Тест на определение уровня общительности. Диагностические методики, направленные на выявление индивидуальных коммуникативных способностей. Интерпретация результатов тестирования

Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: «Да», «Нет», «Иногда» и поставьте в соответствующий столбец отметку Х.

Тестовое задание

Вопрос Да Иногда Нет
1 Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
2 Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?
3 Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?
4 Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
5 Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
6 Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?
7 Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
8 Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?
9 В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
10 Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
11 Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?
12 Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
13 У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?
14 Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в разговор?
15 Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
16 Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

Ключ к тесту Ряховского, методике оценки уровня общительности

Описание

Тест оценки уровня общительности, коммуникативности Ряховского содержит возможность определить уровень коммуникабельности человека. Испытуемому необходимо отвечать на вопросы, используя три варианта ответов: «Да», «Иногда» и «Нет».

Обработка результатов

Подсчитайте количество баллов за каждый ответ: «Да» – 2 очка, «Иногда» – 1 очко, «Нет» – 0 очков.

Полученные очки суммируйте и по классификатору определите, к какой категории относится испытуемый.

Интерпретация результата

30–31 очков. Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как больше всего страдаете от этого Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.

25–29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством – в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

19–24 очков. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

14–18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний, экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.

9–13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.

4–8 очков. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у Вас мигрень или даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для Вас. Людям – и на работе, и дома, и вообще повсюду – трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец подумайте о своем здоровье – такой стиль жизни не проходит бесследно.

«Умею ли я общаться?».

Диагностические методики, направ­ленные на выявление индивидуальных коммуникативных способ­ностей.

1. Оценка уровня общительности (тест).

2. Тест оценки коммуникативных умений.

3. Тест на оценку самоконтроля в общении (М. Снайдер).

Тест В. Ф. Ряховского.

1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли вас из колеи ее ожидание?

2. Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момен­та?

3. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступать с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы ни­когда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избе­жать этой командировки?

5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, отве­тить на какой-нибудь вопрос)?

7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть 10 рублей, которые занял несколько месяцев назад?

9. В ресторане либо в столовой вам подали явно недоброкаче­ственное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув, тарелку?

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым загово­рит он. Так ли это?

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочтете ли вы отказаться от своего намерения...?

12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

13. У вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оцен­ки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чу­жих мнений на этот счет вы не приемлете. Это так?

14. Услышав где-нибудь в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпо­чтете ли вы промолчать и не вступать в спор?

15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобрать­ся в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

30-32 очка. Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше всего вы сами. Но и близким вам людям то­же нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует группо­вых усилий. Старайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одино­чество, и поэтому у вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необ­ходимость новых контактов если и не ввергает вас в панику, то надол­го выводит из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только недоволь­ством - в вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности вы обретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пу­гают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и дис­путах участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой слишком мно­го сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

14-18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любозна­тельны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпели­вы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчи­вости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людь­ми. В то же время вы не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у вас раздражение.

9-13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охот­но знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам недостает, так это усид­чивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблема­ми. При желании, однако, вы можете себя заставить не отступать.

4-8 очков. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если име­ете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете успеш­но довести его до конца. По этой самой причине руководители и кол­леги относятся к вам с некоторой опаской. Задумайтесь над этим!

3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный ха­рактер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в ко­торых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно вы часто бы­ваете причиной разного рода конфликтов в вашем окружении. Вспыль­чивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для вас. Людям - и на работе, и дома, и вообще повсюду - трудно с ва­ми. Да, вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде все­го воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительнее от­коситесь к людям; наконец, подумайте и о своем здоровье - такой стиль жизни не проходит бесследно.

Тест на оценку самоконтроля в общении

(Тест разработан американским психологом М. Снайдером)

Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется вам вер­ным или преимущественно верным, поставьте рядом с порядковым но­мером букву «В», если неверным или преимущественно неверным - букву «Н».

1. Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других лю­дей.

2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глу­боко, чем это есть на самом деле.

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.

8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

10. Я не всегда такой, каким кажусь.

Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдеру, по­стоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: «Я такой, какой я есть в данный момент». Люди с низким коммуника­тивным контролем более непосредственны и открыты, у них более ус­тойчивое «Я», мало подверженное изменениям в различных ситуациях.

Подсчет результатов.

По одному баллу начисляется за ответ «Н» на 1, 5 и 7-й вопросы и за ответ «В» на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Если вы искренне отвечали на вопросы, то о вас, по-видимому, можно сказать следующее:

0- 3 балла - у вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведе­ние устойчиво, и вы не считаете нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Неко­торые считают вас «неудобным» в общении по причине вашей прямоли­нейности.

4-6 баллов - у вас средний коммуникативный контроль, вы ис­кренни, но несдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считае­тесь в своем поведении с окружающими людьми.

7- 10 баллов - у вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хоро­шо чувствуете ситуацию и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих.

Тест оценки коммуникативных умений

Вариант I .

Инструкция: Отметьте ситуации, которые вызывают у вас неудовлет­ворение, досаду, раздражение при беседе с любым человеком - будь то ваш товарищ, сослуживец, непосредственный начальник, руководитель или просто случайный собеседник.

Варианты ситуаций.

1. Собеседник не дает мне шанса высказаться, у меня есть, что ска­зать, но нет возможности вставить слово.

2. Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы.

3. Собеседник никогда не смотрит в лицо во время разговора, и я не уверен, слушает ли он меня.

4. Разговор с таким партнером часто вызывает чувство пустой траты времени.

5. Собеседник постоянно суетится, карандаш и бумага занимают его больше, чем мои слова.

6. Собеседник никогда не улыбается. У меня возникает чувство недо­вольства и тревоги.

7. Собеседник постоянно отвлекает меня вопросами и комментари­ями.

8. Что бы я ни сказал, собеседник всегда охлаждает мой пыл.

9. Собеседник всегда старается опровергнуть меня.

10. Собеседник передергивает смысл моих слов и вкладывает в них другое содержание.

11. Когда я задаю вопрос, собеседник заставляет меня защищаться.

12. Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не рас­слышал.

13. Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться.

14. Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посторон­ним: играет сигаретой, протирает стекла и т. д., и я твердо уверен, что он при этом невнимателен.

15. Собеседник делает выводы за меня.

16. Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествова­ние.

17. Собеседник всегда смотрит на меня очень внимательно, как гово­рят, не мигая.

18. Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это меня беспо­коит.

19. Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же.

20. Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.

21. Когда я говорю о серьезном, собеседник вставляет смешные исто­рии, шуточки, анекдоты .

22. Собеседник часто глядит на часы во время разговора.

23. Когда я вхожу в кабинет, он бросает все дела и все внимание обращает на меня.

24. Собеседник ведет себя так, будто я мешаю ему делать что-нибудь важное.

25. Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его вы­сказывание завершается вопросом: «Вы тоже так думаете?» или «Вы с этим несогласны?»

Подсчитайте процент ситуаций, вызывающих у вас досаду и раздра­жение.

70% - 100% - вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над собой и учиться слушать.

40%-70% - вам присущи некоторые недостатки. Вы критически относитесь к высказываниям. Вам еще недостает некоторых достоинств хорошего собеседника, избегайте поспешных выводов, не заостряйте вни­мание на манере говорить, не притворяйтесь, не ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор.

10%-40% - вы хороший собеседник, но иногда отказываете парт­неру в полном внимании. Повторяйте вежливо его высказывания, дайте ему время раскрыть свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с вами будет еще приятнее.

0 %- 10% - вы отличный собеседник. Вы умеете слушать. Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.

Вариант II .

Инструкция: «На 10 вопросов следует дать ответы, которые оценива­ются»:

«почти всегда» - 2 балла;

«в большинстве случаев» - 4 балла;

«иногда» - 6 баллов;

«редко» - 8 баллов;

«почти никогда» - 10 баллов.

Список вопросов.

1. Стараетесь ли вы «свернуть» беседу в тех случаях, когда тема (или собеседник) неинтересны вам?

2. Раздражают ли вас манеры вашего партнера по общению?

3. Может ли неудачное выражение другого человека спровоцировать вас на резкость или грубость?

4. Избегаете ли вы вступать в разговор с неизвестным или малознако­мым вам человеком.

5. Имеете ли вы привычку перебивать говорящего?

6. Делаете ли вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете со­всем о другом?

8. Меняете ли вы тему разговора, если он коснулся неприятной для вас темы?

9. Поправляете ли вы человека, если в его речи встречаются непра­вильно произнесенные слова, названия, вульгаризмы?

10. Бывает ли у вас снисходительно-менторский тон с оттенком пре­небрежения и иронии по отношению к собеседнику?

Обработка и интерпретация результатов.

Чем больше у вас баллов, тем в большей степени развито умение слушать.

Обычно средний балл слушателей составляет 55 баллов. Если набрано более 62 баллов, то слушатель - «выше среднего уровня».

Невербальные средства общения

Задание 1. «Фонация».

Студентам предлагается произнести одну и ту же фразу (на­пример: «Сегодня я хочу рассказать вам...» или можно взять лю­бую строчку из детского стихотворения «Зайку бросила хозяйка», «Наша Маша громко плачет») по-разному:

С паузами после каждого слова;

Произнося после каждого слова: м-м, э-э;

Произнося после каждого слова: вот, это, ну;

Очень быстро;

Очень медленно;

Очень громко;

Очень тихо;

Тихо, но быстро;

Громко, но медленно;

Повторяя каждое слово дважды, и т. д.

При этом выясняется внутреннее состояние, при котором фраза может быть произнесена именно в том значении, какое значение она приобретает в том или ином случае.

Задание 2. «Интонирование».

Студентам предлагается произнести слова «да» или «нет» с раз­ными интонациями. Каждый должен сам придумать определен­ные «предполагаемые обстоятельства», педагогическую ситуацию, в которой данное слово по отношению к ребенку могло прозву­чать именно так.

Варианты интонаций: уверенно, весело, подбадриваю­ще, агрессивно, отстраненно, доверяя тайну, снисходительно, с восхищением и т. д.

Студент должен выбрать для себя 3-4 эмоциональных состоя­ния, отличных друг от друга, в течение 5 мин придумать ситуа­цию оправдания и продемонстрировать результат. Ситуация не проигрывается, а лишь рассказывается остальным.

Варианты задания.

I. Студентам можно предложить более длинную фразу, кото­рую также надо произнести в разном эмоциональном состоянии, с разной целью. Например: строчку из стихотворения «Однажды в студеную зимнюю пору...» или любую скороговорку произнести как нравоучение, похвалу, восхищение, упрек и т. д.

II. Студентам предлагается произнести междометия, осуществить звукоподражание с различным подтекстом (ах, ох, м-м, э-э и т. д.; вкусно, надоело, задумчиво, уныло, вот-вот придет мысль, разо­чарованно, радостно).

Задание 3. «Логическое ударение» (по).

Студентам предлагается произнести скороговорку, пословицу и т. д., делая каждый раз логическое ударение на следующем сло­ве: «Шла Саша по шоссе...»

Также можно, работая в кругу, задавать соседу вопрос, логи­чески выделяя по очереди слова. Тот, кому задан вопрос, должен ответить в соответствии с логикой поставленного вопроса.

Например:

- Шли сорок мышей?.. (Вопрос)

- Шли сорок мышей. (Ответ)

Шли сорок мышей? (Вопрос)

Шли сорок мышей. (Ответ)

Задание может усложняться тем, что вместо текста предлагает­ся использовать звукоряд гласных: и-э-а-о-у-ы. Например:

И-э-а-о-у-ы? (Вопрос)

И-э-а-о-у-ы. (Ответ)

И-э-а-о-у-ы? (Вопрос)

И-э-а-о-у-ы. (Ответ)

Данные упражнения показывают, что одна и та же фраза име­ет совершенно разное значение в различных коммуникативных ситуациях, а следовательно, по-разному воспринимается и оце­нивается партнерами.

Мимика и пантомимика в общении.

Задание 1. «Приветствие» (по).

Студенты должны поприветствовать друг друга или сразу всю аудиторию с помощью невербальных средств. Задание выполняет­ся по очереди, желательно не повторяться.

Задание 2. «Настроение» (по).

Студенты должны показать, какое у них сейчас настроение (без слов).

Задание 3. «Мимика».

Мимика - это выражение своих мыслей, настроения движени­ем мускулов лица.

Человек практически никогда не видит себя со стороны, по­этому крайне сложно представить себя в состоянии гнева, радос­ти, печали. Как правило, подходя к зеркалу, мы принимаем то выражение лица, которое нам больше всего нравится. Поэтому часто, увидев себя со стороны, например на видеопленке, люди восклицают: «Неужели это я?»

Студенты работают индивидуально (с зеркалами). Необходимо изобразить различные эмоциональные состояния, при этом раз­глядывая себя в зеркале (страх, волнение, робость, удивление, возмущения, недовольство и т. д. и т. п.).

Общепринятым знаком расположения к собеседнику является улыбка, но и улыбка бывает разной.

Улыбнуться в зеркало: лукаво, искренне, испуганно, заиски­вающе, пренебрежительно, зло и т. д. и т. п.

Задание 4. «Зеркало» (по).

Студенты работают в парах. Один выступает в роли зеркала по отношению к другому. Все пары работают одновременно, не при­влекая друг к другу внимания.

Один изображает различные мимические реакции, другой ста­рается максимально точно их повторить. Затем студенты меняют­ся ролями.

Установление контакта в общении.

Задание 1. «Встреча».

Студенты делятся по парам. Каждая пара получает карточку-задание. Во время подготовки оговариваются лишь условия, в ко­торых осуществляется диалог, распределяются роли.

Варианты задания.

1. Встреча с человеком, с которым когда-то общались, но про­шло много времени и уже ничего не связывает.

2. Встреча с человеком, от которого много зависит.

3. Встреча с человеком, которого видите каждый день.

4. Встреча с человеком, беседа с которым вас не очень радует, хотелось бы избежать ее, но надо соблюсти правила приличия.

5. Неожиданная встреча с давним другом.

6. Встреча начальника на улице.

7. Встреча учителя с родителем, который давно не приходит в школу по вызову.

8. Встреча летом ученика на улице и т. д.

При выполнении задания студенты должны использовать те знания, которые получили на занятии. Ситуация завершается тог­да, когда студенты попрощаются друг с другом.

Необходимо обратить внимание студентов на то, как одни и те же приемы наполняются разным содержанием в зависимости от конкретной ситуации (например, приветствие «здравствуйте» или «привет»).

Задание 2. «Давайте познакомимся».

Студентам предлагается выбрать для себя ситуацию, в которой они должны познакомиться с детьми, кратко рассказать о цели их будущего общения и попрощаться, выразив удовольствие от пред­стоящего общения (например: с новым классом, с отрядом в за­городном лагере, с детьми, с которыми вместе поедут на экскур­сию в другой город, и т. п.).

На подготовку студентам отводится 5-10 мин; каждое пред­ставление должно занимать 1 -2 мин. В качестве детской аудито­рии выступают студенты, которые могут включаться в беседу от имени учеников, задавать вопросы, уточнять и т. д.

После каждого представления проводится коллективный ана­лиз. Оцениваются навыки использования полученных знаний, умения реагировать на неожиданные ситуации, сохраняя пози­тивный настрой на общение.

Данное упражнение формирует навыки установления контакта с аудиторией и создания положительной установки на общение.

Задание 3. «Хочу у вас работать».

Студенты разбиваются по парам. Одному отводится роль ди­ректора школы, другому - роль человека, желающего устроиться на работу в эту школу. Содержание диалога заранее не оговарива­ется. Задача пришедшего - устраиваясь на работу, максимально расположить к себе директора и получить работу. Студент, испол­няющий роль директора, может сам выбирать стиль общения и тактику поведения.

После каждого показа проводится обсуждение. Вначале выс­казываются исполнители, анализируя собственное поведение и поведение партнера. Затем анализ проводится со стороны наблю­дателей: что позволило добиться поставленной цели или, на­против, какие приемы были использованы, по каким невербаль­ным признакам угадывалось эмоциональное состояние испол­нителей и т. д.

Данное задание формирует навыки общения в официальных ситуациях, в ситуациях различных целевых установок партнеров.

Позиции в общении.

Задание 1. «Комплимент».

Студенты образуют двойной круг: внутренний и внешний. Внут­ренний круг встает лицом к внешнему, образуя пары. Каждый в паре должен сказать друг другу комплимент. Необходимо быть максимально искренним, искать в человеке то, что на самом деле заслуживает похвалы, также нужно не забыть поблагодарить партнера за приятные слова. Затем круги перемешаются так, чтобы поменялись партнеры. Работа продолжается до тех пор, пока каж­дый стоящий во внешнем круге не обменяется комплиментом с каждым, стоящим во внутреннем круге.

Упражнение направлено на формирование умений замечать положительное в других и искренне об этом говорить.

Задание 1.

В общении люди могут занимать различные позиции по отно­шению друг к другу. В позиции проявляется стиль, манера обще­ния человека. Разные ситуации позволяют занимать и различные позиции. В психологии принято выделять следующие позиции.

Позиция «Родитель» - основной стиль поведения: самоуверен, агрессивен, учит, направляет, оценивает, не сомневается, за все отвечает, со всех требует.

Позиция «Взрослый» - основной стиль поведения: корректен, сдержан, логически анализирует, свободен от предрассудков, не поддается настроению, рассуждает, анализирует.

Позиция «Дитя» («Ребенок») - основной стиль поведения: не­уверен, подчинен, эмоционален, человек настроения, нелогичен, импульсивен.

Вам предлагается подумать и высказать свое мнение по следующим вопросам.

1. Какая позиция, на ваш взгляд, наиболее приемлема для учи­теля? Обоснуйте.

2. Приходилось ли вам наблюдать каждую из этих позиций у учителей? Приведите примеры.

3. Проанализируйте различные реакции учителя на поступок ученика: ученик в очередной раз не готов к уроку.

а. «Как мне все надоело, разбирайся со своими оценками сам».

б. «Давай вместе подумаем, что с тобой происходит, и попыта­емся найти выход из ситуации».

в. «Завтра же с родителями - к директору».

Какую позицию в каждой ситуации занимает учитель? Почему вы так решили?

Ответьте на вопросы:

1. Можете ли вы, проанализировав свое поведение, опреде­лить, какая из позиций чаще всего проявляется в вашем поведе­нии? Приведите примеры.

2. Подумайте и приведите примеры ситуаций из собственного опыта, когда вы занимали различные позиции.

3. В каких ситуациях, в общении с какими людьми вам свой­ственно занимать ту или иную позицию?

4. Вспомните ситуации, когда ваши родители или другие взрос­лые люди занимали по отношению к вам позицию «Ребенка».

Каждой рассматриваемой нами позиции в общении соответ­ствует определенная тактика педагогического поведения, тактика приспособления к ситуации.

«Пристройка сверху» - учитель демонстрирует независимость, берет всю ответственность на себя.

«Пристройка рядом» - учитель считается с мнением учеников, стремится разобраться в каждой ситуации, понять интересы де­тей, предоставляет свободу выбора и самостоятельность.

«Пристройка снизу» - в поведении учителя обнаруживается за­висимость, подчиненность ситуации, неуверенность в себе.

В ходе обсуждения необходимо понять, что каждому человеку, имея доминирующую линию поведения, свойствен свой стиль об­щения, свойственно в различных ситуациях занимать различные позиции.

Позиция предопределяет выбор тактики поведения, т. е. при­спосабливание человека к той или иной ситуации, «пристройка» к тому или иному человеку (или аудитории).

Задание 3. «Хамелеон».

Студентам предлагается проанализировать, как в рассказе «Хамелеон» менялась тактика поведения полицей­ского надзирателя Очумелова в зависимости от ситуации.

1. Какие позиции, на ваш взгляд, занимает герой рассказа?

2. Проанализируйте, как меняется внешний вид, манера гово­рить, используемые Очумеловым слова в зависимости от смены позиций.

Задание 4. «Внешний вид».

Записать характерные для той или иной пози­ции в общении внешние признаки. На работу отводится 10-15 мин.

Анализ поведенческих реакций

Внешние признаки

«Родитель»

«Взрослый»

«Ребенок»

Выражение лица

Характерные слова и выражения

Интонации

Затем каждая группа зачитывает свои варианты, в ходе со­вместного обсуждения характеристики могут уточняться и до­полняться.

Задание 5. «Дискуссия».

Студентам предлагается подумать и высказаться по следующим вопросам: какую тактику изберет учитель, на ваш взгляд, если он боится детей, если он не может установить с ними контакт? Пе­речислите положительные и отрицательные последствия педаго­гического воздействия учителя на детей, занимающего каждую из перечисленных нами позиций.

Данное задание актуализирует представление студентов о каж­дой из названных позиций, позволяет выявить позитивные и не­гативные стороны.

Задание 6. «В разных позициях».

Студентам, работая всем вместе, предлагается обсудить про­блему: «Влияние средств массовой информации на развитие де­тей». Каждый должен высказывать свою точку зрения, но при этом сознательно занимая одну из трех позиций в общении. Начать дис­куссию может преподаватель, высказав свое видение проблемы. Если никто не поддерживает разговор, он обращается к одному из студентов с просьбой высказать свое мнение. При этом студент должен занять позицию, отличную от той, которую продемонст­рировал преподаватель. Постепенно должны включаться в разго­вор все новые и новые участники, занимая каждый раз позицию, отличающуюся от предыдущей. Желательно, чтобы в ходе выпол­нения задания каждый попробовал себя в разных позициях, пе­рестроился с одной на другую. Если по мере включения в дискус­сию новых участников возникает шум, агрессия, конфликтные ситуации, преподаватель должен остановить на несколько секунд разговор, а затем вновь его возобновить.

После окончания дискуссии каждый анализирует свое поведе­ние, высказываясь о том, в какой позиции ему было легче всего вести спор, какую позицию он занял, когда его внимание пере­ключилось с условия задания на обсуждаемую тему, с оппонента­ми, занимающими какую позицию, легче было вести полемику и т. д.

Данное задание направлено на актуализацию собственной пози­ции в общении, на формирование умений выстраивать собственную тактику поведения, учитывая ситуацию и поведение партнеров.

Давай проверим, насколько Ты общительный, любишь ли общаться со сверстниками и заводить новые знакомства, или, возможно, Тебе больше нравится проводить время наедине с собой.

Ответь на все вопросы, выбрав один из предложенных вариантов, и узнай кое-что новое о себе.

1. К Тебе за помощью обратился одноклассник, с которым у тебя не самые лучшие отношения. Ты согласишься ему помочь?

Да - 1 балл. Нет - 0 баллов.

2. Нравится ли Тебе отдыхать в летнем лагере?

Да - 1. Нет - 0.

3. Ты любишь ходить на дискотеки?

Да - 1. Нет - 0.

4. Легко ли Ты знакомишься во время отдыха?

Да - 1. Нет - 0.

5. Ты всегда рад неожиданной встрече с другом?

Да - 1. Нет - 0.

6. Начинал ли Ты когда-нибудь разговор с незнакомым сверстником в лифте?

Да - 1. Нет - о.

7. Ты всегда рад гостям?

Да - 1. Нет - 0.

8. Много ли у Тебя друзей?

Да - 1. Нет - 0.

9. Хочешь ли Ты, чтобы каждый выходной у Тебя был праздник?

Да - 1. Нет - 0.

10. Берешь ли Ты участие в конкурсах на каких-либо вечерах?

Да - 1. Нет - 0.

11. А как насчет имен Твоих соседей? Ты знаешь их?

Да - 1. Hi - 0.

12. Согласен ли Ты с тем, что главное - не победа, а участие?

Да - 1. Нет - 0.

13. Ты больше любишь общаться с людьми, чем играть с компьютером?

Да - 1. Нет - 0.

14. Нравится ли Тебе кому-нибудь помогать?

Да - 1. Нет - 0.

15. Ты ешь в гостях то, что предложат, даже если оно не очень вкусное?

Да - 1. Нет - 0.

16. Ты всех поздравляешь с праздниками?

Да - 1. Нет - 0.

17. Есть ли такая компания, в которой все хотят с Тобой общаться?

Да -1. Нет - 0.

18. Ты любишь новые знакомства?

Да - 1. Нет - 0.

19. Ты чувствуешь себя уверенно в любой компании?

Да - 1. Нет - 0.

20. Ты любишь играть с маленькими детьми?

Да - 1. Нет - 0.

21. Что Тебе легче: А: написать письмо, Б: позвонить?

22. Ты легко находишь новых друзей?

Да - 1. Нет - 0.

23. Приходилось тли Тебе делать вид, будто Тебя нет дома?

Да - 0. Нет - 1.

24. К Тебе часто заходят или звонят друзья?

Да - 1. Нет - 0.

25. Тебя беспокоит то, «что подумают другие»?

Да - 1. Нет - 0.

Подсчитай набранные баллы и запиши результат.

Результаты теста

Твой результат 16-25 баллов? Поздравляю! Ты очень общительный человек. Круг Твоего общения и в правду огромный. Тебя радушно примет любая компания: каждый рад встрече с Тобой. Ты имеешь уникальный дар находить общий язык с разными людьми, даже незнакомыми: вам всегда найдется, о чем поговорить. Такая способность поможет Тебе стать настоящим лидером.

Если ты набрал от 8 до 15 баллов: Общаться Ты любишь и умеешь. Однако побыть в одиночестве, помечтать, погулять наедине с собой Тебе тоже нравится. Вряд ли Тебе нужно стремиться стать лидером, возглавить какую-то компанию. В этом нет ничего страшного, ведь пообщаться с близким другом иногда стоит большего, нежели завести множество новых знакомств.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
с. МОСКОВСКОЕ
КРАСНОГВАРДЕЙСКИЙ ФИЛИАЛ

Определение общего уровня общительности обучающихся (тест В. Ф. Ряховского)

Подготовила
мастер п/о Фролова О. Н.

с. Красногвардейское

Общительность – это одно из важных коммуникативных свойств личности, которое позволяет успешнее адаптироваться в окружающей среде. Общительный человек быстрее находит себе друзей, а значит, у него меньше вероятность появления личностных проблем, общительность выступает инструментом получения новой значимой информации. Через общение человек познает себя и окружающий мир.
Общительность развивается в процессе учебной и профессиональной деятельности человека, с одной стороны, и оказывает влияние на их успешность и качество, с другой.
Все мы постоянно находимся в ситуациях общения – дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми. И, конечно же, огромное количество контактов, в которые ежедневно вступает человек, требует от него выполнения целого ряда условий и правил, позволяющих ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанцию по отношению к другим людям.
В целом взаимодействие с обществом сегодня должно строиться на глубоком анализе и понимании всех факторов, способных повлиять на людей и на их отношение к компании, к ее товару или услугам.
Возникновение психологических и коммуникативных барьеров общения существенно мешает как общению отдельных индивидов, так и целых социальных слоёв. А так как человек – существо социальное – общение ему просто необходимо. Именно поэтому эта проблема актуальна в наши дни.
Тестирование проводилось среди обучающихся 2-го курса (17-19 лет, 16 юношей и 12 девушек). Обучающимся был предложен тест « Оценка уровня общительности (В.Ф. Ряховского)».
Тест дает возможность определить уровень коммуникабельности человека. Содержит 16 вопросов. Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой из семи категорий относятся испытуемые.
Тест классифицирует испытуемых по семи категориям, к которым относятся:
явная некоммуникабельность – неприспособленность к работе в коллективе, что указывает на низкий уровень социализации; замкнутость – неразговорчивость, предпочтительность одиночества; в известной степени общительность – в незнакомой обстановке чувствует себя вполне комфортно, но в спорах и диспутах участвует неохотно; нормальная коммуникабельность – любознательность, интерес к собеседнику, терпеливость в общении с другими, отстаивание своей точки зрения без вспыльчивости; весьма общителен (порой может быть сверх нормы) – любопытность, разговорчивость, любит высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих, охотно знакомится с новыми людьми; «рубаха-парень» – общительность бьет ключом, всегда в курсе всех дел, любит принимать участие во всех дискуссиях, больше на несерьезные темы; коммуникабельность болезненного характера – говорлив, многословен, вмешивается в дела, к которым не имеет никакого отношения, берется судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентен, часто бывает причиной разного рода конфликтов в своем окружении.
В ходе проведения тестирования получились следующие результаты:
В тесте Ряховского обучающиеся набрали приблизительно одинаковое количество баллов (9-18). Среднее значение – 13,5баллов. Это свидетельствует о примерно одинаковом уровне общительности. Если обратиться к классификатору теста – такое количество баллов свидетельствует о:
Испытуемые любознательны, охотно слушают интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идут на встречу с новыми людьми. В то же время не любят шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у них раздражение. Также респонденты бывают весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Иногда даже любопытны, разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомятся с новыми людьми. Любят бывать в центре внимания, никому не отказывают в просьбах, хотя не всегда могут их выполнить. Бывает, вспылят, но быстро отходят. Чего им недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, могут себя заставить не отступать.
При подведении итогов теста можно сказать, что испытуемые находятся на уровне нормальной коммуникабельности, но бывают и чересчур любознательными и вспыльчивыми.

Оценка ответов: "да" – 2 очка, "иногда" – 1 очко, "нет" – 0 очков. Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории относится испытуемый.

Опросник

1.Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

2.Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

3.Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?

4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

5.Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6.Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?.

7.Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8.Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?

9.В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

10.Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

11.Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будет томиться в ожидании?

12.Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

13.У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?

14.Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

15.Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

16.Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

Обработка результатов

«Да» - 2 очка, «иногда» - 1 очко, «нет» - 0 очков.

Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории людей относится испытуемый.

Классификатор к тесту В.Ф.Ряховского

30 - 32 очка - Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.

25 - 29 очков - Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводит из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством - в вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

19 - 24 очков - Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

14 - 18 очков - у Вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.

9 - 13 очков - Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры), любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам не достает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.

4 - 8 очков - Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.

3 очка и менее - Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для Вас. Людям - и на работе, и дома, и вообще повсюду - трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье - такой стиль жизни не проходит бесследно.


При чтении вопросов возможны ответы: "да", "нет", "иногда".

1. Вам предстоит ординарная деловая встреча. Выбивает ли ее ожидание вас "из колеи"?

2. Не откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, пока не станет хуже?

3. Вызывает ли у вас смятение или неудовольствие предстоящее выступление с докладом на каком-либо совещании?

4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не были. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы ее избежать?

5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой?

7. Верите ли вы, что существует проблема "отцов и детей", что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вернуть занятую у вас небольшую сумму денег?

9. В ресторане вам подали явно некачественное блюдо. Промолчите ли вы или рассерженно отодвинете тарелку?

10. Оказавшись наедине с незнакомым человеком, начнете ли вы с ним разговор или будете ждать, пока он заговорит первым?

11. Увидев длинную очередь, откажитесь ли вы от своих намерений что-то купить или встанете в хвост длинной очереди?

12. Услыхав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, вы предпочитаете промолчать и не вступать в спор?

13. У вас есть собственные критерии оценки музыки, живописи, искусства и никаких других мнений вы не приемлете?

14. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтов?

15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе?

16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения в письменном виде, чем в устной форме?

Оценки ответов: "да" - 2 очка; "иногда" - 1 очко; "нет" - 0 очков.

Подсчитайте свою сумму очков.

30 - 32 очка. Вы явно некоммуникабельны и это ваша беда, так как страдаете от этого вы сами. Но и близким вам людям нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует деловых усилий. И все-таки старайтесь стать хотя бы немного пообщительней. Книги Игоря Добротворского помогут вам в этом. Даже просто читая их, вы по-настоящему начнете притягивать к себе успех.

25 - 29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество и у вас, наверное, мало или нет вообще друзей. Новая работа и необходимость новых контактов выводят вас из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. В вашей власти переломить эти особенности характера. Ведь при какой-либо сильной увлеченности вы "вдруг" приобретаете полную коммуникабельность? Вам нужно только "встряхнуться".

19 - 24 очка. В общественной и незнакомой обстановке вы в известной степени чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми вы сходитесь с оглядкой; в спорах и диспутах участвуете неохотно. В ваших высказываниях много сарказма без всякого на то основания. Помните: эти недочеты исправимы.

14 - 18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречи с другими людьми. В то же время не любите шумных компаний, экстравагантные выходки; многословие вызывает у вас раздражение.

9 - 13 очков. Вы общительны (порой сверх меры), любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Вы охотно знакомитесь с разными людьми. Любите бывать в центре внимания и никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Да и не выполняете порой. Не так ли? Бывает, что вы вспылите, но быстро отходите. Чего вам по-настоящему недостает, так это усидчивости, терпения и решительности при столкновении с серьезными проблемами. Вы согласны? Но при желании вы сможете заставить себя не отступить ни на шаг. Было бы только оно, это желание...

4 - 8 очков. Да вы должно быть, просто "рубаха-парень". Общительность бьет из вас ключом, вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень, даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем самое поверхностное представление. Вы всюду чувствуете себя "в своей тарелке". Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете довести его до конца. Именно по этой причине руководители и коллеги внутренне относятся к вам с опаской.

3 очка. Ваша коммуникабельность носит просто болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела других, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых некомпетентны. Вольно или невольно бываете причиной разного рода конфликтов в вашем окружении. Вы вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны к окружающим людям. Серьезная работа не для вас. Людям действительно трудно с вами. Да, надо, надо вам поработать над собой, над своим характером. Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительное отношение к окружающим, а главное -подумайте о своем здоровье. Ведь такой стиль жизни, который вы сейчас ведете, не проходит бесследно. Не так ли?