Аудит государственных унитарных предприятий. Аудиторская проверка бюджетных, муниципальных, унитарных предприятий Может ли муп самостоятельно провести аудит

В каких случаях проведение аудиторской проверки является обязательной? В каких «иных случаях», предусмотренных Федеральным законом от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту – Закон №307-ФЗ), компания обязана провести аудит?

Исчерпывающий перечень оснований для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности компаний приведен в ст.5 Закона №307-ФЗ.

Как узнать подпадает ли компания под обязательный аудит или нет? Статьей 5 Закона №307-ФЗ выделены следующие основания для проведения обязательного аудита.

Организационно-правовая форма компании

Напомним, что Федеральным законом от 01.12.2014 г. №403-ФЗ (вступил в силу со 02.12.2014 г.) расширен тип организаций, в отношении которых установлена обязательная (пп.1 п.1 ст.5 Закона №307-ФЗ, п.5 ст.67.1 ГК РФ).

Обязательному аудиту подлежат все без исключения АО (независимо от типа – ЗАО, ОАО, ПАО и АО).

Важно!

Действующим законодательством РФ предусмотрен особый порядок проведения обязательного аудита в АО, в уставном капитале которого есть определенная доля участия государства (п.4 ст.5 Закона №307-ФЗ).

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 %, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, ГУП или МУП заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон №44-ФЗ).

С 1 января 2016 года предусмотрено осуществление обществами планирования закупок, в том числе планирование приобретения аудиторских услуг. А согласно ст.16 Закона №44-ФЗ расходы по проведению обязательного аудита должны включаться в план закупок, формируемый обществом - организатором конкурса на период действия бюджета, т.е. на период не менее 3 лет. Проведение открытого конкурса по выбору внешнего аудитора осуществляется не реже чем один раз в пять лет.

Осуществление определенных видов деятельности

Обязательному аудиту подлежат кредитные, страховые, клиринговые организации, общества взаимного страхования, организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, фонды (НПФ (за исключением государственных внебюджетных фондов), ПИФ, АИФ).

Соответствие установленным показателям финансово-экономической деятельности

    с объемом выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) за предшествовавший отчетному год более 400 млн рублей (исключение составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, ГУПы и МУПы, сельскохозяйственные кооперативы и их союзы) либо

    с суммой активов бухгалтерского баланса на конец предшествовавшего отчетному года более 60 млн рублей.

Напомним, что в настоящее время компании - «упрощенцы» обязаны вести и составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность. И если объем выручки «упрощенца» превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года превышает 60 млн руб., то такие компании обязаны проводить аудит (письмо Минфина РФ от 30.01.2013 г. №07-02-05/1677).

Осуществление компаниями определенных действий

Обязательному аудиту подлежат компании:

    ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;

    представляющих и (или) публикующих сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Исключения составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения.

Иные случаи, установленные федеральными законами

В ряде случаев обязанность проведения аудита закреплена положениями федерального закона.

Например, для организаторов азартных игр обязанность проводить аудит установлена п.12 ст.6 Закона от 29.12.2006 г. №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», для политических партий – Федеральным законом от 11.07.2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях», для российского научного фонда - Федеральным закон от 02.11.2013 г. №291-ФЗ «О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Бухгалтерская (финансовая) отчетность ГУПов и МУПов подлежит обязательному аудиту в случаях, определенных собственником такого имущества. Так, согласно п.1 ст.26 Федерального закона от 14.11.2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее по тексту – Закон №161-ФЗ) бухгалтерская (финансовая) отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором. При этом собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг (пп.16 п.1 ст.20 Закона №161-ФЗ).

Практически это означает, что независимо от показателей финансово-экономической деятельности (по объему выручки и сумме активов), бухгалтерская отчетность МУПов и ГУПов подлежит обязательному аудиту в случаях, определенных собственником имущества.

В случае если компании попадают под обязательный аудит, он должен проводиться ежегодно (п.2 ст.5 Закона 307-ФЗ).

АДМИНИСТРАЦИЯ НАРОВЧАТСКОГО РАЙОНА

ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

с. Наровчат

В целях эффективного использования муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципальных предприятий Наровчатского района, выявления финансового состояния муниципальных унитарных предприятий, на основании ст. 26 Федерального закона Российской Федерации от 01.01.2001 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федерального закона от 01.01.2001 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности» (с последующими изменениями), администрация Наровчатского района Пензенской области постановляет:

1. Утвердить Положение о порядке проведения обязательного аудита муниципальных унитарных предприятий согласно приложению 1.

6. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на начальника Управления финансов администрации Наровчатского района и начальника отдела экономики, имущественных и земельных отношений администрации Наровчатского района Пензенской области.

Глава администрации

Наровчатского района

Пензенской области

Приложение 1

УТВЕРЖДЕНО

постановлением

администрации

Наровчатского района

Пензенской области

от ____________ № _______

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО АУДИТА МУНИЦИПАЛЬНЫХ

УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

1. Обязательные ежегодные аудиторские проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения (далее именуются - предприятия), проводятся при наличии одного из следующих финансовых показателей их деятельности:

Объем выручки предприятия от реализации продукции (работ, услуг) за отчетный год превышает в 500 тысяч раз установленный законом минимальный размер оплаты труда ;

Аудит основных средств

Аудит незавершенного строительства

Аудит долгосрочных вложений

Аудит кассовых операций

Аудит операций расчетного счета

Аудит операций прочих счетов в банках

Аудит краткосрочных финансовых вложений

Аудит расчетов

Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками,
дебиторами и кредиторами:
Аудит расчетов по претензиям
Аудит расчетов по авансам полученным
Аудит расчетов с покупателями и заказчиками
Аудит расчетов по возмещению материального ущерба
Аудит расчетов с подотчетными лицами
Аудит расчетов с прочими дебиторами и кредиторами
Аудит расчетов по совместной деятельности
Аудит расчетов по оплате труда
Аудит расчетов по социальному страхованию и
обеспечению
Аудит расчетов по внебюджетным платежам
Аудит расчетов по перечислению части прибыли в
городской бюджет от использования муниципального
имущества

Аудит фондов и резервов

Аудит кредитов и займов

Аудит формирования финансовых результатов и их
использования

б) составление по итогам аудита ведомости "Сводная ведомость исправления нарушений правил ведения бухгалтерского учета" (приложение N 1);

в) составление приложений

Приложения заполняются по данным на конец проверяемого периода.

Аудиторское заключение и Аудиторский отчет представляются на бумажном и магнитном носителе.

Примечания:

Один экземпляр аудиторского заключения и отчета с приложениями представить в адрес руководства предприятия;

Второй экземпляр аудиторского заключения и отчета с приложениями представить в отдел экономики, имущественных и земельных отношений администрации Наровчатского района - третий экземпляр аудиторского заключения и отчета с приложениями представить в адрес иного исполнительного органа местного самоуправления , осуществляющего оперативное руководство соответствующими муниципальными унитарными предприятиями.

Приложение 1

СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ

ИСПРАВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Вид
нарушения

Причина
нарушения

Исправительная
запись

Ожидаемый
результат от
выполнения
рекомендаций

Приложение 2

ПОЛНЫЙ СОСТАВ

ГОДОВОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

ЗА АУДИРУЕМЫЙ И ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ АУДИТУ ГОД:

1. "Бухгалтерский баланс" (форма N 1);

2. "Отчет о прибылях и убытках" (форма N 2);

3. "Отчет о движении капитала" (форма N 3);

5. "Приложения к бухгалтерскому балансу" (форма N 5).

Приложение 3

ХАРАКТЕРИСТИКА

УЧТЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЕМ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ,

В Т. Ч. ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Вид НМА, в
т. ч. ОИС

Регистрирующий
орган, номер и
дата
регистрации

Балансовая
стоимость

Срок
амортизации

Приложение 4

РАСШИФРОВКА

ДОЛГОСРОЧНЫХ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ

Наименование
юридических
лиц,
учрежденных со
взносом
предприятия

Величина
взноса в
уставный
капитал, тыс.
руб./% участия

Величина
отчислений от
чистой прибыли
(дивидендов),
полученных в
отчетном
периоде от
юридических
лиц,
тыс. руб.

Рентабельность
долгосрочных
финансовых
вложений, %
(гр.3/гр.4 x 100%)

Приложение 5

РАСШИФРОВКА

ПРОЧИХ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ

Наименование
финансовых
вложений

Общая
стоимость
финансовых
вложений,
тыс. руб.

Доход,
полученный от
финансовых
вложений,
тыс. руб.

Доходность
финансовых
вложений

Приложение 6

ХАРАКТЕРИСТИКА

КРЕДИТОРОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Наименование кредитора,
его адрес

Дата последнего
перечисления
денежных средств в
уменьшение
кредиторской
задолженности

Сумма
кредиторской
задолженности
предприятия,
тыс. руб.

Приложение 7

ХАРАКТЕРИСТИКА

ДЕБИТОРОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Наименование дебитора,
его адрес

Дата последнего
перечисления
денежных средств в
уменьшение
дебиторской
задолженности

Сумма
дебиторской
задолженности
предприятия,
тыс. руб.

Приложение 8

Подлежит ли обязательному аудиту государственное унитарное предприятие и какова специфика проверки?

Организация является государственным унитарным предприятием. Подлежит ли оно обязательной аудиторской проверке и какова ее специфика - читайте в статье.

Вопрос: Надо ли проводить обязательный аудит ГУП? Как часто и как выбирать аудиторов? Кто утверждает техническое задание?

Ответ: 1. По вопросу проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственным унитарным предприятием сообщаем следующее.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия регулируются специальным законом - Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон № 161-ФЗ).
В ст.20 Закона № 161-ФЗ закреплены основные права собственника имущества унитарного предприятия, в том числе право принимать решение о проведении аудиторских проверок, утверждении аудитора и определении размера оплаты его услуг.
В свою очередь, в соответствии с ч.1 ст.26 Закона № 161-ФЗ бухгалтерская отчетность унитарного предприятия подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия.
Таким образом, по вопросу о необходимости проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия необходимо обращаться к собственнику имущества такого государственного унитарного предприятия.

2. По вопросу, является аудит обязательным или инициативным в случае принятия собственником имущества унитарного предприятия решения о проведении аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия в соответствии с п.16 ч.1 ст.20 Закона № 161-ФЗ , сообщаем следующее.
Пунктом 16 ч.1 ст.20 Закона № 161-ФЗ установлено, что собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг.
Аудиторская деятельность регламентируется Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон № 307-ФЗ).
В соответствии с ч.2 ст.5 Закона № 307-ФЗ обязательный аудит проводится ежегодно.
Таким образом, по мнению Департамента, в случае принятия собственником имущества унитарного предприятия решения о проведении ежегодной аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности указанного предприятия такой аудит будет являться обязательным.

3. По вопросу о способе размещения заказа в целях заключения договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия, порядке заключения такого договора сообщаем следующее.
Случаи проведения обязательного аудита и порядок заключения договора на проведение обязательного аудита установлены в ст.5 Закона № 307-ФЗ .
Часть 4 ст.5 Закона № 307-ФЗ содержит императивные нормы, в том числе для государственных унитарных предприятий в части заключения договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности таких предприятий. Так, договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных унитарных предприятий заключается по итогам размещения заказов путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 94-ФЗ).
Следует отметить, что Закон № 94-ФЗ регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Способы размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд установлены ст.10 Закона № 94-ФЗ : путем размещения заказа у единственного исполнителя, путем запроса котировок, путем проведения конкурса или путем проведения аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.
Вместе с тем следует отметить, что государственные и муниципальные унитарные предприятия не являются государственными и муниципальными заказчиками, проведение аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных и муниципальных унитарных предприятий не является государственными и муниципальными нуждами.
На основании изложенного с учетом норм ч.4 ст.5 Закона № 307-ФЗ при отборе лиц в целях заключения договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных унитарных предприятий размещение заказа, по мнению Департамента, возможно только путем проведения открытого конкурса в порядке, предусмотренном Законом № 94-ФЗ . При этом, по мнению Департамента, Закон № 94-ФЗ применяется только в части установления порядка отбора государственными унитарными предприятиями лиц для проведения обязательного аудита.

Обоснование:

Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ Об аудиторской деятельности

Статья 5. Обязательный аудит

4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

1. Теоретические аспекты аудиторской проверки бюджетных, муниципальных, унитарных предприятий

1.1 Сущность и цели аудита

1.2 Правовые основы аудита

1.3 Стандарты аудита

2. Технико-экономическое обоснование создания аудиторской фирмы

3. Проведение аудиторской проверки на примере МУП «Жилищное хозяйство»

3.1 Характеристика предприятия

3.2 Анализ финансового состояния

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Введение

Рассмотрим цели и задачи курсовой работы. Главная цель - дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте. Аудит - это особая, самостоятельная форма контроля. Аудит представляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта в целях определения ее достоверности, полноты и соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к ведению бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Достижению главной цели способствуют особенности (требования) ведения аудиторской деятельности: независимость и объективность при проведении проверок; конфиденциальность; профессионализм, компетентность и добросовестность аудитора; использование методов статистики и экономического анализа; применение новых информационных технологий; умение принимать рациональные решения по данным аудиторской проверки; доброжелательность и лояльность по отношению к клиентам; ответственность аудитора за последствия его рекомендаций.

1. Теоретические аспекты аудиторской проверки бюджетных, муниципальных, унитарных предприятий

1.1 Сущность и цели аудита

Слово «аудит» происходит от латинского слова «audio» (что значит «слушатель» или «слушающий»). По аналогии со специальными врачебными инструментами, используемыми для определения физического здоровья пациента, с помощью аудита устанавливается экономическое здоровье организаций, банков, корпораций и т.д.

Первое упоминание об аудиторе относится к XIV в., когда учетные книги стали фигурировать в качестве доказательств в суде. Лука Пачоли, автор "Трактата о счетах и записях" - первой книги, посвященной бухгалтерскому учету и заложившей основы его теории, подтверждал необходимость контроля бухгалтерского учета.

В XVI в. во многих странах был официально введен правовой контроль учетных книг. В Англии уже использовалось слово "аудитор" - для обозначения людей, занимающихся проверкой учетных записей.

Родиной аудита в современном понимании этого слова является Великобритания, которая в 1884 г. приняла пакет Законов о Компаниях, предписывающих акционерным компаниям поручать независимым бухгалтерам проверку бухгалтерских книг и счетов компаний, с последующим отчетом перед акционерами.

Возникновение аудита, таким образом, связано с распределением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением организацией (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в ее деятельность (собственники, акционеры, инвесторы).

История возникновения аудита берет свое юридическое начало с Шотландии, в ее столице - Эдинбурге в 1853 г. был официально учрежден Эдинбургский институт аудиторов.

Аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.

Аудитор - лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период. Аудитор - специалист, аттестованный на право аудиторской деятельности в порядке, установленном законодательством РФ.

Следует отметить, что аудит отличается от судебно-бухгалтерской экспертизы. Это отличие состоит в том, что аудит - независимая проверка, а судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по решению судебных органов. Специфика судебно-бухгалтерской экспертизы проявляется в ее процессуально-правовой форме, обеспечивающей получение источника доказательств в применении экспертных знаний в области бухгалтерского учета в ходе исследования совершенных хозяйственных операций.

Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уголовного или гражданского дела. В то время как судебно-бухгалтерская экспертиза не может существовать вне уголовного или гражданского дела, поскольку представляет собой процессуально-правовую форму (правовую сторону данного вида экспертизы).

Аудитор отличается от ревизора по своей сущности, по подходу к проверке документации, по взаимоотношениям с клиентом, по выводам, сделанным по результатам проверки, и т. д.

В России аудиторская деятельность и профессия аудитора в их современном виде появились сравнительно недавно в связи с экономическими преобразованиями в стране в настоящее время. Между тем попытки создать в России институт аудита предпринимались в 1889, 1912 и 1928 гг., но все они закончились провалом.

Четвертая попытка, которая была предпринята в конце 1980-х годов, оказалась, как представляется, наиболее успешной. Первый толчок к появлению аудиторских фирм дало образование в СССР совместных предприятий (СП). Для этих предприятий аудиторская проверка стала обязательной для подтверждения годовых отчетов. В 1987 г. на основе постановления Совмина СССР в нашей стране была создана первая хозрасчетная фирма Акционерное общество "Инаудит". Эта фирма занималась аудиторскими проверками, консультированием СП по налогообложению, по различным правовым вопросам и др.

В настоящее время в России создано и успешно функционирует более четырех тысяч аудиторских фирм. К ним относятся такие, как "ФБК", "Руфаудит", "Аудиторская палата АСВП" (Москва), "Актионаудит" (Екатеринбург) и др.

В Москве, Санкт-Петербурге и других городах России открыли свои филиалы крупнейшие межконтинентальные аудиторские фирмы - "Артур Андерсен", "Эрнст энд Янг", "Куперз энд Лайбренд", "Прайс Уотерхауз".

В связи с развитием аудиторской деятельности происходит расширение ассортимента и объема услуг, оказываемых аудиторскими фирмами. За последние 25 лет аудит и аудиторские процедуры непрерывно развивались. Можно выделить три стадии развития: подтверждающую, системно-ориентированную и стадию аудита, базирующуюся на риске.

Подтверждающая стадия аудита характеризовалась тем, что при проведении проверки аудитор-бухгалтер проверял и подтверждал практически каждую хозяйственную операцию, параллельно с бухгалтером создавал собственные учетные регистры.

В настоящее время такую услугу назвали бы восстановлением или ведением учета.

Так как аудит - это предпринимательская деятельность, т.е. деятельность, направленная на извлечение прибыли, аудиторы должны применять такие методы проверки, которые позволили бы максимально сократить время на проведение проверки, не снижая качества.

Аудит, базирующийся на риске, - это такой вид аудита, когда проверка может производиться выборочно, исходя из условий работы предприятия, в основном узких мест (критических точек) в его работе. Сосредоточив аудиторскую работу в областях, где риски выше, можно сократить время, затрачиваемое на проверку областей с низким риском. Те, кто полагается на суждение аудиторов, считают, что это может обеспечить более эффективную, с точки зрения затрат, проверку.

Системно-ориентированный аудит предусматривает наблюдение систем, которые контролируют операции. Данная стадия привела к тому, что аудиторы стали проводить экспертизу на основе внутреннего контроля. При хорошей работе системы внутреннего контроля облегчается проведение внешнего аудита, так как внешние аудиторы могут ограничить свою работу выборочными проверками и тестированием отдельных объектов контроля.

Рассмотрим цели и задачи аудиторской деятельности. Как было отмечено, главная цель аудита - дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте. Аудит - это особая, самостоятельная форма контроля. Аудит представляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта в целях определения ее достоверности, полноты и соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к ведению бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Достижению главной цели способствуют особенности (требования) ведения аудиторской деятельности: независимость и объективность при проведении проверок; конфиденциальность; профессионализм, компетентность и добросовестность аудитора; использование методов статистики и экономического анализа; применение новых информационных технологий; умение принимать рациональные решения по данным аудиторской проверки; доброжелательность и лояльность по отношению к клиентам; ответственность аудитора за последствия его рекомендаций и заключений по результатам проверок; содействие росту авторитета аудиторской профессии.

Вышеперечисленные особенности определяют нормы поведения аудитора.

С точки зрения классификационных признаков, можно выделить внешний и внутренний аудит, обязательный и инициативный.

Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.

Внутренний аудит представляет независимую деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в интересах руководителей. Цель внутреннего аудита - помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренний аудит проводят аудиторы, работающие непосредственно в данной фирме. В небольших организациях может и не быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего аудита можно поручить ревизионной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах.

Аудит может быть инициативным (добровольным), когда он проводится по решению руководства предприятия (организаций) (или ее учредителей), или обязательным, если его проведение обусловлено прямым указанием в федеральном законе.

Основная цель инициативного аудита - выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего объекта и помочь ему в организации учета и отчетности.

Обязательный аудит в нашей стране проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. № 1355. С 1994 г. подлежат обязательной проверке:

экономические субъекты, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества, независимо от числа их участников (акционеров) и размера уставного капитала;

банки и другие кредитные учреждения;

страховые организации и общества взаимного страхования;

товарные и фондовые биржи;

инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании);

внебюджетные фонды, источниками образования средств которых являются предусмотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производимые юридическими и физическими лицами;

благотворительные и иные (инвестиционные) фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц;

экономические субъекты, если в их уставном капитале имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам.

Начиная с бухгалтерского отчета за 1995 г. обязательной аудиторской проверке подлежат экономические субъекты (за исключением находящихся полностью в государственной или муниципальной собственности) при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей их деятельности:

объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год, превышающего в 500 тыс. раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда;

суммы активов баланса, превышающей на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда.

Согласно Федеральному Закону РФ № 129-фз от 21 ноября 1996 г., эти объекты подлежат обязательному аудиту тогда, когда на это имеются указание в федеральных законах.

1.2 Правовые основы аудита

Становление аудита в России началось в конце 1980-х начале 1990-х годов. За этот период принят ряд нормативных документов по правовому регулированию аудиторской деятельности. К основным нормативным документам относятся:

Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации".

Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2263.

Положение о Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. Утверждено Распоряжением Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. № 54-РП.

Положение о Консультативном совете при Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. Утверждено решением Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации от 1 июня 1994 г.

Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 482 "Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации".

Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности. Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 482.

Порядок выдачи лицензий на осуществление аудиторской деятельности. Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 482.

Порядок проведения квалификационных экзаменов на право осуществления аудиторской деятельности. Утвержден Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией Минфина России 5 июня 1994 г.

О создании Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссии Центрального банка Российской Федерации. Приказ Центрального банка Российской Федерации от 15 июня 1994 г. № 02-102.

Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г.№ 1355 (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.04.95 г. № 408).

Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности (Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ, Протокол 1 от 9 февраля 1996 г.).

О сроках проведения мероприятий по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 5 января 1995 г. № 15).

Из приведенных нормативных документов видно, что в них сосредоточены нормативные положения как по организации аудиторской деятельности в России (см. п. 1, 2, 10, 11, 12), так и по проверке квалификации аудиторов (п. 4, 6, 8, 9) и лицензировании фирм, занимающихся аудитом (п. 7).

Базовым нормативным документом являются "Временные правила аудиторской деятельности в РФ".

В развитие этого документа в последующие два года было издано несколько постановлений, регламентирующих различные аспекты аудиторской деятельности в России.

Временные правила аудиторской деятельности в РФ определяют правовые основы осуществления в РФ аудиторской деятельности как независимого вневедомственного финансового контроля. Определена сфера аудита - проверка деятельности экономических субъектов, а также его цели.

Временные правила вводят, помимо добровольной (инициативной) аудиторской проверки, понятие проверки обязательной. В соответствии с этими правилами аудиторской деятельностью имеют право заниматься физические лица - аудиторы и юридические лица - аудиторские фирмы. Временными правилами определены виды работ, входящие в состав аудиторской деятельности, права и обязанности аудиторских фирм и их взаимодействие с заказчиками. Приведены правила оформления результатов аудиторской проверки, отчета и аудиторского заключения. Временные правила определяют процедуру аттестации на право быть специалистом-аудитором и процедуру лицензирования - на право аудиторской деятельности.

Во Временных правилах определен порядок выдачи лицензий, а также порядок их аннулирования. Предусмотрены серьезные санкции для аудиторов и аудиторских фирм, допускающих ошибки, просчеты, небрежность в работе.

На основе вышерассмотренных нормативных документов можно сделать вывод, что в России система аудиторской деятельности включает три основных уровня:

Первый уровень - Закон об аудите (аудиторской деятельности). До принятия закона аудиторская деятельность регулируется Временными правилами.

Второй уровень - представлен стандартами (правилами). Стандарты аудита, разрабатываемые в России, подразделяются на четыре вида: общесистемные; организационно-технологические; стандарты отчетности; специфические стандарты отдельных видов аудита (банковского, страхового).

Третий уровень - документы, регулирующие аудиторскую деятельность и носящие вспомогательных характер. основная их цель - помощь в реализации требований правил (стандартов).

1.3 Стандарты аудита

Аудиторские стандарты - это единые базовые принципы, которым должны следовать все аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей профессиональной деятельности.

Соблюдение аудиторских стандартов в процессе осуществления аудиторской деятельности гарантирует определенный уровень качества аудита и надежности его результатов.

Аудиторские стандарты являются также основанием в суде для доказательства качества проведения аудита, и в зависимости от того, насколько отступил аудитор от стандарта, определяется мера ответственности аудитора. Аудитор, допустивший в своей практике отступление от какого-либо стандарта, должен быть готов объяснить причину этого.

Значение аудиторских стандартов состоит в том, что они:

при их соблюдении обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;

содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;

определяют действия аудитора в конкретных ситуациях.

Все стандарты имеют одинаковую структуру построения и содержат следующие разделы:

Общие положения;

Основные понятия и определения, используемые в стандарте;

Сущность стандарта;

Практические приложения.

В разделе "Общие положения" отражаются: цель и необходимость разработки данного стандарта;

объект стандартизации; сфера применения стандарта; взаимосвязь с другими стандартами.

В разделе "Основные понятия и определения используемые содержатся основные термины и их краткая характеристика.

В разделе "Сущность стандарта" формулируется проблема, требующая описания, проводится ее анализ и приводятся методы решения.

Стандарт, так же как и другие нормативные документы, должен содержать такие непременные реквизиты, как номер стандарта; дата ввода в действие; цель разработки; сфера применения стандарта; анализ проблемы; возможные процедуры решения проблемы.

Помимо аудиторских стандартов, являющихся нормативными документами и обязательными для применения, в аудиторских фирмах могут разрабатываться и собственные, внутрифирменные аудиторские стандарты.

Аудиторские стандарты включают в себя четыре основных вида:

1. Общие стандарты аудита;

2. Рабочие стандарты аудита;

3. Стандарты отчетности;

Специфические стандарты, используемые для аудита в отдельных областях деятельности.

Приведем перечень разработанных и принятых российских правил (стандартов), а также разработанных, но еще не принятых проектов стандартов аудита:

1. Общие правила (стандарты).

1.1. Основные принципы аудита (проект).

1.2. Цели и объем аудита финансовых отчетов (проект).

1.3. Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита.

2. Правила (стандарты) проведения аудиторской проверки.

2.1. Планирование аудита.

2.5. Аудиторские доказательства.

2.6. Документирование аудита.

2.7. Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита.

2.8. Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности.

2.14. Использование работы эксперта.

2.17. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.

3. Правила (стандарты) составления отчета.

3.1. Отчет аудитора о проверке финансовой отчетности (проект).

3.2. Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности.

3.4. Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности.

Документы третьего уровня, регулирующие аудиторскую деятельность, носят вспомогательный характер и основная их цель - помощь в технической реализации требований правил (стандартов), в разработке прогрессивных приемов и рациональных способов организации аудиторской деятельности. Эти документы разрабатываются в каждой аудиторской организации самостоятельно и призваны обеспечить единый подход к аудиторской проверке в данной аудиторской организации.

2. Технико-экономическое обоснование создания аудиторской фирмы

Общество с ограниченной ответственностью «Аудит-Экспертиза» (далее - ООО «Аудит-Экспертиза») было создано 20 декабря 1998 года.

ООО «Аудит-Экспертиза», являясь юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, которым оно отвечает по своим обязательствам. Предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, а также нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Общество также имеет расчетный счет в банке, круглую печать со своим наименованием, штампы, бланки и другие реквизиты.

Учредителями ООО «Аудит-Экспертиза» являются физические лица, из вкладов которых образован уставный капитал предприятия.

Основными внутренними документами, регулирующим деятельность ООО «Аудит-Экспертиза», являются Устав предприятия, Учредительный договор, коллективный договор.

Устав ООО «Аудит-Экспертиза» утвержден в соответствии с действующим российским законодательством решением Общего собрания учредителей-участников Общества. Устав общества состоит из следующих разделов:

1. Общие положения.

2. Права участников общества.

3. Предмет, задачи и цели общества.

4. Общие собрания участников.

5. Обязанности участников общества.

6. Исполнительный орган общества.

7. Выход участников из общества.

8. Переход доли в уставный капитал общества.

9. Учет и отчетность.

10. Реорганизация и ликвидация обществ.

Высший орган управления общества - общее собрания его участников.

Исполнительным органом является директор, избранный общим собранием; он же осуществляет организацию документооборота.

Главная задача фирмы «Аудит-Экспертиза» - это получение максимальной прибыли на вложенный капитал путем осуществления различных видов деятельности, не противоречащих действующему законодательству.

Предметная область проведения проверок включает учредительные и другие общие документы предприятия, в том числе и учетную политику, документы по всем счетам и разделам бухгалтерского учета и отчетность.

Изучая учредительные и другие общие документы заказчика, можно получить сведения о предприятии, его деятельности, особенностях технологии и организации производства. Анализ учетной политики позволяет выявить общие сведения об организации учета в методическом, техническом и организационных аспектах, провести экспресс-анализ ведения бухгалтерского учета у клиента.

Центральное место в проведении проверок занимает аудит учета по всем разделам и счетам и бухгалтерской отчетности. В литературе, посвященной аудиту, вопросы порядка и классификации видов работ, подлежащих проверке, представлены в общих чертах. Нет четкой градации видов работ, их трудоемкости и очередности проведения. Поэтому наиболее рациональной является декомпозиция, базирующаяся на выделении комплексов, подлежащих аудиту, применительно к плану счетов бухгалтерского учета

При проведении проверки достаточно запросить у клиента определенный набор документов и учетных регистров и, следуя заранее описанной процедуре, осуществлять проверку.

Методики по различным разделам учета должны разрабатываться по единой схеме. Для проверки каждого раздела бухгалтерского учета составляется методика, которая должна включать в себя:

Перечень основных нормативных документов;

Описание альтернативных учетных решений, выбор которых предоставлен экономическому субъекту Законом о бухгалтерском учете, Положением о бухгалтерском учете и отчетности, отражаемых в учетной политике;

Первичные документы по разделу учета;

Регистры синтетического и аналитического учета и отчетность;

Классификатор возможных нарушений;

Вопросник аудитора для составления программы проверки;

Методы сбора аудиторских доказательств, применяемые при проверке;

Описание контрольных процедур.

Проверка, осуществляемая традиционным способом, включает выполнение положений, приведенных в первых четырех пунктах методики. Последующие пункты методики целесообразно использовать, если к работе привлекаются ассистенты.

Перечень основных нормативных документов включает законы, положения по бухгалтерскому учету, методические указания, инструкции ГНС и др., которыми должен руководствоваться аудитор при проверке соответствующего раздела учета.

Описание альтернативных учетных решений, выбор которых предоставлен экономическому субъекту, предполагает описание различных вариантов таких решений, что позволит аудитору при необходимости сравнить их с вариантом, применяемым клиентом, и выполнить необходимый анализ или дать рекомендации по улучшению ведения учета.

Перечень первичных документов приводится по каждому разделу учета, что позволяет аудитору сделать вывод о состоянии этапа регистрации в первичном учете (применяются ли типовые формы первичных документов, как оформлены документы и др.)

Регистры аналитического и синтетического учета и отчетности представляют их описание для соответствующих форм счетоводства (журнально-ордерный, мемориально-ордерный, журнальной формы, журнал-главная, упрощенной и др.)

Наличие перечня регистров позволяет аудитору определить их соответствие у клиента общепринятым и при необходимости сделать соответствующие рекомендации.

Отчетность должна включать соответствующие формы (баланс по форме № 1, отчет о финансовых результатах по форме № 2 и др.)

Классификатор возможных нарушений содержит наиболее часто встречающиеся нарушения по соответствующим разделам учета. Так, например, для аудиторской проверки кассовых операций можно предположить следующую классификацию нарушений: прямое хищение, присвоение поступивших денежных средств, излишнее списание денег по кассе и др.

Вопросник аудитора для составления программы проверки содержит необходимые вопросы, которые необходимо включить в план проверки. Эти вопросы направлены на выявление возможных нарушений в организации учета, оформлении документов, дополнении отчетности, внутреннего контроля. Вопросники целесообразно составлять в виде таблиц с вариантами ответов и выводов.

Методы сбора аудиторских доказательств, применяемые при проверке, являются типовыми.

Используются восемь основных методов:

наблюдение за инвентаризацией или участие в ней,

наблюдение за выполнением хозяйственных или бухгалтерских операций,

устный опрос,

получение письменных подтверждений,

проверка документов клиента,

проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц,

проверка арифметических расчетов,

проведение анализа.

Описание контрольных процедур для выявления возможных нарушений или злоупотреблений по соответствующему разделу учета.

Все процедуры строятся по единой схеме и включает в себя:

наименование контрольной процедуры;

цель проведения контрольной процедуры;

перечень средств (первичные документы, регистры аналитического и синтетического учетов клиента, нормы, нормативы и различная справочная информация), необходимых для выполнения процедуры;

описание техники исполнения процедуры;

описание формы представления результатов проведенной процедуры ведущему аудитору.

Все процедуры снабжены классификационными номерами, позволяющими делать ссылки на них в программе аудиторской проверки у конкретного клиента. Классификационный номер содержит название раздела бухгалтерского учета и три цифровых знака. Классификационный номер строится по серийно-порядковой системе:

первый знак - номер нарушения по классификации нарушений;

второй знак - номер разновидности нарушения;

третий знак - порядковый номер контрольной процедуры для выявления данного нарушения.

Таков подход к разработке положений методики проведения проверок с участием ассистента. Разработка практических методик для проверки каждого раздела и объекта учета - дело весьма трудоемкое.

В безусловно положительном аудиторском заключении мнение аудитора (аудиторской фирмы) о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что эта отчетность подготовлена таким образом, что обеспечивает во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

Безусловно положительное заключение выдается аудитором экономическому субъекту, если аудитор по данным проверки полностью уверен, что: финансовая отчетность клиента подготовлена достоверно, на основе достоверных и объективных данных бухгалтерского учета; организация, постановка и ведение бухгалтерского учета экономического субъекта отвечают установленным принципам и требованиям, а учетная политика организации выбрана правильно; своевременно и полностью внесены налоги в бюджет и обязательные платежи во внебюджетные фонды; соответствующим образом в приложениях и пояснениях к отчету раскрыты все вопросы, имеющие отношение к финансовой отчетности; внутренний контроль надежно подтверждает эффективность, законность и целесообразность хозяйственных операций; данные финансовой отчетности не противоречат альтернативному отчету организации, составленному аудитором, или уже известным аудитору сведениям об организации.

В условно положительном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что за исключением определенных в аудиторском заключении обстоятельств бухгалтерская отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период, исходя из нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

В условно положительном заключении аудитор подтверждает достоверность финансовой отчетности с изложением обстоятельств, обусловивших такое заключение. Такими обстоятельствами могут быть: расхождения во мнении с руководством организации по отдельным фактам хозяйственной деятельности и показателям финансовой отчетности; несогласие с методами оценки отдельных объектов учета, правильностью расчетов амортизации и других расчетных значений; несоответствие корреспонденции счетов по отдельным хозяйственным операциям экономическому и правовому их содержанию; неадекватная учетная политика организации, влияющая на достоверность финансовой отчетности и др.

В отрицательном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности означает, что в связи с определенными обстоятельствами эта отчетность не обеспечивает во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности.

Отрицательное аудиторское заключение выдается в тех случаях, когда неуверенность аудитора в достоверности финансовой отчетности настолько велика, что, по его мнению, может ввести в заблуждение пользователей и не позволяет сделать вывод о правильности и объективности финансовой отчетности. В аудиторском заключении необходимо четко сформулировать причины, существенные ошибки и нарушения, которые не позволяют считать отчет достоверным.

Отказ аудитора (аудиторской фирмы) от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта в аудиторском заключении означает, что в результате определенных обстоятельств (ограничение объема проверки, неуверенность аудитора и др.) аудитор (аудиторская фирма) не может выразить такое мнение.

3. Проведение аудиторской проверки на примере МУП «Жилищное хозяйство»

3.1 Характеристика МУП «Жилищное хозяйство»

Предприятие является коммерческой организацией. Учредителем МУП «Жилищное хозяйство» и собственником имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения, является муниципальное образование Город Череповец. Полномочия участника и собственника имущества предприятия от имени муниципального образования Город Череповец осуществляет мэрия города. Учредительным документом Предприятия является Устав. МУП «Жилищное хозяйство» в соответствие с требованиями Федерального Закона № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2003г. имеет лицензию - Государственная Лицензия регистрация № ВЛГ 003819, выдана Комитетом по лицензированию строительной деятельности администрации Вологодской области на осуществление строительной деятельности регистрация № 54 ЭК-003331, выдана Госгортехнадзором России на осуществление эксплуатации подъёмных сооружений. Место нахождения МУП «Жилищное хозяйство»: Вологодская область, город Череповец, улица Олимпийская, дом 81.

01.12.89 г. образовано ЖКУ ГПО ЖКХ - жилищно-коммунальное управление городского производственного объединения жилищно-коммунального хозяйства, которому было предоставлено право самостоятельного юридического лица с открытием своего счета в банке.

01.05.90 г. ЖКУ ГПО ЖКХ было переименовано в ПЖРЭП ПО ЖКХ - производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие производственного объединения жилищно-коммунального хозяйства. 01.07.91 г. на предприятии была создана транспортная группа.

26.02.92 г. ПЖРЭП ПО ЖКХ было переименовано в муниципальное унитарное производственное предприятие жилищного хозяйство - МУП ПЖХ. 01.04.92 г. была создана своя аварийно-ремонтная служба для обслуживания жилищного фонда в ночное время, выходные и праздничные дни. В 1994 г. была создана производственная служба, в состав которой входят: столярный и механический цеха.

Во Всероссийском конкурсе на лучшую организацию предприятия ЖКХ по итогам работы за 1999 год предприятие заняло второе место.

В 2004 году предприятие переименовано в Муниципальное унитарное предприятие города Череповца «Жилищное хозяйство». Сокращенное наименование: МУП «Жилищное хозяйство».

Во Всероссийском конкурсе на лучшую организацию предприятия ЖКХ по итогам работы за 2004 год предприятие заняло первое место.

Целью создания и деятельности МУП «Жилищное хозяйство» является удовлетворение общественных потребностей в услугах, работах и продукции, оказываемых предприятием и получение прибыли. Для достижения данных целей предприятие осуществляет следующие виды деятельности:

§ техническое обслуживание, содержание (в том числе и санитарное) и ремонт муниципального жилищного фонда и объектов соцкультбыта;

§ исполнение функций заказчика при проведении капитальных ремонтов зданий и сооружений;

§ заключение договоров с нанимателями, собственниками жилья, арендаторами и прочими потребителями на оказание услуг по техническому обслуживанию жилых и нежилых помещений;

§ контроль над соблюдением пользователями, арендаторами или собственниками жилых и нежилых помещений нормативных требований по пользованию помещениями, внутридомовым инженерным оборудованием, коммунальными и иными услугами, предусмотренными договором аренды или технического обслуживания;

§ заверение доверенностей в установленном законом порядке;

§ регистрация граждан по месту пребывания и по месту жительства и снятие их с регистрационного учета;

§ оказание консультативной помощи населению, предприятиям и организациям по вопросам жилищного законодательства;

§ предоставление согласно утвержденными органами местного самоуправления перечням услуг населению в сфере жилищного хозяйства;

§ предоставление платных услуг физическим и юридическим лицам по техническому обслуживанию и всем видам ремонтов строительных конструкций зданий и внутридомового инженерного оборудования, а также услуг с предоставлением и использованием автомашин, станком и механизмов;

§ эксплуатация подъемных механизмов и сооружений;

§ техническое освидетельствование подъемных сооружений в случаях, предусмотренных правилами безопасности;

§ монтаж и пусконаладочные работы на подъемных сооружениях, системах защиты и приборах безопасности для подъемных сооружений, в том числе при ремонте и эксплуатации;

§ реконструкция, модернизация и капитальный ремонт подъемных сооружений;

§ торгово-посредническая и коммерческая деятельность в сфере жилищного хозяйства;

§ производство и реализация продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления;

§ заготовка, переработка и реализация отходов производства.

Действующая организационная структура МУП «Жилищное хозяйство» представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Организационная структура МУП «Жилищное хозяйство»

Единоличным исполнительным органом МУП «Жилищное хозяйство» является директор. Директор представляет интересы предприятия; распоряжается имуществом предприятия; совершает сделки от имени предприятия; открывает в банках расчетный и другие счета, пользуется правом распоряжаться денежными средствами; осуществляет прием на работу работников предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры; отчитывается о деятельности предприятия.

Функции заместителя директора по финансам:

1. Управление финансовой и экономической деятельностью предприятия.

2. Формирование политики развития предприятия в области экономики финансов и маркетинга.

3. Управление финансовыми отношениями с кредитно-финансовыми и налоговыми органами.

Функции главного инженера:

1. Осуществление координации и общее руководство отделами и участками.

2. Контроль за содержанием, капитальным и текущим ремонтом жилого фонда.

3. Прием и рассмотрение обращений граждан, принятие необходимых мер и контроль за их исполнением.

4. Рассмотрение и согласование проектно-конструктивной документации.

5. Осуществление контроля за заключением и исполнением договоров.

Функции начальника ПТО:

1. Планирование, техподготовка, организация проведения капитальных и текущих ремонтов жилого фонда.

2. Контроль за эксплуатацией и содержанием конструктивных элементов зданий, инженерных систем.

3.2 Анализ финансового состояния предприятия

МУП «Жилищное хозяйство» осуществляет оперативный и бухгалтерский учет, ведет статистическую и иную отчетность в установленном действующим законодательстве порядке.

Контроль за сохранностью имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения, и использованием его по назначению, осуществляет собственник - муниципальное образование Город Череповец (мэрия города). Предприятие в обязательном порядке представляет собственнику отчетность: ежеквартальный и не позднее 30 марта следующего за отчетным года годовой бухгалтерские балансы и все формы бухгалтерского отчета с отметкой об их принятии в орган государственной налоговой инспекции, информацию для реестра муниципальной собственности, а также иную отчетную документацию по требованию собственника.

Бухгалтерский учет осуществляется на предприятии бухгалтерской службой, возглавляемой главным бухгалтером. На предприятии установлена компьютерная технология обработки учетной информации.

Бухгалтерский учет в МУП «Жилищное хозяйство» на сегодняшний момент ведется с использованием средств вычислительной техники на базе электронной версии «1С:Бухгалтерия».Это универсальная бухгалтерская программа. Электронная версия «1С:Бухгалтерия» ориентирована на обычного бухгалтера, обладающего азами компьютерной грамоты. Программа настраивается на особенности бухгалтерского учета на предприятии, на изменения в законодательстве и формах отчетности. Подобные изменения могут осуществляться самим пользователем.

Организация аналитического учета позволяет в электронной бухгалтерии «1С:Бухгалтерия», отслеживать расчеты с конкретными покупателями и поставщиками, учитывать наличие и движение товарно-материальных ценностей, выполнение договоров, расчеты по заработной плате и с подотчетными лицами и т.д.

Помимо «1С:Бухгалтерия» используется прикладная программа как «1С_Квартплата». С помощью программы «1С_Квартплата» отслеживается поступление платежей от населения.

На предприятии установлена также справочная компьютерная система «Консультант-бухгалтер». Справочная система «Консультант Бухгалтер» представляет собой удобное справочное средство для работы с текстовой информацией. Информационный Банк системы включает в себя нормативные акты, регламентирующие бухучет и налогообложение, а также консультации квалифицированных специалистов по наиболее часто встречающимся в практике бухгалтеров вопросам налогообложения и бухучета.

МУП «Жилищное хозяйство» применяет типовые формы бухгалтерской отчетности, установленные Министерством финансов Российской Федерации: форма № 1 «бухгалтерский баланс»; форма № 2 «отчет о прибылях и убытках»; форма № 3 «отчет об изменениях капитала»; форма № 4 «отчет о движении денежных средств»; форма № 5 «приложения к бухгалтерскому балансу»; «пояснительная записка»; формы документов для внутренней отчетности.

Бухгалтерский учет основных средств осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01. Начисление амортизации объектов основных средств предприятия в течение срока их полезного использования производится линейным способом. Основные средства, передаваемые в хозяйственное ведение собственником муниципального имущества, принимаются к учету в оценке собственника.

Учет материальных ценностей производится по фактическим расходам на их приобретение. Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство осуществляется по средней себестоимости. Средняя оценка фактической себестоимости производится исходя из среднемесячной фактической себестоимости, в расчет которой включается количество и стоимость материалов и все поступления за месяц. Для оценки готовой продукции применяются учетные цены, сформированные по фактической себестоимости.

К доходам от обычных видов деятельности относятся поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг, которые предусмотрены Уставом предприятия. Признание доходов в бухгалтерском учете МУП «Жилищное хозяйство» осуществляется по методу начисления. Выручка от реализации населению услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда производится по ценам, установленным органом местного самоуправления.

Размер уставного фонда МУП «Жилищное хозяйство» составляет 1 025 тысячи рублей. Предприятие обязано перечислять в городской бюджет часть чистой прибыли. Остающаяся в распоряжении предприятия часть чистой прибыли используется на создание резервного фонда, который составляет не менее 10% уставного фонда, и иных фондов предприятия, в том числе социального фонда, фонда совершенствования и развития производства, фонда материального поощрения.

Чистая прибыль предприятия распределяется в соответствии с Уставом.

Анализ финансового состояния предприятия начинают с изучения состава и структуры имущества по данным баланса. Для более углубленного анализа необходимо привлечь дополнительные данные из формы №5.

Баланс позволяет дать общую оценку изменения всего имущества предприятия, выделить в его составе оборотные и внеоборотные средства, изучить динамику структуры имущества. Под структурой понимается процентное соотношение отдельных групп имущества внутри этих групп.

Сначала проведем горизонтальный финансовый анализ состояния предприятия.

Горизонтальный анализ заключается в построении одного или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения).

Ценность результатов горизонтального анализа существенно снижается в условиях инфляции, но эти данные можно использовать при межхозяйственных сравнениях.

Цель горизонтального анализа состоит в том, чтобы выявить абсолютные и относительные изменения величин различных статей баланса за определенный период, дать оценку этим изменениям.

Горизонтальный анализ баланса приведен в таблице 2.1. (см. приложение 1).

На основании таблицы 2.1. можно сделать вывод, что в 2006 году по сравнению с 2005 годом валюта баланса уменьшилась на 30%. Это произошло в результате снижения: запасов на 3780 тыс.руб., что составляет 48%; основных средств на 38 тыс.руб. (0,4%) и суммы убытков прошлых лет на 3090 тыс. руб. (21%)

Положительным моментом является уменьшение суммы кредиторской задолженности на 14981 тыс. руб. (46,5%).

Отрицательным моментом является наличие дебиторской задолженности. Хотя она уменьшилась на 13%, но она составляет 11937 тыс. руб.

Наличие дебиторской задолженности связано с тем, что существуют не только предприятия, которые не производят вовремя расчеты, но и существуют неплательщики по коммунальным платежам. Последние составляют львиную долю в сумме дебиторской задолженности.

В 2007г. по сравнению с 2006г. валюта баланса уменьшилась незначительно на 1980 тыс. руб., что составило 8%.

Это произошло в результате уменьшения суммы основных средств на 1099 тыс. руб.; запасов на 2187 тыс. руб. (54%); денежных средств на 152 тыс. руб. (34%).

Уменьшение кредиторской задолженности на 3000 тыс.руб. (55,86%), говорит о том, что предприятие гасит свои долги, но одновременно ситуация на предприятии складывается не благоприятно, т.к. увеличивается сумма дебиторской задолженности на 301 тыс. руб. (3%)

Следующий этап - анализ актива и пассива бухгалтерского баланса.

Финансовое состояние предприятия и его устойчивость в значительной степени зависят от того, каким имуществом располагает предприятие, в какие активы вложен капитал и какой доход они приносят.

Сведения о размещении капитала, имеющегося в распоряжении предприятия, содержатся в активе баланса. По этим данным можно установить, какие изменения произошли в активах предприятия, какую часть составляет недвижимость предприятия, а какую - оборотные средства.

В процессе анализа активов предприятия в первую очередь следует изучить изменения в их составе и структуре и дать им оценку. Проводится анализ в таблицах 2.2, 2.3, 2.4. (см. приложение 2, 3, 4).

В период с 2005 по 2007годы в структуре активов МУП "Жилищное хозяйство" наблюдались следующие изменения:

В 2005-2006 гг. в структуре актива баланса прослеживается значительное снижение доли внеоборотных активов за счет снижения доли основных средств в 2006 г. на 38 тыс. руб. В 2007г. доля внеоборотных активов в структуре баланса осталась практически неизменной и составила 9840 тыс. руб., произошло увеличение по незавершенному строительству на 14,93%;

Оборотные активы в 2005 г.увеличились на 12341 тыс.руб., увеличение произошло за счет увеличения запасов на 4640 тыс.руб., денежных средств на 5636 тыс. руб., дебиторской задолженности на 1299 тыс.руб. Дебиторская задолженность увеличивается за счет неплательщиков за коммунальные услуги. Это проблема всей отрасли. На предприятии нужно усиливать работу с должниками. Для этого необходимо оформлять судебные иски и возможно привлечь дополнительные кадры.

В 2006 и 2007 г. оборотные активы уменьшились в результате уменьшения запасов на 14,99%.Но не смотря на то, что доля запасов снижается в общем размере активов и оборотных активов, все равно объем запасов составляет все еще очень значительную величину. Еще не использованы все резервы снижения затрат на управление запасами, что ведет к необходимости их использовать и тем самым еще улучшить ситуацию (закрепить благоприятную тенденцию);

Денежные средства уменьшаются значительно в 2006г. на 5371 тыс.руб., в 2007 г. на 152 тыс.руб. Отрицательным моментом является увеличение доли дебиторской задолженности, которая в 2006г. составила 45,50% актива баланса, а в 2007г. 50,45%. Дебиторская задолженность увеличивается за счет неплательщиков за коммунальные услуги. Это проблема всей отрасли. На предприятии нужно усиливать работу с должниками. Для этого необходимо оформлять судебные иски и возможно привлечь дополнительные кадры.

Причины увеличения или уменьшения имущества предприятий устанавливают, изучая изменения в составе источников его образования. Поступление, приобретение, создание имущества может осуществляться за счет собственных и заемных средств (капитала), характеристика соотношения которых раскрывает существо финансового положения предприятия. Так, увеличение доли заемных средств, с одной стороны, свидетельствует об усилении финансовой неустойчивости предприятия и повышения степени его финансовых рисков, а с другой - об активном перераспределении (в условиях инфляции и невыполнения в срок финансовых обязательств) доходов от кредиторов к предприятию-должнику.

В процессе анализа пассива баланса организации изучаются изменения в его динамике, составе, структуре, что показано в таблицах 2.5, 2.6, 2.7. (см. приложение 5, 6, 7).

В период с 2005 по 2007годы в структуре пассивов МУП "Жилищное хозяйство" наблюдались следующие изменения:

Cнижение стоимости имущества предприятия за 2005 год составило 2029630 тыс. руб. Произошло это, главным образом, за счет снижения доли добавочного капитала на 2042819 т.р. В 2006 году стоимость имущества снижается на 11370 тыс. руб., снижение происходит в основном за счет снижения суммы кредиторской задолженности на 14550 тыс.руб. В 2007 году стоимость имущества снижается на 1980 тыс.руб.;

Произошло небольшое снижения суммы убытка в 2005 году на 1124 тыс. руб., в 2006 г. на 3090 тыс.руб., в 2007 г. на 1007 тыс.руб.;

В 2005 году по решению собственника увеличен размер уставного капитала и на 31 декабря 2007 года составил 1 025 тыс. руб.;

Положительными моментами работы предприятия так же является уменьшение суммы кредиторской задолженности в 2006 г. на 14550 тыс.руб., в 2007 г. на 3 тыс.руб. Уменьшение кредиторской задолженности на 3000 тыс.руб., говорит о том, что предприятие гасит свои долги, но одновременно ситуация на предприятии складывается не благоприятно;

Подобные документы

    Нормативные основы методики проведения аудиторской проверки ООО "Эфес". Проведение процедур проверки по существу. Обоснование методики аудиторской проверки банковских операций по расчетным и прочим счетам. Документирование аудита и оценка его результатов.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2009

    Цели и задачи составления отчетности и проведения аудита. Анализ технико-экономических показателей деятельности, финансового состояние ОАО "КВЭН" и эффективности его производства. Проведение аудиторской проверки финансовой отчетности предприятия.

    дипломная работа , добавлен 10.11.2011

    Сущность аудита и аудиторской деятельности. Цели и задачи аудита. Достоверность бухгалтерской отчетности. Достижение основной цели проверки. Принципы проведения аудита. Независимость и конфиденциальность аудиторской проверки. Скептицизм аудита.

    курсовая работа , добавлен 29.09.2006

    Аудиторская проверка. Предмет аудиторской проверки. Обязанности хозяйствующего субъекта (организации) и аудиторской фирмы при проведении аудита. Анализ финансового состояния организации. Основные коэффициенты. Анализ кредитоспособности.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2006

    Порядок заключения договора для проведения аудита, необходимость планирования аудиторской проверки. Понятие и виды информации о бизнесе клиента, ее роль в аудите. Планирование аудиторской проверки материальных запасов на предприятии "Рудник Кусмурын".

    курсовая работа , добавлен 27.10.2010

    Нормативные документы регулирующие правовые основы аудиторской деятельности. Назначение и классифиция стандартов аудита. Основа аудиторской деятельности, отличие аудита от других форм финансового контроля. Формы и методы проведения аудиторской проверки.

    контрольная работа , добавлен 21.10.2010

    Сущность аудита и аудиторской деятельности, его цели и задачи. Определение стратегии аудиторской проверки. Планирование аудита. Подготовка общего плана и программы аудита. Права и обязанности аудиторов. Субъекты и объекты аудиторского контроля.

    реферат , добавлен 28.09.2006

    Теоретические аспекты аудиторской проверки операций с основными средствами. Понятие, сущность аудита. Планирование аудиторской проверки. Методика аудиторской проверки операций с основными средствами. Краткая экономическая характеристика предприятия.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2008

    Цели, задачи и объекты аудиторской проверки основных средств. Основные нормативные документы, регулирующие проведение аудиторской проверки. Организация бухгалтерского учета и контроля на примере ООО "Альфа". Оформление результатов аудиторской проверки.

    курсовая работа , добавлен 17.09.2014

    Цели, задачи и источники информации для проведения аудита. Планирование аудиторской проверки. Краткая экономическая характеристика ЗАО "Электрос". Анализ и разработка практических рекомендаций по проведению аудиторской проверки кредитов и займов.

МЭРИЯ ГОРОДА АРХАНГЕЛЬСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Положения о проведении обязательного аудита
бухгалтерской (финансовой) отчетности муниципальных унитарных
предприятий муниципального образования "Город Архангельск"


Документ с изменениями, внесенными:
постановлением мэрии города Архангельска от 25 сентября 2015 года N 807 ;
постановлением Администрации МО "Город Архангельск" от 19 января 2016 года N 37 ;
постановлением Администрации МО "Город Архангельск" от 28 июня 2016 года N 736 ;
постановлением Администрации МО "Город Архангельск" от 2 марта 2017 года N 213 .
_______________

В целях реализации статей 20 и Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (с изменениями и дополнениями) мэрия города Архангельска

постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности муниципальных унитарных предприятий муниципального образования "Город Архангельск".

2. Руководителям отраслевых органов Администрации муниципального образования "Город Архангельск" довести данное постановление до подведомственных муниципальных унитарных предприятий муниципального образования "Город Архангельск".
(пункт в редакции

3. Признать утратившими силу:

постановление мэрии города Архангельска от 24.06.2011 N 285 "Об аудите муниципальных унитарных предприятий »;

пункт 1 постановления мэрии города Архангельска от 12.09.2012 N 289 "О внесении изменений и дополнений в отдельные постановления мэрии города" .

4. Опубликовать постановление на официальном информационном Интернет-портале муниципального образования "Город Архангельск".

5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Главы муниципального образования "Город Архангельск" по вопросам экономического развития и финансам
Шапошникова Д.В.
(пункт в редакции

Мэр города
В.Н. Павленко

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности муниципальных унитарных предприятий муниципального образования "Город Архангельска"

УТВЕРЖДЕНО
постановлением мэрии
города Архангельска
от 30 июня 2014 года N 519
(в редакции постановления
Администрации МО "Город Архангельск"
от 2 марта 2017 года N 213 -

ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности муниципальных унитарных предприятий
муниципального образования "Город Архангельска"

_____________________________________________________
По тексту Положения:
слова "мэрия города Архангельска" в соответствующих падежах заменены словами "Администрация муниципального образования "Город Архангельск" в соответствующих падежах на основании постановления Администрации МО "Город Архангельск" от 19 января 2016 года N 37 .
слова "департамент экономики" в соответствующем падеже словами "департамент экономического развития" в соответствующем падеже на основании постановления Администрации МО "Город Архангельск" от 2 марта 2017 года N 213 .

_____________________________________________________

1. Настоящее Положение определяет порядок принятия Администрацией муниципального образования "Город Архангельск" решения о проведении аудиторских проверок муниципальных унитарных предприятий муниципального образования "Город Архангельск" (далее - предприятия) и случаи, при которых предприятия подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором.

2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (с изменениями и дополнениями) , Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с изменениями и дополнениями) и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" .

3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее -аудит) в отношении предприятий проводится в случаях, если:

объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) за предшествовавший отчетному год превышает 50 миллионов рублей;

сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей.

4. Аудит проводится ежегодно по итогам финансового года не позднее первого квартала года, следующего за отчетным.

5. Источником финансирования расходов по проведению аудита предприятия являются собственные средства предприятия.

6. Договор на проведение аудита предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.
(абзац в редакции постановления Администрации МО "Город Архангельск" от 28 июня 2016 года N 736

Для проведения открытого конкурса предприятия разрабатывают и утверждают конкурсную документацию.

7. Заключение договора на проведение аудита по результатам открытого конкурса осуществляется предприятиями после утверждения аудиторской организации или индивидуального аудитора и размера оплаты ее (его) услуг распоряжением заместителя Главы муниципального образования "Город Архангельск" по вопросам экономического развития и финансам (далее - распоряжение).
(пункт в редакции постановления Администрации МО "Город Архангельск" от 19 января 2016 года N 37

8. Для подготовки проекта распоряжения предприятия направляют в департамент экономического развития Администрации муниципального образования "Город Архангельск" (далее - департамент экономического развития) в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе или протокола рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе следующие документы:

копию протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе или протокола рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе;
(абзац в редакции постановления Администрации МО "Город Архангельск" от 19 января 2016 года N 37

проект договора на проведение аудита (в том числе приложения);

копию свидетельства о членстве аудиторской организации или индивидуального аудитора в саморегулируемой организации аудиторов, с которой (которым) заключается договор.

9. Подготовка проекта распоряжения и его согласование осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пункте 8 настоящего Положения.

10. Предприятия, в отношении которых проводится аудит, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, и не менее чем за семь рабочих дней до дня проведения балансовой комиссии по итогам финансово-хозяйственной деятельности предприятия за год представляют в соответствующий отраслевой орган Администрации муниципального образования "Город Архангельск", осуществляющий контроль за деятельностью данного предприятия, в департамент финансов Администрации муниципального образования "Город Архангельск", в департамент экономического развития по одному экземпляру аудиторского заключения и письменной информации (отчета) аудиторской организации или индивидуального аудитора о проведенном аудите.


Редакция документа
с учетом изменений и дополнений
компания "Двина-Софт