Значение слова кардинал. Серый кардинал - это кто? Что значит выражение "серый кардинал"? Как появилось выражение

КАРДИНАЛ

КАРДИНАЛ

1. Один из 70 высших духовных лиц римско-католической церкви, назначаемых папой из епископов, священников и диаконов, помогающих ему в важнейших делах и избирающих из своей среды преемника умершему папе (церк.). Сан кардинала. Кардиналы носят красную шляпу и мантию.

2. Название сорта красной краски (спец.).

3. Название рода американских птиц с красным оперением (зоол.).


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "КАРДИНАЛ" в других словарях:

    - (лат. cardinalis главный, преимущественный, от cardo сущность). 1) сперва титул первого министра при дворе императора Феодосия Великого; потом титул важнейших, после папы, духовн. лиц, избирающих нового папу. 2) птичка из отдела пташек, похожая,… … Словарь иностранных слов русского языка

    КАРДИНАЛ, а, муж. 1. У католиков: высший (после папы) духовный сан, а также лицо, имеющее этот сан. 2. неизм. То же, что пунцовый (по цвету кардинальской мантии). Серый кардинал лицо, обладающее большой властью, но не занимающее… … Толковый словарь Ожегова

    См … Словарь синонимов

    - (от лат. cardinalis главный) в иерархии католической церкви духовное лицо, следующее после папы римского, ступенью выше епископа. К. ближайшие советники и помощники папы по управлению церковью. Назначаются папой … Юридический словарь

    - (от латинского cardinalis главный), в иерархии католической церкви духовное лицо, следующее после римского папы, ступенью выше епископа. Кардиналы ближайшие советники и помощники папы по управлению церковью. Назначаются папой. Смотри также… … Современная энциклопедия

    - (от лат. cardinalis главный) в иерархии католической церкви духовное лицо, следующее после римского папы, ступенью выше епископа. Кардиналы ближайшие советники и помощники папы по управлению церковью. Назначаются папой …

    Птица семейства овсянковых. Длина ок. 20 см. Самец ярко красный. В Сев. Америке (США, Мексика) и на севере Центр. Америки … Большой Энциклопедический словарь

    - (ложный неон) рыба семейства карповых. Длина до 4 см. Вдоль тела золотистая полоса, середина хвостового плавника ярко красная. В быстро текущих ручьях Юж. Китая. Аквариумная рыба … Большой Энциклопедический словарь

    - (по латински главный) в иерархии католической церкви духовное лицо, следующее после папы Римского, ступенью выше епископа. Назначаются папой, являясь его ближайшими советниками и помощниками … Исторический словарь

    КАРДИНАЛ 1, а, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Кардинал Ришелье , Черкасов Петр Петрович , Кардинал Ришелье - едва ли не самый знаменитый в России французский политик, но подлинный Ришелье у нас не известен. А между тем этот человек еще четыре века назад в значительной степени… Категория: Политические деятели, бизнесмены Серия: История. География. Этнография Издатель: Ломоносовъ ,
  • Кардинал , Шэн Д. , Стильный, захватывающий роман, который вы будете читать всю ночь напролет, все больше погружаясь в его удивительный мир..Отправляясь в безымянный город, где правит суровый и таинственный… Категория:

История кардиналов восходит к первому веку н. э. - к семи древним диаконам , избранным апостолами и поставленным заботиться о малоимущих христианах (Деян. -6). При римском епископе долгое время сохранялась традиция избирать семерых привилегированных архидиаконов , которые вскоре сосредоточили в своих руках огромную финансово-административную и даже духовную власть, так как подчинялись напрямую папе . Причём римские папы сами часто зависели от своих ближайших и могущественных подчинённых - папских архидиаконов, - которых стали почтительно называть кардиналами. Титул кардинала папские архидиаконы не утрачивали даже тогда, когда их повышали по службе, рукополагая во пресвитеры и, далее, в епископы . Со временем всех кардиналов стали рукополагать в епископы, но при этом они получают двойной (параллельный) духовный сан . То есть, те католические епископы, которые носят титул кардинала, в какой бы части света они ни возглавляли свои епархии, обязательно приписаны к одному из приходских храмов города Рима в качестве простого священника или даже диакона .

Сведения о кардиналах

Иностранцы (неитальянцы), получившие сан кардинала по рекомендации католических правительств и представлявшие при папских выборах своих государей, назывались кардиналами короны. Кардиналы вместе с папой образуют Священную коллегию , деканом которой считается старейший кардинал-епископ . Образуя папскую консисторию , они помогают ему в важнейших делах (causae majores). Для заведования известным кругом дел из кардиналов образуются комиссии, называемые «конгрегациями ».

  • Кардинал-камерленго (Camerlengo ) - заведует финансами и от смерти одного до выбора другого занимает должность блюстителя папского престола;
  • кардинал-викарий - помощник-заместитель папы в римской епархии ;
  • кардинал-вице-канцлер - председатель римской канцелярии;
  • кардинал-государственный секретарь - премьер-министр и министр иностранных дел,
  • кардинал государственный секретарь по внутренним делам,
  • кардинал-верховный пенитенциарий ,
  • кардинал-библиотекарь Ватиканской библиотеки и др.

Облачение и привилегии

Главные наружные отличия кардинальского сана: красная мантия, красная шапочка , кольцо , крытый красной или фиолетовой материей зонтик, трон (в их собственной церкви) и герб. Полный список кардиналов можно найти в ежегодно выходящей в Риме «La Gerarchia Cattolica e la Famiglia Pontificia ».

См. также

Напишите отзыв о статье "Кардинал"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Кардинал

– А как это в амбаре гадают? – спросила Соня.
– Да вот хоть бы теперь, пойдут к амбару, да и слушают. Что услышите: заколачивает, стучит – дурно, а пересыпает хлеб – это к добру; а то бывает…
– Мама расскажите, что с вами было в амбаре?
Пелагея Даниловна улыбнулась.
– Да что, я уж забыла… – сказала она. – Ведь вы никто не пойдете?
– Нет, я пойду; Пепагея Даниловна, пустите меня, я пойду, – сказала Соня.
– Ну что ж, коли не боишься.
– Луиза Ивановна, можно мне? – спросила Соня.
Играли ли в колечко, в веревочку или рублик, разговаривали ли, как теперь, Николай не отходил от Сони и совсем новыми глазами смотрел на нее. Ему казалось, что он нынче только в первый раз, благодаря этим пробочным усам, вполне узнал ее. Соня действительно этот вечер была весела, оживлена и хороша, какой никогда еще не видал ее Николай.
«Так вот она какая, а я то дурак!» думал он, глядя на ее блестящие глаза и счастливую, восторженную, из под усов делающую ямочки на щеках, улыбку, которой он не видал прежде.
– Я ничего не боюсь, – сказала Соня. – Можно сейчас? – Она встала. Соне рассказали, где амбар, как ей молча стоять и слушать, и подали ей шубку. Она накинула ее себе на голову и взглянула на Николая.
«Что за прелесть эта девочка!» подумал он. «И об чем я думал до сих пор!»
Соня вышла в коридор, чтобы итти в амбар. Николай поспешно пошел на парадное крыльцо, говоря, что ему жарко. Действительно в доме было душно от столпившегося народа.
На дворе был тот же неподвижный холод, тот же месяц, только было еще светлее. Свет был так силен и звезд на снеге было так много, что на небо не хотелось смотреть, и настоящих звезд было незаметно. На небе было черно и скучно, на земле было весело.
«Дурак я, дурак! Чего ждал до сих пор?» подумал Николай и, сбежав на крыльцо, он обошел угол дома по той тропинке, которая вела к заднему крыльцу. Он знал, что здесь пойдет Соня. На половине дороги стояли сложенные сажени дров, на них был снег, от них падала тень; через них и с боку их, переплетаясь, падали тени старых голых лип на снег и дорожку. Дорожка вела к амбару. Рубленная стена амбара и крыша, покрытая снегом, как высеченная из какого то драгоценного камня, блестели в месячном свете. В саду треснуло дерево, и опять всё совершенно затихло. Грудь, казалось, дышала не воздухом, а какой то вечно молодой силой и радостью.
С девичьего крыльца застучали ноги по ступенькам, скрыпнуло звонко на последней, на которую был нанесен снег, и голос старой девушки сказал:
– Прямо, прямо, вот по дорожке, барышня. Только не оглядываться.
– Я не боюсь, – отвечал голос Сони, и по дорожке, по направлению к Николаю, завизжали, засвистели в тоненьких башмачках ножки Сони.
Соня шла закутавшись в шубку. Она была уже в двух шагах, когда увидала его; она увидала его тоже не таким, каким она знала и какого всегда немножко боялась. Он был в женском платье со спутанными волосами и с счастливой и новой для Сони улыбкой. Соня быстро подбежала к нему.
«Совсем другая, и всё та же», думал Николай, глядя на ее лицо, всё освещенное лунным светом. Он продел руки под шубку, прикрывавшую ее голову, обнял, прижал к себе и поцеловал в губы, над которыми были усы и от которых пахло жженой пробкой. Соня в самую середину губ поцеловала его и, выпростав маленькие руки, с обеих сторон взяла его за щеки.
– Соня!… Nicolas!… – только сказали они. Они подбежали к амбару и вернулись назад каждый с своего крыльца.

Когда все поехали назад от Пелагеи Даниловны, Наташа, всегда всё видевшая и замечавшая, устроила так размещение, что Луиза Ивановна и она сели в сани с Диммлером, а Соня села с Николаем и девушками.
Николай, уже не перегоняясь, ровно ехал в обратный путь, и всё вглядываясь в этом странном, лунном свете в Соню, отыскивал при этом всё переменяющем свете, из под бровей и усов свою ту прежнюю и теперешнюю Соню, с которой он решил уже никогда не разлучаться. Он вглядывался, и когда узнавал всё ту же и другую и вспоминал, слышав этот запах пробки, смешанный с чувством поцелуя, он полной грудью вдыхал в себя морозный воздух и, глядя на уходящую землю и блестящее небо, он чувствовал себя опять в волшебном царстве.
– Соня, тебе хорошо? – изредка спрашивал он.
– Да, – отвечала Соня. – А тебе?
На середине дороги Николай дал подержать лошадей кучеру, на минутку подбежал к саням Наташи и стал на отвод.
– Наташа, – сказал он ей шопотом по французски, – знаешь, я решился насчет Сони.
– Ты ей сказал? – спросила Наташа, вся вдруг просияв от радости.
– Ах, какая ты странная с этими усами и бровями, Наташа! Ты рада?
– Я так рада, так рада! Я уж сердилась на тебя. Я тебе не говорила, но ты дурно с ней поступал. Это такое сердце, Nicolas. Как я рада! Я бываю гадкая, но мне совестно было быть одной счастливой без Сони, – продолжала Наташа. – Теперь я так рада, ну, беги к ней.
– Нет, постой, ах какая ты смешная! – сказал Николай, всё всматриваясь в нее, и в сестре тоже находя что то новое, необыкновенное и обворожительно нежное, чего он прежде не видал в ней. – Наташа, что то волшебное. А?
– Да, – отвечала она, – ты прекрасно сделал.
«Если б я прежде видел ее такою, какою она теперь, – думал Николай, – я бы давно спросил, что сделать и сделал бы всё, что бы она ни велела, и всё бы было хорошо».
– Так ты рада, и я хорошо сделал?
– Ах, так хорошо! Я недавно с мамашей поссорилась за это. Мама сказала, что она тебя ловит. Как это можно говорить? Я с мама чуть не побранилась. И никому никогда не позволю ничего дурного про нее сказать и подумать, потому что в ней одно хорошее.
– Так хорошо? – сказал Николай, еще раз высматривая выражение лица сестры, чтобы узнать, правда ли это, и, скрыпя сапогами, он соскочил с отвода и побежал к своим саням. Всё тот же счастливый, улыбающийся черкес, с усиками и блестящими глазами, смотревший из под собольего капора, сидел там, и этот черкес был Соня, и эта Соня была наверное его будущая, счастливая и любящая жена.
Приехав домой и рассказав матери о том, как они провели время у Мелюковых, барышни ушли к себе. Раздевшись, но не стирая пробочных усов, они долго сидели, разговаривая о своем счастьи. Они говорили о том, как они будут жить замужем, как их мужья будут дружны и как они будут счастливы.
На Наташином столе стояли еще с вечера приготовленные Дуняшей зеркала. – Только когда всё это будет? Я боюсь, что никогда… Это было бы слишком хорошо! – сказала Наташа вставая и подходя к зеркалам.
– Садись, Наташа, может быть ты увидишь его, – сказала Соня. Наташа зажгла свечи и села. – Какого то с усами вижу, – сказала Наташа, видевшая свое лицо.
– Не надо смеяться, барышня, – сказала Дуняша.
Наташа нашла с помощью Сони и горничной положение зеркалу; лицо ее приняло серьезное выражение, и она замолкла. Долго она сидела, глядя на ряд уходящих свечей в зеркалах, предполагая (соображаясь с слышанными рассказами) то, что она увидит гроб, то, что увидит его, князя Андрея, в этом последнем, сливающемся, смутном квадрате. Но как ни готова она была принять малейшее пятно за образ человека или гроба, она ничего не видала. Она часто стала мигать и отошла от зеркала.
– Отчего другие видят, а я ничего не вижу? – сказала она. – Ну садись ты, Соня; нынче непременно тебе надо, – сказала она. – Только за меня… Мне так страшно нынче!
Соня села за зеркало, устроила положение, и стала смотреть.
– Вот Софья Александровна непременно увидят, – шопотом сказала Дуняша; – а вы всё смеетесь.
Соня слышала эти слова, и слышала, как Наташа шопотом сказала:
– И я знаю, что она увидит; она и прошлого года видела.
Минуты три все молчали. «Непременно!» прошептала Наташа и не докончила… Вдруг Соня отсторонила то зеркало, которое она держала, и закрыла глаза рукой.
– Ах, Наташа! – сказала она.
– Видела? Видела? Что видела? – вскрикнула Наташа, поддерживая зеркало.
Соня ничего не видала, она только что хотела замигать глазами и встать, когда услыхала голос Наташи, сказавшей «непременно»… Ей не хотелось обмануть ни Дуняшу, ни Наташу, и тяжело было сидеть. Она сама не знала, как и вследствие чего у нее вырвался крик, когда она закрыла глаза рукою.
– Его видела? – спросила Наташа, хватая ее за руку.
– Да. Постой… я… видела его, – невольно сказала Соня, еще не зная, кого разумела Наташа под словом его: его – Николая или его – Андрея.
«Но отчего же мне не сказать, что я видела? Ведь видят же другие! И кто же может уличить меня в том, что я видела или не видала?» мелькнуло в голове Сони.
– Да, я его видела, – сказала она.
– Как же? Как же? Стоит или лежит?
– Нет, я видела… То ничего не было, вдруг вижу, что он лежит.
– Андрей лежит? Он болен? – испуганно остановившимися глазами глядя на подругу, спрашивала Наташа.
– Нет, напротив, – напротив, веселое лицо, и он обернулся ко мне, – и в ту минуту как она говорила, ей самой казалось, что она видела то, что говорила.
– Ну а потом, Соня?…
– Тут я не рассмотрела, что то синее и красное…
– Соня! когда он вернется? Когда я увижу его! Боже мой, как я боюсь за него и за себя, и за всё мне страшно… – заговорила Наташа, и не отвечая ни слова на утешения Сони, легла в постель и долго после того, как потушили свечу, с открытыми глазами, неподвижно лежала на постели и смотрела на морозный, лунный свет сквозь замерзшие окна.

Вскоре после святок Николай объявил матери о своей любви к Соне и о твердом решении жениться на ней. Графиня, давно замечавшая то, что происходило между Соней и Николаем, и ожидавшая этого объяснения, молча выслушала его слова и сказала сыну, что он может жениться на ком хочет; но что ни она, ни отец не дадут ему благословения на такой брак. В первый раз Николай почувствовал, что мать недовольна им, что несмотря на всю свою любовь к нему, она не уступит ему. Она, холодно и не глядя на сына, послала за мужем; и, когда он пришел, графиня хотела коротко и холодно в присутствии Николая сообщить ему в чем дело, но не выдержала: заплакала слезами досады и вышла из комнаты. Старый граф стал нерешительно усовещивать Николая и просить его отказаться от своего намерения. Николай отвечал, что он не может изменить своему слову, и отец, вздохнув и очевидно смущенный, весьма скоро перервал свою речь и пошел к графине. При всех столкновениях с сыном, графа не оставляло сознание своей виноватости перед ним за расстройство дел, и потому он не мог сердиться на сына за отказ жениться на богатой невесте и за выбор бесприданной Сони, – он только при этом случае живее вспоминал то, что, ежели бы дела не были расстроены, нельзя было для Николая желать лучшей жены, чем Соня; и что виновен в расстройстве дел только один он с своим Митенькой и с своими непреодолимыми привычками.

КАРДИНАЛ (от лат. "дверной крюк") - в католичестве - высшие духовные лица, занимающие в церковной иерархии место непосредственно за папой, выше архиепископов и епископов. Иногда именуются "князьями Церкви".

Такое положение К. приобрели постепенно. При Феодосии Великом слово "К." обозначало чиновника. С 5 по 11 в. К. именовались духовные лица, занимавшие постоянные места при определенных приходских церквах (не в селах), которые были прочно связаны со своими местами, "как дверь соединена с крюком, на котором висит". В то время как в других регионах титул К. исчезал, в Риме он приобретал все большее значение. Рим делился на округа, из которых в каждом была своя главная церковь, и ее настоятель назывался К. (вначале их было 7). Лишь в этих церквах совершались таинства.

К.-священники и К.-дьяконы Рима присутствовали в совете папы и принимали значительное участие в его избрании, когда выбор зависел от духовенства и народа, но считались еще ниже епископов. К.-епископов тогда еще не было, но епископы Римской метрополии принимали участие и в совете, и в выборе папы.

В начале 6 в. титул "К." стал означать "превосходительство", "преосвященство".

К 8 в. К. образуют привилегированный класс духовенства, принимая участие в совершении папской литургии и входя в состав Римской духовной администрации. По декрету, принятому в 769, лишь К. мог быть избран папой.

В 11 в. епископы Остии, Порто, Руфины (позже соединенной с Порто), Альбано, Сабинума, Тускулума (ныне Фраскати) и Палестрины (ныне Пренесте) были также названы К.

Важное значение в истории развития сана К. имел декрет Папы Николая II, изданный в 1059, в силу которого кардинальская коллегия получила право выбора папы. До Латеранского Собора 1179 этим правом пользовались лишь К.-архиепископы, но на этом Соборе это полномочие вернули всей коллегии К. (см. Конклав ). При Иннокентии IV (1243-1254) К. получили место выше всех епископов и красную шапку, символически обозначающую, что они до последней капли крови, не боясь смерти, будут действовать "ради возвышения святой веры, ради мира и покоя народа христианского, ради умножения и благосостояния Святой Римской Церкви". Бонифаций VIII (1295-1303) дал им княжескую мантию, Павел II (1464-1471) - право иметь белую лошадь с красным покрывалом и золотыми поводьями. Пий V (1566-1572) в 1567 запретил именоваться К. тем, кто не получил этого сана от папы, а при Урбане VIII (1630) К. получили титул Eminentissimus, Eminentia, который носили духовные курфюрсты.

Число К. бывало различно (в 12 в. редко более 30, уменьшалось даже до 7) вплоть до 1586, когда, по декрету Папы Сикста V (1585-1590), оно было определено в 70 (по числу 70 старейшин израильских и 70 учеников Христовых): из них 6 К.-архиепископов, 50 К.-первосвященников и 14 К.-архидьяконов. Иоанн XXIII (1958-1963) снял это ограничение и с тех пор количество К. превосходит 100.

К.-священники и К.-дьяконы носят титулы по именам римских церквай и капелл, при которых они числятся. В своих и подчиненных им церквах К. имеют епископскую юрисдикцию и, кроме того, много других привилегий.

К. назначаются исключительно папой сначала на тайном, потом на торжественном заседании консистории, с соблюдением известных обрядов. Папа может назначить К., - некоторое время не объявлять их имен, хранить их "у себя в груди", причем отсчет старшинства таких К. ведется со дня заявления папы о совершившемся назначении. В Новое время иностранцы, получившие сан К. по рекомендации своих правительств и представлявшие при папских выборах своих государей, назывались К. короны (Франция и Австрия, а также Испания и Португалия). К. вместе с папой образуют священную коллегию, деканом которой считается старейший К.-епископ. Образуя папскую консисторию, они помогают ему в важнейших делах. Для заведования определенным кругом дел из К. образуются комиссии, называемые конгрегациями. К. занимают известные должности папского управления.

Главные внешние отличия кардинальского сана: красная мантия, красная (во время траура и поста - фиолетовая) шапка с двумя шелковыми шнурами и с кистями на концах, которая получается в Риме из рук папы (отсюда: "получить красную шапку" в смысле "быть назначенным К."), кольцо, крытый красной или фиолетовой материей зонтик, трон (в их собственной церкви) и герб.

Выше всех архиепископов и епископов .

Известные должности папского управления занимаются кардиналами. Таковы:

  • кардинал-Камерленго (Camerlengo) - заведует финансами и от смерти одного до выбора другого папы занимает должность блюстителя папского престола;
  • кардинал-викарий - заместитель папы в римской епархии;
  • кардинал-вице-канцлер - председатель римской канцелярии;
  • кардинал-статс-секретарь (министр иностранных дел),
  • кардинал-статс-секретарь по внутренним делам,
  • кардинал-великий пенитециарий,
  • кардинал-библиотекарь ватиканской библиотеки
  • и др. (см. Папская курия).

Главные наружные отличия кардинальского сана:

  • красная мантия,
  • красная шапочка,
  • красная (во время траура и поста - фиолетовая) шапка с двумя шелковыми шнурами и с кистями на концах, которая получается в Риме из рук папы (отсюда: "получить красную шапку" в смысле "быть назначенным кардиналом"),
  • кольцо,
  • крытый красною или фиолетовою материей зонтик,
  • трон (в их собственной церкви),
  • герб.

Полный список кардиналов можно найти в ежегодно выходящей в Риме "La ierarchia catolica e la famiglia pontificia", заменившей прежнюю "Notizie per l"anno... ", называвшуюся (по типографии) "Cracas".

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона
  • Список кардиналов
  • Полный православный богосовский энциклопедический словарь. Т. II. СПб.: Изд-во П.П.Сойкина.

В структуре церковной католической иерархии положение определяется уровнем достоинства. Кардиналы — это и сан, и должность. Вторая степень духовного достоинства после Папы римского. Кардиналы выполняют два основных действия: избирают на особой коллегии наместника умершего Папы и помогают ему в управлении важнейшими делами Католической Церкви. В свою очередь, кардиналы назначаются Папой. Он также принимает решение об их отставке: на нее подается прошение после достижения кардиналом 75 лет.

Коллегия

  1. Все количество кардиналов составляет возглавляемую деканом коллегию. Она выполняет три основных роли.
  2. Коллегия кардиналов собирается на консисторию (совет), созванную и возглавленную Папой, для совещания и обсуждения важных вопросов.
  3. Коллегия возглавляет руководство Католической Церковью в промежуточный период после смерти либо отставки предыдущего Папы и до избрания нового.
  4. Коллегия собирается на конклав, чтобы выбрать нового Папу.

Численность кардиналов

Коллегия в 1962 году насчитывала 87 кардиналов. Это количество было увеличено папой Павлом VI в 1973 году до 120 человек. Но сегодня такая норма не соблюдается жестко и на консистории 2012 года, которую возглавлял папа общее число кардиналов достигло 213 человек. Это связано с образованием новых титулярных церквей и диаконий, для которых требуются кардиналы разных чинов.

Чины

Коллегия делится на три чина: кардиналы-епископы, кардиналы-пресвитеры (священники), кардиналы-диаконы.

Священнослужитель епископского сана в коллегии — высший чин, в который возводят кардинала-пресвитера, изредка кардинала-диакона. Их закрепленное число в коллегии с 1917 года шесть человек. И до нынешнего времени оно остается неизменным. Кардинал-епископ, старейший из чина, традиционно выбирается деканом коллегии.

Коллегию кардиналов-священников возглавляет кардинал-первопресвитер. В связи с увеличением количества римских титулярных церквей, ограничения численности кардиналов-пресвитеров в коллегии перестали действовать при Павле VI. До этого их число было установлено с 1917 года в 50 человек. При наличии вакансии, в достоинство кардинала-епископа могут возводиться те кардиналы-священники, которые находятся в римском служении с учетом их старшинства. Это действие совершается только после решения Папы.

Семь первых диаконов Рима поставил сам ап. Петр (так записано в Liber Pontificalis). Рим в III веке был разделен на семь церковных округов, и во главе каждого назначен диакон. Постепенно количество римских диаконий увеличилось, и сейчас их насчитывается 62. Соответственно, за каждой закреплен кардинал-диакон. После десятилетней службы в своем чине они имеют право переходить в чин кардиналов-пресвитеров. Но им, за редкими исключениями, не дозволено становиться напрямую кардиналами-епископами.

Кардинал-перводиакон (протодьякон) возглавляет коллегию кардиналов-диаконов. Помимо своих главных обязанностей он руководит процессиями при Папских богослужениях. Существует традиция: кардинал-перводиакон коронует возлагая на его голову тиару. Если священнослужитель совершил две такие коронации, то может переходить непосредственно в чин кардинала-епископа — это исключительное право. С 1978 года эта традиция не применялась, но и не была отменена. Также обязанностью и привилегией кардинала-перводиакона является объявление о новом избранном Папе и вручение ему паллия — древнего отличительного знака епископского достоинства.

Одеяние

Главные элементы внешнего облачения кардиналов — это мантия и шапочка пурпурного цвета, символизирующие их достоинство. С 1245 года и на протяжение длительного времени только красный головной убор был внешним атрибутом кардинальского сана. Первым было галеро — широкополая шляпа, подобная тем, что носили паломники, с полей которой свисало 15 кисточек. Отменена в 1969 году.

Биретта - четырехугольный берет, увенчанный тремя гребнями. Его, возводя в сан, Папа возлагает на голову кардинала. Это торжественный и официальный головной убор, а повседневным считается дзукетто - маленькая, покрывающая тонзуру, шапочка, идентичная еврейским ермолкам, только с маленьким хвостиком на макушке.

Другие атрибуты

К предметам, символизирующим кардинальское достоинство, относятся также красный зонт, перстень, герб и трон, который находится в церкви, за которой закреплен кардинал.

Перстень с XIX века стал важнейшим внешним знаком достоинства кардиналов. Это - символ преданности Католической Церкви. Золотое кольцо украшает сапфир, рубин или изумруд. Снаружи изображена сцена распятия, а внутри выгравирован герб Папы, который кардиналу сделал назначение.

Серый кардинал

Это - не чин и не должность. Такое прозвище получил в XVII веке отец Жозеф (Франсуа Леклер) - французский политический деятель, исполнитель тайных поручений и начальник канцелярии кардинала Ришелье. В миру дворянин Леклер продвигался по военной и политической карьере. После 1599 года, приняв постриг в монастыре капуцинского ордена, стал фанатичным приверженцем католической веры. Прославился как церковный реформатор, проповедник, влиятельная при дворе духовная особа, совмещавшая политическую и религиозную деятельность.

Кардиналом и преподобием придворные прозывали монаха из-за его особых неофициальных полномочий и власти. А прозвище серый кардинал указывало не только на цвет капуцинского одеяния, но также на его неявные теневые деяния, и на то, что монаха считали тенью кардинала Ришелье. За несколько месяцев до смерти он получил кардинальское достоинство.

Серыми кардиналами называют в политике и бизнесе лиц, имеющих исключительное влияние и полномочия, но не занимающих главные должности.