Обж огонь полезный и опасный. Конспект беседы для детей старшей группы «Огонь полезный и опасный Тема: «О пожарной безопасности»

Добрякова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: НОУ "Гимназия им. М.И. Пинаевой"
Населённый пункт: Пермский край, город Пермь
Наименование материала: проект
Тема: Познавательно-исследовательский краткосрочный проект "Огонь полезный и опасный"
Дата публикации: 14.02.2016
Раздел: дошкольное образование

Министерство образования РФ Департамент образования г. Перми НОУ «Гимназия им. М.И.Пинаевой»
Познавательно-исследовательский краткосрочный

проект

«Огонь полезный и опасный»
Работу выполнила: Олеся Беляева Руководитель: Н.Н.Добрякова г. Пермь 2015

Введение

Актуальность проекта
Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. К сожалению, частыми участниками этих событий являемся мы, дети. Проблема очевидна. Ведь часто причиной пожара является детская шалость. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно научиться правилам пожарной безопасности, особенно детям. Цель проекта: определить, когда огонь является нашим другом, а когда становится врагом. Научиться правильным действиям в случае возникновения пожара. Задачи проекта: 1) Образовательные Познакомиться с историей возникновения огня. Научиться элементарным действиям по тушению очага возгорания. Научиться понимать, когда огонь друг, а когда враг. С помощью экспериментов познакомиться с некоторыми свойствами огня. 2)Развивающие Развивать словесно – логическое мышление и умение устанавливать причинно – следственные связи в поиске ответов на загадки. Развивать творческие способности через наблюдения, опытно – исследовательскую деятельность, трудовую, продуктивную деятельность. Развивать самостоятельность, активность, ответственность. 3)Воспитательные Воспитывать чувство осторожности и самосохранения. Воспитывать осознанное отношение к пожароопасным предметам.  Воспитывать бережное отношение к природе. Форма презентации проекта: эксперимент, презентация Power Point
Участники проекта: Воспитатель Добрякова Н.Н. Беляева Олеся 6 лет Мама - Беляева А.В. Узнать историю возникновения огня. С помощью экспериментов познакомиться с некоторыми свойствами огня. Научиться правильным действиям в случае возникновения пожара. Уметь пользоваться материалами и оборудованием для опытно-экспериментальной деятельности. Уметь рассказывать о пользе и вреде огня. Посмотрите, люди, вокруг: Нам огонь - повседневный друг! Но когда мы небрежны с огнем, Он становится нашим врагом. Приглашаю вас в «Научный институт огня», я теперь не просто Олеся, а научный сотрудник (надеть очки, шапку «умника»). Мы проведем несколько экспериментов с огнем, и я попытаюсь ответить на некоторые вопросы. Главный вопрос: Огонь - друг или враг? Проблемные вопросы: Откуда берётся огонь? В чём польза огня? Чем опасен огонь? Как люди используют огонь? Но, прежде чем провести опыты, я расскажу историю возникновения огня. Знаете ли вы, что в древние времена первобытные люди боялись огня и не умели с ним обращаться? Ночью они прятались в глубоких пещерах, укрывались шкурами диких зверей и дрожали от холода и страха, ведь у них не было костра, который согревал бы их. Они не могли жарить мясо или печь лепешки, не могли горящими ветками отгонять хищников. Но люди часто видели, как во время грозы молния ударяла в высокое старое дерево, и оно загоралось. Когда дерево сгорало, оставался пепел. Постепенно люди привыкли к огню и даже научились его использовать. Они поняли, что огонь – это свет, тепло и защита от врагов. Древние люди
использовали огонь, который возникал во время гроз. В каждом племени были воины, которые охраняли огонь. Люди сравнивали огонь с красным цветком. Но стоило огню дать волю, оставить его без контроля, как добрые действия огня превращались во зло. Пожары происходят и в наше время. И очень часто они возникают там, где неосторожно и небрежно обращаются с огнем. При неосторожности люди получают ожоги и отравления. После пожара всё кругом грязное, чёрное, что же это такое? Это сажа, копать. Но пожар ещё наносит большой вред нашей природе - он загрязняет воздух. И в этом мы с вами скоро убедимся.
Опыты
Опыт № 1 «Горячо – холодно» Описание опыта: Зажигаем свечу. Огонек яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Постепенно приближаю ладонь к огню: ладонь далеко от свечи – холодно, близко – горячо. Вывод: Огонь – горячий и трогать его нельзя. Сейчас мы посмотрим, как быстро загораются предметы из разных материалов. А так как наши опыты опасны, рядом мы поставили таз с водой. А так как наши опыты опасны, рядом мы поставили таз с водой, и я попросила маму помочь мне. Опыт № 2 «Горит – не горит…» Описание опыта: Подносим к пламени свечи полоску бумаги – она быстро загорается. Затем подносим к пламени вату – она вспыхивает мгновенно, кусок ткани – она горит. Дерево загорается медленнее, чем бумага и вата, но тоже сгорает полностью. Подносим к огню монету – она не горит, но сильно нагревается (при опускании в стакан с водой она шипит). Вывод: Быстрее всего загорается вата, бумага, ткань. Дерево тоже горит. Металлические предметы не горят, но представляют опасность при сильном нагревании, так как можно сильно обжечься. Запомните это и никогда не подносите к огню никакие предметы! Опыт № 3 «Чем можно потушить огонь? » Описание опыта:
Зажигаем две свечи. Первую заливаем окрашенной водой, вторую – сладкой водой. Вывод: При тушении огня можно использовать любую воду. Огонь погас, потому что он боится воды. Опыт № 4,5,6 «Чем можно потушить огонь? » Описание опыта: Зажигаем три свечи. Первую засыпаем песком, вторую засыпаем землёй, третью снегом. Вывод: При тушении огня можно использовать песок, землю, снег. Но песок лучше брать сухой, потому что он рассыпчатый, разлетается. Опыт № 7 «Огонь дышит воздухом » Описание опыта: Горящую свечу плотно накроем стеклянной банкой. Через некоторое время огонь погас. Вывод: Без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в банку прекратился, огонь погас. Опыт № 8 «Пожары загрязняют воздух » А этот опыт убедит вас, что после пожара остаётся копоть, а значит, мы наносим природе большой вред – загрязняем воздух. Я взяла свечу, стекло. Держу стекло над свечой, и как вы видите, на стекле появляется копоть. Кроме опытов я посмотрела мультфильм «Кошкин дом». Хорошо, что есть такие мультфильмы, где дети видят как, опасен огонь. Мы с мамой прочитали произведения С.Маршака «Сказка про спички» и «Рассказ о неизвестном герое», Е.Пермяка «Как огонь воду замуж взял», Б.Жидкова «Пожар», Л.Толстого «Пожарные собаки», К.Чуковского «Путаница». Подобрали картинки с изображением огнеопасных предметов, чтобы все запомнили, как они опасны. Подобрали пословицы, поговорки, загадки, стихи и рассказы и оформили папку «Художественное слово». Оформили картотеку опытов.

Вывод
С давних пор огонь стал другом человека. Он помогал людям защищаться от диких зверей, освещать жилище, отапливать дома в холодное время года. Благодаря огню человек научился вкусно готовить пищу. Без огня мы уже не представляем жизни, он нужен повсюду: в домах, и школах, на заводах и фабриках, в городах и сёлах. Огонь плавит руду, получая металл, поднимает в небо космические корабли. Но огонь может стать и жестоким врагом, если с ним неосторожно обращаться, он выходит из-под контроля человека, может уничтожить города и села, дома, леса, урожаи, все, что встретится на его пути. Часто в огне пожаров гибнут люди. Какой стороной огонь повернётся к нам, зависит от нас. Чтобы не было беды, надо знать и соблюдать правила пожарной безопасности. Огонь – это ещё символ. В факеле его несут на Олимпийских играх, на вечный огонь смотрят люди, сняв шапки у памятников героям. Огонь – друг человека. Без него невозможна жизнь на земле. Проведя исследование, я пришла к выводу, что огонь может быть полезным. Он необходим людям для жизни, если с ним обращаться осторожно, он будет приносить только пользу. Если неправильно обращаться с огнём, он может быть очень опасен. Посмотрите на пламя свечи и подумайте о чём-нибудь светлом. Желаю вам, чтобы пламя огня вас только грело, и чтобы этот мерцающий и таинственный огонь вселял в нас любовь к жизни, друг к другу, помогал обрести веру в себя. Берегите свое здоровье и жизнь!

Приложение 1

«Хитрый Огонь и Вода»
Жил да был Огонь - неприрученный, как дикий леопард. А еще жила смирная, но сильная Вода. И были они в постоянной войне и соперничестве. Только Огонь задумает какую-нибудь проделку - сжечь лес, посевы или жилище людей, как только начнет разгораться в полную мощь, льется Вода и тушит его. Огонь, конечно, сердится, но ничего сделать не может: уходит прочь и задумывает новые проказы. И вот однажды ясным утром Огонь задумал вот что: он решил поселиться у людей в очаге, чтобы потом спалить их жилище. Сначала люди были рады, что у них в доме живет Огонь - ведь они еще не знали, что он хитер и коварен, поэтому не закрывали его заслонкой. И решил Огонь осуществить свой план в одном доме, где готовили обед мать с дочерью. Вырвался Огонь из своей тесной тюрьмы на деревянный пол и думает: «Сейчас я спалю дом, и никто мне не помешает». Но девочка отпрыгнула в сторону, где стояла полная кадка с Водой, Вода расплескалась и затушила пламя. Ярости Огня не было границ: Вода опять его опередила! И ночью он решил сбежать, но не успел - люди прикрыли свой очаг заслонкой. Прошло время, и люди решили использовать Огонь не только для тепла, но и для освещения - на праздниках, которые проходили ночью. Вот как-то люди развели Огонь и начали вокруг него танцевать. А когда устали и легли отдохнуть, не заметили, как он пробрался к лесу. Лес заполыхал так, что ночью стало светло, как днем, и все люди сразу проснулись. Они знали, что пожар нужно тушить Водой, но рядом не было ни реки, ни озера. И Огонь был рад - радехонек, что наконец-то вырвался на свободу. А люди лишь стояли и молились, чтобы пошел дождь. И он хлынул - даже не дождь, а ливень, который затушил пламя. После этого случая люди стали гораздо осторожнее и предусмотрительнее и на все случаи жизни запасали Воду. А Огонь немного присмирел, но так и остается диким, хитрым и коварным, как леопард.
«Сказка о непослушной спичке»
В одном небольшом городке жила - была спичка. Она была веселой, шаловливой девчонкой. Очень уж она любила танцевать, да так танцевала, что забывала обо всем на свете. Воспламенялась и тут же загоралась. Танцуя, она задевала шторы, предметы в доме, на кухне, выходя на улицу- за деревья, дома, кусты, траву и все что ей попадалось на пути. Все это сгорало. Люди стали ее бояться. Ей это ужасно не нравилось, потому, что только люди могли дать ей жизнь. Ведь это они ее делали. И вот однажды она пришла к мастеру, который делал спички, и попросила его о помощи. Ведь она хотела приносить пользу людям, а приносила только вред. Мастер хорошо подумал
и решил спичке помочь. Придумал ей дом, где можно спрятаться и отдохнуть – это спичечный коробок. Положил ее не одну, с сестричками. С тех пор непослушная спичка живет в спичечном коробке.
Сказка «Как Тимоша царевну спас»
В некотором царстве, в тридевятом государстве жил – был царь. И была у него единственная дочка – царевна Василиса. Такая разумная, милая и приветливая, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Все юную царевну любили, только злая мачеха хотела её извести. Родная – то матушка Василисы давно умерла. Каждый год в день рождения царевны царь устраивал во дворце великолепный бал. В высоких залах, освещенных тысячами свечей, звучала веселая музыка, и танцевали разодетые в пух и прах придворные и гости. Множество народу со всех окрестностей собирались к царскому дворцу, чтобы хоть издали посмотреть на торжество и, может быть, если повезет, увидеть прекрасную царевну. Маленький Тимоша тоже пришел полюбоваться замечательным балом. Его одного мать ни за что бы, ни отпустила так далеко от дома, но Тимошу взяли с собой старшие братья – красавцы молодцы, которые служили в царской пожарной команде. Тимоша своими братьями очень гордился и мечтал, когда вырастет, тоже стать пожарным. Ещё бы! Ведь пожарные – люди сильные, бесстрашные, ловкие, умелые. Они знают, как огонь победить! У пожарных и форма особая – блестящие каски на голове, а за поясом маленькие острые топорики. Есть у них и ящики с песком, и бочки с водой, и высокие лестницы. Бал во дворце удался на славу! Музыканты старались вовсю: одна мелодия сменяла другую, повсюду слышался веселый смех, благоухали пышные гирлянды цветов, увивавшие залы дворца. В самый разгар веселья царевна вышла на балкон. Увидев её, подданные закричали: «Ура!» И в это время темные небеса над дворцом озарились огнями фейерверков. В небе закрутились огненные колёса, загорелись и рассыпались алые, золотые, голубые и серебристые звезды. Злая мачеха только и поджидала этого момента. Она схватила рукой в черной кожаной перчатке горящий осколок звездочки и запустила его в открытое окно дворца! Волна огненных искр обдала танцующих, и в одно мгновение в зале вспыхнули легкие занавеси. Синий дымок заволок зал, засверкали алые языки пламени. -Пожар! Пожар! – закричали испуганные гости и придворные. Все бросились к выходу. Царевна побежала вместе со всеми, но кто – то наступил на шлейф её бархатного длинного платья, бедняжка упала и повредила ногу. А пожар между тем разгорелся не на шутку! Пожарные, не теряя ни минуты, стали тушить огонь. Многие смельчаки пожарные бросались в горящий дворец и выводили оттуда испуганных женщин и детей.
Царь в растерянности метался около дворца, искал царевну, но её нигде не было. Пламя охватило уже весь дворец. Того т гляди могла рухнуть крыша. И тут Тимоша заметил на горящем балконе царевну. Она плакала и звала на помощь. Тимоша тотчас позвал братьев, те принесли высокую лестницу. Старший брат держал тяжелую лестницу, а средний быстро поднялся по ней, подхватил царевну на руки и осторожно спустился вместе с ней на землю. Радости царя не было предела! Он обнимал и целовал свою любимую дочь. К счастью, она осталась жива и невредима. Потом царь щедро наградил пожарных. Каждому дал мешочек с золотыми монетами. А маленького Тимошу царь зачислил в пожарную охрану царского дворца, приказал сшить ему новенькую форму и выдать блестящий шлем. Вы спросите, а что случилось со злой мачехой? Никто её больше никогда не видел. Может быть, она просто исчезла, как погасшее пламя.
Загадки.
 Жевать – не жую, а все поедаю (огонь).  Это темный-темный дом Сто сестричек жмутся в нем И любая из сестер Может вспыхнуть как костер (коробок спичек).  Красненький петушок по улице бежит, Где пройдет, останется уголек (пожар).  Вокруг глаз и рук вьется, А в руки не дается (дым).  Жар-птица летает, Золотые перья роняет (огонь).  Красный конек по дереву бежит (огонь).  Таять может, да не лед. Не фонарь, а свет дает (свеча).  Без хвоста, без рук, без ног Этот маленький зверек. Согревает, кормит, светит, Взрослым людям – первый друг! Если с ним играют дети- Тут же вырвется из рук, Расшипится, растрещится- Уничтожит все вокруг (огонь).  Красный бык на земле лежит, Серый бык к небу тянется. (Красный бык – это огонь, а серый бык – дым)
 Дремлют в домике девчонки Красные шапчонки (спички).  Шипит и злится, воды боится, С языком, а не лает Без зубов, а кусает (огонь).  Что бывает, если птички, Зажигают дома спички? (пожар).  Рыжий зверь в печи сидит, Рыжий зверь на всех сердит. Он от злости ест дрова Целый час, а может два. Шипит и злится, Воды боится. Ты его рукой не тронь, Искусает всю ладонь (огонь).  На машине ярко-красной Я примчусь за пять минут. Там, где пламя и опасность, Окажусь я тут как тут. Есть призванье у меня - Защищать вас от огня. На машине ярко-красной Я примчусь за пять минут. Там, где пламя и опасность, Окажусь я тут как тут. Есть призванье у меня - Защищать вас от огня (пожарный).
Пословицы и поговорки
Водой пожар тушат, а умом предотвратят. Высоко огонь летает, да все равно потухает. Дерево с огнем не дружит. Куда ветер, туда и пламя. Кулаками пожар не потушишь. Огонь хороший слуга, но плохой хозяин. Спички не тронь, в спичках огонь. Пожар отвагу любит. Не на пожар - не торопись. Слёзы пожара не тушат. Сену с огнём не ужиться. От искр пожар рождается.
И малая искра сжигает города. Не шути с огнем, обожжёшься. Упустишь огонь – не потушишь. Спички не игрушка, огонь не забава. Искра мала, да велик пламень родит. Спичка - невеличка. Огонь – великан. Огонь не вода - охватит, не выплывешь. Утром, вечером и днём осторожен, будь с огнем.
Приложение 2

Физкультминутка “Пламя костра”
под музыку «звуки костра» Огонь только родился, он ещё слабый и не уверенный (дети садятся на корточки, голову на колени, руки вдоль туловища). Огонь набирает силу, растёт (медленно поднимаемся, руки двигаются из стороны в сторону, поднимаются над головой). Его языки колышутся из стороны в сторону, начиная свой огненный танец (произвольные движения руками). Языки пламени поднимаются то выше, то опускаются ниже, то начинают стелиться по земле (поднимают руки вверх, опускают вниз, приседают).
Физкультминутка "Пожарные"
Мы очень людям всем нужны, Потому что мы - пожарные. С огнем бороться мы должны, С водою мы пожарные. Воду мы качали, огонь заливали. Топором рубили, бревна развалили. Дует, дует ветер, дует, задувает! Огонек на крыше тихо затухает. Тили-бом! Тили-бом! Не сгорел у кошки дом!
Физкультминутка "Мы - юные пожарные"
Мы юные пожарные умеем делать так, По лестнице взбираемся мы просто на чердак Мы юные пожарные умеем делать так, Быстрее всех раскручивать большой пожарный шланг. Мы юные пожарные быстрее всех идем. Мы юные пожарные, мы справимся с огнем! Дружно мы насос включаем,
Воду из реки качаем. Влево – раз, вправо – два, Потекла ручьем вода. Раз, два, три, четыре Весь пожар потушили, Хорошо мы потрудились.
Пальчиковая гимнастика «Свеча»
На столе свеча большая Стоит стройная, прямая. (ставят локти на стол, прижимают одну ладонь к другой) Загорелся огонек, (наклоняют ладони вправо – влево) Заметался как зверек. (оставив основания ладоней соединёнными, разводят пальцы) Огонек нас освещает, (постукивают кончиками пальцев один о другой) А свеча все тает, тает. (локти разводят в стороны, кладут руки на стол) Догорела, замигала (сжимаем кулаки) Огонь потух. Свечи не стало. (кладут ладони тыльной стороной на стол)
Приложение 3

Правила безопасного поведения

Правило первое
касается каждого, правило первое самое важное! На улице, и в комнате о нем ребята помните: спички не тронь - в спичках огонь!
Правило второе
легко запомнить можно: с электроприборами, будьте осторожны, с утюгом и чайником, с плитой и паяльником.
Правило третье:
не оставляйте горящий газ, за газом нужен глаз да глаз.
Правило четвертое:
хотим тебя предостеречь, не разжигай без взрослых печь.
Правило пятое:
приятно в лесу посидеть у костра, когда же домой возвращаться пора, перед уходом костер не жалей, землей забросай и водою залей.

Правило шестое:
при пожаре звонить – 101. Литература: 1. Основы безопасности детей дошкольного возраста. Под ред. Н.Н. Авдеевой, Н.Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной. СПБ: Детство - Пресс,2004. 2. Т.А. Шорыгина. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. Москва. 2005 г 3. Журнал. Воспитатель ДОУ, №7, 2010 г. Пожарная безопасность. П.Р. Игнатова 4. Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. Москва.2008. 5. Шинкарчук С.А. Правила безопасности дома и на улице. Издательский дом ЛИТЕРА. Санкт-Петербург.2008. 6. Брешина В.И. Педагогам и родителям о пожарной безопасности. Учебное пособие Москва,2004

Учебно-воспитательные задачи урока:

I. Образовательные:

  1. Содействовать формированию у детей понятия “пожарная безопасность”;
  2. Расширить представления об огне;
  3. Обсудить причины, по которым происходят пожары.

II. Развивающие:

1. Развивать речь учащихся, наблюдательность, познавательные интересы.

III. Воспитательные:

1. Воспитывать взаимопомощь и доброжелательное отношение друг к другу, чувство гордости за людей профессии пожарного.

Оборудование:

  • иллюстрации различных пожароопасных ситуаций;
  • иллюстрации пожарного оборудования.

Ход урока

I. Организационный момент:

1. Сообщение темы и цели урока.

Спички- лучшая игрушка
Для скучающих детей.
Папин галстук, мамин паспорт-
Вот и маленький костер.
Если тапочки подкинуть,
Или веник подложить,
Можно целый стул зажарить,
В тумбочке сварить уху.
Если взрослые куда-то
Спички спрятали от вас,
Объясните им, что спички
Для пожара вам нужны.
Г. Остер

Конечно, это стихотворение шуточное, но можно ли шутить с огнем?

К чему могут привести игры с огнем?

Пожар - неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей.

Дома, в которых мы живем, обеспечены газом, электроприборами. Почти каждая семья пользуется разнообразными предметами бытовой химии. В жилых домах пожары возникают значительно чаще, чем в общественных или производственных зданиях. Причины пожаров во всех случаях одни и те же.

III. Актуализация заданий.

1. Ребята, сегодня я хочу побеседовать с вами об очень интересной профессии. Посмотрите на эти картинки. Как вы думаете, о ком беседа? (о пожарном.)

А как вы догадались? (Он в каске, в специальном костюме, у него в руках шланг для воды.)

2. Беседа о пожарных.

Пожарный одет в брезентовый костюм, он не промокает и не горит в огне. А скажите, ребята, зачем пожарному каска? (каска защищает голову от ударов, если на пожарного что-нибудь упадет.)

Правильно, когда случается пожар- это очень опасно. Поэтому, необходимо соблюдать все правила пожарной безопасности. Ведь тушить пожар нелегко. Как вы думаете, каким должен быть пожарный? (смелым, отважным, храбрым, умным.)

А каких людей не возьмут в пожарные? (ленивых, трусливых, слабых.)

IV. Знакомство с новым материалом.

1. Ребята, слово «огонь» известно человеку с давних времен. С его помощью совершается много полезных дел. Он, верно, служит в повседневном быту и на производстве. И мы готовы защищать огонь как нашего друга.

Нам без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надежно дружит с нами.
Гонит холод.
Гонит мрак,
Он приветливое пламя
Поднимает будто флаг.
Всем огонь хороший нужен,
И за то ему почет,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печет.

Ученик 2.Полезные свойства огня научились использовать сталевары, электросварщики, люди других профессий.

Ты видел, как он управляет огнем?
Железная маска надета на нем.
Вот строится дом - посмотри поутру,
Он в стеганой куртке сидит на ветру.
Варил он опоры могучих мостов,
Варил он суда из огромных листов…
Железо с железом он может сравнить!
Он добрый волшебник, что тут говорить.

Знают все: человек без огня,
Не живет ни единого дня.
При огне как при солнце светло!
При огне и зимою тепло!
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь - повседневный друг!
Но когда мы небрежны с огнем,
Он становится нашим врагом.

При неосторожном обращении огонь нередко из верного друга превращается в беспощадного врага, который в считанные минуты уничтожает то, что создавалось долгими годами упорного труда. Он сметает все на пути, и остановить его бывает не возможно.

2. Расширение представлений об огне.

  • почему возникают пожары? (если не соблюдают правила пожарной безопасности.)
  • где могут возникнуть пожары? (на земле, в воздухе, на воде.)
  • если возник пожар, то по какому номеру телефона нужно звонить?(01)
  • а что еще нужно сообщить по телефону? (Адрес, фамилию и что горит)
  • а сейчас я загадаю вам загадку.

Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он со злости ест дрова,
Может, час, а может два.
Ты рукой его не тронь,
Искусает он ладонь (огонь)

  • как вы думаете, огонь - ваш друг или враг? (Огонь-враг, потому что из-за него могут сгореть вещи, квартира, дом, лес.) (Могут погибнуть люди, животные)
  • вред огня зависит от человека. Взрослые умеют не ссориться с огнем. А детям нужно учиться. Неужели огонь всегда злой?(Наверное, нет)
  • подумайте, когда огонь бывает добрым и полезным? (в лесу можно погреться у костра, приготовить еду)

Ведь без доброго огня
Обойтись никак нельзя.
Он надежно дружит снами,
Гонит холод, гасит мрак.
Он приветливое племя
Поднимает будто флаг.

  • что нужно делать, что бы огонь приносил нам пользу и радость? (правильно с ним обращаться)

V. Физкультминутка. Игра «Не ошибись»

Я буду называть слова, а вы, услышав слово, относящееся к пожару, должны прыгнуть и хлопнуть в ладоши. (Пожарный, торт, огнетушитель, пакет, кисть, каска, пожарный рукав, ноты, огнь, спички, 01, бинт.)

(дети выполняют задание.)

Молодцы, с заданием справились.

VI. Закрепление пройденного материала. (работа в группах.)

1) скороговорки и пословицы.

1. Кто лучше проговорит скороговорку.

  • уголек из печки скок и поджег половичок.
  • шалун со спичками шалил, шалун в больницу угодил.
  • уголек в уголок принесли, в уголке уголек погаси.

2. Собери пословицу и объясни ее значение.

  1. Велик, искра, родит, мала, да, пламень. (Искра мала, да велик пламень родит.)
  2. Огонь, хороший, слуга, но, плохой, хозяин. (Огонь хороший слуга, но плохой хозяин.)
  3. Пока, искра, в, пепле, тогда, и, туши. (Пока искра в пепле, тогда и туши.)
  4. Москва, от, копеечной, свечи, сгорела. (Москва от копеечной свечи сгорела.)

2) вопросы на смекалку.

  1. Что останется в коробке, если убрать все спички? (дно)
  2. Как написать «сухая трава» четырьмя буквами? (сено)
  3. У кого язык самый длинный? (у огня)
  4. Без чего нельзя испечь хлеб? (без корки)
  5. По чему утка плавает? (по воде)
  6. Что выше крыши, ловчее мыши? (дым)
  7. Что портится быстрее всего? (настроение)
  8. Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком)
  9. Что выше дерева и растет? (дым)
  10. Рта нет, а пожирает? (огонь)
  11. Что стоит между огнем и водой? (буква «и»)
  12. Что в руке не схватишь? (дым)
  13. Какой огонь не жжет? (нарисованный)
  14. Что на свете дороже всего? (здоровье)
  15. Что сильнее всех на свете? (вода)
  16. Без чего не может жить человек? (без имени)

3) конкурс частушек

Мы частушки вам поем,
Слушайте внимательно.
Когда пожар приходит в дом-
Беда тут обязательно.

Затопила мама печь,
Захотелось ей прилечь.
В это время Ваня встал
Уголечек в руки взял.

Уголек наш аленький,
А наш Ваня маленький.
Бросил Ваня уголек-
Дым квартиру заволок.

Загорелся наш домина,
Прибыла туда машина,
Поливает дом водой,
А наш Ваня чуть живой.

Что ж ты, Ваня, натворил?
Про огонь ты позабыл.
Мог бы дом сгореть дотла,
Коль машина б не пришла.

VII. Итог урока.

Огонь - наш друг,
Но не всегда.
Бывает от него беда.
Спички тоже брать опасно,
Это всем должно быть ясно.

Крошка-сын к отцу пришёл, и спросил наш Кроха:

«Пап, огонь ведь хорошо или всё же плохо?»

Мудрый папин тот рассказ слушайте, ребята.

Ведь о том, какой огонь, знать всем очень надо.

Если в печке огонёк радостно пылает,

Он хороший, ведь для нас дом он согревает.

Нам приятно у огня посидеть, погреться

И на пляску огоньков вдоволь насмотреться.

Коль из печки уголёк на пол прыгнет смело -

Это плохо может быть для пожарных дело.

Уголёк тот на полу быстро разгорится,

И тогда несдобровать - ведь пожар случится.

И в плите огонь хорош - варит нам обеды:

Кашу, суп, компот, борщи, вкусные котлеты.

Осторожен будь и тут, это каждый знает:

Чуть прибавишь огонька - пища подгорает.

Если ж ты в поход пошёл, юным стал туристом,

То огонь костра хорош, он поможет быстро.

Мигом воду вскипятит, напечёт картошки,

Обувь, куртку высушит, обогреет ножки.

Но от доброго костра может зло случиться,

Если жаркий уголёк на траву скатится.

Зашумит огонь и жар, и погубит лес пожар.

Всё проглотит пламя злое, уничтожит всё живое.

В спичках, свечке огонёк - маленький проказник.

Отвлечёшься - в тот же миг он испортит праздник.

Прыгнет на пол, на ковёр, по столу промчится,

Скатерть, шторы подожжёт, ярко разгорится.

И тогда - пожар, беда, мчат спасатели туда.

Заливают пламя, жар, ликвидируют пожар.

А ещё есть огонёк, в праздник зажигается.

Он искрится и блестит, бенгальским называется.

Рады взрослые и дети: искры светятся, летят,

Но коварны игры эти, и опасен искропад.

На бумагу попадут - пламя вспыхнет тут как тут.

Хорошо, коль дарит свет огонёк горящий,

Прогоняет мрак и тьму, яркий он, манящий.

С найдревнейших тех времён людям помогает:

Отгоняет злых зверей, греет, освещает.

Огонёк красив, хорош, ярок и прекрасен,

Но смотри, не забывай: он горяч, опасен.

Шутки с ним нельзя шутить, будь ты осторожен.

Можно травму получить, и пожар возможен.

Огонь - проказник, озорник, бед наделать может вмиг.

Был тебе он верный друг - превратится в злюку вдруг.

Если ж правила все знать, безопасность соблюдать,

То тогда огонь хорош, теплее друга не найдёшь.

Кроха, слушай, не забудь, это ведь не сложно:

Будь внимателен с огнём, действуй осторожно.

А теперь, сынок, присядь, вот конфетку скушай.

И про то, какой огонь, сказку ты послушай.

Галина Халина
Конспект беседы для детей старшей группы «Огонь полезный и опасный»

Конспект беседы «Огонь полезный и опасный »

Старшая группа .

Галина Халина

Конспект беседы «Огонь полезный и опасный » .

Задачи : - познакомить детей с группой опасных предметов , которыми нельзя самостоятельно пользоваться.

Формировать элементарные представления, о том, как вести себя во время пожара. - побуждать детей соблюдать правила пожарной безопасности . - закреплять представления о последствиях неосторожного обращения опасными предметами . - воспитывать у детей чувство самосохранения, желание быть всегда осторожным с огнем.

Дети, мы с вами недавно говорили о пользе электричества.

Что оно даёт? (Тепло, свет, пищу)

Как вы думаете, электричество может принести вред? Какой?

Вы знаете, что неправильное обращение с электричеством может быть причиной большой беды. Как вы думаете, какой? (Пожар)

Люди давно научились добывать огонь , который стал служить человеку. Как? (Даёт тепло, освещение, помогает в приготовлении пищи, используется на производстве).

Дети, а как вы думаете, легко обращаться с огнём?

- Огонь подчиняется только умелым рукам. Если обращаться с огнём неумело, он станет неуправляемым. Справиться с ним очень трудно. И тогда беда – пожар.

Как вы думаете, какими бывают причины пожара? (разными)

Вы правы, причины пожаров бывают разными. Но пожар всегда начинается с того, что огонь остаётся без присмотра. Так почему же происходит пожар?

Посмотрите внимательно на доску. Я подготовила для вас картинки. Вы их внимательно рассмотрите и назовите причины возникновения пожара.

1. Небрежно брошенный окурок, непогашенный костёр.

2. Игры со спичками.

3. Взрывоопасные вещества , предметы.

4. Близость к огню быстро воспламеняющихся предметов.

5. Неисправность электроприборов и электропроводов.

6. Перегрузка электросети.

Что нужно делать, если начался пожар?

В случае возникновения пожара, если рядом нет взрослых, детям нужно действовать следующим образом :

Обнаружив пожар, позвонить по телефону 101, сообщить фамилию, адрес, что и где горит.

Предупредить о пожаре соседей, если необходимо, они помогут ребенку вызвать пожарных.

Нельзя прятаться под кровать, в шкаф, под ванну, а постараться убежать из квартиры .

Ребенку необходимо знать : дым гораздо опаснее огня . В задымленном помещении – закрыть нос и рот мокрой тряпкой, лечь на пол и ползти к выходу – внизу дыма меньше.

При пожаре в подъезде пользоваться лифтом запрещается. Он может отключиться.

Ожидая приезда пожарных, сохранять спокойствие.

Когда приедут пожарные, выполнять все их указания.

Давайте вспомним телефоны экстренных служб.

101 – пожарная охрана и спасатели.

102 – полиция.

103 – скорая помощь.

104 – газовая служба.

112 – единый телефон экстренных служб.

Если ты сам вызываешь одну из служб, то запомни алгоритм того, что нужно говорить : что случилось;

с кем это случилось;

где это случилось (адрес называй четко и разборчиво) ;

сообщи свое имя и фамилию.

Не забывай, что вызов экстренных служб – это не игрушки, нельзя баловаться, обманывать операторов. Последствия ложного звонка могут быть очень серьезными : мало того, что твоим родителям придется выплачивать штраф (а тебя, скорее всего, накажут, но и в это время – пока специальные службы будут реагировать на твой обман, где-то могут пострадать люди, которым действительно требуется помощь.

Расскажите, пожалуйста, какие полезные знания вы получили в ходе сегодняшней беседы ?

Публикации по теме:

Конспект занятия-беседы для детей старшей логопедической группы «Осень, осень, в гости просим» Программные задачи. Углубить и обобщить представления воспитанников о характерных признаках осени и осенних явлениях. Развивать любознательность.

Конспект беседы «Чистота - залог здоровья!» (для детей старшей группы) Цель: формирование культурно- гигиенических навыков у детей старшего.

Конспект беседы для детей старшей группы «Всероссийский День правовой помощи детям» Цель занятия: Познакомить детей с законами, которые защищают их права и интересы. Форма занятия: беседа. Ход занятия: Организационный.

Конспект беседы на прогулке по ознакомлению детей старшей группы с трудом взрослых. Труд дворника Цель: Дать детям понятие о труде дворника в разное время года, о его рабочем инвентаре. Задачи: 1. Учить детей отвечать на вопросы педагога,.

Конспект беседы «Зачем устанавливают памятники» для детей младшей группы Цель: рассказать детям о празднике – Международном дне памятников и памятных мест (18.04). Сформировать первичные представления о памятниках.

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Общеобразовательное учреждение детский сад № 125 Город Тверь КОНСПЕКТ НООД ПО АППЛИКАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ.

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ

Средней группы «А» «Теремок»

МДОУ Д/с «Сказка»

Тема: «Огонь полезный и опасный»

(ОБЖ + рисование)

Воспитатель: Маштакова Оксана Анатольевна.

2010 – 2011 уч. год

Тема: «О пожарной безопасности»

Программное содержание: Познакомить детей с пожароопасными предметами. Сформировать представление детей о пользе и вреде огня. Закрепить знание о том, что горит, что не горит. Вызвать чувство опасности огня; довести до сознания мысль о том, что этими предметами нельзя пользоваться самостоятельно.

Продолжать учить рисовать поролоном; развивать образное воображение.

Предварительная работа: Чтение С.Маршака «Кошкин дом»; беседа о пожароопасных предметах; заучивание потешки «Тили бом, тили бом…»; рассматривание альбома «01»; игры с пожарной машиной и с/р Пожарные».

Словарь: пожар, электроприборы, пламя, язычки, розетка, кухонная плита.

Материалы:

    предметные картинки;

    коробка спичек;

    разные предметы;

    альбомный лист;

    набор гуашевых красок;

    2 кусочка поролоновой губки;

    стакан с водой;

    салфетки.

    штемпельная подушка.

Ход занятия

1. Организационная часть

— Ребята, прислушайтесь, мне кажется, что – то пищит.

(Дети прислушиваются, ищут предмет, который пищал).

— Кто это может быть?

— Да, это спички! Как интересно! Они что – то говорят. (Все снова прислушиваются).

— Спички говорят, что они очень хотят поиграть снами.

— А во что играть будем?

— Спички предлагают, чтобы мы их зажигали, а спички будут гореть. Всем будет тепло и весело.

— Ребята, хотите поиграть с огнем? (Да).

(Воспитатель зажигает спичку).

— Как здорово! Сама спичка деревянная, головка у неё из серы. Посмотрите, как спичка быстро вспыхивает, как красиво горит деревянная палочка, огонь такой яркий.

— Ой, ребята, смотрите, огонь подкрадывается к моим пальцам. Хочет меня обжечь! Я очень боюсь!

— Ребята, помогите мне, пожалуйста! Что надо делать?

(Подуть, бросить на пол).

— Спасите меня, скорее дуйте… (Дети тушат огонь).

— Ой, спасибо вам ребята, я так испугалась! А вы? (Да, и мы тоже испугались).

— А если бы я бросила горящую спичку на пол, что бы было? (Ответы детей: загорелся бы ковер и случился пожар).

— Правильно, загорелся бы ковер и случился пожар. Вот оказывается, какая большая беда от маленькой спички. Значит, нужно запомнить правило:

Не имей такой дурной

Где дремлют спички,

Д/И «Что горит, что не горит».

— В наших домах и квартирах много разных вещей, которые очень хорошо горят, поэтому все, и взрослые и дети, должны быть очень осторожными с огнем. А какие это предметы, давайте сейчас мы с вами и найдём.

(Воспитатель ставить отгадки предметные картинки на доску)

Трудиться ей совсем не лень,

Еду готовит каждый день . (Кухонная плита)

… (розетка).

С морщинками и складками , (Электрический утюг!)

Приборы, которые работают от электричества, называются электроприборами. Значит они опасны.

В нём может случиться

замыкание.

А в доме пожар приключится.

2. Практическая часть

— Всегда ли ребята, огонь бывает только плохим? Для чего люди разводят огонь?

(Чтобы погреться, приготовить пищу, пожарить шашлык, жечь мусор).

— Давайте вспомним и представим огонь. Какого он цвета?

(Если дети не помнят, можно рассмотреть картинку с изображением огня). Он красного и оранжевого цвета, у огня есть язычки пламени.

– Огонь очень красивый, если он тихий и мирный. Вот мы и нарисуем сейчас добрый огонь, который не будет нас обжигать.

Физминутка — психогимнастика

— Прежде чем мы с вами преступим к рисованию, давайте превратимся в маленькие огоньки. Сначала вы потихоньку горели, а потом стали разгораться больше и больше, выше и ещё выше. (Дети имитируют огонь).

Практическая часть

    Для того чтобы нарисовать огонь нужно взять поролоновый кусочек, опустить слегка в краску,

    Постучать об салфетку, чтобы убрать лишнею краску.

    Слегка коснуться желтой краски, и легкими прикосновениями к бумаге начинаем рисовать, заполняя весь контур рисунка

— Ребята, я надеюсь у вас не случилась никогда такая беда, давайте ёще раз вспомним правила пожарной безопасности. Чего детям нельзя делать?

(Ответы детей).

— Нельзя брать в руки спички и зажигалки.

— Нельзя зажигать газовую плиту.

— Не включать утюг и другие электроприборы.

— Не вставлять предметы и пальцы в розетку.

— Если случился пожар, нужно вызвать пожарную машину ? (01)

— В наших домах есть ещё много предметов, которые могут быть опасными и из – за которых может произойти пожар. Какие это предметы? (утюг, фен, телевизор, холодильник, магнитофон). Многие из них работают от электричества, мы их называем электроприборами. В них тоже живёт огонь и при неправильном обращении с приборами или поломке он может вырваться наружу.

— В наших домах и квартирах много разных вещей, которые очень хорошо горят, поэтому все, и взрослые и дети, должны быть очень осторожными с огнем. Пожары очень опасны. В большом огне могут сгореть разные предметы. А какие это предметы, давайте сейчас мы с вами и найдём.

(Дети находят по всей группе с предметы, которые могут гореть и объясняют свой выбор).

Не имей такой дурной

Привычки – в домик нос совать,

Где дремлют спички,

Потому что спички – не синички,

Может пламя вылететь из спички,

Так что пусть уж спят они в кроватке,

Но не надо щекотать им пятки,

Потому что из — за пяток

В доме может вспыхнуть беспорядок

И такое – ах столпотворенье,

Что сгорит мое стихотворенье.

Д/И «Угадайте опасный предмет»

— Послушайте загадки и отгадайте, о каких предметах эти загадки.

Трудиться ей совсем не лень,

Еду готовит каждый день . (Кухонная плита)

Голова моя кругла, — Не суй в меня предметы,

Есть два глаза у меня Детка, — скажет малышам … (розетка).

Я, не хвастая, скажу: Уходят очень милые,

Всех друзей омоложу! Веселые и гладкие!

Идут ко мне унылые — Значит я надёжный друг —

С морщинками и складками , Электрический утюг!

— Для того чтобы нарисовать огонь нужно взять поролоновый кусочек, опустить слегка в краску, постучать об марлевые подушечки и легкими прикосновениями к бумаге начинайте рисовать. Огонь легкий, воздушный, язычки пламени быстро поднимаются вверх – вот уже и все дрова в нашем костре горят.

Если провод оставить без совсем внимания,

В нём может случиться

Короткое и длинное замыкание.

Электроприбор тогда загорится,

А в доме пожар приключится.

Идешь по улице, костер – увидел ты –

Ещё горит.

Когда потухнет, ты не жди,

Скорее мимо проходи.