипцию сочетания: шипящий + гласный.

Груш..вка – деш..вка, нет княж..н – нет ж..н, книж..нки – саж..нки, бумаж..нка – пш..нка, туш..нка (маленькая туша) – (говяжья) туш..нка, с грач..м – не при ч..м, душ..нка – жж..нка, еж..вый – деш..вый, девч..нка – печ..нка, ш..ры – дириж..ры, под гараж..м – (мы) стриж..м, смеш..н – запряж..н, трещ..тка – щ..тка.

Упражнение 17. ё, е, о после шипящих. Распределите эти слова по соответствующим правилам.

Артиш..к, бараш..к, бесш..вный, богач.., в ч..м, верблюж..нок, веч..вой, волч..нок, вооруж..н, говорить общ.., греш..н, гуж..вой, девч..нка, деньж..нки, дж..нка, дж..уль, душ..нка, ерш..вый, ещ.., ж..ваный, ж..лоб, ж..лтый, ж..лудь, ж..рдочка, ж..рнов, жж..шь, ж..кей, ж..нглёр, жуч..к, заверш..н, затуш..вывать, излиш..к, казач..нок, клоч..к, кляч..нка, ковш..вый, колыш..к, коммивояж..р, копч..ная колбаса, копч..ности, кореш..к, корч..вка, кош..лка, краснокож..го, крыж..венный, крюш..н, кумач..вый, ландыш..вый, лезть на рож..н, луж..к, луч..вой, лущ..вка (от лущить), мальчиш..чка, мальч..нка, медвеж..нок, меш..ч..к, мыш..нок, нагиш..м, неискуш..нность, нет киш..к, неуклюж.., нипоч..м, нить-круч..нка, нож..вой, нож..вка, нож..ньки, нож..нка, ноч..вка, обреч..нность, одеж..нка, ож..г руку, ож..г руки, отвлеч..нный, очаж..к, парич..к, парч..вый, пауч..к, перемеж..вка, плеч..вой, плюш..вый, под вожж..й, подж..г дома, пощ..чина, прож..г пиджак, прож..рливый, пч..лка, пш..нник, пятач..к, пять кош..к, размеж..ванный, раскорч..вка, расч..ска, ретуш..р, реч..нька, реч..нка, реш..тка, рж..т, с дач..й, с каланч..й, с левш..й, с лихач..м, с малыш..м, с мираж..м, с нош..й, с продаж..й, с тягач..м, саж..нки, саранч..вый, свеж.. на улице, сгущ..нка, сгущ..нное молоко, смущ..нность, сокращ..нный, стаж..р, старуш..нка, стиш..к, сторож..вой, стосвеч..вая лампа, сургуч..м, суч..к, теч..т, Торж..к, трещ..тка, трещ..точный, трущ..ба, трущ..бный, туш..ное мясо, свиная туш..нка, тысч..нка, удруч..н, уч..т, часоч..к, чащ..ба, ч..лка, ч..лн, ч..рный, ч..рствый, ч..рт, ч..рточка, ч..ч..тка, ч..канье, ч..порный, ш..лк, ш..пот, ш..винизм, ш..к, ш..колад, ш..мпол, ш..ркать, ш..рничать, ш..рох, ш..ры, ш..ссейный, ш..тландский, ш..фёр, щ..голь, юбч..нка.


Упражнение 18. Вставьте пропущенные гласные ё, е, о после шипящих.

1. Направо, тихо пош..птывая и изредка вздрагивая от налетевш..го ветра, темнела ольховая роща (Тургенев). 2. Главная улица ш..ссирована и содержится в порядке (Чехов). 3. Бурелом, чащ..ба – тяж..лые места (А.Н. Толстой). 4. Над крыш..ю крайней избушки полощется кумач..вый флаг (Д. Бедный). 5. Ушла в одной юбч..нке на улицу (А.Н. Толстой). 6. Тут ещ.. тоже всё очень общ.. (Шолохов). 7. Сижу за реш..ткой в темнице сырой (Пушкин). 8. С плеч его свисал ж..ваный чесуч..вый пиджак (Федин). 9. Ни копейки вперёд не даёт хозяин, упёрся: нет! Такой ж..х (Вересаев). 10. Устал до ч..рта (Маяковский). 11. Чтоб музыканты не застыли на морозе, им отпущен боч..нок водки (Шишков). 12. Пастуш..нку Пете трудно жить на свете (Есенин). 13. Девч..нок всегда мог отвлечь какой-нибудь пустяч..к (Искандер). 14. Я был смущ..н и напуган (Шаляпин). 15. Американскую свиную туш..нку называли (у нас в войсках) консервами «второй фронт» (Полевой). 16. Вояж..р оторопело смотрел ему вслед (Вс. Иванов). 17. Бешеная чеч..тка сменялась вихрем присядки (Степанов). 18. Пирож..к лишь разломила да кусоч..к прикусила (Пушкин). 19. Две ж..рдочки положены через поток (Пушкин). 20. Я был очень смеш..н в костюме Мефистофеля (Шаляпин). 21. Они напомнили ей те молодые дни, когда она красивой и наивной девч..нкой танцевала на веч..рках (Фадеев). 22. В это время вош..л старич..к (Л. Толстой). 23. Стёкла больших очков в роговой оправе не могли скрыть напряж..нного и беспокойного взгляда, следившего за карандаш..м Полякова (Рыбаков). 24. Мне жаль его холодного ч..рствого сердца (Лермонтов). 25. Ежели душ..нка у тебя заиграла от моего разговора, моряком будешь (Гладков). 26. На окне, в уголке, скромно стояла грош..вая чернильница с пожелтевшим гусиным пером (Мамин-Сибиряк). 27. Я вышел на опушку леса и побрёл по полю меж..й (Тургенев). 28. По полям бредя с кош..лками, улыбались старики (Есенин). 29. Жуткий страх мчал их через тьму и непролазную трущ..бу (Шишков). 30. Артист он был исключительный и всесторонний: одинаково хорош.. ж..нглировал, работал на трапеции и на турнике (Куприн).

Упражнение 19. Вставьте пропущенные гласные после ц . Сделайте транскрипцию выделенных слов.

Бледное лиц.., с бледным лиц..м, полнолиц..го ребёнка, о полнолиц..х детях, лиц..вать , лиц..вой нерв, перелиц..вать, перелиц..вывать, с рубц..м, зарубц..ваться, красные рубц..,сланц..вый , глянц..вый, с глянц..м, с хрипотц..й , с расчётц..м, с хитрец..й, мясц.. , бегать трусц..й, марганц..вка, с марганц..м, интермецц.., герц..гиня, мудрые индейц.., ц..клевать полы ,ц..трусовые растения, нарц..сс, пац..ент, плоскогубц.., бац..лла, встать на ц..почки , у границ.., куц..й хвост, вкусные леденц.. , ц..гарка , глиц..ния , операц..я , свинц..вать, под оконц..м , ц..тата, дефиц..т, братья-близнец.., танц..вальный, танц..вщица, фиксац..я, ц..ганёнок , ц..кнуть зубом, окольц..ванный, палацц.., ц..пки на руках.

ПОВТОРЯЕМ, ЗАКРЕПЛЯЕМ!

ОПРНЫЙ КОНСПЕКТ К § 35

2. Правописание гласных И, Ы после приставок и

О, А в приставках

1. Гласная буква и в начале корня после приставок, оканчивающихся на согласную букву, меняется на ы (в соответствии с произношением).

Ср.: и гра – с ы грать, раз ы граться, под ы грать.

Исключения: гласный и в начале корня сохраняется:

· после приставок меж-, сверх- ;

Меж и нститутский, сверх и нтересный.

· после иноязычных приставок и частиц (ад-, диз-, ин-, -интер-, кон-, контр-, об-, суб-, супер-, транс-, пан- );

Суб и нспектор, контр и ск, пан и ндийский.

· в сложносокращённых словах.

Пед и нститут, спорт и нвентарь.

2. В приставках раз-, рас-, роз-, рос- в ударном положении (в соответствии с произношением) пишется о , а в безударном положении (в соответствии с произношением) пишется а .

Ро́ звальни – ра звали́ться, ро́ ссыпи – ра ссы́паться.

Исключение: ро зыскно́й (от ро́ зыск ).

Упражнение к теме «Правописание гласных, обусловленное их произношением»

Упражнение 8. Вставьте пропущенные гласные буквы ы или и .

Без..нициативный, без..дейный, пред..сполкома, без..мянный, вз..грать, воз..меть, из..скание, об..грать, сверх..зобретательный, супер..дея, от..скать, под..скать, пред..стория, пред..юльский, над..ндивидуальный, глав..здат, контр..ск, меж..мпериалистический, сверх..ндустриализация, пан..сламизм, суб..нспектор, без..скусственный, транс..орданский.

ПОВТОРЯЕМ, ЗАКРЕПЛЯЕМ!

ОПРНЫЙ КОНСПЕКТ К § 36

Алгоритм по теме « Правописание о, ё (е) после шипящих и ц»

1) Если ударная гласная находится в корне, посмотрите:

есть чередование с е (шёлк-шелка) - пишем ё ; нет чередования -пишем о (шорох);

2) если гласная находится в суффиксе или окончании, обратите внимание на часть речи: в именах существительных, прилагательных и наречиях под ударением пишется о (медвежонок, чужого, горячо); в глаголах и отглагольных образованиях пишется ё (сбережёт, тушёный, сгущёнка).

После ц под ударением пишется о, без ударения- е.

Например: цоколь, пальтецо, письмеца, огурцом, танцор, облицовывать, лицо;

глянцевый, облицевать, танцевать, зданьице, платьице.

Правописание о, ё, е после шипящих и Ц

ё(е) в корне

Следует обратить внимание на непроверяемое написание. Будет полезна и интересна работа с орфографическим словарём.

* Запишите в словарик

джонка (китайское парусное судно)

жокей

жонглёр

капюшон

крюшон

мажор (музыкальное радостное настроение)

ретушёр (занимающийся ретушью)

трещотка

шовинизм (крайний национализм)

шомпол

шоссе

шофёр

цокотуха

палаццо (дворец)

скерцо (музыкальная пьеса в быстром темпе)

Индивидуальный контроль за усвоением материала можно осуществлять с помощью заданий по карточкам.

Для закрепления орфографических навыков можно использовать следующие упражнения.

Вставьте гласные о и е после шипящих в корнях слов.

ж..лтенъкий

ц.. кот

ж..м

ч..рт

пощ..чина

ш..к

ж..рнов

прич..ска

прич..ска

ж..нглер

прожорливый

печ..нка

разношерстный

крыж..вник

ш..коладный

ч..порный

ш..рты

изж..га

деш..вый

щ..лочь

Ш.тландия

сжегший

шоссейный

капюш..н

подж-.г (сущ.)

пч..лы

ц..котуха

заж..г(глаг.)

ж..ваный

сгущ..нка

ц.. коль

тяж.. лый

туш.. ный

Укажите неправильные написания слов печёный электросчётчик

щёлканье выточенный вечорка жолудь

пощочина полушепот шофёр шоколад мажорный размежовка сгущонка шоковый печонка

размежовка прожорливый рубашонка

пижён розовощёкий жёваная

жолчный капюшон портчонки

шофер стажор джокер молодожёны дешёвка многоженство

Учитывая большие обучающие возможности диктантов, безусловно, следует постоянно проводить тематические.

* Спишите, расставив знаки препинания и вставив пропущенные буквы.

Маленький мыш..нок с кош..лкой в руч..нках бродил по чащ..бе. Жуя струч..к фасоли он огорч.мно рассматривал круж..ч..к копч.мой колбасы завёрнутый в холщ..вую тряпч..нку. Истощенный после ноч..вки в лесу мыш.мок думал о том как мама горяч., обнимет его напеч..т ему пирожков откроет банку туш.мки. Тогда всё ему будет нипоч..м! Вскоре пош..л дождь. Укрывшись плащ..м и надев капюш.м он повёл теч..м и наступая на ж..луди побежал домой..

* Спишите, расставив знаки препинания и вставив пропущенные буквы.

Ч..порный дириж..р смущ..нно посмотрел на бессчётную публику и испытал ш..к. Маж..рная музыка не заглушала странного ш..пота и ш..роха.В плохо освещенном зале кто-то дож:..вывал деш..вый бутерброд с ч..рным хлебом кто-то утирал парч..вым платком щ..ки испачканные груш..вым джемом. Один вооруженный до зубов обж..ра размахивая зажж..нной свеч..й чуть не совершил подж..г и едва не обж..г сидевш..го рядом танц..ра которого все ласково звали Кузъмич..м.

Тесты по правилу «О-Ё после шипящих и ц в разных частях слова и частях речи»

    Медвеж..нок - в суффиксе существительных под ударением после шипящих

пишется ё.

    Ж..лоб - в корне после шипящих пишется ё , так как есть проверочное слово.

    Кольц..вая - в суффиксе прилагательного после ц не под ударением пишется е.

    Кипяч..ный - в суффиксе отглагольного прилагательного после шипящих пишется ё.

2. Укажите правильное объяснение написание слова.

    Туш..нка - в суффиксе существительных под ударением после шипящих пишется буква о.

    Сожж..нный - в суффиксе причастия пишется после шипящих.

    Нош..й - в окончании существительных не под ударением пишется буква о.

    Ш..рох - в корне под ударением после шипящих пишется о, так как есть проверочное слово.

3. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква О?

А морж..вый Б душ..нка В шов Г сокращ..н

1. А Г 2. А Б В 3. А Б 4 Б Г

4. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Ё?

А сгущ..нка Б береж..ный В маж..р Г стаж..р

1. А Г 2. А Б В 3. А Б 4 Б Г

Алгоритм по теме «Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий».

1. Правописание имён прилагательных зависит от состава суффиксов:

Н пишу в суффиксах:

Ин- пчелиный

Ан- песчаный

Ян- серебряный

Запомнить:

стеклянный, оловянный, деревянный

НН пишу в суффиксах :

Они- организационный

Енн- соломенный

в словах с основой на Н +суффикс Н

туман - туманный

Запомнить:

Ветреный (день), ветряной (под действием ветра работающий) двигатель, но безветренный.

Юный, румяный, свиной, зелёный и др.

* В краткой форме пишется столько же Н, сколько в полной: туманный - туманна, ветреный - ветрена.

2. Правописание причастий.

НН пишется в полных причастиях, имеющих одно из условий:

1) приставку, кроме НЕ: разбросанный,

2) суффикс -ова- (-ева-),-ирова- линованный,асфалътированный

3) зависимое слово: кошенный кем-то луг

4) образовано от глагола совершенного вида: решённый.

Запомнить: раненый, пораненный в бою.

Н пишется

в слове при отсутствии всех этих условий, а также

в кратких причастиях: вещи разбросаны.

3. Правописание наречий .

В наречиях пишется столько же Н, сколько в слове, от которого оно образовано:

говорит отвлечённо (от отвлечённый),

говорит путано (от путано).

Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных и

причастий.

В прилагательных

Запишите в словарик.

желанный

неслыханный

нежданный

негаданный

нечаянный

невиданный

синий

зелёный

румяный

юный

свиной

ветреный (но ветряная оспа, ветряной двига­тель)

стеклянный оловянный

деревянный раненый (но изранен­ный, раненный в бою)

Карточки по теме

1. Выпишите номера примеров, в которых пишется одна буква Н.

1. серебря...ые часы

2. стари...ое оружие

3. лебеди...ая песня

4. недюжи.„ые способности

5. подли...ые документы

6. песча...ый берег

7. лимо...ый сок

8. конопля...ое масло

9. обыкнове...ый человек

10.лекцио...ый материал

11..лу...ый свет

12.маши...ое отделение

13.кожа...ое кресло

14.лед...ой ветер

15.ветр...ые мельницы

16.письме...ый стол

17.стра...ая женщина

18.деревя...ый дом

19.моче...ые яблоки

20.пута...ые ответы

21.суше...ые грибы

22. выкова...ые обручи

23.увере...ая поступь

2.Вставьте пропущенные буквы. Объясните написания графически.

1. маза...ая печь

2. вымаза...ос платье

3. золочс...ос блюдо

4. позолочс...ыс ложки

5. гашё...ая или негашё...ая известь

6. скоше...ый луг

7. нескоше...ые травы

8. луг, не скоше...ый колхозниками

9. варё...ый картофель

10. вываре...ос мясо

11.варё...ая в котелке картошка

12.дра...ый сапог

13.ободра...ос лицо

14.травле...ый волк

3. Определите неправильные написания слов.

1. туманная мгла

2. ветренная подруга

3. несказаная тишина

4. непаханное поле

5. длинные тени

6. серебрянные часы

7. незаслужсная обида

8. таинственные приключения

9. сеянные травы

10. каменные ворота

11. холстиная рубаха

12.подлиное чувство

13. взволнованное лицо

14. нечаянная встреча

15.данный текст

4. Определите правильные написания слов.

1. мощеная улица

2. серебрянный кубок

3. посеребреная цепочка

4. тканая скатерть

5. вытканный ковер

6. златотканный рисунок

7. сливочное мороженое

8. мороженое мясо

9. замороженное филе

10. свежемороженные фрукты

11. свежезамороженные овощи

12. златокованое изделие

13. осенний день -

14. сушеные ягоды

15. военное дело

16. военизированный отряд

17. уверенный взгляд

18. кожаная куртка

Тесты по правилу «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных и причастий».

1. Укажите неверное объяснение написание слова.

    Камен..ый - у прилагательного пишется две буквы НН на стыке основы, оканчивающейся на Н, и суффикса –Н-.

    Орошен..а - в суффиксе краткого страдательного причастия пишется одна буква Н.

    Ветреный – в суффиксе прилагательного –ЕНН- пишется две буквы Н.

    Асфальтирован..ый - в суффиксе причастия пишется две буквы НН, так в слове есть суффикс -ИРОВА-.

    В каком примере к выделенному слову применимо правило: « В суффиксе кратких страдательных причастий пишется одна буква Н»?

    Ночь туман..а

    Люди действовали умело и слажен..о.

    Учёные сосредоточен.. на решении задач.

    Участники похода спокойны и сдеожан..ы.

3. В каком примере в отымённом прилагательном в суффиксе –АН- (-ЯН-)пишется одна буква Н.

    Ткан..ый ковёр.

    Стеклян..ая веранда.

    Желан..ые гости.

    Багрян..ые цветы.

4. В каком примере к выделенному слову применимо правило: « В суффиксе –ЕНН- прилагательных, образованных от существительных, пишется две буквы НН»?

1. Кошен..ые на лугу травы.

2. Бешен..ый галоп.

3. Соломен..ые шляпы.

4. Выкрашен..ые полы.

5. Укажите пример с прилагательным, в котором пишется НН, так как оно образовано от существительного с основой на –Н с помощью суффикса –Н-?

    Полотняные заводы

    Посеребрен..ая посуда

    Одеколон..ый запах.

    Калён..ый металл

6. В каком варианте ответа указаны все слова с одной буквой Н?

А Бархан..ые пески.

Б Топлён..ое молоко.

В Потушен..ый свет.

Г Писан..ый красавец.

1. А Б В 2. А Г 3. В Г 4. Г

7. В каком варианте ответа указаны все слова с двумя буквами НН?

А. Задержан..ый преступник.

Б Крашен..ый стол.

В Оловян..ый солдатик

Г Серебрян..ый поднос.

1. А В 2 А Б В 3 А 4 В

По правилу «Правописание наречий».

1. Укажите правильное объяснение написание наречия.

    Где то - пишется раздельно с суффиксом то.

    По французски - пишется через дефис, так как образовано от прилагательного при помощи приставки по- и суффикса -ски.

    Давным давно - пишется раздельно, так как это сложное наречие.

    Кое как - после приставки кое пишется раздельно.

2. Укажите неверное объяснение написание наречия.

    По твоему (следу) - пишется через дефис, так как образовано от прилагательного

при помощи приставки по- и суффикса -ему.

2. Где нибудь пишется через дефис, так есть суффикс нибудь.

3. По медвежьи - пишется через дефис, так как образовано от прилагательного при

помощи приставки по и суффикса ьи.

4. Далеко далеко - пишется через дефис, так как это сложное наречие.

3. В каком варианте ответа указаны все слова, в которых следует поставить дефис?

А (По)просту Б (по)турецки В точь (в) точь Г бок (о) бок

1. А Б В Г 2. Б В 3. А Б Г 4. Б В Г

4. В каком варианте ответа указаны все слова, которые следует писать слитно?

А (в)верху Б (на) цыпочках В (по) одиночке Г (по) одному

1. А Б Г 2. А В Г 3. А 4. А В

5. В каком примере к выделенному слову применимо правило: «В наречиях, образованных от существительных, полных прилагательных и собирательных числительных с помощью одновременного присоединения приставки и суффикса, наречие обычно пишется слитно.

1. Поднять на смех

2. Кто то шёл

3. Увеличить в трое.

4. Потратить время по пустому.

6. В каком примере к выделенному слову применимо правило: «Наречие, образованное соединением приставки с наречием пишется слитно».

    Запомнить на всегда.

    Во время путешествия.

    По отечески заботиться.

    Убежать без оглядки.

7. В каком примере к выделенному слову применимо правило: «Сложное наречие,

образованное путём повтора, пишется через дефис».

    Волей неволей.

    Шаг за шагом.

    В конце концов.

    С боку на бок.

8. Это наречие пишется слитно.

    По одиночке

    По турецки

    Нежданно негаданно

    Разделить по ровну

9. Это наречие пишется через дефис.

    С глазу на глаз

    Крест на крест

    Во что бы то ни стало

    Побывать за границей

10. В каком примере к выделенному слову применимо правило: «В наречии пишу столько же Н, сколько было в слове, от которого оно образовано».

    Неожидан…о

  1. Организован..о

    Особен..о

11. В каком варианте ответа указаны все наречия, на конце которых пишется суффикс О?

Б занов…

В досух…

Г досрочн..

1. А Б Г 2. Б В 3. А 4. А В

12. В каком варианте ответа указаны все слова, на конце которых пишется суффикс А?

А издалек..

Б докрасн..

В запрост..Г доверчив..

1. А Б 2. В Г 3. Б Г 4. А В

13. В каком варианте ответа указаны все наречия оканчиваются на О?

А горяч… Б ещ... В певуч… Г свеж..

1. А Б Г 2. В Г 3. А Г 4. Г

14. В каком варианте ответа указаны все наречия оканчиваются на Е?

А блестящ.. Б общ.. В хорош.. Г убаюкивающ..

1. А Б Г 2. В Г 3. А Г 4. Г

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме

«Правописание наречий».

1. Тип урока: обобщение и систематизация знаний

2. Цели: образовательная (обобщить знания по теме «Правописание наречий»,подготовиться к практической работе; развиваюшая (отличать наречия от других частей речи) воспитательная (способствовать воспитанию познавательного интереса к предмету, воли и настойчивости при достижении цели.

3. Отбор содержания: (дидактический материал, доклад учащегося)

4. Метод: репродуктивный (объяснительно-иллюстративный)

5. Формы: фронтальный опрос, сообщения учащихся, коллективная творческая деятельность.

6. Контроль: самостоятельная работа с последующей самопроверкой,

взаимоконтроль, ответы на вопросы учителя

7. Результат:

Ход урока.

1. Организационный этап (Сообщение темы и цели урока.)

Сегодня на уроке мы заканчиваем повторять тему «Правописание наречий». Задачей этого урока: научиться правильно писать наречия и наречные сочетаниея, а также приготовиться к контрольному диктанту.

2. Проверка домашнего задания.

Ученица приготовила для нас сообщение из истории образования наречий почти и зря.

Проверка домашнего задания (устно).

3. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Фронтальный опрос.

Какой раздел науки о языке изучает написание слов по правилу?

Что называется наречием?

Расскажите о правописании наречий с шипящей на конце.

4. Этап обобщения и систематизации знаний

1. Работа с карточкой (выписать наречия, вставив, где нужно, ь ) с последующей самопроверкой.

Подчеркните наречия, вставьте, где необходимо, мягкий знак.

    Собьёш..

    напроч..

    наотмаш..

    сплош..

    замуж..

    невтерпёж.

    хорош

    полчищ..

    лож..

    участвуеш.

    училищ

    молод

    ёж..

    линюч..

    уж (сущ)

    лиш..

    чувствуеш..

    туш..

    намаж..те

    невмоч..

2 Групповая работа (по 4 человека) над составлением наречий по заданным схемам:

Образуйте наречия по заданным схемам. Какое правила о правописании

наречий вы использованы, составляя наречия?

В- о, на~о, кое - …, …-нибудь, …-либо, в~ую, за-о, до~а, по-ему, ~ - ~.

Учащиеся после выполнения работы зачитывают получившиеся наречия, а один из группы рассказывает одно из правил о

правописании наречий (суффиксы О и А на конце наречий, дефисное, слитное и раздельное написание наречий)

3. Работа «по цепочке». Записать наречия в три столбика: слитно, через дефис, раздельно.

Определите слитное, дефисное, раздельное написание наречий.

    (без)ведома

    почему(то)

    (точь)(в)(точь)

    (по)трое

    сказать (с)плеча

    выложить (на)показ

    (с)просонок

    (с)боку

    (в)скоре

    когда(либо)

    (до)сыта

    (на)двое

    (тютелька) (в) (тютельку)

    (по)строчно

    (в)одиночку

    (по)французски

    (до)тла

    (по)кабаньи

    (после)завтра

    (в)третьих

    дело (делом)

    расхваливать (на)перерыв друг

    (по)больше друга

    (в)сплошную

    (мало)мальски

    разделить (на)трое

    (тихо)смирно

    (кое)где

    (на)ощупь

Вывод учителя:

Итак, мы разобрали правила о правописании наречий.

Всё ли вам понятно?

4. Выполнение практической работы (В тетради или на карточке)

Вставьте пропущенные орфограммы, раскройте скобки.

В середине сентября ясная погода установилась (на)долго, и мы с ребятами (по)многу гуляли в лесу, который находиться (не)подалёку. Нам хотелось насладит..ся последним теплом, и мы отправлялись в лес (по)одиночке, (по)двое, (по)трое,

Как(то) раз мои друзья (не)сколько часов (к)ряду искали грибы. День прошёл (в)пустую, однако возвращаться (ни) с (чем) не хотелось. И вот (в)далеке показалась небольшая поляна, в середине которой возвышался корявый пень, сплошь усыпан..ый грибами. Это был сон (на)яву. Ребята (в)миг повеселели и (на)перегонки бросились к заветному пню. (С)начал.. рвали грибы (без)разбора и (в)перемешку бросали в корзину, но (в)скоре заметили, что вся поляна усеяна лисичками и груздями.

В тот день друзья (до)упаду соб,.рали грибы, (до)отказа наполнив корзины, выл..жили (с)верху (на)показ самые красивые лисички и пошли (на)зад, (без)удержно хохоча и (ис)подтишка подтрунивая друг над другом. Вечером все (до)сыта наелись жарен..ых грибов.

5. Домашнее задание

Составить устный рассказ о наречии.

6. Рефлексия.

Гласные после шипящих и Ц (упражнения и тест) Упражнения по теме «Гласные после шипящих и Ц Упражнение 1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Щ...риться от солнца, ч...шка кофе, ч...десное утро, радостное ч...вство, ш...рь полей, моя ж...знь, дощ...тый забор, освещ...ть спорт-площ...дку, мостовая из брусч...тки, поч...ять недоброе, клавиш... рояля; прыжок с параш...том, полезная брош...ра, беспристрастное ж...ри. Упражнение 2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы ы или и. Крепкие мышц..., длинные ресниц..., ваши сверстниц..., строительство гостиниц..., артисты ц...рка, надвигающийся ц...клон, мощная ц...тадель, нефтяная ц...стерна, участвовать в демонстрац...и, получить компенсац...ю, опасная провокац...я, постоянная дезинформац...я; идти на ц...почках, ц...ганский танец, ц...кнуть на шалунов. Упражнение 3. 1 / 10 Гласные после шипящих и Ц (упражнения и тест) Прочитайте, укажите, какие буквы пропущены. Объясните правописание слов. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, указывая в скобках родственное слово (или форму слова), обозначая корни и ставя ударение. Гладкая ш...рстка, узкий ж...лоб, упавшие ж...луди, раствор щ...лочи, мельничный ж...рнов, держаться ч...порно, прочный ш...в, дать пощ...чину, принести беч...вку, совершить подж...г, приобрести по деш...вке. Упражнение 4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы о или ё. Обозначьте части слова, в которых пропущены буквы, и поставьте ударение. 1. Флаг над каланч...й, огорчиться неудач...й, машина с кирпич...м, угостить калач...м, следить за матч...м, редкий пуш...к, крепкий ореш...к, тесная лавч...нка, увидеть зайч...нка, напряжение перед финиш...м. 2. Зеленый горош...к, боч...нок с водой, жужжание пч...л, неоперившийся галч...нок, камыш...вые заросли, борьба с саранч...й, пилить нож...вкой, зажж...нный факел, удруч...нный вид, ноч...вка в лесу, горяч... спорить, на улице свеж..., главный дириж...р. 3. Покрыться румянц...м, изящное зеркальц..., глян-ц...вая бумага, юная танц...вщица, гарц...вать на скакуне, маж...рный тон, купить ш...рты, прож...рливая рыба, утлы-й ч...лн, ж...лтый крыж...вник, верный расч...т, толч...т сухари, жж...т лицо, паштет из печ...нки. 2 / 10 Гласные после шипящих и Ц (упражнения и тест) Упражнение 5. Спишите, вставьте пропущенные буквы, в словах с пропуском выделите корень. Тонкая ж_рдочка; деш_вый товар; спелый ж_лудь; длинная беч_вка; завитая ч_лка; красивый ш_лк; ч_рствый хлеб; тяж_лая ноша; ч_рная кош_лка; легкий ч_лн; ж_сткая щ_тка; чугунная реш_тка; кривой ш_в; щ_лкать; ч_порный вельможа; тихий ш_рох; спелый крыж_вник; городские трущ_бы; полуш_пот; ш_ковая терапия; ож_г руку, ож_г руки; ж_нглер; ш_фер; мокрое ш_ссе. Упражнение 6. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите морфему, в которой пропущена буква. Объясните графически выбор орфограммы. Образец: шёлк, ручонка, увлечён (прич.), ситцевый. Ж_сткий диван; неровный ш_в; древним летописц_м; окруж_нный лесом; ч_ткий ответ; ма ж_рное настроение; разж_г огонь; серьезная уч_ба; чуж_го края; плюш_вый медвеж_нок; испеч_шь пирог; любить горяч_; грош_вый выигрыш; пораж_н красотой; скромная прич_ска; жалкая душ_нка; намеренный подж_г; крепкая беч_вка; тяж_лый ож_г; неясный ш_пот; парч_вый халат; забавная собач_нка; вещ_вой меш_к; камыш_вый кот; маленькая шапч_нка; книж_нка; горяч_ спорить; говорил певуч_; ветхая одеж_нка; сбереж_т здоровье; пуч_к травы; ж_лтый крыж_вник; сокращ_нный вариант; теч_т реч_нка; выч_ркивать из списка; знать напереч_т; суш_ные грибы; лиш_нный прав; прож_рливый зверь; новым абзац_м; просить умоляющ_; кумач_вый цвет; короткие ш_рты; свеж_й струей; ч_тное число; новый капюш_н; розовощ_кий малыш; сладкая сгущ_нка, корч_вка леса; прож_ванный хлеб. 3 / 10 Гласные после шипящих и Ц (упражнения и тест) Сделайте вывод о выборе орфограммы ё – о в различных морфемах. Подберите антоним к слову маж_рное (настроение); подберите синонимы к слову кумач_вый, расположив их в порядке усиления признака. Упражнение 7. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Ж_тейский, прич_дливый, брош_ра, кош_лка, ч_каться, щ_голь, ж_ри, обж_ра, ш_рох, ож_г на руке, лезть на рож_н; ц_нк, подж_г дом, ц_тата, беспощ_дный, оч_титься, ц_кнуть, ц_гейка, ш_фровка, друж_к, ц_вилизац_я, холщ_вый, реч_нка, ситц_вый, обнаж_нный, стереж_т, моч_ный, туш_ный, ш_пот, расч_ска, ш_к, ш_рты, лиц_м, деш_вый, щ_лкать, утром свеж_; дикц_я, ц_ркуль, зарниц_, иниц_ативный, ц_низм, панц_рь, смуглолиц_ый, сестриц_н, Цариц_но, девч_нка, свеж_го ветра; больш_го паруса; суш_ный, перч_ная туш_нка; камыш_вый, спорить горяч_; ч_ткий, рассказывал певуч_; ноч_вка в лесу; свинц_вый, внуч_нок, озерц_, птенц_в, туч_й, окруж_нный, бойц_, шалаш_м, луж_й, кольц_вая, плеч_м, вооруж_н, смеш_н, ц_ганка, иллюминац_я, ц_кот, трусц_й, мыш_нок, ж_сткий, сожж_т, груж_ный вагон, раздраж_нный, с блестящ_й, свеч_й, привлеч_нный, приближ_нный, отц_в. Упражнение 8. Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания; раскройте скобки. Выделите в словах с пропуском морфемы, в которых есть орфограммы «гласные 4 / 10 Гласные после шипящих и Ц (упражнения и тест) после шипящих в разных частях слова». Какие это виды орфограмм? I. 1. Очень ч_сто ране_ное ж_вотное заслыш_в ш_рох бр_сает_ся на выстрел охотника. (Л.Толстой) 2. Я (с,з)делал дли_ную прогулку по обрывам над морем и лег в к_мыш_вое кресло на б_лконе. (И.Бунин) 3. В памяти сохр_нился только ш_лест ш_н на ровном ш_ссе р_вномерный гул двигателя – и больше ничего. (Е.Яковлева) 4. Я (не)смела ш_вельнут_ся потому что в этой звенящей пустоте м_лейший ш_рох произв_дил э_фект камнепада в горах. (Е.Яковлева) 5. И в то(же) время ощ_щение н_визны было отч_тливым. 6. Ничего (не)было слышно кроме ш_ршания и ш_пения. (Стругацкие) 7. Он вооруж_лся ж_сткой щ_ткой и пр_нялся ч_стить уткнувшегося в к_рмушку коня. (М.Семенов) 8. А (с)верху на все это смотрела ч_рная ворона и в_ртела головой с т_ж_лым клювом. (В.Ленцов) 9. Опущ_ные глаза (полу)закрыты пуш_стыми ресницами. 10. В г_сти_ной г_рел только т_ршер под больш_м зеленым аб_ж_ром. 11. А ты как (з,с)десь оч_тился спросил он подозрительно пр_щ_рившись. (О.Погорелов) 12. Каждую минуту они останавливались и ч_тко пр_слуш_вались. 13. На заднее колесо своего (полу)гоноч_ного «Спорта» я ставил спец_альную трещ_тку. (В.Пелевин) 14. Ч_ткой линии берега (в)низу (не)было. (В.Пелевин) 15. Д_леко за пляж_м и поселком в_днелась (не)высокая гора дли_ная и пологая. (В.Пелевин) 16. (В)переди была од_нокая белая (пяти)этажка с обвитыми плющ_м б_лконами перед (пяти)этажкой исс_ч_ный ш_пами пыльный пустырь. (В.Пелевин) 17. В середине зала на (не)высокой к_нструкци_ из аж_рных реш_ток была сооруж_на (не)большая круглая площ_дка. 18. Человек то пр_двигался к п_латке ещ_ на верш_к то (на)долго зам_рал в (не)подвижности. (М.Семенов) II. 1. На тумбочке у большой деревянной кровати св_тился ц_ферблат эл_ктронных часов. (П.Дашкова) 2. Изв_янная из слоновой кости и золота Афродита поп_рала ногой панц_рь огромной черепахи. (Л.Кожевников) 3. Довольно часто у нас 5 / 10 Гласные после шипящих и Ц (упражнения и тест) проводились медиц_нские проверки – всех нас изучали вдоль и поперек. (В.Пелевин) 4. Постройка походила на ступенчатый ц_линдр из нескольких б_тонных блоков стоящих друг на друге. (В.Пелевин) 5. Он чувствовал как кровь нач_нает ц_ркулировать р_вномерно по всему телу. 6. Герасим открыл один ставень и на ц_почках вышел из комнаты. (И.Тургенев) 7. Вдали тихо шумело море со всех сторон долетал треск ц_кад. (В.Пелевин) 8. Внезапно старик понизил голос чуть не до вкрадчивого ш_пота посмотрел с хитринкой. (П.Проскурин) 9. Ч_тко буд(то) работал с телеграфным ключ_м он трижды ут_пил кнопку звонка. (Д.Жуков) 10. А бедный, пышный мой букет ощ_пан, буд(то) саранч_ю! (С.Надсон) 11. Ни ш_роха не разд_валось глухая тишь была в дому... (В.Тушнова) 12. Его серую внешность чуть разнообразили лишь тонкие ч_рные усики щ_точкой. (С.Зверев) 13. Детишки забились на чуть теплую печку и что(то) ш_потом рассказывали друг другу. (И.Бунин) 14. Ч_гунная реш_тка с двумя обращ_нными друг к другу крылатыми драконами была приоткрыта. (А.Гаранин) 15. Еще в той лампе ф_тилек тобой зажж_н как ж_лтый жалкий м_тылек тр_пещет он... (В.Тушнова) 16. Беспорядочного падения для умелого параш_тиста не может быть ни при каких обстоятельствах; параш_тист полновластный хозяин воздушной стихии. (Г.Титов) 17. Правда лекц_и спец_алистов авиац_онной и космической медиц_ны я слушал без особого внимания считая эту дисц_плину второстепенной. (Г.Титов) 18. К вечеру из соседнего района в_рнулся микро_втобус с грузом пл_катов и брош_р. (С.Зверев) 19. До выезда на ш_ссе ост_вался один поворот. 20. Круглая клумба с м_хнатыми ж_лтыми цветами посреди ш_ссе. Ни дать ни взять лукошко с новорожденными ц_плятами. (Ф.Абрамов) 21. На нем была выг_ревшая шт_рмовка ш_рокий островерхий капюш_н. (В.Мясников) 22. Прибл_жалась реш_тчатая к_ническая башня с колоссальным б_рабаном наверху. (А.Казанцев) 23. (Не)пром_каемый плащ с капюш_ном разв_вался на его (не)уклюжей высокой 6 / 10 Гласные после шипящих и Ц (упражнения и тест) ф_гуре. (А.Казанцев) 24. Солнце косыми лучами пронизывало чащ_бу. (Е.Федоров) Тест по теме «Гласные после шипящих и ц». 1.В каком слове на месте пропуска пишется ы? 1) ц_фра; 2) ц_пки; 3) ж_рный; 4) серые мыш_. 2. В каком слове на месте пропуска пишется ю? 1) щ_плый; 2) я свищ_; 3) ж_ри; 4) ч_лки. 3. В каком слове на месте пропуска пишется и? 1) бледнолиц_й; 2) панц_рь; 3) сестриц_н; 4) кузнец_. 7 / 10 Гласные после шипящих и Ц (упражнения и тест) 4. В каком слове на месте пропуска пишется о? 1) ж_лоб; 2) печ_нка; 3) ц_коль; 4) ш_пот. 5. В каком слове на месте пропуска пишется о? 1) трущ_ба; 2) зач_т; 3) ж_сткий; 4) кош_лка. 6. В каком слове на месте пропуска пишется е? 1) ж_нглер; 2) ш_к; 3) прож_рливый; 4) заж_г. 7. В каком слове на месте пропуска пишется е? 8 / 10 Гласные после шипящих и Ц (упражнения и тест) 1) пш_нка; 2) маж_р; 3) ц_кот; 4) обж_ра. 8. Отметьте слово с орфографической ошибкой: 1) камышовый; 2) монтажер; 3) ножовка; 4) измельчон. 9. Отметьте слово с орфографической ошибкой: 1) холщовый; 2) желудь; 3) затушевать; 4) перчоный. 10. Укажите неверное объяснение орфограммы о-е после шипящих: 1) ушел – в суффиксе глагола под ударением; 2) кумачом – в окончании существительного под ударением; 3) холщовый – в суффиксе прилагательного под ударением; 4) запряженный – в суффиксе страдательного причастия. 9 / 10 Гласные после шипящих и Ц (упражнения и тест) Ответы 10 / 10

Упражнение №3 .

Объясните правописание приставок.

Пресытиться, преодолеть, притворство, преображать, приморский, преемник, притворный, престол, придумать, принарядиться, преломить.

Упражнение №4*.

Запишите слова в два столбика: с приставками при- , пре-.

Пр…вратный, пр…соединить, пр…бежище, пр…градить, пр…проводить, пр…сяга, пр…одолеть, пр…вратник, непр…ложная истина, пр…дать прах земле, пр…тязание, камень пр…ткновения, пр…вилегия, пр…творный, пр…емственность, пр…задуматься, пр…готовить, пр…словутый, пр…рекаться, пр…способить, пр…ступить к работе, пр…людия, пр…чуда, пр…верженец, пр…парат, пр…ключение, пр…небрегать.

Контрольные упражнения

Вставьте пропущенные буквы.

Вариант 1

1. Между тем горбатый нищий молча пр…близился и устремил яркие чёрные глаза на великодушного господина. 2. Нищий взглянул на них (слуг) с пр…зрением. 3. Где скрывается добродетель, там может скрываться и пр…ступление. 4. Она посмотрела ему пристально в глаза, как будто пр…поминая нечто давно, давно прошедшее. 5. Под разными пр…длогами, пр…небрегая гнев госпожи своей, Ольга отлучилась от скучной работы. 6. Он был непр…клонен: умел отвести разговор на другой пр…дмет. 7. В один миг он подскочил к пр…казчику и сшиб его на землю одним ударом. 8. Люди, когда страдают, обыкновенно покорны; но если раз им удалось сбросить ношу свою, то ягнёнок пр…вращается в тигра; пр…теснённый делается пр…теснителем и платит сторицею – и тогда горе побеждённым. 9. Она пр…рвала непр…ятное молчание. 10. Он посмеялся над ним: с этой минуты началась непр…миримая вражда.

Вариант 2

1. Она в самом деле отгадала: великие души имеют особенное пр…имущество понимать друг друга. 2. Моя жизнь, моя судьба пр…надлежит тебе. 3. Одним слово, делал всё, чем мог пр…обрести доверенность. 4. Он не знал, что, слишком пр…вязавшись к мечте, мы теряем существенность. 5. В это время на стенных часах в пр…ёмной пробило одиннадцать. 6. Его любовь сама по себе в крови чужда всякого тщеславия, но если к ней пр…мешивается воображение, то горе несчастному. 7. Облака пр…зывали моё воображение к себе на воздушные крылья. 8. Тут он пр…задумался. 9. Долго я бродил без крова и пр…станища. 10. От моего пр…косновения увяли твои надежды. 11. Месяц тому назад он с богомольцем, которого встретил на дороге, пр…слал письмо, извещая о скором пр…бытии. 12. Он пр…близился: от него веяло холодом. 13. «Как тебе нравится мой горбач! – сказал Борис Петрович. – Пр…уморительный». 14. Таков был ужас Макбета, когда, готовый сесть на королевский пр…стол, он увидал на нём окровавленную тень Банкуо… 15. Таинственные ответы Ольги, иногда её пр…творная холодность всё более и более воспламеняли Юрия. 16. Но в том-то и прелесть любви; она пр…вращает нас в детей, дарит золотые сны.

Правописание -о-е-ё- после шипящих и ц

Правописание О, Е, Ё после шипящих может представлять определённую сложность. Это связано с тем, что данный выбор зависит от ряда условий: к какой части речи относится слово и в какой части слова находится орфограмма.


П у т е в о д и т е л ь Слайды 2 – 4 «Алгоритм» и «Лабиринт» и инструкция по их применению Слайды 5 – 6 «Разложи пасьянс» и инструкция по его раскладке Слайды 7 – 8 «Дуэль» и инструкция по её проведению Слайды 9 – 11 «Тренажёры» и инструкция по их использованию


Алгоритм и лабиринт Следующие слайды помогут вам отработать порядок действий по применению правил. Используя алгоритм, выберите правильное написание для слов, расположенных в нижней части слайда. Проведите по лабиринту слова, расположенные в нижней части слайда. Сверьтесь с ответами (вызовите их щелчком мыши)


Не ошибиться в выборе О, Ё (Е) поможет алгоритм 1.Ш_к 2.Кумач_вый 3.Прощ_нный 4.Нож_вка 5.Плеч_м 6.Печ_м в суффиксахв окончаниях без ударения словарь есть чередование Ё//Е нет чередования Ё//Е Ё О сущ., отымён. прил., наречий под ударением без ударения ОЕ Е, Ё сущ., прилагат. глаголов Ё под ударением без ударения ЕО ещё глагольных (глаголы, прич., отгл. прил., образ. от них сущ.) в корнях под ударением В какой морфеме находится орфограмма 1.Шок 2.Кумачовый 3.Прощённый 4.Ножовка 5.Плечом 6.Печём


Данная орфограмма находится в корне? Это существительное с суффиксом –ёр? Это слово глагол или образовано от него? Слово можно изменить так, чтобы на этом месте стояла Е? Это существительное, образованное от глагола с корнем -жег-? Это существительное с суффиксом -ок-? Орфограмма в ударном слоге? о ё/её/еёоё/её/еое Л а б и р и н тЛ а б и р и н т вход нет нет да о нет да нет 1.Зайч_нок 2.Плащ_м 3.Обреч_нный 4. Корч_вка 5. Груш_вый 6. Груш_вка 1. Зайчонок 2. Плащом 3. Обречённый 4. Корчёвка 5. Грушевый 6. Грушовка


Разложи пасьянс Работая со следующим слайдом, щелчком мыши выбери слово. Реши, какую букву надо вставить. В случае затруднения обращайся к презентации «О – Ё (Е) после шипящих и Ц», к лабиринту, к алгоритму. Проверь: вызови правильный ответ щелчком мыши. Повторяя эти действия, разложи «пасьянс» до конца.




Д у э л ь Для работы со следующим слайдом вызови на «дуэль» соперника. Определите очерёдность ходов- «выстрелов». Первый участник щелчком мыши вызывает на экран слово и решает, какая буква пропущена. Правильность проверяется щелчком мыши. Право «выстрела» получает следующий участник. Дуэль может продолжаться до первой «раны» - ошибки. Дуэль может продолжаться, пока не будет открыто всё табло. Победитель тот, кто допустил меньше ошибок.






Тренажёр О – Ё (Е) после шипящих и Ц 1.анч_ус 2.ш_рстка 3.боч_к 4.зайч_нок 5.корч_вка 6.сгущ_нка 7.напряж_нный 8.печ_м 9.ружьец_ 10.свинц_вый 11.ситц_вый 12.каланч_й 13.задач_й 14.общ_ 15.изж_га о ё ё ё о о е о е о о ё о ё 16.ш_мпол 17.бесш_рстный 18.крюч_к 19.верблюж_нок 20.ноч_вка 21.туш_нка 22.измельч_нный 23.береж_т 24.крыльц_ 25.кумач_вый 26.ключ_м 27.плюш_вый 28.зайц_м 29.горяч_ 30.заж_гший о е о е ё ё ё о о о о о ё ё ё о


Тренажёр О – Ё (Е) после шипящих и Ц 1.дж_уль 2.реш_тка 3.сапож_к 4.бельч_нок 5.коч_вка 6.заверш_нный 7.дириж_р 8.стриж_шь 9.бельец_ 10.грош_вый 11.груш_вый 12.свеж_ 13.пальц_м 14.щ_лочь 15.плащ_м о ё ё ё о о е о е ё о ё о ё 16.деш_венький 17.крюш_н 18.языч_к 19.собач_нка 20.размеж_вка 21.замещ_нный 22.монтаж_р 23.стереж_т 24.плеч_ 25.образц_вый 26.песц_вый 27.ключ_вой 28.одеяльц_м 29.пеш_чком 30.калач_м о е о е о ё о о о о о о ё ё ё ё о о о ё