Схема анализа лекционного занятия. Отчет по практике педагогическая практика на гоувпо «челябинский государственный университет. Закрепление изученного материла
Студент-магистрант должен посетить не менее трех учебных занятий ведущих преподавателей кафедры Туризма и социально-культурного сервиса и проанализировать их согласно предложенному плану.
Схема анализа лекционного занятия
При оценке качества лекции первостепенное внимание должно быть обращено на следующее:
1. Научность содержания.
2. Выразительность и доступность речи.
3. Соответствие способа развёртывания тезиса уровню подготовленности слушателей.
4. Правильность подбора материала для данной аудитории, соответствие программе.
5. Соответствие средств активизации внимания и мыслительной деятельности составу аудитории.
6. Воздействие личности лектора на аудиторию.
Схема анализа лекции (по А.М.Дикунову)
Общие вопросы:
1. Присутствующие:
2. Ф.И.О. преподавателя
3. Дата посещения, время
4. Специальность, предмет
5. Количество студентов на лекции
6. Тема лекции
Шкала итоговой оценки:
100 – 90 – отлично;
89 – 90 – хорошо;
79 – 70 – удовлетворительно;
менее 70 – плохо
При оценке качества лекции посещающий подчёркивает в схеме качественные и количественные показатели, соответствующие его мнению о наблюдаемом педагогическом процессе. Затем количественные показатели суммируются, образуя итоговую оценку. Несомненно, что каждая количественная оценка должна быть аргументирована, а при выставлении итоговой оценки целесообразно учитывать и общее представление об успешности решения лектором основных образовательных, воспитательных и развивающих задач.
При определении итоговой оценки прослушанной лекции следует обратить внимание на успешность решения таких важных требований, как проблемность, научность, связь с жизнью, наличие профессиональной направленности лекции. При условии успешного решения перечисленных требований к лекции её профессиональная значимость повышается.
Схема анализа семинарского (практического) занятия
Общие сведения – тип занятия, контингент, место занятий, преподаватель.
Рациональное использование форм, методов, приёмов обучения, направленных на эффективное достижение учебных целей занятия.
Наличие контакта преподавателя со студентами, создание обстановки доброжелательности и требовательности.
Использование на занятиях активных методов обучения, технологий развития личности студента.
Осуществление преемственности между темами, видами занятий, в отборе учебного материала.
Система получения обратной связи (опрос, тестирование и проч.).
Методически обоснованное применение демострационного и раздаточного материала.
Педагогическая техника преподавателя.
Общие выводы об эффективности занятия.
Наряду с семинарскими, в вузе широко используются практические занятия, проводимые в различной форме в соответствии со специфическими особенностями преподаваемых учебных дисциплин.
Понятию «практическое занятие» нередко придают очень широкое толкование, понимая под ним все занятия, проводимые под руководством преподавателя и направленные на углубление научно-теоретических знаний и овладение определенными методами работы по той или иной дисциплине учебного плана. К практическим занятиям относят не только упражнения в решении задач по общенаучным курсам, но и занятия по общеинженерным и специальным дисциплинам, лабораторные работы и даже занятия по изучению иностранных языков. Различные формы практических занятий являются самой емкой частью учебной нагрузки в вузе.
Практические занятия - метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у студентов умений и навыков применения знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы.
Раскроем сущность и содержание практического занятия, его организацию и планирование.
Практические занятия представляют собой, как правило, занятия по решению различных прикладных задач, образцы которых были даны на лекциях. В итоге у каждого обучающегося должен быть выработан определенный профессиональный подход к решению каждой задачи и интуиция. В связи с этим вопросы о том, сколько нужно задач и какого типа, как их расположить во времени в изучаемом курсе, какими домашними заданиями их подкрепить, в организации обучения в вузе далеко не праздные. Отбирая систему упражнений и задач для практического занятия, преподаватель стремится к тому, чтобы это давало целостное представление о предмете и методах изучаемой науки, причем методическая функция выступает здесь в качестве ведущей.
В системе обучения существенную роль играет очередность лекций и практических занятий. Лекция является первым шагом подготовки студентов к практическим занятиям. Проблемы, поставленные в ней, на практическом занятии приобретают конкретное выражение и решение. Аналога лекция среди других видов занятий не имеет. Хотя каждое практическое занятие, будучи занятием в традиционном плане развивающим, закрепляющим и т.д., может активно выполнять функции подготовительного занятия к последующему активному восприятию лекции.
Таким образом, лекция и практические занятия не только должны строго чередоваться во времени, но и быть методически связаны проблемной ситуацией. Лекция должна готовить обучающихся к практическому занятию, а практическое занятие - к очередной лекции. Опыт подсказывает, что чем дальше лекционные сведения от материала, рассматриваемого на практическом занятии, тем тяжелее лектору вовлечь студентов в творческий поиск.
Однако следует подчеркнуть, что очень серьезно, особенно на первых порах обучения, опасна несогласованность лекций и практических занятий, когда лектор и преподаватель, ведущий практические занятия, рассказывают об одних и тех же вопросах с разных точек зрения, основываясь на разных определениях, сокращениях и обозначениях, а иногда даже на разной последовательности изложения отдельных фактов. Это может запутать обучающихся, нанести тем самым вред усвоению курса, снизить его эффективность, сделать процесс восприятия материала более трудным.
Практические занятия по любой учебной дисциплине - это коллективные занятия. И хотя в овладении теорией вопроса большую и важную роль играет индивидуальная работа (человек не может научиться, если он не будет думать сам, а умение думать - основа овладения любой дисциплиной), тем не менее большое значение при обучении имеют коллективные занятия, опирающиеся на групповое мышление. Они дают значительный положительный эффект, если в ходе их царит атмосфера доброжелательности и взаимного доверия, если обучающиеся находятся в состоянии раскрепощенности, спрашивают о том, что им неясно, открыто делятся с преподавателем и товарищами своими соображениями.
Педагогический опыт показывает, что нельзя на практических занятиях ограничиваться выработкой только практических навыков и умений решения задач, построения графиков и т.п. Обучающиеся должны всегда видеть ведущую идею курса и ее связь с практикой. Цель занятий должна быть понятна не только преподавателю, но и студентам. Это придает учебной работе актуальность, утверждает необходимость овладения опытом профессиональной деятельности, связывает её с практикой жизни. В таких условиях задача преподавателя состоит в том, чтобы больше показывать обучающимся практическую значимость ведущих научных идей и принципиальных научных концепций и положений.
Цели практических занятий:
♦ помочь обучающимся систематизировать, закрепить и углубить знания теоретического характера;
♦ научить студентов приемам решения практических задач, способствовать овладению навыками и умениями выполнения расчетов, графических и
других видов заданий;
♦ научить их работать с книгой, служебной документацией и схемами,
пользоваться справочной и научной литературой;
♦ формировать умение учиться самостоятельно, т.е. овладевать метода
ми, способами и приемами самообучения, саморазвития и самоконтроля.
Всистеме профессиональной подготовки студентов практические занятия занимают большую часть времени, отводимого на самостоятельное обучение. Являясь как бы дополнением к лекционному курсу, они закладывают и формируют основы квалификации специалиста заданного профиля. Содержание этих занятий и методика их проведения должны обеспечивать развитие творческой активности личности. Они развивают научное мышление и речь обучающихся, позволяют проверить их знания, в связи с чем упражнения, семинары, лабораторные работы выступают важным средством достаточно оперативной обратной связи. Поэтому практические занятия должны выполнять не только познавательную и воспитательную функции, но и способствовать росту обучающихся как творческих работников.
На лекции студент достигает определенного уровня понимания, т.е. у него устанавливаются известные связи и отношения к изучаемым явлениям или предметам реального мира, формируются еще непрочные ассоциации и аналогии. Физическая основа практических занятий состоит в упрочении образовавшихся связей и ассоциаций путем повторяющегося выполнения действий, характерных для изучения дисциплины.
Повторные действия в процессе практического занятия достигают цели, если они сопровождаются разнообразием содержания учебного материала (изменением исходных данных, дополнением новых элементов в учебной задаче, вариацией условий ее решения и т.п.), рационально распределяются по времени занятия. Как известно, однообразные стереотипные повторения не приводят к осмыслению знаний.
С учетом выполняемых функций к практическому занятию, как и к другим методам обучения в вузе, предъявляются требования научности, доступности, единства формы и содержания, органической связи с другими видами учебных занятий и практикой.
Подготовка преподавателя к проведению практического занятия начинается с изучения исходной документации (учебной программы, тематического плана и т.д.) и заканчивается оформлением плана проведения занятия.
На основе изучения исходной документации у преподавателя должно сложиться представление о целях и задачах практического занятия и о том объеме работ, который должен выполнить каждый обучающийся. Далее можно приступить к разработке содержания практического занятия. Для этого преподавателю (даже если он сам читает лекции по этому курсу) целесообразно вновь просмотреть содержание лекции с точки зрения предстоящего практического занятия. Необходимо выделить понятия, положения, закономерности, которые следует еще раз проиллюстрировать на конкретных задачах и упражнениях. Таким образом, производится отбор содержания, подлежащего усвоению.
Важнейшим элементом практического занятия является учебная задача (проблема), предлагаемая для решения. Преподаватель, подбирая примеры (задачи и логические задания) для практического занятия, должен всякий раз ясно представлять дидактическую цель: привитие каких навыков и умений применительно к каждой задаче установить, каких усилий от обучающихся она потребует, в чем должно проявиться творчество студентов при решении данной задачи.
Основной недостаток практических занятий часто заключается в том, что набор решаемых на них задач состоит почти исключительно из простейших примеров. Это примеры с узкой областью применения, которые служат иллюстрацией одного правила и дают практику только в его применении. Такие примеры необходимы, без них не обойтись, но в меру, чтобы после освоения простых задач обучающиеся могли перейти к решению более сложных, заслуживающих дальнейшей проработки.
Если студенты поймут, что все учебные возможности занятия исчерпаны, интерес к нему будет утрачен. Учитывая этот психологический момент, очень важно организовать занятие так, чтобы обучающиеся постоянно ощущали увеличение сложности выполняемых заданий. Это ведет к осознанию собственного успеха в учении и положительно мотивирует их познавательную деятельность.
Преподаватель должен проводить занятие так, чтобы на всем его протяжении студенты были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений, чтобы каждый получил возможность раскрыться, проявить свои способности. Поэтому при планировании занятия и разработке индивидуальных заданий преподавателю важно учитывать подготовку и интересы каждого студента. Педагог в этом случае выступает в роли консультанта, способного вовремя оказать необходимую помощь, не подавляя самостоятельности и инициативы обучающегося. При такой организации практического занятия в аудитории не возникает мысли о том, что возможности его исчерпаны.
Рекомендуется вначале давать студентам легкие задачи (логические задания), которые рассчитаны на репродуктивную деятельность, требующую простого воспроизведения способов действия, данных на лекции для осмысления и закрепления в памяти. Такие задачи помогают контролировать правильность понимания обучающимися отдельных вопросов изученного материала небольшого объема (как правило, в пределах одной лекции). В этом случае преобладает решение задач по образцу, предложенному на лекции.
Затем содержание учебных задач усложняется. Предлагаются задачи, рассчитанные на репродуктивно-преобразовательную деятельность, при которой обучающемуся нужно не только воспроизвести известный ему способ действий, но и дать анализ его целесообразности, высказать свои соображения, относящиеся к анализу условий задачи, выдвигаемых гипотез, полученных результатов. Этот тип задач по отдельным вопросам темы должен развивать умения и навыки применения изученных методов и контролировать их наличие у обучающихся.
В дальнейшем содержание задач (логических заданий) снова усложняется с таким расчетом, чтобы их решение требовало в начале отдельных элементов продуктивной деятельности, а затем - полностью продуктивной (творческой). Как правило, такие задачи в целом носят комплексный характер и предназначены для контроля глубины изучения материала темы или курса.
Выстраивая систему задач постепенно возрастающей сложности, преподаватель добивается усвоения студентами наиболее важных методов и приемов, характерных для данной учебной дисциплины.
Подготовка преподавателя к проведению практического занятия включает:
♦ подбор вопросов, контролирующих знаний на понимание обучающимися теоретического материала, который был изложен на лекциях и Г изучен ими самостоятельно. Вопросы должны быть расположены в таком логическом порядке, чтобы в результате ответов на них у всех студентов создалась целостная теоретическая основа - костяк предстоящего занятия;
♦ выбор материала для примеров и упражнений.
Подбирая задачи, пре
подаватель должен знать, почему он предлагает данную задачу, а не другую (выбор задачи не должен быть случайным); что из решения этой задачи должен извлечь обучающийся (предвидеть непосредственный практический результат решения выбранной задачи); что дает ее решение обучающемуся для овладения темой и дисциплиной в целом (рассматривать решение каждой задачи как очередную «ступеньку» обучения, заботясь о том, чтобы она была не слишком сложной, но и не легкоразрешимой);
♦ решение подобранных задач самим преподавателем (каждая
задача,
предложенная обучающимся, должна быть предварительно решена и методически обработана);
♦ подготовку выводов из решенной задачи, примеров из практики, где встречаются задачи подобного вида, разработку итогового выступления;
♦ распределение времени, отведенного на занятие, на решение каждой задачи;
♦ подбор иллюстративного материала (плакатов, схем), необходимого для решения задач, продумывание расположения рисунков и записей на доске, а также различного рода демонстраций.
Практическое занятие проводится, как правило, с одной группой, поэтому план на его проведение может и должен учитывать индивидуальные особенности обучающихся данной группы. Это касается распределения времени, сложности и числа задач, предлагаемых для решения.
Создав систему практических задач (логических заданий) по теме, выбрав необходимые задачи для конкретного занятия, рассчитав время для решения каждой из них, преподаватель приступает к разработке плана проведения практического занятия.
В какую форму целесообразно облечь его рабочий план? По-видимому, целесообразна та форма, к которой привык сам педагог. Практика работы вузов показывает, что такой план может включать общие исходные данные для проведения занятия и содержательную его часть.
В плане проведения практического занятия должны быть даны ответы на следующие вопросы.
♦ Сколько времени необходимо затратить на проверку домашних заданий?
♦ Сколько времени затратить на опрос обучающихся по теории и какие вопросы необходимо задать?
♦ Какие примеры и задачи будут решаться у доски и в какой последовательности?
♦ На что обратить внимание в той или иной задаче?
♦ Как расположить чертежи и вычисления по каждой задаче?
♦ Кого нужно будет опросить по теории и кого вызвать к доске для решения задач?
♦ Какие задачи можно предложить для решения на местах без вызова к доске?
♦ Какие задачи предложить «сильным» студентам?
♦ Какие задачи задать для самостоятельного решения дома?
План практического занятия отрабатывается преподавателем на основе определенного замысла, зафиксированного в тематическом плане изучения дисциплины.
Рассмотрим порядок проведения практического занятия. Как правило, оно начинается с краткого вступительного слова и контрольных вопросов. Во вступительном слове преподаватель объявляет тему, цель и порядок проведения занятия. Затем иногда полезно на экране в быстром темпе показать кадры, использованные лектором на предшествующем занятии, и тем самым восстановить в памяти обучающихся материал лекции, относящийся к данному занятию.
Затем рекомендуется поставить перед студентами ряд контрольных вопросов по теории. Ими преподаватель ориентирует обучающихся в том материале, который выносится на данное занятие. Методически правильно контрольный вопрос ставить перед всей группой, а затем после некоторой паузы вызывать конкретного студента.
Практическое занятие может проводиться по разным схемам. В одном случае все обучающиеся решают задачи самостоятельно, а преподаватель, проходя по рядам, контролирует их работу. В тех случаях, когда у большинства студентов работа застопорилась, преподаватель может как бы прервать их и дать необходимые пояснения (частично-поисковый метод).
В других случаях задачу решает и комментирует свое решение вызванный к доске студент под контролем преподавателя. Но и в этом случае задача педагога состоит в том, чтобы остальные студенты не механически переносили решение в свои тетради, а проявляли максимум самостоятельности, вдумчиво и с пониманием существа дела относились к разъяснениям, которые делает их товарищ или преподаватель, соединяя общие действия с собственной поисковой деятельностью.
Во всех случаях важно не только решить задачу, получить правильный ответ, но и закрепить определенное знание вопроса, добиться приращения знаний, проявления элементов творчества. Обучающийся должен не механически и бездумно подставлять знаки в формулы, стараясь получить ответ, а превратить решение каждой задачи в глубокий мыслительный процесс.
Основная задача любого педагога на каждом практическом занятии, наряду с обучением своему предмету (дисциплине), - научить человека думать. Именно здесь у преподавателя имеется много возможностей проявить свой педагогический талант. Он прежде всего должен добиваться знания методов изучаемой науки.
Очень важно приучить студентов проводить решение любой задачи по определенной схеме, по этапам, каждый из которых педагогически целесообразен. Это способствует развитию у них определенных профессионально-значимых качеств личности.
Особое место среди практических занятий, особенно в технических вузах, отводится так называемым групповым занятиям, на которых изучают различные образцы техники, условия и правила ее эксплуатации, практического использования.
Для успешного достижения учебных целей подобных занятий при их организации должны выполняться следующие основные требования:
♦ соответствие действий обучающихся ранее изученным на лекционных и семинарских занятиях методикам и методам;
♦ максимальное приближение действий студентов к реальным, соответствующим будущим функциональным обязанностям;
♦ поэтапное формирование умений и навыков, т.е. движение от знаний к умениям и навыкам, от простого к сложному и т.д.;
♦ использование при работе на тренажерах или действующей технике фактических документов, технологических карт, бланков и т.п.;
♦ выработка индивидуальных и коллективных умений и навыков.
Раскроем более подробно сущность, назначение, особенности, порядок подготовки и проведения в вузе подобного вида практических занятий.
Подготовка преподавателя к практическому занятию на технике начинается с изучения исходных документов по организации учебного процесса на кафедре. На их основе у преподавателя должно сложиться представление о целях и задачах занятия, объеме работ, который предстоит выполнить обучающимся, уровень, до которого нужно довести их умения и навыки.
На каждое практическое занятие, как правило, разрабатывается специальное задание обучающимся, призванное обеспечить методическое сопровождение их подготовки к работе на технике. Формы подобных заданий могут отличаться друг от друга в зависимости от требований, выработанных в конкретном вузе, дидактических целей занятия, а также особенностей его проведения. Но существуют общие подходы к разработке подобных заданий, на которых следует остановиться подробнее.
Как правило, специальное задание для обучающихся состоит из двух основных разделов и приложения. В первом разделе указываются учебные вопросы, к отработке которых должны быть подготовлены обучающиеся. Вопросы определяются тематическим планом и охватывают содержание работ на всех учебных точках. Во втором разделе указывается, как студентам организовать самостоятельную подготовку к занятию, что изучить, что исполнить, к чему быть готовым, на каких учебных точках предстоит работать. Кроме того, указываются общий порядок и место (места) проведения занятия, а также меры безопасности.
Приложениями к заданию оформляются выдержки из руководств, пособий и инструкций (в том числе по технике безопасности), графики работ на учебных точках и другой необходимый справочный материал.
Основным методическим документом преподавателя при подготовке и проведении практического занятия являются методические указания.
При формулировании дидактических и воспитательных целей занятия, которые приводятся в первом разделе задания, необходимо акцентировать внимание не только на привитии студентам умения выполнять что-либо, но и закреплении и расширении их теоретических знаний. Основным содержанием второго раздела является либо расчет учебного времени, либо график работы обучающихся на учебных точках. С учетом конкретных условий (продолжительность учебного времени, количество учебных вопросов или точек), как правило, выделяемое время для отработки учебных вопросов (работы на учебных точках) жестко не связано с продолжительностью академического часа, и в связи с этим не предусматриваются специальные перерывы между ними. Для отдыха и переключения внимания обучающихся с одного объекта на другой используется время смены учебных точек или перехода от одного учебного вопроса к другому.
В методических рекомендациях руководителю занятия указываются порядок разработки учебно-методических Материалов, определения состава учебных групп, последовательность смены рабочих мест. Кроме того, в них определяются организация подготовки обучающихся и учебных точек к занятию, методика проверки знаний по технике безопасности (проведению инструктажа) и соблюдению режима работы технических средств, указываются рациональные методы работы, выполнения операций и действий на технике.
В качестве приложений обычно используются те же документы, которые предусматриваются заданием на практическое занятие.
Рабочим документом преподавателя является план проведения занятия. В нем, как правило, отражается краткое содержание (тезисы) вступительной части: проверка готовности к занятию, объявление темы, учебных целей и вопросов, инструктаж по технике безопасности, распределение по учебным местам и определение последовательности работы на них.
В основной части плана выделены последовательность действий обучающихся и методические приемы преподавателя, направленные на эффективное достижение целей занятия, а также на активизацию познавательной деятельности обучающихся.
Параллельно с разработкой учебно-методических материалов производится подготовка техники и учебных мест к отработке практических задач, подбору и заказу необходимой документации (схем, бланков и т.п.).
С руководителем учебной лаборатории согласовываются следующие вопросы: какая техника и к какому времени должна быть подготовлена, какие контрольно-измерительные приборы должны быть на рабочих местах, какие данные должны быть представлены обучающимся на рабочих местах, какой технической документацией их обеспечить и т.п.
Технический состав лаборатории за несколько дней до начала занятия в соответствии с общим замыслом проведения проверяет его реализуемость на практике. Основной задачей является проверка работоспособности техники и соответствие ее технических характеристик установленным нормам, а также проверка наличия и готовности контрольно-измерительных приборов. В ходе проверки фиксируются особенности эксплуатации и состояние техники. Результаты проверки докладываются руководителю занятия. По согласованию с ним может проводиться частичная корректировка замысла с учетом выявленных особенностей практического использования техники. Корректировку целесообразно производить для всех учебных групп с отражением сделанных изменений в соответствующей документации.
Практическое занятие в учебных группах может проводиться как одним, так и двумя преподавателями с привлечением инженерно-технического персонала лаборатории. Второй вариант можно считать более предпочтительным с учетом наличия нескольких рабочих мест и необходимости индивидуализации обучения.
Раскроем особенности проведения практического занятия на технике.
В начале занятия объявляются его тема, учебные цели и вопросы, осуществляется мотивационная подготовка обучающихся к предстоящей работе. Далее обязательно проводится инструктаж по технике безопасности. Преподаватель указывает меры предосторожности и правила безопасности при работе с электроустановками, источниками электромагнитных излучений, ядовитыми жидкостями и т.д. Обращается внимание на недопустимость вскрытия блоков, их замены, нарушения порядка выполнения операций по эксплуатации аппаратуры, указанного в эксплуатационной документации. После инструктажа обучающиеся расписываются в «журнале инструктажа по технике безопасности».
Целесообразно проверить теоретические знания обучающихся по изучаемым образцам техники, сформированные на лекциях и в период самостоятельной подготовки.
После проверки знаний двух-трех обучающихся преподаватель объявляет порядок проведения занятия. Выполнение всех структурных компонентов разбивается на этапы, для осуществления операций каждого этапа определяется конкретное время. Учебные вопросы, основные этапы занятия, время, выделяемое на их выполнение, рекомендуется записать на доске.
Практическое занятие требует деления учебной группы на подгруппы (бригады). Это деление производится преподавателем накануне согласно заданию. В каждой подгруппе назначается старший из числа наиболее подготовленных студентов. При этом на доске также целесообразно указать порядок взаимодействия подгрупп при отработке учебных вопросов (распределение по рабочим местам, порядок смены и т.д.).
Основную часть занятия составляет практическая работа на местах. Обучающиеся выполняют действия на технике, используя инструкции по эксплуатации, практические руководства и другие учебные пособия. Они работают, как правило, самостоятельно, а преподаватель направляет их деятельность на достижение учебных целей.
В процессе занятия руководитель показывает методы, способы и приемы выполнения действий, объясняет их последовательность, взаимосвязь, предостерегает от характерных ошибок (но не следует чрезмерно увлекаться показом своих действий). В некоторых случаях допускаемые обучающимися ошибки могут быть им хорошим, надолго запоминающимся уроком. Главное, чтобы замеченные ошибки не приводили к нарушениям техники безопасности, поломкам материальной части, к излишним затратам энергии, средств и материальных ценностей.
Для активизации работы целесообразно подготовить несколько проблемных ситуаций, которые могут быть созданы в ходе занятия. После их разрешения проводится обсуждение, дается краткая оценка действий участвующих в ней студентов.
При организации практического занятия необходимо продумать систему контролирования формируемых уровней знаний, систему оценок, выработать единые критерии для всех руководителей по определению степени овладения нормативными действиями.
В процессе занятия преподаватель накапливает материал для подведения итогов, которые желательно подводить сначала по подгруппам: указываются конкретные успехи и недостатки в работе обучающихся, - а затем со всей учебной группой. На последнем этапе отмечаются общие недостатки в работе и достигнутые успехи, пути дальнейшего совершенствования умений и навыков в период самостоятельной работы.
После подведения итогов преподаватель выдает задание на самостоятельную работу и отвечает на вопросы обучающихся. На этом практическое занятие заканчивается.
3.1 Анализ лекционного занятия
Преподаватель : Дымова Дарья, ПП-402
Дисциплина : Общая психология
Курс : 1 курс
Тема : История и современное состояние психологии мотивационных процессов.
Тема лекции сформулирована корректно, отражает основное в содержании лекции.
Цель : Сформировать представление об истории и современном состоянии психологии мотивационных процессов.
Цель лекции соответствует теме и содержанию. Цель озвучена студентам, так же разъяснены задачи занятия, присутствует мотивация аудитории.
План занятия :
1. Понятие и классификации потребностей в психологии.
2. Понятие мотива и мотивации.
3. Концепции мотивации.
4. Система мотивационных факторов.
Лекция четко структурирована, разделение на пункты плана верно и понятно.
Список литературы, как и план, был предоставлен на доске.
Вид лекции :
- По месту в учебном плане – текущая.
- По характеру изложения – информационная.
- По содержанию – научная.
Дарья озвучила основные понятия, прежде чем переходить к объяснению материала.
Лекция соответствует современному уровню развития науки. Освещена история вопроса.
Лекция характеризуется четкостью и логичностью изложения материала.
Изложение лекции соответствует времени, выделенному для занятия – 2 часа.
Объяснены новые термины и понятия. В конце каждого вопроса плана, а также всего занятия преподавателем делается вывод. Использовались приемы закрепления: вопросы по материалу. Применялись опорные материалы: конспект занятия.
Визуально предоставлены тема лекции, план и список литературы. Других наглядных материалов нет, так как они и не нужны в данном вопросе.
Темп, повторы материала и объяснение способствовали удобному конспектированию студентов.
Были использованы следующие методы обучения:
1. Монологические (объяснение, устное изложение). Дарья объясняла материал, приводя интересные и запоминающиеся примеры, продиктовывала основные моменты лекции.
2. Диалогические (беседа, дискуссия). Приводя свои примеры, Дарья так же предлагала студентам подумать и предложить свои варианты. В один момент между преподавателем и студентами завязалась дискуссия на тему «Подходит ли данный пример». Студенты активно доказывали свою точку зрения, преподаватель свою. В итоге, студенты поняли материал лучше и развили свои навыки конструктивной дискуссии.
Были использованы следующие принципы обучения:
- Системности (занятие четко структурировано, соответствует плану лекции);
- Доступности (материал был доступным, понятным, все новые термины были разъяснены);
- Другодоминантности (присутствовала ориентация преподавателей на студентов);
- Информационной избыточности (предоставленные примеры, как из научной литературы, так и из собственного опыта).
В конце каждого пункта плана и занятия преподаватель спрашивала о наличие вопросов у студентов. С легкостью, доступным языком разъясняла неясные моменты.
Очевидно, преподаватель знает свой предмет, умеет преподнести информацию, умеет говорить четко, в размеренном темпе, меняя в нужных моментах интонацию и громкость голоса. С самого начала и до последней минуты лекции был виден установленный контакт между преподавателем и аудиторией. Преподаватель выражался доступным и культурным языком.
Лекция принесла студентам большую информационную ценность.
В конце лекции, благодаря краткому опросу, было доказано, что студенты усвоили материал. Таким образом, цель лекции была достигнута: представление об истории и современном состоянии психологии мотивационных процессов у студентов первого курса ИПиП было сформировано.
3.2 Анализ практического занятия
Преподаватель : Полушин Антон, ПП-401
Дисциплина : Организационное поведение
Курс : 3 курс, психология менеджмента.
Тема : Понятие и сущность организационного поведения.
Тема практического занятия сформулирована корректно.
Цель : не озвучена
План семинарского занятия :
- Понятие организационного поведения
- Взаимосвязь организационного поведения с другими областями научного знания.
- Охарактеризуйте субъекты организационного поведения.
- Возникновение и история развития организационного поведения как науки.
Семинарское занятие четко структурировано.
Вид семинара :
- По дидактической цели: обзорный (обобщающий) семинар;
- По способу и характеру проведения: репродуктивный (традиционный) семинар.
Список литературы предоставлен вместе с планом занятия заранее в бумажном и электронном видах.
Так как основные понятия были озвучены Антоном на лекциях, на семинарском занятии их не было.
В начале занятия преподаватель замотивировал студентов на дальнейшую успешную работу, обсудив с ними задачи семинара.
В конце каждого вопроса преподаватель просил отвечающего сделать вывод, если студент не смог этого сделать, либо ответ был не полным, Антон добавлял свои размышления на эту тему. А так же задавал отвечающему вопросы или просил об этом группу.
Мотивация студентов продолжалась и во время самого занятия, при помощи оценок и положительных отзывов со стороны преподавателя.
Семинар проходил по четкой структуре:
- Организационный этап;
- Организация учебно-познавательной работы студентов согласно плану учебного занятия;
- Подведение итогов занятия.
В процессе занятия были использованы следующие методы обучения:
- Монологические методы (инструктаж). Антон четко и конкретно объяснял задания, предоставляемые им студентам.
- Диалоговые (беседа, дискуссия). Антон обсуждал вопросы как с отвечающими, так и со всей группой. Вводил группу в дискуссии между собой и отвечающими.
- Наглядные (таблица, схема). Антон на лекции предоставил студентам таблицы и схемы, которые те могли бы использовать как для подготовки к практическому занятию, так и во время ответа на вопросы преподавателя.
- Практические (практическое самостоятельное задание). Кроме устных вопросов Антон предложил группе и письменное задание – «Субъекты организационного поведения». Так же преподаватель использовал краткий письменный опрос.
Были использованы следующие принципы обучения:
- Научности (терминология научная, достоверность научного знания, ссылка на известных психологов, занимавшихся проблемой);
- Системности (занятие четко структурировано, соответствует плану семинара).
- Доступности (материал был доступным, понятным, неизвестные термины отсутствовали);
- Наглядности (Антон предоставил студентам таблицы и схемы, связанные с темой семинара);
- Другодоминантности (присутствовала ориентация преподавателя на студентов).
- Связь теории с практикой (теоретические вопросы были дополнены практическим заданием – «Субъекты организационного поведения».);
Материал семинарского занятия соответствует современному уровню развития науки. Освещена история вопроса.
Время, ушедшее на семинар, соответствует времени, выделенному для занятия – 2 часа.
В конце каждого вопроса, а также всего занятия преподавателем делается вывод. Использовались приемы закрепления: вопросы по материалу. Применялись опорные материалы: студенты записывали основные положения каждого вопроса
Визуально предоставлены тема занятия, план вопросов, список литературы и практическое задание, а также таблицы и схемы.
Так же были заметны приемы поддержания внимания: риторические вопросы, шутки, «голосовые улыбки».
Преподаватель легко и понятно отвечал на все вопросы студентов, что свидетельствовало о том, насколько хорошо он владеет материалом.
Очевидно, преподаватель знает свой предмет, умеет преподнести информацию, а также регулировать выдачу информации самими студентами. С самого начала и до последней минуты занятия был виден установленный контакт между преподавателем и аудиторией. Преподаватель выражался доступным и культурным языком.
Практическое занятие принесло студентам большую информационную ценность.
В конце лекции, благодаря краткому письменному опросу, было доказано, что студенты усвоили материал. Таким образом, можно предположить, что цель семинарского занятия была следующей: сформировать представление о понятии и сущности организационного поведения у студентов третьего курса специальности «психология менеджмента» ИПиП. В таком случае, цель была достигнута.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профессионально- педагогическая практика является важнейшей частью подготовки педагогов и психологов.
Практика поспособствовала закреплению знаний, приобретенных во время курса «Методика преподавания», а также формированию практических умений и навыков преподавательской работы в сфере психологии, интереса к преподавательской деятельности.
В процессе практики студенты:
- Закрепили и расширили знания, полученные в процессе изучения педагогических дисциплин.
- Сформировали знания о деятельности преподавания.
- Сформировали индивидуальный стиль преподавательской деятельности.
- Изучили личности
обучающихся и преподавателей.
Глава 2. Методическая разработка учебных занятий……………………... 9
2.1. Методика подготовки и проведения лекционного занятия №1……… 9
2.2. Методика подготовки и проведения лекционного занятия №2……… 11
2.3. Методика подготовки и проведения практического занятия………… 13
2.4. Технологические карты лекционных и практического занятий……... 16
2.4.1. Технологическая карта лекционного занятия №1…………………... 16
2.4.2. Технологическая карта лекционного занятия №2…………………... 17
2.4.1. Технологическая карта практического занятия…………………….. 18
Глава 3. Анализ лекционного и практического занятий………………….. 19
3.1. Анализ лекционного занятия Дымовой Д……………………………... 19
3.2. Анализ практического занятия Полушина А………………………….. 22
Заключение…………………………………………………………………… 26
Список использованной литературы……………………………………….. 27
Приложение…………………………………………………………………. 28
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
Кафедра психологии
ОТЧЕТ
О
ПРОХОЖДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПРАКТИКИ
Место
прохождения: ГОУВПО «Челябинский государственный
университет»
Период
прохождения: 08.02.2010 – 10.03.2010.
- Выполнила:
Самойлова М.Ю.,
- студентка
гр. ПП-401
- Руководитель
практики:
- Овчинникова
В.И.,
- кандидат
педагогических наук
2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… …………… | 3 |
Глава 1. Организация прохождения педагогической практики…………... | 5 |
1.1. Программа прохождения педагогической практики…………………. | 5 |
1.2. Особенности организационного поведения как дисциплины………... | 8 |
Глава 2. Методическая разработка учебных занятий……………………... | 9 |
2.1. Методика подготовки и проведения лекционного занятия №1……… | 9 |
2.2. Методика подготовки и проведения лекционного занятия №2……… | 11 |
2.3. Методика подготовки и проведения практического занятия………… | 13 |
2.4. Технологические карты лекционных и практического занятий……... | 16 |
2.4.1. Технологическая карта лекционного занятия №1…………………... | 16 |
2.4.2. Технологическая карта лекционного занятия №2…………………... | 17 |
2.4.1. Технологическая карта практического занятия…………………….. | 18 |
Глава 3. Анализ лекционного и практического занятий………………….. | 19 |
3.1. Анализ лекционного занятия Дымовой Д……………………………... | 19 |
3.2. Анализ практического занятия Полушина А………………………….. | 22 |
Заключение…………………………………………………… ……………… | 26 |
Список использованной литературы……………………………………….. | 27 |
Приложение…………………………………………………… ……………. | 28 |
ВВЕДЕНИЕ
Профессионально- педагогическая
практика – это самостоятельная ветвь
педагогического знания о конструировании,
применении и развитии форм, средств и
методов педагогической деятельности
при формировании профессиональных знаний
и умений обучающихся. В процессе формирования
знаний и умений происходит взаимодействие
личности педагога как носителя приемов,
методик и технологий обучения и личности
учащегося.
В
Институте психологии и педагоги
Челябинского государственного университета
студенты по окончанию обучения получают
диплом, в котором указывается, что
они могут работать как практическим психологом,
так и преподавателем психологии в высшей
школе. Следовательно, педагогическая
практика необходима для дальнейшей успешной
работы будущих специалистов и в сфере
образования, и психологии.
Особенность
практики состоит в том, чтобы будущий
психолог-педагог научился работать с
учебным материалом, приемам и методам
формирования технических знаний и профессиональных
умений и навыков.
Таким
образом, основной целью
данной практики
является закрепление знаний, приобретенных
во время курса «Методика преподавания»,
а также формирование практических умений
и навыков преподавательской работы в
сфере психологии, интереса к преподавательской
деятельности.
Исходя
из цели, можно выделить задачи
педагогической практики:
- Закрепление
и расширение студентами знаний, полученных
в процессе изучения педагогических дисциплин.
Формирование у студентов знаний о деятельности преподавания.
Формирование у студентов индивидуального стиля преподавательской деятельности
Изучение личности обучающихся и преподавателей.
Совершенствование умения по усилению психологизации педагогического процесса на основе знаний общей, возрастной, педагогической и других отраслей психологии.
ГЛАВА
1
ОРГАНИЗАЦИЯ
ПРОХОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПРАКТИКИ
1.1.
Программа прохождения
педагогической практики
Даты | Работа | Содержание |
08.02.10 | Проведение установочной лекции с преподавателем | Разъяснение функциональных обязанностей студента и руководителя педагогической практики. Знакомство с номенклатурой отчетной документации по педагогической практике, требованиями к ее оформлению. |
8.02.10 – 12.02.10. | Посещение занятий группы ПП-301 (менеджмент) | Встреча и знакомство с группой. Изучение особенностей коллектива. Специфичности работы студентов. Наблюдение за работой педагога, имеющего большой опыт в сфере преподавания. |
15.02.10
–
17.02.10
|
Посещение лекционного
занятия, проводимого:
Эвниной К. и Демешко С. (студентами ПП-401) у 3 курса студентов ИПиП по дисциплине «Психиатрия».
|
Закрепление умения анализировать занятия. Обращение внимания на положительные и отрицательные стороны проведения лекции коллегами, так же не имеющими большого опыта в педагогической деятельности, для дальнейшего учета этих моментов в собственной работе. |
10.02.10 – 11.02.10 | Подготовка лекционного занятия номер один | Изучение учебно- методологических материалов, рабочих программ по дисциплине «Организационное поведение». Поиск и изучение соответствующей литературы. Разработка лекционного материала, с целью сформировать у студентов целостное знание по данной теме. Разработка технологических карт. Согласование планов с руководителем практики. |
18.02.10 – 19.02.10 | Подготовка лекционного занятия номер два | Изучение учебно- методологических материалов, рабочих программ по дисциплине «Организационное поведение». Поиск и изучение соответствующей литературы. Разработка лекционного материала, с целью сформировать у студентов целостное знание по данной теме. Разработка технологических карт. Согласование планов с руководителем практики. |
19.02.10 – 20.02.10 | Подготовка практического занятия. | Углубить и закрепить знания по вопросам по вопросам проектирования учебного процесса, конструирования учебных занятий различного типа. |
01.03.10 | Проведение лекционного занятия по теме «Организация как система. Часть первая» |
|
02.03.10 | Проведение лекционного занятия по теме «Организация как система. Часть вторая» | Реализация
всех основных задач прохождения
педагогической практики.
Донесение
необходимой информации по заявленной
теме до студентов-менеджеров 4 курса.
|
09.03.10. | Проведение практического занятия по теме «Организация как система» | Реализация
всех основных задач прохождения педагогической
практики.
Углубить
и закрепить знания учащихся по данной
теме, поощряя их самостоятельную
работу, мотивируя их.
|
--- | Оформление документации практики | Формирования умения оформления документации. |
1.2. Особенности организационного поведения как дисциплины
Целью курса является получение студентами теоретических знаний и приобретение практических навыков управления поведением людей на фирме, которые они смогут использовать в своей будущей работе. В процессе изучения данного курса студенты должны освоить приемы и овладеть навыками оценки внутреннего состояния фирмы с точки зрения человеческого потенциала, научиться оценивать уровень конфликта в организации и находить пути разрешения конкретных ситуаций, получить необходимые знания для того, чтобы формировать работоспособные команды и правильно определять необходимый стиль лидерства.
Задачами курса являются:
- закрепление теоретических знаний по курсу «Организационное поведение»;
- освоение различных подходов к управлению человеческим потенциалом организации, овладение принципами выбора оптимального стиля лидерства;
- изучение источников и путей проявления организационной культуры;
- приобретение практических навыков по мотивации персонала, получение необходимых знаний для того, чтобы правильно формировать рабочие группы с учетом факторов групповой сплоченности и психологической совместимости, использовать при формировании команд типологические профили личности;
- овладение навыками управления конфликтными ситуациями;
- получение знаний, необходимых менеджеру для работы в многонациональном коллективе в условиях глобализации.
ГЛАВА
2. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
2.1.
Методика подготовки
и проведения лекционного
занятия №1
Тема
План
:
Типы организаций.
Жизненный цикл организации
Вид лекции:
По содержанию: научная.
Образовательная цель
Развивающая цель
Воспитательная цель
Форма проведения занятия : информационно-развивающая.
Методы обучения :
Количество часов : 2 учебных часа.
- Научности.
Доступности.
Системности.
Другодоминантности
Интенсификации обучения.
2.2.
Методика подготовки
и проведения лекционных
занятия №2
Тема
:
«Организация как система». Часть 2.
План
:
- Модели преобразования
предприятия
Типы организации по взаимодействию с внешней средой
Внешняя среда организации
Вид лекции:
- По месту
в учебном плане: текущая.
По характеру изложения: информационная.
По содержанию: научная.
Образовательная цель : Сформировать представление о понятии организации как системы.
Развивающая цель : В процессе работы развить у учащихся умения мыслить, а также задействовать и развить интеллектуальные навыки.
Воспитательная цель : формирование у обучающихся научного мировоззрения по теме «Организация как система». Определение важности полученных знаний для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности.
Форма проведения занятия : информационно-развивающая.
Методы обучения :
- Монологические
(лекция, устное объяснение);
Диалоговые (беседа, дискуссия).
Реализованы принципы обучения:
- Научности.
Доступности.
Системности.
Другодоминантности
Информационной избыточности и достаточности знаний;
Интенсификации обучения.
Наглядности
Все лекционные материалы представлены в приложении.
2.3.
Методика подготовки
и проведения практического
занятия
Тема
:
Организация как система.
План
:
- Раскрыть
понятие организации, анализируя точки
зрения на проблему различных авторов.
Организация как объект управления.
Классификация организационных структур (различные подходы).
Современный подход к управлению организацией.
Характеристика этапов жизненных этапов организации (различные подходы).
Внутренняя среда организации.
Практическое упражнение «Стадии жизненного цикла организации», письменный опрос.
Образовательная цель: Сформировать представление об организации как системе.
Развивающая цель : Поспособствовать развитию осмысленного и произвольного запоминания, умению сопоставлять, сравнивать, анализировать, выявлять причинно-следственные связи, обобщать данную информацию.
Воспитательная цель : Формирование у обучающихся научного мировоззрения по данной теме. Улучшение взаимоотношений между студентами в коллективе, путем взаимодействия, делением на группы при работе.
Основные единицы знания : организация, система, внутренняя среда, внешняя среда, жизненный цикл организации.
Методы обучения :
- Монологические
(объяснение);
Диалоговые (беседа, групповая дискуссия);
Наглядные (таблицы, схемы)
Практические (упражнения, практические задания).
Принципы обучения , реализованные в процессе:
- Научности.
Доступности.
Системности.
Другодоминантности
Информационной избыточности и достаточности знаний;
Интенсификации обучения.
Связь теории с практикой
Студентам была дана литература и список вопросов на первом лекционном занятии. В конце семинара был сделан вывод по результатам, полученным в процессе работы группы и преподавателя, путем проверки знаний студентов при помощи письменного опроса и практического упражнения.
Структура семинара:
- Организационный
этап.
Организация учебно-познавательной работы студентов согласно плану учебного занятия.
Подведение итогов занятия.
- Формирование
глубоких, гибких умений, применение по
образцу.
Овладение способами учебной и практической деятельности.
Закрепление знаний и выработка умений их применять.
Контроль качества усвоения знаний и способов учебной деятельности.
Таким образом, дидактическая цель достигнута.
Материалы семинарского занятия представлены в приложении.
- 2.4.
Технологические
карты по учебным
занятиям
- 2.4.1.
Технологическая
карта лекционного
занятия №1
ТЕМА | ЦЕЛИ | МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ | ЛИТЕРАТУРА | ЗАДАНИЕ К САМ. РАБОТЕ | |
Организация
как система.
Часть 1
|
Дидактическая
цель
Образовательная
цель
Развивающая цель Воспитательная цель |
1.Раскрыть понятие
организации, анализируя точки
зрения на проблему различных
авторов.
2.Организация
как объект управления.
3.Классификация организационных структур (различные подходы). 4.Современный подход к управлению организацией. 5.Характеристика этапов жизненных этапов организации (различные подходы). 6.Внутренняя среда организации. |
|
3. Ньюстром, Дж. В. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте: пер. с англ. / Дж. В. Ньюстром, К. Дэвис; под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб. : Питер, 2000. |
1.Подготовиться
к устному опросу по пройденному
материалу
2. Найти и проанализировать
другие определения понятий «организация»
и «организационное поведение».
|
- 2.4.2.
Технологическая
карта лекционного
занятия №2
ТЕМА | ЦЕЛИ | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ | ЛИТЕРАТУРА | ЗАДАНИЕ К САМ. РАБОТЕ |
Организация
как система.
Часть 2
|
Дидактическая
цель
: Сформировать у студентов общее
представление о понятии организации
как системы.
Образовательная
цель
: Сформировать представление о
понятии организации как системы.
Развивающая цель : В процессе работы развить у учащихся умения мыслить, а также задействовать и развить интеллектуальные навыки. Воспитательная цель : формирование у обучающихся научного мировоззрения по теме «Организация как система». Определение важности полученных знаний для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности. |
3.Внешняя среда организации |
1.Монологические
(лекция, устное объяснение);
2.Диалоговые (беседа,
дискуссия).
|
1. Зайцев, Л. Г. Организационное
поведение: учебник / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова.
М. : Экономист, 2005.
2. Лютенс, Фред.
Организационное поведение: пер.
с англ. / под ред. Р. С. Филоновича.
М. : ИнфрА-М, 1999.
3. Ньюстром, Дж. В. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте: пер. с англ. / Дж. В. Ньюстром, К. Дэвис; под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб. : Питер, 2000. 4. Гибсон, Док. Л. Организации. Поведение. Структура. Процессы / Дж. Л. Гибсон, Дж. Иванцевич, Дж. Х.-мл. Донелли. М. : Инфра-М, 2000. 5. Зайцев, Л. Г. Стратегический менеджмент: учебник / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова. М. : Экономистъ, 2003. 6. Кочетова, А. И. Введение в организационное поведение: учеб. пособие. М. : Дело, 2003. |
1.Подготовиться
к письменному опросу по пройденному
материалу
2.Подготовиться
к практическому занятию при
помощи предоставленных заранее
вопросов
|
- 2.4.3.
Технологическая
карта практического
занятия
ТЕМА | ЦЕЛИ | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ | ЛИТЕРАТУРА | ЗАДАНИЕ К САМ. РАБОТЕ |
Организация как система. | Дидактическая
цель
: закрепить полученные знания у
студентов, выработать умения их применять
на практике, расширить знания студентов
по теме «Организация как система».
Образовательная
цель
: Сформировать представление об
организации как системе.
Развивающая цель : Поспособствовать развитию осмысленного и произвольного запоминания, умению сопоставлять, сравнивать, анализировать, выявлять причинно-следственные связи, обобщать данную информацию. Воспитательная цель : Формирование у обучающихся научного мировоззрения по данной теме. Улучшение взаимоотношений между студентами в коллективе, путем взаимодействия, делением на группы при работе. |
1.Модели преобразования
предприятия
2.Типы
организации по взаимодействию
с внешней средой
3.Внешняя среда организации |
1.Монологические
(объяснение);
2.Диалоговые (беседа,
групповая дискуссия);
3.Наглядные (таблицы, схемы) 4.Практические (упражнения, практические задания). |
1. Зайцев, Л.
Г. Организационное поведение:
учебник / Л. Г. Зайцев, М. И.
Соколова. М. : Экономист, 2005.
2. Лютенс, Фред.
Организационное поведение: пер.
с англ. / под ред. Р. С. Филоновича.
М. : ИнфрА-М, 1999.
3. Ньюстром, Дж. В. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте: пер. с англ. / Дж. В. Ньюстром, К. Дэвис; под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб. : Питер, 2000. 4. Гибсон, Док. Л. Организации. Поведение. Структура. Процессы / Дж. Л. Гибсон, Дж. Иванцевич, Дж. Х.-мл. Донелли. М. : Инфра-М, 2000. 5. Зайцев, Л. Г. Стратегический менеджмент: учебник / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова. М. : Экономистъ, 2003. 6. Кочетова, А. И. Введение в организационное поведение: учеб. пособие. М. : Дело, 2003. |
Отсутствовало |
- 3.
АНАЛИЗ ЛЕКЦИОННОГО
И ПРАКТИЧЕСКОГО
ЗАНЯТИЙ
Преподаватель : Дымова Дарья, ПП-402
Дисциплина : Общая психология
Курс : 1 курс
Тема : История и современное состояние психологии мотивационных процессов.
Тема лекции сформулирована корректно, отражает основное в содержании лекции.
Цель : Сформировать представление об истории и современном состоянии психологии мотивационных процессов.
Цель лекции соответствует теме и содержанию. Цель озвучена студентам, так же разъяснены задачи занятия, присутствует мотивация аудитории.
План занятия :
1. Понятие и классификации потребностей в психологии.
2. Понятие мотива и мотивации.
3. Концепции мотивации.
4. Система мотивационных факторов.
Лекция четко структурирована, разделение на пункты плана верно и понятно.
Список литературы, как и план, был предоставлен на доске.
Вид лекции :
- По месту
в учебном плане – текущая.
По характеру изложения – информационная.
По содержанию – научная.
Дарья озвучила основные понятия, прежде чем переходить к объяснению материала.
Лекция соответствует современному уровню развития науки. Освещена история вопроса.
Лекция характеризуется четкостью и логичностью изложения материала.
Изложение лекции соответствует времени, выделенному для занятия – 2 часа.
Объяснены новые термины и понятия. В конце каждого вопроса плана, а также всего занятия преподавателем делается вывод. Использовались приемы закрепления: вопросы по материалу. Применялись опорные материалы: конспект занятия.
Визуально предоставлены тема лекции, план и список литературы. Других наглядных материалов нет, так как они и не нужны в данном вопросе.
Темп, повторы материала и объяснение способствовали удобному конспектированию студентов.
Были использованы следующие методы обучения:
1. Монологические (объяснение, устное изложение). Дарья объясняла материал, приводя интересные и запоминающиеся примеры, продиктовывала основные моменты лекции.
2. Диалогические (беседа, дискуссия). Приводя свои примеры, Дарья так же предлагала студентам подумать и предложить свои варианты. В один момент между преподавателем и студентами завязалась дискуссия на тему «Подходит ли данный пример». Студенты активно доказывали свою точку зрения, преподаватель свою. В итоге, студенты поняли материал лучше и развили свои навыки конструктивной дискуссии.
Были использованы следующие принципы обучения:
Системности (занятие четко структурировано, соответствует плану лекции);
Доступности (материал был доступным, понятным, все новые термины были разъяснены);
Другодоминантности (присутствовала ориентация преподавателей на студентов);
Информационной избыточности (предоставленные примеры, как из научной литературы, так и из собственного опыта).
В конце каждого пункта плана и занятия преподаватель спрашивала о наличие вопросов у студентов. С легкостью, доступным языком разъясняла неясные моменты.
Очевидно, преподаватель знает свой предмет, умеет преподнести информацию, умеет говорить четко, в размеренном темпе, меняя в нужных моментах интонацию и громкость голоса. С самого начала и до последней минуты лекции был виден установленный контакт между преподавателем и аудиторией. Преподаватель выражался доступным и культурным языком.
Лекция принесла студентам большую информационную ценность.
В конце лекции, благодаря краткому опросу, было доказано, что студенты усвоили материал. Таким образом, цель лекции была достигнута: представление об истории и современном состоянии психологии мотивационных процессов у студентов первого курса ИПиП было сформировано.
3.2
Анализ практического
занятия
Преподаватель
:
Полушин Антон, ПП-401
Дисциплина
:
Организационное поведение
Курс
:
3 курс, психология менеджмента.
Тема
:
Понятие и сущность организационного
поведения.
Тема
практического занятия сформулирована
корректно.
Цель
:
не озвучена
План
семинарского занятия
:
- Понятие организационного
поведения
Взаимосвязь организационного поведения с другими областями научного знания.
Охарактеризуйте субъекты организационного поведения.
Возникновение и история развития организационного поведения как науки.
Вид семинара :
- По дидактической
цели: обзорный (обобщающий) семинар;
По способу и характеру проведения: репродуктивный (традиционный) семинар.
Содержание занятия четко соответствует теме «Понятие и сущность организационного поведения» и плану занятия.
Так как основные понятия были озвучены Антоном на лекциях, на семинарском занятии их не было.
В начале занятия преподаватель замотивировал студентов на дальнейшую успешную работу, обсудив с ними задачи семинара.
В конце каждого вопроса преподаватель просил отвечающего сделать вывод, если студент не смог этого сделать, либо ответ был не полным, Антон добавлял свои размышления на эту тему. А так же задавал отвечающему вопросы или просил об этом группу.
Мотивация студентов продолжалась и во время самого занятия, при помощи оценок и положительных отзывов со стороны преподавателя.
Семинар проходил по четкой структуре:
- Организационный
этап;
Организация учебно-познавательной работы студентов согласно плану учебного занятия;
Подведение итогов занятия.
- Монологические
методы (инструктаж). Антон четко и конкретно
объяснял задания, предоставляемые им
студентам.
Диалоговые (беседа, дискуссия). Антон обсуждал вопросы как с отвечающими, так и со всей группой. Вводил группу в дискуссии между собой и отвечающими.
Наглядные (таблица, схема). Антон на лекции предоставил студентам таблицы и схемы, которые те могли бы использовать как для подготовки к практическому занятию, так и во время ответа на вопросы преподавателя.
Практические (практическое самостоятельное задание). Кроме устных вопросов Антон предложил группе и письменное задание – «Субъекты организационного поведения». Так же преподаватель использовал краткий письменный опрос.
- Научности
(терминология научная, достоверность
научного знания, ссылка на известных
психологов, занимавшихся проблемой);
Системности (занятие четко структурировано, соответствует плану семинара).
Доступности (материал был доступным, понятным, неизвестные термины отсутствовали);
Наглядности (Антон предоставил студентам таблицы и схемы, связанные с темой семинара);
Другодоминантности (присутствовала ориентация преподавателя на студентов).
Связь теории с практикой (теоретические вопросы были дополнены практическим заданием – «Субъекты организационного поведения».);
Время, ушедшее на семинар, соответствует времени, выделенному для занятия – 2 часа.
В конце каждого вопроса, а также всего занятия преподавателем делается вывод. Использовались приемы закрепления: вопросы по материалу. Применялись опорные материалы: студенты записывали основные положения каждого вопроса
Визуально предоставлены тема занятия, план вопросов, список литературы и практическое задание, а также таблицы и схемы.
Так же были заметны приемы поддержания внимания: риторические вопросы, шутки, «голосовые улыбки».
Преподаватель легко и понятно отвечал на все вопросы студентов, что свидетельствовало о том, насколько хорошо он владеет материалом.
Очевидно, преподаватель знает свой предмет, умеет преподнести информацию, а также регулировать выдачу информации самими студентами. С самого начала и до последней минуты занятия был виден установленный контакт между преподавателем и аудиторией. Преподаватель выражался доступным и культурным языком.
Практическое занятие принесло студентам большую информационную ценность.
В конце лекции, благодаря краткому письменному опросу, было доказано, что студенты усвоили материал. Таким образом, можно предположить, что цель семинарского занятия была следующей: сформировать представление о понятии и сущности организационного поведения у студентов третьего курса специальности «психология менеджмента» ИПиП. В таком случае, цель была достигнута.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профессионально- педагогическая
практика является важнейшей частью
подготовки педагогов и психологов.
Практика
поспособствовала закреплению знаний,
приобретенных во время курса «Методика
преподавания», а также формированию практических
умений и навыков преподавательской работы
в сфере психологии, интереса к преподавательской
деятельности.
В
процессе практики студенты:
- Закрепили
и расширили знания, полученные в процессе
изучения педагогических дисциплин.
Сформировали знания о деятельности преподавания.
Сформировали индивидуальный стиль преподавательской деятельности.
Изучили личности обучающихся и преподавателей.
Усовершенствовали свои умения по усилению психологизации педагогического процесса на основе знаний общей, возрастной, педагогической и других отраслей психологии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бадмаев Б.Ц.
Методика преподавания психологии: Учеб.-метод.
пособие для преподават. и аспирантов
вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
1999. – 304с.
Буланова – Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.-544с.
Зайцев, Л. Г. Организационное поведение: учебник / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова. М. : Экономист, 2005.
Занковский А.Н. Организационнная психология. Учеб. пособие для вузов. – М.: 2000.
Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. – Спб.: Питер, 2005.-250с.
Карпов А. В. Психология менеджмента: учебное пособие.- М. Гардарика, 2005.
Лютенс, Фред. Организационное поведение: пер. с англ. / под ред. Р. С. Филоновича. М. : ИнфрА-М, 1999.
Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во УРАО, 2000. – 128с.
Психология менеджмента: учебник / под ред. Профессора Г. С. Никифорова. СП. 2004.
Ревская Н. Е. Психология менеджмента. Конспект лекций, 2001.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение
1
Лекционное
занятие №1
Тема
:
«Организация как система». Часть 1.
План
:
- Понятие организации,
ее признаки.
Типы организаций.
Классификация организационных структур.
Жизненный цикл организации
1. Понятие организации. Признаки организации.
Организация – это:
1) искусственная система, созданная человеком по определенному плану (проекту);
2) активный, относительно независимый элемент общественной системы, через который преломляются интересы индивида и общества.
и т.д.................
Для совершенствования педагогического мастерства преподаватель должен уметь правильно и детально проанализировать любое занятие. Особенно важным это является для молодых преподавателей, которые таким образом приобретают опыт преподавания предметов и педагогического опыта вообще. Облегчить работу над анализом помогут нижеприведенные советы и схемы.
Схема комплексного анализа занятия
Дата, группа.
Количество студентов (общая, отсутствующих, присутствующих).
Подготовка аудитории к занятию (порядок, доска, ТСО).
Учебная программа - рабочий план (соответствие)
Связи: между темами, межпредметные.
Организация в начале и в конце занятия.
Подготовка студентов к занятию (затраченное время).
Сообщение темы и цели занятия.
Соответствие структуры занятия его типа.
Логическая последовательность между элементами занятия.
Рациональность распределения времени на каждый элемент занятия.
Методы проверки знаний.
Четкость формирования вопросов.
Объективность и мотивирование оценок.
Методы поощрения.
Качество выявленных знаний.
Связь теории с практикой.
Профессиональная направленность в формировании специалистов для государственной налоговой службы Украины.
Научность.
Доступность.
Эффективность использованных методов и приемов подачи материала.
Общие сведения о занятиях
Дата, группа, фамилия, имя, отчество преподавателя, сколько всего студентов, сколько отсутствующих.
Обстановка и оборудование аудитории: порядок, чистота, подготовлена ли доска, наглядность, ТСО.
Вовремя началось и закончилось занятие.
Тема урока. Цель занятия (как определяет преподаватель цель занятия).
Цель посещения занятия.
Место данного занятия в системе по теме или по курсу в целом
Сравнить учебную программу по данному предмету с рабочим планом. Узнать, сколько часов выделяется на тему, чтобы определить правильность распределенного материала.
Связь данного занятия с предыдущим, как он осуществляется.
Тип и структура занятия
Соответствует ли структура занятия выбранному типу и ее целесообразность с точки зрения исследуемой темы в целом. Последовательность отдельных частей занятия (логическая, нелогичная). Обеспечение целостности и законченности занятия (подведение итога).
Соответствие программе и уровню науки. Связь с современностью. Достаточно используется материал в воспитательных целях, межпредметные связи.
Методы и приемы обучения на уроке
Отвечают ли методические приемы содержанию, типу, цели занятия.
Осуществления дидактических принципов: сознательности, активности, наглядности, доступности знаний. Как используется наглядность и ТСО. Организация самостоятельной работы студентов на занятии (вид, место, методика).
Как развиваются умственные способности студентов, как активизируется познавательная деятельность: создание проблемных ситуаций, постановка познавательных задач и т.п.. Приемы обеспечения обратной связи.
Привитие студентам умений и навыков самообразования (работа с книгой, пособиями, литературой).
Оценка знаний студентов. Качество знаний. Домашнее задание: когда давалось, объем, подготовка к его выполнению.
Насколько, какими методами были привлечены студенты к активной мыслительной деятельности. Мотивация.
Поведение преподавателя
Умение владеть аудиторией и организовать ее для работы. Стиль и тон в работе (бодрость, живость и т. д.).
Учет индивидуальных особенностей студентов. Педагогический такт. Культура речи. Наблюдательность.
Организация занятия
Наличие плана занятия и степень его реализации.
Обеспечение занятия наглядностью, ТСО, учебными пособиями, специальным оборудованием; эффективность их использования,
Выполнение основных психологических и гигиенических требований к занятию. Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности.
Рациональное использование времени.
Оптимальный связь фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы на занятии.
Наличие и оперативность обратной связи.
Состояние учебной документации.
Знание предмета преподавателем и уровень его педагогического мастерства.
Качество речи преподавателя (интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность, четкая дикция, оптимальность темпа и т.д.).
Педагогическая культура, такт и внешний вид преподавателя.
Обучение на занятии
Степень достижения основной дидактической цели занятия.
Степень реализации принципа научности, глубины усвоения.
Связь обучения с практикой, с избранной специальностью специалиста ГНС Украины.
Проблемность в обучении.
Доступность обучения. Реализация дифференцированного подхода.
Реализация принципа систематичности в обучении.
Оптимальное использование методов обучения. их соответствие содержания образования на занятии, его цели, а также возраста и развития студентов.
Эффективность использования контроля за знаниями, навыками и умениями и уровень требований, на котором производится их оценка.
Оптимальность домашнего задания.
Воспитание на уроке
Степень достижения цели на занятии.
Реализация межпредметных связей.
Развитие общественной активности.
Использование возможностей для профориентации, экономического, юридического и трудового воспитания.
Воспитание нравственных отношений между студентами.
Уровень эстетического воздействия занятия на студентов.
Формирование культуры умственного труда.
Воспитательное значение позиции преподавателя отношении студентов (заинтересованное, безразлична). Стиль их взаимоотношений (авторитарный, либеральный, безразличен).
Воспитательное значение личности преподавателя в целом.
Деятельность студентов
Степень достижения цели занятия.
Степень усвоения студентами знаний, формирование умений и навыков, предусмотренных программными требованиями при изучении данной темы.
Уровень результативности и эффективности учебной деятельности.
Творческая активность студентов, наличие интереса к занятиям и к предмету в целом.
Наличие навыков самостоятельной работы. Умение работать с вспомогательными источниками (учебной, справочной, художественной литературой).
Умение выделять главное, существенное.
Умение планировать, анализировать и оценивать эффективность своей деятельности и деятельности своих товарищей.
Умение обобщать и систематизировать.
Развитие письменных, графических и специальных умений и навыков студентов.
Оптимальность темпа учебной деятельности.
Организованность и дисциплинированность студентов на занятии.
Результаты занятия
Достижения цели. Выполнение плана. Объем и качество знаний. Воспитательное и образовательное значение занятия. Что является наиболее интересным в проведении этого занятия. Что можно позаимствовать для внедрения в практику другим преподавателям. Над чем нужно работать преподавателю.
Предложения
Посоветовать, как избежать негативных сторон (рекомендовать литературу, посещение занятий других преподавателей) (Дополнения 2-3)