Скачать упражнения для определения зрительного образа буквы. Задания и приёмы по коррекции оптической дисграфии у умственно отсталых младших школьников. Предлагается буква, написанная простым шрифтом среднего размера в чёрно-белом варианте. На начальных э

Фавзана Аюпова

Формирование навыка чтения необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе. Но не все дети быстро овладевают этим умением. Это отчасти происходит из – за того, что дети плохо запоминают зрительный образ буквы , путают похожие по написанию буквы , пишут их зеркально. Это приводит к низкой эффективности чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Для того, чтобы ребёнок прочно усвоил буквы , можно провести с детьми следующие игры и упражнения .

1. Называние буквы . Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначать графически, т. е. буквой . Буквы называем кратко , без призвуков «ы» , «э» , демонстрируем черно – белый печатный вариант.

Дети находят названные буквы на гранях кубиков

2. Просим назвать, на что похожа буква . Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми. Благодаря образу дети легче запоминают особенности буквы . Можно предложить стихотворный текст для описания графического образа буквы :

Ж – Жук летает над лужком

Он устал ходить пешком.

З – буква «З» - замок висячий,

Ищем ключик ей в придачу.

Буквы "Г" я не боюсь,

Буква "Г" не злой,а добрый гусь!


3. После анализа буквы (из каких элементов состоит буква , как расположены эти элементы в пространстве, можно из счётных палочек, верёвок, спичек выложить эту букву . Ощупывая объёмную букву (из пенопласта, узнавать её закрытыми глазами.

4. Для развития тактильного восприятия, обвести контур буквы , изготовленной из бархатной бумаги.


5. Для закрепления образа буквы можно использовать следующие приёмы : обведение трафарета буквы ;


вырезание буквы ножницами ;

лепка из пластилина,

выкладывание из семян.

Для автоматизации звукобуквенных связей можно предложить дидактические игры :

Пантомима «Живая буква » (дети изображают букву всем телом ) ;


- Изобрази букву пальцами ;


Определение буквы , написанной на спине, ладони : «Какую букву я написала ;


Узнавание букв , написанных разными шрифтами;

Нахождение буквы в различных сюжетных изображениях .


Данная работа в "Мастерской букв " дает свои положительные результаты : дети хорошо запоминают буквы и не путают их .

Литература

Т. Е. Ковригина, Р. Е. Шеремет, Занимательное обучение чтению, Волгоград, 2007

Таблица для проверки зрения — это знакомая всем таблица окулиста, которая позволяет оценить остроту нашего зрения.

Распечатав эту таблицу и закрепив её на стене, мы сможем не допустить падения остроты, а также в реальном времени наблюдать за прогрессом в восстановлении зрения. А если мы используем , то прогресс не заставит себя ждать.

Итак, друзья, перед вами таблица Сивцева, которая широко используется для проверки зрения у окулистов.

Таблица с буквами состоит из 3-х частей: такое разделение необходимо для удобства, чтобы мы могли её распечатать в формате А4.

Скачав и распечатав эти 3 листа, мы их склеим и всё, таблица для проверки зрения в оригинальном размере готова.

Как скачать и распечатать?

Нажмите на картинки для увеличения их до оригинального размера, затем скачайте таблицу для проверки зрения из 3-х частей к себе на компьютер.

Формат при печати должен быть А4, а ориентацию в настройках нужно выбрать альбомную.

Распечатав 3 листа, соедините их между собой при помощи скотча, кнопок или клея. Готово!


Как проверить зрение в домашних условиях? Закрепите таблицу на стене (на уровне глаз). Расстояние от вас до таблицы должно составлять 5 метров, сама таблица должна быть освещена солнцем или лампой. Когда эти условия выполнены, приступаем непосредственно к проверке остроты зрения.

Каждый глаз проверяем отдельно: один закрываем ладонью, другим читаем буквы. Прикрытый глаз зажмуривать не нужно.

К сожалению, диоптрии при помощи таблицы для проверки зрения определить не получится, ибо для этого нужны специальные линзы. И никто не гарантирует верного 100% точности — её можно получить только при профессиональном осмотре у офтальмолога. Но для проверки зрения в домашних условиях результат достаточно точен.

В целом, предложенная таблица для проверки зрения отлично справляется со стоящей перед нами задачей — тестированием зрения. Очень удобно наблюдать за возвращением зоркости наших глаз при выполнении . Например, сравнивая результаты за прошлый и текущий месяцы. Даже когда зрение становится лучше всего лишь на одну строчку, это такая радость — не передать словами. Да и мотивация появляется дополнительная, когда видишь результаты своих трудов. Так что без всяких сомнений качайте и печатайте таблицу — ведь это простой и удобный способ проверки зрения в домашних условиях.

Ещё По Теме:

49 картинок для улучшения зрения Народные средства для зрения Восстановление зрения: 7 упражнений, 5 советов и 6 видео-лекций 16 упражнений для ясного и чёткого зрения Главное правило сохранения зрения

Развитие зрительного восприятия

Зрительное восприятие - это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз. Чем совершеннее зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит, тем полнее, точнее и дифференцированнее они отражают раздражители. Основной объем информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению.
Зрительное восприятие - комплексный процесс, включающий различные структурные компоненты: произвольность, целенаправленность, зрительно-моторные координации, навыки зрительного обследования, аналитико-синтетическую деятельность зрительного анализатора, объем, константность восприятия.
Зрительные образы, как и любые психические образы, многомерны и сложны, они включают три уровня отражения: сенсорно-перцептивный, уровень представлений и вербально-логический уровень. Как показывают исследования, формирование любого уровня зрительного отражения у детей с интеллектуальной недостаточностью нарушено (Э. С. Бейн, К. И. Вересотская и др.). Кратко характеризуя основные нарушения, отметим, что зрительные образы у таких детей обедненные, часто деформированные и неустойчивые. Дети с интеллектуальной недостаточностью с трудом выделяют в объекте составляющие его части, пропорции, своеобразие строения, могут упустить важные детали (например: ручные часы - без винтика); не всегда точно распознают цвет и цветовые оттенки. В процессе узнавания объектов и явлений, знакомых по прошлому опыту, у них проявляется обобщенное узнавание, отождествление предметов, имеющих некоторое сходство, искаженность и неадекватность представлений об окружающей действительности. У детей с интеллектуальной недостаточностью зрительные представления значительно отличаются от реальных предметов. Множество неточностей проявляется при восприятии в измененных условиях (новый ракурс предмета) и воспроизведении нескольких сходных объектов. Представления, возникшие у таких детей без регулирующего участия педагога, бедны, нечетки, фрагментарны, ошибочны. Исследования показывают, что страдает и описание рассматриваемых объектов, так как оно не формируется без специального обучения.
Точность и действенность зрительного восприятия, сохранение зрительного образа в памяти определяют в конечном счете эффективность формирования навыков письма и чтения. Нарушения зрительного восприятия ведут к трудностям выделения фигур, букв, цифр, их величины, соотношения частей, четкого дифференцирования различия и сходства близких по конфигурации или зеркальных элементов и др. При этом следует отметить, что несформированность зрительного восприятия зачастую заключается в том, что это дефицит не отдельно взятой зрительной или моторной функции, а дефицит интегративного взаимодействия этих функций.
Недостаточное развитие у младших школьников зрительного восприятия ведет за собой отставание в формировании пространственного ориентирования. В зрительно-пространственном восприятии большую роль играет глазодвигательная система - быстрота, точность глазодвигательных реакций, способность к конвергенции взора обоих глаз, бинокулярное зрение. Глазодвигательная система участвует в анализе и оценке последующих изменений таких пространственных свойств, как положение объектов в поле зрения, величина и удаленность объектов, их движения, различные соотношения между объектами. Дефицит зрительно-пространственного восприятия детей с интеллектуальной недостаточностью объясняется также неполноценностью взаимодействия различных функций зрения: его остроты, перцептивного поля, глазомера.
Однако практика показывает, что при целенаправленной и систематической работе недостаточность зрительного и зрительно-пространственного восприятия можно значительно уменьшить. Эта работа подчинена решению следующих задач:
- формирование адекватных зрительных образов предметов, объектов и явлений окружающей действительности, их положения в пространстве;
- расширение объема, точности и полноты зрительных восприятий и зрительной памяти;
- формирование умений наблюдать за объектом (в том числе за движущимся), зрительно обследовать его;
- совершенствование зрительно-двигательной координации;
- формирование навыков вербального описания зрительно воспринимаемых предметов и объектов, их свойств, явлений действительности.
Индивидуальные особенности развития зрительного восприятия и зрительной памяти во многом определяют характер коррекционной работы с детьми. Наиболее доступными для восприятия учащихся являются реальные предметы и их изображения, более сложными - схематические изображения, знаки и символы. В последнюю очередь используются материалы с наложенным, «зашумленным», недорисованным изображением.
Отметим, что полноценное зрительное восприятие у детей складывается в процессе обучения и многократного закрепления полученных навыков и усвоенных способов в различных ситуациях и на разных объектах. Вот почему многочисленные примеры дидактических упражнений и игр (см. ниже) следует использовать в разных вариантах (возможно даже созданных самим педагогом).
Рассмотрим варианты заданий для развития зрительного восприятия, основанные на принципах постепенного усложнения:
- обследование отдельных объемных предметов с постепенно усложняющимся строением;
- сравнение натуральных объемных предметов и объектов (2-4), отличающихся ярко выраженными признаками (цветом, формой, величиной, количеством деталей, расположением отдельных частей и др.), в дальнейшем сравнение их изображений;
- узнавание реалистических изображений в разных ракурсах;
- обследование отдельных плоскостных предметов по контуру с постепенно усложняющимся строением, с разборными деталями (частями);
- сравнение контурных изображений предметов и объектов (2-4), отличающихся ярко выраженными признаками (цветом, формой, величиной, количеством деталей, расположением отдельных частей и др.);
- сравнение натуральных сходных предметов и объектов (2-4), различающихся незначительными признаками (строением, количеством деталей, оттенками одного цвета, размером, расположением отдельных частей и др.), в дальнейшем сравнение их изображений;
- сравнение контурных изображений предметов и объектов (2-4), различающихся незначительными признаками (цветом, формой, величиной, количеством деталей, расположением отдельных частей и др.);
- узнавание предмета по его части;
- рассматривание сюжетных картинок, выделение сюжетных линий (в качестве усложнения возможно использование нелепиц);
- рассматривание двух сюжетных картинок, отличающихся незначительными элементами.
Усложнение заданий может идти за счет использования наложенных, «зашумленных» перечеркнутых, недорисованных контурных изображений, увеличения количества воспринимаемых реальных предметов (объектов) и их изображений для запоминания (от 2-3 до 6-7), применения графических и абстрактных изображений (в том числе букв, цифр и их элементов).
Начинать работу следует с формирования умения целенаправленно рассматривать, т. е. зрительно обследовать. Под руководством педагога дети вычленяют основные элементы, детали объекта, определяют их соотношение, положение в пространстве, замечают изменения в самом объекте или его расположении. При этом подчеркнем, что рассматривание или узнавание предметов и их изображений детьми с интеллектуальной недостаточностью требует более длительного времени, так как это связано с характерной для них замедленностью процессов анализа и синтеза.
Развитию зрительного анализа и синтеза, произвольного зрительного внимания и запоминания способствуют следующие упражнения:
- определение изменений в ряду предметов;
- нахождение «выпавшей», «лишней» игрушки, картинки;
- нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок;
- нахождение нереальных элементов нелепых картинок;
- запоминание 4-6 предметов, игрушек, картинок, геометрических фигур, букв, цифр и воспроизведение их в исходной последовательности.
Особое внимание уделяется согласованию исследующих движений рук и глаз ребенка, прослеживанию взглядом действий руки, а в дальнейшем и движущихся объектов в пространстве. Зрительно-моторная координация эффективно развивается при выполнении различных двигательных упражнений: ходьба и бег по разметкам, катание на велосипеде, самокате по дорожкам и ограниченным площадкам; метание в цель различными предметами в играх «Летающие тарелки», «Летающие колпачки», «Дартс», «Кольцеброс», «Попади в цель».
Возможно использование специальных упражнений, связанных с обводкой по трафарету, силуэтным и контурным изображениям. Например:
- Обвести по контуру столько квадратиков, сколько слышится звуков.
- Обвести на верхней полоске 7 кружочков, а на нижней полоске - на 2 треугольника больше.
- Второй, четвертый и шестой квадратики на верхней строчке закрасить красным цветом, а третий, пятый и седьмой на нижней строчке заштриховать.
- В разных местах листа обвести по внешнему или внутреннему контуру трафареты игрушек, а затем соединить их дорожками.

Наблюдения за движущимися объектами в пространстве целесообразно начинать с определения изменения положения отдельных двигающихся частей у игрушек, например у куклы (ручки, ножки), машины (кузов, дверцы), домика (окна, дверь) и др. Используются объемные, плоскостные, разъемные, сборные игрушки и предметы, имеющие одну (или несколько) подвижно закрепленных частей. В процессе оперирования с ними ребенок постепенно усваивает зрительные образы движения и позы, которые в дальнейшем закрепляются в процессе самостоятельно выполненных движений и действий по показу взрослого, по памяти, по образцу-схеме, по словесной инструкции.
Формированию умения прослеживать взглядом движущиеся объекты и одновременно оценивать их положение в пространстве способствуют настольные игры «Хоккей», «Баскетбол», «Футбол», «Бильярд», «Городские дороги» и др.
Подчеркнем, что навыком наблюдения за несколькими движущимися объектами дети с интеллектуальной недостаточностью овладевают благодаря многократному выполнению специально подобранных упражнений. Сначала организуется наблюдение за двумя объектами (
где мышка, куда убежал зайка? в какую сторону поехала грузовая машина, а в какую пожарная? И т. д.), постепенно количество объектов возрастает и более разнообразным становится направление их движения.
Самым сложным для зрительного восприятия детей является определение расстояния, протяженности до объекта, объемности, глубины пространства, выделение соотношения и перемещения различных деталей (предметов) на воспринимаемом пространстве, изменение их положения. Важно научить детей соизмерять объекты в пространстве, определять собственное местонахождение, моделировать различные пространственные ситуации. С этой целью используются упражнения для развития глазомера:
-
Определить, сколько шагов до парты, до куклы, до перекрестка (на улице) и т. д.; кто дальше сидит: Коля или Марина; кто выше: Саша или Толя и т. д.
- Подобрать на глаз предметы, находящиеся между собой в таком же соотношении по величине, как в образце (две матрешки контрастного размера).
- Показать соотношение двух предметов по высоте с помощью столбиков (полосок) и т. д.
- Разделить круг, квадрат, прямоугольник на 2, 4, 3 равные части.
- Разрезать ленточку на равные части.

По мере овладения детьми способами измерения расстояния с помощью метра можно усложнить задания, предлагая определить на глаз расстояние в сантиметрах, метрах. Также возможно использование упражнений и игр на ориентировку в пространстве (см. ниже).
Педагогу-психологу следует помнить, что оптимальное сочетание объема словесной и наглядной информации, многократно выполняемые упражнения по каждой из перечисленных выше позиций стимулируют и совершенствуют зрительное восприятие детей. При этом вербализация производимых действий способствует закреплению полученных представлений.
Работа по активизации зрительных функций должна строиться с учетом требований гигиены и профилактики нарушений зрения. Причины снижения остроты зрения различны, но основная из них - перенапряжение глаз во время занятий. Специалисты считают, что даже детям с нормальным зрением необходимо регулярно выполнять комплекс упражнений для снятия зрительного напряжения и предоставления возможности отдыха для глаз.
Острота зрения во многом зависит от систематичности тренировки, поэтому такие упражнения должны быть обязательными на всех коррекционных занятиях. Приведем примеры.
Педагог читает стихотворение, а дети выполняют упражнения.
Буратино потянулся (дети встают на носочки, поднимают руки и смотрят на кончики пальцев), вправо, влево повернулся, вниз, вверх посмотрел (не поворачивая головы, смотрят вправо, влево, вниз, вверх) и на место тихо сел.
Во время зрительной гимнастики на занятиях дети подходят к окну, смотрят вдаль, отмечают близкие и далекие, высокие и низкие, толстые и тонкие, широкие и узкие объекты и предметы, фиксируют взглядом названный цвет в течение определенного времени (5-10 с) и др.

Дидактические игры и упражнения
для развития зрительного восприятия

«Что изменилось?»
Ребенку предлагают рассмотреть несколько карточек с буквами (словами, цифрами, геометрическими фигурами и т. д.) и отвернуться (выйти из комнаты). Педагог убирает (добавляет или меняет местами) карточки. Ребенок определяет, что изменилось.
«Найди ошибку»
Ребенку предлагают карточку с неправильными написаниями:
слов - одна буква написана зеркально (пропущена, вставлена лишняя);
примеров - сделана ошибка на вычисление, цифра написана зеркально и др.;
предложений - пропущено или вставлено неподходящее по смыслу слово (сходное по написанию и т. д.).
Ребенок объясняет, как исправить эту ошибку.
«Найди отличия»
Детям предлагают рассмотреть парные картинки с признаками различий (карточки букв и цифр с различным написанием, различным изображением одних и тем же геометрических фигур и т. д.) и найти эти признаки различия, сходства.
«Знаковая таблица»
Детям предлагают на цветной таблице показать числа определенного цвета в порядке возрастания (убывания) за определенное время.
«Наложенные изображения»
Ребенку предъявляют 3-5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.
«Спрятанные изображения»
Предъявляют фигуры, состоящие из элементов букв, геометрических фигур. Требуется найти все спрятанные изображения.
«„Зашумленные“ изображения»
Предъявляют контурные изображения предметов, геометрических фигур, цифр, букв, которые зашумлены, т. е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать и назвать.
«Парные изображения»
Предъявляют два предметных изображения, внешне очень похожие друг на друга, но имеющие до 5-7 мелких отличий. Требуется найти эти отличия.
Варианты:
- используются парные игрушки;
- предъявляют предмет и его изображение.
«Незаконченные изображения»
Предъявляют изображения с недорисованными элементами, например птица без клюва, рыба без хвоста, цветок без лепестков, платье без рукава, стул без ножки и т. д. Нужно назвать недостающие детали (или дорисовать).
Варианты:
- предъявляют изображения, на которых нарисована лишь часть предмета (или его характерная деталь), требуется восстановить все изображение.
«Точечные изображения»
Предъявляют изображения предметов, геометрических фигур, буквы, цифры, выполненные в виде точек. Необходимо назвать их.
«Перевернутые изображения»
Предъявляют схематические изображения предметов, букв, цифр, повернутые на 180°. Требуется назвать их.
«Разрезанные изображения»
Предъявляют части 2-3 изображений (например, овощей разного цвета или разной величины и т. д.). Требуется собрать из этих частей целые изображения.
Варианты:
- предлагают картинки с изображениями различных предметов, разрезанные по-разному (по вертикали, горизонтали, диагонали на 4, 6, 7 частей, изогнутыми линиями).
«Запомни и нарисуй»
Ребенку предлагают запомнить ряд из 4-6 предметов, а затем схематично нарисовать их.
«Буковки»
Предлагают несколько рядов произвольно расположенных букв алфавита. Необходимо найти и обвести карандашом (или подчеркнуть):
- все буквы И;
- все гласные;
- одним цветом все буквы Б, а другим цветом все буквы П.
«Найди букву»
В тексте ребенку предлагают одной чертой подчеркнуть букву А, двумя - все буквы Н, под буквой О поставить точку.
«Где зажегся фонарик?»
Педагог в разных местах комнаты зажигает фонарик, ребенок должен определить его местоположение.
Варианты:
- сосчитать, сколько раз зажегся фонарик.
«Сложи узор»
Сложить такой же узор, какой предложен педагогом, а также составить самые различные узоры из кубиков Коса, Никитина.
«Шкафчик» Материал: склеенный из спичечных коробков шкафчик с выдвигающимися ящичками.
На глазах у ребенка в один из ящичков прячут маленькую игрушку. Через 15-20 мин ребенку предлагают ее найти.
Варианты:
- прятать одновременно 2-3 игрушки;
- найти по вербальной инструкции спрятанную в ящичек игрушку.

Агеева С.В., учитель-логопед, МСКОУ “школа-интернат VIII вида” г.Кизела Пермского края.

В школе уделяется много внимания формированию зрительного восприятия и исправлению его дефектов. Это предусмотрено содержанием учебных программ вспомогательной школы. При оптической дисграфии у умственно отсталых детей наблюдаются нарушения зрительного восприятия, неточность представлений о форме, величине, цвете, трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность оптических образов букв.

В связи с этим при устранении такого нарушения письма проводится работа в следующих направлениях:

  1. развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса);
  2. развитие буквенного гнозиса.

Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса). С целью развития зрительного гнозиса предлагаются следующие задания:

  1. Назвать предметы по их контурам.
  2. Назвать недорисованные предметы (например: рыба без хвоста, машина без колеса, стол без ножки и так далее).
  3. Назвать перечеркнутые изображения.

4. Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга:

5.Определить, что неправильно нарисовал художник.

6.Распределить изображения предметов по их реальной величине.

Предлагаются одинаковые по величине изображения предметов, реально различающихся по величине.

7. Подбор картинок к определенному цветовому фону.

Детям предлагаются фоны (“лужайки”) разного цвета: красного, зеленого, желтого, синего, а также картинки с изображением предметов разного цвета: арбуза огурца, листа; цыпленка репы, дыни; мака, помидора, клубники; сливы, василька, синей ленты.

Дается задание положить картинку на свою “лужайку”.

8.“Геометрическое лото”.

У детей большие карты. На каждой из карт геометрическая фигура: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник. Кроме того, имеются картинки с изображением различных предметов. Логопед показывает нарисованный предмет. Дети определяют, на что похож этот предмет (на круг, овал, треугольник, квадрат). Изображение предмета кладется на карту с похожей геометрической фигурой.

Можно предложить следующие предметные картинки: тарелка, арбуз, мяч, шарик; яйцо, дыня, огурец; крыша дома, лист треугольной формы, дорожный знак; платок, скатерть, шахматная доска; кузов машины, картина, книга.

9. Подбор одинаковых полосок. Детям предлагаются разноцветные полоски, состоящие из двух частей (с белой полоской внизу). Например:

Логопед показывает одну из полосок. Дети находят аналогичную полоску.

10. Подбор парных карточек с геометрическими фигурами. Предлагаются карточки с тремя геометрическими фигурами. Например:

Каждому ребенку дается серия из трех карточек.

Фигуры могут быть раскрашены разным цветом: красный треугольник, синий квадрат, зеленый круг, желтый овал и т.д.

Логопед показывает одну из карточек. Детям дается задание показать парную (точно такую же).

11. Дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников.

12. Дорисовывание симметричных изображений.

13.Составление разрезанных на части картинок (на 2, 3, 4, 5, 6).

14. Выполнение тестов Равенна. Детям предлагаются матрицы Равенна с вырезанными частями и несколько вставок (детский вариант). Детям предлагается найти нужную вставку.

15. Конструирование из кубиков Кооса. Каждый кубик разделен по диагонали и раскрашен разным цветом. Предлагается составить различные узоры.

16. Анализ нелепых картинок. Детям предлагается рассмотреть картинки и определить, что на них нарисовано неправильно.

17. Для тренировки восприятия можно воспользоваться и матрицей, содержащей геометрические фигуры не только разной формы, но и белого и черного цвета.

Задания школьнику:

а) сколько раз встречаются белые квадраты?

б) сколько раз встречаются черные квадраты?

в) сколько раз встречаются белые круги?

г) сколько раз встречаются черные круги?

д) сколько раз встречаются белые треугольники?

е) сколько раз встречаются черные треугольники и т.д.

18. Для тренировки восприятия целесообразно также использовать матрицу с геометрическими фигурами разного размера.

Задания школьнику:

а) сколько раз встречается маленький квадрат?

б) сколько раз встречается большой квадрат?

в) сколько раз встречается большой круг?

г) сколько раз встречается маленький круг?

д) сколько раз встречается большой треугольник?

е) сколько раз встречается маленький треугольник?

19. “Рисуем вместе”.

Оборудование: большой лист (2 метра×1,6 метра) белой бумаги и цветные мелки или восковые цветные толстые карандаши (для каждого учащегося).

Направленность задания: актуализация имеющихся представлений, образов в памяти, активизация восприятия целого по отдельным элементам, пространственных отношений, пропорций, умения комбинировать и перекомбинировать образы, выработка навыков совместной работы.

Процедура проведения: учитель предлагает детям нарисовать вместе картину “Игры в школьном дворе”. Подробно объясняют, что дети будут рисовать по очереди, каждый своим мелком или карандашом. Рисовать надо только то, что относится к играм, и нельзя повторять то, что уже есть на рисунке. Чтобы получилась интересная и красивая картина, надо стараться учитывать размеры изображаемого, цвет, пространственное расположение на листе. По завершению работы проводится коллективная оценка и анализ того, что сделано.

20. “Составить рассказ” (в основе методика ТАТ).

Оборудование: картинка с изображением некоторой ситуации (из школьной или совместной жизни).

Направленность задания: учить использовать имеющийся опыт, устанавливать причинно-следственные зависимости, воспринимать сюжет в целом, логично излагать воспринятое и давать ему эмоциональную оценку.

Процедура проведения: перед ребенком кладут картинку и просят ее рассмотреть.

Инструкция: “Составь рассказ по этой картинке, но обязательно расскажи, что было до этого, что сейчас происходит и что будет потом”.

Работа проводится индивидуально и фронтально на уроках чтения, развития речи.

Это задание может иметь другой вариант: ребенка просят нарисовать начало (первую картинку) и конец рассказа (третью картинку). Можно проводить фронтально.

21. “Собери картинку”.

Оборудование: фигуры из картона, изображающие разные предметы (дом, дерево, полоски для забора, гриб, две уточки, озеро, птица).

Направленность задания: активизация прошлого опыта, развитие целостного восприятия, образных представлений, составление рассказа с опорой на картинки.

Процедура проведения: перед ребенком в беспорядке кладут отдельные фигуры и предлагают составить картинку, а затем “сочинить” рассказ по ней. Работа по созданию композиции может проводиться коллективно, а затем каждый придумывает свой рассказ, после чего “творчество” детей получает оценку.

Изображения для создания композиции можно подобрать в зависимости от учебного предмета и темы урока.

22. “Дорисуй фигуры”.

Цель: развивать точность восприятия.

Инструкция:

Ребята, посмотрите на рисунки. Здесь вы видите, что линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Ваша задача их дорисовать.

23. “Посмотри”.

Цель: развивать наблюдательность.

Инструкция:

Внимательно осмотри комнату, в которой мы находимся. Найди предметы, которые состоят или в которых есть круг, окружность. Кто из вас больше найдет таких предметов? Запишите.

24. “Опиши предмет”.

Цель: развивать восприятие предметов и узнавание признаков в изображении этих предметов.

Инструкция:

Ребята, посмотрите внимательно на этот предмет (игрушечный зайчик, яблоко, карандаш и так далее). Что это? Какой он? Нужно назвать как можно больше признаков этого предмета. Ребята, как вы думаете, какая это вещь – хорошая, нужная, или наоборот; для чего она служит? Не забудьте обратить внимание на цвет предмета, его форму, назначение и так далее.

25. “Закрась фрукты”.

Цель: развивать способность к цветовосприятию.

Детям даются рисунки с черно – белым изображением различных фруктов и цветные карандаши. Дается задание: закрасить каждый фрукт в соответствующий цвет. Вместо фруктов могут быть изображения овощей, цветов, животных и других предметов.

В процессе работы по развитию буквенного гнозиса предлагаются следующие задания:

1. Найти букву среди ряда других букв (после длительного и кратковременного предъявления).

2. Сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом (печатным и рукописным). Для этого логопед предлагает детям карточки с различными буквами: а, о; х, ж; и, ш.

3. Определить букву в неправильном положении.

4. Обвести контурные изображения букв.

5. Выделить буквы, наложенные друг на друга (написать или назвать).

6. Дописать букву.

7. На фоне контурных изображений предметов найти “спрятавшиеся” буквы.

8. Конструирование печатных и рукописных букв из элементов.

Основная цель работы над различением смешиваемых на письме букв заключается в том, чтобы любыми возможными путями довести до сознания ребенка разницу вначертании этихбукв. Если это будет достигнуто, то не останется больше и почвы для буквенных замен, но все же для окончательного их преодоления нужно будет провести достаточное количество письменных упражнений. Они помогут преодолеть уже закрепившуюся у ребенка неправильную “моторную память руки”.

Вот некоторые приемы работы над различением букв.

  1. Сравнение двух смешиваемых ребенком букв, сопровождаемое словесным описанием имеющихся между ними различий. Например: у буквы и только два крючочка, а у ш – три; у буквы р палочка длинная, а у п - короткая; у буквы ш только три крючочка, а у щ , кроме них, есть еще один дополнительный элемент и так далее.
  2. Письмо смешиваемых букв в воздухе, что позволяет за счет подключения движений руки лучше уловить имеющиеся различия. Глаза ребенка при этом должны быть закрыты, поскольку движение руки здесь должно сыграть компенсирующую роль по отношению к недостаточно тонкому зрительному восприятию.
  3. Называние ребенком рядом написанных сходных по начертанию букв. Нужно добиваться безошибочного называния букв. Это может быть достигнуто путем соответствующих пояснений, подчеркивания различий и достаточного количества повторных упражнений.
  4. Конструирование (складывание) букв из элементов, вырезанных из картона. Например, букву и ребенок складывает из двух крючочков, а ш – из трех и тому подобное.
  5. Реконструирование букв, то есть как бы “переделка” одной буквы в другую. Например: “Что нужно сделать для того, чтобы из буквы щ получить ш ? А как можно переделать букву и в ц ?”. Приводим некоторые возможные варианты реконструирования печатных и рукописных букв:
  6. Ы - Ь - Ъ - Б - В - З

    Т - Г - П - Н - И

    А - Д - Л - М

    т - п - р - г

    и - ш - ц - щ

  7. “Достраивание” букв путем добавления к ним недостающих элементов.
  8. Нахождение “спрятавшихся” букв в так называемых “совмещенных буквах”. Ребенку предлагается определить, сколько и каких букв “спряталось” в каждой из фигур. Данные в скобках ответы, конечно, закрываются от ребенка.

Как видим, все эти упражнения как бы “бьют в одну цель”, поскольку при их выполнении ребенок должен постоянно думать об особенностях начертания букв, находить в них не только сходство, но и различие. В конечном итоге это и обеспечит прочное усвоение букв.

Особенностью предлагаемых упражнений является и то, что все они проводятся устно, без записи ребенком смешиваемых букв (за исключением написания в воздухе), что далеко не случайно. Переход к письму возможен лишь после четкого уяснения ребенком различий между смешиваемыми им буквами. Прежде, чем писать, нужно точно знать, как именно пишется каждая из букв. Только при этом условии может быть гарантировано правильное написание ребенком оптически сходных букв.

На заключительном этапе работы можно перейти, наконец, к письменным упражнениям.

Очень полезно письмо смешиваемых (или искажаемых при написании) букв под диктовку. Буквы диктуются в неопределенной последовательности, чтобы исключить возможность догадки, например: ц , ц , ц , щ , щ , ц. Перед записью каждой буквы ребенок должен сказать, из каких элементов она состоит.

После исчезновения ошибок при записи отдельных букв можно переходить к письму под диктовку слогов, а затем и слов с этими буквами: ща , ца , ца , ща , ца , ща , ащ , ац ; шуба , щенок , щепка … Перед записью каждого слога и слова ребенок обязательно должен сказать, какую из “сомнительных” букв он собирается написать и из каких элементов она состоит. Такие предварительные “отчеты” очень важны для предупреждения ошибочного написания букв, без чего невозможна выработка правильных и устойчивых зрительно – двигательных стереотипов слов.

Список литературы:

  1. Белошеева А.А., Голышева В.В. Психические расстройства у детей. Речевые нарушения у детей/ Серия “В семье больной ребёнок”. – Пермь: Здравствуй, 2009. – 270 с.
  2. Мазепина Т.Б. Развитие познавательных процессов ребёнка в играх, тренингах, тестах/ Серия “Мир нашего ребёнка”. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 64 с.
  3. Михайлова Л.С. Как подготовить ребенка к школе. Пособие для родителей и воспитателей детских садов. Упражнения, задачи, игры, тесты. Часть I. – Волгогорад, издательство Гринина А.Е., 2001. – 64 с.
  4. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 656 с: ил.

Для того чтобы ребёнок прочно усвоил буквы, он должен пройти следующие этапы их изучения.

Основное направление: от звука к букве (устанавливается ассоциация между слухопроизносительным образом звука и зрительным образом буквы). Следуя онтогенетическому принципу обучения, «идут» от целостного образа буквы к расчленённому (от синтеза к анализу), от крупных единиц к мелким (сначала изучают заглавные потом строчные).

Про гласный [Я] должны мы рассказать, его мы можем даже показать. Ведь состоит он из [Й] и [А] посмотрите и запомните друзья!

Ладошки крепко мальчики сцепили, букву Ж изобразили!

  1. Выделение изучаемого звука из слов.

Изучаемый звук должен находиться в сильной позиции, то есть в начале слова в ударном слоге (желательно без стечения согласных).

  1. Называние буквы.

Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначить графически, то есть буквой. При этом буквы обязательно называются твёрдыми звуками, например звук [с] обозначается буквой С, а не ЭС или СЭ.

  1. Знакомство с печатной буквой. Демонстрация буквы.

Предлагается буква, написанная простым шрифтом среднего размера в чёрно-белом варианте. На начальных этапах изучения буквы желательно использовать именно чёрно-белый вариант, чтобы ребёнок не отвлекался на цвет. Позднее, когда буква усвоена, для чтения можно использовать буквы любых цветов.

  1. Подбор зрительного образа к букве (вариант ребёнка).

Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми и т. п. Инициатива у детей.

Важно, чтобы ребёнок самостоятельно представил образ буквы. Причём у каждого ребёнка будет свой зрительный образ.

  1. Сопоставление печатной буквы с графическим образом (вариант педагога).

Благодаря графическому образу дети легче запоминают характерные особенности буквы. Важно, чтобы педагог предлагал вариант графического образа уже после того, как ребёнок представил свой.

Желательно, чтобы в названии графического образа, предлагаемого педагогом, звук, обозначенный данной буквой, находился в сильной позиции. Например, буква О похожа на обруч, а У — на уши.

Со шнурками мы играли, ими буквы шнуровали, значит, лучше их запоминали.

Буквы заболели у нас вот так да! Диана как доктор полечит их всегда. Букву быстро может она узнать и недостающий элемент у неё дописать.

  1. Предлагается стихотворное описание графического образа буквы.

Например:

  • О как обруч. Захочу -По дороге покачу!

  • Букву Г я не боюсь, Г-не злой, а добрый гусь.

Данные стихи дают целостное описание зрительного образа. Можно предложить детям эти строчки для заучивания наизусть.

  1. Анализ буквы.

Дети определяют следующее:

— из каких элементов состоит буква;

— из скольких элементов состоит буква;

— как расположены эти элементы в пространстве.

  1. Конструирование и реконструирование букв.

Операции проводятся на печатных (позднее рукописных)буквах.

Оборудование: палочки (счётные), спички, полоски бумаги, верёвка или шнурок, элементы букв, вырезанные из бумаги, элементы конструктора.

Выкладывание букв из палочек, спичек и т. д.

Дети знакомятся с тем, что все буквы состоят из частей (элементов); комбинируя эти части, можно составить буквы.

  1. Знакомство с объёмным вариантом буквы.

Например, буква изготавливается из пенопласта. При ощупывании буквы развиваются операции стереогноза.

  1. Развитие тактильного восприятия буквы.

Дети пальцем обводят контуры буквы, изготовленной, например, из наждачной бумаги (бархатной).

Леша строит букву из осколков. На букву «Е» похожа буква «Ё» лишь только сверху точки у неё. Три слова назовешь на «Ё» ёлка еж и ёрш и все ужасно колко как осколки и ёж и ёрш и ёлка.

Чтобы лучше буквы запоминать и быстрее хорошо научиться читать, мы их можем на ладони написать и даже пальчиком на лице рисовать.

  1. Закрепление (автоматизация) образа буквы.

Используются следующие приёмы:

— вырезание буквы ножницами;

— лепка буквы из пластилина;

-выкладывание буквы из геометрических фигур, мозаики, семян и т. п.

  1. Знакомство с траекторией движений при написаний

буквы.

— обведение буквы пальцем по гладкой поверхности;

— обведение буквы по трафарету;

— обведение буквы по контуру;

— запись буквы в воздухе;

— запись буквы мокрым пальцем на доске, на стекле, на песке и др.

— письмо буквы на ладони, на спине (дермолексия).

  1. Автоматизация звукобуквенных связей.

Предлагаются дидактические игры:

-пантомима «Живая буква» (дети изображают букву всем телом);

— изобрази букву с помощью пальцев;

— нахождение буквы по образцу: «Найди такую же букву, как я покажу!»;

— нахождение буквы без опоры на образец: «Найди букву, которую я назову!»;

— называние буквы: «Какая это буква? Назови!»;

— определение буквы, написанной на спине, ладони: «Какую букву я написала?»;

— нахождение букв среди других знаков (букв другого алфавита, нот, математических знаков, цифр и т. д.);

-узнавание букв, написанных разными шрифтами (в том числе и декоративными);

— нахождение буквы в различных сюжетных изображениях;

— узнавание буквы, изображённой пунктиром;

— узнавание буквы, по-разному расположенной в пространстве;

— узнавание букв, спрятанных внутри изображения предметов;

-узнавание букв, наложенных друг на друга (7 лет — от 2

и максимум до 7-9 букв);

— узнавание букв, написанных в условиях зашумления и т. п. -узнавание недописанной буквы;

— узнавание правильно и неправильно написанных букв.

  1. Самостоятельное написание буквы.

Как быстрее научиться, нам читать?! Для этого мы с буквами можем даже поиграть. Можем их погладить, потрогать и даже помять лишь бы их по лучше запоминать!